БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ет, диапазон регулирования 1:1000. Г. о. входят в состав объёмного гидропривода машин. По виду регулирования различают Г. о. объёмного, ступенчатого и дроссельного регулирования. В Г. о. вращат. движения с объёмным регулированием (рис.) жидкость из рабочих камер / регулируемого объёмного насоса 2 нагнетается поршнями-вытесни-телями 3 в рабочие камеры гидромотора 4. Из гидромотора рабочая жидкость сливается в резервуар 5, откуда снова засасывается насосом. Регулирование скорости гидромотора осуществляется изменением объёмов рабочих камер насоса и гидромотора при помощи червячных передач, приводимых вручную маховиками 6. При этом изменяется угол наклона шайбы 7, а следовательно, и ход поршней-вы-теснителей 3. Разработкой Г. о. в СССР занимается ряд ин-тов и заводов; за рубежом - фирмы Виккерс, Денисок (США), Лукас (Великобритания), Рек-срот (ФРГ) и др.

Лит.: Объёмные гидравлические приводы, М., 1969. И. 3. Зайченко.

ГИДРОПЕРИТ, препарат из группы антисептических средств, комплексное соединение перекиси водорода с мочевиной. Выпускают в таблетках, к-рые растворяют в воде и применяют для полосканий и промываний рта, горла и др.

ГИДРОПОДЪЁМ ШАХТНЫЙ, система подъёма гидросмеси из шахт. Подъём гидросмеси осуществляется углесосами, загрузочно-обменными аппаратами и эрлифтами.

ГИДРОПОНИКА (от гидро... и греч. ponos - работа), выращивание растений без почвы, на искусств, средах. При этом корневая система растений развивается на твёрдых субстратах (не имеющих пи-тат. значения), в воде или во влажном воздухе (аэропоника). Питание растения получают из питат. раствора, окружающего корни. Г. позволяет регулировать условия выращивания растений - создавать режим питания для корневой системы, полностью обеспечивающий потребности растений в питат. элементах, концентрацию углекислого газа в воздухе, наиболее благоприятную для фотосинтеза, а также регулировать темп-ру воздуха и корне-обитаемого пространства, влажность воздуха, интенсивность и продолжительность освещения. Создание оптимальных условий для роста и развития растений обеспечивает получение очень высоких урожаев, лучшего качества и за более короткие сроки. Выращивание растений методом Г. менее трудоёмко, чем в почвенной культуре, вода и питат. вещества расходуются экономнее. Подача питат. раствора легко автоматизируется. В условиях Г. практически отпадает борьба с сорняками. В СССР Г. применяется гл. обр. для выращивания огурцов и томатов, цветов, получения витаминной зелёной массы зерновых культур, используемой для подкормки молодняка в животноводстве в зимнее время. Г. применяется также в н.-и. работе. Большое значение для успешного роста растений в установках Г. имеет состав питат. раствора, дифференцированный в зависимости от вида растений, их возраста, а также осн. факторов внешней среды (темп-pa воздуха и корнеобитаемого слоя, относит, влажность воздуха и др.).

В питательный раствор входят соли азота, фосфора, калия и др. элементов (Са, Mg, Fe, В, Mn, Zn, Си, Мо). Концентрация питат. раствора для водных культур ок. 6 ммолей/л, для гравийных - ок. 30 ммолей/л, для аэропоники - несколько выше.

Большие площади теплиц заняты под Г. в пригородных зонах Москвы, Ленинграда, Киева, Свердловска и др. городов. В открытом грунте Г. используется в Армении, Азербайджане. За рубежом Г. широкое развитие получила в Великобритании, Японии, Франции, Италии, на Антильских о-вах.

Лит.: Выращивание растений без почвы, Л., 1960; Алиев Э. А., Дюкарев Ю. А., Латенко Б. В., Выращивание овощей в теплицах без почвы, К., 1964; Бентли М., Промышленная гидропоника, пер. с англ., М., 1965; Журбицкий 3. И,, Теория и практика вегетационного метода, М., 1968. 3. И. Журбицкий.

ГИДРОПРИВОД МАШИН, совокупность источника энергии и устройства для её преобразования и транспортировки посредством жидкости к приводимой машине. Осн. целью применения Г. м. является получение требуемой зависимости скорости приводимой машины от нагрузки, в ряде случаев использование гидропривода позволяет получать и др. эксплуатационные преимущества: рациональнее расположить оборудование, более полно использовать мощность двигателя, снизить ударные нагрузки в системе и т. д. В качестве источника энергии могут использоваться электрич. или тепловой двигатель, жидкость под давлением и др. Соответственно Г. м. называют гидроэлектроприводом, паро- (газо-) турбогид-роприводом и т. д. В зависимости от вида гидропередачи, т. е. устройства, транспортирующего и преобразующего энергию, различают гидростатич. (объёмный), гидродинамический и смешанный приводы (см. Гидропередача объёмная, Гидродинамическая передача).

Схема гидропривода легкового автомобиля: 1 - гидротрансформатор; 2 - распределитель; 3 - предохранительный клапан; 4 - клапан переключения насосов; 5 - гидроаккумулятор; 6 - сцепление; 7 - цилиндры ленточных тормозов; 8 - ленточные тормоза; 9 - резервуар; 10 - насосы; 11 - клапаны; 12 - маслоохладитель; 13 - вакуумный модулятор.

Объёмный Г. м. позволяет с высокой точностью поддерживать или изменять скорость машины при произвольном нагружении, осуществлять слежение - точно воспроизводить заданные режимы вращат. или возвратно-посту-пат. движения, усиливая одновременно управляющее воздействие. Наиболее широко объёмный Г. м. применяется в металлорежущих станках, прессах, в системах управления летат. аппаратов, судов, тяжёлых автомобилей, в системах автоматич. управления и регулирования тепловых двигателей, гидротурбин. Реже объёмный Г. м. используется в качестве гл. приводов транспортных установок на автомобилях, кранах.

Динамический Г. м. позволяет осуществлять только вращат. движение. В приводах этого вида частота вращения ведущего вала автоматически меняется с изменением нагрузки, что делает их особо пригодными для трансп. установок: скорость экипажа автоматически меняется в зависимости от сопротивления движению. На судах Г. м. используют для привода винтов. Находят применение динамич. Г. м. и в стационарных установках: для привода питат. насосов ТЭЦ, шахтных подъёмных машин, вентиляторов и т. п. В этих случаях на них возлагаются те же задачи, что и на объёмный Г. м.- программное изменение скорости приводимой машины.

Примером смешанного Г. м. может служить привод отд. конструкций штамповочных прессов, в к-рых энергия от электродвигателя забирается центробежным насосом, подающим жидкость в гидравлич. цилиндр, к-рый приводит в движение рабочий инструмент пресса. Возможны и др. комбинации. Напр., в Г. м., используемом для запуска газовых турбин, энергия сжатого газа в гидроаккумуляторе сообщается жидкости, к-рая подаётся к гидротурбине, раскручивающей запускаемый тепловой двигатель.

На рис. дана схема гидропривода легкового автомобиля, включающего в себя гидродинамич. передачу (гидротрансформатор) и объёмный Г. м. для управления сцеплением, ленточными тормозами, заполнением гидротрансформатора. Прямая или понижающая передача устанавливается распределителем - объёмным Г. м., соединённым с рычагом.

Объёмные Г. м. строятся на мощности до 5000 кет, однако осн. масса этих устройств имеет мощность 5-15 кет', известны самолётные Г. м. с частотой вращения до 18 000 об/мин, однако более распространены Г. м. с частотой вращения до 1000 об/мин. Дннамич. Г. м. работают с частотой вращения до 35 000 об/мин (хотя известны Г. м. и на 300 об/мин), ограничений по передаваемой мощности практически нет (известны установки на 18 000 кет и более, наибольшее число построенных Г. м. - автомобильные агрегаты, их мощность до 400 кет).

Лит. см. при ст. Гидродинамическая передача, Гидропередача объёмная.

ГИДРОПРОЕКТ, Всесоюзный проектно-изыскательский и научно-исследовательский и н с т и т у т и м. С. Я. Ж у к а, находится в ведении Министерства энергетики и электрификации СССР. Разрабатывает водноэнергетические схемы, определяющие пути комплексного использования и охраны водных ресурсов СССР, проекты гидроэлектростанций, судоходных сооружении, каналов промышленного водоснабжения и т. п. В его составе: проектные и изыскательские отделы в Москве, отделения и филиалы в Ленинграде, Харькове, Ташкенте, Тбилиси, Баку, Ереване, Красноярске, Куйбышеве, Алма-Ате, н.-и. сектор, экспериментальная база и др. подразделения. Г. изучено св. 500 осн. водотоков СССР, составлены проекты крупнейших гидроэлектростанций (Братская, Красноярская, Саяно-Шушенская и др.), судоходных соединений и водо-пром. каналов. По проектам Г. построены и сооружаются гидроузлы в ряде со-циалистич. и развивающихся стран. С 1958 Г. публикует Труды, посвящённые актуальным вопросам проектирования, изысканий и исследований гидроэнергетических и гидротехнических сооружений. Награждён орденом Ленина (1961).

ГИДРОРАЗБИВАТЕЛЬ, аппарат для размельчения сухих волокнистых полуфабрикатов, макулатуры и оборотного брака и превращения их в водную суспензию при произ-ве бумаги и картона. Г. состоит из цилиндрич. ванны с ножами и плоского ротора с такими же ножами, при вращении к-рых создаётся интенсивная циркуляция суспензии. Г. бывают периодич. и непрерывного действия. В последнем случае в днище ванны устанавливается перфорированное сито (экстрактор) для непрерывного отвода волокнистой суспензии. Диаметр ванны до 6 м, производительность до 180 m в сутки.

ГИДРОСАЛЬПИНКС (от гидро... и греч. salpinx - труба), скопление в маточной трубе женщин прозрачной жидкости бледно-жёлтого цвета (транссудата) вследствие нарушения в трубе крово- и лимфообращения при её воспалении - сальпингите (см. Салъпингоофорит).

ГИДРОСАМОЛЁТ, самолёт, способный базироваться, производить взлёт и посадку на водной поверхности. Общие принципы аэродинамич. и конструктивной компоновки Г. такие же, как и у сухопутного самолёта, но дополнительно Г. удовлетворяет специфич. требованиям эксплуатации (остойчивость на плаву, устойчивость пробега и разбега, способность маневрирования на водной поверхности и др.). При нахождении на плаву вес Г. полностью воспринимается гидроста-тич. подъёмной силой (водоизмещением его корпуса), в процессе разбега - подъёмной силой глиссирующей поверхности днища его корпуса и аэродинамической подъёмной силой крыла, которая при достижении взлётной скорости обеспечивает отрыв Г. от водной поверхности. Профилированные обводы днища корпуса Г. создают гидродинамич. подъёмную силу, обусловливают устойчивость бега, достижение минимальных перегрузки и брызгообразования (при разбеге и пробеге Г. ). Наличие на днище корпуса Г. поперечного уступа - редана способствует отрыву Г. от водной поверхности на предвзлётных скоростях. Опыт применения подводных крыльев (сов. Г. Бе-8) в качестве взлётно-посадочных устройств Г. показал значит, упрощение пилотирования при взлёте и посадке.

Г. обычно строят по двум конструктивным схемам: в виде летающей лодки, в корпусе к-рой располагаются экипаж, пассажиры и установлено необходимое навигационно-пилотажное оборудование, и в виде обычного сухопутного самолёта, имеющего шасси с поплавками. Боковую остойчивость летающей лодки на плаву обеспечивают подкрыльные поплавки или жабры (обтекаемые водоизмещающие ёмкости), прикреплённые по бокам корпуса лодки. Г. с взлётно-посадочным устройством в виде сочетания колёсного шасси и лодки или поплавков (самолёт-амфибия) может базироваться как на акваториях, так и на сухопутных аэродромах.

В России первый Г. поплавкового типа был создан в 1911 Я. М. Гаккелем. Этот Г. был отмечен на Междунар. авиационной выставке в 1911 большой серебряной медалью. Приоритет в создании летающей лодки (1911) принадлежит О. С. Ко-стовичу. Первые летающие лодки в России (М-1, М-4,М-9) были построены в 1913- 1915 под рук. Д. П. Григоровича. После Великой Октябрьской социалистической революции над созданием Г. для авиации военно-мор. флота и гражд. авиации СССР работали авиаконструкторы Д. П. Григорович, А. Н. Туполев (МК-1, установленные на поплавки самолёты ТБ-1 и Р - 6), Г. М. Бериев (морской ближний разведчик МБР-2, морской пассажирский Г. МП-1; корабельные ката-пультные Г. Бе-2 и Бе-4; патрульная летающая лодка Бе-6; реактивный Г. Бе-10 и турбовинтовой самолёт-амфибия М-12), И.В.Четвериков (Че-2), В. Б. Шав-ров (самолёт-амфибия Ш-2) и др. За рубежом строительством Г. занимались авиац. фирмы во Франции, США, Великобритании, Германии, Италии и Японии. На Г. Бе-10 в 1961 сов. лётчиками Н. И. Андриевским и Г. И. Бурьяновым установлено 12 междунар. рекордов, в т. ч. скорости полёта (912 км/ч), высоты полёта (14 962 м) и грузоподъёмности (15 206 кг). Дальнейшее развитие идёт по пути создания Г. различного назначения: для гру-зо-пассажирских перевозок в районах, изобилующих акваториями, для разведки рыбы, спасат. работ на море, тушения лесных пожаров и др.

Лит.: Самсонов П. Д., Проектирование и конструкции гидросамолётов, М. -Л., 1936; Косоуров К. Ф., Теоретические основы гидроавиации, М., 1961; Шавров В. Б., История конструкций самолётов в СССР, М., 1969. Г. М. Борисе.

ГИДРОСЛЮДЫ, слюдоподобные минералы из группы алюмосиликатов слоистой структуры, содержащие добавочную воду и, возможно, оксоний (Н3О1+). Г. обычно являются промежуточными продуктами стадийного перехода различных слюд в каолин, монтмориллонит, вермикулит и хлориты. Наиболее распространённые Г.: гидромусковит (иллит) (К,Н20)А12[(А1, Si) Si30,0](OH)2.nH20, ректорит (Н2О,К)А12[А1х314-кО,о](ОН)2-•ЗН2О,глауконит(К,Н2ОХРе,М8,А1)2[(А1, Si), SisOio](OH)2, гидробиотит (К,Н2О) (Mg, Fe3+)3 [AlSi3O,o] (OH)2-nH2O. Переход слюд в Г. сопровождается выносом щелочей с заменой их в межслоевых промежутках молекулярной водой, вероятно оксонием, а также вхождением воды, связанной с катионами, в особые дополнит, слои. При нагревании Г. сильно увеличиваются в объёме в результате раздви-гания межпакетных промежутков вскипающей и удаляющейся водой. Образование Г. преим. связано с выветриванием и изменением слюдяных минералов в гранитах, пегматитах и др. горных породах. Образуются также в виде продуктов разложения алюмосиликатных осадков морей при диагенезе. Реже образуются в низкотемпературных гидротермальных ассоциациях за счёт изменения вмещающих рудные жилы горных пород. Г. П. Барсанов.

ГИДРОСМЕСЬ, механическая смесь частиц сыпучих или искусственно размельчённых твёрдых материалов различной крупности с водой. В нефтяной пром-сти и строительстве Г. наз. растворами, добавляя характеристику твёрдого компонента: глинистый раствор, цементный, меловой и т. д. В горной пром-сти смеси дроблёных руд, концентратов и шламов с водой наз. пульпами.

ГИДРОСТАТ (отгидро... игреч. states - стоящий, неподвижный), подводный аппарат, опускаемый на тросе с судна-базы, для выполнения подводных исследований и работ. Г. представляет собой камеру из прочных материалов (алюминиево-маг-ниевые сплавы, стеклопластики и др.) шарообразной или цилиндрич. формы, в к-рой размещается 1-3 оператора. Г. с цилиндрич. формой камеры впервые был построен Гартманом (США) в 1911. Совр. Г. оборудуются системой регенерации воздуха, устройствами для наблюдения под водой, светильниками, н.-и. приборами, кинофотоаппаратурой. Подача электроэнергии и телефонная связь осуществляются по кабелю. Г., предназначенные для подводных работ (по подъёму затонувших судов и др.), имеют устройства для закрепления на объекте работ и управляемые изнутри Г. манипуляторы [напр., рабочие камеры РК-680 (СССР) (рис.) и Дискаверер (США)]. Иногда Г. оборудуются гребными винтами, обеспечивающими возможность ограниченных перемещений под водой. Для выполнения глубоководных исследований служат, напр., гидростат ГГ-57 и наблюдат. камера НК-300 (СССР), наблюдат. камеры Галеацци (Италия) и др. Глубина погружения совр. Г. до 300 м. Г. для глубин более 300 м широкого развития в будущем не получат, поскольку спуск на тросе с надводного судна ограничивает возможности их использования. Г. повсеместно заменяются автономными глубоководными аппаратами и снарядами. См. также Батискаф и Батисфера.

Рабочая камера РК-680.

Лит.: Диомидов М. Н., Дмитриев А. Н., Покорение глубин, Л., 1964.

Н. П. Чикер.

ГИДРОСТАТИКА (от гидро... и статика), раздел гидромеханики, в к-ром изучаются равновесие жидкости и воздействие покоящейся жидкости на погружённые в неё тела. Одна из осн. задач Г.- изучение распределения давления в жидкости. Зная распределение давления, можно на основании законов Г. рассчитать силы, действующие со стороны покоящейся жидкости на погружённые в неё тела, напр, на подводную лодку, на стенки и дно сосуда, на стену плотины и т. д. В частности, можно вывести условия плавания тел на поверхности или внутри жидкости, а также выяснить, при каких условиях плавающие тела будут обладать устойчивостью, что особенно важно в кораблестроении. На законах Г., в частности на Паскаля законе, основано действие гидравлич. пресса, гидравлич. аккумулятора, жидкостного манометра, сифона и мн. др. машин и приборов.

Если покоящаяся тяжёлая жидкость имеет свободную поверхность, во всех точках к-рой внешнее давление равно Ро, то давление жидкости на глубине h равно:

p = pa + pgh,

т. е. давление на глубине h равно внешнему давлению, сложенному с весом столба жидкости, высота к-poro равна h, а площадь основания равна единице (р - плотность жидкости, g - ускорение свободного падения). Свойства давления, выражаемые этой формулой, используются в гидростатич. машинах (в гидравлич. прессе, гидравлич. аккумуляторе и др.). Один из осн. законов Г. - Архимеда закон определяет величину подъёмной силы, действующей на тело, погружённое в жидкость или газ. Часто встречаются случаи, когда жидкость движется вместе с сосудом так, что по отношению к сосуду она покоится. На основе законов Г. можно определить форму поверхности жидкости в таком сосуде, напр, во вращающемся. Поскольку поверхность жидкости всегда устанавливается таким образом, чтобы сумма всех сил, действующих на частицы жидкости, кроме сил давления, была нормальна к поверхности, в цилиндрич. сосуде, равномерно вращающемся вокруг вертикальной оси, поверхность жидкости принимает форму параболоида вращения. Так же обстоит дело в океанах - поверхность воды не является в точности шаровой, а несколько сплюснута к полюсам. Этим же в какой-то степени объясняется сплюснутая к полюсам форма самого земного шара. Т. о., законы Г., позволяющие определить форму поверхности равномерно вращающейся жидкости, важн