БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

. Обучение стало бесплатным, для обеспечения широкого доступа молодёжи из рабочих и крестьян были созданы рабочие факультеты (рабфаки), к-рые позволяли завершить ср. общее образование и готовили слушателей к обучению в вузах. Учитывая возрастающее стремление взрослого населения к получению образования и квалификации без отрыва от работы на производстве, была создана система вечернего и заочного В. о.

Развитие сети вузов во всех союзных республиках, расширение подготовки специалистов в СССР осуществлялось в тесной связи с планами развития всех отраслей нар. х-ва. В 1914/15 уч. г. в России (в совр. границах) обучалось 127,4 тыс. ч-л. в 105 вузах, в 1970- около 4,6 млн. студентов в 805 вузах. В результате осуществления ленинской нац. политики все союзные республики по числу студентов вузов на 10 тыс. чел. населения превзошли крупнейшие капиталистич. страны Европы.

Уже в первые годы Сов. власти была ликвидирована имевшая место в дореволюц. высшей школе кастовость в подборе науч. работников. В Положении о науч. работниках вузов, утверждённом СНК РСФСР 20 января 1924, указывалось, что науч. работниками вузов могут быть все лица, обладающие достаточной науч. подготовкой, определяемой на основании их работ и отзывов соответствующих учреждений и отд. специалистов. Вместе с тем В. И. Ленин подчёркивал необходимость широкого привлечения к пед. деятельности старой профессуры. В первые же годы Сов. власти были приняты меры по ежегодному расширению подготовки науч. и науч.-пед. кадров и особенно через аспирантуру. На 1 янв. 1970 в вузах было 327,2 тыс. науч.-пед. работников, в т. ч. 10,4 тыс. докторов и 95,3 тыс. канд. наук.

Существование в СССР различных форм обучения - дневного, заочного, вечернего - на родном языке (в сов. вузах преподавание осуществляется более чем на 70 яз. народов и народностей СССР), льготы, предоставляемые гос-вом студентам вузов (бесплатное обучение, стипендии, общежития), дополнительные оплачиваемые отпуска и сокращённый рабочий день для обучающихся без отрыва от произ-ва, широкая сеть курсов по подготовке в вуз сделали В. о. доступным всем гражданам, имеющим законченное ср. образование.

Осн. задачи В. о. в СССР в период строительства коммунизма определены Программой партии, принятой 22-м съездом КПСС (1961), решениями 24-го съезда КПСС (1971), постановлениями ЦК КПСС и Советского пр-ва. Сов. высшая школа призвана готовить всесторонне образованных специалистов, активных строителей коммунистич. общества, обладающих высокой коммунистич. убеждённостью, безгранично преданных социалистич. Родине и пролетарскому интернационализму. Важнейшей задачей сов. высшей школы является коммунистическое воспитание студенчества, каждый вуз создаёт систему уч.-воспитат. мероприятий, обеспечивающую высокий идейно-политич. и науч. уровень подготовки специалистов.

Отрасли В. о., типы вузов, профили подготовки высококвалифицированных специалистов формировались в зависимости от развития науки, техники, культуры, пром-сти, потребностей нар. х-ва в кадрах с В. о. В гражданских гос. вузах - ун-тах, экономич., политехнич., инженерных (отраслевых), с.-х., мед., пед., физкультурных ин-тах, вузах иск-ва (см. статьи об отраслевых группах вузов, напр. Авиационные институты, Педагогические институты) - подготовка кадров осуществляется для различных отраслей нар. х-ва, науки и культуры по естеств.-науч., технич. и гуманитарным группам специальностей. Гос. воен. вузы готовят офицеров для различных родов войск по специальностям отд. отраслей военной науки (см. Военное образование, Военно-учебные заведения); высшие партийные школы при ЦК КПСС и Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ готовят руководящих работников партийных, комсомольских и сов. органов; Высшая школа профдвижения при ВЦСПС - квалифицированных профсоюзных работников; вузы Центросоюза СССР - работников торговли и общественного питания (помимо гос. вузов, в СССР существуют высшие духовные учебные заведения). Сроки обучения в вузах, как правило, от 4 до 6 лет.

Естественнонауч., технич. и гуманитарные группы специальностей включают след, отрасли образования: геол., горное, энергетич., металлургич., машиностроит. и приборостроит., электромашиностроит., радиоэлектронное, лесоинж., хим.-технологич., строительное и архит., геодезич., технологич., гидрометеорологич., с.-х., транспортное, экономич., юридич., мед., физкультурное, биол., физ., механикоматем., филос., ист., филологич., журналистское, пед., библиотечно-библиографич., искусствоведч., муз., театральное, художественное (об истории развития и содержания различных отраслей В. о. см. спец. статьи, напр. Геологическое образование, Сельскохозяйственное образование и др.).

Система В. о. развивается в соответствии с потребностями нар. х-ва страны. Удельный вес среди окончивших вузы в 1970 составил по инж.-технич. и экономич. специальностям 49,6%, гуманитарным и естеств.-науч. 35,6%, с.-х. 7,7%, медицинским 7,1%.

На совр. науч.-технич. прогресс наибольшее влияние оказывают достижения обществ, и естественных наук, особенно математики, механики, физики, химии, биологии. Подготовка кадров по этим отраслям знания осуществляется в университетах. Университетское образование является ведущей отраслью, причём не только по профилям, но и по методам подготовки кадров; в нём в той или иной форме находят отражение новейшие направления оазвития науки - сначала в факультативных, затем в обязательных курсах и, наконец, в новых специализациях и специальностях, к-рые нередко являются основой для организации вузов нового профиля.

В последние годы возникла необходимость в подготовке специалистов комплексных профилей: инженер-математик, инженер-физик, врач-биохимик, врач-биофизик и т. д. Иногда специалисты комплексных профилей готовятся вузами и соответствующими предприятиями и учреждениями: на первых трёх курсах теоретич. обучение (по общенауч. и общетехнич. наукам) проводится в вузе, а дальнейшая спец. подготовка - на предприятиях и в организациях, где будут работать выпускники.

Подготовка специалистов всех профилей осуществляется на науч.-теоретич. уровне, устанавливаемом периодически гос-вом в соответствии с достижениями науки, техники и культуры для каждой группы специальностей вузов страны. Широта профиля специалистов определяется глубиной изучения фундаментальных отраслей науки (обществ., механико-матем., естеств.) и овладения марксистско-ленинской методологией. Оптимальное соотношение между теоретич. и практич. подготовкой определяется в зависимости от профиля специальностей. Так, обязательная учебная и производств, практика занимает на инж.-технич. специальностях 22%, на естественнонаучных 21-33% (в зависимости от профиля специальности), гуманитарных 15-23%, экономич. 24% общего количества уч. недель, планируемых на теоретич. занятия.

Органич. связь теории с практикой достигается также путём чередования по каждой дисциплине лекций с лабораторными, практич. и с семинарскими уч. занятиями. Для каждой группы специальностей устанавливается наиболее рациональное соотношение между этими видами уч. занятий. Так, на специальности "математика" лекциям отводится 42,3%, лабораторным занятиям 13,3%, практическим 22,6%, семинарским 11,3% общего количества времени, планируемого на уч. занятия; на специальностях машиностроительных - соответственно 31,6%, 17,6%, 45,9% и 4,9%; "правоведение" - 44,4%, 9,3%, 34,4% и 11,6%.

Для каждой специальности отбирается определённый комплекс дисциплин, изучение к-рых в сочетании с уч. и производств, практикой обеспечивает приобретение совр. науч. знаний и овладение методами науч. и практич. работы. Соотношение между теоретич. и практич. обучением, периоды теоретич. занятий, экзаменационных сессий, уч. и производств, практики, каникул, дипломной работы (проектирования) или гос. экзаменов, а также перечень и последовательность (по семестрам) изучения дисциплин с указанием обязательных занятий и количества самостоят, работ студентов в неделю по каждому предмету определяются основным методич. документом - учебным планом, составляемым для каждой специальности. В уч. плане указываются также специализации с перечнем дисциплин по каждой. Специализации определяют более глубокое изучение к.-л. узкой области данной специальности. Содержание каждой дисциплины (и самостоят, работ студента по ней) определяется учебной программой.

Все дисциплины уч. плана делятся на обязательные - общенаучные, общеинженерные (во втузах), специальные; альтернативные (изучаемые по выбору студентов) и факультативные. На всех специальностях, независимо от их профиля, изучаются циклы обществ, наук (история КПСС, политич. экономия, марксистско-ленинская философия и науч. коммунизм). Для каждой группы специальностей отбираются обязательные дисциплины, соответствующие профилю подготовки специалиста. Напр., на инженерных (машиностроит.) специальностях изучается высшая математика, физика, химия, теоретич. механика, теория механизмов и машин, детали машин, металловедение, материаловедение, сопротивление материалов, электротехника, электроника, гидравлика и др. общенауч. и общеинж. дисциплины, а также дисциплины по технологии, конструированию и расчёту машин, оборудования и аппаратов; технич. эстетике; по экономике и организации произ-ва, труда и управления; основам автоматики и автоматизации производств, процессов; применению вычислит, техники к решению инж. и экономич. задач; охране труда и др. По общеинж. и спец. дисциплинам студенты обязаны выполнять курсовые проекты (работы). Серьёзное внимание уделяется гуманитарному образованию (помимо комплекса обществ, наук, преподаются марксистско-ленинская эстетика и этика, атеизм, иностранный язык и т. д.), эстетич. и этич. воспитанию студентов; проводятся обязательные и факультативные занятия по физич. воспитанию и спорту. Дисциплины по выбору позволяют студентам более глубоко изучить интересующие их отрасли знаний, познакомиться с новейшими достижениями науки, техники и культуры.

Дисциплины альтернативного характера могут изменяться по усмотрению кафедр и ф-тов, в зависимости от развития отраслей науки и целей подготовки специалистов.

Удельный вес каждой группы дисциплин в уч. планах зависит от профиля специальности и от специализации. Напр., на университетской специальности "математика" (срок обучения 5 лет) на изучение обществ, наук отводится 12,7% уч. времени, общенауч. дисциплин (включая иностранный язык) 60%, специальных 8,8%, альтернативных 15,3%, на физич. воспитание и спорт 3,2%. На инж.-технич. специальностях ("технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты") обществ, и экономич. дисциплины занимают 11,8% уч. времени, общенаучные 26,1%, общеинженерные 28%, специальные 24%, альтернативные 2,5%, иностр. язык 4,7%, физич. культура и спорт 3,1% ; на мед. специальностях (лечебное дело) - обществ, науки 5,7%, общенауч. дисциплины 38% и специальные 50%. Эти соотношения могут несколько изменяться в зависимости от развития науки, техники и культуры. На младших курсах, как правило, изучаются общенауч. и общеинж. (во втузах) дисциплины, примерно одинаковые для смежных специальностей. Развитие науки и техники обусловливает непрерывный поток новой научной информации и данных практич. опыта. В связи с этим по каждой дисциплине систематически уточняется науч. материал для изучения (с тщательной его методич. обработкой) с учётом объёма учебного времени и перспектив развития науки и техники. Особую сложность в отборе материала для изучения представляют пограничные, смежные отрасли науки (в связи с разнородностью их характера), на стыке к-рых совершаются крупные науч. открытия. Содержание практич. обучения определяется в зависимости от профиля специальности. Так, на первых курсах инж.-технич. специальностей студенты осваивают в период уч. практики рабочие квалификации, на 3-м - проходят технологическую и на 4-м - спец. производств, практики. В период производств, практики студенты, как правило, занимают рабочие места - от квалифицированного рабочего до техника и инженера - непосредственно на производстве, в лабораториях, конструкторских бюро и т. п. Завершается производств, обучение в период преддипломной практики (на 5-м курсе), в течение к-рой студенты собирают материал и на базе его разрабатывают свой дипломный проект (работу ).

Подготовка специалистов с В. о. без отрыва от производства и повышение их квалификации осуществляются в системах вечернего и заочного образования. В 1970 по дневной системе В. о. готовились специалисты 385 специальностей, заочной - 255, вечерней - 252. В заочном В. о. принята предметно-курсовая система обучения: студент обязан являться в вуз только на лабораторно-экзаменац. сессию для выполнения всех лабораторных работ и сдачи зачётов и экзаменов. В дневных и вечерних вузах (ф-тах, отделениях) обучение осуществляется по курсовой системе: студент обязан посещать все уч. занятия, к-рые в вечерней системе, как правило, проводятся 4 раза в неделю по 4 ч. Промежуточной формой обучения между обучением с отрывом и без отрыва от производства является форма, установленная на заводах-втузах, организуемых на базе крупных промышленных предприятий с совр. оборудованием. Здесь обучение сочетается с производит, трудом студентов на всех курсах (кроме периода дипломного проектирования, когда студенты-дипломники только учатся); тематика лабораторных работ по спец. дисциплинам, курсовых и дипломных проектов, как правило, приближается к профилю производства. Сроки обучения в вечерней и заочной системах В. о. на 6-12 мес. больше, чем на соответствующих специальностях дневных отделений. В вечерних и заочных вузах (ф-тах) и заводах-втузах осуществляется наиболее тесная связь теоретич. обучения с практикой. В связи с тем что практич. знания студенты-вечерники и студенты-заочники осваивают в процессе работы на произ-ве, предприятия организуют их перемещение с одной должности на другую для глубокого освоения практики по профилю специальности, избранной в вузе. В вечерней и заочной системах главное внимание сосредоточено на теоретич. подготовке студентов и выполнении ими полного цикла лабораторных и практич. занятий, установленных для дневных вузов по соответствующим специальностям. Важнейшим вопросом в организации уч. процесса является планирование всех видов уч. занятий, включая самостоят, работу студентов. Это достигается с помощью логико-матем. моделирования уч. процесса, разработки сетевых графиков с использованием электронных вычислительных цифровых машин, теории графов, что позволяет определить оптимальную логич. последовательность в изучении отдельных дисциплин и установить органич. связь между ними и их отд. разделами. В целях интенсификации уч. процесса широко применяются всевозможные технические средства обучения (диа- и кинофильмы, телевидение, звукозапись), использование к-рых максимально автоматизировано, а также кибернетич. устройства. Разрабатываются новые методы обучения, позволяющие интенсифицировать, а главное индивидуализировать уч. процесс,- аудиовизуальный, программированный, комбинированный и т. д.; при этом проводятся многочисленные психолого-пед. исследования с экспериментальной постановкой различных видов уч. занятий. Вузы проводят большую н.-и. работу по выявлению бюджета времени студентов, их утомляемости в процессе занятий, с тем чтобы найти наиболее эффективные формы уч. процесса.

В сов. высшей школе определяется оптимальное сочетание в уч. процессе обязательных уч. занятий и самостоятельной работы студентов. Удельный вес самостоятельной работы студентов возрастает от курса к курсу. Самостоятельная работа интенсивно развивает у студентов мышление, активность, инициативу, способствует овладению методами науч. исследований и проведения экспериментов. Элементы исследовательского характера в лабораторных занятиях и курсовых работах (проектах) непрерывно усложняются, степень самостоятельности студентов в решении творч. задач повышается по мере приближения к заключительной стадии обучения - к выполнению и защите дипломной работы (проекта) или сдаче гос. экзаменов. Многие дипломные работы (проекты) являются науч. исследованиями, к-рь:е публикуются в докладах и известиях АН СССР и др. науч. сборниках. Дипломные проекты, выполненные на реальные темы (в решении к-рых заинтересованы та или иная науч. или хоз. орг-ция), нередко внедряются в производство полностью или частично.

Систематич. повышение науч. уровня подготовки специалистов обеспечивается активной н.-и. работой кафедр с привлечением к этой работе и студентов.

Для повышения уровня науч. исследований в вузах организованы проблемные лаборатории, вычислит, центры, а в нек-рых вузах - н.-и. ин-ты, где разрабатываются актуальные науч. проблемы. Сеть этих науч. учреждений ежегодно расширяется. Многие вузы стали ведущими науч. центрами в различных отраслях науки, техники и культуры.

Среди наиболее насущных вопросов перспективного планирования совр. В. о.- установление профилей специалистов, содержания их подготовки, определение потребности нар. х-ва в специалистах в связи с развитием науч.-технич. прогресса. Эти вопросы решаются одновременно с прогнозированием развития науки, техники и культуры. Изучаются предложения о большей дифференциации подготовки специалистов применительно к сфере их будущей деятельности, о сроках обучения. Важнейшими проблемами являются разработка педагогики высшей школы и психологии студенческой молодёжи, а также совершенствование методов обучения в целях интенсификации подготовки кадров.

Для специалистов с В. о. сложилась стройная система повышения квалификации. Через эту систему должен проходить каждый специалист не реже чем через 5-6 лет. Создана также и система повышения квалификации преподават. состава вузов. Для этих целей организованы спец. ин-ты и ф-ты повышения квалификации специалистов, занятых в нар. х-ве, и ф-ты повышения квалификации преподавателей вузов (см. Институты повышения квалификации). Высокий науч. уровень и демократич. основа В. о. в СССР получили мировое признание. В советских вузах обучаются студенты более чем из 100 стран мира, в т. ч. и капиталистических.

Больших успехов достигло В. о. и в др. социалистич. странах. Право трудящихся на В. о. закреплено конституциями. В. о. доступно всем имеющим законченное ср. образование гражданам независимо от пола, расы, национальности, социального происхож