БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

текторы А. Деглан, Ф.Т. Томас, Л. Луве. 6. Выставка в Париже. 1900. Общий вид с Эйфелевой башни.

К ст. Выставки всемирные. 1. Павильон СССР на выставке в Осаке (Япония). 1970. Архитекторы М. В. Посохин, В. А. Свир-ский, инженер А. Н. Кондратьев, главный художник К. И. Рождественский. 2. Павильон США на выставке в Монреале (Канада). 1967. Архитектор Б. Фуллер. 3. "Символическая зона"выставки в Осаке. 1970. Общий вид. 4. Павильон Народной Республики Болгарии на выставке в Осаке. 1970. Архитекторы Т.Н. Кожухаров, Е. И. Цветков, Л. Т. Христов. 5. Павильон группы "Фудзи" на выставке в Осаке. 1970. Архитектор Ютака Мурата. 6. Павильон Австралии на выставке в Осаке. 1970. Архитектор Дж. Мак-Кормик. 7. Павильон СССР на выставке в Монреале. 1967. Архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, Б. И. Тхор, инженер А. Н. Кондратьев, главный художник Р. Р. Клике. 8. Павильон фирмы "Филипс" на выставке в Брюсселе. 1958. Архитектор Ле Корбюзье.

К ст. Выставки всемирные. Всемирная выставка в Осаке (Япония). 1970. Общий вид.

К ст. Вышивка. Русская вышивка. 1. "Деисус" (фрагмент). Шитьё. 15 в. Третьяковская галерея. Москва. 2. Полотенце. Тамбур, шёлковые и золотые нити по шёлку. 18 в. 3. Полотенце. Тамбур, стяг и счётная гладь по кисее. Конец 18 в. 4. Полотенце из Новгородской губернии. Тамбур по холсту. Середина 19 в. 5. Т. М. Д м и т р и е в а-Ш у л ь п и н а. Коврик. Мстёрская гладь. 1969. 6. М. Н. Г у м и л е в с к а я. Полотенце. Цветная перевить. 1961. (2, 3 - Русский музей, Ленинград; 4 - 6 - Музей народного искусства, Москва.)

К ст. Вышивка. 1-6 и 13. Сюжетная вышивка: 1. Седельная покрышка из Па.чырыкского кургана (фрагмент). 5-3 вв. до н. э. Эрмитаж. Ленинград. 2. Древнеперуанская мантия из некрополя в Паракасе (фрагмент). Первые вв н. э. Национальный музей антропологии и археологии. Лима. 3. Ковёр из Байё (фрагмент). Ок. 1080. Музей королевы Матильды. Байё. 4. Скатерть (фрагмент). Венеция. 16 в. Музей декоративных искусств. Париж. 5. Риза (фрагмент). Англия. 14 в. Приходский музей. Пиенца. 6. Деталь женского костюма. Китай. 19 в. Музей искусства народов Востока. Москва. .13. Драпировка (фрагмент). Венеция. Середина 16 в. Австрийский музей прикладного искусства. Вена. 7-12 и 14 - 17. Народная узорная вышивка: 7 - венгерская; 8 - эфиопская; 9 - русская; 10 - индийская; 11 - турецкая; 12 - украинская; 14 - узбекская; 15 - чилийская; 16 - испанская; 17 - латышская.

ВЫСОЦК (до 1948- Уурас), город в Выборгском р-не Ленинградской обл. РСФСР. Расположен на о. Высоцкий, в 12 км к Ю.-З. от Выборга. Порт на Финском зал. Соединён ж.-д. веткой со ст. Попово (на линии Ленинград - Приморск - Выборг). 1,8 тыс. жит. (1969). Санатории. Осн. Петром I как крепость и назывался Тронгзунд. Переименован в память пулемётчика К. Д. Высоцкого, погибшего здесь в 1940 в боях с белофиннами.

ВЫСОЦКАЯ (Wysocka) Станислава (7. 5. 1878, Варшава, -17. 1. 1940, там же), польская актриса, режиссёр, театральный деятель и педагог. Сценич. деятельность начала в 1895 в Петербурге, затем играла в Люблине, Варшаве, Познани, Кракове. В 1911-20 жила в Киеве, в 1916 организовала здесь экспериментальный театр "Студию", где разрабатывались принципы системы К. С. Станиславского. В 1920, вернувшись в Варшаву, открыла студию, с 1921 руководила драматич. отделением Варшавской консерватории. В начале артистич. деятельности В. исполняла лирич. комедийные роли, в дальнейшем - драматич. и трагедийные. Сценич. образы В. отличались величественностью, благородством внешнего рисунка и противостояли псевдоромантич. театр, эффектности, манерности модернизма. В. играла в произведениях польских романтиков: пани Роллисон ("Дзя-ды" Мицкевича), Лукреция Ченчи и Балла липа ("Беатриче Ченчи", "Балладина" Словацкого), Муза и Мать ("Освобождение", "Проклятье" Выспяньского) и др. К числу лучших работ В. относятся также роли в пьесах антич. авторов: Клитемнестра ("Орестея" Эсхила), Федра ("Ипполит" Еврипида). В. выступала в произв. совр. ей драматургов (Г. Ибсен, М. Горький, А. П. Чехов и др.). В режиссёрской работе В. стремилась к сочетанию всех компонентов сценич. исх-ва и к глубокому раскрытию идейной сущности драматургич. произв.

Балладины ("Балладина" Ю. Словацкого).

Соч.: Uwagi о inscenizacji "Legionu ...", Listy z teatry", 1924, № 2, s. 45-48; Moje wspomnienia, "Scena Polska", 1938, zesz. 2-3. s. 324-30.

Лит.: Ивашкевич Я., Театр "Студия" Станиславы Высоцкой в Киеве, [пер. с польск.] в сб.: Вокруг театра, [М.], 1965, с. 203 - 27. Б. И. Ростоцкий.

ВЫСОЦКАЯ КУЛЬТУРА, археологическая культура позднего бронзового и раннего железного веков (10-6 вв. до н. э.). Названа по могильнику у с. Высоцкого Бродовского р-на Львовской обл. УССР. Распространена на небольшой терр. Львовской и Тернопольской обл. Известны могильники, поселения и клады. Население жило в неукреплённых посёлках и занималось земледелием и скотоводством. Характерны бескурганные могильники с обрядом трупоположения (иногда трупосожжения). Инвентарь погребений: гл. обр. украшения и миниатюрные сосуды, реже - жел. ножи и кремнёвые или бронз, наконечники стрел. Керамика: тюльпановидные сосуды, биконич. кубки, миски и черпаки. В. к. сложилась на местной основе под влиянием лужицкой культуры.

Предметы из Высоцкого могильника.

Лит.: Канивец В. И., Вопросы хронологии Высоцкой культуры, "Краткие сообщения Ин-та археологии АН СССР", 1955, №4;Sulimirski Т., Kultura Wysocka, Кг., 1932.

ВЫСОЦКИЙ Георгий Николаевич [7(19). 2. 1865, с. Никитовка Черниговской губ.,-6.4. 1940, Харьков], советский почвовед, лесовод, ботаник и физико-географ, акад. ВАСХНИЛ (1934) и АН УССР (1939). Окончил Петровскую с.-х. академию (1890). В 1892-1904 работал в Великоанадолъском лесном массивен экспедиции В. В. Докучаева. Проф. Крымского ун-та (1919-22), Белорусского с.-х. ин-та (1923-26), Харьковского ин-та сел. и лесного х-ва (1926-30). В 1930-40 проф. Всесоюзного (позже Украинского) н.-и. ин-та лесного х-ва и агролесомелиорации (Харьков). Изучал лесорастит. условия Тульских засек, Бузулукского бора, Ергеней, Алешковских и Нарынских песков. Исследовал влияние леса на среду обитания и причины безлесья степей, впервые рассчитал баланс влаги под лесом и полем. Обосновал древесно-кустарниковый тип степных лесонасаждений. Заложил основы почвенной гидрологии засушливых р-нов и разработал учение о типах водного режима почв и грунтов; выдвинул теорию происхождения соленосности степных почв и грунтов. Впервые описал процесс оглеения и показал его биол. характер. Разработал основы ороклиматич. классификации почв. Первым установил закономерности приземных воздушных течений, вызывающих пыльные бури. Предложил классификацию растений по формам вегетативного размножения. Автор физико-географич. монографий о Самарском удельном округе (1908-09) и Ергенях (1915).

Соч.: Избр. труды, М-, 1960; Избр. соч., т. 1-2, М., 1962.

Лит.: Русские ботаники. Биографо-библиографический словарь, сост. С. Ю. Липшиц, т. 2, М., 1947; Исаченко А. Г., Г. Н. Высоцкий - выдающийся отечественный географ, Л., 1953.

Д. В. Лебедев, С. С. Соболев.

ВЫСОЦКИЙ Николай Константинович [11(23). 4.1864, Барнаул, -7. 8. 1932, Ленинград], советский геолог и горный инженер. По окончании Петерб. горного ин-та (1891) работал в Геологическом комитете. Специалист по геологии платиновых месторождений. Осн. работы посвящены характеристике важнейших пром. р-нов Урала (месторождения платины Исовского и Нижнетагильского р-нов, Кочкарский и Челябинский золотоносные р-ны). В. составил подробное описание третичных и четвертичных отложений Зап. Сибири. В. принадлежат региональные очерки к геологич. карте Урала (1931).

Лит.: К а р п и н с к и и А. П., Н. К. Высоцкий, "Природа", 1933, № 2; Тихомиров В. В. и С о ф и а н о Т. А., 90 лет со дня рождения Н. К. Высоцкого, "Известия АН СССР. Серия геологическая", 1954, № 2.

ВЫСОЦКИЙ (Wysocki) Юзеф (1809, ок. Тульчина, Подолия,-31.12.1873, Париж), польский политич. деятель, генерал. Участник Польского восстания 1830- 1831, после поражения к-рого жил в эмиграции. Был чл. Польского демократич. об-ва. Сражался в рядах венг. революц. армии против габсбургских войск в 1848-49, возглавляя легион, сформированный из поляков-добровольцев. Во время Польского восстания 1863-64 В. был нек-рое время руководителем Воен. комиссии в Кракове. После поражения восстания эмигрировал во Францию.

ВЫСПЯНЬСКИЙ (Wyspianski) Станислав (15.1.1869, Краков,-28.11.1907, там же), польский писатель, художник, театральный деятель. Род. в семье скульптора. Учился в краковской Школе изящных искусств (1884-95, с перерывами) у Яна Матейки и в академии Коларосси в Париже (1891-94). Один из основателей (1897) и видный участник краковского художеств, объединения "Искусство". В изобразит, иск-ве В. стремился к воплощению нац. начала в рамках стиля "модерн". В эскизах витражей для францисканского костёла и собора на Ва-веле в Кракове (1896-1906) В. использовал как средства выразительности гибкие, вибрирующие контурные линии и пятна чистых цветов. Принимая участие в издании журн. "Zycie", В. создал новый тип оформления книги, достигнув декоративного единства шрифта и мягкого по ритму стилизов. растит, орнамента. Пастельным портретам и пейзажам В. свойственны обобщённая, выразительная манера рисунка, тонкая поэзия и одухотворённость. В. работал и в области декоративного иск-ва (оформление интерьера дома Мед. об-ва в Кракове, ок. 1905; эскизы мебели, тканей, изделий из металла).

Пьесы и рапсоды В. посвящены древнему прошлому Польши ("Легенда", 1897; "Болеслав Смелый", 1900; "Казимеж Великий", 1900); историч. драмы поднимают проблематику польск. романтизма и нап.-освободит, движения ("Варшавянка", 1898; "Легион", 1900; "Ноябрьская ночь", 1904); пьесы на сюжеты древнегреч. мифов трактуют совр. события в духе антич. трагедийности ("Мелеагр", 1898; "Проклятие", 1899; "Возвращение Одиссея", 1907). Вершина творчества В.- метафорич. драма-памфлет и драма-сказка "Свадьба" (1901), в к-рой, как и в др. совр. политич. драмах ("Освобождение", 1903; "Акрополь", 1904), он ставит вопрос о путях нац.-освободит, борьбы, изображает распад польск. бурж. общества. Для творчества В. характерны сочетание реалистич. видения мира с символикой, монументальность и синтетичность, использование одновременно словесных, музыкальных, пластических средств, что проявилось и в его режиссёрской деятельности.

С. Выспяньский.

С. Выспяньский. "Свадьба" (1903). Рисунок автора.

С. Выспяньск и и. Портрет девочки. Пастель. 1895. Национальный музей. Познань.

С о ч.: Dziela zebrane, t. 1 - 15, Кг., 1958 - 1968; Poezje, Warsz., 1957; в рус. пер.- Драмы. [Вступ. ст. Б. Ростоцкого], М., 1963.

Лит.: С. Выспянский и художники его времени. Каталог выставки, М., 1958; В итт В., Станислав Выспянский, в кн.: История польской литературы, т. 2, М., 1969; Skierkowska Е., Plastyka St. Wyspianskiego, Wr.- Кг., 1958; Lеmpicka A., Stanistaw Wyspianski, в кн.; Obraz literatury polskiej XIX i XX wieku, ser. 5- Literatura okresu Mfodej Pplski, t. 2, Warsz., 1967 [имеется библ.]; StanisJaw Wyspianski, [2 wyd.], Warsz., 1967; Stоk9wa M., Stanisfaw Wyspianski. Monografia bibliograficzna, [t. 1-3], Kr., [1967-68]. Л. И. Тананаева, В. В. Bumm.

ВЫСТАВКА ДОСТИЖЕНИЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР (ВДНХ), постоянно действующая всесоюзная выставка в Москве для демонстрации достижений пром-сти, строительства, с. х-ва, транспорта, культуры и здравоохранения. ВДНХ аккумулирует опыт социалистич. строительства в СССР. Гл. задача ВДНХ - активно пропагандировать достижения науки, техники, культуры и передового опыта, а также проводить обучение работников всех отраслей нар. х-ва новым методам произ-ва. ВДНХ создана в соответствии с постановлением Сов. Мин. СССР от 28 мая 1958 "Об объединении Всесоюзных промышленной, сельскохозяйственной и строительной выставок в единую Выставку достижений народного хозяйства СССР ". Руководство работой выставки осуществляет Гл. комитет ВДНХ СССР (Главвыставком), возглавляемый зам. председателя Сов. Мин. СССР. В состав Главвыставкома входят руководители министерств и ведомств СССР, председатели Советов Министров союзных республик, а также директор выставки.

ВДНХ начала работу 16 июня 1959, имея в своём составе выставочные павильоны, расположенные на территории быв. ВСХВ (207 га) и на Фрунзенской наб. р. Москвы (5,6 га), где был размещён строит, раздел выставки. На терр. ВДНХ (1970) имелось 78павильонов с общей экспозиц. пл. 150тыс. м2, из них по разделам пром-сти и транспорта - 20 павильонов (67,8 тыс. м2), строительства - 11 (9,4 тыс. м2), с. х-ва -30 (42 тыс. м2), науки и культуры -16 (27,6 тыс. м2). Фруктовые деревья на ВДНХ занимают 6,2 га (более 3 тыс. единиц), газоны - 67 га, декоративные и плодово-ягодные кустарники -16,3 га, экспонатные посевы, лесополосы и лесокультуры -11 га, питомники, парники, теплицы, цветники - 10 га, пруды - 10,5 га и др. объекты. Участниками выставки являются: н.-и. орг-ции, передовые предприятия пром-сти, строительства, с. х-ва, транспорта и связи, торговли и обществ, питания (з-ды, ф-ки, электростанции, шахты, стройки, колхозы, совхозы, племенные з-ды, лесхозы, питомники, опытные станции), уч. заведения, учреждения культуры и иск-ва, орг-ции здравоохранения, органы печати, кино, радио и телевидения, а также работники пром-сти и с. х-ва - изобретатели, рационализаторы и новаторы произ-ва. Ответственными за показ и отбор экспонатов являются мин-ва и ведомства.

Лучшие участники награждаются дипломом почёта и дипломами 1-й, 2-й и 3-й степени, а непосредств. создатели демонстрировавшихся экспонатов (учёные, инженеры, конструкторы, агрономы, рабочие и крестьяне)- золотой, серебряной или бронзовой медалью с вручением денежной премии. В среднем за год ВДНХ награждает дипломами ок. 4 тыс. пром. предприятий, совхозов, колхозов и др. орг-ции и медалями - ок. 60 тыс. её участников-специалистов .

Особое место на выставке занимает Центр, павильон с экспозиционной пл. 3300 м2, построенный в 1954. В нём показываются достижения СССР в области науки, техники, экономики, повышения благосостояния и культуры народов, а также междунар. связи.

Крупнейшие павильоны ВДНХ: "Машиностроение" (1954), часть площади к-рого с 1966 занимает павильон "Космос", "Крупный рогатый скот" (1954), "Атомная энергия" (1954), "Народное образование" (1954), "Здравоохранение" (1954), "Радиоэлектроника" (1958), "Советская культура" (1964), "Геология" (1964), "Товары народного потребления" (1967), "Химическая промышленность" (1967), "Электрификация СССР" (1967), "Металлургия" (1967), "Газовая промышленность" (1967), "Механизация и электрификация с. х-ва" (1967).

В павильонах ВДНХ в среднем за год проводится 75 тематич. выставок и смотров; подготавливается ок. 40 передвижных выставок, к-рые демонстрируются в крупных пром. центрах и населённых пунктах страны. На базе тематич. выставок и смотров ежегодно проводится 800-900 науч.-технич. конференций, семинаров, курсов и школ передового опыта с участием до 200-300 тыс. специалистов.

На терр. ВДНХ проводятся также и междунар. выставки. Так, в 1965 была проведена выставка "Инфорга-65" с участием стран - членов СЭВ, на к-рой демонстрировались новейшие средства механизации, автоматизации подготовки науч.-технич. информации; в 1966- междунар. выставка "Совр. с.-х. машины и оборудование" с участием 20 стран; в 1969-"25 лет Польской Народной Республики", "Народная Республика Болгария- 25 лет по пути социализма", "Сельское хозяйство и пищевая промышленность Венгерской Народной Республики"; в 1970-"25 лет освобождения Советской Армией Чехословацкой Социалистической Республики", "25 лет свободной Венгрии".

Выставка издаёт "Информационный бюллетень ВДНХ СССР", проспекты, каталоги, брошюры, ежегодные путеводители, в т.ч. на англ., нем. и франц. языках. В среднем ВДНХ ежегодно посещает более 8 млн. чел., в т. ч. более 200 тыс. иностранцев. ВДНХ СССР награждена орденом Трудового Красного Знамени (1971). И.П.Кудрявцев.

Архит. облик ВДНХ СССР определяют гл. обр. планировка и сооружения быв. ВСХВ 1939 и 1954, в создании к-рых участвовали видные сов. архитекторы (В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, К. С. Алабян и др.), живописцы (Б. В. Иогансон, М. С. Сарьян, А. А. Дейнека и др.), скульпторы (С. Д. Меркуров, Г. И. Мотовилов, В. П. Ворносков и др.), мастера нар. иск-ва. Основа архит.-пространств, композиции ансамбля ВДНХ была заложена ген. планом ВСХВ 1939 (автор проекта арх. В. К. Олтаржевский). На специально благоустроенной и озеленённой терр. был создан комплекс сооружений различного назначения, складывавшийся по принципу последовательного раскрытия ряда перспектив, соответствующих гл. разделам выставки. Удачные архит. решения нек-рых павильонов (Главного, ч Механизации", Армянской ССР, Узбекской ССР) усиливали их выразительность. К собственно выставочной терр. примыкала зона отдыха. Осн. элементы плана ВСХВ 1939 были развиты в ген. плане ВСХВ 1954 (разработан под рук. А. Ф. Жукова и Р. Р. Кликса), для к-рой большинство сооружений было перестроено или построено заново. В ряде сооружений имеют место стилизаторство, эклектика и украшательство. С организацией ВДНХ СССР значительно увеличилась терр. выставки, расширилась и приобрела более развитый характер зона отдыха с комплексом зрелищных предприятий. После 1955 многие павильоны заново перестроены и изменили свой архит. облик, построено неск. десятков новых павильонов, решённых в совр. архит. формах, с применением новых строит, материалов и конструкций ("Радиоэлектроника", 1958; "Химическая промышленность", 1967).

ВЫСТАВКИ, публичные демонстрации достижений в области материальной и духовной деятельности человека.

Совр. В., независимо от разнообразия их наименований и организационных форм, можно подразделить: а) п о целям проведения - на торговые, к-рые организуются в основном с коммерч. целью; просветительно-познавательные (художественные, научно-технич., достижений в области пром-сти, транспорта и т. п.), не преследующие, как правило, коммерч. целей; б) по периодичности проведения - на регулярно проводимые (ежегодно, через год, два и т. п.); нерегулярные, организуемые в связи с юбилейной датой, конгрессами, съездами или по случаю др. событий, и на постоянно де