БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

горного дела, мостов и дорог и т. д.). Курс обучения в вузах - от 4 до 6 лет; как правило,- 5 лет. Обучение состоит из трёх циклов. Первый (1 или 2 года) подготовительный (пропедевтический), или испытательный, заканчивается экзаменами по нек-рым общеобразоват. предметам - в зависимости от избранной специальности (математика, физика, химия и др.). В течение второго цикла (3-4 года) студент сдаёт экзамены на академич. степень лиценциата (на этот цикл зачисляются по конкурсу окончившие первый). Для получения степени лиценциата студент сдаёт, как правило, 4 экзамена, о чём получает соответствующие удостоверения (сертификаты). Дисциплины для экзаменов определяются профилем специальности. Как правило, это общетеоретич. курсы с соответствующими лабораторными работами. Степень лиценциата даёт право преподавать в лицее или коллеже, обычно в провинции. Чтобы получить звание дипломированного преподавателя, к-рое даёт возможность занимать должность преподавателя в коллеже или лицее большого города, необходимо сдать дополнительно экзамены на получение спец. сертификата - "О пригодности к должности преподавателя среднего учебного заведения". Окончившим 2-й цикл обучения выдаётся диплом -"общих науч. знаний". Сдавшим экзамены по технологич. дисциплинам при стаже практич. работы не менее 9 мес. на производстве выдаётся диплом "высших технич. знаний" или диплом инженера (в высших технич. школах). Третий цикл - изучение избранной специальности в течение 1-2 лет в н.-и. ин-тах или на заводах, где студенты потом остаются работать. Для выполнения этого цикла студенты провинциальных вузов часто приезжают в Париж. Цикл завершается экзаменом по специальности и защитой дипломной работы, подготовка к-рой занимает около года. Успешно выполнившим уч. план выдаётся диплом "высшего науч. образования", к-рый даёт возможность впоследствии получить диплом "углублённых знаний" по определённой специальности, а также академич. степень доктора по специальности, или доктора 3-го цикла. Диплом доктора примерно эквивалентен диплому, к-рый получают выпускники сов. вузов с пятилетним сроком обучения, защитившие дипломный проект (работу) на высоком теоретич. уровне.

Своеобразна система В. о. и в странах Латинской Америки. Напр., в Бразилии подготовка специалистов с В. о. осуществляется в основном в университетах, в составе которых имеются школы различного профиля. Ун-т Сан-Паулу объединяет политехнич., мед., фармацевтич., юридич., агрономич., вет., филос. и др. школы. Каждая школа осуществляет подготовку по многим специальностям, напр, в политехнич. школе -специальности общего и мор. строительства, механич., энергетич., хим., металлургич. и горная; в филос. школе - философии, математики, физики, филологии и др. На 3-м курсе осуществляется специализация. Для подготовки специалистов по различным отраслям науки и техники имеются и самостоят, отраслевые вузы. Срок обучения в ун-тах в основном 5 лет. На первых курсах значительное место занимают общенауч. дисциплины, студенты получают достаточную теоретич. подготовку. Однако в уч. планах отсутствует производств, практика, на инж. специальностях нет дипломных проектов. Поэтому выпускники вузов становятся специалистами с полноценной подготовкой только после стажировки, к-рую проходят иногда и в др. странах.

В Японии В. о. строится на базе ун-тов, отраслевых ин-тов (или высших школ). Срок обучения в ун-тах - 4г. Первые два года студенты изучают общенауч. дисциплины, с 3-го курса - специализируются. Успешно сдавшие экзамены за весь курс получают степень бакалавра. Имеющие эту степень могут в течение двух лет дополнительного обучения получить степень магистра наук. В вузах имеются вечерние отделения, на к-рых обучается менее 20% от контингента студентов дневных отделений. Более 50% студентов обучаются на гуманитарных специальностях. Обучение в вузах платное, плата очень высокая, стипендию получают не более 20% студентов.

С 50-60-х гг. во всех странах мира стали уделять больше внимания вопросам В. о. В 1960 11-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО приняла конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования. По предложению СССР ЮНЕСКО совместно с рядом др. междунар. орг-ций (Междунар. ассоциация ун-тов, Междунар. ассоциация профессоров и доцентов и др.) проводит большую работу по установлению эквивалентности аттестатов зрелости, дипломов и учёных степеней в междунар. плане. В 1963 по решению 12-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО создан Междунар. ин-т планирования образования (Париж). С 1966 ежегодно проводятся совещания министров высшего и ср. спец. образования социалистич. стран по важнейшим проблемам В. о. В 1967 в Вене была проведена конференция министров высшего образования европ. стран по вопросам демократизации В. о. В связи с развивающейся науч.-технич. революцией во многих странах разрабатываются, а в нек-рых осуществляются реформы В. о.

Лит.: В. И. Ленин о науке и высшем образовании, [Сост. М. П. Ковалев. Н. Ф. Краснов, М. Г. Галкин], М., 1967; Высшая школа СССР за 50 лет. Под ред. В. П. Елютина, М., 1967; Калинин М. И., О преподавании основ марксизма-ленинизма в вузах, в его кн.: О коммунистическом воспитании. Избранные речи и статьи, [М.], 1958, с. 447 - 455; Е л ю т и н В. П., Высшая школа страны социализма, М., 1959; Бутягин А. С. и Салтанов Ю. А., Университетское образование в СССР, М., 1957; Менделеев Д. И., Народное просвещение и высшее образование, Соч., т. 23, Л.- М., 1952; Медынский Е. Н., Высшее техническое и с.-х. образование в дореволюционной России, "Высшая техническая школа", 1935, № 4 - 5; П а р а и л В. А., Инженерно-техническое образование в США, М., 1969; Высшая школа. Сб. основных постановлений, приказов и инструкций. Под ред. Е. И. Войленко, ч. 1-2, М., 1965. А. И. Богомолов.

ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ, высшие женские учебные заведения в дореволюц. России. Возникли под влиянием революц.-демократич. движения 60-х гг. 19 в. Первые В. ж. VK. с разрешения правительства были открыты в 1869 (Аларчинские в Петербурге и Лубянские в Москве). Одним из этапов борьбы за женский ун-т была организация в Петербурге в 1870 систематических "Публичных лекций" для мужчин и женщин. Эти лекции получили назв. "Владимирских курсов" (по имени Владимирского уч-ща, где они помещались). За деятельностью В. ж. к. был установлен надзор.

В 1872 были открыты Высшие женские мед. курсы при Медико-хирургич. академии в Петербурге и В. ж. к. профессора Моск. ун-та В. Н. Герье в Москве. Открывшиеся в 1876 в Казани и в 1878 в Киеве В. ж. к. имели по 2 ф-та: физикоматем. и ист.-филологический. В 1878 в Петербурге кружком прогрессивной интеллигенции во главе с учёным и обществ, деятелем А. К. Бекетовым были учреждены Бестужевские В. ж. к. (названы по имени профессора рус. истории К. Н. Бестужева-Рюмина, к-рый был их официальным учредителем и возглавлял курсы в 1878-82).

После подавления революц.-демократич. движения 70-х гг. царское пр-во в 1881 решило закрыть В. ж. к. В 1886 по распоряжению Мин-ва нар. просвещения приём на В. ж. к. был прекращён. Возрождение В. ж. к. связано с революц. движением кон. 19 - нач. 20 вв. В Петербурге и в Москве были восстановлены нек-рые В. ж. к., стали открываться новые, однако с целым рядом ограничений. В течение 1905-16 В. ж. к. были созданы в Одессе, Харькове, Киеве, Варшаве, Дерпте, Казани, Тбилиси, Новочеркасске, Томске. Курсы не финансировались пр-вом и существовали на благотворительные средства и плату за обучение. Выпускницы курсов получали право преподавать в женских ср. уч. заведениях и в младших классах мужских ср. школ. В. ж. к. сыграли значит, роль в развитии женского образования в России, особенно курсы Герье и Бестужевские курсы. Бестужевские курсы были по существу первым женским ун-том в России.

На В. ж. к. учились многие деятельницы революц. движения, напр, на Бестужевских курсах - Н. К. Крупская, А. И. Елизарова-Ульянова, П. Ф. Кудели, К. Н. Самойлова, Л. А. Фотиева, один из организаторов Болгарской компартии Н. Благоева и др. Многие курсистки участвовали в народовольческом движении и в первых марксистских кружках.

После Великой Окт. социалистич. революции В. ж. к. как особый тип вуза перестали существовать.

Мит. .Лихачева E.t Материалы для истории женского образования в России, [кн.] 2, СПБ, 1893; Некрасова Е., Из прошлого женских курсов, М., 1886; Высшие женские курсы в С.-Петербурге. Краткая историческая записка 1878 -1903 гг., 3 изд., [СПБ], 1903; Мижуев П. Г., Женский вопрос и женское движение, СПБ, 1906; Кудрявцева А. А. и Цветаева Е. М., Высшие женские Голицынские сельскохозяйственные курсы, "Вестник высшей школы", 1958, № 10; Б о б р о в а Л. А., "Высшие женские курсы профессора Герье" в Москве (1872 - 1888), в кн.: Труды Московского историко-архивного ин-та, т. 16, М., 1961.

ВЫСШИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, инфракласс позвоночных животных; то же, что плацентарные.

ВЫСШИЕ НАЧАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА, учебные заведения дореволюц. России, возникшие по Положению 25 июня 1912 взамен 3- и 4-классных городских училищ. Состояли из 4 классов с годичным курсом в каждом. Существовали мужские, женские и небольшое число смешанных В. н. у. Обучаться в В. н. у. могли дети средних слоев гор. населения в возрасте 10-13 лет, окончившие нач. школу. В уч-щах преподавались: закон божий, рус. язык и словесность, арифметика и начала алгебры, геометрия, география, история России со сведениями из всеобщей истории, естествознание и физика, рисование и черчение, физич. упражнения (в женских, кроме того, рукоделие). Учащиеся В. н. у., прошедшие курс 1-го и 2-го классов, имели право поступить соответственно во 2-й и 3-й классы ср. общеобразоват. школы (для поступления в 3-й класс требовалась сдача экзамена по иностр. и древним яз., что нередко служило преградой к продолжению образования в ср. школе).

При В. н. у. иногда имелись дополнит, классы или курсы: пед., с.-х., ремесленные, бухгалтерские, почтово-телеграфные и др., с 1- или 2-летним сроком обучения. В. н. у. просуществовали до Великой Окт. революции.

ВЫСШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ, стационарные курсы по подготовке преподавателей для ср. общеобразоват. и профессиональных уч. заведений из числа окончивших ун-ты. В дореволюц. России к В. п. к. относились женские (фребелевские) курсы и 2-годичные пед. курсы при 6 уч. округах.

В СССР первые В. п. к. были организованы Наркомпросом РСФСР в 1920 для преподавателей школ 2-й ступени, со сроком обучения 4 мес., в 1921 срок для обучения был продлён до 1 г. С 1922 эти курсы получили наименование Высших науч.-пед. курсов; на их базе в 1924 возникли Высшие науч.-пед. курсы при пед. ф-те 2-го МГУ; они готовили не только преподавателей педагогики и методик отд. предметов для ср. спец. уч. заведений, но и науч. кадры. Активное участие в их работе принимали П. П. Блонский, А. Г. Калашников, Е. Н. Медынский, А. П. Пинкевич и др. видные педагоги. После реорганизации 2-го МГУ в пед. ин-т В. п. к. продолжали свою работу в составе этого ин-та (ныне Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина) до 1933 и готовили преподавателей пед. дисциплин для педтехникумов, инспекторов-методистов для отделов нар. образования и др.

В 1944-52 при Моск. гос. пед. ин-те им. В. И. Ленина были организованы В. п. к. с одногодичным сроком обучения для подготовки преподавателей пед. училищ по специальным предметам.

В 1924-40 В. п. к. также организовывались при нек-рых вузах для лиц, окончивших эти вузы; они изучали в течение 1-2 лет психологию, педагогику, методику преподавания спец. дисциплин. Такие курсы существовали при Ленингр. технологич. ин-те (1921-30), Ленингр. с.-х. ин-те (1925-29), С.-х. академии им. К. А. Тимирязева (1924-29), Высших художеств.-технич. мастерских(1926-27).

В. п. к. при Ин-те нар. хозяйства им. Г. В. Плеханова (1925-29) готовили пед. кадры для уч. заведений Центросоюза, в дальнейшем они были преобразованы в Высший пед. ин-т прикладной экономики и товароведения, к-рый функционировал до 1935.

В 1938-40 В. п. к. работали при Моск. ин-те сов. кооперативной торговли (со сроком обучения от 6 мес. до 1г.). В системе Центросоюза в Москве (1944-59) В. п. к. готовили преподавателей для техникумов и школ потребкооперации.

В 1967 В. п. к. были созданы при АПН СССР в целях переподготовки преподавателей педагогики и психологии ун-тов и пед. ин-тов. В 1969 преобразованы в Ин-т повышения квалификации преподавателей пед. дисциплин ун-тов и пед. нн-тов при АПН СССР.

М. Ф. Шабаева.

ВЫСШИЕ ПРОФСОЮЗНЫЕ ШКОЛЫ, 1) высшая школа профсоюзного движения (ВШПД) в Москве, высшее учебное заведение по подготовке квалифицированных профсоюзных работников. Организована в апр. 1919. Окончившим ВШПД присваивается квалификация экономиста по труду. Школа имеет очную и заочную аспирантуру по истории профдвижения в СССР и за рубежом, политэкономии и экономике труда; при школе функционируют курсы повышения квалификации профсоюзных работников, а также курсы для профактивистов стран Азии, Африки и Лат. Америки. В 1969 награждена орденом Трудового Красного Знамени. 2) Высшая профсоюзная школа (ВПШ) в Ленинграде, высшее учебное заведение, готовит кадры для культ-отделов советов и комитетов профсоюзов и др. профсоюзных органов. Окончившим школу присваивается квалификация организатор-методист культурномассовой работы высшей квалификации.

Правом поступления в В. п. ш. на очное отделение пользуются члены профсоюзов в возрасте до 35 лет (на заочное отделение - без ограничения возраста), имеющие законченное ср. образование и опыт профсоюзной работы. Срок обучения на очном отделении - 4 г., на заочном - 5 лет. П. А. Петров.

ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ, зародышевые растения (Embryobionta, Embryophyta), побеговые растения (Cormophyta, Cormobionta), теломные растения (Telomophyta, Telomobionta), одно из двух подцарств растительного мира. Объединяет не менее 300 тыс. видов растений след, групп (отделов): риниовидные (псилофитовые), моховидные (печёночники и мхи), псилотовидные (псилотум и тмезиптерис), плауновидные, хвощевидные, папоротники, голосеменные и цветковые, или покрытосеменные, растения. В отличие от низших растений, В. р. представляют собой сложно дифференцированные многоклеточные организмы, приспособленные к жизни в наземной среде (за исключением немногочисл. и явно вторичных водных форм), с правильным чередованием двух поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит). На спорофитах В. р. развиваются многоклеточные спорангии, в к-рых образуются неподвижные споры, на гаметофитах - многоклеточные половые органы (гаметангии), однако у нек-рых голосеменных (роды гнетум и вельвичия) и у всех цветковых растений гаметангии в процессе эволюции исчезли.

Спорангии одинаковые или чаще дифференцированы на 2 типа (микроспорангии и мегаспорангии), гаметангии - всегда двух типов - мужские (антеридии) и женские (архегонии). Как антеридии, так и архегонии защищены многоклеточными стенками. Женская гамета (яйцеклетка) всегда одна, неподвижна. Зигота у В. -р. развивается в многоклеточный зародыш, к-рый проходит первые стадии развития внутри женского гаметофита. Спорофит у В. р., как правило, расчленён на 3 осн. органа - лист, стебель и корень.

В большинстве случаев у В. р. развивается спец. проводящая ткань - ксилема и флоэма, у нек-рых групп редуцировавшаяся. Имеется эпидерма с кутикулой и типичными устьицами. Хлорофилл у В. р. не содержит дополнит, пигментов, окраска фотосинтезирующих частей зелёная. Предками В. р. были какие-то морские водоросли. Достоверные ископаемые остатки В. р. известны начиная с силура.

Лит. . Г о л е н к и н М. И., Курс высших растений, М.- Л., 1937; Криштофович А. Н., Палеоботаника, 4 изд., Л., 1957; Мейер К. И., Морфогения высших растений, [М.], 1958; Тахтаджян А. Л., Высшие растения, т. 1, М.- Л., 1956; Козо-Полянский Б. М., Курс систематики высших растений, Воронеж, 1965; Lawrence G. Н. М., Taxonomy of vascular plants, N. Y., [I960]; E n g 1 e r A., Syllabus der Pflanzenfamilien, 12 Aufl., Bd 1 - 2, В., 1954-64; Zimmermann W., Die Phylogenie der Pflanzen, 2 Aufl., Stuttg., 1959; N о v a k F. A., Vyssi rostliny, Praha, 1961. А. Л. Тахтаджян.

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, вузы, готовят специалистов высшей квалификации, науч. и пед. кадры для различных отраслей х-ва, науки и культуры; ведут науч. работу теоретич. и прикладного характера, являющуюся основой подготовки специалистов; осуществляют повышение квалификации преподавателей высшей и ср. спец. школы и специалистов, занятых в различных отраслях пром-сти, сельского хозяйства, культуры и др.

К вузам относятся университеты, политехнические институты, индустриальные институты, отраслевые институты разного профиля (инж., с.-х., мед., пед., художеств., экономич. и др.), высшие военные учебные заведения и др. Во многих странах, помимо светских вузов, существуют различного типа высшие духовные учебные заведения.

Нек-рые вузы называются академиями (С.-х. академия им. К. А. Тимирязева, воен. академии), высшими училищами (Моск. высшее технич. уч-ще им. Н. Э. Баумана, высшие инж. морские уч-ща и др.), консерваториями, щколами (Школа-студия им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТСССРим. М. Горького), в ряде стран - колледжами и др.

Ун-ты готовят преим. специалистов по Гуманитарным и естественнонауч. специальностям, а нек-рые - также инж. и мед. кадры; в политехнич. ин-тах и др. технич. вузах сосредоточена подготовка инж. кадров различного профиля; в отраслевых ин-тах готовятся специалисты для определённой отрасли нар. х-ва, науки, культуры - агрономы, экономисты, юристы, врачи, учителя, художники, актёры и др.

Понятия "высшая школа", "В. у. з." были не равнозначными в различные эпохи и в разных странах. Значит, разница в уровнях высшего образования, в целях и методах подготовки специалистов, в сроках их обучения существует и в наст, время, т. к. развитие высшей школы в каждой стране тесно связано с её экономич. и социально-политич. строем.

Исторический очерк. Высшие для своего времени (философские) школы возникли в 3-5 вв. до н. э. в Афинах и Риме. Первой высшей школой, получившей назв. университета (в кодексе Феодосия, 438), была филос. школа, открытая в 425 в Константинополе. Как тип высшего уч. заведения ун-ты появились значительно позже: в 11 -12 вв. в Италии (Салерно и Болонья), во Франции (Париж, нач. 12 в.