БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

уничтожить. Войска 3-го Белорус, фронта начали наступление 13 янв. и, сломив упорное сопротивление противника, 18 янв. прорвали вражескую оборону севернее Гумбиннена (ныне Гусев) на фронте 65 км и на глубину 20- 30 км. Войска 2-го Белорус, фронта перешли в наступление 14 янв., после напряжённых боёв прорвали гл. полосу обороны и, развивая стремит, наступление, 26 янв. севернее Эльбинга вышли к Балт. морю. 22-29 янв. на побережье вышли войска 3-го Белорус, фронта. Осн. силы противника (ок. 29 дивизий) были расчленены на изолированные группировки (хейльсбергскую, кёнигсбергскую и земландскую); лишь часть сил 2-й нем. армии успела отойти за Вислу в Померанию. Уничтожение прижатых к морю группировок было возложено на войска 3-го Белорус, фронта, усиленного 4 армиями 2-го Белорус, фронта, остальные силы к-рого приступили к проведению Восточно-Померанской операции 1945. Войска 3-го Белорус, фронта 13 марта возобновили наступление и к 29 марта ликвидировали хейльсбергскую группировку.

ВОСТОЧНО-ПРУССКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1914 г.

ВОСТОЧНО-ПРУССКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1945 г.

В ходе Кёнигсбергской операции 1945 была разгромлена кёнигсбергская группировка, остатки к-рой капитулировали 9 апр. 13-25 апр. был завершён разгром земландской группировки. В В. о. сов. войска проявили исключит, героизм и высокое мастерство, преодолев ряд мощных оборонительных полос, ожесточённо и упорно оборонявшихся сильным противником. Победа в Вост. Пруссии была достигнута в длительных и тяжёлых боях ценой значит, потерь. В итоге В. о. сов. войска заняли всю Вост. Пруссию, ликвидировав форпост герм, империализма на В., и освободили сев. часть Польши. Лит.: История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941 - 1945, т. 5, М., 1963.

ВОСТОЧНО САХАЛИНСКИЕ ГОРЫ, Восточный хребет, горы в вост. части о. Сахалин. Дл. 280 км, шир. до 85 км. В. г. состоят из неск. кулисообразно расположенных горных хребтов. Вдоль оси протягиваются крутосклонные складчато-глыбовые хребты наС.-З.- Набильский (Затымовский) с наибольшей выс. до 1609 м (г. Лопатина), на Ю.-В.-Центральный хр. с выс. до 1125 м (г. Соколова). Горы сильно расчленены продольными и поперечными долинами; на выс. 400, 800 и 1100-1250м сохранились древние выровненные поверхности, в вост. предгорьях-морские террасы. В. г. - антиклинорий, сложенный метаморфич. породами, интрузиями и эффузивами палеозоя и мезозоя. На В. и Ю. развиты мор. отложения (алевролиты и др.) верхнемелового и неогенового возраста. Сейсмичность 6, на В. до 7 баллов. Климат морской муссонный. Зима суровая. Вследствие охлаждающего влияния Охотского м. лето прохладное. Ср. темп-ра янв.-14°С, авг. 14-16°С. Осадков выпадает от 600 до 1000 мм, наибольшее кол-во - летом и в сентябре. Господствует горная елово-пихтовая тайга на буротаёжных неоподзоленных почвах. На вост. склонах - еловая и лиственничная тайга на горноподзолистых почвах. В верхних поясах - каменноберёзовое криволесье, заросли кедрового стланика, на гребнях хребтов - горная тундра. На береговых террасах тайга часто сменяется стлаником и океаническими лугами.

Ю. К. Ефремов.

ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, в совр. границах образована в мае 1961 на базе Красноярской и Вост.-Сиб. ж. д.; управление в г. Иркутске. Пролегает в основном по терр. Красноярского края, Иркутской обл., Бурятской АССР и частично по терр. Кемеровской и Читинской обл. Граничит с Зап.-Сиб. ж. д. (ст. Междуреченск и Мариинск), с Забайкальской ж. д. (ст. Петровский Завод). На юге В. ж. д. подходит к гос. границе СССР с МНР (ст. Наушки). Эксплуатац. длина В. ж. д. в совр. границах (1970) - 5312 км (3,9% протяжённости всей ж.-д. сети СССР). Дорога связывает р-ны Вост. Сибири, Забайкалья и Д. Востока с остальной сетью ж. д. страны. В- ж. д. обслуживает крупные пром. р-ны по добыче жел. руды и угля, нефтепереработке, заготовке и обработке леса, предприятия энергетич. и хим. пром-сти, машино- и станкостроения, цветной металлургии и др. Кроме того, В. ж. д. обслуживает с.-х. р-ны по произ-ву зерна и р-ны развитого животноводства. Наиболее крупные пункты отправления и прибытия грузов: Черемхово, Ададым, Заозёрная, Коршуниха, Китой, Базаиха, Суховская, Енисей, Иркутск, Красноярск, Улан-Удэ, Лена, Братск, Ачинск, Абакан и др.

Основная линия В. ж. д.- Мариинск - Петровский Завод (часть будущей транссибирской магистрали) была построена в 1898-1905. За годы Сов. власти в р-нах Вост. Сибири построены линии: Ачинск - Абакан (1926), соединившая с сетью ж. д. Минусинский угольный басс., Абаканское месторождение руды и р-ны развитого с. х-ва; Заудинский - Наушки (1940), соединившая ж. д. СССР с ж. д. МНР и создавшая выход к гусиноозёрским углям. Построена (1958) крупная ж.-д. линия Тайшет - Братск - Лена, предназначенная для обслуживания Братского энергопром. комплекса, Коршуновского железорудного месторождения и богатых лесозаготовит. р-нов. В 1959 приняты в эксплуатацию линия Абакан - Междуреченск (и далее до Новокузнецка) с ответвлением от Аскиза до Абазы, а в 1965 - одна из крупней ших новостроек семилетки - линия Тайшет - Абакан (647 км), создавшие новый выход из р-нов Вост. Сибири в Кузбасс, Казахстан, Ср. Азию. Линия Ачинск - Маклаково (Абалаково) (1967) обслуживает новые р-ны лесозаготовок. Строятся (1971) ж.-д. линии Решоты - Богучаны и Хребтовая - Усть-Илим. В пунктах Красноярск, Макарьево, Маклаково, Братск, Лена, Улан-Удэ, Иркутск ж. д. взаимодействует с речным транспортом.

ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, схема

По размерам грузовых перевозок В. ж. д. занимает одно из первых мест. В 1969 грузооборот В. ж. д. составил 138 млрд. т*км (5,8% от грузооборота сети). Более 90% грузооборота осваивается электрич., а ок. 10% - тепловозной тягой. В общем объёме грузооборота транзит составляет 15%, ввоз 12%, вывоз 34% и местное сообщение 39%. В числе транзитных грузов наибольший удельный вес имеют чёрные металлы, нефтегрузы, хлебные грузы, продукция лёгкой и пищ. пром-сти, машиностроения, химии. Ввозит В. ж. д. металлы, стройматериалы, нефтепродукты, продукцию машиностроения, лёгкой и пищ. пром-сти и частично хлебные грузы; вывозит лесоматериалы, нефтегрузы, жел. руду, уголь, продукцию лесохимии. В местном сообщении преим. перевозятся строит, грузы, уголь, лесоматериалы, нефтепродукты, продукция с. х-ва. Грузонапряжённость В. ж. д. примерно в 1,5 раза выше среднесетевой.

Общий пассажирооборот В. ж. д. в 1969 составил 7,8 млрд. пассажиро-километров (3% от сетевого), г. С.Райхер.

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ АКАДЕМИИ НАУК СССР, создан в 1949 в Иркутске с целью изучения природных богатств и развития производит, сил Вост. Сибири. Первоначально включал ин-ты геологии, энергетики и химии и секторы биологич. и географо-экономический. В 1950-60 осн. направлениями работы филиала было изучение геологич. строения, закономерностей размещения полезных ископаемых Вост. Сибири; исследование инженерно-геологич. условий в связи с промышленным и транспортным строительством; химико-технологич. изучение углей и сырьевых ресурсов металлургич. и химич. пром-сти; почвенно-ботанич. изучение территорий; комплексное исследование оз. Байкал. С 1957 вошёл в состав Сибирского отделения Академии наук СССР.

В. И. Д.уженков.

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН, один из крупных экономич. р-нов Сов. Союза. Включает Красноярский край с Хакасской АО и с нац. округами: Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским, Иркутскую обл. с Усть-Ордынским Бурятским нац. округом, Читинскую обл. с Агинским Бурятским нац. округом, Бурятскую и Тувинскую АССР. Пл. 4122,8 тыс. км2. Нас. 7464 тыс. чел. (1970), городского - 62%. Большую часть населения составляют русские. В авт. республиках, авт. области и нац. округах значит, часть населения - буряты, тувинцы, хакасы, ненцы, эвенки.

Район расположен в Азиат, части СССР, далеко от гл. экономич. центров страны, граничит с МНР и Китаем и простирается до берегов Сев. Ледовитого океана. Ок. 1/4 терр. находится севернее Полярного округа. Преобладающая часть площади занята Среднесибирским плоскогорьем и горными системами Восточного и Западного Саяна, Прибайкалья и Забайкалья. Климат резко континентальный. Широко распространены многолетнемёрзлые горные породы. Реки принадлежат гл. обр. басс. Енисея, верхней Лены и оз. Байкал. Природные богатства района велики и разнообразны. Он занимает 1-е место в СССР по обеспеченности гидроэнергетич. ресурсами (31% общесоюзных запасов). Геол. запасы угля Канско-Ачинского, Тунгусского, Иркутского, Минусинского и др. бассейнов оцениваются в 3,5 триллиона т (св. 2/5 общих запасов СССР). Важнейшие минеральные ресурсы (кроме угля): золото, никель, кобальт, медь, полиметаллы, олово, вольфрам, молибден, редкие металлы, железные руды, слюда, асбест, графит, флюорит, тальк, магнезит, нефелины, соль. Много минеральных источников и термальных вод, особенно в Забайкалье. Лесные ресурсы (гл. обр. сосна, лиственница, кедровая сосна) составляют 28 млрд. м3 (35% общесоюзных запасов). Район богат пушным зверем (соболь, белка, песец и др.) и рыбой.

В. э. р.- район крупных новостроек, отличается быстрыми темпами пром. развития (с 1940 по 1969 рост в 13,6 раза) и специализируется в общесоюзном разделении труда на произ-ве самых дешёвых в стране электроэнергии и топлива, обеспечивая развитие энергоёмких и теплоёмких производств, добыче ценных видов минерального сырья, лесозаготовках и лесоперерабат. пром-сти. Характерно формирование новых крупных терр.-производственных комплексов: Иркутско-Черемховского, Ачинско-Красноярского, Братско-Тайшетского, Саянского и др. Гл. отрасли пром-сти: энергетич., хим., нефтеперерабат., цветная металлургия (в т. ч. алюминиевая), деревообрабат., целлюлозно-бум., машиностроит., горнодобывающая. Важный сельскохозяйственный р-н на В. страны с развитым животноводством, особенно овцеводством, и зерновым земледелием (произ-во пшеницы).

Электроэнергии в 1969 произведено 64,7 млрд. квт-ч (св. 14% выработки РСФСР). Гл. долю выработки электроэнергии даёт Иркутская энергосистема, объединяющая Братскую и Иркутскую ГЭС и ряд крупных тепловых электростанций. Строится (1971) Усть-Илимская ГЭС мощностью 3600 Мвт (3,6 млн. квт). Красноярская энергосистема объединяет тепловые электростанции, работающие на углях Канско-Ачинского басс, (в т. ч. Назаровская ГРЭС), и крупнейшую Красноярскую ГЭС [мощность 6000 Мвт (6 млн. квт)] на Енисее. Выше по течению, в пределах Западного Саяна, на Енисее строится (1971) Саянская ГЭС (проектная мощность 5300 Мвт, или 5,3 млн. квт). Добыча угля составляет ок. 50 млн. m в год, гл. обр. в Красноярском крае и Иркутской обл.; 3/4 угля добывается открытым способом. Из энергоёмких отраслей важнейшее значение имеет алюминиевая пром-сть. Заканчивается стр-во (1971) Ачинского глинозёмного з-да, к-рый будет работать на местных нефелинах. Осн. предприятия хим. пром-сти сосредоточены в Красноярске, Ангарске, Усолье-Сибирском; производятся пластмассы, азотные удобрения, каустическая сода и др. Начато (1969) стр-во электрохимического комбината в г. Зима. Мощным центром цветной металлургии является Норильский горно-металлургич. комбинат, работающий на богатых месторождениях полиметаллич. руд (Талнахское). Чёрная металлургия представлена передельными з-дами в Петровск-Забайкальском и Красноярске ("Сибэлектросталь"). Жел. руда, добываемая на Коршуновском горнообогатит. комбинате (Иркутская обл.), Абаканском и Тейском рудниках (Хакасия), идёт на металлургические з-ды Кемеровской обл. Из др. отраслей горнодоб. пром-сти важное значение имеют: добыча слюды-мусковита (Мамско-Чуйский район) и её обработка на слюдяных фабриках в Иркутске, Нижнеудинске, Заозёрном; добыча графита (Ногинское и Ботогольское месторождения) и его переработка на Красноярской ф-ке; добыча асбеста в Тув. АССР (Ак-Довурак), талька в Иркутской обл., флюорита в Читинской обл., соли в УсольеСибирском.

Машиностроение специализируется гл. обр. на произ-ве горного, металлургич., хим., подъёмно-трансп. оборудования, металлорежущих станков, радиоприёмников и телевизоров (Иркутск, Красноярск, Чита), судостроении и судоремонте (Красноярск, Улан-Удэ, Листвянка), производстве зерновых комбайнов (Красноярск). Строится (1971) автосборочный з-д (Чита). Из отраслей пищ. пром-сти развиты: мясная, произ-во молочных консервов, рыбная, чаепрессовочная; из отраслей лёгкой пром-сти - текст. (Красноярск, Канск, Улан-Удэ, Чита), швейная, трикотажная, кож.-обувная, валяльно-войлочная. Пром-сть стройматериалов представлена з-дами: цсм. (Красноярск, Ангарск, Каменск), стекольными (Улан-Удэ, Тулун), керамич. изделий и др.

В. э. р. занимает второе место (уступая только Северо-Западу) по объёму лесозаготовок (61 млн. м3 - 18% лесозаготовок РСФСР в 1969). Большая часть леса вывозится в безлесные р-ны страны и идёт на экспорт через порт Игарка. Гл. р-ны лесозаготовок - по прав, притокам Енисея и лев. притокам Ангары, Чулыму, в верховьях Лены, по притокам Байкала и в басс. Селенги. 82% всех лесозаготовок приходится на долю Иркутской обл. и Красноярского края. Строятся (1971) Братский лесопром. комплекс, Новомаклаковский и Маклаково-Чунский лесопильно-деревообр. комбинаты. По размерам лесопиления (ок. 14 млн. м3 в 1969) р-н занимает 2-е место в СССР (после Северо-Запада). Развивается целлюлозно-бум. пром-сть в Красноярске, Братске, Байкальске, в Бурят. АССР. Предприятия лесохим. и гидролизной пром-сти размещаются в Красноярском крае и Иркутской обл.

Земледелие развито гл. обр. в юж. части района. С.-х. угодья (без оленьих пастбищ) занимают 5,2% терр. района. Пл. пашни 9 млн. га, сенокосов 3 млн. га, пастбищ 10,2 млн. га. Почти 2/з посевной площади (5 млн. га) занято зерновыми культурами: сеют пшеницу (67% площади зерновых), овёс и ячмень. Гл. зерновые р-ны - на юге Красноярского края, Иркутской и Читинской обл. Из технич. культур сеют в небольших размерах масличные (Красноярский край), из кормовых - травы и кукурузу на силос.

В животноводстве - к 3. от Байкала преобладает молочно-мясное направление и свиноводство, в Забайкалье и в Тув. АССР - мясо-шёрстное направление. В Красноярском крае и Иркутской обл. сосредоточено 2/3 поголовья коров, 3/4 свиней и 4/5 птицы; в Читинской обл., Бурят, и Тув. АССР- ок. 3/4 поголовья овец всего района. На Ю. Тув. АССР и на Ю. Забайкалья разводят верблюдов и яков. Во всех животноводч. р-нах важную роль играет коневодство. На С. Красноярского края и в горнотаёжных р-нах Забайкалья и Иркутской обл.- оленеводство (св. 200 тыс. голов), а также клеточное звероводство и охотничий промысел.

Протяжённость ж. д. составляет 7,2 тыс. км (1969). По юж. части Вост. Сибири проходит Сиб. магистраль, зап. её часть (до Байкала) электрифицирована. От Сиб. магистрали идут ответвления на Ю.: Ачинск - Абакан, Улан-Удэ - Наушки, Карымская - Забайкальск и на С.: Тайшет - Лена, Ачинск - Абаяаково, строятся дороги: Решоты - Богучаны и Хребтовая - Усть-Илим. Завершено стр-во вост. электрифицированного участка Южно-Сибирской магистрали Новокузнецк - Абакан - Тайшет. Проложен нефтепровод от Туймазы до Ангарска. Речной транспорт наиболее развит по Енисею, Ангаре, Лене и оз. Байкал. Через устье Енисея В. э. р. связан с Сев. морским путём; важные порты: Диксон, Дудинка, Игарка, речные порты: Осетрово, Красноярск, Иркутск. Большое значение имеет автомоб. транспорт, особенно для связей с Тув. АССР (дорога Абакан - Кызыл), верховьями Лены (Иркутск - Качуг), сев. р-нами МНР (Иркутск - Култук -граница с МНР). Широко развит возд. транспорт, междупар. аэропорт - Иркутск.

Осн. предметы вывоза: лес и лесоматериалы, целлюлоза, жел. руда, медь и никель, концентраты цветных и редких металлов, слюда, графит, асбест, тальк, флюорит, соль, продукция нефтеперерабатывающей и хим. пром-сти, самоходные комбайны, станки, металлургич. и горнообогатит. оборудование. Ввозят гл. обр. нефть, металлы, оборудование, предметы нар. потребления и продовольствие.

Лит.: Восточная Сибирь, М., 1963; Тарасов Г. Л., Восточная Сибирь, М., 1964; Кротов В. А., Экономико-географические проблемы Восточной Сибири, в кн.: Сибирский географический сборник, в. 4, М. -Л., 1965; Российская Федерация. Восточная Сибирь, М., 1969 (серия "Советский Союз"). В. А. Кротов.

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЕ МОРЕ, окраинное море Сев. Ледовитого ок. у сев.-вост. берегов Азии, между Новосибирскими о-вами и о. Врангеля. На 3. граничит с м. Лаптевых, соединяясь с ним прол. Дмитрия Лаптева, Этерикан, Санникова и севернее о. Котельный, на В.- с Чукотским м., с к-рым соединяется прол. Лонга и севернее о. Врангеля. Сев. граница проходит примерно по изобате 200 м. Площадь моря в этих пределах составляет 936 тыс. км2. Объём воды 42 тыс. км3. Ср. глуб. 45л, наибольшая -155 м. Береговая линия изрезана относительно слабо. Образует заливы: Чаунская губа, Колымский зал., Омуляхская и Хромская губы. В море располагаются неск. островных групп: о-ва Новосибирские (по границе с м. Лаптевых), Медвежьи, о-ва Айон и Шалаурова. Нек-рые острова целиком сложены из ископаемого льда и песка и подвергаются интенсивному разрушению. В В. м. впадают крупные реки: Колыма, Алазея, Индигирка, Хрома. Побережье зап. части моря (от Новосибирских о-вов до р. Колыма) низменное, восточной (от р. Колыма до прол. Лонга) - гористое, местами обрывистое.

В. м. расположено в пределах шельфа. 72% площади его дна занимают глубины менее 50 м. Ложе имеет выровненный рельеф и полого понижается на С. В формировании рельефа большую роль играет наличие многолетнемёрзлых толщ и ископаемых льдов, а также термич. денудация и связанное с нею выравнивание поверхности. Для юж. части характерны небольшие желоба - затопленные участки русел рек доледникового и ледникового времени и депрессии тектонич. происхождения. Донные отложения - серый ил, у берегов - ил с песком.

Климат арктический. Ср. темп-pa воздуха летом от 0 до 2°С на С., до 4°С на Ю.; зимой достигает -28°С, -30°С. Осадков 100-200 мм в год. Материковый сток в В. м. составляет в ср. 250 км3в год (90% летом) и образует слой воды, равный 265 мм. Площадь распреснённых вод (солёность менее 25°/оо) равна340 тыс. км2, т. е. более 36% общей площади моря. Под влиянием речных вод солёность воды на Ю. изменяется от 5-10°/оо До 18-20°/00. На С. её величина ок. 30°/00. Темп-pa воды летом близ устьев рек от 4 до 8°С, в открытом море быстро уменьшается до О