БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

т собой одну из форм личной ноты. Официальные письма и ноты составляются, как правило, на языке отправителя или на одном из дипломатич. языков. И. П. Блищепко.

АКТ НА ВЕЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЛЁЙ, государственный акт на бессрочное (вечное) пользование землёй, документ, выдаваемый в СССР колхозам (с.-х.артелям) и удостоверяющий их права на закреплённую за ними в вечное пользование землю. Форма гос. акта является единой для всего Сов. Союза. Порядок его выдачи колхозам установлен Инструкцией о порядке составления и выдачи с.-х. артелям гос. актов на бессрочное (вечное) пользование землёй (утверждена СНК СССР 7 июля 1935); руководство всей работой по выдаче гос. актов возложено на Мин-во с. х-ва СССР.

Гос. акт составляется в 2 экземплярах, один из к-рых выдаётся правлению колхоза, а другой хранится в исполкоме районного Совета депутатов трудящихся, где ведётся спец. книга записей гос. актов. В гос. акт включаются только земли, переданные колхозу в бессрочное пользование, в нём определяются общие размеры и границы земельного массива колхоза, приведён план его землепользования. Устойчивость колхозного землепользования подчёркивается структурой государственного акта, предусматривающей возможность дополнительных записей только о прирезках к колхозному массиву. В случае же сокращения колхозного массива выдаётся новый гос. акт.

Закрепление земли за колхозами навечно имеет большое политич. значение, содействует укреплению колхозного строя, рациональному использованию колхозных земель и охране колхозного землепользования. Г. С. Башмаков.

АКТ НА ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛЁЙ, в СССР документ, к-рым удостоверяется право пользования земельным участком. Выдаётся совхозам, рыболовецким колхозам, городам, посёлкам гор. типа, гос., кооп. и обществ, учреждениям, организациям и предприятиям исполкомом районного Совета депутатов трудящихся, а для городов - обл. исполкомом или Советом министров союзной республики (если республика не имеет областного деления). Колхозам выдаётся Государственный акт на бессрочное (вечное) пользование землёй. В А. на п. п. з. указывается общая площадь земли, закреплённой за землепользователем, а также площади осн. с.-х. угодий на данном участке, содержится план земельного участка и описание его границ. В акт включаются только земли, предоставленные землепользователю в бессрочное пользование в установленном законом порядке. На землепользования, расположенные в неск. адм. р-нах (земли ж.-д: и автомоб. транспорта и др.), акты выдаются в пределах каждого административного р-на. Формы актов устанавливаются Советом Министров СССР. Форма акта предусматривает возможность отразить состояние землепользования не только на дату выдачи акта, но и учитывать позднейшие изменения в землепользовании (т. е. прирезку или отрезку земли).

А. на п. п. з. имеет большое нар.-хоз. значение: содержащиеся в нём сведения о точных границах земельного участка помогают землепользователю организовать рациональное использование всей закреплённой за ним земли, а также защищать своё право землепользования от неправомерных действий др. лиц и орг-ций. Г. С. Башмаков.

АКТ ЮРИДИЧЕСКИЙ, в широком смысле слова акт, издаваемый гос. органом, должностным лицом или по поручению гос-ва обществ, орг-цией (напр., в СССР - ВЦСПС) в пределах их компетенции и содержащий обязательные к исполнению предписания - общенормативные или индивидуально-определённые. А. ю. издаётся в установл. законом форме и, в зависимости от того, каким органом он издан, наз.: закон, постановление, приказ, инструкция, приговор, распоряжение и др.

А. ю. называют также различные документы, составленные в предусмотр. законом порядке и порождающие определённые правовые последствия (напр., акт о несчастном случае на произ-ве, адм. протокол и др.). См. также Акт административный, Акт дипломатический.

АКТАС, посёлок гор. типа в Карагандинской обл. Казах. ССР. Расположен в 13 км от Караганды. 18,1 тыс. жит.(1968). Добыча угля (Карагандинский угольный басе.), шиноремонтный завод, произ-во стройматериалов.

АКТАУ, посёлок гор. типа в Тельманском р-не Карагандинской обл. Казах. ССР. Ж.-д. ст. (Мурза) в 70 км к С. от Караганды. 16 тыс. жит. (1968). Пром-сть строит, материалов (з-ды цементный, ас-боцем. изделий и др.). Индустриальный техникум.

АКТАУ, до 1964 назв. г. Шевченко в Гурьевской обл. Казах. ССР.

АКТАШ (до 1967 - посёлок), город, центр Нарпайского р-на Самаркандской обл. Узб. ССР, в долине р. Зеравшан. Ж.-д. станция Зирабулак (на линии Каган - Самарканд). 15 тыс. жит. (1968). З-ды: рем.-механич., хлопкоочистит., маслосыродельный. Строятся (1969) де-ревообр. комбинат, предприятия стройматериалов.

АКТАШ, посёлок гор. типа, центр Ула-ганского р-на Горно-Алтайской АО Ал-тайск. края РСФСР. Расположен на юж. склоне Курайского хр., близ Чуйского тракта. 3,3 тыс. жит. (1967). Добыча ртути. Лесозаготовки, переработка древесины.

АКТАШ, климатич. среднегорный курорт в Узб. ССР. Расположен на вые. 1137 м, в 62 км к Ю.-З. от Ташкента. Лето жаркое (ср. t июля 23°С), зима умеренно мягкая (ср. t января -3°С), средняя годовая t воздуха 9j8°C; осадков ок. 880 мм в год. Лечение больных с заболеваниями органов дыхания нетуберкулёзного характера и функциональными заболеваниями нервной системы. Санаторий работает с 15 мая до 10 окт.

АКТГ, то же, что адренокортико-тропный гормон.

АКТЕ (Achte, урожд. Стрёмер - Stromer) Эмми Шарлотта (14.11.1850, Оулу, -2.12.1924, Хельсинки), финская певица (сопрано) и педагог. Жена композитора и певца Л. Н. Акте. Одна из основоположников фин. оперного иск-ва. Пению обучалась в Хельсинки (у Мехелин), Париже (у В. Массе), Стокгольме (у Дж. Б. Ламперти) и Дрездене (у Э. Хильдах). В 1873-79 ведущая певица "Финской оперы" (Хельсинки). Партии: Лючия ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Леонора ("Трубадур." Верди), Норма ("Норма" Беллини), Памина ("Волшебная флейта" Моцарта), Маргарита ("Фауст" Гуно) и др. В 1891-1922 руководила собств. оперной труппой. В 1912-23 преподавала в Муз. ин-те в Хельсинки (ныне Академия им. Сибе-лиуса).

Лит.: Кrоhn H., Suomalaisen ooppe-ran ensimmainen tahti, Hels., 1927.

АК-ТЕПЕ, поселение культуры анау (кон. 5-2-я пол. 3-го тыс. до н.э.), в 3,6 км к Ю.-З. от Ашхабада. А.-т. было последовательно родовой деревней, селищем большой семейной общины, усадьбой малой семьи. Построенное из сырцового кирпича жилище последнего периода имело 4 жилые комнаты, хоз. помещения, домашнее святилище и др. Обитатели занимались земледелием, виноградарством и скотоводством, пользовались бронз. орудиями и керамикой ремесл. произ-ва. Нек-рые вещи происходят из Сев.-Вост. Ирана.

Лит.: Труды Института истории, археологии и этнографии АН Туркм. ССР, т. 5, Аш., 1959. А. А. Марущенко.

АКТЁР (франц. acteur, от лат. actor - исполнитель), исполнитель ролей в драм, спектаклях и фильмах. Исполнителя партий в оперных, балетных спектаклях, эстрадных, цирковых представлениях чаще наз. артистом. См. ст. Актёрское искусство.

АКТЁРСКОЕ ИСКУССТВО, искусство театральной игры, создания сценич. образов. Художественная специфика театра - отражение жизни в форме непосредственно происходящего перед зрителями драматич. действия - может осуществляться только посредством А. и. Цель его - воздействовать на зрителя, вызвать у него ответную реакцию. Выступление перед зрителем является важнейшим и завершающим актом воплощения роли, и каждый спектакль требует творч. воспроизведения этого процесса.

Творчество актёра исходит из драмы - её содержания, жанра, стиля и т. д. Драма представляет собой идейную и смысловую основу А. и. Но известны такие виды театра (напр., нар. комедия масок), где актёр располагает не полным текстом пьесы, а лишь его драматич. канвой (сценарием), рассчитанной на иск-во актёрской импровизации. В муз. театре (балете, опере, оперетте и т. д.) А. и. определяется либретто и муз. партитурой.

Актёрский образ убедителен и эстетически ценен не сам по себе, а в той мере, в какой через него и посредством него развивается гл. действие драмы, выявляется её, общий смысл и идейная направленность. Исполнитель каждой роли в спектакле тесно связан поэтому со своими партнёрами, участвуя вместе с ними в создании того художественного целого, каким является театр, постановка. Драма предъявляет актёру порой весьма сложные требования. Он должен выполнять их как самостоятельный художник, действуя вместе с тем от имени определённого персонажа. Ставя себя в обстоятельства пьесы и роли, актёр решает задачу создания характера на основе сценич. перевоплощения. При этом А. и.- единственный вид иск-ва, в к-ром материалом художнику служит его собственная природа, его интеллектуальный эмоциональный аппарат и внешние данные.

Актёр прибегает к помощи грима, костюма (в нек-рых видах театра - к помощи маски); в арсенале его художеств, средств - мастерство речи (в опере - вокальное иск-во), движение, жест (в балете - танец), мимика. Важнейшие элементы А. и.- внимание, воображение, эмоциональная и моторная память, способность к сценич. общению, чувство ритма и др.

Историч. развитие А. и. даёт сложную картину поисков художеств, правды внутри развивающихся и борющихся между собой систем и направлений. Зародившись в своих изначальных элементах на почве массовых действ первобытного общества, пройдя через связь с культовыми обрядами, А. и. в Др. Греции в эпоху образования демократич. городов-государств (5 в. до н. э.) высвобождается из-под власти религ. культа. Это становится предпосылкой для возникновения театра и актёрского творчества в подлинном смысле слова. В театре Др. Греции сложились резко различные манеры исполнения трагедии и комедии: в первом случае - величественная, с декламацией, переходящей в пение, пластич. движениями, содержащими в себе элементы танца; во втором - гротескная, преувеличенная, нарочито сниженная. И в трагедии и в комедии актёры употребляли маски. В Др. Риме возник жанр пантомимы. Но А. и., развивавшееся на основе греч. традиций, в эпоху императорского Рима пришло в упадок, и только бродячие нар. актёры - мимы - донесли до средневековья отдельные элементы театр, культуры.

В ср. века А. и. существовало в виде полупрофессионального нар. творчества бродячих актёров(гис.тгрионы, скоморохи), к-poe преследовалось церковью за его антиклерикальный, сатирич., бунтарский характер. Вместе с тем церковь ассимилировала А. и. в жанрах духовных и мо-ралистич. представлений (см. Литургическая драма, Мистерия, Миракль, Моралите), в к-рые, однако, всё настойчивей и шире врывались комедийные, стихийно реалистич. начала нар. творчества. Они достигли свободного развития в жанре фарса, где гл. признаками А. и. стали характерность, доведённая до карикатуры, жизнерадостный, динамич. темп игры, буффонада, преувеличенная экспрессия жестов и мимики, а также импровизация. Вершиной нар. площадного театра этого типа явилась итал. комедия масок (см. Комедия делъ арте). А. и. итал. нар. комедии обладало силой сатирич. обобщения, демократич. оптимизмом, красочностью, динамизмом и, наряду с этим, лиричностью, поэтич. приподнятостью. Оно оказало плодотворное влияние на развитие нац. своеобразных форм А. и. эпохи Возрождения в Испании, Франции, Англии и др. странах.

Появление лит. ренессансной драмы предъявило новые требования к А. и., в значит, мере преобразовав традиции нар. театра, поставив перед актёрами задачу выражения больших идей, создания индивидуализированных , психологически сложных характеров. Крупнейшим по борником ренессансного реализма в А. и., сочетающего яркость, глубину чувств и мыслей с верностью природе и гуманизму, был Шекспир. Новый расцвет А. и. наступил во Франции 17-18 вв. в системе классицизма, подчинившего театр служению общенациональным, гос. интересам. Особенности А. и. определились проповедью гражданской героики и обуздания индивидуалистич. страстей в трагедии и острым высмеиванием пороков в комедии. Нормативное представление о прекрасном, как должном, классицизм перенёс и в область А. и., где выражение чувств было поставлено под строгий контроль разума и вкуса, речь и движения подчинены законам декламации, ограждавшей актёрскую игру от вторжения бытового и стихийно-эмоционального начал (иск-во франц. актёров Мондори, Т. Дю-парк и др.), а весь спектакль в целом представлял собой строго организованное на декоративно-пластич. и декламацион-но-поэтич. основах художественное целое. В 18 в., в эпоху Просвещения, в А. и. усиливается интерес к личности, выдвигается идеал "естественного человека", чувство становится проводником принципа социального равенства. Рассудочность, рационализм, к-рые отстаивал в А. и. Д. Дидро ("Парадокс об актёре",1770-73), ориентировавший актёров на воспроизведение образов, заранее созданных их воображением, стремившийся соединить верность природе и обществ, идеалу, вытесняются всё большей непосредственностью исполнения, силой переживания и эмоциональностью (напр., творчество трагич. актрисы М. Дюмениль). А. и. приближается к правде частной, семейной жизни, чему способствует мещанская драма с её апологией простого человека. В трагедии А. и. получает тираноборческую, демократич. направленность. Преодолевается традиционное для классицизма деление на "высокий" и "низкий" стиль игры. Усложняется и усугубляется представление о человеческом характере, в связи с чем в А. и. впервые встаёт проблема сценич. перевоплощения.

Развитие в первых десятилетиях 19 в. романтизма, общественной почвой к-рого явился освободительный подъём демократич. масс, неудовлетворённых результатами бурж. революций, привело к господству в А. и. импульсивной, бурной эмоциональности, вдохновения, фантазии, к культу яркой творческой индивидуальности. Актёры (Э. Кин в Англии, Фреде-рик-Леметр во Франции, П. Мочалов в России и др.) создавали характеры, исполненные духа протеста против бурж. норм, сочетая в них контрасты трагического и комического, демонизма и лиричности, жизненной правды и гротеска. Богатое демократическими тенденциями А. и. романтиков было исполнено сочувствием к страданиям простых людей и наряду с этим элементами социальной сатиры.

Романтическое А. и. во многом подготовило реалистич. систему игры, занявшую в сер. и 2-й пол. 19 в. господствующее положение на европ. сцене (иск-во Т. Сальвини, Э. Дузе в Италии, Сары Бернар во Франции и др.). Реалистич. драматургия требовала от А. и. раскрытия социальных закономерностей общественного развития, трактовки характера в его обусловленности обществ, средой и эпохой. Реалистич. школа А. и., преодолевая субъективизм романтиков, их интерес к исключительности и экзотич. яркости сценич. образов, добивалась единства психологич. и социально-бытового решения образов. Большой идейной силы и психологич. тонкости реалистич. А. и. достигло в России во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв., где оно развивалось под знаком демократич. обществ.-политич. тенденций (творчество М. С. Щепкина, А. Е. Мартынова, П. М., М. П. и О. О. Садовских, П. А. Стрепетовой, В. Н. Давыдова, В. Ф. Комиссаржевской и др.). Рубеж 19-20 вв. был отмечен новыми исканиями в области А. и. в системе Свободных театров и Моск. Художеств, театра. В недрах МХТ созрела теория К. С. Станиславского, сложилась методология воспитания актёра - система Станиславского (см. Станиславского система), оказавшая огромное влияние на мировое А. и. Под рук. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в МХТ воспитывалась плеяда крупнейших актёров: И. М. Москвин, В. И. Качалов, Л. М. Леонидов, О. Л. Книппер-Чехова и др. Реализм А. и., способность актёра показывать на сцене "жизнь человеческого духа" были для Станиславского осн. ценностью театр, иск-ва. Свои искания в этой области Станиславский продолжил с молодёжью МХТ. В студиях МХТ формируется т. н. второе поколение актёров МХТ - Н. П. Хмелёв, Б. Г. Добронравов, М. И. Прудкин, А. К. Тарасова, К. Н. Еланская, О. Н. Андровская, М. М. Яншин, А. Н. Грибов, Б. Н. Ливанов и др. Со студиями МХТ была тесно связана и деятельность Е. Б. Вахтангова. Эстетич. принципы школы Вахтангова нашли своё выражение в жизнеутверждающем, проникнутом чувством современности, ярко театральном по форме иск-ве Б. В. Щукина, Р. Н. Симонова, Ц. Л. Мансуровой, В. П. Марецкой и др. Своеобразное, оригинальное преломление принципы Станиславского и Вахтангова получили в заострённо-гротесковом, трагедийном иск-ве актёров МХАТа 2-го (создан на основе 1-й студии МХТ) - М. А. Чехова, С. Г. Бирман, А. Д. Дикого, И. Н. Берсенева, С. В. Гиацинтовой. Систему воспитания синтетич. актёра осуществлял А. Я. Таиров в Камерном театре (иск-во А. Г. Коонен и др.). К открытой тенденциозности призывал актёров В. Э. Мейерхольд, утверждавший необходимость возникновения боевого агитационного театра. В театре Мейерхольда выросли такие актёры сов. театра, как М. И. Бабанова, И. В. Ильинский, Э. П. Гарин, М. М. Штраух, Л. Н. Свердлин, Д. Н. Орлов и др. В 20-х гг. происходит рождение нац. школ А. и. в театрах сов. республик - Узбекской, Таджикской, Казахской, Киргизской, Татарской. Высокого расцвета достигает А. и. в театрах Украины, Грузии, Армении, Азербайджана, Белоруссии (см. разделы о театре в общих очерках, поев, этим республикам). Разнообразие нац. исполнительских традиций оказало влияние на становление и развитие социалистического реализма в А. и. В то же время творчество актёров народов СССР органически воспринимало лучшие традиции рус. реалистич. школы. В этот период раскрылось всё разнообразие художеств, направлений в А. и., развивавшихся в тесном взаимодействии, обогащавших друг друга. На подмостках сов. театра выступали представители различных театр, поколений и исполнительских стилей: от старшего поколения Малого, Художественного и Ленинградского академия, театров - А. А. Остужев, П. М. Садовский, В. Н. Рыжова, В. Н. Пашенная, В. О. Массалитинова, В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова, Ю. М. Юрьев, Е. П. Корчагина-Александровская, В. А. Мичурина-Самойлова, И. Н. Певцов - до молодых артистов, воспитанных в сов. годы. В период Отечеств, войны А. и. становится ещё более политически активным, злободневно-публицистическим. Для А. и. 1950-60-х гг. характерно стремление к большим филос. обобщениям, ре-волюц. страстности, политич. активности. Идейная глубина и художеств, зрелость проявились в образах, созданных Ю. В. Толубеевым, И. М. Смоктуновским, Ю. К. Борисовой, М. А. Уль