БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

, № 10.

X. Просвещение

До установления нар.-демократич. строя 85-90% населения было неграмотно. После освобождения страны от фаш. оккупантов (1944) была успешно проведена кампания по ликвидации неграмотности. В 1946 издан закон, заложивший основы единой школьной системы. С 1963/64 уч. г. началось осуществление школьной реформы. Вводится обязательное 8-летнее обучение. Система нар. образования (на 1969) включает: дет. сады, 8-летние неполные ср. школы (включающие 4-летние нач. школы) и 12-летние ср. школы. В сел. районах сохранились 4-летние нач. школы. В 1967 в дошкольных учреждениях было св. 26 тыс. воспитанников. В 1967/68 уч. г. в нач. школах обучалось 268,5 тыс. уч-ся, в 8-летних школах - 177,1 тыс. уч-ся, в 12-летних ср. школах - 19,9 тыс. уч-ся. С 1970 по 1976 намечается проведение новой реорганизации нар. образования.

Проф. образование дают низшие проф. школы (1-2 года обучения), работающие на базе нач. школы, и средние (3 - 4-летиие) проф. школы и техникумы на базе неполной ср. школы. В 1967/68 уч. г. в проф. школах и техникумах было 25,9 тыс. уч-ся. Учителей нач. школ и воспитателей детских садов готовят 3-4-летние пед. училища, куда принимают после окончания неполной ср. школы, учителей ср. школ - 2-летние учительские ин-ты и Тиранский гос. ун-т (осн. в 1957, имеет 7 факультетов). В ведении ун-та находятся Н.-и. ин-т истории и филологии, Ин-т фольклора, музыки и хорового пения. Кроме того, имеются два учительских ин-та, ин-ты с.-х., зоо-технич., художеств, училище. В 1967/68 уч. г. в вузах обучалось 12,4 тыс. студентов.

Крупнейшие библиотеки: Национальная (основана в 1922; 450 тыс. тт.) и университетская (ок. 300 тыс. тт.) в Тиране.

Гл. музеи: Археологич. (осн. в 1948), Этнографич. (1948), Музей борьбы за нац. освобождение (1949) - в Тиране.

XI. Наука и научные учреждения

До 2-й мировой войны 1939-45 науч. учреждений и высших уч. заведений в А. не было. После установления в стране нар.-демократич. строя было открыто первое науч. учреждение - Институт наук (1947) с тремя отделениями: языка и лит-ры; истории, социологии и экономики; естеств. наук. Работы велись по следующим направлениям: составление албано-рус. и русско-алб. словарей, проведение экспедиций по сбору фольклорного материала, перепись наиболее ценных археологич., этнографич. объектов и памятников культуры, классификация видов и изучение зонального расселения растений, выявление и практич. применение лекарств, растений, изучение видов промысловых рыб, месторождений полезных ископаемых, составление прогнозов погоды. Большую помощь А. в создании науч. учреждений и развёртывании исследоват. работ, в особенности по геологии, оказывали СССР и др. социали-стич. страны. В 1952 в Ин-те наук была создана Комиссия по координации планов науч. исследований с нуждами нар. х-ва. В 1955 в его ведение были переданы Н.-и. ин-т земледелия и Н.-и. ин-т животноводства, незадолго до этого организованные в Люшне и Шкодере.

В 1957 на базе слияния пед., поли-технич., экономич., мед., юридич. институтов и Ин-та наук был создан Гос. ун-т в Тиране - единый учебный и науч. центр. Отраслевые н.-и. ин-ты и учреждения перешли в ведение соответствующих министерств. Науч. работа в области химии, физики, математики, биологии, геологии, медицины сосредоточена на соответств. ф-тах ун-та. Оригинальные исследования на алб. материале ведутся в области биологии, агробиологии, геологии. В 1965 в ун-те было организовано математич. об-во. В области обществ, наук создан ряд работ по истории, лит-ре и языку.

С 1961-63 почти полностью прекращены научные связи между алб. учёными и учёными европ. социалистич. стран. В частности, А. перестала участвовать в работе Объединённого ин-та ядерных исследований в Дубне.

В А. издаются след, научные журналы: "Universiteti shteteror Tiranes (Seriashken-cat natyrore)"(no проблемам естеств. наук, с 1957), "Studime hidrometeorologjike" (по проблемам гидрометеорологии, с 1960), "Anuari i stydimeve gjeelogjke dhe mini-rare" (по проблемам геологии), "Universiteti shteteror i Tiranes (Seria shken-cat shoqerore)" (по проблемам обществ, наук, с 1946), "Studime historike" (no историч. проблемам, с 1964), "Studia albanica" (с 1964), "Studime filologjike" (по филологич. вопросам, с 1964).

Н. Д. Смирнова.

XII. Печать, радиовещание, телевидение

Периодич. печать возникла в А. во 2-й пол. 19 в. Ввиду преследований тур. властями алб. нац.-освободит, движения, первые алб. газеты и журналы издавались алб. патриотич. орг-циями за рубежом. С 1912, после провозглашения независимой А., периодич. издания начинают выходить внутри страны. Особое развитие алб. печать получила после народно-демократич. революции. В 1967 в А. издавалось более 50 центр, газет, журналов и др., разовым тиражом более 300 тыс. экз.

Важнейшие газеты: "Зери и популлит" ("Zeri i popullit", с 1942), орган ЦК Алб. партии труда (АПТ): "Башкими" ("Bashkimi", с 1943), орган Демократич. фронта А. (ДФА);"Лайко вима" ("Laiko vima", с 1945), орган для греческого нац. меньшинства; "Пуна" ("Puna", с 1945), орган Центр, совета алб. профсоюзов; "Зери и ринисе" ("Zeri i rinise", с 1952), орган Союза трудовой молодёжи А.;"Дри-та" ("Drita"), еженедельная литературная газета. Журналы: "Руга э партисе" ("Rruga е partise", с 1954), орган ЦК АПТ; "Шкиптарья э ре" ("Shqiptarja е re", с 1943), орган Союза алб. женщин; "Хостени" ("Hosteni", с 1945), орган Союза журналистов А.; "Нендори" ("Nendori", с 1954), еженедельный лит,-художеств. и общественно-политич. журнал, орган Союза писателей и деятелей искусства А. Имеется алб. телеграфное агентство, АТА (Agjensia Telegrafike Shqiptar - ATSh, осн. в 1944).

Существует гос. орг-ция "Албанское радиовещание и телевидение" ("Radiodi-fuzioni dhe Televizioni Shqiptar"). В 1949 в А. построена радиостанция "Тирана", являющаяся центральной. Действуют также радиостанции в нек-рых районных центрах (Корча, Шкодер и др.). Вещание ведётся на албанском, а также на иностр. яз. Телевидение - с 1960.

П. Никитин.

XIII. Литература

В А. имеется богатый фольклор - эпич. поэмы о богатырях, историч. песни. Первый сохранившийся памятник алб. письменности - "Формула крещения" (1462) епископа Паля Энгели. В 1555 вышла первая книга на алб. яз.- "Мэшари" Гьона Бузуку. В 16-17 вв. писали гуманисты Л. Буди, Ф. Барде, П. Богдани, М. Барлети ("История жизни и подвигов Скандербега", 1508-10). В 18 в. в гг. Воскопое, Эльбасане и Бера-те развивалась дидактико-религ. лит-ра на греч. яз. (Т. Кавальоти, Д. Тодри). Стихи и поэмы поэтов-* бейтеджи" 18-19 вв. (писавших на алб. языке араб, алфавитом) Н. Фракулы, X. Зюко Камбери, М. Чами сыграли значит, роль в борьбе против тур. ассимиляции. С 16 в. развивается т. н. литература арберешей (алб. эмигрантов в Южной Италии).

Лит-pa эпохи нац. возрождения развивалась под знаком романтизма. Борьба алб. народа против тур. ига усилила интерес к народному творчеству. Среди албанских писателей 19 в. выделяются И. Де Рада (поэмы "Песни Милосао", 1836; "Песни Серафины Топии", 1839-43; "Несчастный Скандербег", 1886), Г. Да-ра-младший (поэма "Последняя песнь Балы", 1887), 3. Серембе, А. Сангори, В. Стратико, а также прозаик и переводчик К. Кристофориди, фольклористы Т. Митко и С. Дине, публицист С. Фраше-ри, поэт В. Шкодрани (П. Васа).

Одним из основоположников новой лит-ры был Н. Фрашери (поэма "Стада и пашни", 1886; поэтич. сб. "Летние цветы", 1890; поэма "История Скандербега", 1898).

Выдающимися поэтами-реалистами начала 20 в. были А. Чаюпи, выступивший за объединение албанцев, против религ. розни, с призывами к борьбе за нац. свободу (сб. "Отец Томори", 1902, памфлет "Салоникский клуб", 1908; комедия "Четырнадцатилетний жених", 1902) и Н. Мьеды (поэма "Плач соловья", 1887; сб. "Ювенилия", 1917). Видные поэты А.- Асдрени (А. С. Дренова) (сб-ки "Лучи солнца", 1904. "Мечты и слезы", 1912, "Псалмы изгнанника", 1930), Ф. Широка, Л. Гуракучи, Р. Силичи; прозаики М. Грамено и др. Шовинистич. тенденции характерны для творчества поэта Г. Фишты. Прогрессивную лит-ру представлял Ф. Ноли, автор "Истории Скандербега" (1921), лирич. и политич. стихов. В 20-30-е гг. выступили прозаики Ф. Постоли, X. Стерми-ли, поэт и прозаик-реалист Мигени (М. Д. Никола, 1911-38; сб. "Свободные стихи", 1936). В 30-х гг. в литературе утверждаются социальные мотивы.

В годы 2-й мировой войны 1939-45 в А. развивалась нац.-освободит, партизанская поэзия; известна поэма Ш. Му-сараи "Эпопея Балы Комбетар" (1944). После освобождения от оккупации в лит-ре А. продолжает разрабатываться тема нар. войны против итало-нем, фашистов (поэма Ф. Гьяты "Песня о партизане Бенко", 1950; роман Д. Шутеричи "Освободители", 1952-55; П. Марко "Последний город", 1960). Одновременно возникает тема социального преобразования жизни (поэтич. сб. И. Кадаре "Мой век", 1961; роман С. Спассе "Они были не одни", 1952; "Афродита снова в деревне", 1955; Ф. Гьяты "Болото", 1959; "На берегу озера", 1961). В кон. 50-60-х гг. появляются автобиографич. повести и романы, книги, затрагивающие различные события истории А.: повесть Д. Шутеричи "Гурнецка" (1957), романы В. Коконы "На волнах жизни" (1961), Я. Дзодзы "Мёртвая река" (1965).

Лит.: Historia e letersise shqipe, v. 1 - 2, Tirane, 1959; Серкова Т. Ф., Поэзия итальянских арберешей и проблемы албанского романтизма. Сообщение на I конгрессе балканских исследователей, М., 1966.

Т. Ф. Серкова.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Древнейшие художеств, памятники на терр. совр. А. относятся к 1-му тыс. до н. э. (иллирийские укрепления из крупных необработанных кам. блоков; литые бронз, украшения, найденные в могильниках). От антич. эпохи (с 7 в. до н. э.) сохранились остатки оборонит, сооружений, обществ, и жилых зданий, архит. деталей, мозаик, керамики на месте греч. колоний (Аполлония Иллирийская, Бутринт, Дуррес и др.) и рим. укреплённых городов (Эльбасан и др.). В ср. века в церк. архитектуре А. в центр, и юж. районах преобладали сооружения визант. типа - церкви в сёлах Лявдари (местность Опари), Мборья (обе 13 - 14 вв.), в г. Воскопоя (17-18 вв.), а в сев. районах, где сильно было влияние католицизма,- романского типа (собор в с. Шаси, церкви в сёлах Вау-и-Дейес, Оботи, все - 13 в.). С распространением ислама (с 15 в., но гл. обр. с 17 в.) в городах А. появляются дворцы знати (сараи), закрытые рынки (оезистени), мечети (в Эльбасане, Шкодере, Тиране и др. городах). До сер. 20 в. в большинстве городов А. преобладали 2-этажные жилые дома, кам. или с кам. нижним и дощатым или фахверковым верх, этажом, крытые черепицей. В лесистых районах дома были дощатыми, в приморских - глинобитными, саманными или тростниковыми с глиняной обмазкой. В антисейсмич. целях в кам. кладку гор. и сел. домов вводились дерев, брусья. В горных районах до нач. 20 в., наряду с 1-2-этажными каменными домами, возводились "кулы" - башнеобразные 3-этажные строения с навесными бойницами.

Живопись ср.-век. А. развивалась под сильным влиянием Византии. Ранние памятники фресковой живописи относятся к 12-14 вв. (росписи церкви Троицы в Лявдари, церквей в монастырях близ сёл Рубику и Пояни и др.). С 16 в. визант. традиции ослабевают, в А. проникают отзвуки итал. Возрождения. Художники-монументалисты (мастер Онуфрий из Неокастра, его сын Николай и др.) работают в более реалистич. манере, варьируя традиционные композиции. Реалистические тенденции нарастают в творчестве живописца Давида из Селеницы (росписи церкви Николая в Воскопое, 18 в.). С сер. 18 в. монумент, живопись переживает упадок. Ведущую роль приобретает иконопись, до нач. 20 в. остававшаяся осн. видом изобразит, иск-ва А. и продолжавшая сохранять визант. традиции. В период т. н. национального возрождения (2-я пол. 19 в.), в связи с ослаблением влияния ислама, препятствовавшего изображению живых существ, впервые появляется станковая живопись (портрет и пейзаж), а в 1920-х гг.- скульптура. В это время выдвигается ряд художников, получивших профессиональное образование,- С. Дзета, С. Рота и др.

В совр. городах А. сосуществуют кварталы, сохранившие ср.-век. облик, кварталы, возникшие в первые десятилетия 20 в., регулярно распланированные и более благоустроенные, и совр. застройка: 3-5-этажные дома, кирпичные, с балконами-лоджиями. В сёлах и рабочих посёлках - малоэтажные дома, построенные по типовым проектам.

В изобразит, иск-ве А. 2-й пол. 40-х - 50-х гг. 20 в. укреплялось реалистич. направление. В живописи получили развитие различные жанры: историч., бытовой, портрет, пейзаж (С. Рота, В. Мио, Н. Займи, С. Кацели и др.). В 40-х гг. появились первые произв. графики (карикатура, книжная иллюстрация, плакат). Скульпторы О. Паскали, Я. Пачо, К. Хоши, А. Мано и др. выступили с портретами, жанровыми композициями, монументальной скульптурой.

Нар. декоративно-прикладное иск-во А. представлено традиц. филигранными серебряными украшениями для одежды, шерстяными, гл. обр. безворсовыми, коврами, дерев, бытовыми предметами, покрытыми мелким полихромным узором. Сквозная и высокорельефная дерев, резьба в интерьерах культовых и жилых сооружений заменяется в 19 в. гипсовой лепкой и декоративной росписью стен.

Лит.: Прокофьева М., Художники Албании, "Искусство", 1959, №4, с. 27 - 33; Пузанова В., Д а м о Д., Некоторые памятники монументальной живописи 13 - 14 вв. в Албании, "Studia Albanica", 1965, № 2; и х же, О творчестве албанского средневекового художника Онуфрия, там же, 1966, № 1; Adhami S., Monumente te kultures ne Shqiperi, Tirane, 1958.

Ю. В. Ивановна.

Илл. см. на вклейке, табл. XXX.

XV. Музыка

Нар. музыка А. отличается стилистич. разнообразием, характерным для отд. районов страны. Наряду с мелодиями диатонич. склада чётного размера существуют песни с присущими вост. музыке ходами на интервал увеличенной секунды и сложными метрич. образованиями с самой различной группировкой. Нередко встречаются напевы, осн. на пентатонике. Часто песни исполняются на 3 голоса с сопровождением инструментов (чиф-тели и ляхута - струнные; гайда - род волынки; зумаре, фюэлы - духовые, а также скрипка, кларнет, бубен). Проф. муз. культура получила своё развитие после установления в А. нар.-демократич. строя. В 1947 в Тиране открылся Художеств, лицей им. И. Мисья с муз. отделением. В Тиране имеются филармония (1950), Гос. театр оперы и балета (с балетной школой при нём, 1956), Хор Нар. армии (1944). К первым произв. алб. проф. музыки относятся оперетта "Заря" К. Коно, его же вокально-сим-фонич. поэма "Герои Боровы", увертюра на нар. алб. темы Д. Леки, оратория К. Трако, 1-я симфония Ч. Задеи и др. В 1954 поставлена первая алб. опера "Мрика" П. Яковы, в 1960 - опера "Весна" Т. Дайи. В 1963 состоялась премьера первого нац. балета "Халиль и Хайрия" Дайи, затем балетов "Делина" Задеи, "Партизан" К. Ляры. В 1968 в Тиране поставлена опера "Скандербег" П. Яковы.

Лит.: Коно К., Музыкальная жизнь народной Албании, "Советская музыка", 1952, № 5; Лека Д., Мир - это творчество, "Советская музыка", 1952, № 5.

В. Конопацкая, Р. Кочи.

XVI. Театр

Первые театр, представления в стране были осуществлены театр, кружком в пос. Тесторати (1874). Большую роль в создании нац. драматургии сыграли писатели-просветители и деятели т. н. национального возрождения (2-я пол. 19 в.) С. Фрашери, М. Грамено, Ф. Ноли, А. Чаюпи и др., пьесы к-рых сохраняются в репертуаре совр. театра А.

После провозглашения нац. независимости А. (1912) получило распространение любительское театр, движение. В годы оккупации страны итало-нем, войсками (1939-44) были организованы партизанские театры. В 1944 на основе этих театров создан первый проф. театр - Нар. театр в Тиране. Здесь ставились историч. пьесы алб. авторов, рус. и сов. драматургия. Установление нар. власти способствовало появлению в репертуаре пьес исторических, о нац.-освободит, борьбе алб. народа против итало-нем, оккупантов, о новой жизни алб. деревни, к-рые писали драматурги С. Питарка, Б. Ле-воня, Ф. Пачрами, И. Уручи. Театр ставил классич. драматургию - произв. Шекспира, Шиллера, Мольера и др. В 60-е гг. в репертуар театров включаются алб. националистич. и китайские пьесы.

Проф. театры созданы в городах Шкодер (1949), Корча (1950), Дуррес (1953). Среди режиссёров засл. артисты НРА П. Стилу, А. Пано и др.; актёры: нар. артисты НРА Л. Ковачи (ум. в 1963), М. Пони, Н. Фрашери и др.; засл. артисты НРА М. Логореци, Б. Левоня (ум. в 1968), Б. Имами, М. Стефаг, Л. Фи-липи, К. Роши, Т. Курти и др. Мн. алб. актёры и режиссёры учились в Сов. Союзе. В 1959 в Тиране создано Высшее актёрское уч-ще им. А. Моисеи. С 1953 издаётся журнал "Nendori", в к-ром освещаются вопросы театра. Р. Кочи.

XVII. Кино

Кинематография возникла в А. после провозглашения народной республики. Выпускалась кинохроника, с 50-х гг.- документальные фильмы. В 1952 построена киностудия "Новая Албания" (Тирана). Совместная работа алб. и сов. кинематографистов над фильмом "Великий воин Албании Скандербег* (1954, реж. С. И. Юткевич) - первый опыт в области художественной кинематографии. С 1958 выпускаются художественные полнометражные фильмы ("Тана", "Земля в пламени" и др.). Производятся также научно-популярные фильмы.

Лит.: Юткевич С. И., Искусство народной Албании, М., 1958.

АЛБАНИЯ КАВКАЗСКАЯ, одно из древнейших государств на терр. вост. Закавказья, населённое разноплеменными народами, в т. ч. албанцами (на побережье Каспийского м., в ниж. течении pp. Араке и Куры). Особое место А. К. в истории определялось тем, что на ее территории были расположены "ворота Кавказа" (город Чола, в районе совр. Дербента), являвшегося мостом между Европой и Азией. Археологич. раскопки на терр. Азерб. ССР (в Мингечауре, Чу-хуркабале, Софулу, Кабале, Топрахкале, Хыныслах и др.), сведения антич. авторов (Арриан, Плиний, Страбон, Аппиан, Плутарх и др.) и арм. летописцев (Фавст, Егише, Хоренаци, Корюн и др.) свидетельствуют, что в конце 1-го тыс. до н. э. население А. К. занималось плужным земледелием, отгонным скотоводством и различными ремёслами. На этой материальной базе сложились отношения раннерабо-владельческой собственности и возникло государство, возглавляемое царём и гл. жрецом. На рубеже