БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ушёл с поста президента и передал свои полномочия командующему армией ген. Яхья Хану.

АЙЮБИДЫ, Эйюбиды, династия на Бл. Востоке, осн. в Египте в 1171 Салал;-ад-дином (Саладином) после падения Фатимидов. Получила назв. по имени Айюба ибн Шади, отца Салах-ад-дина. Различные ветви А. правили в 12-13 вв. в Египте, Сирии (Дамаске, Халебе, Хомсе), Месопотамии и Юж. Аравии. Египетские А. были главными организаторами борьбы с крестоносцами. Рост воен.-политич. влияния мамлюков и ди-настийные распри ослабили А.; их основная, египетская, ветвь пала в 1250 в результате мамлюкского заговора.

Н. А. Иванов.

АЙЮВА, река в Коми АССР, прав, приток р. Ижмы (басе. Печоры). Дл. 193 км, пл. басе. 2950 км2. Берёт начало с вост. отрогов Тиманского кряжа; течёт среди болот и лесов. Питание смешанное, с преобладанием снегового.

АЙЯ, мыс на Юж. берегу Крыма, в 13 км на Ю.-В. от Балаклавы. Представляет собой отвесно обрывающийся к Чёрному морю край Главной гряды Крымских гор.

АЙЯ ДЕ ЛА ТОРРЕ (Haya de la Torre) Виктор Рауль Lp- 22.2.1895, г. Трухильо (Перу)], перуанский политич. деятель и социолог. В студенч.годы боролся против диктатуры Легия-и-Сальседо [1919- 1930], за что был выслан из страны. В 1923-31 находился в эмиграции. В 1924 был.одним из основателей партии Американский народно-революционный альянс (АПРА), представлявшей блок бурж. и мелкобурж. элементов. В 1945- 1948, занимая пост министра без портфеля, играл видную роль в правительстве президента Бустамапте. После неудачной попытки апристов организовать восстание (1948) пользовался правом убежища в одном из иностр. посольств, в 1954 эмигрировал из страны, но вскоре вернулся. В 1962 и 1963 выставлял свою кандидатуру на пост президента. Создал теорию искусственно сконструированных им обособленных зон человеч. общества с якобы исключит, законами развития для каждой; эта теория связывается им с утверждением, будто империализм в зависимых странах играет прогрессивную роль.

АЙЯМ АЛЬ-АРАБ (букв.- дни арабов), один из жанров раннего арабского эпоса, описывающего межплеменные и внутри-племенные войны, похождения героев. Складывался у бедуинов Аравии с 5 в. до сер. 7 в. Отдельные А. аль-А. представляют собой прозаич. рассказы, в к-рые включены стихи, приписываемые героям. Рано началось объединение отд. А. аль-А. в циклы: "Война Басус","Война Абс и Зубьян" и др., дошедшие до нас в записях араб, филологов 8-10 вв.; напр., Абу Убайда Мамар ибн Мутанна составил сб. из 1200 произв. Известно (иногда только по названию) ок. 300 А. аль-А., рассеянных в различных соч. и комментариях к поэтич. полемике Джарира и аль-Фараздака, комментариях аль-Муфаддаля (8 в.) к сб. араб, поэтов и др. Жанр А. аль-А. оказал влияние на зарождавшуюся араб. ист. лит-ру.

АКА ГЮНДЮЗ (Aka Giinduz; псевд.; наст, имя Энис Авни) (1885-7.11. 1958), турецкий писатель. Сын военного. Участник младотурецкой революции 1908. Был депутатом Великого нац. собрания (1932-46). Автор романов, рассказов, пьес и публицистич. статей. Большое место в его творчестве занимает изображение тур. крестьянина с характерной идеализацией быта и нравов. В более поздних книгах нашла отражение тема нац.-освободит, борьбы тур. народа: романы "Звезда Дикмена" (1928), "Неизвестный солдат" (1930), "Дочери этой земли" (1935), "Мачеха" (1933). Последние два романа посвящены социально-этич. проблемам, положению женщины, воспитанию молодёжи. Творчество А. Г. сыграло значит, роль в демократизации тур. лит. языка.

Лит.: Алькаева Л. О., Очерки по истории тур. лит-ры 1908 - 1939 гг., М., 1959; Uraz Murat, Aka Giinduz. Hayati sanati, eserleri. 1st., 1938; Nесatigil B., Edebiyatimizda isimler soz-lugii, 1st., 1967.

АКАБА, залив Красного м., между п-овами Аравийским и Синайским. Дл. 180 км, шир. до 28 км, глуб. до 1828 м. Отделён от Красного м. подводным порогом глуб. до 958 м. Порт - Акаба (Иордания).

АКАБА, Эль-Акаба, город на IO. Иордании. 9,7 тыс. жит. (1964). Единственный порт на побережье Акаб-ского зал. Красного м., узел шосс. и караванных дорог. Вывоз фосфатов. Мор ские промыслы. Рыболовство. Ремесленное произ-во.

АКАБОРИ Сиро (р.20.10.1900), японский химик-органик и биохимик, чл. Япон. АН, иностр. чл. АН СССР (1966). Окончил ун-т Тохоку (192.Э), совершенствовался в Европе и США в облает" орга-нич. химии. С 1935 преподавал химию в ун-те Осака (с 1938 проф.); в 1958 организовал Ин-т белка при этом ун-те и был первым его директором. С 1966 ректор Осакского ун-та, президент Япон. биохимии, об-ва. С 1967 президент ин-та физич. и хнмич. исследований. Известны работы А. "Развитие органической химии", "Аминокислота и белок" и др.

"ACADEMIA", советское издательство. Осн. в 1922 в Петрограде как частное, затем преобразовано в изд-во при Гос. ин-те истории иск-в в Ленинграде. После перевода в Москву в 1938 слилось с Гослитиздатом. Председателем ред. совета "А." был М. Горький. С кон. 20-х гг. изд-во выпускало серии книг: "Сокровища мировой литературы", "Классики мировой литературы", "Памятники литературного, общественного, художественного быта и искусства", а также памятники лит-ры народов СССР и др. Издания "А." обычно сопровождались вступит, статьями, науч. комментариями, отличались высокой культурой полиграфнч. оформления.

АКАДЕМИЗМ (франц. academisme) в изобразительном искусстве, направление, сложившееся в художеств, академиях 16-19 вв. (см. Академии художественные) и основанное на догматич. следовании внешним формам классич. иск-ва. А. способствовал систематизации художеств, образования, закреплению классич. традиций, к-рые им превращались, однако, в систему "вечных" канонов и предписаний. Считая совр. действительность недостойной "высокого" искусства, А. противопоставлял ей вневременные и вненац. нормы красоты, идеализированные образы, далёкие от реальности сюжеты (из античной мифологии, Библии, древней истории), что подчёркивалось условностью и отвлечённостью моделировки, цвета и рисунка, театральностью композиции, жестов и поз. Являясь, как правило, офиц. направлением в дворянских и бурж. гос-вах, А. обращал свою идеалистич. эстетику против передового нац. реалистич. иск-ва.

А. возник в кон. 16 в. в Италии. Бо-лонская школа, выработавшая правила подражания искусству античности и Высокого Возрождения, а также франц. А. 2-й пол. 17-18 вв. (Ш. Лебрен и др.), усвоивший ряд принципов и приёмов классицизма, послужили образцом для многих европ. и амер. художеств, академий. В 19 в. А. (возглавлявшийся А. Ка-новой в Италии, Д. Энгром во Франции, Ф. А. Бруни в России), опираясь на вы-холощ. традицию классицизма, вёл борьбу с романтиками, реалистами и натуралистами, но сам воспринимал внешние стороны их методов, перерождаясь в эк-лектич. салонное искусство. Под ударами реалистов (в т. ч. рус. передвижников) и бурж.-индивидуалистич. оппозиции А. распадался и лишь отчасти сохранился в кон. 19 в. и в 20 в. в ряде стран, гл. обр. в обновлённых формах неоклассицизма.

Термин "А." понимается и расширительно - как любая канонизация, обращение в непреложную норму идеалов и принципов иск-ва прошлого. В этом смысле говорят, напр., об А. нек-рых школ эллинистич. и др.-рим. скульптуры (канонизировавших наследие др.-греч. классики) или ряда художников новейшего времени, стремившихся возродить концепции исторически изживших себя школ и направлений.

Лит. см. при статье Академии художественные. А. М. Кантор.

АКАДЕМИИ АРХИТЕКТУРНЫЕ, высшие научные учреждения в области архитектуры, объединяющие крупнейших мастеров архитектуры; играют роль научно-творческих центров и одновременно являются высшими художеств, школами. Первая А. а. возникла во Франции в 1671 (Королевская академия архитектуры) в связи с усилением гос. регламентации художеств, жизни. В 1823 была организована Королевская Ибернийская академия живописи, скульптуры и архитектуры в Ирландии, в 1908 - Академия архитектуры в Нидерландах, с 1951 в ГДР функционирует Германская строит, академия.

В 1934 была организована Академия архитектуры СССР, в 1945 - Академия архитектуры УССР; в 1956 преобразованы в Академию строительства и архитектуры СССР и Академию строительства и архитектуры УССР, существовавшие до 1964.

АКАДЕМИИ ВОЕННЫЕ, см. Военно-учебные заведения.

АКАДЕМИИ ЗАЛИВ, залив Охотского м. у вост. берега Азии. Дл. 110 км. Щир. у входа 61 км. Глубины 20-45 м. Берега скалистые. Грунт - галька, местами песок. Зимой замерзает. А. з. в вершине разветвляется на заливы Константина, Ульбанский и Николая. Название дано в честь Петерб. АН рус. путешественником А. Ф. Миддендорфом во время экспедиции 1844-45.

АКАДЕМИИ НАУК ХРЕБЕТ, горный хребет на Зап. Памире, в Тадж. ССР. Высшая точка СССР - пик Коммунизма (7495 м). Простирается в меридиональном направлении. Дл. хр. ок. 110 км. Гребень имеет альпийские формы рельефа, 24 вершины поднимаются выше 6000 м. Сложен осадочными и метаморфическими породами палеозоя, отчасти гранитами. Покрыт вечными снегами, дающими питание большому количеству крупных ледников (верховье и притоки ледников Федченко, Гармо и др.). Общая площадь оледенения 1500 км2. Высокогорные - гляциально-нивальные и суб-нивальные ландшафты каменистого высокогорья. Открыт Н. Л. Корженевским и назван в честь АН СССР в 1927.

Н. А. Гвоздецкий.

АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ, учреждения (чаще всего государственные), являющиеся научно-творческими центрами по вопросам пластических искусств, а также высшие (иногда частные) художеств, школы. Однако первые А. х., возникшие в Италии в 16 в., были свободными объединениями художников, изучавших иск-во античности, приёмы великих мастеров Возрождения и уделявших большое внимание рисунку, как основополагающей форме иск-ва. Первой академией в собств. смысле слова была созданная в Париже в 1648 Королевская академия живописи и скульптуры, сыгравшая известную положит, роль в развитии франц. иск-ва, разработавшая на основе эстетич. доктрины классицизма точные правила т. н. "большого стиля" придворного ари-стократич. иск-ва. По этим правилам обучение велось вплоть до Великой франц. революции 1789, временно упразднившей академию. По образцу парижской в 17- 18 вв. создаются А. х. при дворах многих европ. гос-в (в Вене в 1692, в Берлине в 1694, в Лондоне в 1768). В 19 в. организуется ряд академий в провинц. городах Европы, даже нек-рые частные студии наз. академиями (напр., академия Жю-лиана в Париже). В это время А. х. становятся тормозом в развитии прогрессивного иск-ва, крупнейшие реалистич. движения 19 в. возникают вне и вопреки им. В наст, время А. х. в Зап. Европе играют незначит. роль в определении направления художеств, жизни; нек-рые, напр, в Париже ("Ecole des beaux-arts") и Лондоне, стремясь сохранить влияние, допускают в известной мере проникновение новейших художественных течений.

Академия художеств в России была осн. в 1757 в Петербурге по проекту И. И. Шувалова как "Академия трёх знатнейших художеств" (живописи, скульптуры, архитектуры). В 1764 была преобразована в Императорскую Академию художеств - правительств, учреждение, регламентирующее художеств, жизнь, распределяющее заказы и присуждающее звания. В 18 в.- нач. 19 в. петерб. Академия художеств сыграла прогрессивную роль в воспитании нац. художеств, кадров, стала центром художеств, жизни России, способствовала распространению принципов классицизма. К сер. 19-в. Академия художеств превращается в консервативное учреждение, насаждавшее казённое, отвлечённое от жизни иск-во, противостоявшее развитию реализма. Уже в 1-й пол. 19 в. рус. художники (А. А. Иванов, К. П. Брюллов, П. А. Федотов и др.) отходят в своём творчестве от офцц. линии Академии художеств, а дальнейшее развитие демо-кратич. движения приводит в 1863 к публичному разрыву с Академией художеств группы её выпускников (во главе с И. Н. Крамским), объединившихся в Артель художников. Всё же благодаря деятельности ряда крупных педагогов-реалистов (П. П. Чистяков, И. Е. Репин, А.И. Куинджи и др.)Академия художеств сохранила своё значение как школа проф. мастерства. В 1918 Академия художеств была упразднена декретом СНК и заменена др. учебными заведениями.

В 1933 была создана Всероссийская Академия художеств (в Ленинграде), являвшаяся высшим уч. заведением (существовала до 1947). В 1947 в качестве научно-творческого центра художеств, жизни страны организована Академия художеств СССР.

Лит.: Петров П. Н., Сборник материалов для истории ими. С.-Петербургской Академии художеств за 100 лет её существования, ч. 1 - 3, СПБ, 1864 - 66; Кондаков С.Н. (сост.), Юбилейный справочник имп. Академии художеств. 1764 - 1914, ч. 1 - 2, СПБ, [1914]; Зотов А. И., Академия художеств СССР, М., 1960; Мontaig1оn A. de, Proces verbeaux de 1'Academic royale de peinture et de sculpture. 1648-1792, P., 1875; Pevsner N., Academies of art. Past and present, Cambr., 1940.

АКАДЕМИК, в СССР действительный член АН СССР, АН союзных республик и некоторых отраслевых академий. В республиканских АН и нек-рых отраслевых действительные члены именуются академиками соответствующей академии, напр, академик АН Груз. ССР, академик ВАСХНИЛ. А. избираются Общим собранием данной академии. Право выдвижения кандидатов в А. и деиствит.-чл. академий предоставлено науч. учреждениям, обществ, организациям и отд. науч. работникам. В АН СССР существуют звания - почётный А. и иностранный член, в АН союзных республик - звание почётный член.

В дореволюционной России звание А. присваивалось, помимо действит. чл. Петерб. АН, профессорам Военно-медицинской академии, художникам, получившим это звание от Академии художеств; писателям, избранным членами Разряда изящной словесности Петерб. АН, присуждалось звание - почётный А.

Звание А. существует также в нек-рых академиях социалистич. стран.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ, первая в России светская средняя общеобразовательная школа; осн. в Петербурге в 1726 при Академии наук. Срок обучения 5-летний. Осн. уч. предметами были языки, словесность, история, география, математика, естествознание. В 1758-65 А. г. возглавлял М. В. Ломоносов. Большую роль в повышении качества обучения в А. г. сыграли написанные им учебники грамматики, риторики, физики и истории России. Закрыта в 1805 в связи с реформой системы нар. образования.

Лит.: Толстой Д. А., Академическая гимназия в XVIII столетии,СПБ, 1885; Григорьев В.В., Исторический очерк русской школы, М., 1900.

АКАДЕМИЧЕСКИЕ СУДА, наиболее совершенные особо лёгкие, узкие и длинные гребные лодки. Различают А. с. учебные (тренировочные) типа клинкер и гоночные типа скиф. В каждом из этих типов имеются парные (гребец гребёт двумя вёслами) и распашные (гребец гребёт одним веслом) суда. Парные суда строятся обычно на одного, двух и четырёх гребцов (одиночки, двойки, четвёрки), распашные - на двух, четырёх и восемь гребцов (двойки, четвёрки, восьмёрки). Большинство учебных судов на корме имеет место для рулевого-инструктора или тренера; на гоночных судах место для рулевого обычно не делается. Для начинающих обучаться академич. гребле строятся плоскодонные суда на 10-16 гребцов, т. н. учебные плоты. А. с. приспособлены для гребли только на тихой воде; для достижения высоких скоростей им придают удлинённые сигарообразные формы. Уключины укрепляют на выносных кронштейнах. А. с. строятся из лёгких прочных материалов с наборной или гладкой обшивкой.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ, 1) относящийся к академии как научному учреждению (напр., академическое издание) или как высшему уч. заведению (напр., академический год). 2) Относящийся к Академии художеств и предметам иск-ва (см. также Академизм). 3) Почётное наименование, к-рое присваивается театрам в СССР. 4) Академичный - отвлечённый, мало доступный, непопулярный.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ГОД, промежуток времени (как правило, в 8-10 мес) от начала занятий в вузах, обычно осенью календарного года, до их окончания летом следующего; термин употребляется в ряде стран и соответствует термину учебный год, принятому в СССР для всех уч. заведений.

"АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЛЕГИОН", вооружённая студенч. орг-ция, принимавшая активное участие в революции 1848-49 в Австрии; была создана сразу после начала нар. восстания в Вене 13 марта 1848. Объединял ок. 4 тыс. чел. и являлся ядром революц. армии. "А. л." активно участвовал в Мартовском восстании, в вооруж. выступлении в мае 1848 и в Октябрьском вооруж. восстании 1848 в Вене, в к-ром являлся важной составной частью революц. вооруж. сил.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР, звание, присваиваемое в Советском Союзе крупнейшим театрам, к-рые выработали на протяжении длительной творческой практики прочные традиции, воспитали на основе этих традиций значительных актёров, создали ряд спектаклей, получивших широкое признание зрителей и театральной общественности.

После Октябрьской революции в 1919 звание А. т. было присвоено шести старейшим рус. театрам: Большому, Малому, Художественному в Москве, Александрийскому (ныне Ленинградский гос. театр драмы им. А. С. Пушкина), Мариинскому (ныне Ленинградский гос. театр оперы и балета им. С. М. Кирова) и Михайловскому (ныне Ленинградский гос. Малый театр оперы и балета) в Петрограде.

В 20-е гг. представители "левого" искусства, отрицавшие значение творческих традиций, культурного наследия прошлого, резко нападали на А. т., требовали их закрытия. Однако уже в 20-е гг. и в нач. 30-х гг. А. т. доказали своё право на существование, способность развивать традиции, отражать в своём иск-ве новую революционную действительность. Такие спектакли А. т., как "Любовь Яровая" Тренёва (1925, Малый театр), "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова (1927, МХАТ), "Страх" Афиногенова (1931, Ленинградский гос. академич. театр драмы) стали советской театральной классикой.

В последующие годы звание А. т. получили: Театр им. Евг. Вахтангова в Москве (1956), Московский театр им. Моссовета (1964), Ленинградский Большой дра-матич. театр (1964), Татарский театр им. Г. Камала в Казани (1927), Укр. театр оперы и балета (1926) и Укр. драматич. театр им. И. Я. Франко в Киеве (1940), Укр. театр оперы и балета им. Н. В. Лысенко (1939) и Укр. драматич. театр им. Т. Г. Шевченко в Харькове (1947), Бело рус, театр им. Я. Купалы в Минске (1955), Узб. драматич. театр им. Хамзы (1933), Узб. театр оперы и балета им. А. Навои (1959) и Рус. театр драмы им. М. Горького (1967) в Ташке