БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ли воздух от компрессора подаётся по трубопроводу 3, смешивается с жидкостью, образуя газо-жидкостную или водо-возд. эмульсию, к-рая поднимается по трубе 2. Смешение газа с жидкостью происходит в башмаке 4, соединяющем трубы. На поверхности земли газообразную фазу эмульсии от жидкой отделяет сепаратор 1. Действие Г. основано на уравновешивании столба газо-жидкостной эмульсии столбом капельной жидкости на основе закона сообщающихся сосудов. Один из них - буровая скважина или резервуар, а другой - труба, в к-рой находится газожидкостная смесь.

Для статич. условий[0601-1.jpg]

где [0601-2.jpg]- плотность жидкости, [0601-3.jpg]- плотность смеси, Н - высота подъёма газо-жидкостной смеси, h - глубина погружения трубы. При[0601-4.jpg] h + H>h, т. е. с увеличением заглубления башмака Г. можно получить большую высоту подъёма жидкости. Рабочий процесс Г. сопровождается явлением увлечения жидкости пузырьками газа или воздуха, к-рые, поднимаясь вверх, расширяются и увеличивают скорость движения газо-жидкостной смеси. Оптимальные скорости движения эмульсии в ниж. части трубы З м/сек, а в верхней 6- 8 м/сек.

Г. могут подавать воду на высоту до 200 м и нефть до 1000 м при часовой подаче до 500 м3. Г. имеют кпд от 15 до 36%. Несмотря на наличие более эффективных технич. средств для подъёма жидкости, Г. и в наст, время имеют применение.

Лит.: Багдасаров В. Г., Теория, расчёт и практика эргазлифта, М.-Л., 1947; Есьман И. Г., Насосы. 3 изд., М., 1954. Ю. В. Квитковский.

ГАЗНЕВИДЫ, династия тюркского происхождения, правившая в Газневидском гос-ве (10-12 вв.), основанном в 962 са-манидским полководцем Алп-Тегином. Опираясь на верных ему гвардейцев-гулямов, из рядов к-рых он вышел, Алп-Тегин объявил себя в 962 самостоят, правителем г. Газни. Наибольшего могущества гос-во Г. достигло при Себук-Те-гине (977-997) и особенно Махмуде Газневи (998-1030), когда в его состав входили терр. совр. Афганистана, ряд областей Ирана, Ср. Азии, сев. и сев.-зап. пров. Индии. В период расцвета гос-ва Г. его правители поощряли развитие науки и культуры. При дворе Г. жили и творили выдающиеся учёные и поэты (Би-руни, Утби, Бейхаки, Гардизи, Фирдоуси и др.).

Завоевательные походы Г. сопровождались разорением целых областей, разрушением оросит, систем, ограблением населения и угоном его в рабство. Всё это ослабляло гос-во Г. и приводило к обострению классовой борьбы, что выразилось в нар. восстаниях, а также активизации религ. сект и течений (исмаи-литов, карматов, суфиев, см. Суфизм). При Масуде I (1030-41) начался распад гос-ва. После 1040 в него входила лишь часть терр. совр. Афганистана и Пенджаба. В кон. 70-х гг. 12 в. Гуриды нанесли последний удар Газневидам, вытеснив их в Сев. Индию, где после взятия Лахора в 1186 при правителе Г.- Хосров-Малике [1160-86 (или 1187)] гос-во и династия Г. прекратили своё существование.

ГАЗНИ , Газна, город на Ю.-В. Афганистана, в долине р. Газни (басе. Гильменда), на автодороге Кабул - Кандагар; адм. ц. провинции Газни. 41 тыс. жит. (1966). Кустарное произ-во паласов, обуви, хл.-бум. тканей, предметов домашнего обихода из металла. Выделка кож. Торговля шерстью, мехами, сушёными фруктами. В 40 км к Ю.-З. от Г. на р. Джильге в 1967 завершено строительство плотины Сарде, осуществлённое с помощью СССР. Близ Г.- добыча каолина.

Первые упоминания о Г. относятся к 7 в., расцвет Г.- к 10-11 вв., когда он стал столицей гос-ва Газневидов, торг, и культурным центром на Ср. Востоке. В середине 12 в. Г. разрушен Гуридами. В 1215-21 городом владели Хорезмшахи. В 1221 Г. завоёван монголами. В дальнейшем подчинялся Куртам, Тимуридам, а с нач. 16 в. Великим Моголам. В 1738 Г. захвачен Надир-шахом. С 1747 в составе Афг. гос-ва. Над старой частью Г., с глинобитными и сырцовыми домами с плоскими крышами, вздымается цитадель, поставленная на высоком холме. В окрестностях Г.- 2 мемориальные башни 12 в., звёздчатые в плане, отделанные узорной кладкой кирпича и резной терракотой. Г.- старинный центр художеств, обработки металла.

Лит.: Bombaci A., Ghazni, "East and West", Roma, 1957, v. 8, p. 247 - 59.

ГАЗОАНАЛИЗАТОРЫ, приборы для определения качеств, и количеств, состава смесей газов. Различают Г. ручного действия и автоматические. Среди первых наиболее распространены абсорбционные Г., в к-рых компоненты газовой смеси последовательно поглощаются различными реагентами (см. Газовый анализ). Для полного анализа многокомпонентных газовых смесей широко пользуются Г. Всесоюзного теплотехнич. ин-та. Автома-тич. Г. непрерывно измеряют к.-л. физ. или физ.-хим. характеристику газовой смеси или её отд. компонентов. По принципу действия автоматич. Г. могут быть разделены на 3 группы: 1) приборы, основанные на физ. методах анализа, включающих вспомогат. хим. реакции. При помощи таких Г., наз. объёмно-манометрически ми или химическими, определяют изменение объёма или давления газовой смеси в результате хим. реакций её отд. компонентов.

2) Приборы, основанные на физ. методах анализа, включающих вспомогат. физ.-хим. процессы (термохим., электрохим., фотоколориметрич., хроматографич. и др.). Термохимические, основанные на измерении теплового эффекта реакции каталитич. окисления (горения) газа, применяют гл. обр. для определения концентраций горючих газов (напр., опасных концентраций окиси углерода в воздухе). Электрохимические позволяют определять концентрацию газа в смеси по значению электрич. проводимости раствора, поглотившего этот газ. Фотоколориметрические, основанные на изменении цвета определённых веществ при их реакции с анализируемым компонентом газовой смеси, применяют гл. обр. для измерения микроконцентраций токсичных примесей в газовых смесях - сероводорода, окислов азота и др. Хроматографические наиболее широко используют для анализа смесей газообразных углеводородов (см. также Хроматография, Хроматографы).

3) Приборы, основанные на чисто физ. методах анализа (термокондуктометрич., денсиметрич., магнитные, оптич. и др.). Термокондуктометри чески е, основанные на измерении теплопроводности газов, позволяют анализировать двухкомпонентные смеси (или многокомпонентные при условии изменения концентрации только одного компонента). При помощи денсиметрич е-ских Г., основанных на измерении плотности газовой смеси, определяют гл. обр. содержание углекислого газа, плотность к-рого в 1,5 раза превышает плотность чистого воздуха. Магнитные Г. применяют гл. обр. для определения концентрации кислорода, обладающего большой магнитной восприимчивостью. Оптич. Г. основаны на измерении оптич. плотности, спектров поглощения или спектров испускания газовой смеси. При помощи ультрафиолетовых Г. определяют содержание в газовых смесях галогенов, паров ртути, нек-рых органич. соединений. Об областях применения Г. см. в ст. Газовый анализ.

Лит.: Соколов В. А., Методы анализа газов, М., 1958; Павленко В. А., Газоанализаторы, М.- Л., 1965.

В. В. Краснощекое.

ГАЗОБАЛЛАСТНЫЙ НАСОС, механический вакуумный насос со спец. камерой, к-рая заполняется балластным газом (атм. воздухом) для предотвращения конденсации паров в процессе сжатия.

ГАЗОБАЛЛОННЫЙ АВТОМОБИЛЬ, автомобиль, двигатель к-рого работает на горючих газах, содержащихся в сжатом или сжиженном состоянии в баллонах, смонтированных на шасси этого автомобиля. В сжатом состоянии содержатся газы природные, добываемые на газовых промыслах и получаемые попутно при добыче и переработке нефти; коксовые, являющиеся побочным продуктом переработки кам. углей. Для обеспечения необходимого запаса хода Г. а. сжатые газы нагнетаются в баллоны до давления 20 Мн/м2 (200 кгс/см2).

Газы, содержащиеся в сжиженном состоянии, подразделяются на 2 группы: 1) пропано-бутановые и пропилено-бутиленовые, превращающиеся в жидкость при обычных темп-pax и сравнительно невысоком давлении: они содержатся в стальных баллонах, рассчитанных на давление 1,6 Мм/л2 (16 кгс/см2); 2)метано-вый газ, превращаемый в жидкость при атм. давлении и темп-ре -161,3 °С; для его хранения и перевозки требуются спец. изотермич. баллоны, изготовленные из хладостойкого материала и рассчитанные на давление в 1 Мн/м2 (10 кгс/см2).

Осн. преимуществами Г. а. перед автомобилями, работающими на жидких топливах, являются: меньший износ деталей двигателя, больший срок службы масла, возможность увеличения мощности двигателя за счёт повышения степени сжатия, более высокая топливная экономичность, меньшая стоимость топлива, малая токсичность отработавших газов. Эксплуатация Г. а. связана с необходимостью создания сети газонаполнительных станций, что задерживает развитие этого вида транспорта.

В СССР первые конструкции Г. а. были созданы в начале 30-х гг.; пром. выпуск Г. а., работающих на сжатых газах, был начат в 1939, на сжиженных газах - в 1953. Г. а. подразделяются на универсальные (работающие как на газе, так и на бензине) и специальные, двигатели к-рых приспособлены для работы только на газе.

Газобаллонная установка автомобиля, работающего на сжатом газе, включает 5-8 баллонов, располагаемых обычно под полом грузовой платформы. Из баллонов газ проходит через подогреватель, магистральный вентиль и фильтр в двухступенчатый редуктор, где его давление снижается до значения, близкого к атмосферному. На выходе из редуктора установлено дозирующее устройство, обеспечивающее поступление необходимого кол-ва газа к карбюратору-смесителю, в к-ром газ смешивается с воздухом. Далее газо-возд. смесь направляется в цилиндры двигателя.

Газобаллонная установка автомобиля, работающего на сжиженном газе, включает баллон, который заполняется жидкостью на 90% его ёмкости (сверху остаётся паровая подушка, необходимая при тепловом расширении жидкости). При пуске холодного двигателя топливо поступает в газообразном состоянии из верх, части баллона. Прогретый двигатель работает на топливе, поступающем из ниж. части баллона через магистральный вентиль в испаритель, где оно (за счёт тепла горячей воды в системе охлаждения двигателя) переходит из жидкого в газообразное состояние. Испарённое топливо проходит войлочный и сетчатый фильтры, двухступенчатый газовый редуктор и поступает в двухкамерный газовый смеситель, в к-ром смешивается в необходимой пропорции с воздухом. Газо-воздушная смесь засасывается в цилиндры двигателя и сгорает, как и в обычном двигателе.

Сжиженный метан используется обычно комплексно-в качестве источника холода для поддержания низкой темп-ры в кузове (при перевозке, напр., скоропортящихся пищ. продуктов) и одновременно топлива для двигателя. Из изотермич. баллона метан проходит через теплообменные батареи (в к-рых он испаряется и нагревается за счёт тепла окружающего воздуха) в автоматич. переключатель и двухступенчатый редуктор к газовому смесителю, откуда и поступает в цилиндры двигателя.

Осн. технич. показатели сов. Г. а. приведены в табл.

Лит.: Самоль Г. И., Гольд-блат И. И., Газобаллонные автомобили, 3 изд., М., 1963. И. И. Голъдблат.

Основные технические показатели советских газобаллонных автомобилей, работающих на сжатых и сжиженных газах
Показатели

На сжатом природном (метановом) газе

На сжиженном нефтяном (пропано-бутановом) газе

На сжиженном природном (метановом) газе
ЗИЛ-166

ГАЗ-51Б

ЗИЛ-166А

ГАЗ-51Ж

ЗИЛ-138

ГАЗ-53-07

ЗИЛ-164

ГАЗ-51

ГАЗ-51 рефрижератор
Полезная грузоподъёмность, кг

3500

2000

4000

2500

5000

4000

4000

2500

2000
Кол-во газовых баллонов, шт.

8

5

1

1

1

1

2

2

1
Масса газовых баллонов, кг

560

350

138

65

130

100

272

160

136
Рабочее давление газобаллонной установки, Мн/м2

20

20

1,6

1,6

1,6

1,6

1,0

1,0

1.0
ЁМКОСТЬ газовых баллонов, л

400

250

250

115

250

183

200

120

100
Кол-во содержащегося в баллоне газа: М3 - для сжатого газа, л - для сжиженного газа

80

50

225

103

225

165

180

110

90
Расход топлива: л/100 км





50

33

46

38

75

53

53
м3/100 км

38

26














кг/100 км

27

19

28

18

25

21

32

23

23
Запас хода автомобиля, км

210

190

450

310

490

440

240

210

170
Макс, мощность двигателя, квт(л.с.)

63(85)

41(56)

66(90)

46(62)

111(157)

88(118)

63(85)

41(56)

41(56)
Макс, скорость движения автомобиля, км/ч

74

70

78

80

103

100

74

75

72
Масса газобаллонного оборудования, кг

650

400

275

145

270

220

300

200

300

ГАЗОБЕТОН, разновидность ячеистого бетона. Изготовляется путём введения газообразователя (обычно алюминиевой пудры) в смесь, состоящую из вяжущего (портландцемента, молотой извести-ки-пелки и др.). кремнезёмистого компонента (молотого кварцевого песка) и воды. Процесс газообразования происходит вследствие хим. реакции между гидратом окиси кальция и алюминием; выделяющийся при этом водород вызывает вспучивание раствора, к-рый, затвердевая, сохраняет пористую структуру. Для быстрого твердения и получения изделий из Г. с необходимыми прочностными показателями изделия подвергают тепловлаж-ностной обработке в автоклавах при давлении пара не менее 9 am и темп-ре 175 °С. Г. применяется гл. обр. в качестве тепло-изоляц. и конструктивно-теплоизоляц. материала при изготовлении ограждающих конструкций зданий. Плотность Г. (кг/м3) 300, 400, 500, 600, 700; предел прочности при сжатии (Мн/м2) соответственно 0,8; 1,2; 2,5; 3,5; 5,0 (8,12, 25, 35, 50 кг/см2). Существует ряд разновидностей Г., отличающихся по виду применяемого вяжущего или кремнезёмистого компонента: напр., газосиликат (вяжущее - известь-кипелка), газозолобетон (кремнезёмистый компонент - зола-унос ТЭЦ).

Лит.: Строительные нормы и правила, ч. 1, раздел В, гл. 3. Бетоны на неорганических вяжущих и заполнителях, М., 1963; Кривицкий М. Я., Заводское изготовление изделий из газобетона, М., 1963. М. Я. Кривицкий.

ГАЗОВ ОЖИЖЕНИЕ, газов сжижение, см. Сжижение газов.

ГАЗОВ ОЧИСТКА, выделение из промышленных газов содержащихся в них примесей. Очистку газов производят с целью дальнейшего использования самого газа или содержащихся в нём примесей; выбрасываемые в атмосферу пром. газы очищают с целью охраны возд. пространства от загрязнений вредными веществами. До 2-й пол. 19 в. борьба с вредным влиянием выбрасываемых в атмосферу пром. газов сводилась к запрету или ограничению строительства тех или иных предприятий. Однако эти меры в связи с ростом промышленности, транспорта и крупных городов оказались недейственными. Быстрое развитие пром-сти, концентрация предприятий и увеличение масштабов произ-ва явились причиной возникновения самой проблемы очистки пром. газов. В промышленно развитых странах насыщенность терр. предприятиями и транспортом такова, что локальное загрязнение атмосферы перешло во всеобщее, в загрязнение всего (или по крайней мере огромной части) воздушного бассейна.

Допустимые нормы вредных веществ, содержащихся в отходящих газах, строго регламентируются сов. законодательством с первых лет существования Советской власти, с конца 20-х гг. действует общесоюзная организация по газоочистке и пылеулавливанию, на к-рую возложена научно-организационная разработка вопросов, связанных с Г. о., проектирование и изготовление соответствующего оборудования. В ряде отраслей пром-сти созданы тресты, ин-ты, лаборатории, призванные постоянно заниматься вопросами очистки газов. Разработанные методы Г. о. позволяют в целом ряде случаев при правильном техноло-гич. процессе и правильной организации произ-ва выбрасывать в атмосферу газы, практически не содержащие вредных веществ.

Источники и формы загрязнения промышленных газов. Крупные пром. предприятия, ж.-д. и автомоб. транспорт выбрасывают в атмосферу огромное количество газов, несущих разнообразные, в т. ч. и вредные, примеси. Напр., тепловая электростанция мощностью 2400 Мет, работающая на угле ср. зольности, выбрасывает в атмосферу ок. 9 млн. м3/час дымовых газов, содержащих 180 т золы. Особенно загрязнены отходящие газы металлургич. предприятий, цем. заводов, тепловых электростанций, хим. и нефте-хим. заводов.

Отходящие пром. газы содержат примеси в виде твёрдых частиц, капелек жидкости, а также вредные газообразные продукты.

Твёрдые примеси в пром. газах мелко раздроблены и находятся в виде пыли или дыма. Размеры частиц пыли - от сотен мкм до долей мкм; размеры частиц дыма обычно меньше 1 мкм, но в отд. случаях достигают и 2-3 мкм. Частицы пыли отличаются от частиц дыма не только размером, но и хим. составом. Сравнительно крупные частицы пыли представляют измельчённый материал, перерабатываемый на данном предприятии (напр., компоненты металлургич. шихты). Частицы дыма резко отличаются по составу от исходного материала, из к-рого они образовались. В частности,