БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ожение", напр, управляющая ЦВМ ВНИИЭМ-3 выполняет эти операции со скоростью 40 000 и 16 000 операций в 1 сек соответственно. Кроме указанных, существует также способ оценки Б. ЦВМ по количеству типовых задач, решаемых машиной в единицу времени. И. А. Данилъченко.

БЫСТРОРЕЖУЩАЯ СТАЛЬ, высоколегированная сталь, применяемая гл. обр. для изготовления режущего инструмента, работающего на скоростях, примерно в 3-5 раз больших, чем инструмент из углеродистой инструментальной стали. Возможность получения такой скорости резания обусловлена красностойкостьк Б. с. Инструмент из Б. с. размягчается при нагреве выше 550-600°С, в то время как из углеродистой инструментальной стали - при 200°С. Красностойкость стали обеспечивают легирующие элементы - вольфрам (W), хром (Сr), ванадий (V), к-рые образуют карбиды высокой устойчивости. Для получения нужной структуры и свойств инструмент из Б. с. подвергается спец. термич. обработке, состоящей в закалке после нагрева до темп-ры 1240-1300°С и многократного (обычно 3 раза) отпуска при темп-ре 560-620°С. Для повышения стойкости Б. с. применяется цианирование, обработка холодом, ступенчатая закалка и др. Распространённые в СССР марки Б. с. : Р18 (0,7-0,8% С; 17,5-19% W; 3,8-4,6% Сr; 1-1,4% V; остальное - железо), Р6МЗ (0,85-0,95% С; 3,0- 3,5% Сr; 5,5-6,5% W; 3,0-3,6% Мо; 2,0-2,5% V; остальное - железо) и др. Применяются также Б. с. с повышенным содержанием ванадия или с добавкой кобальта, обладающие более высокими режущими свойствами. Б. с. иногда используют в машиностроении для нагревающихся до 500-650°С деталей, особенно для т. н. теплостойких шарикоподшипников. Кроме твёрдости и прокаливаемости, важна чистота Б. с. (сведение к минимуму неметаллич. включений, карбидной ликвации и отсутствие дефектов металлургического происхождения). Лит.: Геллер Ю. А., Инструменталь" ные стали, 2 изд., М., 1961. А. П. Гуляев.

БЫСТРОТВЕРДЕЮЩИЙ ЦЕМЕНТ, цемент, характеризующийся интенсивным нарастанием прочности в нач. период твердения. Применяется в основном для изготовления сборных железобетонных конструкций и изделий. Повышенная ме-ханич. прочность Б. ц. в раннем возрасте твердения обусловливается соответств. минералогич. составом и микроструктурой клинкера, дозировкой добавок и тонкостью помола цемента. Выпускаются: быстротвердеющий портландцемент с пределом прочности при сжатии через 3 сут 25 Мн/м2 (250 кгс/см2), особо быстротвердеющий портландцемент, а также быстротвердеющий шлакопортландцемент (см. также Цемент).

БЫСТРОТОК, гидротехнич. сооружение в виде открытого облицованного канала или лотка для перевода потока воды большой скорости из верхнего участка водовода (водоёма) в нижний. Б. устраиваются в гидроузлах для пропуска паводковых расходов воды, на трактах водосбросов деривац. ГЭС, на оросит, и осушит, каналах, а также в качестве рыбо- и лесопро-пускных сооружений. Б. состоит из входной части, • устраиваемой обычно в виде широкого порога, водоската прямоугольного или трапецеидального сечения со значит, продольным уклоном дна и выходной части в виде водобойного колодца, к-рый при скальных грунтах основания заменяется трамплином для отброса струи. Б. бывают бетонные, железобетонные, реже - деревянные и каменные.

Лит.: Гришин М. М., ГиДротехни* ческие сооружения, М., 1962.

БЫСТРЫЕ НЕЙТРОНЫ, нейтроны с энергией, большей~ 100 кэв. Получаются в ядерных реакциях при бомбардировке различных ядер заряженными частицами или гамма-квантами большой энергии, а также при делении ядер. Б. н. Имеют большое практич. значение в ядерных реакторах. Нек-рые типы реакторов (т. н. быстрые реакторы) работают исключительно на Б. н. Быстрые нейтроны образуются также в термоядерных реакциях.

БЫСТРЫЙ ИСТОК, посёлок гор. типа, центр Быстроистокского рна Алтайского края РСФСР, в 85 км к Ю. -З. от ж. -д. ст. Бийск. Пристань на левом берегу р. Обь. 6,8 тыс. жит. (1968). Сах. и мас-лосыродельный з-ды, мельница, мебельная фка.

БЫСТРЫЙ РЕАКТОР, ядерный реактор, в к-ром цепная реакция деления ядерного горючего осуществляется на быстрых нейтронах. Нейтроны высоких энергий обусловливают относительно высокий выход нейтронов деления. Поглощение части быстрых нейтронов неделящимися изотопами с последующим превращением их в делящиеся (напр., 238U в 239Ри) приводит к воспроизводству (образованию вторичного) ядерного горючего (коэфф. воспроизводства может достигать 1,6). "Зона воспроизводства" окружает активную зону в корпусе реактора (рис. ). Разрез корпуса быстрого реактора ядерной электростанции в г. Шевченко: 1 - активная зона; 2 - зона воспроизводства; 3 - корпус; 4 - центральная колонна; 5 - разгрузочный элеватор; 6 - разгрузочный бокс. В энергетич. Б. р. теплоноситель (гл. обр. жидкий натрий), нагреваясь в этих зонах, отдаёт тепло в теплообменниках рабочей пароводяной среде. В случае натриевого теплоносителя реакторный и парогене-рирующий контуры разделяются промежуточным, также натриевым, контуром в целях предотвращения попадания радиоактивного натрия в контур турбины. Применяются и другие варианты отвода тепла. Расширенное воспроизводство ядерного горючего в Б. р. принципиально позволяет использовать все имеющиеся урановые ресурсы, в т. ч. 238U, остающийся в значит, количествах неиспользованным в реакторах, работающих на тепловых нейтронах. В СССР построена серия экспериментальных Б. р. и строится электростанция на базе Б. р. в г. Шевченко (Казах. ССР). Ю. И. Корякин.

БЫСТРЯНКИ (Alburnoides), род рыб сем. карповых. Дл. тела 8-14 см. Спина тёмная, бока и брюхо серебристые. Чешуя средней величины. 4 вида; встречаются в пресных водоёмах Европы, Передней и Ср. Азии. В СССР - 3 вида. Питаются воздушными и водными насекомыми, а также зоопланктоном. Нерест с мая по июнь. Промыслового значения не имеют.

БЫСТРЯНСКИЙ Вадим Александрович [1(13). 5. 1886, Петербург,- 13. 12. 1940, Москва], советский партийный деятель, историк, публицист, доктор историч. наук. Чл. Коммунистич. партии с 1907. Учился в Петерб. ун-те. В 1907-09 вёл парт работу в Петербурге, был арестован и находился в тюрьме и ссылке ок. 8 лет. После Февр. революции 1917 работал в Киевском к-те РСДРП(б) и в большевистской газ. "Звезда" в Екатеринославе. Участник подготовки и проведения Окт. революции 1917 в Петрограде. На 2-м Всероссийском съезде Советов избран чл. ВЦИК. С окт. 1917 чл. редакции "Известия ВЦИК". В 1918-22 чл. редколлегии "Петроградской правды". С 1922 на преподават. и науч. работе в Ленинграде. С сентября 1940 Б. был членом редколлегии "Правды" и умер на этом посту. Был делегатом 8-го (1919), 15-го (1927) и 16-го (1930) съездов партии. Б. - автор книг, брошюр и статей по теории марксизма-ленинизма, истории революц. движения и Коммунистич. партии.

БЫТ, сфера внепроизводственной социальной жизни, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении и поддержании здоровья, так и освоение человеком духовных благ, культуры, человеческое общение, отдых, развлечения. В широком смысле Б. - уклад повседневной жизни. Быт оказывает огромное влияние на др. области социальной жизни и прежде всего на труд, настроение и поведение людей. Различают общественный, городской, сельский, семейный, индивидуальный Б. Структура Б. может рассматриваться с точки зрения соотношения: материальной и духовной сторон; социального и индивидуального аспектов; видов затрат времени и деятельности (удовлетворение физиологич. потребностей, бытовой труд, досуг); типов социального объединения и общения (семья, соседство, товарищеские компании, молодёжные группы и т. д. ). Под влиянием социальных, а также географич. условий у различных народов вырабатывается комплекс приёмов, обычаев, обрядов, связанных с удовлетворением потребностей. При этом в условиях антагонистич. общества у различных классов и социальных групп, в городе и деревне складываются разные формы Б., выражающие свойственные этому обществу социальные противоречия. В ходе историч. развития общества изменяется характер как самих элементов Б., так и его структуры. В основе этих изменений в конечном счёте лежит развитие производит, сил и смена способов произ-ва. Значение Б. в жизни людей изменяется в связи с процессом урбанизации и увеличением свободного времени. Расширение сети бытовых предприятий, рассчитанных на массовые потребности и массовое обслуживание (в сфере как материального, так и духовного потребления), оказывает влияние на семейный и индивидуальный Б. Наряду с процессом интернационализации Б. он сохраняет нац. и социальные особенности у разных народов и социальных групп. В социалистич. гос-вах индустриализация, кооперирование с. х-ва, рост образования и культуры населения приводят к коренным преобразованиям в Б. Осуществляется технич. перевооружение Б., повышается общий уровень материального и духовного потребления. В условиях социализма всё возрастающее значение приобретают обществ, формы удовлетворения потребностей людей (бесплатное образование и мед. обслуживание, широкая сеть общедоступных библиотек, клубов, домов отдыха). Постепенно преодолеваются существенные различия между образом жизни интеллигенции и людей физического труда, городским и деревенским Б., существующие в Б. пережитки. Процессы, происходящие в сфере Б., приводят к стандартизации нек-рых его элементов. Однако это не означает нивелирования потребностей и вкусов людей, хотя и порождает сходный стиль жизни у членов определённых проф. и социальных групп. Планы развития нар. х-ва в СССР и др. социалистич. странах предусматривают ликвидацию отставания Б. от совр. требований. Постоянно растут гос. ассигнования на жилищное стр-во, благоустройство городов и сёл, расширение сети больниц, детских учреждений, библиотек, клубов, домов отдыха и санаториев. Намечаются значит, развитие сферы услуг, ее дальнейшее технич. оснащение.

Лит.: С и н и ц ы н В. Г., Быт эпохи строительства коммунизма, 2 изд., Челябинск, 1963; Семенов В. С., Сфера обслуживания и ее работники, М., 1966. А. Г. Харчев.

БЫТАНТАЙ, река в Якут. АССР, лев. приток р. Яны. Дл. 586 км, пл. басе. 40 200 км2. Берёт начало на вост. склоне Верхоянского хр. и протекает большей частью в его отрогах. Питание снеговое и дождевое. Наиболее крупные притоки: Биллях, Тенки - справа: Хобол, Аччы-гый-Саккырыр, Улахан-Саккырыр, Кул-гага-Суох - слева. В бассейне св. 2 тыс. озёр.

БЫТИЕ, философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки Б. и соотношения его с сознанием стоит в центре филос. мировоззрения. Диалек-тич. материализм исходит из того, что материальное Б. определяет сознание, требует "... объяснения общественного сознания из общественног о бытия" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 56). Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, Б. налагает определённые ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем Б. является источником и -условием всех форм жизнедеятельности человека. Б. представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего Б., сферу возможностей, к-рую человек в своей деятельности превращает в действительность. Истолкование Б. претерпело сложное развитие! Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистич. подходов; первый из них толкует основания Б. как материальные, второй - как идеальные. Можно вычленить несколько периодов в трактовке Б. Первый период - мифология, истолкование Б. Второй этап связан с рассмотрением Б. "самого по себе" (натуралистич. онтология). Третий период начинается с философии И. Канта; Б. рассматривается как нечто связанное с познават. и практич. деятельностью человека. В ряде направлений совр. немарксистской философии делается попытка переосмыслить онтологич. подход к Б., к-рый исходит уже из анализа человеческого существования Существо развития науч. и филос. знания заключается в том, что человек всё более осознаёт себя как субъекта всех форм своей деятельности, как творца своей социальной жизни и форм культуры. В истории философии первую концепцию Б. дали др. -греч. философы 6-4 вв. до н. э. - досократики, для к-рых Б. совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Одни из них рассматривали Б. как неизменное, единое, неподвижное, тождественное себе (Парменид), другие - как непрерывно становящееся (Гераклит). Б. фиксируется здесь в отношении к небытию, причём противопоставляются Б. по истине, открываемое в филос. размышлении, и Б. по мнению, представляющее собой лишь ложную, превратную поверхность вещей. Наиболее резко выразил это Платон, к-рый противопоставляет чувств, вещи чистым идеям как "мир истинного бытия" (Theaet. 176 Е; рус. пер., М. - Л., 1936). Душа когда-то была близка богу и "поднявшись заглядывала в подлинное бытие" (Phaedr. 247 С; рус. пер., М., 1904), теперь же, отягощённая заботами, °С трудом созерцает сущее" (там же, 248 В). Аристотель выявляет типы Б. в соответствии с типами суждений: "оно есть" (см. Met. V, 7, 1016, в 13-8, 1017 в 10; рус. пер., М. - Л., 1934). Но Б. им понимается как всеобщий предикат, который относится ко всем категориям, но не является родовым понятием (см. там же, III, 3, 998 в 22). Опираясь на проводимый им принцип взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает присущее прежней философии противопоставление сфер Б., поскольку форма для него есть неотъемлемая характеристика Б. Однако Аристотель признаёт также нематериальную форму всех форм (бога). Такая трактовка была продолжена неоплатонизмом. Христианство проводит различие между божественным и сотворённым Б., между богом и миром, к-рый сотворён им из ничего и поддержлвается божеств, волей. Человеку предоставлена возможность свободного движения к совершенному, божеств. Б. Христианство развивает аптич. представление о тождестве Б. и совершенства (блага, истины и красоты). Ср. -век. христ. философия в традициях аристотелизма различает действит. Б. (акт) и возможное Б. (потенция), сущность и существование. Всецело актуально только Б. бога. Резкий отход от этой позиции начинается в эпоху Возрождения, когда получил общее признание культ материального Б., природы, телесного. Эта трансформация, к-рая выражает новый тип отношения человека к природе,- отношения, обусловленного развитием науки, техники и материального производства, подготовила концепции Б. 17-18 вв. В них Б. рассматривается как реальность, противостоящая человеку, как сушее, осваиваемое человеком в его деятельности. Отсюда возникает трактовка Б. как объекта, противостоящего субъекту как косной реальности, к-рая подчинена слепым, автоматически действующим законам (напр., принципу инерции) и не допускает вмешательства каких-либо внешних сил. Исходным в трактовке Б. для всей философии и науки этой эпохи является понятие тела. Это связано с развитием механики - главной науки 17-18 вв. ; в свою очередь, такое понимание Б. послужило основой естеств. науч. представлений о мире в то время. Период классич. науки и философии можно охарактеризовать как период натуралистически-объективистских концепций Б., где природа рассматривается вне отношения к ней человека, как нек-рый механизм, действующий сам по себе. К. Маркс в "Святом семействе" заметил относительно понятия субстанции у нидерл. философа Б. Спинозы, что это-"... метафизически переряженная природа в её оторванности от человека... " (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 154). В этих словах характеризуется одна из особенностей всего домарксистского материализма - противопоставление природы человеку, рассмотрение Б. и мышления сугубо натуралистически. Др. важная особенность концепций Б. в новое время состоит в том, что для них характерен субстанциальный подход к Б., когда фиксируются субстанция (неуничтожимый, неизменный субстрат Б., его предельное основание) и её акциденции (свойства), производные от субстанции, преходящие, изменяемые. С разными модификациями все эти особенности в понимании Б. обнаруживаются в филос. системах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка (Великобритания), Б. Спинозы, у франц. материалистов, в физике Р. Декарта. Но в метафизике Декарта берёт начало иной способ истолкования Б., при к-ром Б. определяется на пути рефлективного анализа сознания (т. е. анализа самосознания) или же на пути осмысления Б. сквозь призму человеч. существования, Б. культуры, социального Б. Тезис Декарта (cogito ergo sum - мыслю, следовательно существую) означает: Б. субъекта постигаемо в акте самопознания. Эту линию развивает нем. философ Г. Лейбниц, к-рый выводит понятие Б. из внутр. опыта человека, а крайнего выражения она достигает у англ, философа Дж. Беркли, отрицающего существование материального Б. и выдвигающего субъективноидеалистическое положение "быть - это значит быть в восприятии". Не отрицая существования вещей самих по себе, И. Кант рассматривает Б. не как свойство вещей, а как связку суждения. "... Бытие не есть реальный предикат, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи.... В логическом применении оно есть лишь связка в суждении" (Соч., т. 3, М., 1964, с. 521). Прибавляя к понятию характеристику Б., мы не прибавляем ничего нового к его содержанию. Для И. Фихте подлинным Б. является свободная, чистая деятельность абсолютного Я, а материальное Б. есть продукт этой деятельности. У Фихте впервые в качестве предмета филос. анализа выступает Б. культуры, Б., созданное деятельностью человека. Этот тезис развивает Ф. Шеллинг, согласно к-рому природа, Б. само по себе есть лишь неразвитый, дремлющий разум, а "свобода является единственным принципом, к которому здесь все возводится, и в объективном мире мы не усматриваем ничего вне нас существующего, но лишь внутреннюю ограниченность нашей собственной свободной деятельности" ("Система трансцендентального идеализма", Л., 1936, с. 65). В системе Г. Гегеля Б. рассматривается как первая, непосредственная и весьма неопределённая ступень-в восхождении духа к самому себе, от абстрактного к конкретному: абсолютный дух лишь на мгновение материализует свою энергию, а в своём дальнейшем движении и деятельности самопознания он снимает, преодолевает отчуждённость Б. от идеи и возвращается к самому себе, т. к. сущность Б. составляет идеальное. Для Гегеля подлинное Б., совпадающее с абсолютным духом, есть не косная, инертная реальность, а объект деятельности, полный беспокойства, движения и фиксируемый в форме субъекта, т. е.