БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

от древнейших времён до наших дней", 1960, в Москве, "Русское искусство от скифов до наших дней. Сокровища русских музеев", 1967-68, в Париже), междунар. В. х. ("Искусство и Сопротивление", 1965, в Болонье), нац. и междунар. экспозиции на всемирных выставках (выставка "Гений человека-созидателя" в интернац. павильоне Всемирной выставки в Монреале в 1967).

Лит.: Выставки советского изобразительного искусства. Справочник, т. 1 - 2, М., 1965-67; Luckhurst К. W., The story of exhibitions, L.- N. Y.,1951; KochG. F., Die Kunstausstellung. Ihre Geschichte von den Anfangen bis zum Ausgang des 18. Jahrhunderts, В., 1967. В. М. Петюшенко.

"ВЫСТРЕЛ", Высшие офицерские курсы им. Маршала Советского Союза Б. М. Шапошникова, воен.-уч. заведение в Сов. Вооруж. Силах. Предшественником "В." была Офицерская стрелковая школа (1882). 21 нояб. 1918 приказом РВС Республики основана Высшая стрелковая школа командного состава РККА, к-рая в дальнейшем переименовывалась: в июне 1921 - в Высшую тактическо-стрелковую школу командного состава РККА (13 окт. 1921 ей присвоено имя 3-го Коммунистич. Интернационала); 9 окт. 1924 - в Стрелково-тактич. курсы усовершенствования командного состава РККА "Выстрел" им. Коминтерна; 11 дек. 1963 - в Высшие офицерские курсы "Выстрел" им. Маршала Сов. Союза Б. М. Шапошникова. Курсы осуществляют переподготовку командного и политич. состава Сухопутных войск звена полк-батальон в области тактики, стрелкового дела, методики тактич. и огневой подготовки. Срок обучения до 1 года. Выпускниками курсов были Маршалы Сов. Союза А. М. Василевский, Н. И. Крылов, Гл. маршалы авиации К. А. Вершинин, А. Е. Голованов, маршал бронетанковых войск М. Е. Катуков, генералы армии П. И. Батов, К. Н. Галицкий, Я. Т. Крейзер, М. М. Попов, М. А. Пуркаев, И. И. Федюнинский и мн. др. Ок. 200 выпускников "В." удостоены звания Героя Сов. Союза, 5 из них удостоены этого звания дважды. 14 июня 1939 курсы "В." награждены орденом Красного Знамени, 18 марта 1944- орденом Ленина. д. л. Драгунский.

ВЫСТУКИВАНИЕ (мед.), то же, что перкуссия.

ВЫСТУПЫ ТЕКТОНИЧЕСКИЕ, области длительных поднятий земной коры, нередко выраженные в рельефе. Характеризуются неглубоким залеганием или обнажением древних, в т. ч. докембрийских, пород. К В. т. относятся щиты, антеклизы, горсты на платформах, геоантиклинали и срединные массивы в геосинклинальных поясах.

ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган при Мин-ве высшего и среднего спец. образования СССР, утверждающий по ходатайству советов вузов и научных учреждений в учёной степени доктора наук, в учёных званиях профессора, доцента и старшего научного сотрудника, а также осуществляющий контроль за работой учёных советов по присуждению учёной степени кандидата наук. Учреждена в 1932, начала работать с 1934.

ВАК осуществляет также общий контроль за работой советов по аттестации науч.-пед. кадров, предоставляет право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации советам, ранее не имевшим этих прав, утверждает персональный состав советов, устанавливает перечень специальностей, по к-рым принимаются к защите диссертации, и др. (персональный состав советов ин-тов АН СССР, АН союзных республик и отраслевых академий, получивших от ВАКа право принимать к защите диссертации, утверждается президиумами соответств. академий).

Состав ВАКа утверждается Сов. Мин. СССР. ВАК имеет Президиум, 11 секций (1970): физ.-матем., хим., биол., гуманитарную, мед., экономич., машиностроит., горную, строит., радиотехнич., военную и 76 экспертных комиссий по отд. специальностям, а также привлекает рецензентов, к-рые дают заключения по отд. диссертациям или науч. трудам лиц, представленных к аттестации.

Утверждение ВАКом в учёных степенях и званиях производится по след, отраслям наук (включающим различные специальности): физ.-матем., хим., биол., геологоминералогич., технич., с.-х., ист., экономич., филос., филологич., геогр., юридич., пед., мед., фармацевтич., вет., искусствоведению, архитектуре, военным, воен.-мор., психологическим.

В составе ВАКа (1970) известные учёные и представители пром-сти, из них 12 президентов АН союзных республик, 47 академиков, 78 чл.-корр. АН СССР, 34 академика и чл.-корр. АН союзных республик, 24 академика и чл.-корр. АМН СССР, 11 академиков и чл.-корр. ВАСХНИЛ, 4 академика АПН СССР, 195 профессоров и докторов наук, 16 руководящих работников нар. х-ва.

М. Н. Волков.

ВЫСШАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ ШКОЛА при ЦК ВЛКСМ (ВКШ), высшее учебное заведение, готовит кадры для работы в комсомольских организациях, зональных и респ. комсомольских школах, молодёжных газетах, редакциях радио и телевидения и др. Открыта в 1969 на базе основанной в 1945 Центр, комсомольской школы (ЦКШ) при ЦК ВЛКСМ. Приём в ВКШ производится по рекомендациям ЦК ЛКСМ союзных республик, бюро обкомов и крайкомов комсомола.

В составе ВКШ (1970): ф-ты - истории и коммунистич. воспитания (на базе ср. образования, срок обучения 4 года), комсомольской работы (на базе высшего образования, 2 года): аспирантура; 14 кафедр (в т. ч. теории и практики комсомольской работы, истории ВЛКСМ, массово-политической и культ.-просветит, работы, пионерской работы и др.); н.-и. лаборатории конкретных социологических исследований, обобщения и анализа информации (с вычислит, центром), истории ВЛКСМ; спортивный комплекс - стадион, плавательный бассейн, летний спортивный лагерь и др.; б-ка (св. 300 тыс. тт.). В 1970 в ВКШ работало ок. 150 преподавателей, в т. ч. 9 профессоров и докторов наук, 80 доцентов и канд. наук (кафедрой воен.-патриотич. воспитания заведует Герой Сов. Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР Г. К. Мосолов). Выпускники ф-та истории и коммунистич. воспитания защищают дипломную работу, сдают гос. экзамены и получают диплом о присвоении квалификации преподавателя истории и обществоведения, методиста по коммунистич. воспитанию. Н. В. Трущенко.

ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, курс, входящий в уч. план технических и нек-рых др. специальных уч. заведений, включающий обычно аналитическую геометрию, элементы высшей алгебры, дифференциальное и интегральное исчисление, дифференциальные уравнения. В связи с запросами совр. техники этот курс имеет (1960-70-е гг.) тенденцию к расширению, к нему присоединяются и др. матем. дисциплины. Иногда В. м. понимают как совокупность математических дисциплин, не изучаемых в средней школе. Но такое толкование не может считаться правильным, т. к. для построения школьного курса математики и в СССР и за границей привлекаются элементы различных матем. дисциплин, в частности аналитич. геометрии, матем. анализа, теории вероятностей и др. А. И. Маркушевич.

ВЫСШАЯ МЕРА НАКАЗАНИЯ, см. Смертная казнь.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, деятельность высших отделов центральной нервной системы животных и человека, "... обеспечивающая нормальные сложные отношения целого организма к внешнему миру..." (Павлов И. П., Поли. собр. трудов, т. 3, 1949, с. 482), в отличие от деятельности центр, нервной системы по регуляции соотношения частей организма между собой. Термин "В. н. д." введён в науку И. П. Павловым, считавшим его равнозначным понятию "психическая деятельность". Т. о., по Павлову, все формы психич. активности, в т. ч. мышление и сознание человека,-элементы В. н. д. Непосредственным предшественником Павлова в создании учения о В. н. д. был И. М. Сеченов, к-рый в работе "Рефлексы головного мозга" (1863) развил материалистич. идеи о рефлекторной природе психич. деятельности.

Согласно Павлову, в основе В. н. д. высокоорганизованных животных лежат условные рефлексы, вырабатываемые высшими отделами центр, нервной системы (у высших позвоночных животных и у человека - преим. корой больших полушарий головного мозга), а также сложные безусловные рефлексы (инстинкты, эмоции и др.), т. е. формы деятельности мозга, осуществляемые в основном ближайшими подкорковыми нервными образованиями. При этом кора и подкорковые отделы большого мозга со специфич. формами их деятельности находятся в неразрывной связи и взаимодействии и работают как единое целое. Осуществляемые в основном подкорковыми нервными образованиями и мотивированные жизненно важными потребностями организма влечения (пищевые, половые, защитные и др. мотивации) служат основой для выработки соответств. условных рефлексов и в результате выступают в В. н. д. как продукт совместной работы коры и подкорковых образований мозга.

Совершенное приспособление организма к окружающей среде осуществляется посредством образования и исчезновения различных условных рефлексов. Изменчивость, обусловленность факторами внешней и внутр. среды организма и временность условных рефлексов имеют исключительно важное биол. значение, обеспечивая гибкость и точность приспособления организма к меняющейся окружающей среде. Сигнальный характер условнорефлекторной деятельности позволяет организму по одним, зачастую отдалённым предвестникам - условным раздражителям, стремиться заблаговременно к благоприятным для его существования условиям и избегать неблагоприятных, а также неизмеримо расширяет восприятие предметов и событий окружающего мира и диапазон деятельности. Роль безусловных рефлексов в В. н. д. заключается не только в том, что на их основе вырабатываются в конечном итоге все условные рефлексы, но и в том, что безусловные рефлексы, в особенности сложные их формы, выступают как концентрированное выражение наследственно закреплённого опыта предшествовавших поколений, как проявление генетич. памяти.

Относительное значение условных и безусловных рефлексов в В. н. д. изменяется в процессе ист. развития животного мира. В поведении беспозвоночных В низших позвоночных животных врождённые формы нервной деятельности преобладают над приобретёнными; в процессе эволюции животных перевес постепенно получают приобретённые формы нервной деятельности, становясь доминирующими формами В. н. д. Причём сами эти формы претерпевают существенные изменения: условные рефлексы непрерывно усложняются и совершенствуются, состав их постоянно обогащается, условнорефлекторная деятельность в целом становится всё более совершенным и активным средством приспособления к окружающей среде, т. е. обеспечивает возможность существования организма во всё более широком диапазоне условий среды обитания.

По Павлову, В. н. д. животных, находящихся даже на высоком уровне развития (напр., собак, обезьян), сводится в основном к совокупности многообразных и разнородных условных рефлексов первой сигнальной системы, общей у человека с животными. Несмотря на постепенное развитие речи, условные рефлексы первой сигнальной системы ещё продолжают составлять основной фонд В. н. д. детей в первые годы их жизни и занимают определённое место в В. н. д. человека в последующие возрастные периоды. К этому виду условнорефлекторной деятельности Павлов относит ощущения, представления и впечатления человека от окружающей внешней среды, в т. ч. и социальной, исключая словесные, речевые сигналы. Однако у человека в связи с развитием социальных форм трудовой деятельности "... появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй степени, сигналы этих первичных сигналов - в виде слов, произносимых, слышимых и видимых" (там же, с. 576). Эта качественно новая, более высокая и совершенная вторая сигнальная система действительности, основанная тоже на условнорефлекторных механизмах, свойственна только В. н. д. человека, находится в тесном взаимодействии с первой сигнальной системой и играет ведущую роль в его сознательной жизни, даёт основу для обобщения и мышления. Постоянно подчёркивая принципиальную, качественную разницу между этими двумя видами В. н. д., Павлов одновременно указывал и на органич. связь между ними, на то, что основные законы, установленные в работе первой сигнальной системы, должны управлять и второй.

Павлов выделял след. осн. законы, или правила, В. н. д.: 1) образование условных рефлексов, или нервных замыканий, благодаря встречному распространению возбуждения из корковых представительств сочетаемых раздражителей и присущим клеткам мозга чрезвычайной реактивности и запечатлеваемости; 2) зависимость величины условного рефлекса от силы раздражения; 3) суммация условных раздражителей; 4) развитие торможения в коре из-за отмены подкрепления условного рефлекса, резкого усиления условного раздражителя либо действия непривычного раздражителя; 5) распространение и концентрирована нервных процессов по коре большого мозга, в силу чего происходит взаимодействие между отд. её частями, а также обобщение и специализация условных рефлексов; 6) взаимная индукция нервных процессов, обеспечивающая контрастное взаимодействие между корковыми очагами возбуждения и торможения. Условнорефлекторная деятельность мозга - качественно специфич. форма рефлекторной деятельности - подчиняется принципам детерминизма и структурности (каждая функция обусловлена определённой структурой) и осуществляется в соответствии с указанными правилами. В конечном итоге В. н. д. обеспечивает тончайший анализ и синтез падающих на организм многообразных раздражений и совершенное его приспособление к окружающей среде.

Существ, значение для В. н. д. имеет динамический характер специализации и локализации функций в коре больших полушарий, играющий важную роль в надёжности её деятельности, а также сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, определяющих, по Павлову, физиол. основы типа нервной системы и характера нервной деятельности. В учении Павлова о В. н. д. получили новое освещение явления сна и гипноза.

Учение Павлова о В. н. д. развивается его учениками и последователями в СССР и за рубежом. Центральное явление в В. н. д.- условные рефлексы - актуальные и популярные объекты исследований в мировой нейрофизиологии и экспериментальной психологии. В. н. д. изучают не только при помощи многообразных модификаций классич. павловской методики, но и с использованием новейших макро- и микроэлектрофизиол. и цитохимич. методик. Это даёт возможность исследовать поверхностные и глубинные структуры мозга, вскрыть закономерности функции отд. нервных клеток, молекулярные основы их деятельности.

Многочисленными работами отечеств, и зарубежных учёных подтверждена правильность установленных Павловым и его сотрудниками осн. фактов и закономерностей В. н. д. Одновременно раскрывается механизм процессов, происходящих в мозгу и являющихся основой В. н. д. Так, при помощи электрофизиол. и нейрохимич. исследований доказана важная роль ретикулярной формации ствола мозга и промежуточного мозга в поддержании тонуса и работоспособности коры мозга. Этим подтверждено предположение Павлова о роли подкорковых образований, к-рые не только осуществляют безусловнорефлекторную деятельность, но и являются источником энергии для коры мозга, поддерживая её тонус и работоспособность на должном уровне. Однако воззрения нек-рых учёных о ведущей роли этой формации в условнорефлекторной деятельности и корково-подкорковых взаимоотношениях спорны. Изучение становления условного рефлекса при помощи электрофизиол. методик показало, что при повторных сочетаниях индифферентного раздражителя с безусловным происходит значительное повышение возбудимости кортикальных пунктов этих раздражителей, в особенности безусловного раздражителя, и это играет важную роль в образовании условного рефлекса. Установлено также, что в процессе выработки условного рефлекса нервные элементы этих пунктов претерпевают и др. функциональные изменения - они становятся более лабильными, работают как бы в едином ритме, делаются более "отзывчивыми" ко всякого рода изменениям в др. частях мозга. Эти исследования подтверждают точку зрения Павлова о присущем всей нервной системе явлении "проторения путей", о чсуммационном рефлексе", в основе к-рых лежит повышенная возбудимость или возбуждение соответств. нервных структур.

Достижения имеются также на традиционных путях изучения В. н. д.: выявлены новые разновидности условных рефлексов (интероцептивные, переключающие, бинарные и т. п.), новые фазы становления условного рефлекса (фаза начальной локализации) и кортикального торможения (фаза превентивного торможения), уточнены механизмы возникновения и локализации внутр. торможения, расширены сведения по филогенетич. и онтогенетич. эволюции В. н. д., о роли экологич. адекватности сигналов в этой деятельности и т. п. Важное значение имеют исследования целостных поведенческих реакций, проводимые в условиях свободного передвижения подопытных животных или традиц. камеральных экспериментов. При этом выявлены и изучаются новые формы сложноинтегрированных условных рефлексов (цепные, ситуационные, перекрёстные, экстраполяционные, порядковые и т. п.). Установлены осн. стадии образования условных рефлексов в первые месяцы жизни ребёнка, а также факты мощной стимуляции развития речи у детей посредством тренировки их двигат. активности.

Учение о В. н. д. имеет огромное теоретич. и практич. значение. Оно расширяет естеств.-науч. основу диалектич. материализма, подтверждает правильность ленинской теории отражения, служит оружием в идеологич. борьбе с проявлениями идеализма.

Учение о В. н. д.- одно из величайших достижений совр. естествознания: оно положило начало новой эпохе в развитии физиологии; имеет большое значение для медицины, т. к. полученные в эксперименте результаты послужили отправным пунктом физиологического анализа и патогенетического лечения (напр., сном)нек-рых заболеваний центр, нервной системы человека; для психологии, педагогики, кибернетики, бионики, науч. организации труда и мн. др. отраслей практич. деятельности человека.

Лит.: Красногорский Н. И., Развитие учения о физиологической деятельности мозга у детей (Статьи, лекции, доклады), Л., 1939; Павлов И. П., Поли. собр. тр., т. 3, М.-Л., 1949; Орбели Л. А., Вопросы высшей нервной деятельности, М.- Л., 1949; А с р а т я н Э. А., И. П. Павлов. Жизнь и научное творчество, М.- Л., 1949; Коган А. Б., Основы физиологии высшей нервной деятельности, М., 1959; Электроэнцефалографическое исследование высшей нервной деятельности, М., 1962; Дмитриев А. С., Физиология высшей нервной деятельности, М., 1964; Беленков Н. Ю., Условный рефлекс и подкорковые образования мозга, М., 1965; М э г у н Г., Бодрствующий мозг, пер. с англ., 2 изд., М., 1965; Воронин Л. Г., Курс лекций по физиологии