БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

деятельно. С этим связан и историзм в понимании Б., к-рый берёт своё начало в нем. классич. идеализме. Правда, история и практика здесь оказываются производными от духовной деятельности. Установка на рассмотрение Б. как продукта деятельности духа характерна и для бурж. философии конца 19 - начала 20 вв. При этом поновому истолковывается само Б. Осн. тенденция в развитии представлений о Б. совпадает с тенденцией развития науч. знания, к-рое преодолевает как натуралистически-объективистскую трактовку Б., так и субстанциальный подход к нему. Это выражается, в частности, в широком проникновении в науч. мышление таких категорий, как функция, отношение, система и т. д. Это движение науки во многом было подготовлено критикой представлений о Б. как субстанции, осуществлённой в гносеологии (напр., в работах нем. философа-неокантианца Э. Кассирера). В ряде филос. концепций акцент делается на специфич. форме Б. - человеч. существовании. У нем. философа Ф. Ницше, напр., понятие Б. толкуется как обобщение понятия жизни. Ещё более резко этот тезис проводится в философии жизни нем. философа В. Дильтея, для к-рого подлинное Б. совпадает с целостностью жизни, постигаемой науками о духе. Нем. философ Г. Риккерт, как и всё неокантианство, различает чувственнореальное и ирреальное Б. ; если естествознание имеет дело с реальным Б., то философия - с миром ценностей, т. е. Б., к-рое предполагает долженствование. Для феноменологии нем. мыслителя Э. Гуссерля характерно проведение различия между реальным и идеальным Б. Первое является внешним, фактичным, временным, а второе - мир чистых сущностей (эйдосов), обладающих подлинной очевидностью. Задача феноменологии в том, чтобы определить смысл Б., осуществить редукцию всех натуралистически-объективистских установок и повернуть сознание от индивидуальнофактич. Б. к миру сущностей. Б. коррелятивно акту переживания, сознанию, которое интенционально, т. е. направлено на Б., влечётся к Б. Центр, пунктом феноменологии является изучение сопряжённости Б. и сознания. Нем. философ Н. Гартман, противопоставляя материальное Б. как преходящее, эмпирическое идеальному Б. как надыстори-ческому, проводит различие между способами их познания. Сообразно этому он понимает онтологию как науку о сущем, к-рое состоит из различных слоев Б. - неорганического, органического, духовного. В концепции нем. экзистенциалиста М. Хайдеггера критикуется традиц. подход к Б., основанный на рассмотрении Б. как сущего, субстанции, как чего-то изине данного и противоположного субъекту. Для самого Хайдеггера проблема Б. имеет смысл лишь как проблема человеч. Б., проблема предельных оснований человеч. существования; самым важным выражением общечеловеч. способа Б. является страх перед ничто. Франц. экзистенциалист Ж. П. Сартр, противопоставляя Б. в себе и Б. для себя, разграничивает материальное Б. и чело-веч. Б. Первое есть для него что-то косное, выступающее только как препятствие, вообще неподвластное человеческому действию и познанию. "В каждое мгновение мы испытываем материальную реальность как угрозу нашей жизни, как сопротивление нашему труду, как границу нашего познания, а также как уже используемое или возможное орудие" (Sartre J. Р., Critique de la raison dialectique, v. 1, P., 1960, p. 247). Осн. характеристики человеч. Б. - свободный выбор возможностей: "... быть для человека - значит выбирать себя... " (Sartre J. P., L'Etre et le neant, P., 1960, p. 516). Экзистенциализм отвергает правомерность рассмотрения Б. как такового, Б. чего-то объективного. Б. оказывается в экзистенциализме инструментальным полем или горизонтом возможностей, в пределах к-рого существует и развивается человеч. свобода. В марксистской философии проблема Б. анализируется в двух направлениях. Прежде всего Б. рассматривается как материя, как объект науки. При этом плане анализа обращается внимание на вычленение различных сфер Б. ; главными среди них являются неорганическая и органич. природа, биосфера и общественное Б. Второе направление в анализе Б. связано с рассмотрением обществ. Б. В этом плане анализа исходным пунктом диалектич. материализма является практика, рассмотрение Б. как исторического Б., как результата социальной практич. деятельности. В отличие от метафизич. материализма, к-рый фиксирует Б. в форме объекта, как мир слепых, автоматически действующих законов, марксизм отстаивает историч. концепцию Б., видя в нём совокупную живую, чувственную деятельность индивидов. Причём Б. понимается как реальный процесс жизни людей, как "... производство самой материальной жизни" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 26). Обществ. Б. отнюдь не сводится марксизмом к совокупности экономич. отношений, как это делает экономич. материализм. "... Напротив (материалисты), марксисты были первыми социалистами, выдвинувшими вопрос о необходимости анализа не одной экономической, а всех сторон общественной жизни... " (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 161). Б. - это мир культуры, теоретически и практически освоенной природы. Человек осваивает прежнюю культуру и выражает себя в создаваемых им самим предметах культуры. Его сознание направлено на Б., идеально воспроизводит и созидает его: "Сознание... никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием..., а бытие людей есть реальный процесс их жизни" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 25). В проблеме взаимосвязи природного и социального Б. диалектич. материализм исходит из первичности природы, из признания существования природного мира, независимого отсоциальнопрактич. деятельности человека. Ф. Энгельс писал, что Б. есть предпосылка единства мира, "... ибо сначала мир должен существовать, прежде чем он может быть единым. Бытие есть вообще открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения" (там же, т. 20, с. 43). Развитие науки позволяет расширить границы познанного и освоенного мира. В этом смысле обществ. Б., мир культуры выявляет существо и структуру Б. как такового. Т. о., социальное Б. не обособлено от материи, в нём обнаруживаются её универсальные законы. В своей деятельности человек реализует те возможности, которые присущи самому Б., превращает его потенции в действительность.

Лит.: Ленин В. И., Философские тетради, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18; П л е х а н о в Г. В., О материалистическом понимании истории, Избр. философские произв., т. 2, М., 1956; Ильенков Э. В., Вопрос о тождестве мышления и бытия в домарксистской философии, в кн. : Диалектика - теория познания. Историкофилософские очерки, М., 1964; Глезерман Г. Е., К вопросу о понятии "общественное бытие", "Вопросы философии", 1958, № 5; К е л л е В. Ж. и К о-вальзон М. Я., Исторический материализм, М., 1962; Heidegger M., Sein und Zeit, Halle, 1929; Hartmann N.. Zur Grundlegung der Ontologie, 2 Aufl., Meisenheim, 1941. А. П. Огурцов.

БЫТИЕ, первая книга Пятикнижия, излагающая мифология, представления древних евреев о создании Вселенной, земли и человечества (во многом близкие представлениям ряда др. народов Др. Переднего Востока), а также легендарную древнейшую историю евреев. Дошедший до нас канонич. текст Б. на др. -евр. яз. делится на 50 глав. Русское название книги восходит к названию её в греч. переводе [genesis (kosmu), букв. - происхождение (мира)]; в подлиннике книга наз. Берешит (букв. - в начале) - по открывающему её слову. Дошедшая до нас редакция книги сложилась в 5 в. до н. э.

БЫТКОВ, посёлок гор. типа в Надвор-нянском р-не ИваноФранковской обл. УССР. Расположен в предгорьях Карпат, в 13 км от ж. -д. ст. Надворная. 4,7 тыс. жит. (1969). Нефтепромыслы.

БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ населения, часть сферы обслуживания, где населению оказываются непроизводственные и производственные услуги. Б. о. характеризуется общественноорганизованными способами и формами удовлетворения непосредств. материальных и духовных потребностей людей вне их профессиональной и обществ. -политич. деятельности. В совр. условиях Б. о., располагавшее в недалёком прошлом кустарными мастерскими, становится отраслью нар. х-ва с соответствующей индустриальнойб материальнотехнич. базой - пром. предприятиями, производств, объединениями и комбинатами Б. о., имеющими высокопроизводит. машины и механизмы. Он" приобретает всё более универсальный характер при специализации отд. видов. и типов обслуживания. Предприятиями Б. о. производится изготовление по индивидуальным заказам предметов личного потребления, восстановление утраченной потребительной стоимости предметов домашнего обихода и личного пользования, оказание личных услуг. К Б. о. относят деятельность предприятий и орг-цин, занимающихся ремонтом жилья, изготовлением и ремонтом мебели по индивидуальным заказам, стиркой, химич. чисткой и крашением вещей, индивидуальным пошивом и ремонтом обуви, одежды, меховых и трикотажных изделий, охраной, профилактикой и ремонтом автомобилей, ремонтом технич. бытовых машин и приборов, теле-и радиоаппаратуры, а также муз. инструментов, оказанием услуг по хранению вещей в ломбардах, фотоуслуг и услуг парикмахерских, прокатом предметов культурнобытового и спортивного назначения и хоз. обихода, услугами по уборке квартир, выполнением разных поручений и др. По мере социального развития, технического прогресса, а также улучшения материального благосостояния населения значение общественноорганизованных форм удовлетворения материальных и духовных потребностей людей возрастает. Социальное содержание Б. о., доступность бытовых услуг населению, степень-и пропорции развития отд. их видов, характер и глубина воздействия их на быт и труд населения обусловливаются не только уровнем развития производительных сил, но прежде всего способом обществ, произ-ва. При социализме расширение сферы услуг вообще и Б. о. в частности - один из показателей роста и развития нар. х-ва и увеличения благосостояния всего населения. В период построения комму-нистич. общества создаются условия для ускоренного развития общественноорганизованных форм Б. о. населения. Оно направлено на постепенную замену домашнего х-ва обществ, формами Б. о. и ликвидацию на этой основе остатков фак-тич. неравенства женщин в быту, устранение социальноэкономич. и культурных различий между городом и деревней, выравнивание бытовых условий жизни населения центр, областей и отдалённых районов страны, воспитание коллективизма в быту. Совместно с др. отраслями сферы обслуживания (напр., с торговлей, общественным питанием, детскими учреждениями, жилишнокоммунальным х-вом и т. д. ) предприятия Б. о. постепенно производят замену отд. элементов домашнего х-ва крупным обществ, произ-вом и организованным обслуживанием многих сторон быта. (См. также Коммунальные услуги.) Оно имеет огромное значение для подъёма деревни в экономич. и культурнобытовом отношении, а также- для замедления процесса миграции сельского населения в города. Расширение Б. о. содействует улучшению использования свободного времени трудящихся, повышению их культурного уровня, лучшей организации отдыха. В СССР для организац. руководства и улучшения Б. о. населения в союзных республиках (с 1965) были образованы специальные мин-ва Б. о. Созданы самостоятельные управления Б. о. населения краёв и областей. Их деятельность проходит под контролем Советов депутатов трудящихся. В 1970 гос., кооперативные и обществ, предприятия и орг-ции Б. о. оказали населению св. 450 видов бытовых услуг на сумму св. 4 млрд. руб. (в 1960- 1,1 млрд. руб. ). В Б. о. в 1968 имелось 225,8 тыс. (в 1960 135 тыс. ) предприятий и приёмных пунктов, где было занято 1,65 млн. чел. Из производственных (промышленных) видов услуг Б. о. на долю индивидуального пошива и ремонта одежды в 1967 приходилось 41 %, на ремонт сложной бытовой техники 14,5%, ва пошив и ремонт обуви 14,3%. Среди. непроизводственных (непромышленных) видов услуг на первом месте были услуги парикмахерских (54%), затем ремонт и жилищное строительство (21,1%), фотоуслуги (19,5%). Создана спец. сеть уч. заведений по подготовке для Б. о. кадров квалифицированных рабочих, техников, инженеров и экономистов высшей квалификации и разных специальностей. Имеются вузы по подготовке инженеров и экономистов для системы Б. о. (Москва, Владивосток, Хмельницкий). Существует сеть исследовательских и проектнотехнологических институтов, ведущих разработку вопросов улучшения Б. о. населения СССР. При капитализме развитие Б. о. преследует коммерч. цели и протекает неравномерно. Особенно быстро расширяются в ряде зарубежных стран предприятия по обслуживанию и ремонту автомобилей, химич. чистке одежды, а также предприятия по срочному ремонту бытовой техники и обуви. В США в 70-хгг. из ок. 770 тыс. предприятий Б. о. с почти 1,9 млн. работников наёмного труда наибольшее место занимает ремонт и обслуживание автомобилей. Выручка всех предприятий Б. о. составила почти 17,5 млрд. долл. Нек-рыми видами услуг могут пользоваться лишь привилегированные слои общества.

Лит.: Семенов В. В., Сфера обслуживания и ее работники, М., 1966; Услуги и их социальноэкономическая роль, пер. с польск., М., 1967; Агабабьян Э. М., Экономический анализ сферы услуг, М., 1968; ЗубчаниновВ. В., Услуги как форма материального производства, в сб. : Соревнование двух систем. Новые явления в экономике капитализма, М., 1967, с. 85 -101; Загладина С. М., Рост чистых издержек обращения в экономике США, там же, с. 128 - 42; Вопросы экономики службы быта, М., 1966. „ С. Л. Певзнер.

БЫТОВОЙ ЖАНР, один из жанров изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и обществ, жизни (обычно современной художнику). Ведущую роль в Б. ж. играет бытовая (жанровая) живопись; жанровые темы распространены. также в графике и в скульптуре, преим. небольших размеров. В процессе развития Б. ж. определились присущие ему возможности - от достоверной фиксации увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей в быту до глубокого раскрытия внутреннего смысла и общественноисторического содержания явлений повседнев-. ной жизни. Бытовые сцены, известные с глубокой древности, в особый жанр иск-ва выделились в феод, эпоху - в странах Д. Востока и в период формирования бурж. общества - в Европе. Периоды расцвета Б. ж. нового времени связаны с ростом демократич. и реалистич. художеств, тенденций, с обращением художников к широкому кругу областей нар. жизни и трудовой деятельности, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов. Уже в первобытном иск-ве известны сцены охот, шествий, обрядов. В др. -вост. росписях и рельефах цари и вельможи, ремесленники и земледельцы часто изображены в характерные моменты их жизни. В др. -греч. вазописи и рельефах встречаются родственные античной лирике и комедии, живо и непосредственно наблюдённые бытовые сцены (с несложным сюжетом и обусловленными им взаимоотношениями персонажей); значит, место они заняли в эллииистич. и др. -рим. росписях, мозаиках и скульптуре (особенно мелкой), в чём отразился возросший интерес иск-ва к обыденным явлениям и частной жизни. В средневековом искусстве жанровые сцены, конкретные наблюдения повседневной жизни возникали, как правило, с развитием светских гуманистических тенденций в рамках господствующего ре-лиг, мировоззрения и часто вплетались в религ. и аллегорич. композиции. Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах - как в Европе (рельефы собора в Наумбурге, Германия, сер. 13 в. ; рус. росписи 17 в. ), так и в Азии (росписи Аджанты в Индии, в основном 5-6 вв. ; рельефы Боробудура в Индонезии, около 800, Ангкора в Камбодже, 10-13 вв. ; школы светской миниатюры Ирака, Ср. Азии, Азербайджана, Ирана, Индии, сложившиеся между 13 и 16 вв. ). Появление первых жанровых картин в Китае (Гу Кай-чжи, 4 в. ) связано с религ. -фи-лос. идеями морального совершенствования, утверждением идеала благородства и величавости как нормы поведения человека в быту. В период Тан (7-10 вв. ) формировались школы кит. жанровой живописи, появились художники-жанристы (Янь Ли-бэнь, Чжоу Фан, Хань Хуан), изображавшие, нередко с большой достоверностью и интимностью, сцены придворного быта. В период Сун (10-13 вв. ) кит. жанристы (Ли Тан, Су Хань-чэнь) начали изображать народную жизнь в картинах, полных юмора и метких наблюдений. Примерно так же развивалась жанровая живопись Японии и Кореи. С наступлением эпохи Возрождения в Европе религ. и аллегорич. сцены в живописи - сначала в Италии (Джотто, А. Лоренцетти - 14 в. ), а затем в Нидерландах (Я. ван Эйк, Д. Баутс, Герт-ген тот Синт-Янс - 15 в. ) и др. европ. странах - стали насыщаться яркими бытовыми деталями, приобретать характер рассказа о событиях, радостях и горестях реальной жизни. В 15 в. в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (М. Шонгауэр в Германии), светских росписях (Ф. Косса в Италии) появились изображения трудового нар. быта, воспринятого как неотъемлемая часть большого открывшегося человеку реального мира. В итал. живописи 16 в. (гл. обр. у венецианцев - В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано) Б. ж. начал постепенно отделяться от религ. и аллегорич. жанров, сохраняя единую с ними образную систему. Гораздо интенсивнее Б. ж. обособлялся в Нидерландах (К. Массейс, Лука Лейденский, Питер Артсен), показывая то с морализирующим юмором, то с убедительной простотой конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоев. В жанровых полотнах нидерландца П. Брейгеля и в офортах француза Ж. Калло изображение повседневности послужило для выражения широких обществ. -филос. идей, радости мирной жизни и трагичности вторгающихся в неё историч. коллизий, несправедливости и насилия; многогранность восприятия нар. быта проявилась в сочетании достовер- (ности и гротеска, драматизма и юмора, интимности и эпич. размаха. Окончательно европ. Б. ж. сформировался в 17 в., в обстановке борьбы феод, и бурж. укладов, утверждая себя как иск-во реальной жизни и частный быт - как общественно значимое явление. Караваджо в Италии и его последователи во мн. странах демонстративно противопоставляли идеализированным, далёким от жизни образам маньеризма и академизма возвеличенную грубую прозу быта обществ, низов. Дальнейшее развитие Б. ж. 17 в. отмечено стремлением соединить конкретность в изображении быта с его поэтич. восприятием в свете обществ, идеалов художника. Во Фландрии П. П. Рубенс и Я. Иордане избирали Б. ж. для эпич. воплощения могучих жизненных сил народа, красочности его бытового уклада. Во Франции Л. Ленен стремился показать не только характерные черты облика и трудового быта крестьян, но и присущ