БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

- прямоугольные столбовые дома. Орудия - кам. топоры колодкообразной формы, мотыги и тёсла из оленьего рога; орудия из обсидиана и мелкие предметы из меди. Керамика тонкая, серая и чёрная, лощёная, с углублённым орнаментом в виде ленты, образующей спиральные и меандровые узоры. Интересны антропоморфные и зооморфные сосуды и статуэтки. Население занималось земледелием, скотоводством и рыболовством. Культура В. сменила культуру Старчево.

Винча: 1- грушевидный сосуд; 2-лицевая крышка.

Лит.: В а с u h М., Преисториска Винча, т. 1 - 4, Beograd, 1932 - 36; М i 1 о j С i с V., KoroS - StarCevo - VinCa, в кн.: Reinecke - Festschrift..., Mainz, 1950; G a r a s an i n M. V., Hronologija vinc"anske grupe, Ljubljana, 1951. В.

С. Титов.

ВИНЧЕВСКИЙ (Wintschewsky) Мориц (псевд.; наст, имя и фам. Бенцион Н овахович) [9(21 ).8.1856, м. Янов Ковенской губ., ныне Литов. ССР, - 18.3. 1932, Нью-Йорк], еврейский пролет, поэт. В 1877 вступил в ряды нем. с.-д. партии. В 1884 организовал в Лондоне первую евр. социалистическую газ. "Дос пойлише идл" ("Польский еврей"). В 1894 переехал в Нью-Йорк; с 1897 участвовал в издании с.-д. газ. "Форвертс" ("Вперёд"). В 1921 вступил в Коммунистич. партию США. Первые стихи, рассказы, статьи проникнуты социалистич. идеями. В 1879 опубликовал (на идиш) ряд статей против евр. просветительства (Гаскалы). В 1920 вышли два тома его публицистическо-сатирич. прозы: "Мысли сумасшедшего философа", а также том, содержавший драмы "Последний набор", "Мнимая свадьба" и др. В 1924 приезжал в СССР, где в том же году издан сб. его стихов "Песни борьбы".

Соч.: Гезамлте верк, т. 1 -10, Нью-Йорк, 1927 - 28; Эринерунген, М.. 1926 (на идиш). Ш. М. Гордон.

ВИНЧЕСТЕР (Winchester), город в Великобритании; см. Уинчестер.

ВИНЬ (Vinh), город в ДРВ. Адм. центр провинции Нгеан. Ок. 44 тыс. жит. Трансп. пункт и пром. центр. Деревообр., пищ. предприятия; механич. мастерские. Близ В.- каботажный мор. порт Бентхюй.

ВИНЬЕ (Vinje) Осмунн Улафсен (6.4. 1818, Телемарк,-30.7.1870, Хаделанн), норвежский поэт и журналист. После Революции 1848 примкнул к рабочему движению. С 1858 издавал журн. "Делен" ("Dоlen") на лансмоле (см. Норвежский язык), где с демократич. позиций трактовались вопросы философии, лит-ры, политики и экономики. В кн. "Воспоминания о путешествии летом 1860 г." (1861) лирич. раздумья перемежаются с реалистич. картинами сел. жизни. Романтич. поэма "Большой парень" (1866) навеяна нар. поэзией. Автор антиправительств, стих. "Моя конторка" (1870). Мн. стихи В. положены на музыку Э. Григом, 3. Альнесом и др.

Соч.: Diktsamling, Kbh., 1864; Lyriske dikt, Oslo, 1910.

Лит.: A a s e n I., A. Vinje, в его кн.: Skrifter i saraling, bd 2, [Oslo], 1912; S a r s J. E., A. O. Vinje, в его кн.: Samlede vaerker, bd 4, [Oslo], 1912; Skard S. A., O. Vinje og antikken, Oslo, 1938; Jensen J. M., A. Vinje, в его кн.: Norske profiler, Oslo, 1944.

ВИНЬЕТИРОВАНИЕ, частичное затемнение пучка лучей, вступающего в оптич. систему, происходящее вследствие его ограничения диафрагмами прибора. В. приводит к постепенному падению освещённости изображения при переходе от центра к краю поля зрения. В. полностью отсутствует только при совпадении плоскости входного люка с плоскостью предмета (соответственно, плоскости выходного люка с плоскостью изображения); при этом изображение резко ограниченно. Существует и иной вид В., вызванный в зеркальных и зеркально-линзовых системах наличием 2-го отражат. элемента, препятствующего распространению центр, лучей.

В. играет существенную роль в фотографич. объективах. Обычно оно не превышает 30-40% , но в широкоугольных объективах может достигать 50-60%, в результате чего фотопластинка на краях оказывается недоэкспонированной. С возможностью В. необходимо считаться в спектральном анализе, напр, в случае, когда должна быть обеспечена равномерная освещённость по всей высоте изображения щели спектрографа.

Лит.: Т у д о р о в с к и и А. И., Теория оптических приборов, ч. 1, М.- Л., 1948; Мандельштам С. Л., Введение в спектральный анализ, М.- Л.. 1946.

ВИНЬИ (Vigny) Альфред Виктор де (27.3.1797, Лош, деп. Эндр и Луара,- 17.9.1863, Париж), граф, французский писатель. В 1814-27 служил в королевской армии. В 1822 вышел первый сб. В. "Поэмы". В историч. романе "Сен-Мар" (т. 1-2, 1826, рус. пер. 1829-30) он идеализирует дворянскую молодёжь 17 в. с позиций воинствующего аристократизма. Историч. драма "Жена маршала д'Анкра" (1831) рисует эпоху феод, смуты во Франции после смерти Генриха IV. В психологич. драме "Чаттертон" (1835, рус. пер. 1836), написанной на основе эпизода из романа В. "Стелло, или Голубые бесы" (1832, рус. пер. 1835), В. показывает трагич. положение поэта в бурж. обществе. Воспоминания о воен. службе составляют кн. "Неволя и величие солдата" (1835, рус. пер. 1915, 1968). Посмертно опубл. сб. "Судьбы" (1863) и "Дневник поэта" (1867).

Не приемля бурж. отношений, но видя упадок дворянства, В. не питал иллюзий реакц. романтиков относительно восстановления старого порядка. Отсюда мрачный пессимизм его творчества, образ страдающей личности, одиноко возвышающейся над "толпой" (поэма "Смерть волка", 1843). В поздних стихах (сб. "Судьбы") В. отчасти отходит от своей безысходной философии и выражает веру в прогресс. Поэзия В., оказавшая влияние на парнасцев (см. "Парнас"), отличается строгостью формы; мысль преобладает в ней над чувством. По форме стиха В. близок к классицизму. Богоборч. мотивы поэзии В. также отделяют его от реакц. романтиков. Портрет стр. 88.

Соч.: CEuvres completes, v. 1 - 12, P., 1913 - 14; CEuvres completes. Pref. de P. Viallaneix, P., 1965; Poemes, P., 1966; в рус. пер.- [Стихотворения], в кн.: французские лирики XIX века. Пер. в стихах н биобиблиографические примечания В. Брюсова, СПБ, [1909]; Чаттертон, Л.- М., 1957.

Лит.: Обломивский Д. Д., Французский романтизм, М., 1947; История французской литературы, т. 2, М., 1956; Э т к и н д Е., Семинарий по французской стилистике, 2 изд., т. 2, М.- Л., 1964; France А., Alfred de Vigny. Etude, CEuvres completes, v. 1, P.. 1925; Lauvriere E., Alfred de Vigny. Sa vie et son ceuvre, v. 1 - 2, P.. 1945; Vialianeix P., Vigny par lui-meme, [P.. 1964]; Eigeldinger M., A. de Vigny, [P., 1965]; Doo little J., A. de Vigny, N. Y., [1967]. M. Н. Черневич.

ВИНЬКОВЦЫ, посёлок гор. типа, центр Виньковецкого р-на Хмельницкой обл. УССР, в 45 км от ж.-д. ст. Дунаевцы. 8,5 тыс. жит. (1969). Маслосыродельный, консервный, кирпичный з-ды.

ВИНЬОЛА (Vignola) (наст. фам. Бароцци, Barozzi) Джакомо да (1.10.1507, Виньола.Эмилия-Романья,-7.7.1573,Рим), итальянский архитектор. Представитель Позднего Возрождения. В. учился в Риме с 1534 у Б. Пкруцци и А. да Сангалло Младшего, работал в Риме, во Франции (1541-43) и в Болонье (1543-46). Крупный теоретик, автор классич. трактата "Правило пяти ордеров архитектуры" (1562, рус. пер. 1939). В своём творчестве В. стремился к торжеств, монументальности облика зданий, к развитию пространств, композиции в глубину, к обогащению традиц. схем планировки дворца, виллы, церкви. В. построил первую овальную в плане церковь Сант-Андреа па Виа Фламиниа в Риме (1555), окончил мощный 5-гранный в плане дворец Фарнезе в Капрароле, близ Витербо (1558-73), создав посредине величеств, круглый двор. Образцом для мн. храмов барокко послужила гл. церковь иезуитского ордена Иль Джезу в Риме (1568-84), где подчёркнуто значение гл. нефа и ярко освещённого средокрестия, а ярусы фасада (осуществлён с изменениями в 1575 Дж. делла Порта) композиционно связаны волютами и фронтонами. Цельность пространств, организации отличает и построенную В. виллу Юлия III в Риме (1550-55) с её осевой композицией, эффектными полукружиями дворового фасада и лестниц углублённого в землю среднего двора, служащего центром ансамбля.

В и н ь о л а. Дворец Фарнезе в Капрароле. Окончен в 1573. Аксонометрия.

Лит.: Всеобщая история архитектуры, т. 5, М., 1967, с. 230 - 38; Casotti M. W., II Vignola, v. 1 - 2, Trieste, 1960.

ВИНЬЯ-ДЕЛЬ-МАР (Vina del Mar), город в Чили. 145,7 тыс. жит. (1968). Образует агломерацию с Вальпараисо. Ж.-д. ст. Порт на Тихом ок. Пром. центр: химич., текст, и пищ. пром-сть. Вблизи нефтсперераб. з-д, нефтехранилище и нефт. гавань. Мор. курорт.

ВИОЛА-БАСТАРДА (итал. yiolabastarda, англ, lyra viol), старинный смычковый инструмент из группы виол (см. Виолы), Имел 6 игровых струн, настраивавшихся по-разному; иногда снабжался и резонансовыми струнами. В 16- 17 вв. был распространён в Англии, встречался и в Италии.

ВИОЛЛЕ-ЛЕ-ДЮК (Viollet-le-Duc) Эжен Эмманюэль (27.1. 1814, Париж,-17.9. 1879, Лозанна, Швейцария), французский архитектор, историк и теоретик архитектуры. Реставрировал ряд франц. готич. соборов (в т. ч. Собор Парижской богоматери, с 1845, совм. с Ж. Б. Лассю), укрепления Каркассонна, замок Пьерфон и др. В историко-теоретич. трудах ("Толковый словарь французской архитектуры", 10 тт., 1854-68; "Беседы об архитектуре", 2 тт., 1858-72, рус. пер. 1937-38; "Русское искусство", 1877, рус. пер. 1879) В. стремился выявить общие закономерности архитектуры (в т. ч. обусловленность формы конструкцией), своеобразие её нац. школ, природу ср.-век. иск-ва, конструктивные достижения готического зодчества, изучение к-рых стимулировало развитие каркасных конструкций.

Лит.: Gout P., Viollet-le-Duc, P., 1914.

ВИОЛОНЧЕЛЬ (итал. violoncello, уменьшит, от violone - контрабас), смычковый муз. инструмент скрипичного семейства басо-тенорового регистра. 4 струны настраиваются по квинтам (до и соль большой октавы, ре малой, ля первой). Применяется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент. В. появилась в конце 15 - нач. 16 вв. в результате развития нар. смычковых инструментов. Классич. образцы В. были созданы итал. мастерами 17-18 вв. А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари. Большими достоинствами отличаются В. рус. мастера И. А. Батова, сов. мастеров Е. Ф. Витачека и Т. Ф. Подгорного. В 17-18 вв. В. вытеснила бытовавшую в аристократич. кругах виолу да гамба (см. Виолы), что было обусловлено её богатыми выразит, и технич. возможностями, более полным и ярким звуком, по тембру приближающимся к человеческому голосу. Концерты, сонаты и сюиты для В. написали И. С. Бах, И. Гайдн, Л. Боккерини, Л. Бетховен, Ф. Мендельсон, Ф. Шопен, Э. Григ, И. Брамс, Р.Шуман, К. Сен-Сане, Э. Лало, А. Дворжак и др.; среди авторов произведений для В.- П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, Д. Б. Кабалевский, Т. Н. Хренников и др. В числе крупнейших зарубежных виолончелистов - Л. Боккерини, Ж. Л. Дюпор, Б. Ромберг, Ф. Серве, П. Касальс и др., русских - К. Ю. Давыдов, А. В. Вержбилович, А. А. Брандуков и др., советских - М. Л. Ростропович, С. Н. Кнушевицкий, Д. Б. Шафран и др.

Лит.: Гинзбург Л., История виолончельного искусства. кн. 1 - 2, М.- Л., 1950 - 57; его же, История виолончельного искусства. Русская классическая виолончельная школа, М.. 1965; Лазько Л., Виолончель, М., 1965; Wasielewski W. J.. Das Violoncello und seine Geschichte, 3 Aufl., Lpz., 1925; Forino L., II violoncello, il violoncellista ed i violoncellist!, 2 ed., Mil., 1930. Л.С.Гинзбург.

ВИОЛЫ (итал., ед. ч. viola), семейство смычковых муз. инструментов. В. имели плоское дно, покатые плечи, широкий гриф с ладами, 5-7 струн, настраивавшихся по квартам с терцией посередине. При игре на В. их держали вертикально. Распространение получили в странах Зап. Европы с 16 в. Различались дискантовая, альтовая, теноровая (малая басовая, наз. также В. да гамба, или просто гамба), большая басовая и контрабасовая В. Звук В. нежный, матовый. Применялись как сольные, ансамблевые и оркестровые инструменты. Бытовали гл. обр. в аристократич. среде. С 17 в. вытесняются инструментами скрипичного семейства, полнее отвечавшими новым требованиям муз. иск-ва. В это же время появляются разновидности В. с резонансовыми струнами: В.-бастарда, В. д'аморе, или виоль д'амур, В. ди бардоне, или баритон.

ВИОЛЯ СВЕЧА, устаревшая единица силы света, равная силе света, излучаемого 1 см2 поверхности затвердевающей платины по направлению нормали к этой поверхности. В 1881 по предложению франц. физика Л. Ж. Виоля (L. J. Violle, 1841-1923) В. с. была принята в качестве единицы силы света, но в связи с невысокой стабильностью в 1893 была заменена Хефнера свечой (подробнее см. Световые эталоны). Современная единица силы света свеча (кандела) равна приблизительно 4/20 В. С. В. С. Казанов.

ВИОНВИЛЬ-МАРС-ЛА-ТУР (Vionville, Mars-la-Tour), селения в 22 км западнее г. Мец (Франция), в р-пе к-рых 16 авг. 1870, во время франко-прусской войны 1870-71, произошло сражение между франц. Рейнской армией маршала А. Ф. Базена (150 тыс. чел.) и 2-й прус, армией принца Фридриха Карла (ок. 70 тыс. чел.). Несмотря на превосходство в силах, франц. войска вели оборонит, бои. Базен, считая, что перед _ним огромные силы немцев, в ночь на 17 авг. отвёл войска на позиции западнее Меца. Потерн французов - 17 тыс., пруссаков - 16 тыс. чел.

ВИОТТИ (Viotti) Джованни Баттпста [12.5.1755, Фонтанетто-да-По (пров. Верчслли, Италия),-3.3. 1824, Лондон], итальянский скрипач, композитор и педагог. Ученик Г. Пуньянп. С 1775 придворный музыкант в Турине. В 1781 играл при дворе Екатерины II в Петербурге. В 1782- 1792 жил в Париже, с 1792 - в Англии и др. странах, периодически возвращаясь в Париж. В. оказал решающее влияние на развитие франц. скрипичной школы (среди его учеников П. Роде). Выдающийся скрипач-виртуоз, В. был автором многочисл. произв. для скрипки, камерно-инструм. ансамблей (квартеты, трио, дуэты). Большое значение имеют 29 концертов для скрипки с оркестром В., явившиеся важной вехой в развитии формы сольного инструм. концерта (наиболее популярен концерт № 22 a-moll). В г. Верчелли проводятся ежегодные междунар. конкурсы музыки и танца имени В.

Р. Ю. Виппер.

М- Вире-Туомпнен.

Лит.: Giazotto R., G. В. Viotti, Mil., 1956.

ВИПЕРЫ, семейство змей; то же, что гадюки.

ВИППЕР Борис Робертович [3(15).4.1888, Москва,-24.1.1967, там же], советский искусствовед, засл. деят. иск-в РСФСР (1959), чл.-корр. АХ СССР (1962), проф. (1918). Сын Р. Ю. Виппера. Учился в Моск. ун-те (1906-11), преподавал в Моск. (с 1915) и в Латв. (1924-41) ун-тах. Музейный деятель. Осн. труды посвящены кардинальным проблемам истории иск-в (вопросы реализма, борьбы направлений, истории стилей и жанров) и отличаются широтой обобщений и охвата материала, разносторонним анализом ист.-художеств, процессов, точным выделением определяющих качеств произв. иск-ва.

Соч.: Проблема и развитие натюрморта, Казань, 1922; Тинторетто, М., 1948; Борьба течений в итальянском искусстве XVI века, М., 1956; Становление реализма в голландской живописи XVII века, М., 1957; Очерки голландской живописи эпохи расцвета (1640 - 1670), М., 1962; Проблемы реализма в итальянской живописи XVII - XVIII вв., М., 1966; Статьи об искусстве, М_., 1970; Latyijas maksla baroka laikmeta, Riga, 1937 (англ, пер.- Baroque art in Latvia, Riga, 1939).

ВИППЕР Роберт Юрьевич [2(14).7. 1859, Москва,-30.12.1954, там же], советский историк, акад. АН СССР (1943). В 1880 окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та. Проф. в 1894- 1897 Новороссийского ун-та в Одессе, в 1897-1922 Моск. ун-та, в 1924-41 Латв. ун-та в Риге, в 1941 Моск. ин-та философии, лит-ры и истории, в 1941 - 1950 МГУ (в 1941-43 - Среднеазиатского гос. ун-та в Ташкенте). С 1943 работал в Ин-те истории АН СССР.

В Окт. революции В. увидел "солдатскую анархию" и в 1924 эмигрировал в бурж. Латвию. В 1941 вернулся в Москву. Диапазон науч. интересов В. чрезвычайно широк - от истории Др. Греции и Рима до современности. В.- автор многочисл. работ, написанных блестящим лит. языком, в т. ч. учебников по древней, ср.-век. и новой истории для средней и высшей школы.

Мировоззрение В. эклектично: он отдал дань идеализму, модернизму, циклизму, в то же время под влиянием марксистских идей приближался к принципам историч. материализма. В. уделял серьёзное внимание изучению экономич. и социальных отношений, пытался вскрыть закономерности ист. процесса. Отличит, особенностями его работ были стремление разобраться в материальных корнях политич. и идеологич. явлений и критич. отношение к ист. традиции. Обе особенности наиболее полно отразились в работах по истории Греции и Рима, выходивших в нач. 20 в.

Работа В. по истории раннего христианства, вышедшая в 1918, была подвергнута критике В. И. Лениным (см. Полн, собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 27). В работах 40-50-х гг., посвящённых истории раннего христианства, нашли отражение просветительские и атеистич. взгляды В. В трудах "Возникновение христианской литературы" (1946) и "Рим и раннее христианство" (1954) В. ставил историю раннего христианства в тесную связь с идеологич. развитием греко-рим. мира, рассматривая раннехрист. произведения как составную часть современной им литературы. Награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Соч.: Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма, М., 1894; Лекции по истории Греции, 2 изд., М., 1906; Общественные учения и исторические теории XVIII и XIX вв..., 3 изд., М., 1913; Очерки истории Римской империи, М., 1908; Древний Восток и Эгейская культура, М., 1913; История Греции в классическую эпоху, М., 1916.

Лит.: Академик Р. Ю. Виппер. 1859 - 1954. [Некролог], "Вестник древней истории", 1955, № 2; Р. Ю. Виппер. [Некролог]. "Вопросы истории", 1955, № 1; Волгин В., Виппер Р. Ю., в кн.: Большая советская энциклопедия, [1-е изд.], т. 11, М., 1930; Голубцова Н., Академик Р. Ю. Виппер, "Наука и религия", 1969, № 7. Н. М. Голубцова.

ВИПРАТОКС, жидкая мазь (линимепт), содержащая яды разных змей, метилсалицилат, камфару. Производится в ГДР. В. применяют наружно при ревматич. болях, невралгии, ишиасе, люмбаго, миозите и др. См. Змеиный яд. ВИР, см. Растениеводства институт Всесоюзный научно-исследовательский им. Н. И. Вавилова.

ВИРА, вера, в Др. Руси ден. штраф в пользу князя за убийство свободного человека. Происхождение термина спорно. По Русской правде за убийство простого свободного человека платилос