БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

о танин, уголь, слабительные и сердечные (кофеин) средства, при судорогах - хлоралгидрат. См. Ядовитые растения.

Лит.: Атлас лекарственных растений СССР, М., 1962.

ВЕХА плавучая, навигационный знак в виде укреплённого на заякоренном поплавке шеста с к.-л. фигурой (конус, шар и др.), окрашенной в определённый цвет, или флажком. В. служат для ограждения навигац. опасностей, районов стоянки судов, произ-ва работ и др.

ВЕХБИ СЮНБЮЛЬЗАДЕ (Vehbi Siinbiilzade) (1719, Мараш,- 29.4.1809, Стамбул), турецкий поэт. Был учителем, судьёй, затем послом в Иране (с 1775). Автор касыд, месневи, дидак-тич. поэмы "Лютфие". Известны его двуязычные словари в форме месневи (перс.-тур.- "Дар", араб.-тур.- "Избранное"), к-рые долго считались образцовыми уч. пособиями. В лирике В. С. заметно стремление упростить поэтический язык и приблизить поэзию к народу.

Лит.: Banarli N. S., Resimli tiirk edebiyati tarihi, 1st., 1949; Necatigil В.,Edebiyatimizda isimler sozlugu, 1st., 1967.

X. А. Чорекчян.

"ВЕХИ", "Сборник статей о русской интеллигенции", выпущен в Москве в 1909 группой публицистов и философов ре-лигиозно-идеалистич. направления, выступивших против революции с позиций, близких кадетам (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. О. Гершензон, А. С. Изгоев, Б. А. Кистяковский, П. Б. Струве, С. Л. Франк). Авторы "В." считали Революцию 1905-1907 ошибкой и утверждали, что она явилась продуктом деятельности социалистически настроенной интеллигенции, к-рая "... была нервами и мозгом гигантского тела революции..., следовательно, ее история есть исторический суд над этой интеллигенцией" ("Вехи", с. 25). Социалистически настроенная интеллигенция обвинялась в "народопоклонничестве", народническая - в ложной любви к крестьянству, марксистская - к пролетариату. Она характеризовалась как идейное "отщепенство" (см. там же, с. 160), называлась "кружковой", "искусственно выделяемой из общенациональной жизни ..., „интеллигентщиной" в отличие от интеллигенции в широком, общенациональном, общеисторическом смысле этого слова" (там же, с. 1). Её идеология представлялась "веховцам" исторически бесплодной. Трагедия рус. интеллигенции, по их мнению, состояла в том, что народ не мог принять ни её заботы о его благе, ни её представлений об идеале обществ, устройства,- в принципиальной пропасти между строем народной души и эмоционально-волевыми качествами интеллигента. Резкой критике в "В." подверглись материализм и атеизм В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Г. В. Плеханова, марксизм как идеология и политическая стратегия. Представителей материалистич. и атеистич. линии в философии обвиняли в филос. неграмотности, в подчинении философии общественно-утилитарным целям, в надуманных представлениях о благе народа. Своим гл. принципом "веховцы" считали признание примата духовной жизни над общественной - "... в том смысле, что внутренняя жизнь личности есть единственная творческая сила человеческого бытия ..." (там же, с. II). Против идеологии "В." резко выступил В. И. Ленин, указав на её связь с русским "кадетизмом". Эта "энциклопедия либерального ренегатства", отмечал В. И. Ленин, "... охватывает три основные темы: 1) борьба с идейными основами всего миросозерцания русской (и международной) демократии; 2) отречение от освободительного движения недавних лет и обливание его помоями; 3) открытое провозглашение своих „ливрейных чувств" (и соответствующей „ливрейной" политики) по отношению к октябрьской буржуазии, по отношению к старой власти, по отношению ко всей старой России вообще" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 19, с. 168).

Большая часть авторов, участвовавших в "Вехах", выступили идейными противниками Октябрьской революции и в дальнейшем оказались в эмиграции.

Лит.: Ленин В. И., Еще одно уничтожение социализма, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 25. И. Ф. Балакина.

ВЕХТ, Фехте (голл. Vecht, нем. Vechte), река в ФРГ и Нидерландах. Дл. 156 км, пл. басе. 3,8 тыс. км2. Берёт начало вблизи г. Мюнстера (ФРГ), впадает в зал. Эйселмер Северного м. Полноводна в течение всего года. Шлюзована, судоходна до г. Нордхорн (ФРГ), где от неё отходит канал, соединяющий В. с р. Эмс. В ниж. течении соединяется с системой каналов Нидерландов.

ВЕЧЕ (общеслав.; от старослав. вет - совет), народное собрание в древней и ср.-вековой Руси для обсуждения общих дел. Возникло из племенных собраний славян. С образованием др.-рус. государства (см. Киевская Русь) феод, знать использовала В. для ограничения власти князя. Вечевые собрания получили широкое распространение на Руси с ослаблением княж. власти в период феод, раздробленности (2-я пол. 11 - 12 вв.). В летописи В. впервые упоминается в Белгороде под 997, в Новгороде Великом - под 1016, Киеве - под 1068. В. ведало вопросами войны и мира, призвания и изгнания князей, выборами и смещением посадников, ты-сяцких и др., а в Новгороде также архиепископа, заключением договоров с др. землями и княжествами, принятием законов (напр., Новгородская и Псковская судные грамоты). Вечевые собрания созывались обычно по звону вечевого колокола по инициативе представителей власти или самого населения, они не имели определённой периодичности. В начале вечевой грамоты, принимаемой на В., ставились имена архиепископа, посадника, тысяцкого, затем шла речь о В.: "и бояре, и житьи люде, и купце, и черные люде, и весь господин государь великий Новгород, вся пять концев, на веце, на Ярославе Дворе, по-велеваша...". В. имело постоянное место сбора (в Новгороде - Ярославово дворище, в Киеве - двор храма Софии, в Пскове - двор храма Троицы). Кроме того, собирались В. отд. частей крупных городов (напр., "кончанские" В. в Новгороде). В. не было подлинным народовластием, фактич. власть принадлежала феод, и гор. верхам; однако оно предоставляло нар. массам определ. возможность воздействовать на поли-тич. жизнь. Феод, знать поэтому стремилась уменьшить значение В., а княжеская власть добивалась полного упразднения вечевых порядков. В Новгороде существовал особый "совет господ", в к-рый входила феод, знать и к-рому принадлежала фактич. власть в городе. В Сев.-Вост. Руси, где города были ослаблены монг.-тат. вторжением, укреплявшаяся великокняж. власть уже к кон. 14 в. ликвидировала вечевые учреждения. Однако во время обострения классовой борьбы нар. собрания в городах неоднократно принимали форму В. (восстания в Твери в 1293 и 1327, в Москве в 1382, 1445 и 1547, и др.). Дольше всего вечевой строй удерживался в Новгородской (до 1478) и Псковской (до 1510) феод, республиках, где он достиг наибольшего развития, а также в Вятской земле.

Лит.: Сергеевич В. И., Вече и князь, М., 1867; Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953 (историографический обзор и библ. на с. 353-58); Тихомиров М. Н., Древнерусские города, 2 изд., М., 1956; Янин В. Л., Новгородские посадники, М., 1962; Епифанов П. П.,О древнерусском вече, "Вестник МГУ, Серия 9, История", 1963, № 3; Пашуто В. Т., Черты политического строя Древней Руси, в кн.: Древнерусское государство и его международное значение, М., 1965.

А. В. Арциховский, А. М. Сахаров.

ВЕЧЕ, наименование палат представительных органов Югославии - скупщин. Различаются общеполитич. В. скупщин, представляющие всё население, и В. трудовых содружеств, представляющие граждан, работающих на производстве или в учреждениях и организациях. В общинных скупщинах имеется два В.- общинное и трудовых содружеств, а в краевых, респ. и Союзной скупщинах - по два общеполитич. В., совместно решающих вопросы, и по три специа-лизиров. В. трудовых содружеств (хоз., социально-здравоохранит., культурно-просветит.), участвующих в решении вопросов, входящих в компетенцию скупщины лишь в соответствии со своей специализацией. В союзной скупщине имеется также В. национальностей, представляющее республики и авт. края. Одно из общеполитич. В. (а в союзной скупщине - В. национальностей) занимает ведущее положение, участвуя в решении всех вопросов, рассматриваемых скупщиной, второе считается представительством общин, В. национальностей является представительством республик и авт. краёв. См. также Югославия, раздел Государственный строй.

"ВЕЧЕРНЕЕ ВРЕМЯ", ежедневная черносотенная газета,выходившая в Петербурге с 26 нояб. (9 дек.) 1911 по 11 (24) нояб. 1917 с приложениями ("Прибавление"). Издатель в 1911-12 - А. С. Суворин, с конца 1912 - издательское т-во "Новое время" (редактор - Б. А. Суворин, сын). "В. в." разделяло политич. взгляды бурж. контр-революц. партии октябристов, возглавлявшейся А. И. Гучковым, за что В. И. Ленин называл газету "гучковско-суворинской" (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 32, с. 37). В 1917 - орган контрреволюц. офицерства. Закрыто после Великой Окт. социалистич. революции за антисов. пропаганду. В годы Гражд. войны 1918-20 "В. в." издавалось на терр., занятой белым.и армиями Деникина и Врангеля, в 1921-24 - в Белграде и Париже. И. А. Чемерисский.

ВЕЧЕРНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, одна из форм подготовки специалистов высшей и средней квалификации, квалифицированных рабочих, а также обучения молодёжи и взрослых в ср. общеобразо-ват. школе без отрыва от трудовой деятельности. Термин "В. о." принят условно: занятия в вечерних школах и др. уч. заведениях проводятся в дневное и вечернее время в зависимости от условий (сменности) производств, работы уч-ся. Значительная часть уч. материала в системе В. о. рассчитана на самостоятельную работу студентов (уч-ся).

В. о. возникло в дореволюц. России в 19 в., когда появились воскресные школы, воскресно-вечерние и вечерние школы для взрослых, осуществлявшие нач. обучение. После Великой Окт. социалистич. революции получили широкое развитие разные формы как общего, так и проф. В. о. (начального, среднего и высшего). В системе В. о. осуществлялась также ликвидация неграмотности и малограмотности взрослого населения. В 20-е гг. организованы вечерние школы различного типа (напр., школы грамоты, школы крестьянской молодёжи), общеобразоват. и профессиональ-но-технич. курсы, рабочие и крестьянские университеты, к-рые позволяли трудящимся без отрыва от производства получить образование, профессию, повысить квалификацию; для получения ср. общего образования и подготовки рабочих и крестьян к поступлению в вуз были созданы рабочие факультеты (см. Рабфак).

Общее В. о. Совр. система общего ср. В. о. начала складываться в годы Великой Отечеств, войны, когда в соответствии с постановлениями СНК СССР "Об обучении подростков, работающих на предприятиях" (июнь 1943), и "Об организации вечерних школ сельской молодёжи" (июнь 1944) стала создаваться сеть школ рабочей молодёжи и школ сельской молодёжи, с 1958 получивших назв. вечерних (сменных) ср. общеобразоват. школ. В составе этих школ, как правило, имеются 9-11-е классы. Для уч-ся, не получивших в своё время неполного ср. образования, создаются соответствующие классы восьмилетней школы. Нек-рые типы вечерних школ (школы мастеров при предприятиях, классы мастеров в составе вечерних гор. школ, учебные комбинаты на селе), помимо общего образования, осуществляют повышение проф. квалификации уч-ся и обучение новым профессиям. В местах, где количество уч-ся недостаточно для организации вечерней школы, при общеобразовательных школах создаются отд. классы, к-рые работают по системе В. о. Уч. год в гор. вечерних (сменных) школах - 36 уч. недель по 19-22 ч в неделю, в сельских 28 недель по 25-27 ч в неделю. Занятия проводятся 3-4 раза в неделю. В связи с различными сроками с.-х. работ в разных климатич. поясах сроки начала и окончания уч. года и летних каникул в сел. школах по решению Сов. Мин. АССР, исполкомов краевых и областных Советов депутатов трудящихся могут изменяться при обязат. выполнении установленной нормы уч. времени. В 1969/70 уч. г. в СССР было св. 10 тыс. вечерних (сменных!) школ (в т. ч. 8,5 тыс. городских), в к-рых обучалось ок. 4 млн. чел. (из них 2,8 млн.- в 9-11-х классах) и работало 367 тыс. учителей. Проблемы общего В. о. разрабатываются в НИИ общего образования взрослых АПН СССР; организационные, методич. и др. вопросы В. о. освещаются журналом "Вечерняя средняя школа". См. также Средняя общеобразовательная школа.

В. М. Архипов,

Профессионально - техническое В. о. В системе профессионально-технического образования планомерная подготовка квалифицированных рабочих по вечерней системе обучения получила распространение в нач. 60-х гг., когда по постановлению Сов. Мин. СССР "О вечерних (сменных) профессионально-технических училищах и вечерних (сменных) отделениях при дневных профессионально-технических училищах" (янв. 1962) такие уч-ща и отделения были созданы во многих пром. и с.-х. центрах страны. В вечерние (сменные) проф.-технич. уч-ща (отделения) принимаются рабочие, служащие, колхозники по направлению предприятий, колхозов, строек, транспортных и др. организаций. Уч-ща (отделения) готовят квалифицированных рабочих более 370 специальностей (слесари, токари, фрезеровщики, электромонтёры, трактористы, шофёры, каменщики и др.). Вечернее проф.-технич. образование, так же как и дневное, включает производственное обучение, циклы спец. технич. и общеобразоват. дисциплин. Срок обучения в вечерних гор. проф.-технич. уч-щах - 1-3 г., в сельских - 1-2 г. (в зависимости от сложности изучаемой специальности и требуемой квалификации, а также от общеобразоват. и проф. подготовки уч-ся). По окончании обучения уч-ся сдают выпускные квалификационные экзамены. В 1970 работало свыше 90 вечерних (сменных) проф.-технич. уч-щ (ок. 37 тыс. уч-ся); кроме того, более 90 тыс. чел. обучалось на вечерних (сменных) отделениях. В 1962-69 в системе проф.-технич. В. о. подготовлено св. 800 тыс. квалифицированных рабочих. В 1970 в вечерние (сменные) проф.-технич. уч-ща (отделения) принято св. 171 тыс. чел.

Л. А. Агеева.

Высшее и среднее спец. В. о. За годы Сов. власти была создана гос. система высшего и ср. спец. В. о. Уже в 20-30-е гг. при высших (преим. гуманитарных) и ср. спец. уч. заведениях стали открываться вечерние ф-ты и отделения, были организованы самостоят, вечерние вузы и техникумы (в 1940 работало 8 таких вузов и 47 техникумов). Особенно широкое развитие получило проф. В. о. в 50-60-е гг. В 1969/70 уч. г. в СССР было 4 самостоятельных вечерних ин-та (Комсомоль-ский-на-Амуре политехнический, Норильский индустриальный, Рыбинский технология., Моск. металлургический), 3 завода-втуза (в к-рых приняты вечерняя и дневная системы обучения), имелось 396 вечерних ф-тов (отделений) при вузах, в т. ч. 48 в ун-тах, 209 ф-тов во втузах пром-сти, строительства, транспорта, 60 в пед. ин-тах, 32 в вузах искусств, 23 в экономич. ин-тах. Система В. о. принята также на общетехнич. ф-тах, осуществляющих общенаучную и общеинженерную подготовку. В 1969/70 уч. г. работало 235 самостоят, вечерних ср. спец. уч. заведений и 1321 вечернее отделение при стационарных техникумах и уч-щах (в т. ч. 1010 отделений пром-сти, стр-ва, транспорта, связи и с. х-ва), 43 экономич., финанс., стати-стич. и торговых; 143 здравоохранения и физич. культуры, 125 просвещения,иск-ва и кинематографии. В вечерние высшие и ср. спец. уч. заведения могут поступать по конкурсным экзаменам все трудящиеся без ограничения возраста: в вуз - имеющие ср. образование; в техникумы, уч-ща и т. п.- по окончании 8-летней или ср. школы. В первую очередь принимаются лица, характер работы к-рых соответствует избранной в уч. заведении специальности. Нек-рые льготы предоставляются участникам Великой Отечеств, войны и уволенным в запас из Вооружённых Сил. Высшее и среднее спец. В. о. осуществляется по сокращённому (в сравнении с дневной системой) перечню специальностей. Срок обучения на 0,5-1 год больше, чем в дневной системе. Уч. занятия проводятся обычно 4 раза в неделю по 4 ч. Программы и учебники те же, что и для дневных уч. заведений. Уч. план строится с таким расчётом, чтобы в первую очередь обеспечить в необходимом объёме изучение научно-теоретич. (общенауч. и общетех-нич.) дисциплин. Спец. дисциплины изучаются с учётом того, что студенты (уч ся) работают на производстве по избранной в учебном заведении специальности, причём в процессе обучения они занимают на производстве рабочие места и должности в зависимости от прохождения учебной программы. Сохраняются все основные формы учебного процесса, принятые в дневной системе обучения,- лекции (в средних спец. уч. заведениях, как правило,- уроки), лабораторные и семинарские занятия, уч. практика, преддипломная производств, практика. От прохождения преддипломной практики могут быть освобождены студенты, характер и профиль работы к-рых на производстве отвечает профилю специальности, избранной в вузе; в ср. спец. уч. заведениях, где особенно важна практич. подготовка будущих специалистов, выпускники должны иметь не менее года стажа работы по избранной (или близкой к ней) специальности. Студенты и уч-ся выполняют курсовые проекты и курсовые работы; два раза в год проводятся экзаменац. сессии. Обучение заканчивается выполнением и защитой дипломных проектов (дипломных работ) или сдачей гос. экзаменов (выпускники ун-тов сдают гос. экзамены и защищают дипломные работы). В 1969/70 уч. году по вечерней системе обучения получали высшее образование 668 тыс. чел., ср. спец.- 687 тыс. чел. В 1969 вечерние ф-ты (отделения) вузов приняли 127,4 тыс. чел. и выпустили 78,0 тыс., ср. спец. - соответственно 168,6 тыс. и 148,6 тыс. (см. также Высшее образование, Среднее специальное образование). Успешно обучающимся в вечерних школах и спец. уч. заведениях (ф-тах, отделениях) гос-вом установлены льготы: дополнит, отпуска с сохранением заработной платы - на время лабораторно-экзаменац. сессий, для подготовки и защиты дипломных проектов (работ), сдачи гос. (или выпускных - в школе) экзаменов; сокращённый рабочий день или сокращённая на один день рабочая неделя с сохранением 50% заработной платы и др. Все типы вечерних уч. заведений дают обучающимся тот же объём знаний и по окончании те же права, что и соответствующие стационарные вузы, техникумы, уч-ща, школы. Выпускники вечерних уч. заведений получают документ об образовании-аттестат или диплом - единого общесоюзного образца. По системе В. о. работают различные курсы (по подготовке к вступит, экзаменам в высшие и ср. спец. заведения, иностр. языков, машинописи, автодела и др.), народные университеты, университеты марксизма-ленинизма', эта система используется в институтах усовершенствования специалистов разного профиля. Система общего В. о.