БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

юц. традициями. В 1900 на её ф-ках возникли подпольные революц. орг-ции. Из среды глуховских текстильщиков вышли прославленные революционеры И. В. Бабушкин, В. П. Ногин, А. Г. Железняков (Железняк) и др. За годы Сов. власти резко возросли производств, мощности комбината: построены гребенная ф-ка, новый корпус ткацкой ф-ки, ситценабивная и прядильно-ниточная ф-ки. В 1970 по сравнению с 1913 выработка тканей возросла более чем в 4,2 раза. Комбинат награждён орденом Ленина (1949), орденом Октябрьской Революции (1971).

ГЛУХОЙ ГРИБ, народное название различных съедобных грибов, у к-рых нижняя сторона шляпки "заткана" грибницей паразитных сумчатых грибов из рода Hypomyces.

ГЛУХОНЕМОТА, врождённая или возникшая в раннем детстве глухота и обусловленное ею отсутствие речи. Нормально слышащий ребенок овладевает речью, подражая речи окружающих на основе её слухового восприятия. Если ребёнок рождается глухим или лишается слуха в доречевом периоде (до 1 года), самостоят, овладение речью становится невозможным. Нередко и при более позднем возникновении глухоты (в возрасте 2-3, а иногда даже 4-5 лет) речь, уже развившаяся, но недостаточно упрочившаяся, теряется, если своевременно не принимаются меры для её сохранения и развития. В речевом аппарате глухонемых к.-л. изменений, препятствующих образованию звуков речи, не происходит. Лечение при Г. малоэффективно. Наиболее эффективны меры, направленные на предупреждение и устранение причин, вызывающих врождённую глухоту и развитие глухоты в раннем детском возрасте. Широко проводимые в СССР профилак-тич. мероприятия значительно снизили количество глухонемых, достигавшее в до-революц. России 0,1% к общему числу населения. Преодоление последствий Г. достигается спец. обучением и воспитанием. Глухонемые, не обученные словесной речи, пользуются для общения мимикой и жестами. Однако мимико-жестикуляторная речь располагает весьма ограниченными средствами и не может полностью заменить словесную. Поэтому важнейшим способом компенсации Г. является формирование у глухонемых обычной словесной речи в устной и письменной форме. В царской России обучение глухонемых было делом частной предприимчивости и благотворительности. Во всей стране было лишь неск. спец. школ, в к-рых обучалось всего 6-7% глухонемых детей. В СССР закон о всеобщем обязат. обучении распространяется и на глухонемых детей. Создана сеть спец. школ и дошкольных учреждений, входящих в общую систему нар. образования. В школах глухонемые получают общеобразоват. подготовку в объёме восьмилетней школы. Особое место в системе обучения глухонемых детей занимает формирование у них словесной речи, где существ, часть составляет выработка внятного произношения; при этом используют зрительное, тактильно-вибрационное и кинестетич. восприятия, а также имеющиеся у мн. глухонемых небольшие остатки слуха. В процессе спец. обучения имеющийся у глухонемых детей вторичный дефект (немота) преодолевается, и ребёнок, оставаясь глухим, постепенно становится говорящим, а не немым (в связи с этим изменилось и название школы глухонемых - школа глухих).

Наряду с общеобразоват. подготовкой учащиеся школ глухих получают профессионально-трудовую подготовку; окончившие школу могут продолжить своё образование в техникумах или, работая на производстве, закончить среднее образование в заочной либо вечерней (сменной) школе и поступить в ВУЗ. Глухонемые пользуются в СССР всеми гражд. правами наравне со слышащими. Во всех союзных республиках работают общества глухих.

Лит.: Дьячков А. И., Воспитание и обучение глухонемых детей. M., 1957;Нейман Л. В., Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей, M., 1961; Pay Ф. Ф., Нейман Л. В., Бельтюков В. И., Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся, M., 1961. Л. В. Нейман.

ГЛУХОТА, полное отсутствие слуха или такая степень его понижения, при к-рой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Полная Г. встречается редко - у большинства глухих имеются остатки слуха, позволяющие воспринимать очень громкие звуки, в т. ч. и нек-рые звуки речи, а иногда и отд. хорошо знакомые слова и фразы, произносимые громким голосом около уха (Г., граничащая с тугоухостью).

Причиной Г. чаще всего являются болезненные процессы во внутр. ухе и слуховом нерве, возникающие либо как осложнение воспаления среднего уха (см. Отит), либо как следствие нек-рых ин-фекц. заболеваний (цереброспинальный менингит, грипп, свинка, корь, скарлатина). В нек-рых случаях к Г.может привести прогрессирующее падение слуха, развивающееся при отосклерозе. Иногда Г. возникает при длит, воздействии сильного шума и сотрясения, а также отравлении нек-рыми веществами (мышьяком, ртутью, свинцом) и т.д. В доре-волюц. России в связи с плохой организацией или отсутствием охраны труда Г. особенно часто развивалась у котельщиков и ткачей (шумное производство). Г. может быть и врождённой. Возникает она или под влиянием генетических (наследственных) факторов (см. Наследственные заболевания), или в результате воздействия на развивающийся плод инфекции, или интоксикации организма матери. Врождённая, а также приобретённая в раннем детстве Г. лишает ребёнка возможности самостоятельно овладеть речью (см. Глухонемота). При Г., возникшей в более позднем возрасте, изменяется модуляция голоса, появляются дефекты произношения, но речь в целом обычно не страдает.

Речевое общение глухих с окружающими может быть значительно облегчено путём овладения навыками зрит, восприятия речи (чтение с губ), а при наличии существ, остатков слуха -посредством использования звукоусиливающих приборов (см. Слуховые аппараты). Лечение Г. в большинстве случаев малоэффективно. При отосклерозе, а также при Г., связанной с последствиями воспалит. процессов в среднем ухе, улучшение слуха иногда достигается хирургич. лечением. Профилактика Г.- предупреждение и своевременное лечение заболеваний, приводящих к стойким нарушениям слуха. В предупреждении врождённой Г. осн. значение имеет гигиена беременности. Не рекомендуются браки между врождённо глухими.

Лит.: Tемкин Я. С., Глухота и ту-гоухость, M., 1957. Л. В. Нейман.

ГЛУША, посёлок гор. типа в Бобруйском р-не Могилёвской обл. БССР, в 26 км к Ю.-З. от ж.-д. ст. Бобруйск (на линии Минск - Жлобин). Стекольный з-д.

ГЛУШКО Валентин Петрович [р. 20.8 (2.9). 1908, Одесса], советский учёный в области физико-технич. проблем энергетики, акад. АН СССР (1958; чл.-корр. 1953), дважды Герой Социалистич. Труда (1956, 1961). Чл. КПСС с 1956. В 1921 начал интересоваться вопросами космонавтики, с 1923 переписывался с К. Э. Циолковским, с 1924 публиковал научно-популярные и науч. работы по .Космонавтике. По окончании учёбы в Ле-нингр. ун-те (1925-29) работал в Газодинамической лаборатории (ГДЛ). Осн. работы посвящены теоретич. и экспериментальным исследованиям по важнейшим вопросам создания и развития жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Основоположник отечеств, ракетного двигателестроения, один из пионеров ракетной техники. Конструктор первого в мире электротермического ракетного двигателя (ЭРД) (1929-33) и первых отечеств. ЖРД (1930-31). Конструктор семейств ЖРД: OPM, OPM-I - ОРМ-102 (1930-38), РД-1- РД-3 (1939-46) и др. В 1930 предложил в качестве компонентов топлива ЖРД азотную к-ту, растворы азотного тетро-ксида в азотной к-те, тетранитрометан, перекись водорода, хлорную к-ту, бериллий, порох с бериллием, разработал профилированное сопло и теплоизоляцию камеры сгорания двуокисью циркония. В 1931 предложил хим. зажигание и самовоспламеняющееся топливо, карданную подвеску ЖРД для управления полётом ракеты. В 1931-33 разработал агрегаты для подачи топлива в ЖРД - поршневой, турбонасосный с центробежными насосами и мн. др. Деп. Верх. Совета СССР 7-8-го созывов. Ленинская пр. (1957), Гос. пр. СССР (1967). Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Тру-. дового Красного Знамени и медалями. Соч.: Ракеты, их устройство и применение, M.- Л., 1935 (совместно с Г. Э. Лангема-ком); Жидкое топливо для реактивных двигателей, ч. 1, M., 1936; Ракетная техника. Сб. ст., в. 2, 3, 4, 5, 6, M.- Л., 1937, и др.

ГЛУШКОВ Виктор Григорьевич (23.3. 1883 - 1939), советский гидролог, чл.-корр. АН СССР (1932), действит. чл. ВАСХНИЛ (1936). Родился в г. Верный (Алма-Ата). По окончании Петерб. ин-та путей сообщения (1907) работал в Cp. Азии, где руководил мелиоративными изысканиями на р. Мургаб и созданием Гидрометрич. части Туркестанского края. В 1913 возглавил организацию Гицрометрич. части Европ. России. Принимал активное участие в подготовке плана ГОЭЛРО. Участвовал в создании первого комплексного гидрологич. учреждения - Российского гидрологич. ин-та (с 1922 его директор). Читал лекции в различных вузах Москвы, Ленинграда. Осн. работы по гидрометрии, наносам, гидрологич. анализу и расчётам, организации исследований и др. В теории совр. гидрологии особое значение имеет предложенный Г. т. н. геогра-фо-гидрологич. метод. Изобрёл ряд гидрометрич. приборов.

Соч.: Вопросы теории и методы гидрологических исследований, M., 1961.

Лит.: Львович M. И., Виктор Григорьевич Глушков, Л., 1968.

ГЛУШКОВ Виктор Михайлович ,'р. 24.8. 1923, Ростов-на-Дону), советский математик, акад. АН СССР (1964), акад. (1961; чл.-корр. 1958) и вице-президент (с 1962) АН УССР, Герой Социалистич. Труда (1969). Чл. КПСС с 1958. Окончил Ростовский ун-т (1948), с 1956 работает в АН УССР, с 1962 директор организованного им Ин-та кибернетики АН УССР - важного науч. центра исследований по кибернетике. Науч. работу начал в области абстрактной и топологич. алгебры, затем занялся разработкой теоретич. и прикладных вопросов кибернетики. Важные результаты получены им в теории цифровых автоматов, автоматизации проек-

тирования ЭВМ, в области приложения вычислит, техники к управлению производств, процессами и экономикой, в разработке новых принципов построения структур малых ЭВМ для инженерных расчётов. Чл. ЦК КП Украины. Деп. Верх. Совета УССР 7-го созыва и Верх. Совета СССР 8-го созыва. Ленинская пр. (1964), Гос. пр. СССР (1968). Награждён 2 орденами Ленина и медалями. Портрет стр. 608.

Соч.: Синтез цифровых автоматов, M., 1962; Введение в кибернетику, К., 1964; Вычислительные машины с развитыми системами интерпретации, К., 1970 (соавтор).

В. С. Михалевич.

ГЛУШКОВ Иван Николаевич [11(23).3. 1873, Усолье, ныне Пермской обл., - 3(16).!.1916, Таллин], русский учёный, специалист по технике бурения и эксплуатации нефтяных скважин. По окончании Пермского реального училища работал на горных предприятиях Урала, а с 1897 на нефтяных промыслах Баку. Осн. труд Г.- "Руководство к бурению скважин", в к-ром полно и глубоко освещались все способы бурения, был опубликован в 1904-11. С 1909 работал в Петерб. горном институте; написал труд "Эксплуатация буровых скважин" (1913), мн. годы служивший единств, руководством по этому вопросу.

Соч.: Руководство к бурению скважин, 2 изд., т. 1 - 3, М.- Л., 1924 - 25; Эксплуатация буровых скважин, 2 изд.. M.- П., 1923 (имеется биография Г. и библ.).

ГЛУШКОВО, посёлок гор. типа, центр Глушковского р-на Курской обл.РСФСР, на лев. берегу р. Сейм, в 10 км к С.-З. от ж.-д. ст. Глушково (на линии Ворожба - Курск). Суконная ф-ка, маслозавод.

ГЛУШКОВСКИЙ Адам Павлович (1793, Петербург,- ок. 1870), русский артист балета, балетмейстер, педагог. В 1811 окончил Петерб. балетную школу. Ученик И. И. Вальберха н Ш. (К.) Дидло. В 1812-39-первый танцовщик, педагог (руководитель балетной школы) и балетмейстер Большого театра (Москва). В постановках балетов-дивертисментов "Гулянье на Воробьёвых горах" (1815), "Филатка с Федорой на качелях под Новинском" на муз. С. И. Давыдова (1815) и др. Г. использовал мотивы нар. танцев. Он обратился к нац. литературе, поставив балеты на темы произв. А. С. Пушкина ("Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника" Шольца, 1821; "Чёрная шаль, или Наказанная неверность", муз. сборная, 1831, и др.). Г. создал более 30 балетов. Его деятельность оказала большое влияние на развитие рус. хореографии 19 в. Своим творчеством и лит.-крнтич. работами Г. утверждал прогрессивные реалистич. тенденции балетного театра.

Соч.: Воспоминание о великом хореографе К. Л. Дидло и некоторые рассуждения о танцевальном искусстве, "Пантеон и репертуар русской сцены", СПБ, 1851, т. 2, кн. 4; т. 4, кн. 8: т. 6, кн. 12; Из воспоминаний о знаменитом хореографе К. Л. Дидло, "Москвитянин" 1856, т. 1; Воспоминания балетмейстера, Л.- M., 1940.

Лит.: Слонимский Ю. И., Рождение московского балета и Адам Глушков-ский. в кн.: Глушковский А. П., Воспоминания балетмейстера, Л.- M., 1940.

ГЛХATУH, древний тип армянского народного жилища, в прошлом широко распространённый в горных р-нах Армении. Частично сохранился в 20 в. Представляет собой каменное жилое помещение с деревянным ступенчатым перекрытием, опирающимся на столбы. В центре свода - светодымовое отверстие, под ним - открытый очаг. Вокруг Г. обычно сгруппированы различные хозяйств, помещения. Жилища типа Г. были характерны также для горных р-нов Грузии и Азербайджана (см. Дарбази, Карадам).

ГЛЫБОВЫЕ ГОРЫ, поднятия земной коры, ограниченные тектонич. разломами. Для Г. г. характерны: массивность, крутые склоны и сравнительно слабая расчленённость. Возникают обычно в складчатых зонах, имевших когда-то горный рельеф, но потерявших пластичность и выравненных денудацией. При повторном тектонич. воздействии эти участки земной горы не собираются в складки, а разбиваются на отд. глыбы, из к-рых одни поднимаются в виде горстов, давая начало хребтам ("возрождённые горы"), другие опускаются в виде грабенов, образуя впадины. Иногда при повторном горообразовании сглаженная земная поверхность подвергается складчатой деформации, ведущей к образованию широких и пологих складок, сопровождающихся разломами (напр., хребты Саяно-Алтайской обл., горы Средней Европы и др.).

ГЛЫБОКАЯ, посёлок, гор. типа, центр Глыбокского р-на Черновицкой обл. УССР. Ж.-д. узел Глубокая-Буковин-ская. Маслодельный з-д, птицекомбинат.

ГЛЮК (Gluck) Кристоф Виллибальд (2.7.1714, Эрасбах,-15.11.1787, Вена), австрийский композитор. Детство и юность провёл в Чехии. Одним из его учителей был крупнейший чеш. органист и композитор Б. Черногорский. Г. занимался пением и игрой на мн. инструментах (орган, клавесин, скрипка, виолончель). Совершенствовался в Вене. В 1737-45 жил в Италии, где занимался под руководством Дж. Саммартини. В 1741 оперой "Артаксеркс" (либретто П. Метастазио) дебютировал как оперный композитор. Эта и последующие итал. оперы Г. имели большой успех. В 1745-46 в Лондоне Г. познакомился с ораториями Г. Ф. Генделя, а затем в Париже с операми Ж. Ф. Рамо. В кон. 40-х гг. в качестве капельмейстера итал. оперной труппы посетил ряд европ. городов (Гамбург, Копенгаген, Прага и др.). С 1750 Г. надолго поселился в Вене, где в 1754 получил должность придворного капельмейстера. Наряду с итал. операми с 1758 создавал оперы на франц. комедийные тексты (Ш. Фавара и др.): "Остров Мерлина", "Осаждённая Цитера", "Наказанный пьяница", "Одураченный кади", "Пилигримы в Мекку" и др. В 1761 Г. в содружестве с балетмейстером Г. Анджолини создал балет "Дон Жуан", отличавшийся от совр. ему произв. большим драматизмом. С Веной связано начало оперной реформы Г., к-рая осуществлялась им совместно с либреттистом P. Кальцабиджи. За первой реформаторской оперой "Орфей и Эвридика" (1762) последовали "Альцеста" (1767) и "Парис и Елена" (1770). Г. в корне изменил трактовку оперного жанра. В традиц. мифологич. сюжетах Г. прежде всего выявлял глубокое идейное содержание, подчёркивал гражданственные идеи (подчинение личного общественному, самопожертвование для блага государства). Завершение реформы произошло в Париже, куда Г. переехал в 1773. Здесь он поставил оперу "Ифигения в Авлиде" (либретто Ф. дю Рулле по трагедии Ж. Расина, 1774), в новых редакциях оперы "Орфей" (1774) и"Альцеста" (1776), а также оперы " Армида" (либретто Ф. Кино, 1777), "Ифигения в Тавриде" (либретто H. Ф. Гийара по Еврипиду, 1779), "Эхо и Нарцисс" (по мифологич. сказке, 1779). В 80-х гг. Г. снова жил в Вене, где написал на тексты Ф. T. Клоп-штока 7 од и оперу "Битва Германика" (неоконч.).

Оперная реформа Г. отвечала передовым устремлениям демократич. кругов накануне Великой франц. революции. Большую роль в идейной подготовке реформы сыграла деятельность франц. энциклопедистов (Ж. Ж. Руссо, Ж. Д'Алам-бера, особенно Д. Дидро) и нем. просветителей (И. Винкельмана, Г. Э. Лессин-га). В музыке Г. стремился к наиболее полному раскрытию драматич. содержания, не шёл на уступки поверхностным аристократич. вкусам. В предисловии к "Альцесте", явившемся программным манифестом новой оперной эстетики, Г. писал: "Я хотел привести музыку к её истинной цели, которая в том заключается, чтобы дать поэзии больше новой выразительной силы, сделать отдельные моменты фабулы более захватывающими, не прерывая действия и не расхолаживая его ненужными украшениями". Гл. достижением композитора явилось подчинение всех компонентов оперного спектакля (сольного пения, хора, оркестра, балета) единому замыслу. В ариях Г. отказался от виртуозных излишеств и внешней помпезности, усилил в речитативных эпизодах; декламац. выразительность, повысил роль оркестрового сопровождения. Стремясь преодолеть мозаичность и схематизм номерной структуры оперы, Г. объединял ряд эпизодов, в т. ч. и балетные номера, в большие сцены, построенные на едином драматич. развитии. Величеств, звучание придавал операм хор; композитор усилил значение оркестра, что сказалось на трактовке увертюры, к-рая, по мнению Г., должна была стать "вступительным обзором содержания". Деятельность Г. в Париже способствовала повышению уровня оперного исполнительства.

Реформа Г. обладала известной ограниченностью; обращение к античности лишало произв. нац. своеобразия. В них были созданы отвлечённые образы героев, представавших как воплощение обобщённых идей (супружеской верности, подчинения долгу и т. д.). В операх Г. преобладал общий суровый, возвышенный тон, они были лишены жизненного многообразия ситуаций и характеров.

В реформе Г. подытожены муз. достижения многих нац. школ, что способствовало её общеевроп. значению. Но наибольший резонанс она имела во Франции, где на сторону Г. стали передовые круги