БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

дения и имуществ. положения. Обучение бесплатное, осуществляется на родном языке. Создана широкая сеть университетов и отраслевых ин-тов. Численность студентов вузов на каждые 10 тыс. жит. увеличилась к 1968 по сравнению с их численностью при бурж.-помещичьем строе: в Польше в 7 раз, в Болгарии и Венгрии более чем в 6 раз, Чехословакии в 5 и Румынии в 4,5 раза. В 1969/70 уч. г. в Болгарии было 26 вузов (ок. 86 тыс. студентов), в ГДР - 54 вуза (123 тыс.), соответственно в Польше-84 (322 тыс.), в Венгрии- 87 (79 тыс.). Число студентов в вузах Румынии увеличилось почти в 6 раз, в Венгрии более чем в 6, Югославии в 12, ДРВ в 77 раз. В КНДР до освобождения страны не было ни одного вуза, а в 60-е гг. работало уже ок. 100.

До установления нар. власти в вузах этих стран преобладали гуманитарные специальности, в 50-60-е гг. стали развиваться инженерные. Так, в Болгарии до 9 сент. 1944 не было подготовлено ни одного инженера, а вузы НРБ за два десятилетия выпустили более 40 тыс. инженеров и к 1980 контингент обучающихся на инж. специальностях будет доведён до 55-60% общей численности студентов; университеты Кубы, к-рые до революции выпускали в основном специалистов гуманитарного профиля, в 1969 осуществляли подготовку кадров более чем по 30 специальностям, в т. ч. инж.-технич. и медицинским.

В высшей школе ряда социалистич. стран перечень специальностей сокращается за счёт расширения профилей подготовки кадров; узкая специализация осуществляется по окончании вуза (т. н. последил ломное обучение) непосредственно в той организации, куда направлен молодой специалист. Напр., в Чехословакии новый перечень сокращён со 145 до 108 специальностей. Наряду с сокращением специальностей организуются новые (ГДР и др.), предусматривающие подготовку кадров по направлениям, устанавливаемым на основе прогнозирования развития науч.-технич. революции.

В каждой стране создана своя система В. о., отвечающая нар.-хоз. и культ.-просветит, задачам, а также нац. особенностям гос-ва. В Венгрии в ун-тах и ин-тах срок обучения 4-5 лет - в зависимости от профиля специальности; как правило, выпускникам, успешно защитившим дипломную работу, присуждается академич. степень доктора ун-та.

В Польше высшие школы двух типов: профессиональные - инженерные, с.-х., экономич. и др., и академические - ун-ты, политехнич. и др. ин-ты. В проф. высших школах подготовка специалистов осуществляется гл. обр. для практич. деятельности (срок обучения 3-4 г.); в академич. - для н.-и. и проектно-конструкторских организаций (срок обучения 4-5,5 лет). В ун-тах и ин-тах присуждаются академич. степени. Напр., выпускники политехнич. ин-тов после 5-5,5 лет обучения получают степень магистра-инженера, а окончившие высшие инж. курсы - звание профессионального инженера, к-рый используется только непосредственно на заводе в качестве технолога или организатора. В политехнич. ин-тах имеются также потоки, на к-рых подготавливаются проф. инженеры. Соотношение подготовки магистров - инженеров и проф. инженеров - 2 : 3 (по выпускам). Обычно на первых 4-5, а иногда и 6 семестрах студенты обучаются по единому плану, затем избирают специальность и на последних семестрах - специализацию.

В Югославии в соответствии с законом о ф-тах и ун-тах, принятым в 1960, В. о. разделено на 3 ступени (1-я и 2-я ступень по 4 семестра, 3-я - 2-4 семестра). 1-я ступень даёт высшую спец. подготовку в к.-л. узкой области; 2-я - готовит специалистов для работы на произ-ве в качестве технологов, 3-я - заканчивается присуждением степени магистра наук (диплом магистра эквивалентен диплому выпускника сов. вуза), к-рая даёт право работать в н.-и., проектно-конструкторских и т. п. организациях.

В высшей школе Румынии существует большая дифференциация сроков обучения. Так, подготовка инженеров широкого профиля осуществляется в течение 4-5 лет, экономистов, в зависимости от профиля, 4-4,5 и 5 лет. В ун-тах по специальностям: математика, физика, химия, биология и др.- срок обучения 4 г.; наиболее способных студентов по конкурсу принимают на 5-й год обучения для более узкой специализации. Выпускники 5-го курса работают в научных учреждениях и на наиболее ответственных участках нар. х-ва. Созданы 3-годичные пед. ин-ты для подготовки учителей 5-8-х классов. На специальностях искусства В. о. осуществляется в два цикла: 1-й - для всех обучающихся (4 г.), 2-й - для наиболее талантливых выпускников 4-го курса.

В ГДР в соответствии с новой реформой В. о. подготовка специалистов (3-5 лет) состоит из трёх циклов: общенауч. подготовки - на первых двух курсах (содержание её устанавливается Мин-вом высшего и ср. спец. образования), специальной - примерно 1-2 года на старших курсах, исследовательской - в последнем семестре (содержание спец. и н.-и. подготовки определяется вузом совместно с предприятием, для к-рого готовятся специалисты). Предприятия формулируют требования, предъявляемые к выпускникам, а вузы обеспечивают подготовку специалистов, отвечающих этим требованиям. Наиболее успевающих студентов по окончании обучения оставляют в вузе для н.-и. работы на 2-3 г., они защищают диссертации на соискание степени доктора соответствующей отрасли науки (эквивалентной степени кандидата наук в СССР).

На мед. специальностях (лечебное дело и педиатрия) во всех социалистич. странах срок обучения 6 лет, выпускникам присваивается академич. степень доктора медицины.

Уч. планы и организация уч. процесса в высшей школе каждой социалистич. страны также имеют свои особенности. Общая тенденция - усиление общенауч. подготовки и повышение удельного веса самостоятельной работы студентов. На инженерных специальностях вузов Польши изучению общенауч., общеинж. и основных профилирующих курсов отводится 50-60% общего уч. времени, на социально-экономич.-5-10%, на дополнительные предметы (иностранные языки - русский и один западноевроп., физкультура и др.)-15-20%, на специальные - 5-10% , на практику -5-10%. Заканчивается обучение дипломной работой и выпускными экзаменами (в академич. школах - магистерской работой и магистерскими экзаменами). Магистерские работы иногда связаны с тематикой н.-и. деятельности кафедр. В вузах Кубы уч. план состоит из общеобразоват. дисциплин (удельный вес 10% ), основных общенауч. фундаментальных (30%), основных специальных (30% ) и дисциплин проф. подготовки (30%). Студенты мед. специальностей на 5-м курсе переходят в интернаты при клиниках. В уч. планах вузов Венгрии, Чехословакии и нек-рых др. стран значительное место отводится альтернативным дисциплинам, что позволяет студентам специализироваться в более узкой области. Большое внимание уделяется органической связи теоретич. и практич. обучения. Получает развитие вечернее и заочное В. о. (в различных формах и соотношениях с дневным). Напр., в Болгарии широкое распространение получило заочное образование, в Польше - вечернее, а также подготовка специалистов экстерном. В ГДР, согласно новой реформе, вводится вечернее и заочное В. о. для трудящихся, имеющих ср. спец. образование и опыт практич. работы. Много внимания в социалистич. странах уделяется последипломному обучению. В каждой стране при вузах организованы факультеты, курсы повышения квалификации специалистов, занятых в наиболее важных отраслях нар. х-ва.

Большое внимание в социалистич. странах уделяется разработке проблем В. о. Для этих целей создаются н.-и. организации. Напр., в Венгрии - науч. центр по В. о., в Польше - межвузовский центр исследований В. о., в ГДР - центры программированного обучения при ун-те им. К. Маркса в Лейпциге и при технич. ун-те в Дрездене и т. д.

Начинает развиваться В. о. в добившихся независимости странах Африки и Азии. СССР оказывает помощь многим из этих стран в строительстве, оборудовании вузов, в подготовке науч.-пед. кадров и специалистов, напр. Алжиру, Афганистану, Бирме, Гвинее, Индии, Камбодже, Тунису, ОАР и др. С помощью СССР построены: политехнич. ин-ты в Конакри (Гвинея) и Ханое (ДРВ) и технологич. ин-ты в Бомбее (Индия) и Рангуне (Бирма) и др. Сов. учёные участвуют в разработке уч. планов и программ, в создании учебников и уч. пособий для вузов стран Азии и Африки. В Москве для подготовки специалистов высшей квалификации из молодёжи стран Азии, Африки и Лат. Америки основан Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы (1960).

В. о. в СССР и др. социалистич. странах по своему идейно-политич. содержанию, по научности знаний, по социальному составу студентов принципиально отличается от В. о. в капиталистич. странах.

В капиталистич. странах В. о. фактически недоступно широким слоям трудящихся и является монополией эксплуататорских классов. Так, по офиц. данным 1965, удельный вес отд. социальных групп в общем числе студентов вузов составлял: в ФРГ - мастера и рабочие и их дети - 16,5%, крестьяне и их дети - 3 %, дети руководителей предприятий и бизнесменов - 35,7% и служащих 52,6%; во Франции, по офиц. данным 1966, социальный состав студентов вузов распределялся по удельному весу следующим образом: дети фермеров - 5,9%, дети работающих по найму в с. х-ве - 0,6%, дети рабочих - 9,9%, дети служащих - 8,5%, дети работников сферы обслуживания - 0,8% , дети владельцев пром. и торговых предприятий - 15%, дети лиц свободных профессий и высших технич. и адм. работников - 29,4%, дети административных и научно-технич. работников - 15,8% ; в США из низшей социальной группы было лишь 2% студентов вузов (к 1970 положение почти не изменилось). За обучение студенты обязаны вносить высокую плату, процент получающих стипендию очень низкий, стипендия составляет лишь незначит. часть прожиточного минимума студента.

В США В. о. состоит, как правило, из трёх этапов. Напр., на инж. факультетах первый этап (продолжительностью обычно в 4 г.) завершается присвоением окончившему академич. степени бакалавра. На этом этапе первые два года студент изучает общеобразовательные дисциплины, независимо от дальнейшей специализации; в последующие 2 года - комплекс предметов по избранной специальности и спец. главы общенауч. дисциплин. Все дисциплины делятся на обязательные и альтернативные. Альтернативные иногда начинаются с 1-го курса. Такая система образования делает необходимым проводить на 3-м и 4-м году обучение студентов по индивидуальным планам. Первый этап обучения завершается чаще всего выполнением небольшой дипломной работы или спец. реферата. Обучение на этом этапе только теоретическое; как правило, уч. и производств, практики не проводятся. В отд. вузах имеются потоки с весьма малочисленным контингентом студентов, обучение к-рых проводится по "кооперативной программе", предусматривающей, кроме теоретич. и практич. подготовки, обучение на предприятиях. По этой программе длительность обучения на первом этапе 5 лет, иногда 4 г. 3 мес.-4 г. 4 мес.- за счёт почти полной ликвидации каникул. По уровню знаний бакалавр может быть приравнен к студентам, окончившим 4 курса сов. вуза со сдачей гос. экзаменов. Второй этап обучения (продолжительностью ок. 2 лет) заканчивается присуждением 2-й академич. степени - магистра наук, к-рая примерно эквивалентна диплому выпускника сов. вуза. На этом этапе обучающиеся называются студентами повышенных степеней и делятся на 3 категории: "регулярные студенты" - желающие пройти полный курс и получить степень магистра; "условные студенты", к-рые не удовлетворяют полностью всем требованиям для зачисления на магистерский курс, но могут ликвидировать свои пробелы в образовании и впоследствии стать "регулярными студентами"; "специальные студенты", не претендующие на получение степени магистра, но желающие углубить свои знания в к.-л. одной области (из числа изучаемых предметов).

Каждый зачисленный на магистерский курс прикрепляется к профессору-советнику, с помощью к-рого разрабатывается индивидуальный уч. план, а также выбирается и утверждается кафедрой тема диссертации (или проекта). Диссертация может быть выполнена и защищена не во всех вузах - в нек-рых магистерский курс заканчивается сдачей экзаменов по изучаемым дисциплинам. Успеваемость студентов должна быть не ниже "хорошо" (по терминологии сов. вузов). Уч. планы магистерского курса, как правило, преследуют цель освоения студентами более узкой специализации, чем при подготовке к соисканию степени бакалавра. Всё обучение направлено на повышение теоретич. уровня образования по избранной специализации и выработке у студентов навыков самостоят, н.-и. работы. Получившие степень магистра поступают чаще всего на работу в исследовательские орг-ции. В отд. вузах США на инж. ф-тах осуществляется подготовка бакалавров и магистров по особым уч. планам. Первые три курса - общеинженерная подготовка (математика, физика, химия, графика, механика, экономика, термодинамика, механика жидкости, электротехника, материалы); затем студент избирает или одногодичный план для получения степени бакалавра, или двухлетний - для получения степени магистра. На двухлетний магистерский курс зачисляются лишь успешно окончившие первые 3 курса (с оценкой "хорошо" по всем предметам). Третий этап образования для лиц, имеющих степень бакалавра или магистра,- на фирме, где в течение 1-2 лет они углубляют спец. знания, изучают технологию произ-ва, а также нек-рые "секреты" фирмы. Обучение носит узкоспециализированный характер, т. к. проводится применительно к тому рабочему месту, к-рое будет занимать специалист после завершения курса подготовки. Совершенствуется система повышения квалификации специалистов, к-рая нередко рассматривается как "продолженное образование". Высшее вечернее и заочное инж.-технич. образование не получает в США широкого распространения. Из 172 инж. вузов только в 13 (8,7% ) имеется вечерняя форма образования. Вечернее В. о. имеет 2 формы: изучение полной программы для получения академич. степени; изучение программы по отд. дисциплинам - для повышения квалификации. Уч. план и программы те же, что и для дневной формы обучения -по соответствующим специальностям. Из планов вечерних ф-тов исключаются лишь курсы "профориентация", "физическая культура" и "военная подготовка". Уч. занятия со студентами проводятся от 2 до 3 раз в неделю - по 2 ч лекций, либо 3 ч лабораторных занятий. По данным Ренселеровского политехнич. ин-та, лишь один из десяти студентов вечерних ф-тов получает степень. Ряд вузов для повышения квалификации работающих организует вечерние ф-ты, по окончании к-рых выпускник не имеет права претендовать на академич. степень. Заочная система организована только для изучения отд. дисциплин. При вузах создаются подразделения для изготовления уч. пособий, короткометражных фильмов, диапозитивов и др. Имеются различные учреждения, к-рые разрабатывают психологопед, основы применения технич. средств обучения в уч. процессе. Широко используется в уч. процессе телевидение (внутреннее и внешнее), звуко- и видеозаписи, киноаппаратура, разнообразные обучающие и контролирующие машины программированного обучения, лингафонные кабинеты и др.

В систему B. о. Великобритании входят гл. обр. университеты. Подготовка инж. кадров осуществляется в колледжах и на технических факультетах, входящих в состав университетов, а также в самостоят, институтах и колледжах. Значит, часть студентов работает и учится. Все студенты делятся на слушающих университетский курс в полном объёме и работающих в течение всего академич. года и поэтому изучающих лишь часть курса. При ун-тах созданы спец. отделения студентов-вольнослушателей. Среди этой категории есть "случайные студенты", к-рые изучают лишь отд. предметы. После 3-4-годичного курса студентам, успешно выдержавшим все экзамены, присваивается академич. степень бакалавра соответствующей отрасли науки, культуры, права, богословия и медицины. В Оксфордском ун-те степень бакалавра лит-ры или науки присуждается после выполнения небольшого спец. исследования, не имеющего по существу науч. значения. В "Импириал-колледж", к-рый, по мнению англ, учёных, наряду с Кембриджским ун-том даёт лучшее в Великобритании технич. В. о.,-3-годичный срок обучения. На 1-м курсе строительного, авиац., механич., электротехнич. и хим. ф-тов - единые уч. планы и программы. Различия в уч. планах и программе на 2-м курсе незначительны, что позволяет студенту в конце 2-го курса перейти с одного ф-та на другой. На 3-м курсе каждого ф-та около 20 спец. предметов (преимущественно по новым отраслям науки и техники), из к-рых студент по выбору должен сдать 5. В период летних каникул (3 мес.) студентам рекомендуется применять свои знания на практике. По окончании колледжа они должны отработать по специальности 2 г. в пром-сти. В этот период колледж организует для выпускников чтение концентрированных курсов, крупные фирмы проводят для бакалавров наук циклы лекций (в течение 6 недель) по спец. темам с учётом характера выполняемой ими работы. После неск. лет работы на ответств. должностях в пром-сти бакалавры наук могут быть приняты в члены Об-ва инженеров (член общества считается инженером высокой квалификации и имеет право участвовать в конкурсах на замещение крупных инж. должностей). Выпускникам вузов выдаются: гос. диплом об успешном окончании 2-годичного очного курса и высший гос. диплом - о завершении очного 3-годичного курса; гос. аттестат - окончившим заочно 3 курса обучения и высший гос. аттестат - окончившим заочно 5 курсов. Лица, имеющие гос. дипломы и высший гос. аттестат, освобождаются от экзаменов при вступлении в проф. общество. Подготовка к соисканию академич. степени магистра (к-рая присуждается не всеми ун-тами) осуществляется, как правило, в течение 2 лет. Напр., Кембриджский ун-т присваивает степень магистра за проведение исследоват. работ в течение 2 лет и представление диссертации, а Оксфордский - не присваивает. В технич. колледжах В. о. осуществляется и по т. н. системе "слоёного пирога", предусматривающей чередование теоретич. занятий в колледже с практич. работой в пром-сти (каждый период от 3 до 6 мес.) и рассчитанной на 4-5 лет. Окончившим технич. колледж по этой системе выдаётся высший гос. аттестат. Получает распространение система заочного В. о., несмотря на скептич. отношение к ней профессуры, к-рая выдвигает требование о дополнит, подготовке по дневной форме в течение 1-2 лет для выпускников заочных ф-тов, желающих получить академич. степень.

Во Франции подготовка высококвалифицированных специалистов осуществляется в ун-тах и спец. вузах различного типа (высшие школы аэронавигации, морского дела,