БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

дового Красного Знамени. Похоронен на Красной площади в Москве.

ВАХРУШЕВ, посёлок гор. типа в Сахалинской обл. РСФСР. Ж.-д. ст. в 55 км к Ю. от Поронайска. 11 тыс. жит. (1969). Добыча угля, деревообработка. Южно-Сахалинская ГРЭС. Назван в честь В. В. Вахрушева.

ВАХРУШЕВО, город (до 1963-посёлок) в Ворошиловградской обл. УССР, в 9 км от ж.-д. ст. Красный Луч. 30 тыс. жит. (1968). Добыча угля. Обогатит, ф-ка. Город назван в честь В. В. Вахрушева.

ВАХРУШИ, посёлок гор. типа в Слободском р-не Кировской обл. РСФСР. Ж.-д. ст. на ветке от линии Киров - Кот лас, в 26 км от Кирова. 10,6 тыс. жит. (1969). Кож.-обув, комбинат (с 1932), произ-во кирпича.

ВАХТА (от нем. Wacht - караул, стража), 1) осн. вид дежурства на кораблях и судах, предназначенного для поддержания их боеготовности (в воен.-мор. флоте) и безопасности плавания. В. на воен. кораблях подразделяется на общекорабельную (боевую, ходовую, якорную) и специальную (напр., В. машинной команды). Распределение личного состава по сменам предусматривается спец. расписаниями. В. наз. также промежуток времени, в течение к-рого одна смена суточного наряда несёт В.; продолжительность её не св. 6 час. Наиболее трудной В. считается 1-я ночная с 0.00 до 4.00, к-рую образно во всех флотах мира называют "собакой". 2) Устаревшее назв. половины личного состава корабля (судна). До 19 в. команда корабля делилась на две В.: первая В. размещалась (подвешивала койки) в правой части корабельного (судового) корпуса, вторая - в левой.

ВАХТА, трифоль (Menyanthes), род растений сем. вахтовых (ранее относили к сем. горечавковых). Многолетняя трава с длинным ползучим членистым корневищем. Все листья прикорневые, на длинных черешках, тройчатые. Безлистный стебель (стрелка) заканчивается продолговатой кистью. Цветки белые или розоватые. Плод - коробочка, раскрывающаяся двумя створками. Всего 1 вид - В. трёхлистная (М. trifoliata), в Сев. полушарии. Растёт на болотах, часто образуя заросли. Листья В. содержат гликозид мениантин. Высушенные листья В. иногда применяют в виде настоя или чая как горечь для возбуждения аппетита; входит в состав желчегонного чая и горькой настойки.
[0425-3.jpg]

Вахта трёхлистная; я - цветок в продольном разрезе; б-раскрывшийся плод.


Лит.: Атлас лекарственных растений СССР, М., 1962.

ВАХТАН, посёлок гор. типа в Шахун-ском р-не Горьковской обл. РСФСР, на р. Б. Вахтан (басе. Ветлуги), в 26 км к С.-З. от ж.-д. ст. Тоншаево (на линии Горький - Котельнич). 11,8 тыс. жит. (1969). Леспромхоз, канифольно-экстрак-ционный з-д, химлеспромхоз.

ВАХТАНГ I Горгасал (г. рожд. не-изв.- ум. 502), царь Иберии (Картли). Боролся за централизацию гос. власти. При нём Тбилиси был в основном перестроен для перенесения сюда столицы гос-ва из Мцхеты. В. I вёл длит, борьбу с сасанидским Ираном за независимость Картли. В 484 возглавил крупное анти-сасанидское восстание грузин и армян. Измена груз, и арм. феодалов решила исход восстания. Был прозван персами Горгасалом-"Волчьей головой" за то, что носил шлем с её изображением. Убит в бою с персами. Груз, народ создал песни и стихи в его честь.

Лит.: История Грузии, т. 1, Тб., 1962, с. 92 - 99; Очерки истории СССР, III-IX вв., М., 1958, с. 250-51.

М. Д. Лордкипанидзе.

ВАХТАНГ VI (1675 - март 1737, Астрахань), наместник, затем царь Картли в 1703-24 (с 1712 по 1719 был отстранён от власти шахом Ирана), грузинский писатель, учёный и политич. деятель. В области внеш. политики, вслед за своими предшественниками, продолжал линию ориентации на Россию. Под рук. В. VI был создан "Свод законов" (см. Вахтанга законы), а также сб. распоряжений и инструкций по гос. управлению ("Дастурламали"). В 1709 по его инициативе в Тбилиси осн. первая груз, типография, в к-рой наряду с церк. книгами печатались и светские (напр., в 1712 вышло первое печатное издание поэмы Ш. Руставели "Витязь в тигровой шкуре" с науч. комментариями В.VI). В. VI создал комиссию учёных для составления истории Грузии 14-18 вв. и включения её в сб. "Картлис цховреба" ("Житие Картли"). Усложнение внеш. и внутр. обстановки, неспособность В. VI противостоять тур. агрессии заставили его в 1724 эмигрировать в Россию с семьёй и большой свитой (ок. 1400 чел.). Находясь в эмиграции, В. VI не порывал связей с Грузией, вынашивал план её освобождения. Поэзию В. VI (лирич. "Маджама") характеризует па-триотич. содержание. На нек-рых стихах лежит отпечаток мистики, неудовлетворённости жизнью. Был также лексикографом и переводчиком. Он дал две редакции перевода сб. басен "Калила и Дим-на" (1714-16).

Лит.: История Грузии, т. 1, Тб., 1962, с. 338 - 53; Барамидзе А., Радиани Ш., Жгенти Б., История грузинской литературы. Краткий очерк, Тб., 1958, с. 82 - 84. М. Д. Лордкипанидзе.

ВАХТАНГА ЗАКОНЫ, кодекс феод, права Грузии, составленный в 1705-08 под рук. царя Картли Вахтанга VI при участии представителей высшей духовной и светской знати. Состоят из извлечений из Библии, визант., арм. и груз, законов и собственно Уложения Вахтанга VI. Кодификация законов была вызвана возросшими требованиями суд. практики в связи с обострением классовых противоречий, а также задачей укрепления царской власти в борьбе с крупными феодалами. В. з. юридически оформили крепостное право. Уложение Вахтанга VI фактически действовало во всей Грузии, а нек-рые законы - и после присоединения Грузии к России. В течение 18 в. В. з. распространялись в рукописных списках. 1-е изд. на груз. яз. Уложения Вахтанга VI вышло в 1846 в Петербурге, последнее критич. издание - в Тбилиси в 1963, 1-е полное изд. в рус. переводе вышло в Петербурге в 1828 ("Сборник законов грузинского царя Вахтанга VI"), 2-е - в Тифлисе в 1887 под ред. Д. 3. Бакрадзе. М. Д. Лордкипанидзе.

ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович [1(13).2.1883, Владикавказ, ныне г. Орджоникидзе, - 29.5.1922, Москва], советский режиссёр, актёр. Основатель и руководитель (с 1913) театральной т. н. Студенческой драматической (в дальнейшем "Мансуровской") студии, к-рая в 1921 стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 - Театром им. Евгения Вахтангова. В. родился в семье владельца табачной ф-ки. В 1903 поступил в Моск. ун-т на естеств. ф-т (затем перешёл на юридический). С 1901 участвовал в любительских драматич. кружках в качестве актёра и постановщика. Испытывал сильное влияние МХТ. В эти же годы выступал с рассказами и статьями о театре во владикавказской газ. "Терек". В 1909 поступил в Москве в театр, школу А. И. Ада-шева (его учителями были Л. А. Сулер-жицкий, В. В. Лужский, Л. М. Леонидов, В. И. Качалов), по окончании к-рой в 1911 был принят в число сотрудников МХТ. Участвовал в спектаклях: "Живой труп" Л. Н. Толстого (Цыган), "Синяя птица" Метерлинка (Сахар), "Гамлет" Шекспира (Второй актёр), "Мысль" Андреева (Крафт) и др. В. стал активным проводником идей и системы К. С. Станиславского, принял участие в работе 1-й Студии МХТ. Острота и отточенность сценич. формы, возникающие в результате глубокого проникновения исполнителя в душевную жизнь персонажа, отчётливо проявились как в сыгранных В. ролях (Текльтон в "Сверчке на печи" по Диккенсу, 1914; Шут в "Двенадцатой ночи" Шекспира, 1919), так и в спектаклях, поставленных им в 1-й Студии МХТ: "Праздник мира" Гауптмана (1913), "Потоп" Бергера (1919, играл роль Фрезера).

С первых лет Сов. власти В. искренно и горячо откликнулся на требования ре-волюц. эпохи. Осознавая новую высокую ответственность художника, В. утверждал, что театрам "...на до резко изменить что-то в своей жизни", что художник должен творить вместе с народом: "ни для него, ни ради него, ни вне его, а вместе с ним" (Записки. Письма. Статьи, 1939, с. 199 и 201). В 1919 В. возглавил режиссёрскую секцию Театрального отдела (Тео) Наркомпроса. С необычайной активностью развернулась после революции многообразная режиссёрская деятельность В. Намеченная ещё в "Потопе" тема античеловечности буржуазно-мещанского общества получила развитие в сатирич. образах "Свадьбы" Чехова (1920) и "Чуда святого Антония" Метерлинка (2-я сценич. редакция, 1921), поставленных в его Студии. Мотив гротескного изобличения мира власть имущих, противопоставленного жизнеутверждающему народному началу, своеобразно преломлялся в трагедийных постановках - "Эрик XIV" Стриндберга (1-я Студия МХТ, 1921), "Гадибук" Ан-ско-го (еврейская студия "Габима", 1922). Стремление В. к поискам "современных способов разрешить спектакль в форме, которая звучала бы театрально" (там же, с. 258), нашло блестящее воплощение в его последней постановке-пронизанный духом светлого жизнеутверждения спектакль "Принцесса Турандот" Гоцци (3-я Студия МХТ, 1922) был воспринят К. С. Станиславским, Вл. И. Немировичем-Данченко и др. театр, деятелями как крупнейшая творч. победа, обогащающая

иск-во сцены, прокладывающая новые пути в театре. Основополагающими для режиссёрского творчества В. были: идея неразрывного единства этич. и эсте-тич. назначения театра, единство художника и народа, острое чувство современности, отвечающее содержанию драматич. произведения, его художеств, особенностям, определяющее неповторимую сценич. форму. Эти принципы нашли своё продолжение и развитие в иск-ве учеников и последователей В.- режиссёров Р. Н. Симонова, Б. Е. Захавы, актёров Б. В. Щукина, И. М. Толчано-ва и др.

Соч.: Записки. Письма. Статьи, М.- Л., 1939.

Лит.: 3ахава Б. Е., Вахтангов и его студия, 2 изд., Л., 1927 (библ.); Зограф Н., Вахтангов, М.- Л., 1939; Херсонский X., Вахтангов, М., 1963; Беседы о Вахтангове. Записаны X. П. Херсонским, М.-Л., 1940; Горчаков Н. М., Режиссерские уроки Вахтангова, М., 1957; Евг.Вахтангов. Материалы и статьи, М.,1959 (библ.); Симонов Р., С Вахтанговым, М., 1959. Б. И. Ростоцкий.

ВАХТАНГОВА ИМЕНИ ТЕАТР (Государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр имени Евг. Вахтангов а), драматический театр. Находится в Москве. Организован в 1921, первонач. назв. Студия Вахтангова (3-я Студия МХТ); совр. назв. с 1926. Основатель театра Е. Б. Вахтангов, ученик и последователь К. С. Станиславского, стремился к созданию театра, созвучного революции, проникнутого духом современности, добивался яркой и острой театральной формы. Значит, явлением стал поставленный Вахтанговым спектакль "Принцесса Турандот" Гоцци (1922), отличающийся оптимизмом, жизнерадостностью, определивший во многом стилистич. особенности творч. лица театра. Спектакль отмечен лёгкостью и изяществом пластич. рисунка, музыкальностью, ритмичностью сценич. действия. В дальнейшем ведущими в репертуаре театра стали революционная пьеса, совр. драматургия. В 20 - 30-е гг. были поставлены: "Виринея" Сейфуллиной и Правдухина (1925, реж. А. Д. Попов), "Барсуки" Леонова (1927, реж. Б. Е. Захава), "Разлом" Лавренёва (1927, реж. Попов), "Интервенция" Славина (1933, реж. Р. Н. Симонов), "Аристократы" Погодина (1935, реж. Захава), "Я - сын трудового народа" Катаева (1938, реж. Симонов). Крупнейшие работы театра: "Егор Булычев и другие" Горького (1932, реж. Захава; Булычов - Б. В. Щукин) и открывший сценич. историю создания образа В. И. Ленина в сов. театре спектакль "Человек с ружьём" Погодина (1937, реж. Симонов) с Б. В. Щукиным в роли В. И. Ленина.

Театру близка комедия. Оптимизм, муз. выразительность, блестящая виртуозность, праздничность отличали спектакли: "Лев Гурыч Синичкин" Ленского (1924), "Много шума из ничего" Шекспира (1936), "Соломенная шляпка" Лабиша (1939), "Мадемуазель Нитуш" Эрве (1944) и др.

В годы Великой Отечеств, войны театр работал в Омске (1941-43). Высоким патриотизмом, масштабностью образов были отмечены спектакли: "Фронт" Корнейчука (1942, Иван Горлов - А. Д. Дикий), "Русские люди" Симонова (1942), "Олеко Дундич" Каца и Ржешевского (1942, Дундич - Р. Н. Симонов) и др. В 1942 при театре был создан фронтовой филиал. Среди лучших спектаклей театра: "Макар Дубрава" Корнейчука (1948), "Филу-мена Мартурано" Де Филиппе (1956), "Иркутская история" Арбузова (1959), "Стряпуха" Софронова (1959), "Насмешливое моё счастье" Малюгина (1965), "Конармия" по Бабелю (1966), "Виринея" Сейфуллиной и Правдухина (1967), "Память сердца" Корнейчука (1970). Ставилась классич. драматургия: "Перед заходом солнца" Гауптмана (1941 и 1954), "Сирано де Бержерак" Ростана (1942), "На золотом дне" Мамина-Сибиряка (1955), "Фома Гордеев" по Горькому (1956), "Гамлет" Шекспира (1958; Гамлет - М. Ф. Астангов), "Идиот" по Достоевскому (1958), "Маленькие трагедии" Пушкина (1959), "Живой труп" Л. Н. Толстого (1962), "Западня" по Золя (1965), "Дети солнца" Горького (1968), "На всякого мудреца довольно простоты" Островского (1968). В 1970 театр вновь поставил спектакль "Человек с ружьём" (в роли В. И. Ленина-М. А. Ульянов).

В театре работали актёры и режиссёры, внёсшие значит, вклад в его становление: Б. Е. Захава, Ю. А. Завадский, Б. В. Щукин, А. Д. Дикий, А. Д. Попов, В. В. Куза, А. А. Орочко, О. Н. Басов, А. И. Горюнов, Н. П. Охлопков, О. Ф. Глазунов, М. С. Державин, М. Ф. Астангов, С. В. Лукьянов и мн. др.

Ведущим актёром и режиссёром театра, а в 1939-68 и художеств, руководителем был Р. Н. Симонов.

В труппе театра (1970): нар. арт. СССР А. Л. Абрикосов, Ю. К. Борисова, Н. О. Гриценко, Н. С. Плотников, И. М. Толчанов, М. А. Ульянов, нар. арт. РСФСР Е. Г. Алексеева, Д. А. Андреева, Н. Н. Бубнов, В. Г. Кольцов, Ц. Л. Мансурова, В. И. Осенев, Л. А. Пашкова, А. И. Ремизова, Н. П. Русинова, М. Д. Синельникова, Н. Д. Тимофеев, Л. В. Целиковская, Ю. В. Яковлев, засл. деят. иск-в РСФСР В. К. Львова и др. С 1968 гл. режиссёр театра нар. арт. РСФСР Е. Р. Симонов. При театре имеется Театральное училище им. Б. В. Щукина.

Лит.: Вахтангов Е. Б., Записки. Письма. Дневники, М., 1959; Горчаков Н. М., Режиссерские уроки Вахтангова, М., 1958; Захава Б. Е., Вахтангов и его студия, 2 изд., М.-Л., 1927; его. же. Современники, М., 1969; Симонов Р., С Вахтанговым. М., 1959; Толчанов И., Мои роли, М., 1961; Херсонский X. Н., Вахтангов, М., 1963; Б. В. Шукин, Статьи. Воспоминания. Материалы, М-, 1965; Театр имени Евг. Вахтангова. 20 лет, М., 1946. О. К. Иванов.

ВАХТЕРОВ Василий Порфирьевич [13(25).1.1853, Арзамас,-3.4. 1924, Москва], русский педагог, методист начальной школы. Род. в семье консисторского сторожа. Учился в Арзамасском духовном уч-ще, затем в Нижегородской духовной семинарии. В течение 15 лет (1881-96) был инспектором нар. училищ (сначала в Смоленской губ., а затем в Москве).

Принимал активное участие в работе Моск. к-та грамотности, в организации школ для рабочих и способствовал созданию ряда внешкольных учреждений. В 1896 В. вынужден был уйти в отставку, т. к. департамент полиции квалифицировал его деятельность как "прикрытие среди учителей Москвы неблагонадёжного элемента". С 1898 по 1902 читал лекции на учительских курсах в Курске, Саратове и др. городах. С 1893 по 1903 работал в школе при Тверской мануфактуре Морозовой. В 1903 был арестован за якобы противоправительств. агитацию в школе и среди рабочих и выслан в Новгородскую губ. В годы Революции 1905-07 В. много сил отдал организации учительского союза, позднее принимал активное участие в работе различных съездов и курсов. Большой вклад внёс в теорию и практику нач. обучения (работы «Предметный метод обучения», 1907, и «Основы новой педагогики», 1913). В методике классного чтения, как и в методике обучения грамоте, В. развивал идеи К. Д. Ушинского. Крупным достижением В. являются его книги для классного чтения «Мир в рассказах для детей» (1902). Они были построены на основе принципа наглядности и содержали не только статьи для объяснит, чтения, но и богатейший материал по естествознанию, географии, истории. «Русский букварь» В. (1898) неоднократно переиздавался.
В. всегда находился в рядах демокра-тич. сил, но его демократизм был ограничен идеями либерального народничества. В. не понял всемирно-историч. значения Великой Окт. социалистич. революции и вначале отказался от участия в проведении реформы нар. образования. В последующие годы он преподавал на красноармейских курсах ликвидации неграмотности, на курсах подготовки учителей 2-й ступени. В 1923-24 лектор на педагогич. ф-те 2-го МГУ.
Лит.: [Попова Н. И.], В. П. Вахтеров (1853 - 1924), в кн.: Методисты советской начальной школы, М., 1958; Вахтерева Э. О., В. П. Вахтеров, его жизнь и работа, М., 1961. Ф. Ф. Королёв.

ВАХУШТИ Багратиони (1695 или 1696 - 6. 12. 1784), грузинский историк и географ. Побочный сын Вахтанга VI. С 1724 жил в эмиграции в Москве в груз, колонии, продолжая здесь свою науч. деятельность. Крупнейший представитель груз. феод, историографии. Гл. труд В. "Сакартвелос цховреба" ("Житие Грузии", 1745) - первая попытка кри-тич. исследования прошлого груз, народа. Состоит из 2 осн. частей: исторической и историкогеографической. К тексту, содержащему ценные сведения по истории и географии Грузии, приложены хронологич. и генеалогич. таблицы, а также многочисл. карты. Гл. политич. идея "Жития" В. - единодержавие - была прогрессивной в условиях феодальнораздробленной Грузии. Труд В., гл. обр. часть работы, посвящённая историч. географии, неоднократно издавался на груз. яз. и в переводах. Последнее изд. - 1941, Тбилиси.

Лит.: Маруашвили Л. И., Вахуга-ти Багратиони, его предшественники и современники, М., 1956.

М. Д. Лордкипанидзе.

ВАХХАБИТЫ, последователи религ. -политич. течения в исламе, распространившегося в Неджде (Центр. Аравия) в кон. 18 в. Основоположник ваххабизма - Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб (1703- 1787). Гл. догмат В. - вера в безусловно единого бога (к-рый для В. антро-поморфичен); отсюда самоназвание В. - муваххидун - единобожники. В. отвергали всевозможные "новшества", появившиеся в процессе развития ислама, в т. ч. культ святых, дервишество, боролись с пережитками доисламских культов; придерживались суровой простоты нравов; большое внимание уделяли джихаду (священной войне против иноверцев).

Политич. сущность ваххабизма заключалась в стремлении к объединению племён и мелких княжеств Аравии, ликвидации плем. раздоров и феод, анархии в интересах крупных феодалов и купцов. К нач. 19 в. почти весь Аравийский п-ов был объединён В. в феод, гос-во, распавшееся после завоевания его Египтом (1811-18). В 1821 гос-во В. было восстановлено в рамках Неджда и существовало до последней четв. 19 в. Вновь воссоздано в нач. 20 в. В результате объединит, войн,