БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ведения в Сан-Паулу, Белу-Оризонти, Порту-Алегри, Салвадоре, Ресифи и др. В Б. работают музыковеды: Р. ди Алмейда, Л. Э. ди Азеведу, О. Алваренга и др. В 1950-х гг. созданы Союз музыкантов (добровольная ассоциация музыкантов-профессионалов), об-во "Бразильская музыкальная молодёжь". В 1960 учреждён "Орден музыкантов Б.", объединивший всех музыкантов. Лит.: Эстрела А., Бразильская музыка, в сб.: Бразилия. Экономика. Политика. Культура, М., 1963, с. 351-85; С и к е й р а Ж., Симфоническая музыка Бразилии. "Советская музыка", 1956, № 3; А 1 m e i d a R., Historia da miisica brasileira, 2 ed., Rip de J., 1942; Boletin latino-americano de musica, v. VI, Rio de J., 1946; Correa de Azevedo L. H., Bibliografia musical brasileira, Rio de J., 1952.

XVI. Драматический театр

Первые театр, представления (инсценировки произведений португ. лит-ры и ауто) устраивались миссионерами для обращения индейцев в христианство. Элементы драматич. действия содержались в обрядовых играх афро-браз. культа, т. н. макумбах. В 16 в. в Рио-де-Жанейро было построено первое в стране театр, здание. В 18 в. предпринимались Попытки создать постоянные театры. Ставились пьесы М. Ботелью ди Оливейры, А. Ж. да Силвы, И. Ж. ди Алваренги Пейшоту, К. М. да Косты - представителей браз. классицизма, связанного с движением за нац. независимость. Формирование нац. драматургии после провозглашения независимости (1822) проходило под знаком романтизма: драматурги Д. Ж. Гонсалвис ди Магальяинс, А. Гонсалвис Диас, А. Кастру Алвис и др. Крупнейший драматург 19 в. Л. К. Мартине Пена-автор бытовых комедий, критических по своей направленности. Творчество драматургов Ж. М. ди Аленка-ра, Ж. М. ди Маседу, Ж. Ж. Франсы Жу-ниора, А. Азеведу выражало новые тенденции - отражало современность, обществ. жизнь страны; реалистич. комедии создавал Ж.М. Машаду д'Асис. Видные актёры 19 - нач. 20 вв.- Ж. Каэтану дус Сантуе, А. Пинту, А. Ф. ди Соза Мартине и др. После 1-й мировой войны 1914-18 началось более интенсивное развитие нац. театра, к нач. 20-х гг. создано неск. постоянных драматич. трупп, ставивших наряду с переводной драматургией произв. нац. авторов. Получают известность труппы, возглавляемые видными браз. актёрами И. Фаустой, П. Феррейрой, Ж, Костой, Л. Фроисом, К. Магну, А. Морейрой и др. Подъём нац. театр. культуры особенно характерен для 40-х -нач. 50-х гг. Большую роль в обновлении браз. театра сыграла деятельность театра "Комедианты" (осн. в 1938) под рук. реж. 3. Зембиньского, трупп А. Морино, А. Чели, Дж. Ратто, студенческого театра Пернамбуку. Грубая комедия, т. н. шаншада, занимавшая преобладающее место в репертуаре театр, коллективов, уступила место произв. драматургии, отражающим общественно значимые явления жизни,- пьесам Ж. Камаргу, О. Вианы, Н. Родригиса, Г. Фигейреду и др. В Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу были созданы: Браз. театр комедии, труппы под рук. известных актёров Дулсины -Одилон, А. Гарриду, Т. Карреру, П. Отрана, К. Беккер, С. Кардозу и др.; появились многочисл., т. н. карманные, театры (небольшие залы на 100-300 мест, приспособленные для показа спектаклей).

Среди театр, трупп 60-х гг.- Браз. театр комедии, "Театру ди арена", "Офисина", Университетский театр католич. ун-та, "Опиниан", "Движение народного искусства", "Экспериментальный негритянский театр". Ставятся пьесы браз. драматургов А. Суасуны, Ж. Гуарньери, А. Диаса Гомиса, А. Боала, Ж. Андради, А. Каладу, О. Вианы, переводная драматургия - произведения У. Шекспира, Мольера, А. П. Чехова, М. Горького, а также М. Фриша, А. Миллера, Э. Ол-6и, Б. Уэскера и др. Работают Консерватория драматич. иск-ва, Драматич. школа Мартинса Пены в Рио-де-Жанейро, Школа драматич. иск-ва в Сан-Паулу, театр. уч. заведения в Баие, Порту-Алегри и др.

Лит.: Диас Гомес, Современный театр, в сб.: Бразилия. Экономика. Политика. Культура, М., 1963; S о u s a J. Galante de, О Teatro no Brasil, t. 1 - 2, Rio de J., 196.i; Almeida Prado D., Apresentacao do teatro brasileiro moderno, Sao Paulo, 1956.

XVII. Кино

В 1903 в Б. начался выпуск фильмов нац. произ-ва. В 20-х гг. возникло кино-произ-во в Кампинасе и Ресифи. Выпускались в основном браз. варианты иностр. фильмов. К концу "немого" периода кино, несмотря на появление отд. удачных фильмов ("Жуан из леса", 1923, реж. А. Алвис; "Предел", 1930, реж. М. Пейшоту), браз. кинематография находилась на низком уровне.

В первых звуковых фильмах, гл. обр. муз. комедиях, снимались известные певцы, широко использовались нац. муз. мелодии (самба и др.); сюжеты этих фильмов были связаны с ежегодно устраиваемыми в Б. карнавалами. В 1941 и в 1949 основаны киностудии "Атлантика" (Рио-де-Жанейро) и "Вера-Крус" (Сан-Паулу), где в 1950-1953 работал реж. А. Кавальканти. Под его рук. было выпущено неск. прогрессивных по содержанию фильмов: "Кангасейро" (1953, реж. Л. Баррету), "Барышня" (1953, реж. Т. Пайне и О. Сампаю). В 50-60-х гг. в кино пришли режиссёры, творчество к-рых сформировалось под влиянием итал. неореализма (А. Виани, Р. Сантус и др.). В 1962 создана группа "нового кино" (один из основателей -сценарист Р. Шиндлер), объединяющая прогрессивных браз. кинематографистов. Среди наиболее значит, произведений браз. кино - фильмы "Рио, 40°" (1955), "Иссушенные жизни" (1964; реж. обоих фильмов Н. Перейра дус Сантус), "Барравенто" (1962), "Земля в трансе" (1966; реж. обоих фильмов Г. Роша), "Обет" (1962, реж. А. Дуарти). В кино снимаются актёры: С. Прата (Большой Отелло), Д. Филью, Ж. Валадан, Л. Вилар, Л. Маранван, Н. Бенгел и др.

Лит.: Виани А., Кино и его проблемы, в сб.: Бразилия. Экономика. Политика. Культура, М., 1963; Viany A., Introducao ao cinema brasileiro, Rio de J., 1959; GonzagaA. e Salles Gomes P. E., 70 anos de cinema brasileiro, [Rio de J., 1966].

БРАЗИЛИЯ (Brasilia), город, столица Бразилии. Расположена на Бразильском плоскогорье, на высоте св. 1 тыс. м, на берегу искусств, водохранилища, созданного в устьях рек Риашу-Фунду, Гама, Бананал и Торту. Пл. 15 тыс. га. Нас. 390 тыс. чел. (1968). Зимой ср. темп-ра 19°С, летом 22°С. Осадков ок. 1300мм в год. Ж.-д. станция. Узел автодорог, аэропорт. Б. является лишь адм. центром; пром-сть отсутствует. Здесь находятся резиденция президента и его канцелярии, Нац. конгресс, Верх, суд, министерства. Б. с прилегающей к ней территорией выделена в самостоят, федеральный округ. Управление округом, его налоговая и финанс. системы, порядок назначения должностных лиц относятся, по конституции, к компетенции сената Бразилии. Главой столичной администрации является префект, назначаемый президентом с последующим утверждением сенатом. Префектура Б. состоит из нескольких секретариатов (департаментов): секретариат префекта, финансов, внутренних дел и безопасности, образования и культуры, здравоохранения, транспорта и обществ. работ. Кроме того, существует коллегиальный орган - Муниципальный совет, члены к-рого избираются населением округа. Полиция федерального округа подчиняется префекту.

Эспланада, ведущая к зданию Национального конгресса и к площади Трёх властей.

Строительство города началось в 1957 во исполнение особого пункта Конституции Бразилии 1891 о перенесении столицы из Рио-де-Жанейро в пункт, близкий к географич. центру страны. Офиц. церемония перенесения столицы в Б. состоялась 21 апр. 1960.

Создание Б. явилось смелым градостроит. экспериментом: новизна и своеобразие планировки и застройки города, чёткость организации транспортных потоков сочетаются с нек-рой надуманностью общего архит. замысла. Ген. план Б. (принят в 1957) разработан арх. Л. Кастой. Город в плане напоминает очертания самолёта. В "крыльях" размахом св. 12 км - жилые зоны, разделённые на кварталы с многоквартирными и индивидуальными домами (кварталы объединяются по четыре в микрорайоны с магазинами, школой и церковью); в "фюзеляже", на площадях, спускающихся от вокзала к озеру,- правительств, и обществ. здания (резиденция президента, Нац. конгресс, собор и др.- арх. О. Нимейер и др.), выделяющиеся оригинальностью архит. концепции.

Лит.: Файнберг Л., Новая столица Бразилии, "Советская этнография", 1960, №4; Хайт В., ЯницкийО., Бразилия строит новую столицу, в сб.: Советская архитектура, № 13, М., 1961; Н и м е и е р О., Мой опыт строительства Бразилии, М., 1963; Столицы стран мира. М., 1966; Arnau F., Brasilia. Stuttg., 1961; Staubli W., Brasilia, L., 1966.

БРАЗИЛЬСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (Partido Comunista Brasileiro; БКП), создана на 1-м съезде этой партии, состоявшемся 25-27 марта 1922 в гг. Рио-де-Жанейро и Нитерой. Партия возникла на базе коммунистич. групп, кружков и лиг, зародившихся в осн. пром. центрах Бразилии после Великой Окт. социалистич. революции в России, под непосредств. влиянием её идей. Присоединение БКП к Коммунистическому Интернационалу (1924), налаживание контактов с др. братскими партиями и изучение их опыта содействовали дальнейшему формированию БКП как партии ленинского типа. Ко 2-му съезду (май 1925, Рио-де-Жанейро) партия пришла заметно окрепшей и расширившей свои ряды. Гл. вопросом съезда было дальнейшее расширение рядов партии, создание широкой сети парторганизаций с целью укрепления работы в профсоюзах рабочих и среди крестьян. К моменту проведения 3-го съезда (28 дек. 1928-3 янв. 1929) влияние БКП проявлялось уже в нек-рых органах местного самоуправления. Однако на 3-м съезде возобладали хвостистские настроения, отразившие усиление мелкобурж. влияния в рядах БКП. В сер. 30-х гг. БКП выступила инициатором движения против попыток фашизации Бразилии, в защиту демократич. свобод. Она возглавила Национально-освободительный альянс (НОА) и вспыхнувшие под его руководством восстания (1935), ярко отразившие антифаш. настроения браз. народа. Разгром НОА, массовые аресты коммунистов, полицейская расправа над руководством партии в 1940 ослабили силы партии. Однако партия продолжала в условиях глубокого подполья вести борьбу против фашизации страны, против иностр. порабощения, за агр. революцию и прогресс народа Бразилии. В авг. 1943 в местечке Мантикейра (близ Рио-де-Жанейро) состоялась Нац. конференция БКП. Она сыграла большую роль в организац. укреплении партии и подготовила условия для выхода её из подполья. За время легальной работы в 1945-47 БКП стала массовой партией, в рядах к-рой насчитывалось св. 100 тыс. чл., 73 коммуниста были избраны в 1945 в Федеральное учредит, собрание и в учредит, ассамблеи штатов; Ген. секретарь БКП Л. К. Престес был избран сенатором. Условия "холодной войны", созданные империализмом в 1947, помешали процессу демократич. развития в Бразилии. В 1948 депутаты-коммунисты были лишены мандатов. В последующем на протяжении ряда лет в партии проявлялись субъективизм в оценке внутр. положения Бразилии, элементы догматизма и сектантства, что отразилось в программе партии, принятой на 4-м съезде БКП (7-11 нояб. 1954, г. Сан-Паулу). Устранив после напряжённой идеологич. борьбы ревизионистские тенденции в партии, БКП в 1958, оставаясь юридически нелегальной, вышла на арену легальной деятельности и приступила к энергичному развёртыванию борьбы на всех осн. её участках. 2-6 сент. 1960 в Рио-де-Жанейро состоялся 5-й съезд, принявший Политич. резолюцию, к-рая ориентировала партию на выполнение осн. задач момента: усиление борьбы против империализма и бурж.-латифундистской реакции, расширение демократич. прав и свобод и выполнение неотложных требований трудящихся. 5-й съезд уделил большое внимание работе партии в профсоюзах, среди крестьянства, женщин и молодёжи, борьбе за мир, в защиту Кубинской революции и утвердил новый устав БКП. До 1964 политич. жизнь страны характеризовалась развитием демократич. процесса. Происходило много местных и нац. конгрессов профсоюзов, крест. съездов, конгрессов интеллигенции и студенчества, в ходе к-рых складывалось единство действий широких нар. масс в борьбе за выполнение насущных задач развития страны по демократич. пути. Реакц. переворот в апреле 1964, инспирированный империализмом США и осуществлённый группой крайне правых воен. и гражд. деятелей, воспрепятствовал дальнейшему развитию демократич. процесса в Бразилии. БКП была вынуждена вновь уйти в глубокое подполье и перестраивать свою работу в условиях репрессий против всех демократических сил. В процессе подготовки к 6-му партсъезду БКП была поставлена перед необходимостью преодолевать ультралевацкие тенденции, выразившиеся в стремлении отдельных членов её руководства ревизовать принципиальные положения деятельности партии и навязать ей линию на немедленное развёртывание вооруж. борьбы в стране без учёта конкретных условий и возможностей. В дек. 1967 в глубоком подполье состоялся 6-й съезд БКП. Важнейшим документом съезда явилась Политическая резолюция, в к-рой дан анализ политич. положения в стране и намечены стратегич. и тактич. задачи партии на ближайший период. Тактич. линия партии предполагает использование всех форм борьбы, включая вооружённую, в зависимости от складывающейся конкретной обстановки. Одной из первостепенных задач резолюцией признана необходимость усиления работы по расширению влияния партии в массах. Съезд единодушно подтвердил решение состоявшегося в сент. 1967 пленума ЦК БКП об исключении из партии группы левацких раскольнических элементов, входивших ранее в состав руководства БКП. При всех существующие трудностях БКП выполняет свои задачи, сознавая при этом тот факт, что после запрещения в 1965 политич. партий БКП остаётся единственной организованной политич. силой в стране.

Делегации БКП участвовали в междунар. совещаниях представителей коммунистич. и рабочих партий (Москва, 1957, 1960 и 1969). БКП строится на принципах демократич. централизма. Её высшим органом является съезд. Ген. секретарь ЦК БКП - Л. К. Престес. Центр. орган БКП - ежемесячная газ. "Вое оперария" ("Voz operaria").

Лит.: Р е г е i г а А., Formacao do PCB, [R. de J.], 1962; Р г е s t е s L. С., Em marcha para um Partido Comunista de masas, R. de J., 19-47. Дм. Голубев.

БРАЗИЛЬСКАЯ КОТЛОВИНА, понижение дна в юж. части Атлантич. ок., к 3. от Южно-Атлантич. хр. Протяжённость с С. на Ю. ок. 3000 км. Наиб. глуб. 6537 м. Грунт - красная глина на В. и фораминиферовые илы на 3.

БРАЗИЛЬСКАЯ ПЛАТФОРМА, то же, что Южно-Американская платформа. См. в ст. Южная Америка.

БРАЗИЛЬСКОЕ ДЕРЕВО, название ценной древесины тропич. южноамер. фернамбукового дерева.

БРАЗИЛЬСКОЕ ПЛОСКОГОРЬЕ, плоскогорье, занимающее большую часть востока Юж. Америки от 3 до 35° ю. ш., преим. в Бразилии, юг - в Уругвае, на Ю.-З. его край заходит в Парагвай и Аргентину. Сильно приподнято на В. и Ю.-В. над побережьем Атлантич. ок. (г. Бандейра, 2890 м), полого наклонено на С. к Амазонской низм. и на Ю.-З. к Лаплатской низм.: на С.-З. обрывается к впадине верх. Парагвая.

Б. п. состоит из древних кристаллич. щитов и синеклиз, заполненных осадочными и вулканич. породами (геологич. очерк см. в ст. Бразилия, раздел Природа).

В рельефе щиты выражены преим. цокольными равнинами выс. 250-300 м па С. и 800-900 м в центре с отдельными останцовыми вершинами или глыбовыми массивами до 1350 м (плоскогорье Гояс). Атлантич. щит сильно разбит сбросами и резко обрывается к океану, что придаёт вост. склонам вид горных хребтов - серр (португ. serra) - Серраду-Мар, 1889 м, Серра-да-Мантикейра, 2787 м, и др.; отдельные кристаллич. массивы в жарком и влажном климате приобретают специфич. формы "сахарных голов". Б. п. с С.-В. и В. обрамлено узкими участками Приатлантической низменности. По правобережью р. Сан-Франсиску поднимаются до 1500-2100 м заострённые остаточные протерозойские гребни Серра-ду-Эспиньясу. Синеклизы (в шт. Мараньян и Пиауи, вдоль рек Сан-Франсиску и верхней Параны и др.) представлены обычно пластовыми равнинами, часто с эрозионными уступами типа куэст, а в наиболее приподнятых районах - останцовыми песчаниковыми столовыми плато с крутыми уступами -шападами (они характерны и для нескладчатого чехла фундамента); лишь впадина Параны занята ступенчатым лавовым плато.

Б. п. лежит в субэкваториальном, тропич. и субтропич. климатич. поясах. Ср. темп-ры янв. изменяются с Ю.-З. на С.-В. от 22 до 29°С (максимальная до 42°С), июля - от 12 до 25°С, минимальная - 6°С (под тропиком). Количество и режим осадков внутри Б. п. очень различны: на С. и в центре осадки выпадают преим. летом, до 1400-2000 мм в год (на С.-В. менее 500 мм, самый сухой район), на В.- св. 2000 мм, почти без засухи, а на Ю. 1000-1800 мм в течение всего года.

В режиме рек обычно резко выражено сокращение расхода зимой и бурные паводки летом. Сток с С. и С.-З. Б. п. относится к басс. прав, притоков Амазонки (притоки Мадейры, Тапажос, Шингу и Токантинс с Арагуаей), с С.-В. и В.- к басс. Парнаибы, Сан-Франсиску и др. рек, текущих в Атлантич. ок., с Ю.-З. и Ю.-к басс. Параны и Уругвая. Реки изобилуют порогами и водопадами, создающими большие запасы гидроэнергии, но препятствующими судоходству.

Б. п. на С.-З. и С. покрыто влажными вечнозелёными и листопадно-вечнозелёными лесами, в центре - кустарниковыми саваннами - кампос серрадос, на С.-В. - ксерофитно-суккулентным редколесьем - каатингой, на В.- влажнотропич. вечнозелёными и летнезелёными лесами, а на Ю.- смешанными лесами из хвойных с вечнозелёными лиственными и бездревесной саванной - кампос лимпос. Е. н. Лукашова.

БРАЗИЛЬСКОЕ ТЕЧЕНИЕ, тёплое течение Атлантич. ок. у берегов Юж. Америки, ветвь Южно-Пассатного течения. Следует от мыса Сан-Роки на Ю.-З. вдоль берегов Бразилии примерно до 40° ю. ш., где встречается с холодными водами Фолклендского течения и течения Зап. Ветров. Скорость 1-2 км/ч. Темп-ра от 18 до 26°С. Солёность 35,0-37,25°/оо и более.

БРАЗИЛЬЦЫ, нация, осн. население Бразилии. Числ. ок. 91 млн. чел. (св. 95% населения страны; 1970, оценка). Говорят на португ. языке (отличается некоторыми особенностями). Религия -католицизм. Б. сформировались в результате смешения пришлого населения 16-20 вв. (гл. обр. португальцев) с аборигенами-индейцами (группы племён тупи-гуарани, же и др.) и с вывезенными в 16-19 вв. из Африки невольниками (йоруба, банту, эве, ашанти, хауса и др.). С сер. 19 в. в Бразилию переселились также группы итальянцев, испанцев, поляков и др., а в 20 в.- японцев, к-рые постепенно ассимилируются. В культуре совр. Б. на С. страны сохраняются многие элементы индейской культуры, на С.-В.- африканской, на Ю.- доминируют евр