БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

й Социалистич. Труда (1963). В 1934-39 работал в Укр. физикотехнич. ин-те в Харькове, в 1939-54 зав. лабораторией в Ин-те органич. химии АН СССР. С 1954 директор Лаборатории высоких давлений АН СССР (с 1958- Ин-т физики высоких давлений АН СССР). Проф. МГУ (с 1953). Осн. труды по проблемам сверхвысоких давлений (опубл. более 150 работ). Исследовал физ. свойства твёрдых тел при высоких давлениях (их физ. -механич. свойства, структуру, электропроводность и др. ). Разработал методы измерений физ. величин (деформаций, скорости звука и др. ) при высоких давлениях. В 1960 под руководством В. впервые в СССР синтезированы искусств, алмазы. Ленинская пр. (1961) и Гос. пр. СССР (1952). Награждён 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

ВЕРЕЩАГИНО, город, центр Верещагинского рна Пермской обл. РСФСР. Ж. -д. станция в 120 км к 3. от Перми. 24 тыс. жит. (1969). Важный трансп. центр. Предприятия ж. -д. транспорта, трикот. фка, мясо- и мелькомбинаты, молочный з-д. Кооперативный техникум. В районе пригородное х-во молочномясного направления. В. возникло в кон. 19 в., город с 1942. Назван в честь В. В. Верещагина.

Лит.; Тиунов Г., 3., Верещагине, Пермь, 1960.

ВЕРЕЩАТНИКИ, вересковые пустоши, тип растительности, представленный вечнозелёными кустарниками и кустарничками, преим. сем. вересковых, имеющих жёсткие узкие листья. В. приурочены к прохладному и влажному океанич. климату, к бедным, сильно оподзоленным песчаным или торфянистым почвам. Распространены в основном в Европе. Ограниченное распространение имеют в Сев. и Юж. Америке, в Африке (Капская земля), на Фолклендских о-вах; в СССР - по побережью Балт. м. В верещатниках на севере и востоке Европы доминирует вереск (Calluna vul-garis), а на западе Европы, в более влажных условиях,- эрика (Erica tetralix). Им сопутствуют толокнянка, водяника, брусника, черника, голубика и др. Часто встречается можжевельник (Juniperus com-munis). В напочвенном покрове много мхов и лишайников. Совр. распространение верещатников на С. Европы является в значит, части вторичным, на месте уничтоженных рубкой и пожарами сосновых лесов и осушенных торфяников. Площади, освобождённые от В., легко поддаются мелиорации, после чего их превращают в культурные земли.

ВЕРЕЯ, город в Моск. обл. РСФСР. Расположен на высоком правом берегу р. Протва (приток Оки), в 113 км к Ю. -З. от Москвы и в 27 км к Ю. от ж. -д. ст. Дорохове. 6,5 тыс. жит. (1969). Швейная фка. Впервые упоминается в летописи под 1371. В 14-15 вв. В. - центр Верейского княжества. Сохранились остатки древнего кремля и собор 16 в.

ВЕРЕЯ, посёлок гор. типа в Орехово-Зуевском р-не Моск. обл. РСФСР. Расположен в 8 км к Ю. -В. от г. Орехово-Зуево. 7,3 тыс. жит. (1969). Добыча торфа.

ВЕРЖБИЛОВИЧ Александр Валерианович [27. 12. 1849 (8. 1. 1850), Петербург,- 2(15). 3. 1911, там же], русский виолончелист. В 1871 окончил Петерб. консерваторию по классу К. Ю. Давыдова. В 1877-85 солист оркестров петерб. оперных театров. Участник многих камерных ансамблей, с 1880 - квартета петевб. отделения Рус. муз. об-ва. Концертировал в городах России и за рубежом (Париж, Вена, Константинополь и др. ). С 1882 (с небольшим перерывом) преподавал в Петерб. консерватории (с 1890 - проф. ). Ученики: Д. С. Бзуль, Е. В. Вольф-Израэль, С. М. Козолупов и др.

Лит.: Гинзбург Л., История виолончельного искусства. Русская классическая виолончельная школа (1860 - 1917), М., 1965, с. 122-74.

ВЕРЖЕНН (Vergennes) Шарль Г р а-вье (Gravier) (28. 12. 1717, Дижон,- 13. 2. 1787, Версаль), граф, французский гос. деятель, дипломат. В 1754-68 посол в Турции, в 1771-74 - в Швеции; проводил враждебную России политику. В 1774-83 мин. иностр. дел Франции. В период Войны за независимость в Северной Америке 1775-83 поддепживал американцев, стремясь ослабить Великобританию. Однако в 1780 в связи с успехами США в войне с Великобританией выдвинул план раздела Сев. Америки между Францией, Великобританией и Испанией. В 1783-87 возглавлял финанс. совет, вёл борьбу против финансово-экономич. реформ, проведённых А. Р. Ж. Тюрго.

ВЕРЖЕС (Verges) Поль (р. 5. 3. 1925), деятель коммунистич. движения на о. Реюньон. Род. в Убоне (Таиланд) в семье врача. Учился на юридич. ф-те Парижского ун-та. В 1945-59 чл. Франц. компартии. В 1956-58 депутат Нац. собрания Франции от о. Реюньон. С 1957 директор органа реюньонских коммунистов газ. "Темуаньяж" ("Temoignage"). С образованием Реюньонской компартии (1959) В. был избран её первым секретарём, с 1967 - ген. секретарь компартии.

ВЕРИГИ (др. -рус. ), орудия религ. самоистязания- жел. или медные цепи, кольца, кандалы и т. п., носимые кающимися и "подвижниками" в целях "умерщвления плоти". Первонач. значение слова "В. " - тюремные кандалы, цепи.

ВЕРИГО Александр Андреевич [23. 11 (5. 12). 1837, Витебская губ.,-13(26). 3. 1905, Одесса], русский химик. В 1860 окончил Петерб. ун-т. С 1862 работал в Тюбингене, а затем в Цюрихе. В 1866 в Новороссийском ун-те в Одессе совместно с Н. Н. Соколовым организовал химич. лабораторию, читал курсы неорганич. и технич. химии, а с 1874 органич. химии. С 1871 по 1896 проф. того же университета. Учениками В. были В. М. Петриашвили, П. Г. Меликишви-ли, С. М. Танатар, Н. Д. Зелинский. В 1865 В. получил азобензол и его гомологи, синтезировал азотолуол и др. В. изучил состав днестровской воды, вод источников и колодцев, окружающих город, исследовал целебные лиманы и грязи. В 1880 организовал в Одессе первую в России лабораторию для исследования пищевых продуктов.

Соч. : Исследование над азобензидом и его гомологами, Од., 1866; О реакции прямого присоединения к группе азобензида, Од., 1871.

Лит.: Медиков П., Александр Андреевич Вериго, "Журнал Русского физикохимического об-ва. Часть физическая", 1905, т. 37, в. 5, с. 469; Степанова О. С., Александр Андреевич Вериго, "Украинский химический журнал", 1956, т. 22, в. 1.

ВЕРИГО Бронислав Фортунатович (1860, Витебская губ.,-13. 6. 1925, Пермь), русский физиолог. Ученик И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Окончил Петерб. ун-т (1881) и Военномед. академию (1886). В 1888 защитил докторскую дисс. Работал в лабораториях Э. Пфлюгера, И. И. Мечникова, в 1897-1914 проф. Новороссийского ун-та в Одессе, с 1917 - Пермского ун-та. Исследования В. посвящены гл. обр. электрофизиологии; открыл и описал явление катодич. депрессии (длительное понижение возбудимости, развивающееся вторично вслед за её повышением в области приложения катода). Установил, что гальванич. ток в зависимости от силы и направления блокирует либо двигат., либо чувствит. нервные волокна. Изучая газообмен в лёгких и тканях, установил (1892) влияние О2 на способность крови связывать СО2 (эффект Вериго).

Соч. : Основы физиологии человека и высших животных, т. 1 - 2, СПБ, 1905 - 10.

Лит.: Памяти Бронислава Фортунатовнча Верпго. 1860 - 1925. [Некролог], "Русский физиологический журнал", 1926, т. 9, № 1.

ВЕРИЗМ (итал. verismo, от vero - правдивый), реалистическое направление в итал. лит-ре, музыке и изобразит, иск-ве конца 19 в., стремившееся отразить социальные и психологич. конфликты новой нац. -ист. действительности объединённой Италии, вступившей на путь капита-листич. развития.

ВлитературенаВ. оказали противоречивое влияние теория натурализма Э. Золя, критич. реализм франц. и рус. лит-ры, а также идеи итал. социалистич. движения. Нац. своеобразие В. в глубоком сочувствии угнетённому трудовому народу, жизнь к-рого (гл. обр. крестьянства и бедняков провинции) явилась осн. содержанием романов и новелл теоретиков В. - Дж. Верги, Л. Капуаны, а также Д. Чамполи, Р. Фучини, М. Серао и др. Веристы ввели в лит-ру нар. язык, широко используя диалекты; создали бытовой театр (комедии Дж. Ро-ветты, Дж. Джакозы); внесли новое содержание в поэзию (О. Гуэррини, псевд. - Л. Стеккетти; А. Бойто). Однако веристы не видели обществ, возможности устранения социальной несправедливости; отсюда в их творчестве мотивы обречённости, переоценка роли физиологии. Лучшие традиции В. развивает совр. прогрес. лит-pa Италии.

Л. Ф. Верещагин.

П. Верлен.

В музыке В. получил известность в оперных произведениях. Однако характерные для лит-ры В. социальные мотивы разрабатывались в них редко. Героями своих произв. композиторы избирали сельских жителей, бедных горожан, представителей богемы и гл. внимание сосредоточивали на житейских драмах, основанных гл. обр. на любовных коллизиях. Первые образцы веристской оперы - "Сельская честь*- П. Маска-ньи (пост. 1890) и "Паяцы" Р. Леонка-валло (пост. 1892). Наиболее значительны достижения оперного В. в творчестве Дж. Пуччини ("Манон Леско", пост. 1893, "Богема", пост. 1896, "Тоска", пост. 1900, "Чио-Чио-сан", пост. 1904, "Девушка с Запада",пост. 1910,и др. ). Успеху произв. В. способствовали театр, эффектность, мелодически-выразит. музыка, подчёркнутая эмоциональность. Однако натура-листич. тенденции, мелодраматизм, поверхностная иллюстративность, преувеличенность экспрессии, пристрастие к однообразному мелодизированному речитативу снижали целостность образов. Родственные В. течения существовали во Франции (оперы А. Брюно, "Луиза" Г. Шарпантье), Германии (опера "Долина" Э. д'Альбера) и др. странах.

В изобразит, иск-ве В. характеризуется интересом к жизни крестьян и рабочих, значит, социальнокритич. тенденциями, а вместе с тем пессимис-тич., порой пассивнонатуралистич. восприятием действительности (живописцы В. Вела. Рельеф "Жертва труда".

Бронза. 1883. Национальная галерея современного искусства. Рим.

Ф. П. Микетти, Дж. Пеллицца да Воль-педо; скульпторы В. Вела, В. Джемито).

Изд. в рус. пер. : Итальянские новеллы 1860 - 1914, [предисл. Б. Г. Реизова], М. -Л., 1960.

Лит.: Gramsci A., Letteratura e vita nazionale, Torino, 1950; Marzot G., 11 verismo, вкн. : Question! e correnti di storia letteraria. Mil., 1949; Salinari C., Storia popolare della letteratura italiana, v. 3, Roma, 1962; R i n a 1 d i M., Musica e verismo, Roma, 1932; De Logu G., Pittura italiana dell'ottocento, Bergamo. [1955].

ВЕРИКОВСКИЙ Михаил Иванович [9(21). ll. 1896, Кременец,-14. 6. 1962, Киев], советский композитор, педагог, дирижёр, засл. деят. иск-в УССР (1944). Окончил Киевскую консерваторию по классу композиции Б. Л. Яворского (1923). Автор произв. разных жанров, в т. ч. первого укр. балета "Пан Каневский" (пост. 1931, Харьков) и первых укр. симф. соч. (сюита "Веснянки", 1923, "Татарская сюита", 1928, и др. ), опер - "Дела небесные" (1934); "Сотник" (пост. 1939, Одесса), "Наймичка" (пост. 1943, Иркутск) по поэмам Т. Г. Шевченко, "Слава" (1961), "Беглецы" (исп. 1957, Киев, радио), ораторий, кантат, в т. ч. "Октябрьская" (1936), хоров (более 40), романсов, обработок нар. песен (60) и др.

В. принадлежит ряд оркестровых редакций произв. Н. В. Лысенко, П. И. Ни-щинского, Н. Н. Аркаса и др. Выступал как оперный и симф. дирижёр, вёл пед. работу, с 1946 проф. Киевской консерватории.

Лит.: Герасимова-Персидсь-

ка Н. О., М. I. Вершовський, К., 1959.

Л. С. Кауфман.

ВЁРИНГФОССЕН, Вёрингфосс (V0ringfoss), водопад на 3. Норвегии, на р. Бьорейя, берущей начало на плоскогорье Хардангервидда и впадающей в Эйд-фьорд (ответвление Хардангер-фьор-да). Вые. 182 м.

ВЕРИН-ТАЛИН, посёлок гор. типа, центр Талинского рна Арм. ССР, в 18 км к С. -В. от ж. -д. ст. Кармрашен, на шоссе Ереван - Ленинакан. 3,3 тыс. жит. (1970). Маслосырозавод, з-ды бытовых электроприборов, асфальтобетонный, филиал Советашенской трикот. ф-ки. Инкубаторная станция. Нар. театр.

ВЕРИСИМУ (Verissimo) Эрику (р. 17. 1. 1905), бразильский писатель. Автор социальнопсихологич. романов "Скрестившиеся пути" (1935), "Место под солнцем" (1936), "Сага" (1940) об участии бразильцев в гражд. войне в Испании, ист. дилогии "Время и ветер" (1949-62) из жизни юж. штатов Бразилии. В романах "Дальше - молчание" (1943) и "Ночь" (1954) сказалось влияние фрейдизма. Романы "Господин посол" (1965, рус. пер. 1969), "Пленник" (1967, рус. пер. 1970) разоблачают экспансионистскую политику США в Лат. Америке и Азии. Написал "Очерк бразильской литературы" (1945), книги для детей, путевые записки.

Соч. : Ficcao completa, v. 1 - 5, Rio de J., 1966-67;врус. пер. - Мост, в кн. : Бразильская новелла, М., 1968; Господин посол, М., 1969.

Лит.: Вг u n оН., Estudios da literatura brasileira, Rio de J., 1957. И. А. Тертерян.

ВЕРИТЕЛЬНАЯ ГРАМОТА (франц. lettre de creance, лат. litterae credentiales или 1. fidei), документ, при помощи к-рого осуществляется аккредитование дипломатич. представителя. Удостоверяет представительный (дипломатич. )характер миссии и личности дипломатич. представителя. В, г. для послов и посланников пишутся в установленной форме от главы одного гос-ва к главе другого и снабжаются соответствующими подписями и печатями. Подпись главы гос-ва обычно скрепляется подписью главы ведомства иностр. дел. Поверенные в делах, а также политич. представители при аккредитовании снабжаются письмом от главы ведомства иностр. дел направившего их гос-ва к главе ведомства иностр. дел страны назначения.

В. г. содержит: имя и титул (звание) отправителя и получателя, имя и ранг дипломатич. представителя, просьбу "верить" последнему во всех сношениях именно в качестве представителя данного гос-ва. Иногда в В. г. излагаются в краткой форме мотивы и цели дипломатич. миссии, а также состояние дипломатич. отношений между двумя странами па данный момент.

В. г. вручается дипломатич. представителем при первой аудиенции у главы гос-ва, а её заверенная копия предварительно препровождается главе ведомства иностр. дел.

В. г. носит характер общих полномочий дипломатич. представителя: будучи аккредитованным, он не нуждается в дальнейших полномочиях для своих выступлений и заявлений в стране пребывания, ответственность за все его должностные действия, письма и слова полностью ложится на назначившее его правительство. Однако В. г. сама по себе не даёт права дипломатич. представителю подписывать междунар. соглашения без спец. полномочий.

В. г. теряет силу в случае смерти главы гос-ва, назначившего дипломатич. представителя, или главы гос-ва, при к-ром он аккредитован, при изменении формы правления в стране пребывания или на родине дипломатич. представителя, при изменении ранга дипломатич. представителя. При оставлении своего поста дипломатич. представитель вручает отзывные грамоты (lettre de rappel) и, в свою очередь, иногда получает рекредитив (lettre de recreance) для вручения его своему правительству по возвращении на родину. Форма отзывных грамот и рекредитива сообразуется с формой В. г.

В. И. Менжинский.

ВЕРИФИКАЦИЯ (позднелат. verifica-tio - доказательство, подтверждение, от лат. verus - истинный и facio - делаю), эмпирическое подтверждение тсо-ретич. положений науки путём "возвращения" к наглядному уровню познания, когда идеальный характер абстракций игнорируется и они "отождествляются" с наблюдаемыми объектами. Напр., идеальные геометрич. объекты - "точки", "прямые" и пр. - "отождествляются" с их чувств, "образами". В общем случае В. - это построение наглядной модели для любой теории. Идея В. вызревала постепенно, по мере усиления роли логич. дедукции в выработке науч. понятий. Осознание, гл. обр. в математике и теоретич. физике, возможного несоответствия между логическим (абстрактным) мышлением и интуитивным мышлением, связанным с наглядностью (пример: открытие непрерывных функций, не имеющих производных), породило потребность в обосновании связи между абстракцией и реальностью. Известным выражением этой потребности и одновременно выражением позиции эмпирической философии явилось выдвинутое ещё И. Кантом требование "наглядного исключения" любой абстракции: "... необходимо с д е л а-т ь чувственным (sinnlich) всякое абстрактное понятие, т. е. показать соответствующий ему объект в созерцании, так как без этого понятие (как говорится) было бы бессмысл е н и ы м (ohne Sinn), т. е. лишенным значения" (Соч., т. 3, М., 1964, с. 302). В философии неопозитивизма это требование получило статус методоло-гич. принципа возможности опытной проверки, или принципа В. В известном смысле оно аналогично требованию практической применимости абстракций, заключающейся в удалении абстракций, в замене их •"конкретными" объектами, от к-рых они (могут быть) абстрагированы. Однако, поскольку не всякую применяемую абстракцию можно верифицировать, т. е. исключить "наглядным" способом (ибо не всякая реальность, отражением к-рой является абстракция, наглядна), критерий В. не тождествен критерию практики.

Лит.: Витгенштейн Л., Логикофилософский трактат, пер. с нем., М., 1958; НарскийИ. С., Современный позитивизм. Критический очерк, М., 1961; Яновская С. А., Проблемы введения и исключения абстракций более высоких (чем первый) порядков, в кн. : The foundation of statements and divisions. Proceedings of the International colloquium on methodology of sciences held in Warsaw 18 - 23 September 1961, Warszawa, 1965; НеванлиннаР., Пространство, времяиотносительность, пер. снем., М., 1966; S с h I i с k M., Meaning and verification, "Philosophical Review", 1936, v. 45, № 4; С a r n a p R., Testability and meaning, "Philosophy of Science", 1936, v. 3, NQ 4; 1937, v. 4, № 1. М. М. Новосёлов.

ВЕРКБЛЕЙ (нем. Werkblei, от Werk - изделие и Blei - свинец), черновой свинец, свинец с примесью других металлов, получаемый при плавке свинцовых руд или рудных агломератов. Количество примесей в В. составляет 2-3, редко до 10%. Обычно в В. присутствуют медь и сурьма, реже - мышьяк, олово, висмут, иногда в малых количествах - цинк, никель и кобальт. Кроме них, в В. присутствуют сульфиды свинца, железа и меди. Почти всегда имеется серебро, часто - золото. Для получения чистого свинца В. рафинируют (см. Свинец).

ВЕРКОР (Vercors; псевд., наст, имя ифам. Жан Брюллеp; Bruller) (p. 26. 2. 1902, Париж), французский писатель и художник. Сын издателя. Инженер по образованию. В 1935 создал рисунки на злобу дня в еженедельнике Народного фронта "Вандреди" ("Vendredi"); предчувствовал угрозу новой войны (альбом эстампов "Ободряющие лики войны", 1936), но активно ей противодействовать ему мешали пацифистские иллюзии и скептицизм в истолковании истории и смысл