БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ушных винтов, М., 1969 (Материалы к истории ЦАГИ).

Б. П. Бляхман.

ВОЗДУШНЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ, электрический выключатель, в к-ром замыкание и размыкание контактов, а также гашение электрич. дуги производятся сжатым воздухом. Давление сжатого воздуха в В. в. колеблется в пределах 0,4 до 6 Мн/м2 (от 4 до 60 am); наиболее распространённое давление 1,6-4 Мн/м2 (16-40 am). В. в. конструктивно состоит из 3 осн. элементов: резервуара с запасом сжатого воздуха, дугогасителъного устройства и электропневматич. привода.

В В. в. на напряжения до 35 кв, а также в В. в. более ранних конструкций на напряжения НО кв и выше дугогасит. устройство расположено вне резервуара со сжатым воздухом и соединяется с ним изолированным воздухопроводом. Принципиальная схема такого В. в. показана на рис. 1. При отключении электромагнит 3 через систему пневматич. устройств открывает дутьевой клапан 2 для подвода сжатого воздуха из резервуара 1 по воздухопроводу 4 в дугогасит. камеру 5. Сжатый воздух, воздействуя на поршни 6 контактов 7, отжимает их от неподвижных контактов 8 (как это условно показано на верхнем разрыве). При размыкании контактов 7 и 8 образуется дуга, к-рая гасится потоком сжатого воздуха, устремляющегося из камеры у через отверстия (сопла) контактов 7 и 8 в газоотводные каналы 9, сообщающиеся с атмосферой. С небольшой задержкой по времени сжатый воздух поступает в цилиндр пневматич. привода 10 и, воздействуя на поршень 11, размыкает контакты 12 и 13 отделителя, когда дуга уже погашена. После этого клапан 2 прекращает поступление сжатого воздуха, а контакты 7 и 8 замыкаются. При включении электромагнит 16 открывает клапан 15, сжатый воздух через изоляционный воздухопровод 14 поступает в цилиндр 10 и, воздействуя на поршень 11, замыкает контакты отделителя.


Рис. 1. Принципиальная схема воздушного выключателя на напряжение до 35 кв: 1 - резервуар со сжатым воздухом; 2 - дутьевой клапан; 3 - электромагнит; 4 - воздухопровод; 5 - дугогасительная камера; 6 - поршень; 7,8 - контакты; 9 - отводные каналы; 10 - цилиндр; 11 - поршень: 12, 13- контакты отделителя; 14 - воздухопровод; 15 - клапан; 16 - электромагнит.

Совр. В. в. снабжают закрытым отделителем, контакты к-рого расположены в изоляционной оболочке, при отключении заполняемой сжатым воздухом (рис. 2). С воздухонаполненными отделителями изготавливают В. в. на напряжение 110 кв и выше (до 750 кв).

В В. в. на напряжение свыше 35 кв дугогасит. устройство и его контакты размещаются непосредственно в резервуаре со сжатым воздухом (рис. 3), к-рый создаёт необходимую электрич. прочность между разомкнутыми контактами. При размыкании подвижных контактов 6 с неподвижными 7 между ними возникает дуга.


Рис. 2. Воздушный выключатель с закрытым отделителем на напряжение свыше 110 кв: а - принципиальная схема воздушного выключателя; б - схема гашения дуги: 1 - дугогасительная камера; 2 - цилиндр привода; 3 - подвижный контакт; 4 - неподвижный контакт: 5 - колпачок: 6 - отверстия в колпачке; 7 - поршень.



Рис. 3. Принципиальная схема воздушного выключателя с закрытым отделителем: 1 - электромагнит включения; 2 - клапан подачи сжатого воздуха; 3 - электромагнит выключения; 4 - изоляционная штанга; 5 - пружина; 6 - подвижные контакты; 7 - неподвижные контакты; 8 - дугоприёмные электроды; 9 - сопло; 10 -- клапан выпуска; 11 - резервуар; 12 - газоотводный канал.

Одновременно открывается клапан 10 и сжатый воздух через сопла 9 и газоотводный канал 12 выходит из резервуара 11. Дуга потоком сжатого воздуха сдувается на дугоприёмные электроды 8 и гаснет. Клапан 10 закрывается и прекращает выход сжатого воздуха в атмосферу.

В одном резервуаре обычно расположены 2 последоват. разрыва, образующих в совокупности т. и. модульный дугогасящий элемент (модуль). В зависимости от конструкции и давления сжатого воздуха одним модулем можно отключать цепи при напряжениях от 110 до 250 кв. Выключатели на большие напряжения состоят из неск. последовательно соединённых и одновременно действующих модулей. Для равномерного распределения напряжения между разрывами в отключённом положении модули шунтируют конденсаторами.

Осн. преимущества В. в.- их пожаро- и взрывобезопасность, быстродействие при включении и отключении и относит, простота конструкции. Недостаток В. в.- наличие устройств для произ-ва и хранения запасов сжатого воздуха. В СССР освоено произ-во В. в. на напряжение до 750 кв, к-рые используются обычно на мощных электрич. станциях и подстанциях.

Лит.: Ц е и р о в Е. М., Воздушные выключатели высокого напряжения, М.- Л., 1957; Состояние и развитие выключающей аппаратуры переменного тока высокого напряжения, М., 1960; Афанасьев В. В., Воздушные выключатели, М.- Л., 1964; Пузырийский Г. С., Воздушные выключатели высокого напряжения, в кн.: Итоги науки и техники. Электрические машины и аппараты, М., 1966.

А. М. Бронштейн.

ВОЗДУШНЫЙ ГАЗ, продукт газификации теплив, получается в газогенераторах при взаимодействии раскалённого топлива с воздухом.

ВОЗДУШНЫЙ ДЕСАНТ, войска (соединение, часть, подразделение), переброшенные по воздуху в тыл противника для ведения боевых действий. В. д. в зависимости от поставленных боевых задач, боевого состава и глубины выброски может быть тактическим, оперативным или стратегическим. В качестве тактич. В. д. используются обычно мотострелк. подразделения и части, высаживаемые в тыл противника из вертолётов для содействия наступающим войскам в прорыве обороны, уничтожении тактич. ядерного оружия, пунктов управления, захвате и удержании мостов, переправ и выполнении др. задач. Оперативные и стратегич. В. д. состоят из воздушно десантных соединений и частей, иногда в их состав включаются мотострелк. войска. Они высаживаются в глубокий тыл противника для овладения важными воен.-экономич. районами, дезорганизации гос. и воен. управления, уничтожения средств ядерного нападения и важнейших воен. объектов (см. Воздуимодесантная операция).

По способам высадки В. д. подразделяются на парашютные, посадочные и комбинированные (парашютно-посадочные). В парашютном десанте весь личный состав, боевая техника, вооружение и материальные средства выбрасываются на парашютах и многокупольных парашютных системах. Десант может быть выброшен в любом месте днём или ночью, непосредственно на объект или вблизи него. Десантники могут вести огонь по противнику, находясь в воздухе. Посадочный десант высаживается из самолётов, совершающих посадку на захваченные аэродромы или посадочные площадки в тылу противника. В комбинированном десанте личный состав и лёгкое вооружение десантируются на парашютах, а тяжёлая боевая техника и её расчёты (экипажи) высаживаются из самолётов на захваченные парашютистами аэродромы. Я. П. Самойленко.

ВОЗДУШНЫЙ ДУШ, устройство в системе местной приточной вентиляции, обеспечивающее подачу сосредоточенного потока воздуха, создающего в зоне непосредственного воздействия этого потока на человека условия возд. среды, соответствующие гигиенич. требованиям (в отношении темп-ры, влажности, подвижности воздуха и концентрации в нём вредных веществ). Подаваемый В. д. воздух, как правило, подвергают очистке и термовлажностной обработке и выпускают через патрубки, снабжённые устройствами для регулирования направления возд. потока. В. д. применяются на фиксированных рабочих местах или в местах отдыха и особенно эффективны в производств, помещениях (рис.), где работающие находятся под воздействием высокой темп-ры и лучистой энергии (у плавильных и нагреват. печей, при разливке металла и т. п.). Установки для В. д. бывают стационарные и передвижные.




ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС СССР, единый законодательный акт, содержащий в систематич. изложении нормы права, регулирующие обществ, отношения, связанные с использованием возд. пространства СССР и определяющие порядок деятельности гражд. авиации и гражд. воздухоплавания. В. к. СССР принят в 1961 (введён в действие с 1 янв. 1962; "Ведомости Верховного Совета СССР", 1961, № 52, ст. 538). Он устанавливает, что Союзу ССР принадлежит полный и исключит, суверенитет над возд. пространством Сов. гос-ва, т. е. всем пространством над сухопутной и водной терр. СССР. В. к. СССР регламентирует порядок регистрации и учёта возд. судов, права и обязанности их экипажей, порядок организации, регистрации и эксплуатации аэродромов и аэропортов, полётов возд. судов в возд. пространстве СССР, а также междунар. полёты в возд. пространстве СССР; определяет порядок осуществления междунар. возд. перевозок пассажиров, багажа и грузов, применение гражд. авиации и гражд. воздухоплавания в отраслях нар. х-ва СССР; регулирует порядок выдачи разрешений Мин-вом гражд. авиации СССР на стр-во и эксплуатацию аэродромов, порядок согласования с этим министерством стр-ва зданий и сооружений, высоковольтных линий электропередач, линий связи и других сооружений на расстоянии от 10 до 30 км, а сооружений выc. 200 м и более - до 75 км от границ аэродромов. Большое значение для охраны аэродромов и аэропортов, безопасности полётов, обществ, порядка, соблюдения противопожарных правил и т. д. имеют правовые нормы В. к. СССР, устанавливающие адм. ответственность за нарушение соответствующих правил.

ВОЗДУШНЫЙ НАСОС, встречающееся в лит-ре назв. созвездия Насос.

ВОЗДУШНЫЙ ОАЗИС, устройство в системе местной приточной вентиляции, создающее в огранич. пространстве производств, помещения улучшенные (по сравнению с остальной частью помещения ) условия возд. среды. Представляет собой выделенную перегородками (выс. ок. 2 м), открытую сверху часть помещения, в к-рую через сеть воздуховодов нагнетается наружный воздух, прошедший, как правило, очистку и тепловлажностную обработку (рис.). Воздух всегда подаётся в В. о. более низкой темп-ры, чем темп-ра в общем помещении. В. о. обычно устраивается у постов управления в машинных залах тепловых электростанций и др.



ВОЗДУШНЫЙ РЕЖИМ ПОЧВЫ, воздушный баланс, характеризующий периодич. изменения количества и состава воздуха в почве. Имеет большое значение для деятельности почвенных микроорганизмов, роста и развития растений. См. Почва.

ВОЗДУШНЫЙ ТЕРМОМЕТР, то же, что газовый термометр.

ВОЗДУШНЫЙ ТОРМОЗ, действует от сжатого или разрежённого воздуха; служит для замедления или остановки движущегося поезда, трамвая, самолёта (при приземлении), автомобиля и др. движущихся машин и механизмов. См. Тормоз.

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ, один из видов транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров, почты и грузов возд. путём. Гл. его преимущество - обеспечение значит, экономии времени за счёт высокой скорости полёта. В. т. возник в гос-вах Европы и Америки после 1-й мировой войны 1914-18. Во Франции и Германии, напр., как вид транспорта стал развиваться с 1920-21. В СССР первая возд. линия открыта в 1923 [Москва- Н. Новгород (ныне г. Горький)]. В 1970 В. т. СССР связывал более 3500 городов и насел, пунктов. Одна из таких линий (Москва - Хабаровск - Владивосток) вместе с ответвлениями охватывает р-ны Урала, Зап. и Вост. Сибири, Крайнего Севера, Якут. АССР, Д. Востока (включая Курильские о-ва, о. Сахалин и Камчатку). Подобные магистрали, идущие от Москвы и нек-рых других центров страны во всех направлениях, т. н. союзные авиалинии, связаны между собой. Кроме союзных, в СССР действует св. 2 тыс. т. н. местных авиалиний (см. Воздушная линия). Ежегодно открывается 30-40 новых линий. Москва - один из крупнейших междунар. узлов, прямыми авиалиниями связана почти с 200 городами. Крупными узлами В. т. являются столицы союзных республик, а также Ленинград, Новосибирск, Свердловск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Омск и мн. др. Общая сеть внутр. возд. линий СССР в 1940 составляла 144 тыс. км, в 1950-300 тыс., в 1960-360 тыс., а к 1970 она составила ок. 600 тыс. км. По этим линиям гражданской авиацией СССР (Аэрофлотом) в 1940 было перевезено 400тыс.чел.,в 1950-1,6млн. чел., в 1960- 16 млн., в 1969 - 68 млн. чел. Аэрофлот стал крупнейшей авиакомпанией мира.

Увеличились число и протяжённость междунар. возд. линий. В 1958 трансп. самолёты СССР совершали полёты в 16, а в 1970 в 60 стран Европы, Азии, Африки, Америки. Осн. междунар. порт В. т. СССР - Шереметьевский аэропорт Москвы; междунар. авиаперевозки осуществляют Ленинградский, Киевский, Иркутский, Одесский, Ташкентский, Хабаровский и др. аэропорты. (Карту см. на вклейке к стр. 121.)

Развитие В. т. в СССР ускорилось со 2-й пол. 50-х гг. благодаря использованию многоместных реактивных самолётов Ту-104, Ту-114, Ил-18, Ан-10. С созданием реактивных самолётов Ту-124 и Ан-24 (2-я пол. 60-х гг.) началась замена поршневых машин (Ил-12, Ил-14, Ан-2) и на местных авиалиниях. К 1969 В. т. на союзных и местных возд. линиях по пассажирообороту (а также в междунар. сообщении) занял 2-е место (после ж. д.), а на отд. направлениях (в т. ч. Д. Восток, Ср. Азия, Север) становится основным. В. т. пополнился (1969-70) новыми самолётами Ил-62, Ту-134, Ту-154 для эксплуатации на союзных и междунар. авиалиниях; Як-40 и Бе-30 на местных возд. линиях. В дополнение к пасс, вертолётам Ми-4, Ми-6 появились машины с реактивной тягой - Ми-8, Ми-10 и др. С 70-х гг. входят в эксплуатацию пасс, самолёты типа Ту-144, имеющие сверхзвуковую скорость до 2500 км/ч при наличии на борту 120 и более кресел. В управление движением самолётов, в коммерч. и технич. деятельность предприятий, агентств, аэропортов широко внедряются автоматика и счётно-решающая техника. Объём перевозочной работы В. т. СССР составлял в 1965 20%, а в 1969 более 25% мировых авиаперевозок. Доля В. т. СССР в грузообороте страны сравнительно невелика (в 1969-0, 055% , или 1,95 млрд. т -км). Но в общем пассажирообороте СССР на долю В. т. приходилось ок. 14% (1969), против 10% (1965). В 1971-75 перевозки пассажиров В. т. возрастут примерно на 70%, что приведёт к дальнейшему повышению его удельного веса в общем пассажирообороте страны.

В ноябре 1970 СССР вступил в Междунар. орг-цию гражд. авиации (ИКАО). Сотрудничает с авиакомпаниями и об-вами социалистич. стран: болг. "ТАБСО", венг. "МАЛЕВ", польск. "ЛОТ", чеш. "ЧСА" и др. Социалистич. и нек-рые др. страны Европы эксплуатируют сов. самолёты Ил-18, Ан-24, Ту-134 и др.

В капиталистич. странах В. т. представлен смешанными гос.-частными, а также частновладельч. компаниями, конкурирующими между собой и с компаниями др. видов транспорта. В. т. США находится в руках 12 осн. авиакомпаний, тесно связанных с крупнейшими промышленными монополиями и банками. Ведущие авиакомпании США, Великобритании, Франции и др. стран эксплуатируют преим. междунар. авиалинии. В Великобритании решающее значение имеют 2 связанные между собой авиакомпании-"Бритиш оверсиз эруэйс" (Брит, заморские авиалинии - "БОАК") и "Бритиш юропиен эруэйс" (Брит. европ. авиалинии - "БЕА"). "БЕА" выполняет рейсы в 27 европ. стран; "БОАК" осуществляет возд. связь со странами др. континентов. Во Франции ведущая авиакомпания по междунар. авиаперевозкам - "Эр Франс", в Нидерландах - "КЛМ", в Бельгии - "САБЕНА", в ФРГ - "Люфтганза", в Италии - "Алиталия", в Канаде - "Эр Канада", в Индии-"Эр Индия". Наиболее крупной в капиталистич. мире по междунар. авиаперевозкам является гос. авиакомпания "Панамерикан эрлайнс" (США). Входящие в ИКАО 119 гос-в (без СССР) перевезли (1969) на регулярных возд. линиях 290 млн. пассажиров, в т. ч. авиакомпании США - 160,8 млн. чел., Великобритании - 15,0, Японии - 12,1, Франции - 8,1, Италии - 5,8 млн. чел. В. т. используется капиталистич. странами как средство давления на развивающиеся страны. Лидером в борьбе за господство в мировом капиталистич. В. т. являются авиакомпании США.

Лит.: Гражданская авиация СССР. 1917 - 1967, М., 1968. В. Н. Шапошников.

ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР, служит для очистки от пыли (обработки) воздуха, подаваемого в помещения системами вентиляции и кондиционирования или используемого в технологических процессах (напр., при получении кислорода), в газовых турбинах, в двигателях внутр. сгорания и др. По эффективности действия (фильтрующей способности) В. ф. подразделяются на 3 класса. Фильтры 1-го класса практически полностью улавливают пыль всех размеров ("абсолютные" фильтры), 2-го класса эффективно улавливают пыль > 1 мкм; 3-го класса > 10 мкм. Существует много разновидностей В. ф., отличающихся конструкцией фильтрующего устройства и применяемыми материалами. Распространены волокнистые, масляные и губчатые В. ф., в к-рых улавливание пыли происходит прп контакте её с поверхностями пор фильтрующего материала (слоя).

В волокнистых фильтрах пористые фильтрующие слои различной плотности образуются из волокон, обычно связанных склеивающими веществами. В волокнистом рулонном В. ф. (рис.) рулоны фильтрующего материала устанавливают на катушки в верхней части фильтра и по мере запыления перематывают на нижние катушки. Использованные материалы выбрасываются; в отд. случаях возможна их промывка или очистка пневматически. В масляных фильтрах фильтрующий слой состоит из металлич. сеток, перфорированных пластинок, колец и т. п., смоченных минеральным маслом; они могут быть ячейковыми или самоочищающимися. В последних фильтрующий слой представляет собой непрерывно движущуюся сетчатую ленту, очищаемую от пыли в масляной ванне. Вгубчатых фильтрах фильтрующий слой состоит из губчатого пенополиуретана, резины и пр. Для повышения фильтрующей способности эти материалы подвергают обработке, способствующей раскрытию пор; фильтрующий слой регенерируется промывкой или пневматически. Применяются также электрич. (электростатич.) фильтры, •обычно двухзональные: в первой (ионизационной) зоне пылинки получают заряд в результате столкновений с возд. ионами, потоки к-рых образуются при помощи проволочных коронирующих электродов; во второй (осадительной) зоне заряженные пылинки осаждаются под действием кулоновых электрич. сил на пластинчатых электродах. Пыль удаляется периодич. промывкой.

Лит.: Фукс Н. А., Механика аэрозолей, М., 1955. А. И. Пирумов.


Волокнистый рулонный фильтр: 1 - катушки с чистым фильтрующим материалом; 2- рабочее сечение фильтра; 3- катушки с запылённым фильтрующим материалом; 4 - редукторный привод для перемотки фильтрующего материала.

ВОЗДУШНЫЙ ШАР, устар. название свободного аэростата. Первые аэро