БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

И. Фриснер) в составе 35 дивизий, в т. ч. 9 танк, и моторизованных и 3 бригады. Войска 3-го Укр. фронта под команд. Маршала Сов. Союза Ф. И. Толбухина, завершив Белградскую операцию 1944, перегруппировывались в Венгрию для участия в Б. о. Времени на подготовку Б. о. 2-й Укр. фронт не имел, она началась 29 окт., на 2-й день после завершения Дебреценской операции 1944 силами лишь 46-й армии, усиленной 2 механизированными корпусами. По указанию Ставки Верх. Главнокомандования эта группировка нанесла фронтальный удар с целью овладения Будапештом, но сил для этого оказалось недостаточно и задача не была выполнена. Наступление на Будапешт было приостановлено, на др. участках фронта оно продолжалось до конца ноября с переменным успехом. В начале декабря снова была предпринята попытка разгромить будапештскую группировку противника силами центра и юж. крыла фронта. В результате наступления войска 2-го Украинского фронта вышли к Дунаю севернее и Северо-западнее^ Будапешта, отрезав пути будапештской группировке противника на С. Войска 3-го Украинского фронта (3 сов. и 1 болг. общевойсковые и 1 возд. армии, всего 31 стрелк. дивизия, 1 укрепл. район, бригада мор. пехоты, 1 кав., 1 танк, и 2 механизированных корпуса) к этому времени форсировали р. Дунай, вышли сев. -восточнее оз. Балатон и создали условия для совместных действий со 2-м Укр. фронтом по завершению окружения и разгрома противника в р-не Будапешта. 10-20 дек. войска обоих фронтов готовились к наступлению (директива Ставки 12 дек. ), замысел к-рого состоял в том, что войска обоих фронтов должны были совместными ударами с С. -В., В. и Ю. -З. завершить окружение и разгром будапештской группировки и овладеть Будапештом. К началу наступления в составе войск 2-го Укр. фронта насчитывалось 39 стрелк. дивизий, 2 укрепл. района, 2 кав., 2 танк., 2 механизированных корпуса и 13 рум. дивизий. 3-й Укр. фронт оставался в прежнем составе. Противостоящие сов. войскам нем. фаш. группы армий "Юг" и часть сил группы "Ф" насчитывали 51 нем. и венг. дивизию и 2 бригады (в т. ч. 13 танк, и моторизованных дивизий и 1 бригаду). Начав 20 дек. наступление, сов. войска прорвали оборону противника севернее и юго-западнее Будапешта и развивая успех, 26 дек. завершили окружение будапештской группировки. Чтобы избежать излишних жертв среди населения и разрушения города, сов. командование направило 29 дек. окружённому гарнизону ультиматум о капитуляции, но фаш. командование приказало расстрелять сов. парламентёров. После этого начались ожесточённые бои по ликвидации 188-тыс. гарнизона, к-рые продолжались в течение янв. и 1-й пол. февр. 1945. В ходе Б. о. в янв. 1945 войска 3-го Укр. фронта, усиленные частями и соединениями из 2-го Укр. фронта, отразили 3 сильных контрудара нем. фаш. войск, пытавшихся деблокировать окружённую в Будапеште группировку. Этим объясняется затяжка боёв за Будапешт. В боях за Будапешт вместе с сов. войсками отважно сражался венг. добровольный Будайский полк под команд. О. Варихази. 13 февр. сов. войска полностью очистили столицу Венгрии от противника, 138 тыс. солдат и офицеров было взято в плен. Успешное завершение Б. о. резко изменило всю стратегич. обстановку на юж. крыле сов. -герм, фронта и позволило развить глубокий охват всего юж. фланга нем. фаш. войск. Была создана угроза коммуникациям балканской группировки противника, к-рый был вынужден ускорить отвод своих войск из Югославии. Войска 2-го и 3-го Укр. фронтов полу чили возможность развивать действия в Чехословакии и на венском направлении. Освобождение сов. войсками Венгрии сорвало планы реакц. кругов США и Великобритании сохранить в Венгрии бурж. строй и открыло перед венг. народом путь к подлинной демократии и возможность самому решать вопрос об обществ, строе. Лит.: История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 - 1945, т. 4, М., 1962; Будапешт - Вена - Прага, М., 1965; Минасян М., Освобождение народов Юго-Восточной Европы, М., 1967; Малахов М. М., Освобождение Венгрии и Восточной Австрии, М., 1965. М. М. Малахов.

БУДАПЕШТСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Лоранда Этвеша, крупнейшее высшее уч. заведение Венгрии. Осн. в 1635 архиепископом Петером Пазма-нем как духовный ун-т в г. Тырнавия на базе иезуитского коллегиума, существовавшего с 1561. С 1773 Б. у. стал светским уч. заведением. В 1777 был переведён в Буду, а в 1784 - в Пешт. Большое развитие университет получил после установления социалистич. строя в Венгрии. В 1948 в университете был организован факультет естественноматематич. наук. В 1950 католич. теологич. ф-т был отделён от университета. При университете создан ряд науч. ин-тов. С 1949 Б. у. носит имя выдающегося венг. учёного-физика Л. Этвеша (1848-1919), к-рый учился и преподавал в нём. В 1969170 уч. г. в Б. у. было 3 ф-та: политич. наук и права, естественноматематич. наук, гуманитарных наук. В 1969170 уч. г. в ун-те обучалось ок. 8 тыс. студентов, работало св. 800 преподавателей. При ун-те имеются: ботанич. сад, биолого-эксперимент, станция. Библиотека университета (осн. 1635) насчитывала (1969) св. 1,2 млн. тт. В. 3. Клепиков.

БУДДА (санскр. Буддха, букв. - просветлённый), в буддийской религии существо, достигшее наивысшей святости. В буддийском пантеоне насчитывается множество будд. В более узком значении Б. - эпитет Сиддхартхи Гаутамы, являющегося, согласно буддийской традиции, основателем буддизма и жившего с 623 по 544 до н. э. или на 60 лет позже. Буддийские предания рассказывают о том, что он происходил из царской семьи в роде Готамы (отсюда его родовое имя - Гаутама), из племени шакьев, обитавшего в Сев. Индии на юж. границе еовр. Непала (отсюда одно из его прозвищ Шакья-Муни - отшельник из шакьев). В возрасте 29 лет Б. оставил семью и дом отца и после 7-летних скитаний, аскетич. подвигов и размышлений стал проповедником нового учения. См. ст. Буддизм и лит. при ней. г. ф. Ильин.

БУДДЕ Евгений Фёдорович [13(25). 12. 1859, дер. Георгиевка Елизаветградского у. Херсонской губ.,-1929, Казань], русский языковед, чл. -корр. АН (1916). Проф. Казанского ун-та (с 1894). Занимался гл. обр. проблемами диалектологии и истории рус. лит. языка. Соч. : К диалектологии великорусских наречий. Исследование особенностей рязанского говора, Варшава, 1892; К истории великорусских говоров. Опыт историкосравнительного исследования народного говора в Касимовском уезде Рязанской губернии, Казань, 1896; Лекции по истории русского языка, 2 изд., Казань, 1913; Основы синтаксиса русского языка, Казань, 1913.

БУДДИЗМ, одна из трёх мировых религий наряду с христианством и исламом. Б. возник в древней Индии в 6- 5 вв. до н. э. и в ходе своего развития разделился на ряд религиознофилософских школ. Основателем Б. считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т. е. пробуждённого, просветлённого. Б. появился в период, когда Индия, представлявшая собой конгломерат мелких монархия, гос-в (деспотий) и родоплеменных союзов, переживала процесс формирования единого гос-ва, закончившийся образованием в 4 в. до н. э. империи Маурьев. Происходило крушение сложившихся жизненных устоев, обострение противоречий между социальными группами, кастами, к-рые осложнялись пестротой этнич. состава населения. Кризисное состояние вызывало стремление к выходу из него, хотя бы в сфере нереального. Б. был ответом на эти искания. Явившись реакцией на брахманистскую религию и став в оппозицию к освящаемому брахманизмом кастовому строю, провозгласив равенство всех вне зависимости от касты, сословия, Б. универсальностью предложенного им пути к "спасению" приобрёл в период своего возникновения широкую популярность. В то же время своей социальной пассивностью, отрешённостью от конкретноисторич. ситуации Б. оказался приемлемым и для господствующих в обществе сил. Уже в первые столетия своего существования Б. разделился на 18 сект, разногласия между к-рыми вызвали созыв соборов - в Раджагрихе (ок. 477 до н. э. ), в Вайшали (ок. 367 до н. э. ), в Паталипутре (3 в. до н. э. ) и в Кашмире (2 в. н. э. ). Важнейшим событием в истории Б. было образование в период деятельности 2-го собора секты махасангхиков (сторонников "большой общины"), знаменовавшее начало раскола Б., к-рый привёл в нач. н. э. к разделению его на 2 крупнейшие ветви: хинаяну ("малая колесница", или "узкий путь") и махаяну ("большая колесница", или "великий путь"). В течение 1-5 вв. окончательно сформировались главные религиознофилос. школы Б. : в хинаяне - вайбхашики и саутрантики, в махаяне - йогачары, или виджняновадины, и мадхьямики. Сторонники хинаяны называют своё направление тхеравада Б. (букв. - учение старейших). Время расцвета Б. в Индии - сер. 1-го тыс. до н. э. - нач. 1-го тыс. н. э. Конец этого периода, совпавший с развитием индуизма; ознаменовался в истории Б. определённым стиранием его специфичности и сближением с индуизмом. Растворившись к 12 в. в индуизме на своей родине, Б. не исчез; проповедуемый монахами-миссионерами, в частности посланцами императора Ашоки (3 в. до н. э. ) - деятельного приверженца Б., он распространился по всей Юго-Вост. и Центр. Азии, захватив отчасти Ср. Азию и Сибирь. (В период с 3 в. до н. э. до сер. 1-го тыс. н. э. Б. утвердился на Цейлоне, в Индонезии и Индокитае; в первые века н. э. Б. начал проникать в Китай, Тибет, в 4-6 вв. - в Корею, Японию, в 16- 17 вв. - в Монголию, в 18 в. - в Бурятию. ) В юго-вост. странах утвердилась хинаяна, получившая назв. юж. Б. ; в северных - махаяна, ставшая известной под именем сев. Б. Уже в Индии махаяна испытала заметное влияние брахманизма и индуизма {веданты, и йоги). Столкнувшись же с условиями и культами сев. стран, махаяна дала начало различным течениям, переплетающимся с даосизмом в Китае, синтоизмом в Японии, местными натуралистическими верованиями в Тибете и т. д. В своём внутр. развитии разбившись на ряд сект, сев. Б. образовал, в частности, секту дзэн (возникла в 5 в. в Китае, кит. чань; в наст, время более всего распространена в Японии). В 5 в. появляется особое направление Б. - ваджраяна, параллельное индуистскому тантризму, под влиянием к-рого возникло новое направление Б. - ламаизм. Будучи исключительно восприимчивым к разнообразным идеологич. комплексам, Б., однако, сохранял неизменными свои центральные положения, превращая заимствования в составляющие своего учения, культа и мифологии. Религ. -филос. лит-pa Б. обширна и включает соч. на пали, санскрите, гибридном санскрите, сингальском, тибетском, бирманском, кхмерском, кит., япон. и др. языках. Большая часть хинаянской лит-ры входит в т. н. палийский канон-"Типитаку" (букв. "Три корзины"). Из неканонич. соч. школ хинаяны наибольшее значение имеют "Милинда-паньха", а также "Абхидхармакоша" Васубандху. К махаянской лит-ре, включавшей в санскритском переводе большую часть хинаянского канона, относятся, наряду с т. н. осн. махаянскими сутрами, такие источники, как "Махавасту", "Дивьявадана" ("Собрание божественных авадан"), "Лалитавистара", соч. Ашвагхоши (наиболее важное "Буддхачарита"), Арьяшуры ("Джатакамала", или "Гирлянда джатак"), Шантидевы и др. Умозрит. философия махаяны представлена множеством соч., из к-рых наиболее значительны соч. Нагарджуны ("Мадхьямикакарика") и Асанги. Все произв. махаянского и большая часть хинаянского канонов были переведены с санскрита (а иногда непосредственно с пали) на кит., затем и на тибет. яз. В Тибете эти переводы наряду со мн. оригинальными текстами составили два многотомных собрания - "Ганджур" и "Данджур". Особенностью буддийского учения является его практич. направленность. С самого начала Б. выступил не только против особого значения внешних форм религ. жизни, в частности ритуальности, но и против абстрактных спекуляций, характерных для концепций брахманизма, и выдвинул в качестве центральной проблему бытия личности. Осн. содержание буддийских книг - практич. доктрина "спасения", или "освобождения". Она изложена в учении о "четырёх благородных истинах": существует страдание, причина страдания, состояние освобождения от страдания, путь, ведущий к освобождению от страдания; короче - существует страдание и освобождение от страдания. С одной стороны, страдание и освобождение предстают как исключительно субъективное состояние, с другой стороны (особенно в системах развитых школ Б. )- как некая "реальность", имеющая и объективную (космическую) основу. Статуя Будды из Гандхары. 1 в. до н. э. Берлинский музей. Подчеркнув в качестве исходного положения, что вообще бытие - это страдание, Б. определяет страдание прежде всего не как переживание какого-то конкретного состояния, а как ожидание этого состояния, ожидание реального страдания, более того - ожидание эффектов самого этого ожидания: ощущений страха, тревоги и пр. Т. е. страдание в Б. выступает как состояние бесконечного беспокойства, как состояние общей нелёгкости, напряжённости, неудовлетворённости. В этом смысле страдание оказывается эквивалентом желания, которое считается в Б. психологич. причиной страдания. Буддийское представление о бытии как страдании усугубляется тем, что Б. принимает концепцию бесконечности перерождений (сансара). Смерть в Б., таким образом, не кара, не трагедия и не освобождение, а переход к новой жизни и поэтому - к новым страданиям. В основе интерпретации страдания как космич. реальности лежит представление о жизнедеятельности личности в связи с внеш. миром, в частности о психофизич. элементах этой жизнедеятельности, называемых дхармами. Дхармы вспыхивают, исчезают и появляются вновь, т. е. находятся в постоянном волнении, вызывая своей неустойчивостью ощущение страдания. Это вечное вспыхивание и исчезновение часто уподобляется в буддийской лит-ре горению пламени светильника с характерным для Б. подчёркиванием становления вместо ставшего, процесса - вместо субстанции. Следствием признания существования дхарм является отрицание Б. души как неизменной духовной сущности и отождествление человеческого "я" с совокупным функционированием пяти наборов дхарм, т. н. скандх: чувственное бытие организма в целом, эмоции, представления, кармические волевые импульсы (см. Карма) и сознание. Б. исходит из того, что цель неотделима от средства её осуществления. Поэтому в Б. освобождение прежде всего выражено в категориях пути, т. е. предстаёт как "правильное поведение" и "правильное знание". В Б. нет жёсткого канона поведения и по существу отрицается значение любой внеш. формы поведения. Особенно это положение подчёркнуто, напр., в раннем Б., дзэн и др. В нравств. плане это означает признание разнообразия и относительности нравств. норм, уравнение нравственнопротивоположных действий, отсутствие понятий ответственности и вины как чего-то абсолютного. Гл. чертами буддийской нравственности в её внешнем выражении являются терпимость, "текучесть"; это - мораль, всем равно помогающая и одновременно всем далёкая. В основе буддийской концепции поведения лежит сознание внутр. отдалённости субъекта всему, что его окружает. Б. считает удовольствие и добро не только равно необходимыми, но и равно не необходимыми (что отчасти выражено Б. в доктрине т. н. среднего пути, одинаково отвергающего погружение в чувств, удовольствия и умерщвление плоти). Его идеалом является человек, настолько занятый изменением своего внутреннего, психического бытия, что при этом не обязательно устранение обычных жизненных целей. Буддийский идеал поведения органически связан с представлением об истинном знании, гл. чертой которого является отсутствие направленности вовне (при общей отзывчивости на всё) и созерцание внутр. бытия. Одним из осн. средств преобразования психики и психофизиологии личности на пути к самоуглублению выступает практика буддийской йоги (дхьяны). Состояние совершенной несвязанности внешним и самоуглублённости есть освобождение, или нирвана В текстах развитого Б. это состояние означает прекращение жизнедеятельности личности, остановку волнения дхарм, переход их из состояния бытия проявленного в состояние непроявленного, истинного бытия. Утверждая, что нирвана есть определённое психич. состояние субъекта, Б., в отличие от многих инд. религ. и филос. систем, отрицает потусторонность освобождения от "этого мира". Нирвана выступает вместе с тем как своеобразный абсолют, причём в филос. аспекте абсолют в Б. описывается как шуньята (букв. - пустота), в религиозном - как дхармакая (органич. общность всего существующего), понимаемая как космич. тело Будды. По существу Б. утверждает лишь бытие психологич. процесса. Поскольку мир оказывается вовлечённым в "я" (не существует противопоставления "я" и мира), для Б. в строгом смысле не существует и противопоставления субъекта и объекта, духа и материи. Творч. началом, конечной причиной бытия выступает волевое решение "я", понимаемого как некая духовнотелесная целостность. (Даже ваджараяна, кажущаяся наиболее далёкой от осн. положений Б. и представляющая собой особую систему йогич. практики созерцания, в к-рую в качестве важнейшей части включён эзотерич. ритуал, служащий средством концентрации "духовной силы", основана на общем принципе Б. - утверждении особых потенциальных сил, таящихся в целостности духовнотелесного бытия человека. ) Филос. позицию Б. можно охарактеризовать как субъективноидеалистическую, однако внеш. мир при этом включён в субъект не только как факт сознания, но и как нечто реально существующее, хотя и не отчленённое от субъекта. Из неабсолютной значимости для Б. всего существующего безотносительно к субъекту следует вывод о неабсолютности божества. В Б. нет надобности в боге как творце, спасителе и проч., т. е. вообще как в безусловно верховном существе. И, наоборот, остаётся возможность признания "не высших" божеств. В буддийской концепции нет дуализма божественного и небожественного, бога и творения, бога и мира. Бог как высшее существо имманентен (внутренне присущ) достигшему освобождения человеку, что по существу означает тождественность человека богу. Направления и школы в Б. подчёркивают те или иные его отд. тенденции. В хинаяне учение о личном спасении принимает форму проповеди преим. личного совершенствования (идеал архата, т. е. лица, "достигшего освобождения"). Махаяна отвергла изолированное стремление только к личному освобождению. Вместо идеала архата она выдвинула идеал бодхисаттвы (букв, "тот, чья сущность - просветление")- существа, отказавшегося от перехода в нирвану во имя спасения всех других существ. В ходе своего развития Б. пришёл к признанию необходимости внеш. форм религ. жизни. Постепенно развивается сложный культ почитания Будды и различных бодхисаттв, непосредств. п