БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ие им моральную стойкость, чувство достоинства. Испанец Д. Веласкес наполнил высокой поэзией реальные сцены придворного и нар. быта, показывая эмоциональную связь человека со средой, сопоставляя изысканность и сословную гордость дворянства со здоровой и естеств. красотой простых людей. Ведущее положение Б. ж. занял в первой бурж. стране - Голландии, возводя в обществ, идеал сложившийся здесь уклад домашней жизни; голл. жанровая живопись поэтизировала крест, или бюргерский быт с его особым настроением, интимной атмосферой мирного уюта (картины А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Хоха, Я. Вермера, Г. Терборха, Г. Метсю). В 17 в. наметилось расхождение между демократич. направлением в Б. ж., приближавшимся иногда к осознанию противоречий жизни (графика Рембрандта, ряд картин фламандца А. Брауэра. голландца Я. Стена, итальянцев С. Розы и Дж. М. Креспи), и идеализирующим иск-вом, рисовавшим Картины идиллич. благополучия жизни крестьян (Д. Тенирс во Фландрии) или богатого гор. бюргерства (К. Нетсхер в Голландии). Победа идеализирующего направления привела к упадку голландского и фламандского Б. ж. в конце 17 в. Ким Хон До. "Танец". Корейская живопись на бумаге. Около 1760. Национальный музей. Сеул. В Б. ж. 18 в., в противовес идиллич. пасторалям и "галантным сценам" дворянского иск-ва рококо (Ф. Буше во Франции), с его приукрашенностью образов и условностью ситуаций, возникли оурж. семейный жанр и антифеод, бытовая сатира. Социальнокритич. направлению в Б. ж. положили начало сатирич. картины и гравюры англичанина У. Хогарта, едко высмеивавшего нравы общества, стремившегося к детальной драматургич. разработке жанровых сцен. Во Франции А. Ватто и О. Фрагонар (обращавшиеся часто к реалистич. переосмыслению -"галантного жанра") внесли в Б. ж. психо-логич. тонкость и остроту жизненных наблюдений; проникновенной поэзией домашнего быта наполнены интимные незамысловатые по сюжету картины Ж. Б. Шардена; сентиментальные полотна Ж. Б. Грёза полемически утверждали нормы семейной морали третьего сословия. Реалистич. тенденции бурж. Б. ж. проявились в иск-ве Италии (П. Лонги), Германии (Д. Ходовецки), Швеции (П. Хиллестрём), Польши (Я. П. Норб-лин). На рубеже 18-19 вв. испанец Ф. Гойя создал свои жанровые композиции, насыщенные страстью и драматизмом, придавая черты героической монументальности образам людей из народа. В России развитие Б. ж. во 2-й пол. 18 в. связано (за исключением "домашней сцены" И. Фирсова "Юный живописец") с интересом к крестьянину; и здесь идилличности идеализированных сельских сцен (И. М. Танков) противостояли любовное и точное изображение традиц. крест, быта в картинах М. Шибанова, суровая, бескомпромиссная правдивость показа крест, нищеты в акварелях И. А. Ерменёва. В 16-18 вв. переживает расцвет Б. ж. в ряде стран Азии - в полной тонкого изящества и ярких жизненных наблюдений миниатюре Ирана (Реза Аббаси) и Индии (Манак, Рамлал), в корейской живописи, остро и лаконично воссоздававшей сцены жизни трудового люда (Ким Хон До), и особенно в япон. живописи и графике, необычайно точно, разнообразно и остроумно отразивших жизнь всех кругов общества (Судзуки Ха-рунобу, Китагава Утамаро, Кацусика Хо-кусай). В 19 в. художники демократич. направления обращались к Б. ж. как к программному иск-ву, позволявшему критически оценить и разоблачить социальные отношения и моральные нормы, господствовавшие в бурж. -дворянском обществе, и их проявления в повседневном быту, отстаивать права трудовых, угнетённых людей, сделать зрителя непосредств. очевидцем наполнявших повседневный быт социальных противоречий и конфликтов. В 1-й пол. века в эстетич. утверждении повседневности важную роль сыграло правдивое, но одностороннее, пленяющее поэтич. простодушием и трогательной искренностью изображение светлых, безоблачных сторон быта крестьянства и гор. демократич. слоев (А. Г. Венецианов и венециановская школа в России, Дж. К. Бингем и У. С. Маунт в США, Д. Уилки в Шотландии; художники бидермейера - Г. Ф. Керстинг и К. Шпицвег в Германии, Ф. Вальдмюллер в Австрии, К. Кёбке в Дании). Франц. романтики (Т. Жерико, А. Г. Декан) внесли в Б. ж. дух протеста, обобщённость и психологич. насыщенность образов простых людей; О. Домье в сер. 19 в. развил эти искания, дополнив их высоким мастерством социальной типизации, зорким аналитич. изучением жизни всех обществ, слоев, сатирич. разоблачением моральных устоев бурж. мира. Разработанные Домье принципы социальнокритич. реализма приняли новую форму во 2-й пол. века. Г. Курбе и Ж. Ф. Милле во Франции, А. Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. Фаттори в Италии, И. Исраэлс в Голландии, У. Хомер в США, белы, скульптор К. Менье придали Б. ж. впечатляющую силу достоверности, обобщения непосредственно наблюдённых в действительности повседневных сцен, создали убеждающие своей жизненной конкретностью образы крестьян и рабочих, подавленных тяжестью труда, но духовно не сломленных и полных достоинства. В Б. ж. рус. критич. реализма сатирич. разоблачение крепостнич. уклада и сочувствие обездоленным дополнялись глубоким и точным проникновением в душевный мир героев, развёрнутой повество-вательностью, подробной драматургич. разработкой сюжета и отношений героев. Эти черты, чётко проявившиеся в сер. 19 в. в полных жгучей насмешки и боли картинах П. А. Федотова, в рисунках А. А. Агина и укр. художника Т. Г. Шевченко, были восприняты в 1860-х гг. жанристами-демократами - В. Г. Перовым, П. М. Шмельковым, сочетавшими прямую и острую публицистичность с глубоким лирич. переживанием жизненных трагедий крестьянства и гор. бедноты. На этой основе вырос, составив новый этап, Б. ж. передвижников, к-рый сыграл ведущую роль в их иск-ве, исключительно полно и точно отразившем нар. жизнь 2-й пол. 19 в., напряжённо осмыслявшем ее коренные закономерности. Развёрнутую типизированную картину быта всех слоев рус. общества дали Г. Г. Мясоедов, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, В. Е. Маковский и - с особой глубиной и размахом - И. Е. Репин, показавший не только варварское угнетение народа, но и таящиеся в нём могучие жизненные силы и героизм борцов за его освобождение. Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с ист. композицией. В картинах Н. А. Ярошенко, Н. А. Касаткина, С. В. Иванова, А. Е. Архипова в конце 19 - нач. 20 вв. отразились противоречия капитализма, расслоение деревни, жизнь и борьба рабочего класса и сельской бедноты. Б. ж. передвижников нашёл широкий отклик в иск-ве Украины (Н. К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю. М. Пэн), Латвии (Я. М. Ро-зентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г. И. Га-башвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е. М. Татевосян) и др. Успехи демократич. реализма в Б. ж. 19 в. были связаны со становлением и подъёмом художеств, культуры мн. народов в ходе их борьбы за нац. и социальное освобождение: прочувствованные изображения нар. жизни создали М. Мунка-чи в Венгрии, К. Пуркине в Чехии, А. и М. Герымские и Ю. Хелмоньский в Польше, Т. Аман и Н. Григореску в Румынии, И. Мырквичка в Болгарии, Ж. Ф. ди Алмейда Жуниор в Бразилии, Л. Романь-яч на Кубе. Б. ж., отвечавший осн. задачам социальнокритич. иск-ва 19 в., получил в это время повсеместное распространение и завоевал популярность в самых различных кругах зрителей, искавших в жанровых произв. отражения собств. образа жизни. Жанрово-бытовые черты глубоко проникают в портрет, пейзаж, ист. и батальную живопись. Успехи Б. ж. способствовали вместе с тем появлению его салонных, "великосветских", обывательскинатуралистич., декоративноэкзотич. и др. вариантов; в Б. ж. распространялись тенденции религ. -патриархальной или бурж. морали, сентиментальной идилличности или анекдотич. развлекательности. Ослаблением социальнокритич. тенденции отмечено творчество ряда крупных жанристов, живо и метко запечатлевших характерные особенности нар. быта (Ж. Бастьен-Лепаж, Л. Лер-мит во Франции; Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии; К. Е. Маковский в России). В противовес постепенно мельчавшим и терявшим социальную остроту традиц. формам Б. ж., с 1860-70-х гг. утверждался и новый тип жанровой картины, связанный мн. чертами с импрессионизмом и разработанный во Франции Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуаром, А. Тулуз-Лотре-ком. На первый план в нём выступают красота преображённой иск-вом обыденности, выразительность как бы случайного, фрагментарного, неожиданного аспекта жизни, мгновенно схваченных В. Г. П е р о в. "Чаепитие в Мытищах". 1862. Третьяковская галерея. Москва. Ж. Ф. Милле. "Прививка дерева" 1855. Частное собрание. Нью-Йорк. ситуаций, изменчивых настроений и состояний, острая характерность облика и привычных движений персонажей, интерес к людям, стоящим вне обществ, норм (художеств, богема, полусвет, люди "дна"). Ряд стилистич. особенностей этого типа жанровой картины восприняли во мн. странах мастера Б. ж., стремившиеся соединить широту восприятия нар. жизни со свежестью и неожиданностью аспектов (М. Либерман в Германии, Э. Верен-шёлль и К. Крог в Норвегии, А. Цорн и Э. Юсефсон в Швеции, У. Сиккерт в Англии, Т. Эйкинс в США, В. А. Серов, Ф. А. Малявин, К. Ф. Юон в России). В конце 19 - нач. 20 вв. определяется, отчасти как реакция на мимолётность импрессионистич. образов, стремление выразить в картинах повседневной жизни постоянные начала, первичные основы бытия, его философски-символич. содержание; эта тенденция, возносившая обыденные явления на уровень вневременных символов, заменившая сюжетное действие лирич. переживанием, знаменовала разрыв с традицией Б. ж. 19 в. ; часто она была призвана выразить то некую мистич. сущность жизни (Э. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии), то романтич. порыв, устремление от быта к одухотворённой мечте (П. Гоген во Франции, В. Э. Борисов-Мусатов, К. С. Петров-Водкин в России), то неудовлетворённость и страстный протест против унижения человека (В. ван Гог, молодой П. Пикассо во Франции). Резкое обострение социальных противоречий во всех областях жизни 20 в., войны и революции, нац. -освободит, движения, бурное развитие пром-сти, техники, рост городов, решительно изменившие быт миллионов людей, возродили и революционизировали иск-во Б. ж. в ка-питалистич. странах, придали ему импульсивность и боевую целенаправленность, стремление бесстрашно исследовать все закоулки жизни, показать не только невзгоды и страдания рядовых людей, но и их стойкость и готовность к борьбе. Этим задачам ответили произв. Б. ж., созданные в 1-й пол. века Т. Стейнленом во Франции, Ф. Брэнгвином в Англии, К. Кольвиц в Германии, Д. Риверой в Мексике, Дж. Беллоузом в США, Д. Дерковичем в Венгрии, Н. Балканским в Болгарии, белы, графиком Ф. Мазере-лем. После 2-й мировой войны это направление было продолжено Р. Гуттузо и А. Пиццинато в Италии, А. Фужероном и Б. Таслицким во Франции, Уэно Ма-кото в Японии. Характерной чертой Б. ж. стало соединение обострённо воспринятых характерных черт будничной жизни с обобщённостью, эмоциональной насыщенностью, зачастую символичностью образов и ситуаций, непосредственно выражающих симпатии и антипатии, мироощущение и общественные взгляды художника. В освобождающихся и развивающихся странах Азии и Африки сложились самобытные школы нац. Б. ж., поднявшиеся от подражательности и стилизации к глубокому обобщённому отражению жизненного уклада своих народов (А. Шер-Гил и К. К. Хеббар в Индии, К. Аффанди в Индонезии, М. Сабри в Ираке, скульпторы М. Мухтар в Египте, Кофи Антубам в Гане, Ф. Идубор в Нигерии). В сов. иск-ве Б. ж. приобрёл новые черты, обусловленные становлением и развитием социалистич. общества,- ист. оптимизм, утверждение самоотверж. свободного труда и нового быта, основанного на единстве обществ, и личных начал. Этим единством определяется и принципиальная близость бытового и ист. жанров, часто переплетающихся между собой. Б. ж. сыграл важнейшую роль в становлении сов. иск-ва, многосторонне отражая строительство социализма и коммунизма, формирование духовного мира сов. людей. С первых же лет Сов. власти художники (Б. М. Кустодиев, И. А. Владимиров) стремились запечатлеть перемены, внесённые революцией в жизнь страны. В 1920-х гг. объединение АХРР устроило ряд выставок, посвящённых сов. быту, а его мастера (Е. М. Чепцов, Г. Г. Ряжский, А. В. Моравов, Б. В. Иогансон) создали ряд достоверных типич. образов, показывающих духовный рост сов. людей, их новые взаимоотношения в быту. В творчестве А. А. Дейнеки и Ю. И. Пименова, входивших в объединение ОСТ, стал определяться характерный и позже для них бодрый, энергичный строй картин, посвящённых строительству, индустриальному труду, спорту. Искания мастеров АХРР и ОСТ органически вошли в радостное, жизнеутверждающее иск-во 1930-х гг. Живописцы С. В. Герасимов, А. А. Пластов, Т. Г. Гапоненко, В. Г. Одинцов, Ф. Г. Кричевский, скульптор И. М. Чайков запечатлели светлые, красочные стороны гор. и колхозного быта. В сов. Б. ж. отразились и трудная фронтовая и тыловая жизнь военных лет с её горем и радостями (картины Ю. М. Непринцева, Б. М. Неменского, А. И. Лактионова, В. Н. Костецкого; графика А. Ф. Пахо-мова, Л. В. Сойфертиса), и духовная устремлённость, энтузиазм коллективного труда и обществ, жизни, типич. черты бытового уклада в послевоен. годы (картины Т. Н. Яблонской, С. А. Чуйкова, Ф. П. Решетникова, С. А. Григорьева, У. М. Джапаридзе, Э. Ф. Калныня, гравюры Л. А. Ильиной). Со 2-й пол. 1950-х гг. мастера сов. Б. ж. стремятся расширить круг наблюдений над совр. жизнью, показать мужество и волю сов. людей, крепнущие в созидательной работе, в преодолении трудностей. В картинах Г. М. Коржева, В. И. Иванова, Е. Е. Моисеенко, Ю. П. Кугача, Т. Т. Салахова, Г. С. Ханджяна, Э. К. Илтне-ра, И. А. Зариня, И. Н. Клычева, в гравюрах Г. Ф. Захарова, В. М. Юркунаса, В. В. Толли повседневная жизнь народа предстаёт богатой и сложной, насыщенной большими мыслями и переживаниями. Важный вклад в реалистич. иск-во Б. ж. внесли художники социалистич. стран, ярко отразившие становление новых обществ, отношений в жизни своих народов, показавшие характерные черты нац. быта (К. Баба в Румынии, С. Венев в Болгарии, В. Вомака в ГДР, Л. Фулла в Чехословакии, Нгуен-дык-Нунг во Вьетнаме, Ким Ён Чжун в КНДР, Цзян Чжао-хэ в КНР). Илл. см. на вклейках - к стр. 192 и табл. XV, XVI (стр. 160-161;. Лит.: Апраксина Н., Бытовая живопись, Л., 1959; Никифоров Б, М., Жанровая живопись, М., 1961; Русская жанровая живопись XIX века, М., 1961; Русская жанровая живопись XIX - начала XX века, М., 1964; Brieger L., Das Genrebild. Die Entwicklung der bur-gerlichen Malerei, Munch.. 1922; Hiitt W., Das Genrebild, Dresden, [1955]. A. M. Кантоо.

И. А. 3аринь. "Какая высота!". 1958. Художественный музей Латвийской ССР. Рига.

Р. Гуттузо. "Воскресенье у калабрий-ского рабочего в Риме". 1960-61. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

БЫТОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ И УСТРОЙСТВА промышленных предприятий включают: гардеробные, помещения для сушки, обеспыливания и обезвреживания рабочей одежды, уборные, умывальные, душевые, помещения для личной гигиены женщин, для кормления грудных детей, курительные, помещения для обогревания работающих и питьевого водоснабжения. Состав и размеры Б. п. и у., а также требования, предъявляемые к ним, устанавливаются соответствующими нормами проектирования в зависимости от санитарной характеристики производств. процессов (см. Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий).

БЫТОВЫЕ УСЛУГИ, см. Бытовое обслуживание.

БЫТОВЫХ ПРИБОРОВ И МАШИН ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, выпускает приборы и машины, предназначенные для использования в быту, облегчения и сокращения домашнего труда, создания бытовых удобств. В дореволюц. России кустарным способом изготовлялись примитивные бытовые приборы и машины. Исключение представляло лишь произ-во швейных машин компании "Зингер" сборка к-рых из импортных деталей велась на специализированном з-де в г. Подольске (ныне Московская обл.). В СССР создана и постоянно расширяется индустрия бытовых приборов и машин. Налажено массовое произ-во швейных машин, различного рода электроприборов. С сер. 60-х гг. создаются специализированные предприятия домашних холодильников, стиральных машин и других бытовых приборов. Их производством заняты также цехи крупных машиностроит. и приборостроит. з-дов. Динамика роста выпуска наиболее массовых изделий характеризуется табл. 1.
Табл. 1. - Выпуск основных бытовых приборов и машин в СССР в 1950-69 (тыс. шт.)






1950


1955


1960


1969
Холодильники


1,2


151


529


3700
Стиральные машины


0,3


87


895


5152
Электропылесосы


6,1


131


501


1358
Швейные машины


502


1611


3096


1324
Электроутюги


508


5290


5006


6950
Электробритвы


3,2


52,0


852


6539
Электроплитки


1689


4584


6875


7800



К 1970 производством бытовых приборов и машин занималось свыше 300 предприятий, которые изготовляли более 100 наименований изделий. Несмотря на высокие темпы роста выпуска бытовых приборов и машин в СССР, потребность населения в нек-рых из них удовлетворяется ещё не полностью (холодильники, электропылесосы и др.). Обеспеченность осн. бытовыми машинами в СССР на 100 семей к 1969 видна из след, данных: холодильники 21, стиральные машины 38, электропылесосы 9.

Производство бытовых приборов и машин крупносерийное. Развиты специализация и кооперирование, напр, компрессоры для холодильников в 1969 изготовляли 4 специализированных завода. В соответствии с Директивами 23-го съезда КПСС (1966) осуществлена большая работа по повышению технич. уровня произ-ва, реконструируются действующие и строятся новые з-ды [в Самарканде, Уссурийске, Минске, Алитусе (Литов. ССР) и др. городах]. Созданы н.-и. ин-ты (в Киеве и Кишинёве), спец. конструкторские бюро по разработке новейших изделий [в Минске, Львове, Кишинёве, Душанбе, Пушкине (Ленингр. обл.), Риге и др.].
Табл. 2 . - Динамика производства основных бытовых машин в нек-рых капиталистических странах в 1950-68 (тыс. шт.)