БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

11. 1786, Эйтин,-5. 6. 1826, Лондон), немецкий композитор, дирижёр, пианист, муз. писатель. Создатель нем. романтич. оперы. Род. в семье музыканта и театр, антрепренёра. Детство и юность прошли в странствиях по городам Германии вместе с небольшой театральной труппой отца. В. не получил ни общего, ни муз. систематич. образования. Уроки музыки, к-рые В. брал у Г. Фоглера, М. Гайдна и др., способствовали развитию его исполнительского и творч. дарования. В 17 лет В. концертировал как пианист, был автором трёх опер ("Сила любви и вина", "Немая лесная девушка", "Петер Шмоль и его соседи"). С 1804 В. работал как дирижёр оперных театров (Бреславль, Карлсруэ, Штутгарт, Ман-гейм, Дармштадт, Франкфурт, Мюнхен, Берлин). В 1813-17 возглавлял оперный театр в Праге. С 1817 до конца жизни руководил нем. муз. театром в Дрездене. Деятельность В. проходила в условиях нац. общественного подъёма, начавшегося в Германии после Тильзитского мира (1807). Это определило мировоззрение, направленность творчества В., сформировало его передовые эстетич. взгляды. В операх, созданных В. в эти годы ("Рю-бецаль", 1805; "Сильвана", 1810; "Абу Гасан", 1811), определяются новые черты стиля композитора: интерес к нар. -бытовым и сказочным сюжетам, связь с муз. фольклором, вост. муз. колорит и т. д. Значит, вехой в творч. развитии В. был 1814, когда в дни празднования победы над Наполеоном в Германии, в атмосфере подъёма нац. чувств появились песни В., проникнутые идеей освободит, борьбы (на стихи Т. Кернера). Сборник "Лира и меч", а также героикопатриотич. кантата "Битва и победа" (1815) на текст Вольбрука принесли В. известность в Германии.

Вдовушки: 1 - Steganura paradisaea! 2 - Prosteganura haagneri.

Вершиной творчества В. и самым популярным его произведением является опера "Вольный стрелок" ("Фрейшюц"), поставленная в Берлине в 1821 под упр. автора. С этого времени начинается интенсивное развитие романтич. оперы с типичным для неё слиянием быта и фантастики. В опере нашли отражение нар. сюжет, яркие картины крестьянского и охотничьего быта, поэтич. образы природы. В этом произв. В. опирался на нар. муз. творчество, широко использовал бытовые жанры (вальс, марш, различные нар. -песенные формы). Оперу отличают также общий романтический колорит, новизна муз. -гармонич. средств и тембровых красок, действенная роль лейтмотивов, усиление значения оркестра. В. не только обобщил искания композиторов раннего периода развития муз. романтизма (Э. Т. А. Гофман, Л. Шпор), но и подготовил своим творчеством появление принципов муз. драматургии Р. Вагнера. Опера В. "Эврианта" (пост. 1823, Вена, под упр. автора) утвердила новый тип многоплановой историколегендарной рыцарской оперы. Последняя опера В. "Оберон" (пост. 1826, Лондон, под упр. автора) открыла жанр сказочной романтич. оперы со светлым миром народнофантастич. Образов - В. также принадлежат неоконченная опера "Три Пинто" (1821, завершена Г. Малером в 1888), музыка к семи дра-матич. пьесам, в т. ч. "Турандот" Шиллера, "Прецио-за" Вольфа (1820) и большое количество хоровых, сольных и ансамблевых вокальных произв.

Л. Ф. де Вега Карпьа. в области инструментальной музыки

В. наиболее известны концерты для духовых инструментов с оркестром (3 для кларнета; для фагота, валторны). Фп. пьеса "Приглашение к танцу" (1819), переложенная Г. Берлиозом для оркестра (1841), и "Концертштюк" для фп. с оркестром (1821) сыграли значит, роль в развитии программной инструментальной музыки и новых концертных жанров, основанных на бытовой танцевальной музыке (вальс).

В. - автор муз. -критич. и лит. работ, в т. ч. неоконченного романа "Жизнь музыканта".

Лит.: Фермам В., Оперный театр, М., 1961; Хохловкина А., Западноевропейская опера, М., 1962; Кенигсберг А., Карл-Мария Вебер, М. -Л., 1965; Laux К., С. М. von Weber, Lpz., 1966; Moser H. J.. С. М. von Weber. Le-ben und Werk, 2 Aufl., Lpz., 1955.

C. Н. Питина.

ВЕБЕР (Weber) Макс (21. 4. 1864, Эр-фурт,- 14. 6. 1920, Мюнхен), немецкий социолог, историк, экономист и юрист. Проф. в Берлине, Фрейбурге, Гейдель-берге, Мюнхене. Диапазон науч. деятельности В. очень широк: агр. история древнего мира и исследование положения ост-эльбских крестьян в Германии конца 19 в., социология религии и методология обществ, наук. В целом для творчества В. характерна эволюция от историкоэкономич. проблематики к вопросам общей социологии. В. испытал значит, влияние позитивизма, неокантианства, философии жизни. Филос. позиция В. представляет собой попытку синтеза позитивных, с точки зрения В., положений этих теорий, гл. обр. кантианства с нек-рыми элементами, заимствованными из марксизма. В отличие от психологизирующей методологии истории В. Дилыпея и идиогра-физма Г. Риккерта, в теории социологич. познания В. придавал большое значение единству принципа причинности и теории "понимания". Задача социологии, по В., дать "понимание", интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия. Эта интерпретация должна быть проверена эмпирически и сама является частью причинного объяснения индивидуального события. В. даёт типологию индивидуальных социальных действий по степени их осмысленности. В методологии социальных наук В. выдвинул теорию идеальных типов как средство объяснения и обобщающего изучения индивидуальных ист. явлений. Идеальные типы являются абстрактными конструкциями, мысленными построениями возможного протекания процесса, создаваемыми учёным в качестве исследовательского средства. В теории идеальных типов В. ставит важные вопросы соотношения эмпирич. и теоретич. уровней познания, пытается дать анализ процесса образования науч. абстракций. В свете логики науки процесс конструирования идеального типа сходен с процессом создания идеализированной абстракции, а идеальный тип в целом - с идеальной моделью. Однако в гносеологич. аспекте идеальный тип В. является идеалистич. интерпретацией модели и процесса её создания.

Свои методологич. принципы В. применил в теории происхождения "современного зап. -европ. капитализма". На основе сравнит, анализа в ряде работ ("Протестантская этика и дух капитализма", 1904, и др. ) "хозяйств, этики" различных религий (протестантизма, конфуцианства, буддизма и др. ) В. утверждал, что капитализм мог возникнуть впервые только на Западе вследствие распространения здесь протестантизма и в особенности кальвинизма, "хозяйственная этика" к-рого, по В., наиболее соответствовала "духу капитализма". Решая вопрос о взаимодействии религ. идеологии и со-циальноэкономич. структуры общества, В. пытался "преодолеть" марксистскую теорию базиса и надстройки и представлял религию самостоят, активной силой, определяющей возникновение капитализма. В своей теории социальной структуры В. наряду с классами выделял статусные группы, связанные с обладанием социальным престижем, с особым стилем жизни, и группы власти, наиболее чётким выражением к-рых он считал политич. партии. По В., статусные группы полностью автономны по отношению к классовому делению общества. В. принадлежит также теория бюрократии, авторитета и власти. В. оказал значит, влияние на развитие совр. бурж. социологии.

Будущее капитализма В. рассматривал пессимистически. Марксистские идеи о социалистич. преобразовании общества он считал реальной угрозой существованию зап. капитализма. С позиций националлиберализма В. критиковал внеш. и внутр. политику кайзеровской Германии, считая необходимым проведение ряда реформ и замену кайзеровского режима бурж. парламентарной республикой.

Соч. : Gesammelte Aufsatze zur Religions-soziologie, Bd 1 - 3, Tubingen, 1920 - 21; Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehre, Tubingen, 1922; Wirtschaft und Gesellschaft, Tubingen, 1956; Gesammelte politische Schrif-ten, Tubingen, 1958; врус.пер. - Город, П., 1923; История хозяйства, П., 1923; Аграрная история древнего мира, М.. [1925].

Лит.: Данилов А. И., Проблемы аграрной истории раннего средневековья в немецкой историографии конца 19 - начала 20 вв., М., 1958, с. 96 - 105; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964, гл. 5; В е n d i x R. t Max Weber. An intellectual portrait, N. Y., 1960. P. П. Девяткова.

ВЕБЕР (Weber) Христиан Фридрих, ганноверский резидент в России в 1714- 1719, автор соч. "Преобразованная Россия" (т. 1-3, 1721-40), опубл. в Германии. Соч. В. содержит обширный материал о внутр. и внеш. политике России, гл. обр. о преобразованиях в экономике, культуре и гос. строе. Наибольший интерес представляет 1-й том, составленный на основе личных наблюдений. 2-й и 3-й тома были составлены в основном по широко известным рус. источникам.

ВЕБЕР (Weber) Эрнст Генрих (24. 6. 1795, Виттенберг,- 26. 1. 1878, Лейпциг), немецкий анатом и психофизиолог. С 1818 проф. анатомии, а затем физиологии в Лейпцигском ун-те. Осн. работы В. посвящены изучению чувствительности (гл. обр. кожной и мышечной). Создав ряд методик и приборов для опытного изучения органов чувств (нек-рые из них применяются и в наст, время, напр, циркуль В. для определения порога кожной чувствительности), В. открыл наличие закономерных соотношений между силой воздействия внеш. физич. раздражителей и вызываемыми ими субъективными реакциями - ощущениями (см. Вебера - Фехнера закон). Показав подчинённость психич. явлений числу и мере, эти работы В. положили начало психофизике и экспериментальной психологии. В 1845 совместно со своим братом Эдуардом В. открыл тормозящее влияние блуждающего нерва на деятельность сердца, что положило начало представлениям о торможении как особом физиологич. явлении. В. принадлежит также ряд важных работ по определению абс. силы мышц, по изучению механизмов ходьбы и др. проявлений двигат. активности. Будучи сторонником естеств. науч. объяснения психич. актов, В. подверг критике принцип "специфич. энергии органов чувств", отрицающий зависимость психич. актов от внеш. раздражителей.

Соч. : De Pulsu, Resorptione, Auditu et Tactu, Lipsiae, 1834; Tastsinn und Gemeinge-fuhl, Lpz., 1905.

Лит.: Фpeсс П., Пиаже Ж. (сост. ), Экспериментальная психология, пер. с франц., в. 1, М., 1966, гл. 1; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966. гл. 7 и 9; Вогing E. G., A history of experimental psychology. 2 ed., N. Y., 1950. М. Г. Ярошевский.

ВЕБЕР, единица магнитного потока, входит в Международную систему единиц. Названа по имени нем. физика В. Вебера; русское обозначение во, международное Wb. В.- магнитный поток, при убывании к-рого до нуля в сцепленном с ним контуре сопротивлением 1 ом проходит количество электричества 1 кулон. Иначе можно определить В. как магнитный поток, равномерное изменение к-рого до нуля за промежуток времени 1 сек вызывает в пронизываемом им замкнутом контуре эдс, равную 1 вольту. Следовательно, 1 вб = (1 ом)*(1 к) или 1 вб = (1 в)*(1 сек). 1 мкс (максвелл - единица магнитного потока в системе СГС)= 10-8вб. В Международной системе единиц (СИ) вебер определяется как магнитный поток, создаваемый однородным магнитным полем с индукцией 1 тесла через площадку в 1 м2, нормальную к направлению поля: 1 вб = (1тл)*(1м2).

ВЕБЕРА - ФЕХНЕРА ЗАКОН, основной психофизический закон, определяет связь между интенсивностью ощущения и силой раздражения, действующего на к.-л. орган чувств. Основан на наблюдении нем. физиолога Э. Вебера, к-рый установил (1830-34), что воспринимается не абсолютный, а относит, прирост силы раздражителя (света, звука, груза, давящего на кожу, и т. п.): [10391-1.jpg""84""84""84""84""84""84""26] Напр., при исходной массе груза, давящего на кожу, 75 г человек ощущает увеличение его на 2,7 г, при исходной массе 150 г - прирост в 5,4 г. Нем. физик Г. Фехнер (1858) математически обработал результаты исследований и вывел формулу:[10391-2.jpg""94""94""94""94""94""94""12] (где S - интенсивность ощущения; I - сила раздражителя; а, b - постоянные). В.- Ф. з. сохраняется только при средних интенсивностях раздражителя, сильно искажаясь при пороговых или очень больших интенсивностях его.
0628.htm
ВЕКТОР (от лат. vector, букв.- несущий, перевозящий), в геометрическом смысле - направленный отрезок, т. е. отрезок, у к-рого указаны начало (наз. также точкой приложения В.) и конец. Для обозначения В. используются либо жирные лат. буквы а, b, ..., либо буквы обычного алфавита с чёрточками или

стрелками наверху;[423e3c_42-1.jpg""58""58""58""58""58""20] В., имеющий начало в точке А и конец в точке В, обозначается [423e3c_42-2.jpg""30""30""30""30""30""18] Прямая, на к-рой расположен В., называется линией действия данного В.

Понятие В. возникло в связи с изучением величин, характеризуемых численным значением и направленностью (напр., перемещение, скорость и ускорение движущейся материальной точки, действующая на неё сила и т. п.). В механике и физике рассматривают свободные, скользящие и связанные В. Вектор наз. свободным, если его значение не меняется при произвольном параллельном переносе. Свободным В. является, напр., скорость движения материальной точки. В. наз. скользящим, если его значение не меняется при любом параллельном переносе вдоль линии его действия. Примером скользящего В. может служить сила, действующая на абсолютно твёрдое тело (две равные и расположенные на одной прямой силы оказывают на абсолютно твёрдое тело одинаковое воздействие). В. наз. связанным, если фиксировано его начало. Напр., сила, приложенная к нек-рой точке упругого тела, представляет собой связанный В. Свойства свободных В. изучаются средствами векторной алгебры (см. Векторное исчисление). Общее понятие В. как элемента т. н. векторного пространства определяется аксиоматически.

Лит.: Ильин В. А., Поэняк Э. Г., Аналитическая геометрия, М., 1968.

Э. Г. Позняк.

ВЕКТОР СОСТОЯНИЯ, величина, играющая в квантовой теории поля такую же роль, как волновая функция в квантовой механике. Квадрат абс. значения (модуля) В. с. указывает вероятность состояния.

ВЕКТОРКАРДИОГРАФИЯ (от вектор, греч. kardia - сердце и ... графил), метод пространственного (объёмного) исследования электрич. поля сердца; один из видов электрокардиографии, В. предложена в 1913 голл. учёным В. Эйнтховеном.

ВЕКТОРМЕТР, электрич. прибор для измерений среднего значения силы и фазы переменного тока или электрич. напряжения. При отсутствии в измеряемой величине чётных гармоник В. позволяет измерять мгновенные значения силы тока и напряжения и строить кривые их изменения во времени. На рис. приведена схема, поясняющая принцип действия В.: исследуемое перем. напряжение Ux подаётся на зажимы

магнито-электрич. вольтметра V через прерыватель К, к-рый работает под воздействием электромагнита, включённого на вспомо-гат. управляющее напряжение UK- При
[423e3c_42-3.jpg""271""271""271""271""271""110]

совпадении по фазе напряжения Ux с напряжением UK контакты K замыкаются и остаются в таком положении на протяжении положит, полупериода изменения Ux; в этом случае вольтметр покажет половину среднего значения напряжения Ux. При изменении фазы напряжения Ux по отношению к фазе напряжения UK на вольтметр будет подаваться в течение нек-рой части периода отрицат. напряжение второго полупериода, и показание прибора уменьшится. При сдвиге фаз UK и Ux на 900 вольтметр покажет 0. Источник управляющего напряжения снабжается устройством (со шкалой) для отсчёта фазы UK Изменяя фазу UK до получения макс, показания вольтметра, т. е. до совпадения по фазе напряжений UK и Ux, находят по шкале источника управляющего напряжения фазу Ux. Пром-сть СССР изготовляет В. такого типа с синхронным микродвигателем в качестве прерывателя К, Эти приборы, предназначенные для измерений в цепях перем. тока с частотой 50 гц, имеют пределы измерений по напряжению от 0,15 до 300 в, по силе тока от 0,003 до 5 а и по фазе от 0 до 3600. Пределы измерений могут быть изменены при дополнит, включении наружных шунтов, отдельных добавочных сопротивлений и измерит, трансформаторов. В. применяют при лабораторных исследованиях сложных электрич. схем и устройств, а также при испытании магнитных свойств электро-технич. сталей. Н. Г. Вострокнутов.

ВЕКТОРНАЯ ДИАГРАММА, графическое изображение значений периодически изменяющихся величин и соотношений между ними при помощи направленных отрезков - векторов.

В. д. широко применяются в электротехнике, акустике, оптике и т. п.

Простые гармонич. функции одного периода, [423e3c_42-4.jpg""240""240""240""240""240""44] напр.

могут быть представлены графически (рис.) в виде проекции на ось Оy

[423e3c_42-5.jpg""231""231""231""231""231""170]

векторов[423e3c_42-6.jpg""122""122""122""122""122""20] вращающихся с постоянной угловой скоростью [423e3c_42-7.jpg""23""23""23""23""23""13] причём

[423e3c_42-8.jpg""78""78""78""78""78""17]повёрнуты относительно[423e3c_42-9.jpg""34""34""34""34""34""18]

на углы [423e3c_42-10.jpg""44""44""44""44""44""18] . Длина векторов соответствует амплитудам колебаний:

[423e3c_42-11.jpg""280""280""280""280""280""26]

Сумма или разность двух и более колебаний на В. д. обозначается как геом. сумма или разность векторов составляющих колебаний, полученная по правилу параллелограмма, а мгновенное значение искомой величины определяется проекцией вектора суммы на ось[423e3c_42-12.jpg""22""22""22""22""22""15]

Напр., требуется найти сумму F колебаний [423e3c_42-13.jpg""18""18""18""18""18""15] с амплитудой [423e3c_42-14.jpg""61""61""61""61""61""16] с амплитудой [423e3c_42-15.jpg""34""34""34""34""34""16] При геом. сложении векторов [423e3c_42-16.jpg""84""84""84""84""84""17] по В. д. находим, что амплитуда суммарного колебания F равна длине вектора [423e3c_42-17.jpg""132""132""132""132""132""16] и опережает по фазе колебание f1 на угол[423e3c_42-18.jpg""17""17""17""17""17""16]

ВЕКТОРНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ, матем. дисциплина, в к-рой изучают свойства операций над векторами евклидова пространства. При этом понятие вектора представляет собой матем. абстракцию величин, характеризующихся не только численным значением, но и направленностью (напр., сила, ускорение, скорость).

Возникновение и развитие В. и. Возникновение В. и. тесно связано с потребностями механики и физики. До 19 в. для задания векторов использовался лишь координатный способ, и операции над векторами сводились к операциям над их координатами. Лишь в сер. 19 в. усилиями