БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

омощников в спасении. Пантеон буддийских божеств растёт за счёт введения в него как богов исконно инд. происхождения, так и заимствованных из религий принявших Б. народов. Гл. божествами считаются будды Гаутама, Амитабха, Вайрочана, рассматриваемые как воплощение некоего единого Первобудды. Однако все боги Б., включая самого Будду, не становятся высшими божествами. Культ быстро охватывает все стороны жизни верующего, начиная от семейнобытовых и кончая всеобщими праздниками, занимающими видное место в обществ, жизни. Большое значение приобретают круговые обходы ступ (мемориальных и погребальных куполообразных сооружений), поклонение статуям Будды и др. божеств, священным деревьям и др., возложение на алтарь храмов приношений и воскурение ароматич. свечей и пр. Распространённым становится паломничество к священным местам, связанным прежде всего с мощами и следами Будды и его учеников, а также с легендами об их подвигах. Особенно усложнился культ в нек-рых течениях махаяны, в частности в ламаизме. Одновременно в махаяне развивается учение о религ. воздаянии, включавшее представление об аде и рае. Вскоре после возникновения Б. появились также сангхи (монашеские общины), упорядочившие и определ. образом регламентировавшие анархич. образ жизни первых последователей Б. Из сангхи с течением времени выросла своеобразная религ. организация. Её роль стала весьма заметной с появлением монастырей как постоянных мест жительства монахов. Монах стал выступать и как религ. наставник. Естественно, что личность монаха, практически ставшего в глазах верующих на путь спасения и уже поэтому оказавшегося окружённым ореолом исключительности, приобрела чрезвычайное значение. В странах распространения хинаяны монашество играет до сих пор огромную роль в обществ, жизни. Совет, даваемый монахом,- закон для верующего. Монастыри, превратившиеся в крупных земельных собственников и в важные политич. центры, пользуются зачастую большим авторитетом у населения (особенно в деревнях), чем правительств, учреждения. Однако вступление в монашескую общину и выход из неё являются свободными. Монах, даже в роли религиозного служителя и наставника, не имеет власти прощать и карать и т. д. Б. оказал существ, влияние на все стороны жизни и особенно на культуру принявших его стран. Распространение Б. способствовало созданию тех синкретич. культурных комплексов, совокупность к-рых и образует т. н. буддийскую культуру (архитектура, скульптура, живопись, лит-pa, буддийская наука и схоластич. образованность), имевших наибольшее значение в эпоху раннего средневековья. В развитии буддийской культуры в ср. века большую роль играли монастыри. Монахи нередко выступали в качестве художников, писателей, врачей. Социальная роль Б. определяется осн. положениями его догматики. Какие бы формы ни принимал Б. в своём развитии, его центральным принципом является религ. идея о необходимости освобождения от пут профанического, -"земного", существования. Всякая связь, в т. ч. любая социальная, рассматривается Б. как зло. Отрешённость Б. от всего окружающего, его индивидуалистичность определяют и его глубокую асоциальность. С этим связано устранение последователей Б. от борьбы за социальные и политич. преобразования, от классовой борьбы. Вместе с тем во мн. странах Азии известная часть буддистов и буддийского духовенства принимает участие в обществ, и политич. жизни; так, в Юж. Вьетнаме буддисты включаются в нац. -освободит. борьбу; в то же время есть страны, где буддисты выступают против нац. -освободит. движения и социальных реформ в этих странах. Структура, управление и степень централизации буддийской общины в разных странах различны. В Бирме и на Цейлоне нет ни строгой централизации, ни прямой зависимости общины от гос. власти. В Таиланде же Б. является гос. религией (король возглавляет буддийскую общину). В Лаосе король также считается главой местной буддийской общины. Последователи Б., приверженцы хинаяны, составляли в 60-х гг. 20 в. в Бирме, Лаосе, Камбодже и Таиланде ок. 90% населения, на Цейлоне - ок. 60%. Махаяна имеет последователей в Китае (ок. 17% населения), Японии (ок. 50%), Корее, Непале и др. Некоторое число буддистов имеется в Пакистане, Индии (не более 1% населения), а также среди кит. и япон. иммигрантов в Сев. (ок. 170 тыс. чел. ) и Юж. (ок. 140 тыс. чел. ) Америке. Кроме того, имеется небольшое число новообращённых буддистов в США (ок. 16 тыс. чел. ), в Европе (ок. 8 тыс. чел. ). Махаяна в её ламаистской разновидности имеет нек-рое число приверженцев в МНР, а также на терр. СССР - в Бурятской, Калмыцкой, Тувинской АССР, в Усть-Ордынском и Агинском Бурятских нац. округах Иркутской и Читинской областей. Буддийская община в СССР возглавляется Духовным управлением буддистов СССР, избираемым на духовном соборе. Председатель управления имеет духовное звание бандидо-хамболама. Его резиденция помещается в Иволгинском дацане (монастыре), находящемся в 40 км к Ю. от Улан-Удэ. В совр. Б. существует ряд междунар. организаций. Наиболее влиятельная - Всемирное братство буддистов, созданное в 1950на Междунар. конгрессе буддистов в Коломбо (Цейлон). Духовное управление буддистов СССР является членом Всемирного братства буддистов. В. П. Лучина.

Буддизм и искусство. Обширный круг разнообразных художеств, памятников, связанных с буддийским культом, сложился на протяжении древности и ср. веков. Буддийские иконографич. образцы и сюжеты повсюду переплетались с традициями местных культур. На родине Б. в Индии возникли древнейшие памятники иск-ва, связанного с Б., сложились иконографич. традиции, круг символич. представлений и образов, осн. типы буддийских сооружений - пещерные храмы (где получил развитие своеобразный синтез архитектуры, скульптуры и живописи), а также ступы, строившиеся в честь легендарных событий жизни Будды и как хранилища священных реликвий. Пещерные храмы и подобные ступам памятники (пагоды, дагобы, субурганы, чортоны, тхаты) широко распространились в др. странах. В Китае, Японии, Корее сложились разнообразные типы деревянных храмов, развилась не только монументальная, но и станковая живопись с буддийскими сюжетами. С Б. связаны грандиозные кам. святилища и храмовые ансамбли Индонезии, Камбеджи и др., монастырские комплексы Индии, Бирмы, Непала и др., ансамбли ламаистских монастырей в Тибете, Монголии, Бурятии и др. В раннем Б. вместо самого Будды изображались многочисл. символы - колесо, лань, лев, священное дерево,- связанные с древней индийской космогонией. Изображения Будды как человека появились лишь в начале н. э. в искусстве Гандхары и Матхуры (Индия) и впоследствии получили разнообразное претворение в скульптуре и живописи многих стран. С распространением махаяны буддийская иконография обогатилась изображениями местных добуддийских божеств. Н. А. Виноградова. Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 20: его же, Л. Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Васильев В., Буддизм, его догматы, история и литература, ч. 1-3, СПБ, 1857 - 69; Минаев И. П., Буддизм. Исследования и материалы, т. 1, в. 1 - 2, СПБ, 1887; Розенберг О. О. (сост. ), Введение в изучение буддизма но японским и китайским источникам, ч. 2 - Проблемы буддийской философии, П., 1918; Г Цербатской Ф- И., Философское учение буддизма, П., 1919; Кочетов А. Н., Буддизм, М., 1968; [И л ь и н Д. Ф. и К о ч е т о в А. П. ], "Буддизм и основы его учения, в кн. : Общество и религия, М., 1967; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; Васильев Л. С., Культы, религии, традиции в Китае, М., 1970, гл. 5; Walleser М., Die buddhistische Philosophic in ihrer §eschichtlichenEntwicklung,Hdlb., 1904; tcherbatskyTh. D., The central conception of Buddhism and the meaning of the word „Dharma", L., 1923: P r z у 1 u s-ki J., Le bouddhisme, P., 1932; Th о ma s E. J., The history of Buddhist thought, L., 1933;Conze Ed., Buddhism. Its essence and development, Oxf., 1951; G 1 a s e-n a p p H. von, Buddhismus und Gottesidee, Wiesbaden, 1954; Frauwallner E., Die Philosophic des Bouddhismus, В., 1956; Lamotte E., Histoire du Bouddhisme in-dien. Des origines a 1'ere Saka, Louvain, 1958: Grimm G., The doctrine of the Buddha. The religion of reason and meditation, 2 ed., B.,, 1958; Suzuki D. Т., Outlines of Mahayana Buddhism, L., 1907; Mur-t i T. R. V., The central philosophy of Buddhism. A study of the Madhyamika system, [L., 1955]; Dasgupta S. B., An introduction to Tantric Buddhism, Calc., 1950; Ва-reau A., Les sectes bouddhiques du Petit Venicule, [Saigon], 1955; March A. Ch., A Buddhist bibliography, L., 1935. В. П. Лучина.

БУДДЛЕЯ (Buddleja), род растений сем. буддлеевых (прежде относили к сем. логаниевых). Кустарники или небольшие деревья, иногда травы. Цветки обычно мелкие, многочисленные, различно окрашенные, собранные в крупные соцветия. Около 100 видов, распространённых в тропич. и умеренных областях Америки, Азии и Юж. Африки. Нек-рые виды Б. введены в культуру как декоративные растения. Буддлея Давида (В. davidii, В. variabilis - небольшое деревце с душистыми цветками родом из Китая; имеет много садовых форм. В садах на юге СССР можно культивировать также и др. виды. Растут Б. быстро, нек-рые начинают цвести в 2-3-летнем возрасте. Лит.: Деревья и кустарники СССР, т. 6, Mv- Л., 1962.

БУДЁ (Bodo), город на С. Норвегии, на берегу Сальт-фьорда Норвежского м., адм. ц. в фюльке Нурланн. 27,6 тыс. жит. (1969). Рыболовецкий порт. Рыбо-обработка. Судоверфь. Музей рыбного х-ва. Конечный пункт ж. -д. линии. Аэродром на междунар. трассе (Копенгаген - Токио) через Сев. полюс.

БУДЕВСКАЯ (Будевска) Адриана (наст, имя и фам. Адриана Кынчева Г а н ч е в а) (13. 12. 1878, Добрич,-9. 12. 1955, София), болгарская актриса, нар. арт. НРБ (1953). Один из основоположников реалистич. актёрского иск-ва Болгарии. В 1899 окончила в Москве Театральное уч-ще Малого театра и в том же году дебютировала в Софии в театре "Слеза и смех" (с 1904 - Нар. театр). В 1904 вместе с группой актёров, недовольных казёнными порядками Нар. театра, организовала в Варне "Свободный театр", в к-ром, помимо нац. драматургии, ставились пьесы М. Горького, Л. Н. Толстого, А. Н. Островского, Г. Ибсена и др. В 1906 театр закрылся, актёры вернулись в Нар. театр, где Б. проработала до 1926. В этот период Б. исполнила свои лучшие роли в нац., рус. и зарубежной классич. драматургии: Свекровь (одноим. произв. Страшимирова), Цена ("Змеиная свадьба" Тодорова), Рада ("Под игом" по Вазову), Нора (одноим. пьеса Ибсена), Офелия и леди Макбет ("Гамлет" и "Макбет" Шекспира) и др. Политич. преследования вынудили Б. в 1937 переселиться в Аргентину. В 1946 она вернулась на родину.

БУДЕЁВИЦЕ, одно из назв. города Ческе-Будеёвице в Чехословакии.

БУДЕМ (Boudin) Эжен (12. 7. 1824, Онфлёр, Нормандия,-8. 8. 1898, Довиль, там же), французский живописец. Учился, пользуясь советами К. Труайона и Ж. Ф. Милле. В 1848 изучал в Бельгии флам. и гол л. пейзажистов. Поэтичные пейзажи Б. (гл. обр. побережье Бретани и Нормандии, часто с людьми на пляже), с тонкой фиксацией воздушной среды, подвижных облаков и волн, непосредственно предваряли живописные искания пионеров импрессионизма. Лит.: Сагiо L., Eugene Boudin, P., 1928.

БУДЁННОВСК, с 1935 до 1957 назв. г. Прикумска в Ставропольском крае РСФСР.

БУДЁННОВСКАЯ ПОРОДА лошадей, отечественная порода верховых лошадей, выведенная в 1921-48 в конных заводах им. С. М. Будённого и Первой Конной армии в Ростовской обл. Б. п. соединила в себе лучшие качества донской и чистокровной верховой пород. Будённовские лошади крупные, гармонично сложенные, золотисто-рыжей, реже бурой и гнедой масти. Ср. промеры (в см) жеребцов: вые. в холке 162,2; косая дл. туловища 163,5; обхват груди 186,0; обхват пясти 20,5; кобыл соответственно: 161,8; 163,3; 189,4; 20,0. Ср. живая масса жеребцов 550 кг, кобыл 500 кг. Используются лошади в работе под седлом, в упряжи на лёгких транспортных работах и в конном спорте. Отличаются высокой работоспособностью и выносливостью. По резвости в скачках превосходят все др. отечеств, породы. Свои ценные качества Б. п. стойко передаёт по наследству. Б. п. разводят в конных заводах и совхозах Ростовской обл. Жеребцов используют как улучшателей на коневодческих фермах Ростовской обл., Краснодарского и Ставропольского краёв, Казах. ССР, Укр. ССР, Молд. ССР, Узб. Лошадь будённовской породы. ССР и Кирг. ССР. На 1 янв. 1969 в СССР насчитывалось 84,2 тыс. лошадей будённовской породы. Лит.: Будённый С. М., О племенной работе в коневодстве и коннозаводстве, М., 1949; Хитенков Г. Г., Состояние будённовской породы лошадей и направление дальнейшей племенной работы с нею, в кн. : Племенная работа с породами лошадей, М., 1958. Л. В. Каштанов.

БУДЁННЫЙ Семён Михайлович [р. 13(25). 4. 1883, хутор Козюрин, ныне Пролетарский район Ростовской обл. ], герой Гражданской войны, Маршал Сов. Союза (1935), трижды Герой Сов. Союза (1. 2. 1958, 24. 4. 1963 и 22. 2. 1968). Чл. КПСС с 1919. Род. в бедной крест, семье. С 1903 в армии, служил в 46-м Донском казачьем полку, участвовал в рус. -япон. войне 1904-05. Окончил Петерб. школу наездников (1908). До 1914 служил в Приморском драгунском полку. Участвовал в 1-й мировой войне ст. унтер-офицером 18-го Северского драгунского полка на герм., австр. и кавк. фронтах, был награждён 4 георгиевскими крестами за храбрость. Летом 1917 вместе с Кавк. дивизией прибыл в Минск, где был избран пред, полкового комитета и зам. пред, дивизионного к-та. В авг. 1917 участвовал в руководстве разоружением эшелонов корниловских войск в Орше. После Окт. революции вернулся на Дон, в станицу Платовскую, был избран чл. Сальского окружного исполкома. В 1918 сформировал кон. отряд для борьбы с белогвардейцами, к-рый вырос в полк, бригаду, а затем кав. дивизию, успешно действовавшую под Царицыном в 1918 - нач. 1919. В июне 1919 был создан кон. корпус под командованием Б., сыгравший решающую роль в разгроме белогвард. войска в Воронежско-Касторненской операции 1919. В нояб. 1919 корпус был развёрнут в 1-ю Кон. армию во главе с Б., к-рая сыграла важную роль в ряде крупных операций Гражданской войны по разгрому войск Деникина, армий Пилсудского на Украине и Врангеля в Сев. Таврии и Крыму. В 1921-23 чл. РВС, а затем зам. команд. Сев. кавк. воен. округа. Провёл большую работу по организации и руководству конными з-дами, к-рые в результате многолетней работы вывели новые породы лошадей - будённовскую и терскую. С 1923 Б. пом. главкома Красной Армии по кавалерии и чл. РВС СССР. В 1924-37 инспектор кавалерии РККА. Окончил Воен. академию им. Фрунзе (1932). С 1937 команд, войсками Моск. воен. округа и чл. Гл. воен. совета Наркомата обороны СССР, а в 1939-40 одновременно зам. наркома обороны. С авг. 1940 1-й зам. наркома обороны. Во время Великой Отечеств, войны находился в составе Ставки Верх. Главнокомандования, был команд, группой войск армий резерва Ставки (июнь - июль 1941), главнокоманд. войсками Юго-Зап. направления (июль-сент. 1941), команд. Резервным фронтом (сент. - окт. 1941), главнокоманд. войсками Сев. кавк. направления (апр. -май 1942), команд. Сев. кавк. фронтом (май - сент. 1942). С янв. 1943 команд, кавалерией Сов. Армии и чл. Высш. воен. совета Мин-ва Вооруж. Сил СССР, а в 1947-53 одновременно зам. министра с. х-ва по коневодству. С мая 1953 по сент. 1954 инспектор кавалерии. С 1920 чл. ВЦИК, а с 1922 и ЦИК СССР, деп. Верх. Совета СССР 1-8-го созывов, с 1938 чл. Президиума Верх. Совета СССР. С 1934 канд. в чл. ЦК ВКП(б), с 1939 чл. ЦК и с 1952 канд. в чл. ЦК КПСС. Автор воспоминаний "Пройденный путь" (т. 1-2, 1959-65). Награждён 7 орденами Ленина, 6 орденами Красного Знамени, орденом Суворова 1-й степени, орденом Красного Знамени Азерб. ССР, Трудового Красного Знамени Узб. ССР, орденами МНР; золотым боевым оружием с орденом Красного Знамени на нём, почётным революц. огнестрельным оружием с орденом Красного Знамени на нём и почётным оружием - шашкой с изображением Гос. герба СССР, а также медалями.

БУДЕНЦ (Budenz) Йожеф (13. 6. 1836, Расдорф, близ Фульды,-15. 4. 1892, Будапешт), венгерский языковед. Окончил Гёттингенский ун-т. С 1858 работал в Венгрии; с 1872 проф. кафедры алтаистики в Будапештском ун-те. Первые работы посвящены тюрк, языкам и их генетич. связи с венг. яз. Осн. труды содержат сравнительноист, словарь и неполную сравнительноист, морфологию финноугорских языков. Отказавшись от гипотезы о венгерскотюрк. родстве, популярной в то время в Венгрии, Б. научно обосновывал родство финноугорских языков. Соч. : Magyar ugor osszehasonlito szotar, Bdpst, 1873-81; Az ugor hyelvek osszehasonlito alaktana, Bdpst, 1884-94. Лит.: Z s i r a i M., Finnugor rokonsagunk, Bdpst, 1937; "Nyelvtudomanyi kozlemenyek", 1936, kot. 50, old., 1-5, 348-75. K. E. Майтинская,

БУДЕШТЫ, поселение и могильник черняховской культуры 2-4 вв. н. э. у одноим. села в Криулянском р-не Молд. ССР. При раскопках 1954-57 на могильнике вскрыто 360 погребений с трупосожжениями и трупоположениями. Отмечены фракийские черты в обряде (покрытие погребальных урн спец. крышками). На поселении среди наземных жилищ впервые для черняховской культуры выявлены большие дома патриархальных семей. Многочисл. находки свидетельствуют о развитии земледелия, керамич. и бронзолитейного производств у оставившего памятник тирагетскосарматского населения. Лит.: Рикман Э. А., Памятник эпохи великого переселения народов, Киш., 1967. Э. А. Рикман.

БУДЖАКСКИЕ ТАТАРЫ, ногайцы, тюркоязычный народ, населявший в 16-18 вв. степи Юго-Вост. Бессарабии (Буджак) после уступки им этих степей в 1569 тур. султаном Сулейманом II. Назв. своё Б. т. получили на Украине и в Подолии, на к-рые совершали набеги. С присоединением в 1791 Буджака к России набеги прекратились.

БУДЗЫНЬСКИЙ (Budzynski) Станислав (9. 9. 1894, Варшава,-22. 8. 1937), деятель польского рабочего движения. С 1912 чл. Социал-демократии Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ), был избран (1913) чл. её Варшавского к-та. С кон. 1916 чл. РСДРП(б). Участник Апрельской конференции РСДРП(б), чл. большевистской фракции Моск. совета. В период Окт. вооруж. восстания в Москве был чл. ВРК. Летом 1918 выехал в Польшу, где был чл. Гл. правления и Варшавского к-та СДКПиЛ. Участвовал в Объединит, съезде (дек. 1918), на к-ром была образована компартия Польши (КПП). В 1919 был арестован. В апр. 1920 после обмена политзаключёнными Б. прибыл в Сов. Россию. В 1921-22 сотрудник сов. полпредства в