БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

зам. пред. Нац. фронта Индонезии (с 1961), министром без портфеля (с 1962). В нояб. 1965 А. пал жертвой террора, развязанного реакцией против КПИ в связи с "событиями 30 сентября" (см. ст. Индонезия).

Соч.: Pilihan tulisan, dj. 1 - 2, Djakarta, 1959-60; в рус. пер.-Краткая история Коммунистической партии Индонезии, М., 1956; Индонезийское общество и индонезийская революция, М., 1958; Уроки истории коммунистической партии Индонезии, М., 1961; Избр. произв. Статьи и речи, М., 1962.

АЙДУКЕВИЧ (Ajdukiewicz) Казимеж (12.12.1890-12.4.1963), польский логик и философ. С 1925 по 1938 проф. Львовского и Варшавского ун-тов. В 1938 возглавил Познанское филос. об-во. Дей-ствит. чл. Польской АН. А. известен гл. обр. своими работами по философской оценке и интерпретации достижений общей и математич. логики, что нашло своё отражение в разработанной им семантич. теории языка.

Лит.: Borkowski L., Kazimierz Ajdukiewicz (1890-1963), в кн.: Studia logica, t. 16, Warszawa - Poznan, 1965 (имеется библ. работ А.).

АЙДЫН (псевд.; наст, имя Манзура Сабирова) (1906, Ташкент,-30.5. 1953), узбекская советская писательница. Окончила Самаркандский ун-т (1931). Начала печататься в 20-х гг. Написала пьесу "Путь к новому" (1925) о раскрепощении женщины, поэму "Песни рассвета" (1931), сб. "Стихи" (1937). Автор новелл и очерков из прошлой жизни узо. женщины, о труде и патриотизме советских людей: "Сапожник приехал", "Гулсанам", "Девушки" (1943), "Ширин пришла" (1944), "Мужество-вечность" (1947).

Соч.: Янгиликка кадам, Тошкент, 1925; Шеърлари, Тошкент, 1937; Хикоялар, Тошкент, 1954; в рус. пер.- .Рассказы, Таш., 1954.

Лит.: 3улфия, Ойдин Собирова, Тошкент, 1953; Владимирова Н., Ойдин ижоди, Тошкент, 1954; Мирзаев С., Ойдин, Тошкент, 1965.

В. Абдуллаев, Б. Валиходжаев.
АЙДЫН (Aydm), город на Ю.-З. Турции; адм. центр вилайета Айдын. 43,3 тыс. жит. (1965). Ж.-д. ст.; узел автодорог. Пищ. пром-сть. Торговля инжиром и др. фруктами. В р-не месторождения медных, жел. и мышьяковых руд, лигнита.

АЙЕ-АЙЕ, животное подотряда лемуров, или полуобезьян; то же, что руконожка.

АЙЕР (Ауег) Алфред Длсулс (р. 29.10. 1910), английский философ, представитель аналитической философии, проф. логики Лондонского (с 1946) и Оксфордского (с 1959) ун-тов; чл. Британской АН и Междунар. филос. академии. Получил известность своей кн. "Язык, истина, логика" (1936), в к-рой выступил пропагандистом идей Венского кружка. С последним он, однако, расходится в своём отношении к логич. формализации языка: А. не прибегает к анализу науч. понятий средствами математич. логики. Эта тенденция, характерная для англ, аналитич. философии с её уклоном к лингвистич. анализу (см. Лингвистическая философия), ещё более усиливается в поздних работах А., в к-рых исследуются проблемы, связанные с теорией познания и ролью языка в процессе познания. А. выступает как противник марксистской философии с позиций общего позитивистского тезиса о невозможности науч. оправдания филос. построений (см. полемику А. Дне. Айера и И. В. Кузнецова в журн. "Вопросы философии", 1962, № 1). Соч.:Language, truth and logic, L.. 1936; The foundations of empirical knowledge, L., 1940; Thinking and meaning, L., 1947; Philosophical essays, L.- N. Y., 1954; The problem of knowledge, L.-N. Y., 1956; The concept of a person and other essays, N. Y., 1963.

Лит.: Богомолов А. С., Англоамериканская буржуазная философия эпохи империализма, М., 1964; Xилл Т. И., Современные теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 372-82. В. С. Швырёв.

АЙЗМАН Давид Яковлевич [14(26).3. 1869, Николаев, - 26.9.1922, Детское Село], русский писатель. Начал печататься в 1901. В период Революции 1905-07 примыкал к писателям-реалистам, связанным со сб-ками "Знание". В рассказах изображал жизнь угнетённых евр. низов, борцов против социальной несправедливости. В годы реакции написал декадентскую повесть "Кровавый разлив" (1908), пьесу-сказку "Светлый бог" (опубл. 1914) и др. Для лучших произв. А. характерны напряжённость действия, острый сюжет.

Соч.: Собр. соч., т. 1 - 8, СПБ - М., 1911 -19; Редактор Солнцев. Сб. рассказов, Л., 1926.

Лит.: Максимович А.,М. Горький и Д. Я. Айзман, в кн.: М.Горький. Материалы и исследования, т. 2, М. -Л., 1936; История русской литературы конца XIX - начала XX вп. Библиография, указатель, М.- Л., 1963.

АЙЗМАН Николай Спиридонович [2(15). 12.1905, дер. Альгешево Чебоксарского у., - 17. 7. 1967], чувашский советский драматург. Засл. деятель иск-в Чуваш. АССР. Был актёром. Первая пьеса "Деревня в ветлах" опубликована в 1929. Бытовые комедии А.-"По ларцу и крышка" (1936), "Не по коню, так по оглоблям" (1939), "Подруга черноокая" (1950, совм. с С. Павловым), "Выйди замуж за Ивана" (1956) и др. изображают жизнь колх. деревни.

Соч.: Висе пьеса, Шупашкар, 1957; Пьесасем, Шупашкар, 1959.

Лит.: Сироткин М. Я., Очерк истории чувашской советской литературы, Чебоксары, 1956; Краснов И., Николай Айзман - чавашла палла драматурге, альм. "Таван Атал", 1959, № 1.

АЙЗПУТЕ, город в Лиепайском р-не Латв. ССР. Расположен на высоком берегу р. Тебра (приток р. Сака, впадающей в Балтийское м.), в 48 км к С.-В. от Лие-паи. 4,7 тыс. жит. (1967). Металлообработка. Права города получил в 1378. Сохранились замок и церковь 13 в.

АЙКА (Ajka), город в Венгрии, в медье Веспрем, в горах Баконь. 21 т. ж. (1967). Алюминиевый комбинат, ТЭС, стекольная фабрика, кирпичный завод. В окрестностях добыча бурого угля (Айкачингер-вёльдь, Падрагкут) и бокситов (Ньирад, Сёц, Халимба).

"АЙКАП", казахский общественно-политич. и литературно-критич. журнал. Изд. в г. Троицке с янв. 1911 по авг. 1915. Вышло 88 номеров. Основатель и редактор "А." - публицист и писатель-демократ М. Сералин. В нём выступали писатели С. Торайгыров, С. Донентаев, С. Сейфуллин, Б. Майлин и др. Журнал защищал интересы казах, бедноты,' призывал народ к просвещению, прогрессу. Сыграл большую роль в становлении казах, прозы, драматургии, лит. критики, а также лит. языка. Был закрыт по цензурным соображениям.

Лит.: История Казахской ССР, т.1, А.-А., 1957; Кенжебаев Б., Казак халкынын. XX гасыр басындагы демократ жазушыла-ры. Алматы, 1958.

АЙЛАНТ (Ailanthus), род деревьев сем. симарубовых. Листья очередные, сложные, непарноперистые; цветки мелкие, в метельчатых соцветиях. Ок. 10 видов в Юж. и Вост. Азии и в Австралии.

В СССР в культуре 3 вида, из них A. altissima - А. высочайший, или к и-тайский ясень, - быстро растущее дерево, разводимое в Европ. части СССР (преим. на Ю. Украины), на Кавказе, в Ср. Азии. Хорошо растёт даже на сухих и каменистых почвах. Древесина используется как строительная и поделочная, а также для выделки бумаги и как топливо. Листьями А. в Китае кормят гусениц айлантового шелкопряда. Лит.: Деревья и кустарники СССР, т. 4, М.- Л., 1958.

АЙЛАНТОВЫЙ ШЕЛКОПРЯД (Рhilosamia cynthia), бабочка сем. павлиноглазок. Крылья в размахе 11-13 см, оливково-коричневые, со светлыми полулунными пятнами в центре и широкой четырёхцветной полосой (чёрной, белой, розовой и розовато-белой). Брюшко сверху желтовато-серое. Гусеница длиной 7-8 см, питается листьями айланта, клещевины, сирени и др. Выкормка удаётся легко. Зимует куколка. Кокон даёт ок. 600 м шёлковой нити серого цвета с золотистым оттенком, годной для изготовления ткани. Кокон разматывают ручным способом. Широкого пром. значения не имеет. Распространён в Юго-Вост. Азии; в полуодомашненном состоянии разводится в Китае, Японии, Индии. Используют как лабораторное животное.

АЙЛАОШАНЬ, горный хребет на Ю.Китая, в Юньнаньском нагорье. Простирается вдоль прав, берега р. Юаньцзян (Хонгха) на 450 км. Преобладающие высоты 1500-2000 м, макс.- 2998 м. Интенсивно и глубоко расчленён. Сложен кри-сталлич. сланцами, перекрывающими их мезозойскими известняками и красно-цветными породами. Муссонные тропич. леса на склонах, сосновые - по гребню. Горные латеритные почвы. Месторождения олова.

АЙЛ-ОФ-ИЛИ (Isle of Ely), графство в сев. части Кембриджшира в Великобритании. Пл. 1 тыс. км2 . Нас. 89 тыс. чел. (1961). Адм. центр -г. Марч.

АЙМАК, 1) в тюркских, монгольских и отчасти тунгусо-маньчжурских языках первоначально родоплеменное подразделение (род, племя и даже народ); в феод, эпоху крупное владение, удел, иногда ханство (у монголов). 2) Местное название адм. единиц - районов в Бурят. АССР и в Горно-Алтайской АО РСФСР. 3) В МНР осн. адм.-терр. единица. Высшим органом власти А. является хурал нар. депутатов, избираемый сроком на 2 года.

АЙМАКИ, группа народностей, живущих в сев.-зап. и центр, областях Афганистана: см. Чаар-аймаки.

"АЙМАН ШОЛПАН". казахская народная лирико-эпич. поэма 1-й пол. 19 в. Одно из выдающихся произв. казах, эпоса наряду с "Козы-Корпеш и Баянслу" и "Кыз-Жибек". В образе казах, девушки Айман нар. творчество опоэтизировало высокое представление о чести, достоинстве, великодушии, находчивости, смелости. В поэме, отстаивающей права казах, женщины, высмеиваются кичливые баи ц батыры. На сюжет "А. Ш." написана муз. драма (либретто М. О. Ауэзова, муз. Е. Г. Брусиловского).

АЙМАНОВ, Шакен Кенжетаевич (р. 15.2.1914), казахский актёр, режиссёр, нар. арт. СССР (1959). Чл. КПСС с 1940. С 1933 в труппе Казах, театра драмы (Алма-Ата). Искусству А. присущи яркость социальной и психологич. характеристик. Лучшие роли: Ахан-сере ("Ахан-сере и Актокты" Мусрепова), Исатай ("Исатай и Махамбет" Ахинжанова), Кобланды, Ведущий (одноим. пьеса и "Абай" Ауэзова), Кодар ("Козы Корпеш и Баян Слу" Мусрепова), Петруччио ("Укрощение строптивой" Шекспира), Тихон ("Гроза" Островского). Работал как режиссёр (в 1947-51 гл. режиссёр казахского театра). С 1940 работает в кино как актёр и режиссёр; играл роль Джамбула в одноим. фильме, поставил фильм "Наш милый доктор" (1958) и др. Деп. Верх. Совета Казах. ССР 4-го и 7-го созывов. Гос. пр. СССР (1952) за театр, работу. Гос. пр. Казах. ССР (1968). Награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

АЙМАРА, индейская народность Юж. Америки. Осн. часть А. живёт вокруг оз. Титикака и на Боливийском плато - в юж. части деп. Пуно (в Перу), в деп. Ла-Пас и Оруро (в Боливии). На языке А. говорит ок. 1,3 млн. чел. (1964). Предки А. были создателями культуры Тиауанако. После исп. завоевания (16 в.) А., несмотря на тяжёлый гнёт и дискриминацию, сохранили язык и в значит. степени свою культуру. В ряде районов сохранилась традиц. структура общины, возглавляемой старейшиной. Религия - католичество; значительны пережитки дохристианских верований.

Лит.: Народы Америки, т. 2, М., 1959. Э. В. Зиберт.

АЙМАРА, язык индейских племён аймара. Распространён гл. обр. в юж. части департамента Пуно (Перу) и в деп. Ла-Пас и Оруро (Боливия). Употребляется наряду с гос. исп. языком. На языке А. говорит ок. 1,3 млн. чел. (1964). До колонизации Юж. Америки испанцами (16 в.) язык А. включал св. 40 говоров и отличался от современного. Древних лит. памятников на А. осталось мало (отрывки поэтич. произв., посвящённых культу Земли и Солнца). Миссионеры издали на яз. А. переводы Библии, молитв и проповедей. В 1900 в г. Ла-Пас осн. академия по изучению языка и истории А., к-рая с 1901 начала выпускать ежемесячные бюллетени (позднее периодичность издания нарушалась).

Лит.: Gomez В., Catecismo de la lengua aymara del Peru, Lima, 1583; Apuntes para un catalogp de escritores de lenguas indigenes de America, Мех., 1860; Middendorf E. W., Die Aymara-Sprachen, Lpz., 1891; Wissler C., The American Indian, 3 ed., N. Y., 1950.

АЙМУРЗАЕВ Жолмурза Мурзаулы (р. 1910), каракалпакский советский поэт и драматург, засл. деят. иск-в Узб. ССР. Чл. КПСС с 1946. В 1956 окончил Высшие литературные курсы при Лит. ин-те им. М. Горького. Печатается с 1927. Первый сб. "Стихи" вышел в 1935. Автор сборников "К героической борьбе" (1942), "Поток" (1946), "Мои герои" (1949) и др. об укреплении Сов. власти в Каракалпакии; пьес "Бердах" (1958) о каракалп. поэте, "Айгуль-Абат" на тему революции. Роман "На берегах Аму-Дарьи" (рус. пер. "Проделки Камекбая", 1958) посвящён послевоенной каракалп. деревне. В 1967 опубл. автобиографич. повесть "Сердце сироты". Награждён 3 орденами.

Соч.: Шыгармалары, т. 1-2, Некие, 1960 - 62. Б. Исмаилов.

АЙНАЖИ (б. Гайнаш), город в Лимбажском р-не Латв. ССР, на вост. берегу Рижского зал., у границы с Эст. ССР. Станция узкоколейной ж. д. 2,1 тыс. жит. (1967). Рыболовство. В 19 в. был центром деревянного парусного судостроения Латвии.

АЙНАЛОВ Дмитрий Власьевич [8(20).2. 1862, Мариуполь, - 12.12.1939, Левинград], советский историк иск-ва, чл.-корр. АН СССР (1914). Учился в Одессе в Новороссийском ун-те у Н. П. Кондакова. С 1903 проф. Петерб. ун-та. В его трудах эстетич. осмысление памятников иск-ва сочетается с их историко-культурной оценкой. Осн. работы: "Эллинистические основы византийского искусства" (1900), где впервые вскрыт характер художеств, эволюции визант. иск-ва, "Византийская живопись XIV столетия" (1917), "История русского монументального искусства" (2 тт., 1932-33, на нем. яз.), "Этюды о Леонардо да Винчи" (1939).

Лит.: Врунов Н., Памяти Д. В. Айналова, "Архитектура СССР", 1940, № 3; Дмитрию Власьевнчу Айналову от учеников. К двадцатипятилетни} его учёной деятельности, М.. 1915 (имеется список трудов); Дополнение к списку трудов проф. Д. В. Айналова к 35-летию его учёной деятельности, П., 1924.

АЙНИ (псевд.; наст, имя Садриддин Саид-Муродзода) [15 (27).4.1878, с. Соктаре, ок. г. Гиждувана,- 15.7.1954, Душанбе], таджикский советский писатель, учёный, обществ, деятель. Первый президент (с 1951) АН Тадж. ССР; засл. деят. науки Тадж. ССР, почётный акад. АН Узб. ССР. Писал на тадж. и узб. языках. Основоположник таджикской и один из зачинателей узбекской сов. лит-ры (песни "Марш свободы", 1918, "Во славу Октября", 1918).

Учился в бухарских медресе. После Революции 1905-07 примкнул к левому крылу джадидизма. Элегия А. "На смерть брата" (1918) прозвучала призывом к свержению эмира. В 1919-21 сотрудничал в журн. "Шуълаи инкилоб" ("Пламя революции"), его статьи заложили основы тадж. публицистики. Порвав с джадидизмом. А. в 1920 участвовал в бухарской нар. революции. В прозаич. сатире "Бухарские палачи" (1920) обличал феод, режим. Повесть "Одина" (1924) вместе с романами "Дохунда" (1927-28, опубл. 1930) и "Рабы" (1934) составляют своеобразную трилогию, эпич. картину жизни и борьбы тадж. народа на протяжении столетия. В повести "Смерть ростовщика" (1939, перераб. изд. 1953) показал смерть скряги, символизирующую гибель старого строя. В период Отечеств, войны 1941-45 выступал с острыми публици-стич. статьями и историко-художеств. очерками ("Восстание Муканны", 1944, и др.). С 1948 до конца жизни работал над художеств.-автобиографич. книгой "Воспоминания" (рус. пер. "Бухара", кн. 1_4, 1949-54; Гос. пр. СССР, 1950), в к-рой показал жизнь Бухарского ханства на рубеже 19-20 вв. Автор по историй и филологии народов Ср. Азии: "История эмиров мангытской династии" (1923), антология "Образцы таджикской литературы" (ч. 1-3, 1926), очерки и монографии о Рудаки, Фирдоуси, Ибн Сине, Сзади, Навои, Васифи, Бедиле и др. Деп. Верх. Совета СССР 3-го и 4-го созывов. Награждён 3 орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Соч.: Куллиёт, Ч. 1 - 8, 10, 11, [Душанбе], 1958 - 69; в рус. пер. - Воспоминания, М. -Л., 1960; Собр. соч., т. 1-4, М., 1960 - 61.

Лит.: Брагинский И. С., Жизнь и творчество С. Айни, М., 1958; Садриддин Айни (1878 - 1954); Азизкулов Ч... Муллочонова 3., Фех.расти асархои С. Айни ва адабиётп оидбауто охири соли 1961, Душанбе, 1963. И. С. Брагинский.

АЙН-САЛАХ (Ин - Салах), оазис в Алжире, в центр, части Алжирской Сахары, на автомоб. транссахарской дороге Лагуат - Зиндер. Нас. ок. 6 тыс. чел. (1966). Населённый пункт и торг.-ре-месл. центр - Айн-Салах. Разведение финиковой пальмы. Водоснабжение артезианское. К Ю.-З. от А.- месторождение природного газа Джебель-Берга.

АЙНСКИЙ ЯЗЫК, язык айнов, распространённый гл. обр. на о. Хоккайдо (Япония). В 18-19 вв. диалекты А. я. были также на Курильских о-вах, Камчатке и о. Сахалин, ныне на Сахалине сохранились лишь единичные носители А. я. Точное число говорящих на А. я. неизвестно, т. к. айны сильно ассимилируются японцами и пользуются япон. яз. Число айнов ок. 20 тыс. чел. (1967). В А. я. наблюдается отсутствие противопоставления звонких и глухих согласных (b, d, g выступают лишь как позиционные варианты р, t, k между гласными); система согласных вообще бедна. По структуре А. я. агглютинативный, с преобладанием суффиксации. В грамматике следует отметить факультативность обозначения ед. или мн. числа, что сближает А. я. с нек-рыми языками изолирующего строя. В А. я. оригинальная система счёта (по "двадцаткам": 90 обозначается на А. я. как "пятью двадцать без десяти"). Генеалогич. связи А. я. не установлены. Значит, число географич. названий на Японских о-вах восходит к А. я.

Лит.: Добротворский М. М., Айнско-русский словарь, Казань, 1875; PiJsudski В., Materials for the study of the Ainu language and folklore, Krakow, 1912; Batchelor J., An Ainu - English - Japanese dictionary, 4 ed., Tokyo, 1938; его ж е, A grammar of the Ainu language, там же. „ А. А. Леонтьев.

"АЙНХАЙТ" ("Einheit" -"Единство"), ежемесячный журнал по вопросам теории и практики науч. социализма, издаётся с 1946 в Берлине ЦК Социали-стич. единой партии Германии. Освещает проблемы строительства социализма в ГДР, опыт хозяйств, и культурного строительства СССР и др. со-циалистич. стран, разоблачает агрессивную, реваншистскую политику запад-но-герм. империализма, публикует статьи по вопросам герм, и междунар. комму нистич. и рабочего движения.

АЙНЫ, народность на о. Хоккайдо (Япония). Числ. ок. 20 тыс. чел. (оценка 1967). Говорят на айнском языке и японском. А., жившие также до 18 в. на Камчатке, а до нач. 20 в. на Юж. Сахалине и Курильских о-вах, ассимилировались с нивхами и ительменами; часть была переселена в Японию. По языку и физич. типу А. сильно отличаются от японцев, но обнаруживают сходство с населением Юго-Вост. Азии. Оттуда их предки, очевидно, ещё в раннем неолите мигрировали в Японию, где составили один из древнейших слоев населения. Япон. колон