БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

. изыскания в Египте и Нубии, издал в англ, переводе полный свод др. -егип. историч. документов ("Ancient records of Egypt", v. 1-5, Chi., 1906-07). Историч. воззрения Б. носили идеалистич. и модернистский характер. Др. -егип. государство он считал феодальным, классовую борьбу игнорировал. С о ч. в рус. пер. : История Египта с древнейших времен до персидского завоевания, т. 1 - 2, М., 1915.

БРЭТИАНУ, Братиану (Bratianu), румынские политич. деятели, происходившие ииз одной семьи. Наиболее известны: Ион Б. (2. 6. 1821, Питешти,- 16. 5. 1891, Флорика), сын валашского помещика. Был участником Революции 1848 в Валахии, затем эмигрировал во Францию. Вернувшись на родину, включился в движение за объединение дунайских княжеств Валахии и Молдовы. Участвовал в заговоре, приведшем к свержению кн. А. Кузы. Один из основателей Националлиберальной партии (оформилась в 1875). В 1876-88 (с перерывом в 1881) пред. Совета Министров Румынии. 4 апр. 1877 пр-во Б. заключило Русскорумынское соглашение 1877 и 9 мая 1877 провозгласило независимость рум. гос-ва от Турции. В 1883 пр-во Б. объявило о присоединении Румынии к Тройственному союзу 1882. Ион Б. (20. 8. 1864, Флорика,- 24. 11. 1927, Бухарест), сын предыдущего. Был мин. обществ. работ (1897-99), иностр. дел (1901-04), внутр. дел (1907-09). Вместе с ген. Авереску руководил подавлением крестьянского восстания 1907 в Румынии. С 1909 лидер Националлиберальной партии. В 1908-10, 1914-19 (с перерывом в 1918), 1922-26, 1927 пред. Совета Министров. 4 (17) авг. 1916 подписал соглашение о вступлении Румынии в войну на стороне Антанты. В 1918 один из организаторов захвата Сов. Бессарабии, а в 1919 - интервенции против Венг. сов. республики. В 1924 пр-во Б. объявило компартию Румынии вне закона, жестоко расправилось с участниками Татарбунарского восстания 1924. Константин (Дину) Б. (13. 1. 1866, Флорика,- 1950), брат предыдущего. С 1934 пред. Националлиберальной партии, находившейся у власти в 1933-37. Способствовал фашизации страны и вовлечению её в войну против СССР на стороне фаш. Германии. После нар. вооруж. восстания 23 авг. 1944 входил в состав правительств Санатеску и Радеску в качестве мин. без портфеля. В 1946 сошёл с политической арены.

БРЮГГЕ (флам. Brugge, букв. - мост; франц. Bruges), город в Бельгии. Адм. ц. провинции Зап. Фландрия. 51,3 тыс. жит. (1969). Морской порт (аванпорты на Северном м. - Зебрюгге и Остенде), узел су дох. каналов: Б. - Зебрюгге, Б. - Остенде, Б. - Гент. Металлообр., судорем., текст., пищ. промышленность; старинное производство кружев. Центр туризма. Город упоминается с 7 в., приобрёл значение ср. -век. города с 10 в. С конца 11 в. - резиденция графов Фландрских. В 11-13 вв. Б., расположенный на скрещении важных торг, путей, стал одним из крупнейших в Европе центров цехового ремесла (сукноделие на англ, шерсти) и междунар. торговли, а позднее также междунар. кредитных операций. С сер. 13-14 вв. торговля Б. перешла в руки иностр. купечества. В Б. находилась самая крупная фактория нем. Ганзы. В острой политич. борьбе, происходившей в ср. -век. Фландрии, Б. принадлежала нередко решающая роль ("Брюггская заутреня*, 1302, участие цехов Б. в битве при Куртре, 1302, и др. ). Борьба цехов и патрициата шла с переменным успехом (победа цехов в 1302, их поражение в 1328). С 15 в., с началом развития во Фландрии капиталистич. отношений, Б., сохранивший в основном феод, формы произ-ва, потерял прежнее экономич. и политич. значение. Архит. своеобразие Б. ("Сев. Венеции") обусловлено искусственно сохраняемым ср. -век. обликом города, старинными узкими домами, готич. зданиями, церквами и башнями в сочетании с большим количеством каналов (из которых поднимаются стены домов) и горбатыми мостами. На гл. площади Гротемаркт - Суконные ряды (1248-1364) с гор. башней (1283-1482), на пл. Бург - ратуша (1376-1421) и капелла Святой крови (ок. 1480). Среди церквей - собор Синт-Салватор (12-18 вв. ), Онзеливе-Врауэкерк (1210-1549; с "Мадонной" Микеланджело и бронзовыми гробницами Марии Бургундской и Карла Смелого, 16 в. ). В Суконных рядах, доме Грутхусе (1420-70), приюте Поттери (1276) - музеи нидерл. иск-ва, в зале капитула (1685), госпиталя Синт-Янс - музей X. Мемлинга, в Муниципальной художеств, гал. - ценное собрание нидерл. живописи. Лит.: Пиренн А., Средневековые города Бельгии, пер. с франц., М., 1937; Luуkx Th., Broeckx J. L., Brugge, Antw., 1943. М. А. Брынцева. У. Г. Брэгг. У. Л. Брэгг. В. Я. Брюсов. Ф. Брэнгвин. "Постройка корабля". Офорт. 1912.

БРЮГГЕ-КАНАЛ, Брюгге-3ебрюгге канал (Brugge-Seebrugge Canal), морской канал в Бельгии, от г. Брюгге к порту Зебрюгге на берегу Северного моря. Открывает городу Брюгге прямой путь к морю. Сооружён в 1895. Дл. 12 км. Главные грузы: строительные материалы, лес, уголь. Грузооборот 6,7 млн. т-км. Соединён с каналом Брюгге - Гент.

"БРЮГГСКАЯ ЗАУТРЕНЯ" (1302), восстание, поднятое в ночь с 17 на 18 мая ремесленниками г. Брюгге во главе с ткачом П. Конинком против французов, подчинивших Фландрию (1300), и против гор. патрициата. Положило начало всеобщему восстанию фландрских городов, окончившемуся их врем, победой (битва при Куртре, 1302). Лит.: Пиренн А., Средневековые города Бельгии, пер. с франц., М., 1937, гл. 2.

БPЮКВA (Brassica napus rapifera), двулетнее растение рода капуста сем. крестоцветных. В год посева развивается розетка листьев и крупный мясистый корень (корнеплод); на 2-й год - цветоносный стебель. Плод - многосемянный стручок. Семена чёрные, мелкие, шаровидной формы. В зависимости от сорта форма корнеплодов округлая, овальная, округло-овальная, плоскоокруглая, округло-конусовидная или цилиндрическая; окраска кожицы жёлтая или жёлто-белая; мякоть жёлтая или белая. Распространена в Европе, Сев. Америке, Сев. Африке. Культивируют Б. кормовую и столовую. В СССР возделывают преим. в нечернозёмной полосе Европ. части. Продолжительность вегетации 120-130 сут. Выдерживает осенние и весенние заморозки до 6-8°С. Наиболее пригодны суглинистые почвы, богатые органич. веществами; может давать хорошие урожаи и на глинистых почвах, осушенных болотах или торфяниках. В севообороте размещают после озимых, бобовых и пропашных культур. Почву готовят так же, как под др. корнеплоды и картофель. Высевают одновременно с ранними зерновыми культурами квадратногнездовым (60 X 60 см) или широкорядным (междурядья 60 см) способами. Норма высева при квадратногнездовом посеве 1,0- 1,5 кг/га, при широкорядном 3-4 кг/га. Глубина заделки семян 1,5-2,5 см. Убирают Б. во 2-й пол. сентября - нач. октября свеклоуборочными машинами. Урожай корнеплодов 500-600 ц/га. Ботву силосуют или скармливают скоту в свежем виде, а корнеплоды укладывают на зимнее хранение в хранилища, траншеи или бурты. Химич. состав корнеплодов (%): воды 87,8, протеина 1,2, жира 0,2, клетчатки 1,3, безазотистых экстрактивных веществ 8,8, золы 0,7. В 100 кг корма 13,0 кормовых единиц и 0,9 кг переваримого протеина. В СССР районированы сорта Б. : кормовые - Вышегородская местная, Вышегородская улучшенная, Дотнувос балтеи, Шведская, Гофманская, Красносельская местная, Сибирская кормовая, Куузику и Псковская местная; столовые - Красносельская местная и Дзелтение аболу местная. Лит. :Харченко В. А., Вытчиков А. И., Кормовые корнеплоды, 11 изд., М., 1951; Справочник по кормопроизводству, М., 1961. П. И. Богданов.

БРЮКВЕННИЦА (Pieris napi), бабочка семейства белянок. Встречается в лесной зоне Сев. полушария. Гусеницы Б. питаются преимущественно дикими видами растений семейства крестоцветных. Вред, наносимый Б. культурным крестоцветным (капусте, брюкве и другим), незначителен.

БРЮККЕ (Brflcke) Эрнст (6. 6. 181S Берлин,- 7. 1. 1892, Вена), немецкий ф! зиолог, проф. Кёнигсбергского (с 184^ и Венского (с 1849) ун-тов. Образована получил в Берлинском и Гейдельбер ском университетах. Основные труды в анатомии и физиологии органов зренш пищеварения, физиологии кровообр; щения и нервномышечной физиологи! Особое значение имеют труды Б. г физиологии речи. Соч. : Vorlesungen uber Physiologi 2 Aufl., Bd 1 - 2, W., 1875; в рус. пер,- Yqei ник физиологии, т. 1- 2, СПБ, 1876.

БРЮКНЕР (Bruckner) Александр (29. : 1856, Тарнополь,- 24. 5. 1939, Берлин польский языковед и литературове, Учился в Львовском и Берлинском ун-та: Проф. Берлинского ун-та (1881-1924 Член Польской (1888), Петербургскс (1890), Пражской и Белградской АН. А тор исследований по истории польско] языка и литературы. Главный труд "Этимологический словарь польского языка" (1927), имеющий широкую известность. Соч. : Die slavischen Fremdworter im L tauischen, Weimar, 1877 (Litu - slaviscl Studien, Tl 1); Zasady etymologii slowiari kiej, Krakow, 1917; Slownik etymologiczi jezyka polskiego, 2 wyd., Warsz., 1957; G schichte der alteren polnischen Schriftsprach Lpz., 1922; Dzieje kultury polskiej, 3 wye t. 1-3, Warsz., 1957-58.

БРЮКНЕР (Bruckner) Эдуард; ci Э. Брикнер.

БРЮЛЛОВ Александр Павлович [29. 1 (10. 12). 1798, Петербург,- 9(21). 1. 187 там же], русский архитектор, рисовальщик, акварелист. Представитель позднего классицизма. Брат К. П. Брюллов. Учился у отца - мастера декоративной резьбы, затем в петерб. АХ (1810-21) А. А. Михайлова 2-го. Изучал архитектуру в Италии (1822-26) и Франции (до 1830). Преподавал в АХ (1831-7 с 1831-академик и профессор). Построил в Петербурге Михайловой театр (1831-33) издание штаба гвар. корпуса (1837-43), Пулковскую обсерваторию близ Петербурга (1834-39 используя традиц. формы рус. классицизма. В ряде работ Б. отходит от класицизма в сторону готич. и др. стилизаций (церковь в Парголове, 1831; лютеранская церковь на Невском проспекте в Петербурге, 1833-38). Создал ряд изысканных, но суховатых по исполнению акварелей - портреты Е. П. Бакунине А. П. Брюллов. Здание бывшего штаба гвардейского корпуса в Ленинграде. 1837 - 43. Брюгге. Вид на канал (Росенхудкай) и городскую башню (1283 - 1482). Брюква: 1 - верхняя часть цветущего растения и лист; 2 - стручок; 3 - кормовой корнеплод; 4 - столовый корнеплод. Брюквенница. (1830-32, Третьяков, гал. ), А. А. Перовского (1834, Всесоюзный музей А. С. Пушкина, г. Пушкин). Лит.: О л ь Г. А., Архитектор Брюллов, Л. - М., 1955.

БРЮЛЛОВ Карл Павлович [12 (23). 12. 1799, Петербург,-11(23). 6. 1852, Марчано, близ Рима], русский живописец. Сын резчика по дереву. Учился в петерб. АХ (1809-21) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. В 1823-35 работал в Италии, в 1835 вернулся в Петербург, с 1836 профессор петерб. АХ. В 1849 жил на о. Мадейра, с 1850 - вновь в Италии. Не удовлетворяясь академич. воспитанием в духе эстетич. принципов классицизма, Б. стремился к реалистич. обновлению рус. живописи, причём эти устремления проникнуты характерным для его времени романтич. мироощущением. Иск-во Б. отмечено взволнованным утверждением ярких и сильных эмоций, чувственнопластич. красоты человека, страстных порывов и драматич. столкновений. Уже ранние картины Б. ("Итальянский полдень", 1827, Рус. музей, Ленинград; "Вирсавия", 1832, Третьяков, гал. ) показывают попытки художника отойти от условности академич. иск-ва, добиться естественности и чувств, обаяния в изображениях обнажённого тела, большей правдивости и богатства в эффектах дневного освещения, изученных на натуре. Осн. произв. Б. - картина "Последний день Помпеи" (1830-33, Рус. музей) - изображает гибель города при извержении Везувия. Показывая своих героев прекрасными, полными благородства людьми, Б. подчёркивает трагичность их неминуемой гибели, бессилия перед стихией. В замысле картины косвенно отразилась атмосфера ист. конфликтов, создавшаяся в Европе в годы жестокого подавления освободит, движений. В картине ещё много традиц. черт академич. классицизма (идеальность типов, условное построение групп), романтич. театральных эффектов, но она знаменует важный этап в развитии рус. ист. живописи благодаря стремлению Б. к психологич. правде и ист. достоверности (изучение археол. и документ, материалов), смелой попытке представить многообразные переживания массы людей в момент грозного бедствия. Позднейшие замыслы больших ист. композиций (в т. ч. попытка создать нар. эпопею в картине "Осада Пскова", 1839-43, Третьяков, гал. ), как правило, не получали завершённого воплощения. Блестящее композиц. и декоративное мастерство Б. раскрылось в его эффектных парадных портретах (представляющих обычно человека в рост в пейзаже или богато убранном интерьере), полных радости жизни, романтич. приподнятости чувства, сверкания полнозвучных красок ("Всадница" - портрет Джованнины Пачини, 1832, и портрет В. А. Перовского, 1837,- в Третьяков, гал. ; портрет Ю. П. Самойловой с Амацилией Пачини, ок. 1839, Рус. музей). Более интимные, строгие и сдержанные портреты представителей интеллигенции (Н. В. Кукольника, 1836, И. А. Крылова, 1839, А. Н. Струговщикова, 1840, автопортрет, 1848, М. Ланчи, 1851,- в Третьяков, гал. ) принадлежат к крупным достижениям рус. реалистич. портрета; они проникнуты стремлением раскрыть сложность характера человека, напряжённость, а подчас и обществ, значимость его интеллектуальной жизни. Б. был замечат. мастером акварели и рисунка, где добивался нередко большой непосредственности наблюдения, динамичности штриха, живописности впечатления (жанровые итал. зарисовки; пейзажи и наброски, выполн. во время поездки в Грецию и Турцию, 1835). Ряд работ Б. не свободен от внешней красивости и мелодраматизма, усвоенных брюлловской школой. Лит.: Раков а М. М., Брюллов-портретист, М., 1956; К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников..., 2 изд., М., 1961; Ацаркина Э., К. П. Брюллов, М., 1963. В. М. Датунов. Илл. см. на вклейке к стр. 9.

БРЮЛЛОВСКАЯ ШКОЛА, группа художников - учеников и последователей К. П. Брюллова. С Б. ш. обычно связывают большинство учеников Брюллова, к-рые усвоили внешние и идиллич. черты его романтич. исканий, поверхностно восприняли его живописную манеру или прямо подражали ей, заимствовали характерные для Брюллова типы и сюжеты. Наиболее известны Я. Ф. Капков, выступавший с картинами т. н. академич. жанра ("Невеста", 1851), П. Н. Орлов, автор салонных портретов и идеализированных сцен итал. нар. жизни ("Октябрьский праздник в Риме", 1851), А. В. Тыранов (портрет И. К. Айвазовского, 1841; все перечнел. произв. - в Третьяков, гал. ), А. М. Максимов, писавший гл. обр. иконы. К Б. ш. обычно относят и Т. Г. Шевченко, к-рый, испытав в начале творч. пути сильное влияние К. П. Брюллова, в дальнейшем, однако, пошёл самостоятельным путём. Лит. см. при ст. Брюллов К. П.

БРЮМЕР (франц. brumaire, от brume - туман), 2-й месяц года по франц. респ. календарю, принятому Конвентом и действовавшему с 5 окт. 1793 до 1 янв. 1806. Соответствовал времени с 22- 23 окт. до 20-21 ноября.

БРЮН (Brunhes) Жан (25. 10. 1869, Тулуза, - 25. 8. 1930, Булоньсюр-Сен), французский географ. Окончил ун-т в Париже (1892). Преподавал в ун-тах Фрибура и Лозанны (Швейцария); проф. Коллеж де Франс (после 1912). Один из первых теоретиков французской школы * географии человека*. Создатель серии географич. учебников (Collection de J. Bruhnes) и монографии о Франции. Соч. : La geographic humaine, 4 ed., t. 1-3, P., 1934; Geographic humaine de la France, t. 1-2, P.. 1920-26.

БРЮНЕТЬЕР (Brunetiere) Фердинанд (19. 7. 1849, Тулон,-9. 12. 1906, Париж), французский критик, историк и теоретик литературы. Приверженец монархии и католицизма. Вслед за И. Тэном пытался перенести на историю лит-ры методы естеств. наук, в частности теорию Ч. Дарвина ("Эволюция жанров в истории литературы", 1890, и др. ). Позднее, в 90-е гг., Б. перешёл на откровенно идеалистич. позиции, объясняя лит. процесс влиянием одного произв. на другое и усматривая в художеств, устремлениях творч. личности гл. причину смены лит. направлений и эстетич. вкусов: "Руководство по истории французской литературы" (1898), "История французской литературы классического периода" (т. 1-2, 1904-12). Поклонник франц. классицизма 17 в., Б. рассматривал последующие лит. течения (натурализм и др. ) как явления художеств, упадка. Соч. : Etudes critiques sur 1'histoire de la litterature franchise, v. 1-9, P., 1880 - 1925; Questions de critique, 2 ed., P., 1889; врус. пер. - Отличительный характер французской литературы, Одесса, 1893; Европейская литература XIX в., М., 1900. Лит.: Арсеньев К. К., Новая французская критика, "Вестник Европы", 1887, № 6; История французской литературы, т. 3, М., 1959; Сurtius E. R.,F. Brunetiere..., Stras., 1914. В. Я. Бахмутский.

БРЮНИНГ(Bruning) Генрих (26. 11. 1885, Мюнстер,-30. 3. 1970), немецкий политич. деятель. В 1920-30 занимал ответств. посты в католич. объединении профсоюзов. В 1924 избран в рейхстаг, с 1929 лидер фракции партии Центра. Был тесно связан с Ватиканом. В марте 1930 - мае 1932 рейхсканцлер. Пр-во Б. широко использовало ст. 48 Веймарской конституции 1919 для проведения чрезвычайных антидемократич. законов, провело декреты о снижении заработной платы рабочим и служащим, о введении новых налогов на трудящихся, преследовало антифаш. рабочие орг-ции и особенно компартию. Политика пр-ва Б. облегчила установление в Германии открытой фаш. диктатуры. В 1934 Б. эмигрировал в США.

БРЮННСКАЯ ПРОГРАММА, программа по нац. вопросу, принятая в сент. 1899 на съезде Объединённой социал-демократич. партии Австрии в Брюнне (Брно). Явилась первой в истории социалистич. партий попыткой дать сведённые воедино программные требования в этой области. На съезде был отклонён представленный южнославянской орг-цией проект программы культурно-национальной автономии и утверждён с незначит. изменениями проект Центрального комитета с. -д. партии, выдвигавший на первый план нац. самоуправление по территориальному признаку. Б. п. предусматривала создание вместо существовавших историч. коронных земель Австро-Венгрии национальноотграниченных самоуправляющихся областей и одновременно объединение их в авт. экстерриториальные союзы. Таким образом, Б. п. представляла собой компромисс между требованием территориальной автономии и требованием культурнонац. автономии. В. И. Ленин считал уступку в Б. п. идее культурнонац. автономии ошибкой, отходом от интернационализма, открывающим путь для проникновения в партию реформистской и националистич. идеологии. При этом Ленин решительно протестовал и против попыток бундовцев, меньшевиков и др. изобразить Б. п. прямым провозглашением принципа культурнонац. автономии и ссылаться на неё в подкрепление своей оппортунистич. платформы по нац.