БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

и товарного произ-ва и обмена, объявляется "устаревшей" и подменяется субъективной теорией ценности, стремящейся в субъективной оценке полезности благ потребителями найти основу обмена товаров либо теорией спроса и предложения, лишь описывающей внеш. факторы процесса ценообразования. Извращается социальная природа капитала, отождествляемого с теми вещными формами, в к-рых отношения эксплуатации выступают на поверхности явлений: со средствами произ-ва, деньгами и товарами. В основе совр. вульгарных теорий распределения лежит старая антинауч. концепция "факторов производства", утверждающая, что источниками доходов являются труд, земля и капитал: рента якобы порождается землёй, процент-капиталом, заработная плата - трудом. Прибыль изображается как плата за предпринимательскую деятельность, за риск и т. п. На самом деле её источником является эксплуатация рабочих, что затушёвывается вульгарными экономистами. Они утверждают, что якобы "каждый фактор присваивает лишь продукт своей собственной деятельности", эксплуатация отсутствует и в бурж. обществе царит "гармония интересов". Экономич. кризисы перепроизводства, сотрясающие капиталистич. х-во около полутора столетий, либо отрицаются вовсе, либо рассматриваются как устранимые в рамках капитализма, поскольку причины этих кризисов не связываются с осн. противоречием капитализма. Особые усилия совр. В. п. э. прилагает к затушёвыванию господства капиталистич. монополий, отождествляемых с крупным произ-вом как таковым, безотносительно к его социальной форме. Отрицается тот факт, что империализм - канун социалистич. революции. В целях искажения содержания и осн. направления совр. мирового социально-экономич. развития - от капиталистич. к социалистическому способу производства - ведётся клеветническая кампания против социализма, широко пропагандируются теории о некоей "трансформации" капитализма (теории об "исчезновении частной собственности", "революции в доходах", "переходе власти в руки управляющих-менеджеров" и т. п.). В. п. э. направлена против революц. теории рабочего движения - марксизма-ленинизма, против мировой социалистич. системы, междунар. рабочего и национально-освободит. движения.

Вульгарный характер современной бурж. политич. экономии не исключает, однако, возможности практически полезных науч. исследований бурж. экономистов в прикладных областях экономич. науки.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1 - 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, 24, 25; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том "Капитала"), там же, т. 26, ч. III, гл. 19, 20, Приложение; его ж е, Заработная плата, цена и прибыль, там же, т. 16; М а р к с К. и Э н г е л ь с Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Л е н и н В. И., По поводу так называемого вопроса о рынках, Полн, собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; его ж е, Аграрный вопрос и "критики Маркса", там же, т. 5; е г о же, Рабочий класс и неомальтузианство, там же, т. 23; его же, Еще одно уничтожение социализма, там же, т. 25; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; Чернышевский Н. Г., Капитал и труд, Избр. экономические произведения, т. 2, М., 1948; его же, Очерки из политической экономии (по Миллю), там же, т. 3, ч. 2, М., 1949; Альтер Л. Б., Буржуазная политическая экономия США, М., 1961; Афанасьев В. С., Кризис буржуазной политической экономии, М., 1963; Б л ю м и н И. Г., Критика буржуазной политической экономии, т. 1 - 3, М., 1962-63; Буржуазная политическая экономия о проблемах современного капитализма, с предисл. акад. А. А. Арзуманяна, М., 1965; Кроссер П., Экономические фикции, пер. с англ., М., 1962; Новые явления в современной буржуазной политической экономии, т. 1 - 2, М., 1962-63; Ж а м с Э., История эконо_мической мысли XX в., пер. с франц., М., 1959; Селигмен Б.. Основные течения современной экономической мысли, пер. с англ., М., 1968; С амуэльсон П., Экономика, пер. с англ., М., 1964. В. С. Афанасьев.

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ, течение в бурж. философии сер. 19 в. Возникло в период великих открытий естествознания 19 в. Теоретич. предшественником В. м. был французский материалист П. Кабанис, гл. представителями - немецкие философы К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт. Ф. Энгельс называл их вульгарными материалистами (см. "Анти-Дюринг", 1966, с. 339), так как они упрощали материалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания, отождествляя его с материей, отвергали необходимость разработки философии как науки. В то же время, популяризируя достижения естествознания и атеизм, В. м. имел известное прогрессивное значение, особенно там, где, как в России, были сильны позиции клерикализма. Однако и в России В. м. был подвергнут критике революц. демократами. Тенденции В. м. были свойственны в СССР "механистами.

Лит.: Таганский Т., Вульгарный материализм, в сб.: Из истории философии XIX века, [М.], 1933; История философии, т. 3, М., 1959, с. 333-37. Г. И. Ойзерман.

ВУЛЬГАРНЫЙ СОЦИОЛОГИЗМ, вульгарная социология, догматическое упрощение марксистского метода гл. обр. в области истории, художеств, критики, теории искусства, лит-ры и др. форм обществ, сознания; более широко - абстрактное понимание марксизма, ведущее к утрате его подлинного богатства и к ложным политическим выводам, "карикатура на марксизм" (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 30, с. 77).

Термин "В. с." употребляется в сов. печати с 30-х гг., но само это явление известно гораздо раньше. Ещё при жизни К. Маркса и Ф. Энгельса к рабочему движению примкнуло много полуобразованных представителей бурж. интеллигенции, превративших марксизм в грубую схему, ведущую к оппортунизму или анархич. бунтарству. Одним из типичных представителей B.C. в России был В. Шулятиков. "Шулятиковщина" - термин, созданный Плехановым для характеристики В. с. в области истории философии (1909).

После Октябрьской революции быстрое распространение марксизма вширь и приспособление к нему части старой интеллигенции сделали В. с. явлением заметным и представляющим серьёзную опасность.

В идейном отношении В. с. явился общей питательной средой для разных "левацких" движений, отвергающих наследие старой культуры - от проповеди уничтожения музеев до теории растворения иск-ва в произ-ве и самой жизни. Так, считалось почти доказанным, что наиболее "созвучны" пролетариату "организованные" направления в живописи, вышедшие из кубизма. Станковую живопись отрицали во имя монументальной. Лит. жанры, унаследованные от старого общества, также были поставлены под сомнение - существовали теории отмирания трагедии и комедии. Более умеренное течение В. с. рассматривало старую культуру как громадное кладбище формальных приёмов, к-рыми победивший пролетариат может пользоваться для своих утилитарных целей, соблюдая при этом известную осторожность.

В области рус. истории В. с. часто сводился к выворачиванию наизнанку офиц. схем прежней историографии. С вульгарно-социологич.точки зрения Лжедмитрий и Мазепа были представителями революц. сил своего времени, а прогрессивное значение реформ Петра ставилось под сомнение. Вообще всё, связанное с нац. традицией и старой государственностью, было заранее осуждено "революционной" фразой.

Та же логика действовала в области истории духовной культуры. В. с. видел свою цель в разоблачении писателей и художников прошлого как служителей господствующих классов. С этой точки зрения каждое произведение искусства - зашифрованная идеограмма одной из обществ, групп, борющихся между собой за место под солнцем. Так, Пушкина превращали в идеолога оскудевшего барства или обуржуазившихся помещиков, Гоголя-в мелкопоместного дворянина, Л. Толстого-в представителя среднего дворянства, смыкающегося с высшей аристократией, и т. д. Считалось, что декабристы защищали не интересы народа, а дело помещиков, заинтересованных в торговле хлебом. Задача пролет, художника также сводилась к особому выражению глубинной "психоидеологии" своего класса.

Наивный фанатизм В. с. был отчасти неизбежным следствием стихийного протеста против всего старого, преувеличением революц. отрицания, присущим всякому глубокому обществ, перевороту. В нём проявился также недостаток марксистски подготовленной интеллигенции, способной дать науч. объяснение и действительно партийную, коммунистич. оценку сложным явлениям мировой культуры.

С др. стороны, было бы ошибкой рассматривать вульгаризацию марксизма как простой недостаток марксистской культуры. Мн. представители В. с. были вовсе не вульгарны, а, наоборот, слишком изысканны - грубости вульгарно-социологич. метода были для них делом пресыщения, своего рода философией, сознательно или бессознательно принимаемой. В. с.-явление не личное, а историческое. Это примесь бурж. идей, влияние психологии тех обществ, сил, к-рые принимали участие в революции, но для себя и по-своему, той мелкобуржуазной психологии "маленького чумазого", к-рую В. И. Ленин считал самой большой опасностью для подлинной пролет, культуры (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 264). Время наибольшего распространения В. с. было исчерпано в 30-х гг. Громадные социальные и политич. изменения, происшедшие к этому времени в Сов. Союзе, сделали прежнее выражение идей мелкобурж. демократии более невозможным. Ист. опыт свидетельствует о том, что совр. рецидивы В. с. также связаны со всякого рода "левацкими" движениями и теориями, абстрактным пониманием классовой борьбы и революции, отрицанием традиц. форм, отталкиванием от классич. лит-ры и культурного наследия вообще.

Если оставить в стороне классовую фразеологию, то с точки зрения метода в основе В. с. лежат абстрактно взятые идеи пользы, интереса, целесообразности. Вся "идеальная" поверхность духовной жизни представляется чистой иллюзией, скрывающей тайные или бессознат. эгоистич. цели. Всё качественно своеобразное, всё бесконечное сводится к действию элементарных сил в огранич. среде.

Но осн. принцип В. с. состоит в отрицании объективной и абсолютной истины. Марксистская формула "бытие определяет сознание" становится здесь удобным средством для превращения сознания в лишённый сознательности, стихийный продукт обществ, среды и классовых интересов. Гл. критерий - жизненная сила обществ, группы, имеющей своё замкнутое в себе "коллективное сознание", более или менее сильно выраженное. Одна общественная группа является более здоровой и сильной, чем другая, один писатель выразил идеологию своего класса сильнее, значительнее, чем другой.

Идея прогрессивного развития не чужда В. с., но в чисто формальном, количеств, смысле, т. е. за пределами таких измерителей, как объективная истина, обществ, справедливость, художеств, совершенство. Всё хорошо для своего времени, своего класса. В качестве заменителя объективного критерия ценности В. с. прибегает к абстрактному представлению о борьбе нового и старого (плохо то, что устарело, хорошо то, что ново), а также к типологич. аналогиям и антитезам формально сходных или отталкивающихся друг от друга культур и стилей. Таковы аналогия между "монументально-организованной" культурой Др. Египта и социализмом у нем. историка иск-ва В. Гаузенштейна и В. Фриче. Объективный критерий истины заменяется коллективным опытом или классовым сознанием, всё остальное - только "наивный реализм". Само собой разумеется, что, совершая переход от субъекта-личности к субъекту-классу, В. с. не делает ни шагу вперёд от идеалистич. философии. Если нек-рая доля объективного содержания всё же допускалась представителями В. с., то лишь в порядке обычной эклектики, присущей подобным течениям. По существу, остаток реальности в их анализе обществ, сознания играет второстепенную роль по сравнению с "классовыми очками", по выражению А. Богданова, т. е. особым углом зрения, придающим каждой идеологии её условный тип.

Место отражения действительности, более или менее истинного, глубокого, противоречивого, но объективного, для В. с. занимает схема равновесия или нарушения равновесия между ист. субъектом и окружающей его средой. Нарушение может проистекать из напора жизненной силы молодого класса, что даёт начало революц. романтике, устремлённой в будущее, или из ущербности загнивающей социальной группы, откуда - присущие ей настроения утомлённой созерцательности и декадентства. Эта схема примыкает к обычным шаблонам догматического марксизма эпохи 2-го Интернационала, согласно к-рым все ист. конфликты сводятся в общем к борьбе поднимающейся прогрессивной буржуазии против умирающей аристократии и обращённой в прошлое мелкой буржуазии. Из этой абстракции вытекает обычное для В. с. и связанное с меньшевистской традицией желание поставить либеральную буржуазию выше крестьянства, смешение реакц. формы крест, утопий с их передовым содержанием (что особенно ярко сказалось в трактовке сложной фигуры Л. Толстого), вообще отнесение всякой критики капитализма до Маркса и Энгельса к реакц. идеям. Для В. с. характерно непонимание глубоких противоречий обществ, прогресса и неравномерности развития мировой культуры, отсутствие всякого чувства реальности в трактовке таких великих представителей художеств, лит-ры, как У. Шекспир, О. Бальзак, А. С. Пушкин, чьи ист. позиции не могут быть исчерпаны ни защитой уходящего феодализма, ни апологией новых бурж. форм обществ, жизни.

Другая важная черта В. с. состоит в том, что вслед за бурж. философией после Ф. Ницше он ставит на первый план волю, а не сознание. Его классификация различных социально-психологич. позиций несёт в себе принцип иррационального самовыражения данной обществ, группы.

Материализм Маркса и Энгельса впервые создал науч. почву объективного ист. анализа обществ, сознания. Но это не значит, что всякое сознание является для них слепым продуктом узких классовых интересов. Маркс указывает относительную, но реальную грань между "...идеологическими составными частями господствующего класса,... и свободным духовным производством данной общественной формации" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 280). Последнее всегда бывает связано невидимыми нитями с народом. Т. о., разница между подлинными мыслителями, учёными, художниками, с одной стороны, и сикофантами паразитич. классов-с другой, всегда существует, несмотря на то, что Пушкин был дворянским поэтом, а Дидро и Гельвеции выражали подъём буржуазной демократии. Их деятельность потому и относится к бесконечно-ценному наследию мировой культуры, что в ней отразилась не борьба за раздел добычи на вершине обществ, пирамиды, а коренное противоречие между нар. массой, чей интерес в последнем счёте совпадает с интересами общества в целом, и паразитич. классовой верхушкой, временными хозяевами общества, подчиняющими его известной форме частной собственности и власти.

Для Маркса и Ленина нет классовой борьбы вне перспективы движения к обществу коммунистическому. Этот путь ведёт через антагонизм обществ, сил к уничтожению классов и подлинному человеческому общежитию. Необходимость его всегда сознавалась или предчувствовалась лучшими представителями мировой культуры в форме обществ, идеала, часто противоречивой, иногда парадоксальной, но всегда имеющей свои реальные, ист. корни.

Лит.: Энгельс Ф., [Письмо] К. Шмидту 5 авг. 1890 г.. Маркс К. п Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 37; его же, [Письмо] К. Шмидту 27 окт. 1890 г., там же; его же, [Письмо] Ф. Мерннгу 14 июля 1893 г., там же, т. 39; е г о же, [Письмо] В. Боргиусу, 25 янв. 1894 г., там же) Ленин В. И., Предисловие ко второму изданию кн. "Материализм и эмпириокритицизм", Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 12; его же, Аграрный вопрос и современное положение России, там же, т. 24; его же, Философские тетради, там же, т. 29, с. 459- 474; его же, О пролетарской культуре, там же, т. 41; Плеханов Г. В., О книге В. Шулятикова, Соч., т. 17, М., 1925; Луначарский А. В., Ленин и литературоведение. Собр. соч., т. 8, М., 1967; Лифшиц М., Ленин и вопросы литературы, в его кн.: Вопросы искусства и философии, М., 1935; его же. Ленинизм и художественная критика, "Литературная газета", 1936, 20 янв.; его же. Критические заметки, там же, 1936, 24 мая, 15 июля, 15 авг.; Сергиевский И., "Социологисты" я проблемы истории русской литературы. "Литературный критик", 1935, № 10; Розенталь М., Против вульгарной социологии в литературной теории, М., 1936; Денисова Л., Энциклопедия вульгарной социологии, "Литературный критик", 1937, № 5. М. А. Лифшиц.

ВУЛЬКАНО, Волькано (Vulcano, Volcano), южный остров группы Липарских о-вов, в Тирренском м., в 20 км к С. от Сицилии. Принадлежит Италии. Дл. ок. 8 км, шир. ок. 6 км, пл. 21,2 км2. Является вершиной подводного вулкана, состоящего из 3 конусов. Выс. до 499 м. Вулкан находится в стадии фумаролы. По В. назван один из типов вулканич. извержений (см. Вулканы).

ВУЛЬФ Георгий (Юрий) Викторович [10(22).6.1863, Нежин,-25.12.1925, Москва], советский кристаллограф, чл.-корр. АН СССР (1921). В 1885 окончил Варшавский ун-т. Проф. Казанского (1897), Варшавского (1899) и Московского (1918) ун-тов. В 1911 вместе с передовой профессурой покинул Моск. ун-т в знак протеста против реакц. политики Мин-ва просвещения и перешёл в Народный ун-т им. Шанявского. В 1917 вернулся в Моск. ун-т.

Г. В. Вульф.

В. Вундт.

В. изобрёл наглядный графич. метод обработки результатов измерения кристаллов с помощью стереографич. сетки, получившей его имя. Дал новый способ вывода всех групп симметрии кристаллов. В. принадлежат также работы в области роста кристаллов, изучения жидких кристаллов и кристаллооптики. Впервые в России поставил эксперименты по рентгеноструктурным исследованиям кристаллов. В 1913 открыл закон интерференции рентгеновских лучей, отражённых атомными плоскостями кристаллов, и независимо от У. Г. Брэгга вывел осн. формулу рентгеноструктурного анализа (см. Брэгга - Вулъфа условие).

Соч.: К вопросу о скоростях роста и растворения кристаллических граней, "Известия Варшавского ун-та", 1895-96; Руководство по кристаллографии, Варшава, 1904; Симметрия и её проявление в природе, М., 1908; К вопросу о диффракции рентгеновских лучей в кристаллах, "Журнал русского физико-химического общества, часть физическая", 1923, № 1 - 3; Избранные работы по кристаллофизике и кристаллографии, М.- Л., 1952; Die Krystallrontgenogramme, "Physikalische Zeitschrift", 1913, Bd 14.

Лит.: Очерки по истории физики в России,