БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

циальные противоречия в деревне. Наиболее распространённая форма В. и.- система заключения монополиями договоров с фермерами и мелкими земледельцами, на основе к-рых производители поставляют соответствующей компании определённый продукт. Интегрирующая фирма поставляет земледельцу необходимые средства труда, сырьё, обеспечивает консультациями и т.п. При помощи В. и. монополии полностью контролируют произ-во, устанавливают не только квоту поставок и цены на с.-х. продукцию, но и размер произ-ва последней, добиваются соблюдения установленной технологии произ-ва. В. и. получила особенно большое развитие в странах Сев. Америки, прежде всегов области птицеводства, что привело к созданию крупных и крупнейших предприятий, оснащённых совр. техникой, по произ-ву цыплят-бройлеров и яиц. К 1969 в США и Канаде св. 90% продукции птицеводства производилось на интегрированных предприятиях, в Нидерландах - 90% , в Бельгии - 70% , в ФРГ и во Франции - 60% . Произ-во цыплят в США практически полностью интегрировано. В др. отраслях животноводства В. и. развита меньше. В 1967-68 В. и. стала развиваться в области производства свинины (в Бельгии- 50% произ-ва свинины интегрировано). Распространена В. и. также в овощеводстве, производстве консервированных фруктов и ряда технических культур (льна, хлопка, сах. свёклы). В США, напр., ок. 90% консервируемых и замораживаемых овощей приобретается заводами на основе В. и. Развитие В. и. вносит изменения в процесс воспроизводства капитала в с. х-ве. Переработка с.-х. продукции становится исключительно делом пром-сти. Т. о., всё или почти всё то, что производится в с. х-ве, принимает товарный характер и поступает в пром-сть в виде сырья. Непосредственный производитель-крестьянин или фермер - превращается постепенно в поставщика соответствующих монополий. Сначала он прекращает коммерч. деятельность (отрывается от рынка), затем утрачивает и производств, самостоятельность. Бурж. экономисты рассматривают В. и. как взаимовыгодную форму сотрудничества монополий и трудящихся масс деревни на основе якобы полного равенства сторон, как своеобразную форму капиталистич. планового начала и видят в ней универсальное средство разрешения осн. противоречий, раздирающих агр. экономику капиталистич. стран. В действительности мелкий земледелец попадает в полную экономич. зависимость от интегрирующей его моно-полистич. фирмы. В ином положении оказываются крупные фермерские х-ва, устанавливающие связи с монополистич. фирмами. Они высокопроизводительны и рентабельны, но интересы крупных фермеров сталкиваются с интересами монополистич. групп при разделе прибавочной стоимости, создаваемой на их предприятиях. Опыт США и стран Зап. Европы показывает, что система В. и. не привела к образованию "организованного рынка" и не избавила экономику от кризисных явлений. В. и. означает новую ступень обобществления произ-ва при сохранении частной собственности на средства произ-ва, что обостряет осн. противоречие капитализма. Развивается и кооперативная интеграция (США, Нидерланды, скандинавские страны). Фермеры и крестьяне борются против монополистич. характера В. и., за создание системы В. и. на кооперативной основе.

Лит.: Мартынов В. А., Аграрный вопрос в развитых капиталистических странах, М., 1966; Развитые капиталистические страны: проблемы сельского хозяйства, под общей ред. Ю. П. Лисовского, М., 1969.

Б. П. Кузнецов.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЕЧЬ для термообработки, печь для обработки длинномерных изделий в вертикальном положении или металлич. полос, движущихся вертикально (вниз или вверх). В. п. разнообразны по конструкции и широко применяются в металлургии и машиностроении. В. п. разделяются на печи садочного режима с периодич. загрузкой изделий и печи непрерывного действия. Печи первого типа (из к-рых наиболее распространены шахтные печи) работают с обычным окислит, нагревом (без муфеля) или с применением защитных атмосфер, предохраняющих изделия от окисления (муфельные). Шахтные печи применяются для закалки и отпуска орудийных стволов, валов, роторов турбин и др. длинномерных изделий. Изделия нагреваются газом или электричеством. Для ускорения нагрева предусматривается интенсивная циркуляция продуктов сжигания газа или защитной атмосферы. Циркуляция защитной атмосферы в печах обеспечивается вентиляторами. Высота печей достигает 30 м, диаметр рабочего пространства 3-4 м.

В. п. непрерывного действия (через печь непрерывно движется полоса, подвергающаяся термообработке) подразделяются на однопроходные и многопроходные. В однопроходных В. п. полоса подвергается термообработке за один проход, двигаясь сверху вниз или снизу вверх (напр., печи для светлой закалки нержавеющей полосы в водороде - см. рис.). В многопроходных печах полоса подвергается термообработке, совершая последовательно до 40 вертикальных проходов вверх и вниз (непрерывный отжиг жести). В В. п. этого типа обрабатывают холоднокатаные полосы различного назначения (жесть, трансформаторная, динамная, нержавеющая и др.

стали). Наиболее часто в них производят безокислит. отжиг с сохранением светлой поверхности полосы или в сочетании с химикотермич. обработкой (обезуглероживание трансформаторной стали). Нагрев металла производится газом, сжигаемым в радиационных трубах, или электричеством. С целью сокращения длины полосы в печи или высоты печи применяют струйное охлаждение полосы защитным газом (азотом) или водородом. В печах непрерывного действия с обычным окислит, нагревом полосы применяются панельные излучающие горелки, ускоряющие нагрев. Печи устанавливаются в агрегатах непрерывного отжига полосы, включающих также оборудование для очистки полосы, размотки и смотки полосы в рулон и т. д. Высота этих печей до 20-30 м, длина полосы в печи до 800 м, скорость движения полосы до 10 м/сек. Агрегаты полностью механизированы и процессы в них автоматизированы с помощью управляющих вычислит, машин. В. п. непрерывного действия широко применяются в чёрной металлургии при произ-ве холоднокатаных полос и листов.

Лит.: Металлургические печи, 2 изд., ч. 2, М., 1964; Эфрос М. М., Нагревательные и термические печи на газовом топливе, М., 1965. Б. В. Малышев.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЛАНИРОВКА городских территорий, изменение естественного рельефа местности путём срезки и подсыпки грунта, смягчения уклонов и т. п. применительно к требованиям планировки и застройки городов (см. Инженерная подготовка).

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПОЯСНОСТЬ, вертикальная зональность, закономерная смена природных явлений, происходящая с изменением высоты в горах. См. Высотная поясность.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ РЕФРАКЦИЯ, см. Рефракция в астрономии.

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ КОРЫ, движения земной коры, вызывающие перемещение земной поверхности в перпендикулярном направлении к ней, т. е. параллельном радиусу Земли (поэтому они иногда ещё наз. радиальными). Обычно именуются колебательными движениями земной коры.

"ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ПРОФСОЮЗЫ", наименование 26 испанских отраслевых профсоюзов, построенных по корпоративному принципу: каждый профсоюз включает и предпринимателей, и инженерно-технич. работников, и рабочих данной отрасли произ-ва. Входят в Нац. синдикалистскую конфедерацию (осн. в 1940). Деятельность "В. п." направляет проф. бюрократия, тесно связанная с пр-вом. Высший представитель организации "В. п." на предприятии - предприниматель. С нач. 1960-х гг. система "В. п." была подорвана возникновением рабочих комиссий, оппозиционных франкистскому режиму и заменяющих во время острых трудовых конфликтов офиц. органы корпоративных профсоюзов.

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ УГЛЫ пары углов с общей вершиной, образуемые при пересечении двух прямых так, что стороны одного угла являются продолжением сторон другого. Нарис. две [0441-1.jpg""122""122""122""27][0441-2.jpg""160""160""160""73]

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ДРЕНАЖ, см. Дренаж сельскохозяйственных земель.

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ КРУГ, астрономия, инструмент для определения из наблюдений зенитных расстояний небесных светил, служащих материалом для вычисления их склонений (см. Небесные координаты), а также географических координат места наблюдения. Оптическая труба инструмента для наведения на светило может вращаться вокруг горизонтальной оси. Точный разделённый круг, насаженный на эту же ось, предназначен для измерений вертикальных углов. Поворотом вокруг вертикальной оси весь инструмент может быть установлен в любом вертикале, однако обычно В. к. используется для наблюдений в меридиане. Наблюдения на В. к. ведут гл. обр. при составлении абсолютных каталогов склонений звёзд. Идея В. к. предложена в 19 в. основателем Пулковской обсерватории В. Я. Струве. Первый В. к. установлен в Пулкове в 1839. В 1962 на Пулковской обсерватории создан фотографич. В. к., процесс наблюдений на к-ром в значит, степени автоматизирован.

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ТЕЛЕСКОП, см. Башенный телескоп.

ВЕРТИШЕЙКА (Jynx torquilla), птица сем. дятловых (Picidae). Дл. ок. 20 см. В отличие от дятлов, В. древесину долбить не может; перья хвоста мягкие. Распространена в Европе, Азии и Сев.-Зап. Африке. В СССР - в смешанных и широколиств. лесах и парках, на С.- до 62-640 с. ш. Перелётная. К размножению приступает с мая; гнездится в дуплах, искусств, гнездовьях, реже в норах; в кладке 6-12 яиц. В., потревоженная в гнезде, вытягивает шею и вертит ею (отсюда назв.), издавая шипение. Питается насекомыми, гл. обр. муравьями, собирая их на муравейниках.

[0441-3.jpg""116""116""116""196]

Лит.: Птицы Советского Союза, под ред. Г. П. Дементьева и Н. А. Гладкова, т. 1, М., 1951.

ВЕРТЛУГ (trochanter), один из члеников ноги членистоногих, подвижно соединяющий тазик с бедром или предбедром (у трилобитов). У многоколенчатых, губоногих многоножек, стрекоз и нек-рых др. В. двухчлениковый.

ВЕРТЛЮГ, соединительное звено двух частей механизма (или звеньев цепи), позволяющее каждой из них вращаться вокруг своей оси, напр. звено между подъёмным механизмом и буровым инструментом при бурении скважин.

ВЕРТЛЯНИЦА (Monotropa), род многолетних травянистых растений сем. верт-ляницевых. Невысокие бесхлорофиль-ные сапрофитные (питающиеся мёртвым органич. материалом) растения с сочным беловатым или желтоватым стеблем, несущим редуцированные чешуевидные листья. Сильно разветвлённая подземная часть снабжена микоризой. В роде 4 - 5 видов, растущих в лесах Вост. Азии и Америки. В СССР один вид (М. uni-flora), обитающий в хвойных и хвойно-шнроколиств. лесах Д. Востока. Ранее виды рода В. часто объединяли с родом подъельник и относили к сем. грушанковых.

ВЕРТОВ Дзига (наст, имя и фам.- Денис Аркадьевич Кауфман) [21.12. 1895 (2.1.1896), Белосток,- 12.2.1954, Москва], советский кинорежиссёр-документалист. Один из основателей мирового и советского документального кино. В первые годы Советской власти работал в отделе кинохроники Московского кинокомитета. Руководил работой операторов-хроникёров, на материале Гражданской войны создал фильмы: "Годовщина революции" (1919), "Агитпоезд ВЦИК" (1921), "История гражданской войны" (1922). Основатель тематич. документ, киножурнала "Киноправда" (1922-25), в к-ром новаторски разрабатывал принципы хроникальной съёмки, впервые применил в документальном кино приёмы монтажного сопоставления. Лучшим достижением "Киноправды" был выпуск "Ленинской киноправды"(№ 21).

В. выступил с рядом теоретич. статей и манифестов, в к-рых дал теоретич. обоснование метода "Киноглаза".

Основная заслуга В. заключается в новаторской разработке им основ документального кино как образной кинопублицистики. В фильме "Шагай, Совет!" (1926) с помощью монтажных сопоставлений В. создаёт документальный образ Москвы, возрождающейся после разрухи и голода, в "Шестой части мира" (1926) дан поэтич. образ Сов. Родины. В "Энтузиазме" ("Симфония Донбасса"), первом звуковом фильме В. (1930), тема социалистич. строительства разработана зрительными и звуковыми средствами. Фильм В. "Три песни о Ленине" (1934) - лучшее произведение сов. образной кинопублицистики. Творческое и теоретич. наследие В. оказало большое влияние на развитие сов. и зарубежного документ, кино. Награждён орденом Красной Звезды и медалями.

Соч.: Статьи, дневники, замыслы, М., 1966. Лит.: Абрамов Н. П., Дзига Вертов, М., 1962 (см. библ. и фильмографию).

Н. П. Абрамов.

ВЕРТОЛЁТ, летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальными взлётом и посадкой, подъёмная сила в к-ром создаётся одним или неск. (чаще двумя) несущими винтами. Слово "вертолёт" введено вместо иностр. "геликоптер". В. взлетает вертикально вверх без разбега и совершает вертикальную посадку без пробега, неподвижно "висит" над одним местом, допуская поворот вокруг вертикальной оси в любую сторону, производит полёт в любом направлении со скоростями от нуля до максимальной. При вынужденной остановке двигателей в полёте В. может совершить планирующий спуск и посадку, нслользуя самовращение (авторотацию) несущих винтов. Во избежание срыва потока с лопастей и для увеличения скорости полёта нек-рые В. имеют небольшое крыло, разгружающее несущие винты.

В зависимости от способа уравновешивания реактивного момента несущего винта различают В.: одновинтовые (с хвостовым винтом или с реактивным приводом несущего винта), двухвинтовые (соосные; продольной схемы; с перекрещивающимися осями несущих винтов; С поперечным расположением несущих винтов, или поперечной схемы) и многовинтовые. Из них получили распространение В.: одновинтовые с хвостовым винтом (без крыла и с крылом); двухвинтовые соосные (рис. 1) и В. продольной схемы.
[0441-4.jpg""484""484""484""220]

Рис. 1. Компоновочная схема двухвинтового соосного вертолёта Ка-18: 1 - лопасти несущих винтов; 2 - носовая часть фюзеляжа; 3 - приборная доска; 4 - педали путевого управления; 5 - приёмник воздушного давления; 6 - переднее шасси; 7 - подножка; 8 - кресла; 9 - передний бензиновый бак; 10 - главное шасси; 11 - задний бензиновый бак; 12 - радиооборудование; 13 - хвостовая балка; 14 - хвостовая опора; 15 - вертикальное оперение; 16 - стабилизатор; 17 - двигатель; 18 - колонка несущих винтов; 19 - рычаг управления двигателем и несущими винтами; 20 - ручка продольно-поперечного управления.
[0441-5.jpg""267""267""267""238]

Рис. 2. Схема автомата перекоса.

В. любой схемы состоит из планёра, аналогичного самолётному (фюзеляж, шасси, органы управления, электро-, радио- и навигационное оборудование и т. д.), винтовой несущей системы (несущих винтов), двигательной (силовой) установки (см. Вертолётный двигатель), трансмиссии (привода). Одновинтовые В. с механич. приводом, кроме того, имеют хвостовой винт и систему управления им.

Подавляющее большинство конструкций несущих винтов В. выполнено с шарнирной подвеской лопастей. Такая подвеска даёт возможность лопастям совершать маховое движение, обеспечивающее балансировку В. во всём диапазоне скоростей полёта. В то же время маховое движение лопастей ставит предел увеличению скорости полёта В. св. 350 - 370 км/ч из-за срыва потока на них. В 1965 появились В. амер. фирмы "Лок-хид" с бесшарнирными полужёсткими винтами, у к-рых маховое движение концов лопастей осуществляется вследствие упругого изгиба лопастей. В 60-е гг. 20 в. начались разработки конструкций жёстких винтов, у к-рых практически устранено маховое движение. Такие винты могут быть применены только в двухвинтовой соосной системе, обеспечивающей балансировку и управление В. Жёсткие соосные винты, не имея срыва потока, позволят довести скорость полёта до 500-600 км/ч. Основные три типа конструктивного выполнения лопастей - смешанная конструкция со стальным трубчатым лонжероном; цельнометаллич. конструкция с прессованным из алюминиевого сплава лонжероном; цельносте-клопластиковая лопасть. Аэродинамич. компоновка лопасти зависит от назначения В. и определяется условиями взлёта, значением макс, скорости конца лопасти при макс, скорости полёта.

Управление несущими винтами состоит из двух систем: циклического управления шагом лопастей и управления общим шагом лопастей. Циклич. управление шагом лопастей выполняется автоматом перекоса, изобретённым Б. Н. Юрьевым в 1911. Автомат перекоса (рис. 2)

расположен на оси винта и состоит из двух колец, подвешенных на кардане к неподвижной опоре. Внутр. кольцо соединено с тягами продольного и поперечного управления; внеш. кольцо - с тягами, управляющими лопастями. Под действием тяг управления внутр. кольцо автомата перекоса наклоняется, вызывая синусоидальное изменение углов установки лопастей в осевом шарнире и появление горизонтальной составляющей тяги несущего винта, к-рая вызывает поступательное движение В. и наклоняет его в сторону движения. Управление общим шагом лопастей осуществляется одновременным поворотом их в осевом

шарнире относительно продольной оси лопасти посредством рычагов и тяг и служит для изменения вертикального режима полёта: при одновременном увеличении угла установки всех лопастей В. поднимается; при одновременном уменьшении углов - опускается. Продольное и поперечное управление В. осуществляется через автоматы перекоса; путевое управление - изменением шага лопастей хвостового винта (на одновинтовых В.) или одновременным изменением общего шага лопастей в противоположных направлениях (на соосных В.). При переходе на режим безмоторного планирования (режим самовращения несущих винтов) опусканием рычага общего шага уменьшают угол установки лопастей до 3-50.

Наибольшего развития вертолётострое-ние достигло в СССР (научно-конструкторские коллективы под руководством М. Л. Миля и Н. И. Камова), в США (фирмы "Сикорский", "Боинг", "Белл", "Каман"), Франции ("Сюд-авиасьон"), Англии ("Уэстленд") и Италии ("Агу-ста"). В. широко применяют в нар. х-ве СССР: на работах по борьбе с с.-х. вредителями и болезнями садов, виноградников и ценных технич. культур, а также по подкормке посевов (Ка-15, Ка-26, Ми-1, Ми-2); для транспортных (Ми-4, Ми-6) и пассажирских (Ми-8) перевозок; при проведении геологоразведочных работ (Ка-26); для гравиметрии, съёмки (Ка-18); для разведки ледовой обстановки (Ми-1, Ка-15); для патрулирования линий высокого напряжения, газо- и нефтепроводов (Ка-18, Ка-26); для перевозки и монтажа крупногабаритного оборудования, установки мачт и др. монтажных работ (Ми-10); для санитарных и спасат. работ (Ка-18) и т. д.

В. входят в состав вооружённы