БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ских школах, горных институтах, а также в университетах.

Центром подготовки горных инженеров с Г. о. в дореволюц. России было Высшее горное уч-где (осн. в 1773 в Петербурге, ныне Ленинградский горный ин-т), из стен к-рого вышли выдающиеся рус. геологи: А. П. Карпинский, Ф. Н. Чернышёв, И. В. Мушкетов, Е. С. Фёдоров, В. А. Обручев, И. М. Губкин и др. В кон. 19 и нач. 20 вв. подготовка геологов осуществлялась во всех ун-тах России и в первую очередь - в Московском, Петербургском, Казанском, Киевском, Харьковском, Новороссийском (Одесса). В нач. 20 в. на горных ф-тах Петербургского и Екатеринославского (ныне Днепропетровского) горных, Томского технологического, Новочеркасского политехнического ин-тов были открыты геологоразведочные отделения. Однако подготовка геол. кадров в дореволюционной России значительно отставала от запросов пром-сти и с. х-ва, от развития геол. науки.

После Великой Октябрьской социалистич. революции в связи с развитием в СССР горной пром-сти увеличилось число геологоразведочных и горно-геол. ф-тов в горных, политехнич. и индустриальных ин-тах; в Москве [см. Московский геологоразведочный институт им. С. Орджоникидзе (МГРИ)], в Свердловске, Баку, Тбилиси и др. городах были открыты спец. геологоразведочные вузы. Впоследствии геологоразведочные ин-ты, кроме МГРИ, были реорганизованы в ф-ты втузов. Центрами совр. высшего Г. о. являются: Моск. геологоразведочный, Ленинградский, Свердловский и Днепропетровский горные, Иркутский, Томский и Казахский (в Алма-Ате) политехнич. ин-ты; Московский, Ленинградский и др. ун-ты (каждый из этих вузов выпускает ежегодно ок. 200 специалистов геол. профиля). В ун-тах готовятся геологи науч. профиля, исследователи-геологи; в технич. вузах - инженеры-геологи для практич. работы в геологич. партиях и др. Вузы ведут подготовку геологов по дневной, вечерней и заочной формам обучения. Развитие геол. науки и широкое использование её достижений в нар. х-ве страны потребовали дифференциации Г. о. по специальностям, подразделяющимся в свою очередь на специализации.

Подготовка геологов осуществляется по специальностям: геол. съёмка и поиски месторождений полезных ископаемых; геология и разведка месторождений полезных ископаемых - рудных и нерудных; геология и разведка нефтяных и газовых месторождений (в нек-рых вузах существуют специализации - геология и разведка месторождений редких и радиоактивных элементов, геология и разведка угольных месторождений); геохимия; гидрогеология и инженерная геология; геофиз. методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых и др. В ряде вузов готовятся специалисты по морской геологии и геофизике. Вспомогательное Г. о. получают студенты нек-рых негеологических специальностей: ряд специальных дисциплин Г. о. введён в уч. планы, напр., таких специальностей, как география, геофизика, почвоведение и др.

Г. о. предусматривает широкую общенауч., общетехнич. и специальную (теоретич. и практич.) подготовку будущих специалистов. В числе спец. дисциплин - геология динамическая и историческая, палеонтология, кристаллография, минералогия, петрография, геохимия, структурная геология и геокартирование, гидрогеология, инженерная геология, геология СССР. В период обучения студенты проходят геол., геодезич. и др. уч. практики, а также производственные практики в полевых геол. партиях. Срок обучения - 5 лет.

В 1970 подготовка геологов в СССР велась более чем в 50 вузах. В 60-е гг. вузы СССР выпускали 3,5 тыс. специалистов-геологов ежегодно. В 1969 в вузах обучалось 38 тыс. студентов геол. специальностей.

Техники геол. профилей готовятся в средних спец. уч. заведениях в основном по тем же специальностям, что и в вузах. В уч. планах подготовки техников-геологов, кроме общеобразовательных и общетехнич. дисциплин, предусмотрено изучение комплекса спец. геол. дисциплин в неск. меньшем объёме, чем в вузах. Срок обучения - 3 г. 6 мес. (для окончивших 8 классов ср. школы) и 2 г. 6 мес. (для окончивших ср. школу). В 1969 техникумы выпустили более 4 тыс. специалистов различных геол. специальностей. Крупнейшие геологоразведочные техникумы - Киевский, Новочеркасский, Старооскольский, Миасский, Саратовский, Иркутский, Томский, Новосибирский, Исовский (Свердловская обл.) и Семипалатинский (ежегодный выпуск каждого - 200-350 техников). В Киевском, Старооскольском, Саратовском, Семипалатинском, Новочеркасском, Иркутском и др. техникумах действуют заочные отделения. В 1969 в 50 техникумах, в т. ч. 13 специализированных геологоразведочных, на геол. специальностях обучалось св. 20 тыс. уч-ся.

Квалифицированные рабочие для геологоразведочных работ готовятся в системе профессионально-технич. образования (по 12 профессиям, в т. ч. буровые мастера, взрывники, радиометристы, мастера по геофиз. исследованиям в скважинах и др.). В 1970 в СССР было 11 проф.-технич. уч-щ (св. 5 тыс. уч-ся), работавших на базе предприятий Мин-ва геологии СССР; в 1970 эти уч-ща выпустили ок. 3 тыс. мастеров. Кооме того, квалифицированные рабочие геол. профиля готовятся и в др. проф.-технич. уч. заведениях.

Повышение квалификации инженерно-технич. работников, работающих в геол. организациях, осуществляется на спец. ф-тах и курсах, имеющихся при Моск. геологоразведочном и Ленинградском горном ин-тах, Моск. ун-те, Ивано-Франковском ин-те нефти и газа, а также в нек-рых н.-и. учреждениях. В 1969 в разных отраслях нар. х-ва и науки работало св. НО тыс. специалистов с высшим и средним специальным Г. о.

Крупнейшими центрами Г. о. в др. социалистич. странах являются: в ЧССР- Карлов ун-т в Праге и Высшее горное уч-ще в Остраве; в ГДР - Фрейбергская горная академия и Берлинский ун-т; в ПНР - Краковская горная академия; нац. геол. школы созданы и в др. соци-алистич. странах.

В капиталистич. странах Г. о. осуществляется в основном в ун-тах, а также в политехнич. (технологич.) ин-тах и высших технич. или горных школах. Геологов готовят: во Франции - ун-ты в Париже, Нанси, Ницце и др., Высшая школа горняков, высшие геологические, политехнические школы, ин-т поисков и разведки рудных месторождений в Нанси; в ФРГ - большинство ун-тов, высшие технич. уч-ща в Ахене, Брауншвейге, Штутгарте, горная академия в Клаустале и др.; в США - ведущие ун-ты и втузы, в т. ч. Колумбийский и Чикагский ун-ты; в Италии - Римский, Миланский, Бо-лонский и др. ун-ты, политехнич. ин-т в Риме; в скандинавских странах - высшие технич. школы; в Бельгии - горный ин-т в Монсе; в Мексике ун-т в Мехико; в Японии - инженерные ф-ты ун-тов.

Д. И. Гордеев, Е. И. Романов.

ГЕОЛОГИЯ (от гео... и... логия), комплекс наук о земной коре и более глубоких сферах Земли; в узком смысле слова - наука о составе, строении, движениях и истории развития земной коры и размещении в ней полезных ископаемых. Большинство прикладных и теоретич. вопросов, решаемых Г., связано с верх, частью земной коры, доступной непосредственному наблюдению.

На прямых полевых наблюдениях основаны гл. обр. и геол. методы. Геоло-гич. исследования определённой территории начинаются с изучения и сопоставления горных пород, наблюдаемых на поверхности Земли в различных естеств. обнажениях, а также в искусств, выработках (шурфах, карьерах, шахтах и др.). Породы изучаются как в их природном залегании, так и путём отбора образцов, подвергаемых затем лабораторному исследованию.

Обязательным элементом полевых работ геолога является геологическая съёмка, сопровождаемая составлением геологической карты и геологических профилей. На карте изображается распространение горных пород, указывается их генезис и возраст, а по мере надобности также состав пород и характер их залегания. Геол. профили отражают взаимное расположение слоев горных пород по вертикали на мысленно проведённых разрезах. Геол. карты и профили служат одним из основных документов, на основании к-рых делаются эмпирич. обобщения и выводы, обосновываются поиски и разведка полезных ископаемых, оцениваются условия при возведении инженерных сооружений. Для уточнения данных геол. съёмки иногда прибегают к бурению скважин, к-рые позволяют извлечь на поверхность горные породы, залегающие на достаточной глубине. В СССР, кроме того, проводится т. н. опорное бурение (с 1947), при к-ром обширные терр. покрываются б. или м. равномерной сетью глубоких скважин, что даёт возможность составить общую схему геол. строения страны, полнее использовать данные съёмки. С сер. 20 в. в СССР и США осуществляется бурение скважин глубиной до 7 км и более. Успешно проводится бурение мор. дна в местах относительно малых глубин. С кон. 60-х гг. 20 в. амер. геологи ведут бурение в океане со специально оборудованных кораблей.

Методы непосредств. изучения недр не дают возможности познать строение Земли глубже, чем на неск. км (иногда до 20) от её поверхности. Поэтому даже для изучения земной коры, а тем более нижележащих геосфер, Г. не обходится без помощи косвенных методов, разработанных др. науками, особенно без геохим. и геофиз. методов. Очень часто применяется комплекс геол., геофиз. и геохим. методов.

В геол. исследованиях можно различить три основных направления. Задачей первого из них (описательная Г.) служит описание минералов, горных пород и их типов; изучение состава, формы, размеров, взаимоотношений, последовательности залегания и всех прочих вопросов, связанных с совр. размещением и составом геол. тел (слоев горных пород, гранитных массивов и др.). Второе направление (динамическая Г.) заключается в изучении геол. процессов и их эволюции. К числу этих процессов относятся как внешние по отношению к земной коре и более глубоким геосферам (разрушение горных пород, перенос и переотложение ветром, ледниками, наземными и подземными водами; накопление осадков на дне рек, озёр, морей, океанов и др.), так и внутренние (движения земной коры, землетрясения, извержения вулканов и сопутствующие им явления). Геол. процессы изучаются не только в естеств. условиях, но и экспериментально. Восстановление картины геол. прошлого Земли (историко-геол. реконструкция) составляет сущность третьего направления геол. исследований (историческая Г.). Задачи этого направления сводятся к изучению распространения и последовательности образования геол. напластований и др. геол. тел, а также к установлению последовательности различных геол. процессов и событий, напр, процессов тектогенеза, метаморфизма, образования и разрушения залежей полезных ископаемых, трансгрессий и регрессий морей, смены эпох оледенений эпохами межледниковий и т. д. Все три направления Г. неразрывно связаны друг с другом и исследование каждого геол. объекта, как и любой терр., ведётся со всех трёх точек зрения, хотя каждое направление является самостоятельным в смысле основных принципов и методов исследования.

Специфич. особенность геол. процессов состоит в том, что многие из них протекают на огромных территориях и продолжаются в течение миллионов и даже миллиардов лет; в этом заключается трудность их исследования. Чтобы понять геол. процессы прошлого, изучается весь комплекс результатов, оставленных ими в толщах пород: особенности их состава, строения и залегания, формы рельефа земной поверхности и т. д.

При анализе историко-геол. данных принимается во внимание принцип последовательности напластования слоистых осадочных толщ, к-рые рассматриваются как страницы каменной летописи Земли; учитывается также необратимая эволюция органич. мира, запечатлевшаяся в окаменевших остатках растительных и животных организмов, к-рые сохраняются в пластах осадочных пород (см. Палеонтологический метод). Каждой из эпох в развитии Земли соответствовали определённые растения и животные. Это послужило основой для установления относит, возраста толщ горных пород и позволило подразделить историю последних 600 млн. лет жизни Земли на последовательные отрезки времени - эры, к-рые делятся на более мелкие единицы геол. времени - периоды, эпохи и века (см. Геохронология). Исследования показывают, что 80% объёма осадочной оболочки Земли образуют самые древние, докембрийские, толщи (см. Докембрий), продолжительность образования к-рых составляет по крайней мере 6/7 всей известной геол. истории. Помимо относительного возраста, определяется абсолютный, или радиометрич., возраст геол. тел. Метод его вычисления основан на законе постоянства скоростей радиоактивного распада; в качестве исходных данных берутся цифры относит, количества расщепляющего элемента и продуктов его распада в исследуемой горной породе или минерале. Этот метод имеет особенное значение для древнейших докембрийских толщ Земли, очень скудно охарактеризованных органическими остатками.

Широко используется в Г. метод актуализма, согласно к-рому в сходных условиях геол. процессы идут сходным образом; поэтому, наблюдая совр. процессы, можно судить о том, как шли аналогичные процессы в далёком прошлом. Совр. процессы можно наблюдать в природе (напр., деятельность рек) или создавать искусственно (подвергая, напр., образцы горных пород действию высокой темп-ры и давления). Таким путём часто удаётся установить физико-геогр. и физико-хим. условия, в к-рых отлагались древние слои, а для метаморфич. горных пород и примерную глубину, на к-рой произошёл метаморфизм (изменение). Однако геогр. и геол. обстановка в жизни Земли необратимо менялась; поэтому, чем древнее изучаемые толщи, тем ограниченнее применение метода актуализма.

Разработка теоретич. вопросов Г. тесно связана с одной из её крупнейших практич. задач - прогнозом поиска и разведки полезных ископаемых и созданием минерально-сырьевой базы мирового хозяйства.

Большое значение имеет Г. также при проектировании различных инженерных сооружений, в строительстве, с. х-ве, воен. деле. Велика роль Г. и в борьбе за материалистич. миропонимание.

Связь геологии с другими науками и система геологических наук. Совр. Г. тесно связана с очень большим числом др. наук, гл. обр. наук о Земле. Именно поэтому трудно установить точные границы Г. как науки и определить однозначно её предмет. Широкое применение при геол. исследованиях физ. и хим. методов способствовало бурному развитию таких пограничных дисциплин, как физика Земли и геохимия. Физика Земли изучает физ. свойства Земли и её оболочек, а также происходящие в этих оболочках геол. процессы. Геохимия рассматривает хим. состав Земли н законы распространения и миграций в ней хим. элементов. Г. не может обойтись без применения методов и выводов этих наук. В геохимии и физике Земли органически сливаются физ. и хим. приёмы исследования, с одной стороны, и геологические - с другой. Поэтому положение геохимии и физики Земли в системе наук о Земле является дискуссионным. Их рассматривают либо как наиболее развившиеся геол. дисциплины, либо как области знания, равнозначные Г. Тесная связь объединяет Г. с геодезией и с комплексом физико-геогр. наук (геоморфологией, климатологией, гидрологией, океанологией, гляциологией и др.), в задачи к-рых входит изучение рельефа земной поверхности, вод суши и Мирового ок., климатов Земли и др. вопросов, касающихся строения, состава и развития географической оболочки. Для полного понимания истории Земли необходимо знать её начальное состояние; такой вопрос решает планетная космогония, т. е. раздел астрономии, изучающий проблему образования планет. В вопросах происхождения и развития органич. жизни на Земле Г. взаимосвязана с биологич. науками и прежде всего с палеонтологией. Знание биол. и биохим. процессов необходимо геологу для выяснения путей образования ряда горных пород и полезных ископаемых (нефти, угля и др.). Т. о., весь комплекс наук, изучающих Землю, характеризуется многосторонней связью и взаимодействием. Г. использует данные этих наук для решения общих проблем развития планеты. Это позволяет нек-рым исследователям отводить Г. ведущее место среди наук о Земле или даже понимать под Г. весь комплекс наук о Земле.

Г. включает ряд науч. дисциплин, занимающихся исследованием и описанием Земли. Комплекс этих дисциплин пополняется по мере расширения исследований планеты за счёт их дифференциации и появления новых науч. направлений, возникающих гл. обр. на стыке Г. с другими областями знания. Предмет большинства геол. дисциплин относится ко всем трём направлениям Г. (описательной, динамической и исторической). Этим объясняется тесная взаимосвязь геол. дисциплин и трудность их классификации, разделения на чётко разграниченные группы.

Наиболее принятыми считаются следующие группы геол. дисциплин: науч. дисциплины, изучающие вещество и структуру (строение) земной коры; дисциплины, рассматривающие совр. геол. процессы (динамич. Г.); дисциплины, изучающие историч. последовательность геол. процессов (историч. Г.); дисциплины прикладного значения; в особую группу выделяется Г. отд. областей и районов (региональная Г.).

К первой группе относятся: минералогия (учение о минералах - природных устойчивых хим. соединениях), петрография (учение о горных породах - структурно-вещественных ассоциациях минералов), структурная Г., изучающая формы залегания геол. тел, различные нарушения в залегании слоев - их изгибы, разрывы и т. п. Как одно из направлений минералогич. исследований зародилась и долгое время развивалась кристаллография. Однако в последнее время изучение атомарного строения кристаллов сделало эту дисциплину в значит, мере физической.

Ко второй группе геол. дисциплин (динамич. Г.) относится тектоника, изучающая движения земной коры и создаваемые ими структуры. Применительно к самым крупным структурам Земли - материкам и океанам - её наз. часто геотектоникой, а тектонику неоген -антропогенового времени именуют неотектоникой. Обособленно стоит экспериментальная тектоника, к-рая занимается изучением тектонич. процессов (напр.,образованием складок)на моделях. В эту же группу входят разделы минералогии и петрографии, изучающие процессы минерале- и породообразования, а также такие дисциплины, как вулканология, изучающая процессы вулканизма, сейсмогеология - наука о геол. процессах, сопровождающих землетрясения, и об использовании геол. данных для определения сейсмически опасных районов (сейсморайонирование) и геокриология, исследующая процессы, связанные с многолетнемёрзлыми породами.

К третьей группе относится историческая Г., восстанавливающая по следам, сохранившимся в осадочной оболочке Земли, события геол. истории и их посл