БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

илос. смысла действительности, искал новые изобразит, средства. Его творч. манере свойственны лаконизм, эмоциональная насыщенность, метафоричность. Наиболее известен его роман "Пекарь Ян Маргоул" (1924), рисующий процесс разорения мелких собственников при капитализме. Ян - человек большого сердца, неизбежно гибнущий в мире бурж. эгоизма.

В сатирич. романе "Поля пахоты и войны" (1925) звучит протест против импе-риалистич. войны, обречённость капита-листич. мира представлена в сатирически заострённых гротескных образах. В романах "Маркета Лазарева" (1931), "Бегство в Будин" (1932) и сб. рассказов "Лук королевы Доротки" (1932) центр, место занимает тема трагической любви. Романы "Три реки" (1936) и "Семья Горвата" (1938) воспроизводят картины нар. жизни в эпоху 1-й мировой войны. Смелым новаторством отмечены драмы В. - "Алхимик" (1932), построенная на остром столкновении характеров и мировоззрений; "Озеро Укереве" (1935), направленная против расистской идеологии. В 3-томной художеств, хронике "Картины из истории чешского народа" (1939-40) В. достиг эпич. широты, монументальности, ясности языка. В. -один из зачинателей чеш. социалистич. лит-ры. Выступал также как сценарист и режиссёр: фильмы "Перед выпускным экзаменом", "Солнечная сторона", "Марийка-изменщица" (в сотрудничестве с И. Оль-брахтом) и др. Был организатором и первым пред. Чехословацкого фильмово-го об-ва. Активно участвовал в антифаш. движении. Был расстрелян гитлеровцами за участие в Движении Сопротивления. В. посмертно присвоено звание нар. художника Чехословакии (1946).

Соч. : Spisy, sv. 1 - 15, Praha, 1951 - 59; в рус. пер. - Пекарь Ян Маргоул, М., 1964; Кубула и Куба Кубикула, М., 1965.

Лит.: М u k a f о У s k у J., О Vladislavu Vancurovi, Libni, 1945; К u n d е г а М., Umem romanu, Praha, 1960; Vancurova L., Dvacet sest krasnych let, Praha, 1967.

С. И. Востокова.

ВАНШЕНКИН Константин Яковлевич [p. 17. 12. 1925, Москва], русский советский писатель. Чл. КПСС с 1953. Участник Великой Отечеств, войны. Окончил Лит. ин-т им. М. Горького (1953). Автор сб-ков стихов: "Песня о часовых" (1951), "Лирические стихи" (1953), "Весна" (1955), "Надпись на книге" (I960), "Окна" (1962), "Повороты света" (1965), "Опыт" (1968) и др. Гл. мотивы лирики В. - воспоминания и раздумья о минувшей войне, любовь к природе, долг человека перед своим временем. Об этом В. пишет и в прозаич. произв. : в повести "Большие пожары" (1964), сб. рассказов "Армейская юность" (1964). Опубл. кн. "Непонятливая Лика. О поэзии и поэтическом вкусе" (1966). Автор песен "Я люблю тебя, жизнь" (муз. Э. Колмановского), "Как провожают пароходы" (муз. А. Островского) и др. Награждён орденом "Знак Почёта" и медалями.

Соч. : Избранное, М., 1963; Стихотворения, М., 1966; Проза, М., 1969.

Лит.: Михайлов Ал., Высокая служба стиха, "Дружба народов", 1964, МЬ 2; Луконин М., Простые слова поэзии, "Литературная газета", 1966, 15 марта; Л е о н о в и ч В., Чувство жизни, "Знамя", 1968, № 10; Волгин И., "Мы вышли из войны". Литературный портрет, "Литературная газета", 1970, 1 июля.

В. А. Калашников.

ВАН ШИ-ФУ, Ван Дэ-синь (г. рожд. неизв. - ум. ок. 1330), китайский драматург. Гл. произв. -20-актная пьеса "Западный флигель" в жанре изацзюй - написано на сюжет новеллы поэта 8 в. Юань Чжэня "Повесть об Ин-ин", к-рая в эпоху Сун перерабатывалась в сказы, исполнявшиеся под муз. аккомпанемент. В отличие от первоисточника, пьеса имеет счастливый конец. В симпатии к героине-служанке проявилось мироощущение нового сословия - горожан, ставших обществ, силой при Сунах и Юанях. "Западный флигель" выделяется среди юаньских драм глубокой и тщательной разработкой психологии героев, поэтич. достоинствами. В сов. театрах пьеса ставится под назв. "Пролитая чаша" (обработка А. Глобы).

Лит.: Тань Чжэнби. Юань цюй лю да цзя люэчждань, Шанхай, 1957; Xо Суньлинь, Си сян цзи цзянь шо, Пекин, 1957.

ВАНЬИКА, ньика, народ в Кении, населяющий прибрежные районы - Ма-липди, Килифи, Квале и отчасти Момбасу. Числ. вместе с близкими народами (диго, дурума, гирьяма, рабаи и др. ) ок. 400 тыс. чел. (1967, оценка). Язык киньика, относится к вост. группе языков банту. В. испытали влияние суахили и арабов. Большинство В. исповедует ислам суннитского толка, часть сохраняет традиц. родоплем. верования. Осн. занятие - земледелие (у диго - также рыболовство, у дурума - скотоводство). Развито отходничество на плантации сизаля и др. культур, а также в города.

ВАНЬСЯНЬ, город в Китае, на лев. берегу р. Янцзы, в пров. Сычуань. 111 тыс. жит. (1959). Шоссе связан с Чэн-ду. Бум., хим., кож. пром-сть, произ-во тунгового масла. Вблизи - ГЭС на р.

ВАНЬЯМВЕЗИ, ньямвези, крупнейший народ Танзании, живущий между озёрами Виктория и Руква. Численность вместе с родственными народами (сукума, сумбва, кононго и др. ) ок. 2 млн. чел. (1967, оценка). Говорят на яз. киньямвези (ньямвези) вост. группы языков банту. Большинство В. исповедует ислам суннитского толка, часть - христиане. Основа х-ва - мотыжное земледелие (кукуруза, рис, бобовые, батат и др. ). Значит, часть В. в поисках заработков уходит на плантации сизаля и на рудники, а также в города. В сер. 19 в. В. во главе с вождём Мирамбо оказали вооруж. сопротивление работорговцам (арабы и суахили).

Лит.: Исмагилова Р. Н,, Этнический состав и занятия населения Танганьики, в кн. : Африканский этнографический сб., т. 2, М., 1958; В 1 о h m W.. Die Nyamwezi, Bd 1 - Land und Wirtschaft, Hamb., 1931; Malcolm D. W., Sukumaland: an african people and their country, Oxf., 1953.

ВАНЬЯНЕКА, ньянека, мунанека, ованьянека, народ в Анголе, населяющий территорию к В. от г. Мосамедиш. Числ. ок. 250 тыс. чел. (1967, оценка). Язык В. относится к зап. группе языков банту. Большинство В. сохраняет древние традиц. верования, часть - христиане. Осн. занятие - мотыжное земледелие (кукуруза, просо, сорго). В. разводят также кр. рог. скот. Часть В работает на плантациях, принадлежащих европейцам.

ВАНЬЯТУРУ, ньятуру, арими, лима, туру, народ, живущий к Ю. от оз. Эяси в Танзании. Числ. вместе с родственными народами ирамба, иранги и вамбугве ок. 650 тыс. чел. (1967, оценка). Язык В. принадлежит к вост. группе языков банту. Ок. 75% В. исповедуют ислам, есть христиане, часть сохраняет древние традиц. верования. Осн. занятия - скотоводство и земледелие. Развито отходничество на плантации и предприятия горнодоб. пром-сти.

ВАН ЭЙК (van Eyck) Ян [ок. 1390, Маасейк(?), Лимбург,- похоронен 9. 7. 1441, Брюгге], нидерландский живописец. Согласно документам, в 1422-24 работал над украшением графского замка в Гааге, в 1425 стал придворным художником бургундского герцога Филиппа Доброго, во владения к-рого входили Нидерланды. В 1427 посетил Испанию, в 1428-29 - Португалию. Ок. 1430 поселился в Брюгге. Нек-рые его картины подписаны девизом "Als ich kan" ("Как умею"). Был также миниатюристом.

Наиболее крупное произведение В. Э. - "Гентский алтарь" (полиптих в соборе св. Бавона в Генте). Согласно позднейшей надписи ца раме, его начал живописец Хуберт ван Эйк и окончил Ян в 1432. Хуберт, старший брат Яна, работал в 1420-х гг. в Генте, где умер в 1426; приписать ему с полной достоверностью к. -л. произведения не удаётся. Вопрос о творчестве Хуберта и его участии в работе над "Гентским алтарём" остаётся спорным. Выделить в живописном исполнении алтаря руку различных мастеров практически невозможно; по-видимому, он в целом написан Яном. Хуберт же мог лишь начать работу над центр, частями алтаря ("Поклонение агнцу" и три фигуры над ним), наиболее архаичными по композиции. Алтарь состоит из многих изображений различного характера, включая многофигурную сцену в пейзаже ("Поклонение агнцу"), просторный интерьер с городским видом за окном ("Благовещение"), фигуры Адама и Евы, портреты донаторов и т. д.

За исключением "Богоматери в церкви" (кон. 1420-х гг., Карт, гал., Берлин-Далем), достоверные произведения В. Э. относятся к 1430-м гг. Наиболее выдающиеся из них: "Богоматерь канцлера Ро-лена" (ок. 1436, Лувр, Париж), "Богоматерь каноника ван дер Пале" (1436, Муниципальная художеств, гал., Брюгге), триптих "Богоматерь в церкви" (1437, Карт, гал., Дрезден). В. Э. - первый из больших портретистов в европ. живописи, создатель типа погрудного портрета в трёхчетвертном повороте ("Тимофей", 1432, и "Человек в красной шапке", 1433,-Нац. гал., Лондон; портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Муниципальная художеств, гал., Брюгге). В. Э. принадлежит и парный портрет супругов Арнольфини (1434, Нац. гал., Лондон), изображённых в комнате бюргерского дома. Сохранились лишь религ. сцены и портреты В. Э., но в источниках упоминаются также его композиции светского содержания.

Опираясь на достижения своих предшественников и современников, прежде всего Робера Кампена, В. Э. последовательно пришёл к новому для европ. иск-ва того времени принципу реалистич. изображения действительности. При этом большинство картин В. Э. лишено сюжетного действия и носит спокойный, созерцательный характер. Чрезвычайно тщательная живопись выявляет красоту каждого предмета, к-рый приобретает реальный объём, плотность, вес, характерное строение поверхности. Природа, люди, вещи под кистью В. Э. достигают поразительной жизненной убедительности, причём особую роль в этом играет изображение пространства и световоздушной среды. В. Э. в равной мере интересуют человек и окружающий его мир, в его композициях большое место занимают пейзаж, интерьер, натюрморт. Деталь и целое мыслятся в неразрывной взаимосвязи: цветущее растение или дрг>гоценный камень, украшающий одежду богоматери, как бы преломляют в себе красоту мироздания, а панорамный пейзаж в "Богоматери канцлера Ролена" воспринимается как собирательный образ Вселенной. Искусство В. Э. отличает глубина понимания закономерности всего сущего, выражением чего является продуманное, строго обусловленное построение произведений.

Решение поставленных В. Э. творческих задач требовало новых художеств, средств. Нередко его называли изобретателем техники живописи маслом. Эта техника была известна и раньше, однако В. Э. первым поновому применил её, используя эстетич. выразительность тонких, прозрачных слоев краски, положенных один поверх другого. Метод В. Э., позволяющий достигать исключит, силы, глубины и богатства цвета, а также большой тонкости светотеневых и цветовых переходов, сыграл важную роль в истории мировой живописи.

Иск-во В. Э., хотя и основанное в большой мере на религ. представлениях, новаторски отразило красоту и многообразие действительности и послужило важным источником развития реализма. Оно сыграло решающую роль в создании станковой картины как живописного изображения, дающего высоко убедительную картину реальности. Творчество В. Э. знаменует начало Возрождения в Нидерландах и в значит, степени определяет пути дальнейшего развития ни-дерл. живописи, круг её проблем и интересов, её художеств, средства и возможности, её своеобразный нац. характер.

Илл. см. на вклейке к стр. 296-297.

Лит.: Егорова К. С., Ян ван Эйк, М., 1965; Никулин Н. Н., Ян фан Эйк. [Альбом], Л., 1967; Friedlander M. J., Die altniederlandische Malerei, Bd 1, В., 1924; В aid ass L., Jan van Eyck, L., 1952; PanоfskуЕ., Early Netherlandish painting. Its origins and character, v. 1 - 2, Camb. (Mass. ), 1953. К.С.Егорова.

BAH ЯН-МИН, Ван Шоу-жэнь (1472-1528), китайский философ, субъективный идеалист, последователь Лю Цзю-юаня, утверждавший, что вне сознания нет ни неба, ни земли. Полемизируя с последователями Чжу Си, считавшими, что путь к самоусовершенствованию идёт через знание и "исследование вещей", В. Я. -м. настаивал на том, что существенно не теоретич. познание, а понимание важнейших нравств. истин, к-рое даётся человеку интуитивно, ибо природа, данная человеку, чиста и совершенна, и задача в том, чтобы дойти до неё путём самоуглубления и отказа от эгоистич. желаний, являющихся наносными. Любой человек может стать мудрецом, если научится следовать голосу своей природы и объединит познание с действием. Учение В. Я. -м. о единстве познания и действия по существу отрицает за познанием его собств. сущность и специфич. функцию, ибо сводит его к волевому акту: "познание - начало действия, действие - завершение познания". После смерти В. Я. -м. его школа разделилась на 2 течения, одно из к-рых, шедшее в русле конфуцианской традиции, подчёркивало этич. сторону его учения, другое же сближало выдвинутую им идею интуитивного познания с буддийским понятием просветления.

Соч. : Ван Вэнь-чэн гун цюань шу (Поли, собр. соч. ВанЯн-мина), Шанхай, 1936; Instructions for practical living and other Neo-Confucian writings, transl. by Wing-tsit Chan, N. Y. - L., 1963.

Лит.: КонрадН. И., Философиякитайскоговозрождения, вегокн. : ЗападиВосток, М., 1966, с. 231-34; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 2, Prince-ton, 1953; С hang C., The development of Neo-Confucian thought, N. Y., 1957.

В. А. Рубин.

ВАПАНАЯ, Япаная, город на С. Цейлона; см. Джафна.

ВАПИТИ (Cervus elaphus canadensis), млекопитающее сем. оленей; геогр. раса благородного оленя. В. распространён в Сев. Америке. Близок к маралу. Вью. в плечах ок. 150 см. У самцов спина и бока светлые, серовато-жёлтые, шея, живот и ноги очень тёмные, коричневато-чёрные. У основания хвоста широкое светло-жёлтое поле, заходящее на круп. Рога большие, с 6-7 отростками, расположенными в одной плоскости; наибольших размеров достигает 4-й отросток, в месте отхождения к-рого ствол образует резкий изгиб назад. Весят рога до 16 кг. Охотятся на В. ради мяса. В результате хищнич. истребления область распространения В. и их численность сократились.

ВАПНЯРКА, посёлок гор. типа в То-машпольском р-не Винницкой обл. УССР. Ж. -д. узел (на Киев, Одессу). 7 тыс. жит. (1969). Комбинат хлебопродуктов; маслодельный з-д.

ВАПОРЫ, нефтяные масла, используемые для смазки паровых машин, работающих на перегретом паре; см. Цилиндровые масла.

ВАПЦАРОВ Никола Йонков (10. 1. 1910, Банско,-23. 7. 1942, София), болгарский поэт, революционный деятель. Родился в семье макед. революционера. Учился в гимназии в Разлоге (1820-26), окончил мор. технич. училище в Варне (1932). Затем, работая кочегаром, узнал жизнь рабочих, их стремления. В 1932 вступил в Болг. коммунистич. партию. В 1936 переехал в Софию. С этого времени расширились его связи с рабочими и коммунистами. В. сблизился с революц. писателями (Г. Караславовым, X. Радевским, М. Исаевым, Т. Павловым), создал кружок макед. поэтов, печатал свои стихи в прогрессивных изданиях. По поручению Болг. компартии В. вёл агитац. работу; после нападения гитлеровской Германии на СССР перешёл на нелегальное положение, организовал боевые отряды по борьбе с фаш. режимом, писал антифаш. произведения, за что подвергался репрессиям. 4 марта 1942 В. был арестован и после пыток расстрелян по приказу болг. монархофаш. властей.

Продолжая революц. традиции поэзии X. Ботева и X. Смирненского, В. внёс в поэзию новые темы и образы (сб. стихов "Песни мотора", 1940). Для него характерны гневное отрицание старого мира и страстное утверждение социалистич. идеала. Лирич. герой стихов В. - рабочий-коммунист. Образ рабочего В. нарисовал многосторонне - в быту, в труде, в революц. борьбе. Поэт обличал фаш. террор, выступал за дружбу с СССР, воспел борьбу испанских республиканцев. Поэзия В. - новый этап в развитии социалистич. реализма в болг. лит-ре. В. посмертно присуждена Междунар. пр. Мира (1953).

Соч. : Събрани съчиненпя, 8 изд., С., 1959; Споменн, писма, документи, С., 1953; в рус. пер. - Стихотворения. Вступ. ст. А. Суркова, М., 1959.

Лит.: Кравцов Н. И., Никола Вап-царов, в кн. : Очерки истории болгарской литературы XIX-XX вв., М., 1959; Вапцарова Б., Спомени за Вапцаров, С., 1952; Мутафчиев Р., Език и стил на Вапцаровата поезия, 2 изд., С., 1963; Пондев П., Никола Вапцаров, С., 1965; Българската критика за Никола Вапцаров, С., 1969.

Н. И. Кравцов.

ВАР Публий Квинтилий (Publius Ouintilius Varus) (ок. 53 до н. э. - 9 н. э. ), римский политич. деятель и полководец. Консул 13 до н. э., легат в Сирии 7-6 до н. э. Будучи с 5 н. э. наместником пров. Германия, В. своими вымогательствами и проводимой насильств. романизацией вызвал выступление в 9 н. э. против Рима герм, племён во главе с Арминием. Восставшие заманили в ТевтобургскийЛес войско В. и перебили его. В. покончил жизнь самоубийством.

BAP (Var), департамент на Ю. -В. Франции, преим. в Приморских Альпах. Пл. 6 тыс. км2. Нас. 556 тыс. чел. (1968). Адм. ц. - г. Драгиньян; единств, крупный город - Тулон - воен. порт на Средиземном м. Агр. район с развитым плодоводством, виноградарством и овощеводством. В горах овцеводство; лесное х-во. Добыча бокситов (у Бриньоля). Судостроение, лёгкая, пищ. пром-сть. На побережье курорты (Сен-Рафаэль и др. ).

ВАР, вольт-ампер реактивный, единица реактивной мощности переменного тока Q = UIsin(ф), где ф - сдвиг фаз между током I и напряжением U в цепи синусоидального переменного тока (см. также Вольт-ампер). В. обозначается вар или var. Различие в размерах В. и ватта (единицы электрич. мощности) определяется сдвигом фаз ф.

ВАР, легкоплавкое смолистое вещество, нерастворимое в воде. Различают В. светлый и чёрный. Чёрный В. - продукт переработки древесной или каменноугольной смолы; используется при изготовлении простилочной массы в произ-ве обуви. В состав светлого В. входят канифоль, нефтяные масла, парафин, воск и нек-рые др. вещества; он применяется для пропитки ниток в обувном произ-ве, а также для изготовления замазок. В частности, садовую замазку (садовый В. ) используют для покрытия мест прививок и ран, образующихся при обрезке и повреждениях деревьев. Садовый В. защищает повреждённые места растения от высыхания, проникновения воды, воздуха, бактерий, грибов и насекомых.

ВАРАЖДИН (Varazdin), город в Югославии, в Хорватии, близ р. Драва. 29 тыс. жит. (1967). Важный трансп. узел. Крупнейшее в стране (3 тыс. занятых) текст, предприятие "Вартекс" (шерстяные ткани, муж. конфекция и др. ). Пищ., кож. -обувная и металлообр. пром-сть.

ВАРАКЛЯНЫ, город (с 1928) в Мадонском р-не Латв. ССР, в 6 км от ж. -д. станции Варакляны (на линии Рига - Ре