БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

я, 2 изд., М., 1965. Д. И. Агейкин.

ВРЕТТАКОС (Brettakos) Никифорос (р. 1.1.1912, с. Крокеэ, близ Спарты), греческий поэт. Из крест, семьи. Участник греко-итал. войны 1940-41. Опубл. сб-ки стихов "Под тенью и светом" (1929), "Гримасы человека" (1935). В годы Сопротивления воспевал патриотизм народа в поэмах "Героическая симфония" (1944), "33 дня" (1945). В условиях гражд. войны 1946-49 и послевоен. периода в лирике В. преобладают мотивы горечи: "Книга Маргариты" (1949), "Плумица" (1952), "Стихотворения 1929-1951" (1955). Книга стихов "Глубина мира" (1961) проникнута оптимизмом. Кн. "Один из двух миров" (1958) посвящена ист. достижениям СССР, к-рый В. посетил в 1957.

Соч.: Ekloge, Athena, 1964; в рус. пер.- Лирика, М., 1962. Яннис Мочос.

ВРНЯЧКА-БАНЯ (Врнъачка Бааа), бальнеологический курорт в Югославии, в Сербии, в 26 км к Ю.-В. от г. Кралево, на выс. 275 м. Климат предгорный мягкий с тёплым летом (ср. темп-pa июля ок. 20°С) и мягкой зимой (ср. темп-ра янв. -1°С); осадков ок. 700 мм в год. Леч. средства: углекислые, гидрокарбонатные натриевые минеральные воды, тёплые (35,6%), используемые для ванн и купании в бассейне, и холодные (19°С) для питья и розлива в бутылки. По физико-хим. составу близки к минеральным водам курортов Боржоми и Саирме. Лечение больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, печени и жёлчных путей, мочекаменной болезнью, нарушениями обмена веществ, неврозами, заболеваниями органов дыхания нетуберкулёзного характера. Санатории, ванные здания, ингалятории, пансионаты, отели.

ВРОБЛЕВСКИЙ, Врублевский (Wroblewski) Зыгмунт Флоренты (28.10. 1845, Гродно,-19.4.1888, Краков), польский физик, чл.-корр. Краковской АН (1880). Учился в Киевском ун-те. За участие в Польском восстании 1863 был сослан в Томск. В 1869 вернулся в Варшаву. С 1882 проф. Краковского ун-та. Осн. труды по вопросам диффузии газов в жидких и твёрдых телах, ожижения газов. В 1883 совм. с К. Ольшевским впервые получил в измеримых количествах жидкий кислород. Пользуясь последним как охладителем, В. превратил в жидкость азот и окись углерода. Впервые определил критич. темп-ры окиси углерода (1883), кислорода и азота (1885-88). Трагически погиб при взрыве экспериментальной установки.

Лит.: Ламанский С., С. А. Вроблевский, "Журнал Русского физико-химического общества. Физический отдел", 1888, т. 20, в. 6, с. 215 (некролог и библиография работ).

ВРОБЛЕВСКИЙ Эдуард Антонович [22.1(3.2).1848, Гродно,-23.1(4.2).1892, Петербург], русский химик-органик. Окончил Петерб. технологич. ин-т (с 1875 проф.). В 1870 открыл реакцию замещения диазогруппы этоксигруппой. В 1876 В. показал, что оба орто-изрмера толуидина (1,2 и 1,6) тождественны, равно как и оба мета-изомера бромтолуола (1,3 и 1,5), но что возможно существование только одного пара-изомера. Доказал также равноценность всех 6 атомов водорода в кольце бензола.

Соч.: Гипотеза Кекуле о строении ароматич. соединений и её проверка, СПБ, 1876.

ВРОЖДЁННЫЕ ИДЕИ, термин рационалистич. философии 17-18 вв. (Р. Декарт, Н. Малъбранш, Г. Лейбниц), обозначающий прирождённость уму или субъекту нек-рых общих "идей" или истин. Эти идеи рационализм рассматривал как основу объективного знания, всеобщего "отношения идей", в отличие от сенсуализма 17-18 вв., согласно к-рому всякое "отношение идей" основывается на чувственных образах, данных в опыте. Понятие В. и. находилось з центре полемики между рационализмом и сенсуализмом (Декартом и Т. Гоббсом в 17 в., Лейбницем и Дж. Локком в 18 в.). Это понятие фактически утверждает тождество и непрерывность сознания в пространстве и времени: общезначимые надындивидуальные истины являются, с одной стороны, актами и состояниями сознания отд. индивидов, а с другой стороны, именно в своих всеобщих характеристиках не могут быть выведены как конечное звено в непрерывной цепи воздействия внешних вещей на их сознание или внутрипсихич. сцеплений сугубо индивидуального опыта. Отсюда вводится постулат, что знание нек-рых истин должно быть прирождено аппарату человеческого познания. По Декарту, я из себя извлекаю понимание того, что такое вещь, истина, мышление, бог и т. д., причём эти идеи (в т. ч. и правила метода) не порождены и не приобретены мною, а прирождены мне. Соединяя исходные В. и. с интуитивным постижением конкретных предметов внешнего мира и с работой дедукции, можно получить всю сумму возможных, объективных и универсальных знаний. При этом неважно, даны ли В. и. актуально,- достаточно их потенциального существования. Лейбниц подчёркивает, что В. и. даны лишь в виде источников, к-рые постоянно актуализируются. Постулат В. и. относится к состояниям сознания, к внутр. опыту, а не к законам и формам мысли - как в понятии априорных трансцендентальных идей, организующих целостность сознания, у Канта. Исходным моментом введения постулата В.и. явилось фиксирование рационализмом факта структурности знания, т.е. наличия у него свойств, не объяснимых тем видом, в каком объект знания существует вне сознания. Отталкиваясь от этого факта и рассматривая в качестве познающего субъекта отд. индивида, а объект - как объект чувственности, рационалисты необходимо должны были прийти к идеалистическому заключению о существовании В. и.

Лит.: Асмус В. Ф., Учение о непосредственном знании в истории философии нового времени, "Вопросы философии", 1955, № 5; 1957, № 6; 1959, № 11; R о s e F. О., Die Lehre von den eingeborenen Ideen bei Descartes und Locke, Bern, 1901.

M. К. Мамардашвили.

ВРОНСКИАН, функциональный определитель, составленный из п функций f1(x), f2(x), ..., fn(x) и их производных до n-1 порядка включительно:
[0532-1.jpg]

Обращение В. в нуль [W(x) = 0] является необходимым, а при нек-рых дополнит, предположениях и достаточным условием линейной зависимости между данными п функциями, дифференцируемыми п-1 раз. На этом основано применение В. в теории линейных дифференциальных уравнений. В. введён Ю. Вроньским в 1812.

ВРОНСКИЙ Вахтанг Иванович (псевд.; наст. фам. На д и р а д зе)[р. 28. 8 (10. 9). 1905, Тбилиси], советский балетмейстер, нар. арт. СССР (1962). Чл. КПСС с 1940. В 1923, окончив Тбилисскую балетную студию, был солистом театров оперы и балета Ростова-на-Дону, Баку, Ташкента, Саратова. В 1932 начал балетмейстерскую деятельность. В 1940-54 балетмейстер Одесского театра оперы и балета, в 1954-59 Киевского театра оперы и балета им. Шевченко. Среди постановок: "Олеся" Русинова (1947), "Лилея" Данкевича (1956), "Лесная песня" Скорульского (1958) и др. С 1960 руководит укр. труппой балета на льду. Награждён орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

В. И. Вронский.

ВРОНЧЕНКО Михаил Павлович [1801 или 1802, Копысь, ныне Витебская обл.,- 14(26). 10.1855, Харьков], русский геодезист, генерал-майор. Учился в Моск. ун-те, но, не закончив его, поступил на воен. службу. С 1828 по 1833 производил топографич. съёмки и занимался определениями астрономич. пунктов в Молдавии, Валахии и Румынии, в 1834-36 работал в Турции, составил "Обозрение Малой Азии в нынешнем её состоянии" (2 чч., 1838-40), руководил триангуляционными работами в Новороссийском крае (1848-54). Известен как переводчик на рус. яз. произв. Дж. Байрона, И.В. Гёте, У. Шекспира и др.

Лит.: Шостьин Н. А., Михаил Павлович Вронченко - военный геодезист и географ, М., 1956.

ВРОНЬСКИЙ (Wronski) Юзеф (наст, фам.- X ё н е, Ноепе; известен также как Гёне-Вронский) (24.8.1776, Вольштын,-9.8.1853, Париж), польский математик и философ-мистик. Был арт. офицером в армии Костюшко, впоследствии служил в штабе А. В. Суворова, с 1797 - в отставке. Его работы по математике, публиковавшиеся с 1811, характеризуются чрезвычайной широтой и общностью постановки задач. Однако сложность обозначений, к-рыми он пользовался, склоняющийся к мистицизму стиль затрудняли изучение его произведений. Уже после смерти В., во 2-й пол. 19 в., многие математики, занимаясь разработкой его науч. наследства, выявили значит, число методов и отд. фактов, к-рые к тому времени частично были уже вновь открыты др. учёными. Имя В. сохранилось во всех курсах анализа за введённый им впервые (1812) функциональный определитель, имеющий осн. значение в теории линейных дифференциальных уравнений (вронскиан).

В идеалистич. филос. системе В., оказавшей влияние на теорию польского мессианизма, теоретич. и практич. разум выступают как две стороны единого творч. разума, прообразом к-рого является бог. Историю человечества В. рассматривал как поиски путей возвращения к абсолюту.

Соч.: Oeuvres mathematiques, t. 1-4, P., 1925.

ВРОЦЛАВ (Wroclaw), город на Ю.-З. Польши, на р. Одра (Одер). 523 тыс. жит. (1970). Адм. ц. Вроцлавского воеводства. Впервые упоминается в источниках в 980 (др.-слав. назв. Бреславль). С 1000 центр епископства. С 1163 резиденция силезских Пястов. Крупный торгово-ремесленный центр. В 1335 вошёл в состав Чешского королевства (чешское название Вратислав), вместе с которым в составе Силезии попал под власть Габсбургов (1526). Во время войны за Австрийское наследство был занят прус, войсками и с 1742 находился под властью Пруссии (нем. назв. Бреслау). В 1848 В.- один из центров революц. движения. В кон. 19 - нач. 20 вв. подвергся значит, германизации. Во время 2-й мировой войны 1939-45 сильно разрушен. В февр. 1945 войска Сов. Армии начали осаду В., в к-ром были сосредоточены значит, воен. силы гитлеровцев. 6 мая 1945 нем.-фаш. войска капитулировали. Вместе с др. зап.-польскими землями В. был воссоединён с Польшей (1945). В послевоен; время В., поднятый из руин, стал одним из важнейших экономич. и культурных центров страны. В.- крупный трансп. узел (9 ж.-д. лучей) и речной порт. В пром-сти (88 тыс. занятых, 1967) гл. отрасль -машиностроение (48 тыс.); осн. продукция - электровозы и вагоны, генераторы (для ТЭС), электронно-вычислит. машины, изделия точной механики, станки, дорожно-строит. машины, речные суда, насосы, холодильники и мн. др. В В.- з-д вторичных цветных металлов; хим. (искусств, волокно, фосфорные удобрения, лаки, краски), пищ., швейная, шерстяная, полиграфич. пром-сть; ТЭС и газовый з-д. В В.;-ряд высших уч. заведений (до войны 'один вуз). Оперный театр. Зоопарк. Историч. ядро В.-"Тумский о-в" (на прав, берегу Одры) и Старый город (на лев. берегу) - восстановлено после 1945 в своём старом облике. Вокруг др. частей города, окружённых широкими бульварами,- жилые и пром. кварталы 19-20 вв. Архит. памятники: готич. ратуша (2-я пол. 13 -нач. 16 вв.), костёлы Иоанна Крестителя (13-15 вв.), Марии Магдалины (сер. 14 в.), св. Войцеха (нач. 13-15 вв.) и др.; дома 14-17 вв.; здания в стиле барокко- иезуитская коллегия (ныне университет; 1726-32) и библиотека фонда им. Оссолиньских (кон. 17-нач. 18 вв.). "Зал Столетия"(нынеНар. дом;1911 -13). После 1945сооружены комплекс зданий Выставки воссоединённых земель, "Школа Тысячелетия", клиника Высшей с.-х. школы, новые жилые р-ны (Гаёвице и др.).

Вроцлав, Ратуша. 2-я пол. 13-нач. 16 вв.

Силезский музей (с памятниками иск-ва и истории), Археол. музей.

Лит.: Maleczynski К. [i. i.L Wroclaw. Rozwoj urbanistyczny, Warsz., 1956; Sztuka Wroclawia, Wroclaw - Warsz. - Krakow, 1967. Ю. В. Илинич, А. Х. Грансберг.

ВРОЦЛАВСКОЕ ВОЕВОДСТВО (Wojewodztwo Wroclawskie), административная единица на Ю.-З. Польши. Пл. 18,9 тыс. км2. Нас. 1973 тыс. чел. (1970, без адм. ц.- г. Вроцлава). Большая, сев. часть В. в. расположена на волнистой равнине с широкими речными долинами (р. Одра с притоками Видава, Барыч, Качава, Бубр) и холмистыми водоразделами (Тшебницкая гряда выс. до 272 м). Юж. часть занята хребтами Судет: Качавские горы, горы Сове, частично Йизерские горы, Крконоше (пограничная с Чехословакией г. Снежка, выс. 1602 м), Быстшицкие горы. Климат умеренный. Осадков 600-1200 мм в год. Хвойные и смешанные леса.

В. в.- экономически развитый р-н, на к-рый приходится 7,3% валовой пром. продукции страны (1969). Добыча кам. угля (3,3 млн. т в 1968) в Валбжихском басс, и бурого угля (ок. 15 млн. т) в р-не г. Турошува, у к-рого построена крупная ТЭС (мощность 2 млн. квт). Имеется добыча меди (Любин, Польковице, близ Болеславца; выплавка в Легнице), барита, магнезита; крупные кам. карьеры. Выплавляется ферроникель (в Шклярах). Гл. отрасли пром-сти: машиностроение (радио- и электротехнич. оборудование, авто- и вагоностроение, текст, машины), текст.- старейшая отрасль, пищевая. Важное значение имеет хим. (искусств, волокно, органич. химикаты, серная к-та, фосфорные удобрения и др.), целлюлозно-бум., фарфоро-фаянсовая, керамич., стек, и мебельная пром-сть.

ВРОЦЛАВСКОЕ ВОЕВОДСТВО

С.-х. угодья занимают св. 60% площади; на пашню падает 46% площади с.-х. угодий, на леса 27% (лесозаготовки до 1,6 млн. м3 в 1967). Интенсивное земледелие, особенно в левобережье Одры и предгорьях Судет, где гл. с.-х. культурами являются пшеница (1/4 всех посевов) и сах. свёкла; на остальной терр.- овёс, рожь, сеяные травы, картофель. В поголовье скота преобладают крупный рог. скот (718 тыс. в 1967) и свиньи (622 тыс.).

Ю. В. Илинич.

ВРУБ, искусственная полость в массиве горных пород (преим. в виде щели), создаваемая для облегчения разрушения массива. В. образуются врубовой машиной, струёй гидромонитора, взрывным способом.

ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович [5(17).3.1856, Омск, -1(14).4.1910, Петербург], русский живописец. Учился в петерб. АХ (1880-84) у П. П. Чистякова. Неоднократно бывал в Италии и Франции, посетил Германию, Грецию, Швейцарию. Следуя традиции А. А. Иванова и Н. Н. Ге, В. в своём творчестве обращался к проблемам бытия человека, к морально-философским вопросам о добре и зле, о месте человека в мире. Но в условиях сложного и противоречивого развития рус. художеств, культуры кон. 19 - нач. 20 вв. стремление решить эти вопросы приводило В., стоявшего в стороне от обществ, борьбы своей эпохи и не видевшего реальных путей преодоления острых противоречий бурж. действительности, к мучительным поискам выхода лишь во внутр., духовной жизни человека. Это придаёт творчеству В., как и творчеству ряда др. рус. художников кон. 19-нач. 20 вв., субъективные, индивидуалнстич., а порой и мистически-болезненные черты, что вызывало ожесточённую полемику по поводу его произведений в различных кругах русского общества. В. обращался к романтике средневековья и Возрождения, к античной мифологии и русской сказке; в его произведениях нередки элементы загадочности, таинственности, характерные и для поэзии раннего рус. символизма. Разносторонность художественного творчества как выражение мечты соединить иск-во с жизнью, поиски высокого монументального стиля и нац. формы в иск-ве, приверженность к орнаментальным ритмически усложнённым решениям придают произв. В. характерные черты стиля "модерн". Это особенно свойственно нек-рым панно (напр., триптих "Фауст" для дома А. В. Морозова в Москве, 1856, Третьяковская гал.; "Утро", 1897, Рус. музей, Ленинград). Однако творчество В. гораздо шире и символизма, и стиля "модерн". Стремление создать сложную картину мира, в к-ром всё взаимосвязано и одушевлено, а за привычным обликом предметов таится своя особая и напряжённая жизнь, приводит к органич. слиянию в произведениях В. мира человеческих чувств и мира природы ("Пан", 1899, "К ночи", 1900, "Сирень", 1900,- все в Третьяковскбй гал.).

В 1884-89 В. жил в Киеве, где создал иконы и ряд стенных росписей (в т. ч. композицию над хорами "Сошествие святого духа", масло, 1884) в Кирилловской церкви, эскизы неосуществлённой росписи Владимирского собора (в т. ч. четыре варианта композиции "Надгробный плач" - все акварель, графитный .карандаш, Киевский музей рус. иск-ва), портрет-картину "Девочка на фоне персидского ковра" (1886, там же). В поисках большей духовности, монументальности и пластич. выразительности произв. В. обращается к опыту классич. иск-ва. Однако он далёк от стилизации или подражания. В характерной манере В., живописца и рисовальщика, творчески преломились декоративность и обострённая экспрессия византийского и др.-рус. иск-ва, цветовое богатство венецианской живописи. Резкий, ломающийся штрих, сопоставление неск. планов в изображении предмета, расчленение объёма на множество взаимосвязанных пересекающихся граней и плоскостей, широкий мозаичный мазок, лепящий форму, напоминающее витраж горение красок и эмоцион. цветовые сочетания становятся в творчестве В. (окончательно манера В. сложилась в нач. 1890-х гг.) пластич. средствами выражения того тревожного и драматич. восприятия мира, к-рое во многом определяет своеобразие его творчества.

М. А. Врубель. Автопортрет (фрагмент). Уголь, сангина. 1904. Третьяковская галерея. Москва.

В творчестве В. киевского периода впервые проявилось характерное для В. противоречие между мечтой о художеств, преображении мира, о воплощении высокого и прекрасного в человеке в величавых образах монументального иск-ва и бурж. действительностью, к-рая не давала В. возможности средствами своего иск-ва утверждать гуманистич. идеалы (величеств, монументальные замыслы В. не были осуществлены, он выполнял лишь панно для бурж. особняков). С тягой В. к монументальному иск-ву связаны декоративные поиски, к-рые определяют его творчество в 1890-е гг., когда В., переселившись в Москву (в кон. 1889), вошёл в абрамцевский художеств, кружок мецената С. И. Мамонтова (см. Абрамцево). В эти годы В. выполняет панно и станковые произв. ("Венеция", 1893, Рус. музей; "Испания", ок. 1894 и "Гадалка", 1895,- оба в Третьяковской гал.), участвует в оформлении спектаклей (опер Н. А. Римского-Корсакова "Садко", 1897, "Царская невеста", 1899, "Сказка о царе Салтане", 1900,- все в Моск. частной рус. опере С. И. Мамонтова), создаёт эскизы архит. деталей и майоликовой скульптуры для абрамцевской керамич. мастерской ("Египтянка", "Мизгирь", "Купава"-. все 1899-1900, Третьяковская гал.), выступает в роли архитектора (проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской ул. в Москве, 1891) и MaqTepa прикладного иск-ва. В эти же годы В. работает над иллюстрациями к произв. М. Ю. Лермонтова ("Измаил-бей", акварель, белила, тушь, сепия, Третьяковская гал. и Лит. музей, Москва, и "Герой нашего времени", акварель, белила, Третьяковская гал.,- все 1890-91). Гл. темой творчества В. в моcк, период стала тема Демона. В "Демоне" (1890, Третьяковская гал.) и иллюстрациях к одноим. поэ