БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

- цилиндрическая с накаткой; г -цилиндрическая с шестигранным углублением под ключ; д - цилиндрическая с прямым шлицем под отвёртку; е и ж - полукруглые с прямым и крестообразным шлицем под отвёртку.

Рис. 2. Распространённые формы головок установочных винтов: а - цилиндрическая; б - шестигранная; в - четырёхгранная; г - то же, с буртиком; д - шли-цевая; е - с шестигранным углублением под ключ.

Рис. 3. Распространённые формы нажимных концов установочных винтов: а - плоский; б - закруглённый; в - сверлёный; г - цилиндрический; д - ступенчатый; е - конический; ж - конический фиксирующий.

В. установочный применяется обычно для точной фиксации геодезич. и др. приборов, а также как крепёжный в винтовых соединениях. Установочные В. отличаются формой головки и нажимного конца. Н. Я. Ниберг.

ВИНТЕР Александр Васильевич [28.9 (10.10). 1878, нос. Старосельцы Гродненской губ., ныне Белостокское воеводство, Польша,-9.3.1958, Москва], советский энергетик, акад. АН СССР (1932). В 1899 поступил в Киевский политехнич. ин-т. За участие в студенч. волнениях в 1900 исключён из ин-та, в 1901 арестован и выслан в Баку под надзор полиции. В Баку участвовал в работах по расширению электрич. станций с применением первых в России паровых турбин. В 1907 поступил в Петерб. политехнич. ин-т. По окончании его (1912) пом. нач., а затем нач. строительства первой в России районной электростанции на торфе ("Электропередача", ныне ГРЭС им. Р. Э. Классона). После Окт. революции В.- нач. строительства Шатурской ГРЭС; в 1927-30 нач. Днепростроя; с 1930 возглавил также работы по строительству и монтажу заводов Днепровского пром. комбината. С 1944 зам. директора Энергетич. ин-та АН СССР. В. занимался изучением энергетич. ресурсов страны, проблемой малой энергетики, вопросами рационализации структуры энергетич. системы СССР, проблемой повышения показателей использования существующего осн. оборудования электростанций, обобщением опыта эксплуатации мощных электростанций, вопросами сооружения Куйбышевской и Волгоградской ГЭС. Награждён 3 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Лит.: Александр Васильевич Винтер, М.-Л., 1950 (Материалы к биобиблиографии учёных СССР. Серия технических, наук. Энергетика, в. 3).

ВИНТЕР (Winter) Эдуард [р. 16.9.1896, Гроттау (Градек), Чехия], немецкий историк (ГДР), чл. Герм. АН в Берлине (1955). Был проф. в Праге (с 1934), Галле (с 1947); с 1951 проф. ун-та им. Гумбольдта в Берлине. Многочисл. труды В. посвящены гл. обр. истории культурных и науч. связей народов Центр. и Вост. Европы (особенно германо-славянских) и истории церкви. Нац. пр. ГДР (1956).

Соч.: Russland und das Papsttum, Tl. 1 - 2, В., 1960-61 (рус. пер. - Папство и царизм, М., 1964); Der Josefinismus. Die Geschichte des osterreichischen Reformkatholizismus 1740 - 1848, В., 1962; Friihhumanis-mus, В., 1964; Friihaufklarung, В., 1966; Fruhliberalismus, В., 1968. Полный список трудов В. см. в кн.: Ost und West in der Geschichte des Denkens und der kulturellen Beziehungen. Festschrift fur E. Winter zum 70. Geburtstag, В., 1966.

ВИНТЕРТУР (Winterthur), город на С. Швейцарии, в кантоне Цюрих, в долине р. Тёс (басс. Верх. Рейна). 93 тыс. жит. (1969), вместе с пригородами св. 100 тыс. Транспортный узел. Машиностроение (в том числе локомотнвостроение), текстильная, пищевая промышленность. Типографии.

ВИНТОВАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА, цилиндрич. зубчатая передача винтовыми колёсами между перекрещивающимися валами. В основном применяются В. з. п. с межосевым углом 90°. Перекрещивание валов позволяет выводить оба вала передачи за её пределы в разных направлениях, что даёт возможность передавать вращение от одного вала к неск. другим. В связи с точечным контактом зубьев и большим скольжением в зацеплении В. з.п. склонны к быстрому износу и заеданию даже при небольших нагрузках, поэтому их применяют гл. обр. в кинсматич. цепях приборов.

Винтовая зубчатая передача с межосевым углом 90o.

ВИНТОВАЯ ЛИНИЯ, пространственная кривая, описываемая точкой М, к-рая вращается с постоянной угловой скоростью вокруг неподвижной оси ОО' и одновременно перемещается поступательно с постоянной скоростью вдоль этой оси (рис. 1). В. л. паз. также цилиндрической В. л., так как она расположена на поверхности круглого цилиндра (рис. 1). В. л. обладает важным свойством - её можно перемещать по самой себе без изменения формы, что является основой для применения её в технике для различного рода винтов. В. л. входит в класс линий откоса, характеризуемых тем, что касательная в любой точке М такой линии составляет постоянный угол с нек-рой осью ОО'. Примером линии откоса может служить также конич. В. л., расположенная на круглом конусе (рис. 2). Касательная в любой точке М этой линии составляет постоянный угол с осью конуса ОО'.

[0507-7.jpg]


Э. Г. Позняк.

ВИНТОВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ, поверхность, описываемая линией L, к-рая вращается с постоянной угловой скоростью вокруг неподвижной оси ОО' и одновременно перемещается поступательно с постоянной скоростью вдоль этой оси (рис. 1). В. п., описываемая прямой, наз. геликоидом (от греч. helix, род. падеж helikos - спираль и eidos - вид). Если эта прямая пересекает ось ОО' под прямым углом, то геликоид наз. прямым (рис. 2). Прямой геликоид является минимальной поверхностью. Любая В. п. может перемещаться по себе. Это свойство используется в технике (напр., для устройства червячных передач). В. п. может быть посредством изгибания наложена на поверхность вращения. В частности, прямой геликоид можно изогнуть на катеноид. Э. Г. Позняк.

[0507-8.jpg]

ВИНТОВКА, ружьё с винтовыми нарезами в канале ствола, к-рые придают пуле вращат. движение, обеспечивающее устойчивый полёт, большую дальность и меткость стрельбы. В.- индивидуальное оружие для поражения противника на расстоянии до 2000 м. Первые образцы оружия с винтовой нарезкой канала ствола появились в начале 16 в. Однако трудность заряжания нарезных ружей с дульной части приводила к недостаточной скорострельности (они в 5-7 раз уступали гладкоствольным), что препятствовало широкому внедрению их в армии. Поэтому в 17-18 вв. нарезные ружья применялись только в качестве т. н. крепостных ружей и для вооружения отборных стрелков и унтер-офицеров. Только в 19 в., с изобретением ударного состава, капсюля, а затем унитарного металлич. патрона (металлич. гильза, капсюль, пороховой заряд и пуля) и усовершенствованием способа заряжания - с казённой части, скорострельность В. резко увеличилась и она была принята в сер. 19 в. на вооружение всех передовых армий. Приоритет в изобретении металлической гильзы принадлежит России. Ещё в 60-х гг. 18 в. рус. оружейник Иван Лялин изготовил ружьё, у к-рого в казённую часть ствола вставлялась металлич. камора, снаряжённая порохом и пулей (ружьё хранится в Гос. Историч. музее в Москве). В 1868 в России была принята на вооружение 4,2-линейная В. с откидным затвором и патрон с металлич. гильзой к ней. Над этой В. работали рус. инженеры А. П. Горлов и капитан К. И. Гунниус, но ей было неверно дано назв. "Бердан № 1" (см. Берданка), хотя эту В. даже в Америке называли русской В. В 1870 на вооружение рус. армии принимается более скорострельная однозарядная 4,2-линейная В.- Бердан № 2 со скользящим затвором.

Винтовка образца 1891/1930.

Дальнейшее совершенствование В. связано с появлением магазина, бездымного пороха и оболочечных (вместо сплошных свинцовых) пуль, что резко увеличило её скорострельность. В 1891 в России была принята на вооружение магазинная 3-линейная винтовка С. И. Мосина, к-рая оправдала себя более чем 60-летней службой. За этот период В. подверглась несущественным изменениям (1910, 1930, 1933). В 1930 она получила название 7,62-мм винтовки образца 1891/1930 . Её боевая скорострельность 10-12 выстрелов в мин; прицельная дальность стрельбы до 2000 м; наилучшие результаты стрельбы до 400 м, масса со штыком 4,5 кг, без штыка 4 кг. Для отличных стрелков в пехоте на В. устанавливался оптич. прицел, увеличивающий прицельную дальность стрельбы до 800 м. Такая В. называлась снайперской. В нач. 20 в., с появлением автоматического оружия, была разработана автоматич. В. с практИч. скорострельностью при одиночном огне до 25-30 выстрелов в мин.

После 2-й мировой войны в большинстве армий В. вытеснена пистолетом-пулемётом (автоматом) и автоматич. (самозарядным) карабином, к-рый является её разновидностью. Впервые ружьё типа карабин было создано в Австрии в конце 15 в. для вооружения кавалерии. В 1907 для пулемётных команд и арт. разведчиков был введён карабин по типу винтовки образца 1891. В Сов. Армии на вооружении имелись карабины образца 1938 и 1944, созданные по типу В. образца 1891/1930. Для учебных и спортивных целей существуют спортивные В., обычно калибром 5,6 мм. Они бывают однозарядные, магазинные и автоматические (самозарядные).

Лит.: Федоров В. Г., История винтовки, М., 1940; Наставление по стрелковому делу. Винтовка образца 1891/1930 и карабины образца 1938 и 1944, М., 1955.

П. И. Сирогпкгт.

ВИНТОВОЕ ДВИЖЕНИЕ, движение твёрдого тела, слагающееся из прямолинейного постулат, движения со скоростью v и вращат. движения с угловой скоростью со вокруг оси aa1, параллельной направлению скорости v (см. рис.). Когда направление оси aatостаётся неизменным, тело, совершающее В. д., в механике паз. винтом, а ось аа1 - осью винта. Винт наз. правым, когда v и со направлены так, как показано на рис., я левым, если направление v или со изменить на прямо противоположное. Расстояние, проходимое за один оборот любой точкой тела, лежащей на оси впита, наз. шагом h винта, а величина р = v/w - параметром винта.
[0507-9.jpg]

Скорость vм и ускорение wм любой точки М винта, отстоящей от оси на расстоянии r, численно равны
vм = корень v2+r2w2,
wм = кореньw2 + r2(е2 + w4)
где w - ускорение поступательного движения тела вдоль оси aa1, е - угловое ускорение вращения вокруг этой оси.

Если параметр р постоянен, шаг винта h =2пи v/w = 2пи р также постоянен. Любая точка винта, не лежащая на его оси, описывает в этом случае винтовую линию, касательная к к-рой в каждой точке образует с плоскостью, перпендикулярной оси винта, угол

а = arctg h/2пи r.

Любое сложное движение твёрдого тела слагается в общем случае из серии элементарных или мгновенных В. д. При этом ось В. д., наз. мгновенной винтовой осью, непрерывно изменяет своё направление в пространстве и в самом движущемся теле. С.М. Тарг,

ВИНТОВОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ, раздел векторного исчисления, в к-ром изучаются операции над винтами. При этом винтом наз. пара векторов {а, b}, приложенных началами к одной точке О и удовлетворяющих условиям: при переходе к новой точке О' вектор а не изменяется, а вектор Ь заменяется вектором b' = b-[р, с], где р = ОО'. Понятие винта используется в механике (равнодействующая f системы сил fi и главный момент от этой системы относительно точки системы образует винт {f,m}), в геометрии (в теории линейчатых поверхностей). В. и. было создано (1895) рус. математиком А. П. Котельниковым.

ВИНТОВОЕ КОЛЕСО, цилиндрическое зубчатое колесо с косыми зубьями, передающее вращение между перекрещивающимися валами в винтовой зубчатой передаче. В. к. изготовляют из материалов с высоким сопротивлением схватыванию. Для работающих в паре В. к. применяют такие материалы, как закалённая сталь - закалённая сталь, чугун - бронза, чугун- пластмасса, сталь-бронза, сталь-пластмасса.

ВИНТОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ, резьбовое соединение деталей винтами. В отличие от болтового соединения и крепления деталей шпильками, не нуждается в гайках, т. к. резьба выполняется в самой детали.

ВИНТОВОЕ СУДНО, судно, приводимое в движение гребным винтом. Большинство судов совр. самоходного флота - винтовые; среди них - обычные водоизмещающие суда, подводные лодки и суда на подводных крыльях. Существуют В. с. с одним кормовым гребным винтом (одновинтовые) и несколькими (2-, 3-винтовые и т. д.); на нек-рых В. с. (ледоколах, паромах) гребной винт устанавливают и в носовой части.

ВИНТОВОЙ КОНВЕЙЕР, шнек, см. Конвейер.

ВИНТОВОЙ НАСОС, гидравлическая машина, рабочим органом к-рой является винт: служит для подачи жидкости, в т. ч. с повышенной вязкостью. В. н. представляет собой разновидность роторных насосов, называется также червячным. В корпусе В. н. имеется ведущий и один или два ведомых винта. При вращении винтов места их зацепления перемещаются вдоль оси - замкнутый между витками объём жидкости вытесняется. Жидкости сообщается гл. обр. потенциальная энергия, благодаря чему в ней значительно возрастает давление.

ВИНТОВОЙ СПУСК, транспортное устройство для спуска насыпных и штучных грузов под действием силы тяжести. Представляет собой укреплённый на колонне либо внутри вертикальной трубы большого диаметра спиральный жёлоб, по к-рому скользит груз. Высота В. с. обычно 20-50 м, но существуют установки выс. 100 м и более. Производительность В. с. в случае перемещения насыпных грузов достигает 300-500 т/ч при наружном диаметре трубы 1,2-1,5 м. Для уменьшения износа жёлоб изготовляют из износостойких материалов, покрывают плавленым базальтом и т. п. Благодаря простоте устройства и надёжности, возможности аккумулировать в нижней части жёлоба значит, количество материала (что особенно важно для горных предприятий, где В. с. служит промежуточной ёмкостью на стыке двух звеньев транспорта) В. с. получили распространение на складском и межоперационном транспорте пром. предприятий, а также в горной пром-сти.

Л. Л. Пархоменко.

ВИНТОКРЫЛ, летательный аппарат вертикального взлёта и посадки, в к-ром подъёмная сила создаётся комбинированной несущей системой, состоящей из одного или двух несущих винтов и крыла. Слово "винтокрыл" образовано от слов "винт" и "крыло" (по признаку применяемых несущих систем).

Рис. 1. Английский винтокрыл "Ротодайн".

Рис. 2. Советский винтокрыл Ка-22.



Вертикальный взлёт и посадка В., как и вертолёта, происходят с помощью несущих винтов, а разгон - как с помощью несущих винтов, так и движителей, тянущих или толкающих воздушных винтов. После достижения скорости, на к-рой аэродинамич. рули начинают эффективно действовать (эволютивная скорость), и до макс, скорости полёта (св. 500 км/ч) В. летит, как обычный самолёт, используя возрастающую пропорционально квадрату скорости подъёмную силу крыла, к-рая на максимальной скорости полёта достигает 75-90% полётного веса. На режимах взлёта и посадки система управления В. аналогична вертолётной, а в режиме поступательного полёта - как самолётной, так и вертолётной системе управления, специфичной у каждого типа В.

Рис. 3. Американский винтокрыл "Чайен".

Винтовой спуск для насыпных грузов.

В конце 50-х гг. 20 в. англ, фирмой "Фейри" был построен В. "Ротодайн" с одним реактивным несущим винтом и двумя тянущими воздушными винтами. Полётная масса его равна 17 700 кг, скорость полёта до 312 км/ч. В СССР в это же время был построен В. поперечной схемы Ка-22 (конструкции Н. И. Камова) с двумя несущими винтами и двумя турбовинтовыми двигателями (конструкции А. Г. Ивченко) по 4300 квт (5900 л. с.). Полётная масса его равна 37 т. В 1961 на этом В. были установлены 8 мировых рекордов, в т. ч. скорости по прямой - 356 км/ч, скорости по замкнутому 100-км маршруту - 336 км/ч и поднятия коммерческого груза массой 16 485 кг на выс. 2588 м. В отд. полётах была достигнута скорость 375 км/ч. Позже амер. фирмой "Локхид" был построен экспериментальный В. ХН-51А, на к-ром была достигнута рекордная скорость полёта 486 км/ч. На его основе этой фирмой в 1965 был построен боевой В. АН-56А "Чайен" с 4-лопастным "полужёстким" несущим винтом, толкающим винтом и компенсирующим хвостовым винтом, как у вертолёта. Турбовинтовой двигатель (фирмы "Дженерал электрик") мощностью 2500 квт (3400 л. с.) позволил достичь макс, скорости полёта у земли 408 км/ч при макс, полётной массе 7700 кг. Дальнейшее совершенствование В. позволит достичь крейсерских скоростей полёта 600 км/ч и грузоподъёмности до 20 т.

Н. И. Камов.

ВИНТОМОТОРНАЯ УСТАНОВКА, винтомоторная группа, силовая установка самолёта, аэросаней и и др., состоящая из поршневых двигателей внутреннего сгорания, воздушных винтов, создающих силу тяги, и систем подачи топлива, смазки, охлаждения, управления и др., обеспечивающих их работу.

ВИНТОНАКАТНЫЙ ИНСТРУМЕНТ, инструмент для холодной накатки винтовых (резьбовых) профилей на металлич. деталях (см. Резьбонакатный инструмент).

ВИНТОНАРЕЗНАЯ ГОЛОВКА, то же, что резьбонарезная головка.

ВИНТОНАРЕЗНЫЙ ИНСТРУМЕНТ, инструмент для нарезания винтовых (резьбовых) профилей на внутр. и внешних поверхностях деталей (см. Резьбонарезной инструмент).

ВИНТОРЕЗНЫЙ СТАНОК, металлорежущий станок токарно-винторезной группы, предназначенный для окончат, нарезки высокоточных винтов (см.Токарный станок).

ВИНТОРОГИЙ КОЗЁЛ, мархур (Capra falconeri), парнокопытное животное рем. полорогих (Bovidae). Рога закручиваются наподобие штопора или винта (отсюда назв.). У самцов на шее и груди подвес из удлинённых волос. Окраска рыжевато-серая, у старых самцов - грязно-белая. Дл. тела до 1,7 м, высота в плечах 90 см, весит до 90 кг, иногда более. Распространён в Зап. Гималаях, Кашмире, Малом Тибете и Афганистане. В СССР встречается только в горах по р. Пяндж, хребтах Кугитангтау и Бабатаге. Образует несколько подвидов, отличающихся формой рогов. Типичное горное животное, населяет крутые склоны ущелий, скалы и обрывы. Образ жизни изучен плохо. Родоначальник нек-рых пород домашних коз. В СССР охота на В. к. запрещена.

Лит.: Ц а л к и н В. И., Винторогий козел в СССР, "Уч. зап. МГУ", 1945, в. 83; Млекопитающие Советского Союза, под ред. В. Г. Гептнера и Н. П. Наумова, т. 1, М., 1961. И. И. Соколов.

ВИНЧА, неолитическая культура (кон. 5-го - 4-е тыс. до н. э.) Балканского п-ова. Распространена гл. обр. в долинах pp. Вардар и Морава. Названа по теллю Винча (вы. 10 м) на юж. берегу Дуная близ Белграда (раскопки производились с 1908 М. Васичем). Лишь осн. слои телля Винча относятся собственно к культуре В. Древнейшие жилища В.- полуземлянки, более поздние