БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

-цессуальным законом.

Следств. и суд. В. делятся на общие и частные. Общая В. относится к предмету доказывания по уголовному делу в целом, в частности содержит предположение о наличии (отсутствии) события преступления и о виновных в нём лицах.. Частная В. относится к отд. сторонам и элементам предмета доказывания, содержит предположение об отд. сторонах исследуемого события (напр., о мотиве преступления, его месте, времени, орудии и т. д.). Соотношение между общей и частной В. по уголовному делу отражает объективно существующую связь между целым, к-рое призвана объяснить общая В., и частью этого целого, к-рое призвана объяснить частная В.

В процессе расследования либо суд. разбирательства уголовного дела по каждому из элементов (или фактов) предмета доказывания, а равно по всей их совокупности могут быть выдвинуты В. противоположного характера (напр., о наличии или об отсутствии события преступления; о наличии или об отсутствии отягчающих вину обстоятельств и т. д.). Они могут быть выдвинуты любым участником производства по уголовному делу и в случае обоснованности включаются следователем и судом в круг В., подлежащих проверке. Все имеющиеся по делу В., независимо от того, кто их выдвинул, должны проверяться полно, всесторонне, объективно.

В., выдвигаемые в процессе предварит, и суд. следствия, позволяют определить, какие следств. либо суд. действия и в каком порядке целесообразно проводить, т. е. позволяют определить общее направление производства по делу.

Суд. В. органически связаны со следственными, но имеют свою специфику. С точки зрения суда вывод следователя о виновности обвиняемого составляет лишь В. обвинения, к-рая подлежит проверке судом в условиях суд разбирательства. Специфика суд. В. в том и состоит, что суд не ограничивается этой В., а наряду с ней обязательно проверяет и контрверсию - т. е. В., прямо противоположную В., выдвинутой обвинением. Суд проверяет также, были ли исследованы до конца все вытекающие из обстоятельств дела В., противоречащие выводам следствия, в частности В., выдвинутые обвиняемым или вытекающие из его показаний, содержащиеся в ходатайствах и заявлениях участников производства по делу и т. д. Кроме того, суд проверяет под-тверждённость доказательствами В., положенной в основу обвинения. Характер достоверного объяснения фактов, составляющих предмет доказывания, приобретает лишь та В., к-рая объективно подтверждена в ходе следств. и суд. проверки и полностью исключает все другие объяснения. С. Г. Новиков.

ВЕРСИЯ, грамматическая категория глагола, обозначающая отношение действия к его субъекту или косв. объекту (преим. предназначенность действия). Встречается в кавказских (картвельских, абхазско-адыгских), семитских, по-видимому, в отдельных индоевроп. и некоторых др. языках. В картвельских языках различаются субъектная, объектная и нейтральная В.: ср. груз, i-senebs- "строит для себя", u-senebs-"строит для него", a-senebs- "строит (вообще)". Внутри категории В. возможны и более дробные противопоставления. В нек-рых языках В. нечётко отграничена от залога.

Лит.: Шанидзе А. Г., Глагольные категории акта и контакта на примерах грузинского языка, "Изв. АН СССР. Отделение языка и литературы". 1946, т. 5, в. 2.

ВЕРСТА, старая рус. мера длины (путевая), упоминаемая в лит. памятниках с 11 в. Величина В. неоднократно менялась в зависимости от числа сажен, входивших в неё, и величины сажени. С кон. 18 в., до введения метрич. системы мер, 1 В. = 500 саженям = 1,0568 км.

ВЕРСТАК (от нем. Werkstatt - мастерская), рабочий стол с приспособлениями для обработки вручную изделий из металла, дерева и др. материалов. Различают В. одноместные и многоместные. В. делятся на слесарные - для обработки изделий из металлич. и др. материалов и столярные - для обработки деревянных изделий.

Слесарный В. - устойчивый, прочный металлический каркас с деревянной крышкой толщиной 40-60 мм, имеющий 3-сторонние борта. Крышка покрывается листовым железом толщиной 1-1,5 мм, фанерой, листовым текстолитом, а для выполнения лекальных и др. точных работ - линолеумом.

Столярный В. - стол, состоящий из подверстачья и крышки. Подверстачье обычно изготовляют из мягкой древесины (сосны). Оно имеет 2 стойки, связанные между собой продольными брусками. Крышку делают из сухой древесины твёрдой породы (дуба, бука и др.) толщиной 60-80 мм и покрывают олифой.

На В. располагают необходимые инструменты, приспособления, материалы, детали, техническую документацию. Одноместные В. имеют вые. 0,8-0,9 м, шир. 0,7-0,8 м, дл. 1,2-1,5 м. Двухместные и многоместные слесарные В. соответственно увеличены по длине. Для хранения инструментов и документации В. оборудуются ящиками, разделёнными на неск. ячеек. Удобны в работе В. с регулируемой в пределах 50 - 250 мм высотой.

Лит.: Косяченко А. П. и Мол-чан И. А., Слесарное дело, 2 изд., М.- К., 1960; Макиенко Н. И., Слесарное дело, 2 изд., М., 1962. А. Ф. Можейко.

ВЕРСТАНИЕ, в Русском государстве 16-17 вв. зачисление дворян, детей боярских, а также городовых казаков на воен. службу с одноврем. назначением земельного (поместье) и денежного жалованья. В 16-1-й пол. 17 вв. служба "новиков" (подростков дворян и боярских детей) начиналась с 15 лет, с сер. 17 в.- с 18 лет. При В. также проверялась боевая подготовка старых служилых людей и брались на учёт недоросли.

Лит.: Чернов А. В., Вооруженные силы Русского государства в XV-XVII вв., М., 1954.

ВЕРСТАТКА, инструмент, применяемый в типографиях при ручном наборе текста. В.- металлич. пластинка с двумя неподвижными бортами, расположенными под прямым углом, и одной передвижной стенкой, устанавливаемой в различных положениях в зависимости от длины набираемой строки. При наборе в В. вставляют литеры, образующие слова и строки.

ВЁРСТКА, 1) полиграфич. процесс изготовления печатной формы, заключающийся в составлении страниц (полос) определённого формата из гранок набранного текста, элементов оформления и др. При подготовке и в результате В. определяются количество страниц в издании, строк на странице, расположение заголовков, иллюстраций, титульных элементов, справочных материалов, размеры пробелов (спусков) на начальных страницах и др.

В. производится в типографии по макетам издательства или по разметкам на оттисках гранок набора и клише; при выпуске изданий по безграночному методу В. выполняется по разметке на оригинале (рукописи); при В. по оригиналу-макету последний поступает в типографию в виде постраничного макета с точным и окончат, расчётом, с разметкой всех материалов. В изданиях, к-рые печатаются способом плоской (офсет) и глубокой печати, нек-рые элементы В. уточняются в процессе монтажа негативов и диапозитивов текста и иллюстраций, но и в этом случае композиция определена ранее составленным макетом.

Гл. задача В.- выявление логич. структуры текста, обеспечение удобочитаемости и необходимых пропорций страниц н издания в целом. Текст верстается в одну,а также в две, три и более колонок. Особые требования предъявляются к В. текста с иллюстрациями, к-рые должны располагаться возможно ближе к иллюстрируемому тексту. Каждая иллюстрация должна быть поставлена с таким расчётом, чтобы страницы и развороты были уравновешенными п организованными.

Существует несколько основных схем В. иллюстраций: открытая - иллюстрации ставятся по верх, или ниж. краю полосы; закрытая - иллюстрации ограничены текстом сверху и снизу; глухая- иллюстрации окружены текстом со всех сторон, а также В. с размещением иллюстраций на полях или с частичным выходом их в поле.

В. должна отвечать ряду требований: конструктивно-композиционным - обеспечивать макс, удобство пользования изданием, наглядно выявлять структуру и композицию, определять значимость и соподчинённость всех компонентов; экономическим - предусматривать компактное расположение материалов, при к-ром достигается высокий процент использования площади бумаги; производственно-техническим - соответствовать особенностям производства, его технологии и оборудованию; эстетическим - обеспечивать выразительность внутр. формы издания, красоту пропорции, гра-фич. единство всех элементов оформления.

В последние годы при макетировании изданий стали применять принципы художественого-технпч. конструирования, построения изданий по модульной системе, при к-рой размеры и расположение элементов определяются математически.

В. журналов и газет имеет свою специфику, вытекающую из требований оперативности, из структуры материалов - многочисленные, краткие и разнородные тексты и иллюстрации. Задача В. журнала - оформить материал номера в композиционно законченном виде, отделить один материал от другого и вместе с тем сохранить графич. п логич. связь всех элементов. Печатание журналов способом офсетной и глубокой печати позволяет свободнее использовать площади разворотов, разнообразнее размещать материал и даёт относительно более доступное использование цвета. В. газет отличается большим разнообразием размещения материалов с учётом их оперативности, выделением наиболее ответственных статей, расположением текста на определённых, привычных для читателя местах. Большие статьи, очерки, рассказы иногда верстают т. н. подвалом - они занимают все колонки внизу газетной полосы. В разных газетах В- строится по-разному, но во всех случаях необходимо обеспечить компактность размещения материалов, сохранение композиционного единства отдельных газетных полос и номера в целом.

Лит.: Пахомов В., Книжное искусство, т. 1, М., 1961; Бельчнков И. Ф., Техническое редактирование книг и журналов, М., 1968; Технологические инструкции по наборным процессам, М., 1969.

Г. В. Алямовская.

ВЕРСТОВСКИЙ Алексей Николаевич [18.2(1.3). 1799, имение Селиверстово Тамбовской губ., - 5(17).11.1862, Москва], русский композитор и театр, деятель. С 9 лет выступал в концертах в Уфе. В 1816 переехал в Петербург, занимался у Дж. Филда и Д. Штейбельта (фп.), Ф. Бёма и Л. Маурера (скрипка), брал также уроки пения, композиции. В 1823 поселился в Москве, в течение 35 лет занимал ведущее положение в её театр, жизни. С 1825 инспектор музыки, с 1830 инспектор репертуара имп. моек, театров. В 1848-60 управляющий конторой Дирекции имп. моек, театров. В. способствовал повышению художеств, уровня спектаклей, обогащению репертуара, уделял большое внимание подбору и воспитанию актёров, оркестровых музыкантов.

В творчестве композитора центр, место занимают муз.-сценич. произведения. В.- один из основоположников жанра рус. оперы-водевиля; он написал более 30 опер-водевилей, в т. ч. "Бабушкины попугаи" (текст Н. И. Хмельницкого, 1819), "Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом" (текст А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского, 1824), "Две записки, или Без вины виноват" (совм. с А. А. Алябьевым, текст А. И. Писарева, 1827). Работа В. над водевилями подготовила его оперное творчество. В созданных композитором 6 операх - "Пан Твардовский" (1828), "Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев" (1832), "Громобой" (1854, пост. 1857) и др.- нар. рус. начало сочетается с романтизированной театр, фантастикой. Лучшая из опер В.- "Асколь-дова могила" (1835) благодаря яркости муз.-сценич. образов, доходчивости музыки, построенной на бытовом роман-сово-песенном материале, завоевала огромную популярность. Эта опера - значит, явление рус. музыки 1-й пол. 19 в. В творчестве В. высокого развития достиг жанр рус. вокальной баллады. Лучшие из его баллад - "Чёрная шаль" (слова А. С. Пушкина), "Бедный певец" и "Ночной смотр" (слова В. А. Жуковского) и др.- отличаются яркой театральностью (исполнялись на сцене в виде театрализованных представлений в сопровождении оркестра).

В. принадлежит статья "Отрывки из истории драматической музыки", напечатанная в "Драматическом альбоме для любителей театра и музыки" (1826, изд. В. совм. с А. И. Писаревым). В. издал также два "Музыкальных альбома" (на 1827, на 1828).

Лит.: Серов А. Н., А. Н. Верстовский и его значение для русского искусства, в его кн.: Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895; Финдейаен Н., А. Н. Верстовский, ("Ежегодник императорских театров". Сезон 1896-1897 гг., прилож. 2, СПБ, 1898 (имеется отд. оттиск); Асафьев В., Композитор из плеяды славяно-российских бардов: Алексей Николаевич Верстовский, "Советская музыка", 1946, № 8 - 9; Левашева О., А. Н. Верстовский. (К 150-летию со дня рождения), там же, 1949, №6; Доброхотов Б., А. Н. Верстовский. Жизнь, театральная деятельность, оперное творчество, М-- Л., 1949.

ВЕРТ (Werth) Александр (4.2.1901, Петербург,-5.3.1969, Париж), английский журналист и публицист. В 1917 вместе с семьёй выехал в Великобританию (отец В. англичанин, мать русская). В 1922 В. окончил ун-т в Глазго. В 1924 начал заниматься журналистикой. Сотрудничал в прессе Великобритании, США, Франции и ряда др. стран. Длительное время работал в Париже. В 1941-48 был московским корреспондентом ряда англ, газет в (до 1946) Би-Би-Си. Непосредственноезнакомство с жизнью сов. народа в годы Великой Отечеств, войны 1941-45 послужило В. основой для написания кн. "Россия в войне. 1941-1945" (1964, рус. пер. 1967). Перу В. принадлежат также работы "Франция. 1940-1955" (1956, рус. пер. 1959), "Америка сомневается" (1959) и др.

Со ч .: Last Days of Paris, L., 1940; Moscow, 41, L., 1942; Leningrad, L., 1944; The year of Stalingrad, L., 1946; De Gaulle, [L., 1965]. Л. В. Крылов.

ВЁРТ (Worth), город в Эльзасе (Франция), в районе к-рого 6 авг. 1870 в начале франко-прусской войны 1870-71 произошло сражение между группой войск ген. М. Э. Мак-Магона (38 тыс. чел., 140 орудий) и 3-й армией принца Фридриха Вильгельма (140 тыс. чел., 480 орудий). Немцы, наступавшие в лоб в густом построении, потеряли св. 10 тыс. чел., но благодаря численному превосходству одержали победу. Французы потеряли 4 тыс. убитыми и ранеными и св. 9 тыс. пленными, после чего отступили к Шалону на Марне, дав возможность немцам обойти с Ю. армию А. Ф. Базена у Меца.

ВЕРТЕКС (лат. vertex - центр вращения неба, от verto - поворачиваю), точка небесной сферы, к к-рой преим. направлены пекулярные движения звёзд. Наблюдаются две такие точки (диаметрально противоположные на небесной сфере) с галактическими координатами: l=3440, b =-10 и t = 1640, b = 10.

ВЕРТЕП (старослав. и др.-рус.- пещера), 1) старинный народный кукольный театр, возникший на Украине в 17 в. и распространившийся по России в 18 - 19 вв. Близок русскому Петрушке и белорусской батлейке. Устроителями и исполнителями В. были воспитанники духовных училищ и семинарий. Представлял собой двухъярусный ящик или макет небольшого дома, разделённого на 2 этажа. Вертепщик по прорезям приводил в движение кукол, прикреплённых к проволоке. В верх, ярусе разыгрывались сцены религиозно-библейского содержания (рождение Христа, поклонение волхвов, избиение младенцев); в ниж. ярусе - интермедии, включавшие сатирич. рассказы, анекдоты, в к-рых удалые запорожцы, сметливые крепостные противостояли польским панам, священникам-униатам, рус. дворянам. Представления В. пользовались успехом в народе. 2) Слово "В." употребляется также для обозначения трущобы, притона.

Лит.: Йосипенко М., Народний ляльковий театр "Вертеп", "Театр", К., 1937, № 1.

"ВЕРТЕПНИКИ", кружок разночинской интеллигенции - учителей и студентов Моск. ун-та, существовавший в 1855-58. В него входили: П. Н. Рыбников (фольклорист), М. Я. Свириден-ко (идейный руководитель кружка, в нач. 60-х гг. близкий к "Земле и воле"), А. А. Козлов (впоследствии философ-идеалист), Н. А. Потехин (в дальнейшем драматург), А. А. Котляревский (филолог), П. С. Ефименко (этнограф) и др. В спорах со славянофилами (А. С. Хомяков) под влиянием запрещённой лит-ры (А. И. Герцен, Л. Фейербах, П. Прудон, Ш. Фурье) в кружке складывались демократич. и утопич. социалистич. воззрения. В 1859, после ареста Рыбникова и ссылки его в Петрозаводск, др. члены кружка "В." были взяты под надзор полиции и он прекратил существование.

Лит.: Клевенский М. М., "Вертепники", "Каторга и ссылка", 1928, № 10; Елисеев Г. 3., Соч., т. 1, М., 1894, с. 670-71; Аскольдов С.. А. А. Козлов, М., 1912; Литературные салоны и кружки, М.- Л., [1930].

ВЕРТЕШСЁЛЁШ (Vertesszolos), стоянка начала древнего палеолита в 50 км к 3. от Будапешта (Венгрия). Открыта М. Печем в 1962. Раскапывалась Л. Вертешем в 1963-67. Принадлежит к древнейшим археол. памятникам Европы (миндельское время). Обнаружены остатки костров, кости ископаемых животных, убитых человеком, неск. тысяч примитивных кам. изделий-отщепов и мелких галечных орудий (ручные рубила отсутствуют). Найдены обломки черепа человека, близкого си-нантропу.

Лит.: Бадер О. Н., Международный симпозиум по проблеме селета в Венгрии, "Советская археология", 1968, .№ 1; Кretzоi М. and Vёrtes L., Upper Biharian (Intermindel) pebble-industry occupation site in Western Hungary, "Current antropology", 1965, v. 6, № 1. П. И. Борисковский.

ВЕРТИКАЛ (от лат. verticalis - отвесный), большой круг небесной сферы, проходящий через зенит и данную точку на сфере. В., проходящий через точки севера и юга, наз. небесным меридианом, через точки запада и востока - первым вертикалом. См. Небесные координаты.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЗОНАЛЬНОСТЬ, закономерная смена природных явлений, происходящая с изменением высоты в горах. См. Высотная поясность.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ, объединение в единый технологич. процесс всех или осн. звеньев произ-ва и обращения, от выращивания с.-х. продуктов до реализации готовой продукции под контролем одного центра - пром., банковской или торг, монополии. При В. и. контролируются все стадии произ-ва и сбыта. В. и.- одно из распространённых явлений в агр. экономике высокоразвитых капиталистич. стран, характеризующее сращивание с. х-ва с пром-стью, подчинение фермерского произ-ва крупным пром. и торг, фирмам. Интегрированные с.-х. предприятия широко внедряют научно-технич. достижения в области механизации, электрификации, химизации, мелиорации, агрономии и генетики. В. и. усиливает дальнейший рост концентрации и централизации произ-ва и капитала в с. х-ве, приводит к монополизации произ-ва и сбыта ряда с.-х. товаров; она приносит монополиям огромные сверхприбыли, ведёт к усилению их господства в с. х-ве. Тем самым В. и. обостряет со