БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

инесшего в Венецию технику масляной живописи, и особенно Джованни Беллини намечается переход к иск-ву Высокого Возрождения. Наивная повествователь-ность уступает место стремлению к созданию обобщённой, синтетич. картины мира, в к-рой полные этич. значительности, величественные человеческие образы выступают в естеств. гармонич. связи с поэтически одухотворённой жизнью природы. Известная графич. сухость живописи сер. 15 в. сменяется у Джованни Беллини более мягкой и свободной живописной манерой, гармонически целостной цветовой гаммой (см. Гамма красочная), основанной на тончайших градациях света и цвета, воздушности светотеневой лепки. В творчестве Джованни Беллини складываются классич. формы ренессансной алтарной композиции. В. ш. достигает своей вершины в 1-й пол. 16 в. в творчестве Джорджоне и Тициана, поднявших на новую ступень художеств, завоевания венецианских мастеров 15 в. В произв. Джорджоне находит классич. выражение тема гармонич. единства человека и природы. В его исполненных лирич. созерцательности жан-рово-пейзажных станковых композициях идеально-прекрасные, гармонич. образы людей, мягкая светоносная цветовая гамма, богатая воздушными переходами тонов, текучесть и музыкальность ком-позиц. ритмов создают ощущение возвышенной поэзии и чувств, полноты бытия. В многогранном, полном мужеств. жизнеутверждения творчестве Тициана находят наиболее полное выражение свойственные В. ш. красочное полнокровие и жизнерадостность образов, сочная чувственность живописи. Его наполненным бурной жизненной динамикой ре-лиг, и мифологич. композициям, пейзажам присуще исключит, богатство ясной и звучной, эмоционально насыщенной цветовой гаммы, гармонически объединённой тёплым золотистым тоном. Особое место занимают портреты Тициана со свойственной им яркой обрисовкой внутренне сложных, но целостных человеческих характеров.

Взятие турками Константинополя в 1453 приводит к постепенному падению торг, могущества Венеции. С сер. 16 в. наступление распространившейся по Италии феодально-католич. реакции вызывает кризис жизнеутверждающего ренес-сансного мировоззрения. В поздних произв. Тициана появляются драматизм, острота раскрытия сложных психологич. конфликтов; исполненная скрытого внутр. горения сумрачная цветовая гамма, свободная, экспрессивная, пастозная манера живописи приобретают исключит, силу эмоциональной выразительности. Однако в ещё сохраняющей свою независимость и богатство Венецианской республике традиции иск-ва Возрождения удерживаются дольше, чем в др. частях Италии. В работах мастеров позднего венецианского Возрождения (2-я пол. 16 в.) виртуозность воспроизведения красочного богатства мира, любовь к пышным, праздничным зрелищам, изображению нарядной многоликой толпы соседствуют с драматич. ощущением динамики и бескрайности природы, наполненной стихийными космич. силами, яркости духовных порывов больших человеческих масс (огромные по размерам декоративные полотна и фрески Паоло Веронезе, циклы картин Якопо Тинторетто). В сценах сел. жизни крупнейшего мастера венецианской Террафермы (прилегающих к Венеции областей материка) Якопо Бас-сано утверждаются красота и значительность трудового быта крестьян. Работам венецианских мастеров позднего Возрождения свойственны исключит, многообразие живописных манер, сложность и изощрённость цветовых сочетаний (богатая тончайшими переливами красок, изысканно-холодная серебристая гамма Веронезе, драматически суровый колорит Тинторетто с вырывающимися из мрака напряжёнными вспышками звонких цветовых пятен, сочная материальность и звучность цветовых сочетаний Я. Бассано). В сложных, противоречивых исканиях венецианских мастеров 2-й пол.

16 в. складываются новые художеств, формы и принципы, оказавшие огромное воздействие на развитие европ. иск-ва

17 в., зарождаются новые жанры - историч., батальная и жанровая живопись, групповой портрет.

В 17 в. В. ш. переживает период творч. спада. В религ. и жанровых композициях работавших в Венеции Д. Фетти, Б. Строцци, И. Лисса приёмы распространившейся в Италии живописи барокко, отд. реалистич. наблюдения и влияние караваджиэма сосуществуют с традиционным для Венеции интересом к проблемам колорита. На рубеже 17 и 18 вв. С. Риччи создаёт эффектные барочные композиции. В полных динамики и драматизма пейзажах М. Риччи проявляется связь с "романтическим" иск-вом С. Розы и А. Маньяско.

Новый расцвет В. ш. относится к 18 в., когда сохраняющая свою гос. самостоятельность Венецианская республика становится одним из главных центров разделённой чужеземцами Италии. С этим временем связан расцвет венецианской монументально-декоративной живописи, сочетавшей в творчестве Дж. Б. Тьеполо жизнерадостную праздничность с барочной пространств, динамикой и изысканной лёгкостью колорита, родственной иск-ву рококо. Развивается жанровая живопись, исполненная поэтич. приподнятости у Дж. Б. Пьяццетты, острой жизненной наблюдательности и лёгкой иронии у П. Лонги. Широкое распространение получает ведущий своё начало от творчества Л. Карлевариса архит. пейзаж (т. н. ведута), тонко и документально точно передающий своеобразный облик Венеции с её окутанными воздушной дымкой узорными фасадами дворцов, каналами, пёстрой, праздничной толпой (Антонио Каналетто, Б. Беллотто). Интимностью и лиризмом отличаются камерные пейзажи Ф. Гварди со свойственными им лёгкими градациями света и цвета, прозрачностью цветовой гаммы, тонко воссоздающие своеобразную поэтич. атмосферу повседневной жизни Венеции. Пристальный интерес венецианских художников 18 в. к проблемам изображения световоздушной среды предвосхищает пленэрные искания (см. Пленэр) живописцев 19 в.

Илл. см. на вклейке к стр. 512.

Лит.: Беренсон Б., Живописцы итальянского Возрождения. М., 1965; Смирнова И. А., Тициан и венецианский портрет XVI века, М., 1964; Колпинский Ю. Д., Искусство Венеции. XVI век, М., 1970; Pallucchini R., 'La pittura veneziana del cinquecento, v. 1-2, Novara, 1944; его же, La pittura veneta del quattrocento, Bologna, 1956; его ж е. La pittura veneziana del settecento, Venezia - Roma. [I960].

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА, творческие направления в музыке, сложившиеся в Венеции в 16-18 вв. Наиболее характерные для В. ш. жанры - крупные вокально-инструм. сочинения и опера. Основоположник школы - А. Вилларт, виднейшие представители - Дж. Габриели (кон. 16 - нач. 17 вв.), К. Монте-верди, Ф. Кавалли, М. А. Чести и Дж. Легренци (17 в.), А. Вивальди и Б. Га-луппи (18 в.). См. Италия, раздел Музыка.

ВЕНЕЦИАНСКИЕ СТАТУТЫ, в Венецианской республике сборники граж-данско-торговых и морских обычаев, составленные в 13 в. Отражали потребности развивавшейся торговли и интересы купечества.

ВЕНЕЦИАНСКИЙ ЗАЛИВ (Golfo di Venezia), залив Адриатич. м. у берегов Италии и Югославии. Глуб. до 34 м. Ср. годовая темп-pa воды 140С, солёность до 350/0о- Приливы неправильные полусуточные, их высота 1,2 м. На С.-З. выделяется Триестский зал. Осн. порты - Венеция, Триест.

ВЕНЕЦИАНСКОЕ СТЕКЛО, художественные, главным образом выдувные сосуды, часто с паленными деталями, а также бусы, зеркала и пр. изделия, произ-во к-рых началось с кон. 13 в. в Венеции (преим. на о. Мурано), освоившей опыт художеств, стеклоделия Сирии и Византии. Самые ранние из сохранившихся образцов В. с. (чаши и кубки 15 в. из цветного стекла с росписью эмалями) имеют формы, идущие от готики. С 1530-х гг. преобладают чрезвычайно тонкие, стройные по формам бокалы и вазы (порой в виде птиц, галер, морских чудовищ), цветные и бесцветные, с филигранью (стеклянными нитями, введёнными в массу стекла) или с кракелажем (узором из трещинок). В 17 в. и особенно в 18 в. изделия из бесцветного, агатового, коричневого с металлич. блёстками, мозаичного стекла (сосуды, люстры, зеркала с гравировкой) становятся вычурными, а их декор - пёстрым. С сер. 19 в. мастерские и завод, осн. также на о. Мурано, выпускают изделия по образцам 16-17 вв., а с 1950-х гг.- литые сосуды новых форм (работы П. Венини, Ф. Поли и др.). В. с. часто называют подражания изделиям Мурано 16-17 вв., изготовлявшиеся с 17 в. в др. странах.

Лит.: Кубе А. Н., Венецианское стекло, П., 1923; SchlosserJ., Venezianer Glaser, W., 1951: Three great centuries of Venetian glass. (Exhibition. Corning), [N. Y.], 1958.

ВЕНЕЦИАНСКОЙ АКАДЕМИИ ГАЛЕPЕЯ, одна из крупнейших картинных галерей Италии. Создана в 1807. В коллекции галереи, собиравшейся с момента основания венецианской Академии изящных иск-в (1750) по инициативе организаторов Академии - Дж. Б. Пьяццетты и Дж. Б. Тьеполо, - представлена итал. живопись 14-18 вв., гл. обр. венецианской школы: картины Якопо, Джентиле и Джованни Беллини, Витторе Карпач-чо, Джорджоне, Тициана, Паоло Веро-незе, Якопо Тинторетто, Якопо Бассано и др.

Лит.: [Moschini Marconi S.I, Gallerie dell' Accademia di Venezia, v. 1 - 2, Roma, 1955-62.

ВЕНЕЦИЯ (Venezia), Венето (Veneto), область на С.-В. Италии, у побережья Венецианского зал. Адриатич. м. Делится на 7 провинций: Беллуно, Венеция, Верона, Виченца, Падуя, Ровиго, Тревизо. Пл. 18,4 тыс. км2. Нас. 4054 тыс. чел. (1969). Крупнейшие города (свыше 200 тыс. жит.): Венеция (адм. центр), Верона, Падуя.

В. расположена в вост. части Венецианской низм. и на склонах Венецианских Альп (вые. св. 3000 м). Берега низменности сильно расчленены. В В.- pp. Пьяве, Брента, Адидже, частично По. Ср. темп-pa января на равнине ок. 30С, июня ок. 230С, осадков ок. 750 мм (в горах до 2000 мм) в год. В горах широколиста, и хвойные леса, луга.

После 2-й мировой войны 1939-45 в В. выросла значит, пром-сть. В пром-сти (включая строительство) занято 43% экономически активного населения (1961), в с. х-ве - 25%. Выделяются машиностроение (гидротурбины, насосы, компрессоры, станки, с.-х. машины) и металлообработка (96,4 тыс. занятых), текст, пром-сть (51,5 тыс.), особенно произ-во шерст. тканей (гг. Скио, Вальданьо, Тье-не, Пьовене-Роккетте). В В. (преимущественно в районе г. Венеции) сосредоточены цветная металлургия (90% производимого в стране глинозёма, св. 1/з алюминия, ок. '/з цинка), судостроение, нефтепереработка, нефтехимия, коксохимия, произ-во минеральных удобрений, чёрная металлургия, а также традиц. произ-во стекла и изделий из него, мозаики и филигранных украшений. Деревообработка и пищ. пром-сть. Осн. с.-х. культуры на равнине - пшеница (сбор 734 тыс. т в 1967), кукуруза (по сбору- 1124 тыс. т - первое место в стране), сах. свёкла (2591 тыс. т - 2-е место в Италии после Эмилии-Романьи), конопля, табак, рис, бобовые; картофель. Виноградники (сбор 1398 тыс. т), фруктовые сады (яблони), оливковые рощи. Произ-во вина (9982 тыс. гл). Шелководство, особенно в пров. Тревизо. В горной части В.- скотоводство (1211 тыс. голов кр. рог. скота, 279 тыс. свиней, 39 тыс. овец). Рыболовство в прибрежных водах (порт Кьоджа). Венеция и оз. Гарда - центры туризма. Т. А. Галкина.

ВЕНЕЦИЯ (Venezia), город на С.-В. Италии, на берегу Венецианского зал. Адриатического м. Адм. центр обл. Венеция и пров. Венеция. 368 тыс. жит. (1969).

В. живописно расположена на 118 островах Венецианской лагуны, разделённых между собой 150 каналами, через которые переброшено около 400 мостов. В В. все внутригородские перевозки осуществляются моторными судами, гондолами, баржами. Ж.-д. и автомоб. мосты соединяют В. с материком. От моря Венецианская лагуна отделена песчаной косой, разделённой проливами, два из к-рых доступны для океанских судов. Терр., к-рую занимает В., особенно в центре города, подвержена постепенному опусканию. Во время осенних штормов на Адриатич. м. вода в каналах нередко поднимается так высоко, что заливает гор. площади и улицы.

Исторический очерк. Первые поселения на терр. В.- на островах лагуны у сев. берегов Адриатич. м.- возникли в 5 в. до н. э. В период нашествия варварских племён (4-7 вв. н. э.) население выросло за счёт беглецов с материковой части Италии. В сер. 6 в. острова бы-

ли завоёваны Византией, но фактически остались независимыми. На островах возникли общины, образовавшие в кон. 7 или нач. 8 вв. республику во главе с дожем. Город В. возник в начале 9 в. на о. Риальто как центр дуката. В 9-10 вв. В. превратилась в крупный посреднический центр торговли Западной Европы с Востоком. Появились ремёсла - металлообработка, деревообработка, выделка мехов и кож, произ-во тканей, стекла, получило развитие кораблестроение. К кон. 10 в. В. рассматривалась Византией как независимое государство. С кон. 10 в. республика В. присоединила истрийские гг. Каподистрию, Паренцо, Умаго, Рови-ньо, стремилась подчинить себе далматинские города. В 11-12 вв. республика В. - богатое мор. государство, благодаря сильному флоту добившееся гегемонии на Адриатич. море. Во время первых трёх крестовых походов (кон. 11 - 12 вв.) В., оказывавшая воен. помощь крестоносцам, сумела создать цепь опорных пунктов на вост. побережье Средиземного м.; в результате 4-го крестового похода (1202-04) В. превратилась в средиземноморскую империю, овладела частью Константинополя, рядом гаваней на Мраморном м. и в проливах, о-вами Эвбея, Крит и др.

С кон. 13 в. республика В. стала олигархической. Представители двух-трёх сотен знатных фамилий формировали все высшие органы: Большой совет (ведавший всеми делами гос-ва непосредственно или в апелляц. порядке), Малый совет, или Синьорию (пр-во республики), Сенат (занимавшийся колониальными делами и вопросами внеш. политики), Совет сорока (высший суд. орган). Во главе Малого совета и всей республики стоял пожизненно избираемый дож. В кон. 13-14 вв. купеческие круги, отстранённые от власти, тщетно пытались низвергнуть этот строй (заговоры Бокконио в 1299, Марино Фальери в 1355, восстание Баймонте Тьеполо в 1310).

14-15 вв.- время расцвета В. Продолжит, борьба В. с Генуей завершилась разгромом генуэзского флота у Кьоджи (1380), победившая В. вытеснила свою торг, соперницу из вост. части Средиземного м. и сосредоточила в своих руках значительную часть зап.-европ. торговли с Востоком. В. укрепилась в Далмации, завладела несколькими пунктами в Албании, Ионическими о-вами. В 14 - нач. 16 вв. В. значительно расширила свои владения на континенте (были присоединены Падуя, Ви-ченца, Верона, Бреша, Равенна, Кремона, Римини и др.). Захват турками Константинополя (1453), перемещение торг, путей со Средиземного м. на Ат-лантич. ок. (как следствие Великих географич. открытий) нанесли тяжёлый удар могуществу В. Венециано-тур. войны 15-18 вв., в результате которых В. лишилась почти всех своих владений на Балканах и в Вост. Средиземноморье, были важнейшей из причин, подорвавших торговлю В. и приведших её к глубокому экономич. и политич. упадку в 17-18 вв. В 1797 В. была оккупирована войсками франц. Директории под командованием Наполеона Бонапарта. По Кампофор-мийскому миру 1797 почти вся терр. Венецианской республики была передана Австрии, а по Пресбургскому миру 1805 присоединена к Итальянскому королевству. Венский конгресс 1814-15 вновь передал В. под австр. господство. В марте 1848, во время Революции 1848-49, в В. была провозглашена республика. Однако в авг. 1849 после героич. обороны она пала под ударами австр. армии. По Венскому миру 1866 В. вошла в состав Итал. королевства.

Во время нем.-фаш. оккупации 1943- 1945 В. была крупным центром Движения Сопротивления. 28 апр. 1945 в В. началось нар. восстание, к 29 апр. она была освобождена. Н. П. Соколов.

Экономика. В.-крупный торг, и воен. порт (грузооборот 15,8 млн. т в 1966; пас-сажирооборот 250 тыс. чел.), узел возд. линий.

Пром-сть в городе развита слабо и представлена преим. старыми предприятиями, среди которых гос. судостроительный и судоремонтный з-д (Арсенал), две частные судоверфи, бум., полиграфич., пищ., трикотажные предприятия, электромеханич. мастерские, а также предприятия, связанные с тра-диц. венецианскими производствами стекла (о. Му-рано), кружев (о. Бура-но), мозаич. изделий и др. Промышленное значение имеют континентальные пригороды В.- Маргера, Фузина, Местре. В Мар-гере размещаются крупные заводы (глинозёмный, алюминиевый, цинкоплавильный , нефтеперераб., коксохимич., нефтехи-мич., з-д фтора и фтористых соединений, судоверфь), многие из к-рых построены после 2-й мировой войны. В пригороде Фузина - новые алюминиевые и алюминиевопрокатные з-ды. В Местре - ж.-д. мастерские итрансп. машиностроение, нефтепереработка. Пригород В. о. Лидо - известный междунар. мор. курорт. Там же расположен аэродром В. На о. Сан-Ладзаро размещается община армян-мхитаристов, библиотека к-рой содержит ценные др.-арм. рукописи. В В.- коммерч. ин-т, мед. школа, ин-т по изучению Адриатики, Академия изящных искусств.

Необычное расположение города, мно-гочисл. архит. памятники, богатейшие коллекции произв. иск-ва привлекают много туристов; особенно большой наплыв их бывает во время междунар. кинофестивалей, выставок совр. искусства, фестивалей совр. театра и музыки и т. п. Туризм, гостиничное дело играют существ, роль в экономике города.

Т. А. Галкина.

Архитектура. Архит. облик В. сложился в 14 - нач. 16 вв., в период наивысшего расцвета Венецианской республики. Богато декориров. здания церквей, нередко инкрустиров. цветными мраморами парадные фасады дворцов с ажурными галереями и узорными завершениями окон, лёгкие изогнутые линии мостов, отражающиеся в водах лагуны и многочисл. каналов, узкие кривые улицы со сплошными рядами 3-4-этажных домов придают городу причудливую и праздничную живописность. В центре В.- обрамлённая зданиями Старых (1480-1514) и Новых (1584-1640) Прокураций Пьяцца Сан-Марко с 5-куполь-ным собором Сан-Марко (829-832, перестроен в 1073-95, фасад завершён в 15 в.; бронз, визант. двери - 11 в.; над центр, порталом - 4 бронз, коня 4-3 вв. до н. э., привезённых в 1204 из Константинополя; в интерьере - мраморные мозаичные полы и мозаики 12-14 вв.) и кампанилой (колокольней, 888-1517; Лоджетта у её основания- с 1537, Я. Сансовино). К Пьяцца Сан-Марко примыкает Пьяццетта, открытая в сторону лагуны. По её сторонам -Старая библиотека Сан-Марко (1536-54, Я. Сансовино: завершена в 1583) и Дворец дожей (начат в 9 в., завершён в 14-16 вв ). С востока к дворцу примыкает т. н. мост Вздохов (1600), связывавший дворец со зданием тюрьмы (1560-1614). К С. расположена Пьяцца Санти-Джованни э Па-оло с одноимённой готической церковью (1246-1430), зданием религиозного братства Скуола Гранде ди Са