БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

аду ди Сан-Паулу" ("О Estado de Sao Paulo"), осн. в 1875, тираж 150-180 тыс. экз.; "Диариу ди Сан-Паулу" ("Diario de Sao Paulo"), осн. в 1929, тираж 85 тыс. экз.

Газетно-журнальное объединение "Диа-риус асосиадус", осн. в 1921, является самым крупным в Б.; оно издаёт 32 газеты и 18 журналов, в него входят: Издательство худож. литературы, а также 22 радиостанции и 15 телестудий. Официальное нац. информац. агентство - "Ажен-сия насионал", осн. в 1946, находится в Рио-де-Жанейро.

Начало радио- и телевизионных передач в Б. относится соответственно к 1921 и 1952. В 1970 насчитывалось св. 950 радиостанций; крупнейшие: "Глобу", "Жорнал ду Бразил", "Мауа", "Насионал", "Тупи" в Рио-де-Жанейро и "Култура", "Дифузора", "Радиу ди Сан-Паулу", "Пан-Американа" в Сан-Паулу. Передачи ведутся на португ. яз. В 1970 в Б. имелось св. 40 телестанций. Крупнейшие радио- и телеобъединения: Нац. совет по телесвязи, Браз. ассоциация радио и телевизионных станций, Ассоциация газет и радиостанций. Радио- и телепередачи осуществляются в основном частными станциями. Б. И. Бармин.

XIII. Литература

Литература браз. народа развивается на португ. яз. В колон, период были созданы первые памятники (16-17 вв.): трактаты и письма миссионеров-иезуитов (Жозе ди Аншиета, 1534-97), хроники, описания путешествий. В песенном, сказочном фольклоре слились три поэтич. стихии: португальская, негритянская и индейская. Браз. поэзия до сер. 18 в. оставалась в русле португ. барокко: "Прозопопейа" (1601) Бенту Тейшейры (1561 - г. смерти неизв.), "Музыка Парнаса" (1705) М. Ботелью ди Оливейры (1636-1711). Сатирич. стихи Г. ди Матуса (1633-96) запечатлели остроту социальных противоречий колон, общества. В поэзии конца 18 в. соединились классицистские устремления, влияние Просвещения и эстетики Аркадии (итал. лит. академии). Просветительские идеи приняли в Б. специфич. характер: идея естеств. человека воплотилась в образе индейца. В эпич. поэмах Ж. Б. да Гамы (1741-95)"Уругвай" (1769) и Ж. ди Санта-Рита Дурана (1722-84) "Карамуру" (1781) ощутимо становление нац. лит-ры: героизация нац. прошлого, сочувствие коренным жителям. Идеал простоты, безыскусности, культ природы осуществлялся в пасторальной лирике, часто сохранявшей нар. песенный колорит: "Глаура" (1798) М. да Силвы Алваренги (1749-1814), "Скрипка Лерено" (ч. 1-2, 1798-1826) Д. Калдаса Барбозы (1738?-1800), мн. стихи Т. А. Гонзаги (1744-1810). Поэты "минасской школы" - Гонзага, К. М. да Коста (1729-89), И. Ж. ди Алваренга Пейшоту (1744-93) были связаны с антипортуг. заговором "инконфидентов", возглавляемым Тирадентисом, и в 1789 подверглись жестоким репрессиям. В поэме да Косты"Вила Рика" (1773), ряде стихов Гонзаги и его сатире "Чилийские письма"(1788-89 )сказался просветит.реализм.

Достижение нац. независимости (1822) ускорило развитие культуры. В 30-70-х гг. 19 в. в Б. господствует романтизм. Его осн. черты: самобытность тематики и языка, поэтизация природы и нац. истории. Значит, течением внутри романтизма был т. н. индианизм, выдвигавший в качестве героя индейца, использовавший индейский фольклор и этнографич. сведения: "Американские поэмы" (1846, 1848, 1851) А. Гонсалвиса Диаса (1823-1864), романы Ж. М. ди Аленкара (1829-1877), Б. Гимараинса (1825-84). В конце романтич. периода "индианизм" сменился "сертанизмом" - поэтизацией патриарх, уклада сел. жизни: романы Франклина Таворы (1842-88), А. ди Эскраньола Тауная (1843-99). Поэты 50-60-х гг. остро чувствовали отсталость и провинциальность складывающегося в Б. бурж. общества. Мотивы тоски, одиночества преобладают в лирике М. А. Алвариса ди Азеведу (1831-52), К. Ж. ди Абреу (1837-60), Л. Н. Фагундиса Варелы (1841-75). Обществ, подъём, связанный с борьбой за отмену рабства, вызвал к жизни поэзию А. Кастру Алвиса (1847-1871), исполненную гражд. пафоса, проникнутую респ. и аболиционистскими идеями. Бытописательское крыло романтизма представлено романами Ж. М. ди Маседу (1820-82), комедиями Л. К. Мартинса Пены (1815-48), романом М. А. ди Алмейды (1830-61) "Воспоминания сержанта полиции" (1854-55), связанным с традицией европ. плутовского романа.

В 70-80-х гг. господство католич. ортодоксии в браз. мысли ослабевает благодаря деятельности "ресифской школы" философов, пропагандировавших идеи Ч. Дарвина, Г. Спенсера, нем. материализма. Среди них был С. Ромеру (1851-1914), автор капитальной "Истории бразильской литературы" (1888), собиратель бразильского фольклора. Под влиянием Э. Золя выросла натуралистич. школа: Э. Инглес ди Соза (1853-1918), Ж. С. Рибейру (1845-90), А. Каминья (1867-97). Лучшие социальные романы Алуизиу Азеведу (1857-1913), главы этой школы, выходят за пределы натуралистич. норм и способствуют становлению реалистич. метода. Влияние импрессионизма сказалось в романе "Атенеу" (1888) Р. Помпейи (1863-95).

Крупным мастером критич. реализма был Ж. М. Машаду д'Асис (1839-1908), первый президент основанной в 1896 Браз. академии лит-ры, внёсший в лит-ру Б. психологизм. Дальнейший путь реализма лежал через художеств, освоение жизни крест. масс. На рубеже 19-20 вв. появились рассказы "регионалистов", изображавших природу разных р-нов страны и нравы их жителей: рассказы "По сертану" (1898) А. Аринуса ди Меду Франку (1868-1916), "Легенды гаушу" (1912) Ж. Симоинса Лс-лиса Нету. Большое влияние на лит-ру оказали "Сертаны" (1902) Э. да Куньи (1866-1909) -документальное науч.-художеств, произв. о труде и борьбе крестьян за землю. Осн. тема лит-ры Б. после "Сертанов" -трагич. борьба крестьян со стихией: сборник "Зелёный ад" (1908) А. Ранжела (1871-1945), рассказы К. ди Васконселуса (1881-1923), А. Майи (1878-1944). Против приукрашивания сел. жизни направлены рассказы Ж. Б. Монтейру Лубату (1883-1948). Новой ступенью реализма стало творчество А. Э. ди Лимы Баррету (1881-1922), соединившего психологизм с гротескной сатирой. Поэзия кон. 19 в. развивалась под сильным франц. влиянием. Парнасскую школу, к-рую представляли О. Билак (1865-1918), А. ди Оливейра (1859-1927), Р. Коррея (1859-1911), сменила символистская: Ж. ди Крус-и-Соза (1861-98), А. ди Гимараинс (1870-1921), А. дус Анжус (1884-1914). В прозе символизм сказался в романах Ж. П. ди Грасы Араньи (1868-1931). В 1922 "Неделя современного искусства" в Сап-Паулу открыла наступление авангардистов на академич. поэзию. В творчестве М. ди Андради (1893-1945), Ж. О. ди Андради (1890-1954), наряду с плодотворными поисками новых средств поэтич. выразительности, сказывалось и увлечение формалистич. экспериментом. Мн. модернисты стремились найти нац. стиль, обращались к фольклору: М. Бандейру (р. 1886), Р. Бопп (р. 1898). Блестящую поэзию на фольклорной основе создал Ж. ди Лима (1895-1953).

Антифеод., антиимпериалистич. борьба, обострившаяся в 30-х гг., захватила широкие круги интеллигенции. В прозе выделяется реалистич. школа, исследующая острые проблемы нац. жизни и прежде всего проблему Северо-Востока, одного из отсталых р-нов страны; "северо-восточный роман" - вершина браз. реализма: Г. Рамус (1892-1953), Ж. Лине ду Регу (1901-57), Ж. Амаду (р. 1912), Р. ди Кейрус (р. 1910). В годы после 2-й мировой войны продолжают выступать мастера браз. прозы - Ж. Амаду, Э. Верисиму (р. 1905). Регионалистская традиция продолжена и углублена в творчестве Ж. Гимараинса Розы (1908-68) ("Пути по большому сертану", 1956). В русле социалистич. реализма, крупнейший представитель к-рого в браз. лит-ре -Амаду, стремятся писать также М. А. Баррозу, А. Паим, Д. Журандир (р. 1909) и др. Социальные романы создали С. Мартине ("Новая дорога", 1954), А. Каладу (р. 1917) ("Вознесение Сал-виану", 1954, "Кваруп", 1967), М. Палмериу (р. 1916), М. Лопис. Среди поэтов выделяются В. ди Морайс (р. 1913), К. Друммонд ди Андради (р. 1902), Ж. Кабрал ди Мелу Нету (р. 1920). Новеллисты Маркие Ребелу (р. 1907), М. ди Алкантара Машаду (1901-35), А. Машаду (р. 1895) поглощены бытом и психологией "маленького человека". Особенно богата совр. браз. драматургия: если в произведениях старшего поколения драматургов-Нелсона Родригиса (р. 1912), Г. Фигейреду (р. 1915), П. Блоха (р. 1914), Ж. Камаргу (р. 1898) значит, место занимали условность, аллегория, элементы фрейдистского психоанализа, то молодые драматурги (А. Диас Гомис, А. Суасуна, р. 1927, А. Боал, р. 1931) обращаются к фольклорному площадному театру. Единой писательской орг-ции в стране нет, есть лишь ассоциация писателей г. Сан-Паулу и ассоциация драматургов.

Изд.: Бразильские рассказы. [Предисл. И. Тертерян], М., 1959; Под небом Южного креста. Бразильская новелла XIX-XX веков. [Предисл. И. Тертерян], М., 1968.

Лит.: Б ран дао О., Бразилия. Литература, в кн.: Страны Латинской Америки, М., 1949; Тертерян И. А., Бразильский роман XX века, М., 1965; её же. Бразильская литература в СССР, в кн.: Бразилия. Экономика. Политика. Культура, М., 1963; её же, Образы фольклора в современном реализме Бразилии и модернизм, в кн.: Современные проблемы реализма и модернизм, М-. 1965; Художественная литература Латинской Америки в русской печати, [сост. Л. Шур], 1765-1959, М., 1960; Шур А. А., Художественная литература Латинской Америки в русской печати, 1960-1964, М., 1966; A literatura no Brasil, dir. de A. Coutinho, v. 1 - 3, Rio de J., 1955 - 59; SoaresAmora A., Historia da literatura brasileira, 4 ed., Sao Paulo, 1963; S о d r e N. W., Historia da literatura brasileira, 4 ed., Rio de J., [1964]; Carpeaux О. М., Pequena bibliografia critica da literatura brasileira, 3 ed., [RiodeJ., 1964]; Topete J. M., A working bibliography of brasilian literature, Gainesville, 1957. И. А. Тертерян.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

От древних индейских культур Б. сохранились (гл. обр. в р-не Амазонки) кам. скульптура, керамика с геометрич. орнаментом, наскальные изображения. С приходом португальцев на побережье возникали строившиеся без строгого плана города (Салвадор, Ресифи, Рио-де-Жанейро). Укреплённые сел. усадьбы -фазенды-включали помещичий дом (на высоком цоколе, с колоннадами и лестницами), церковь и сараи для рабов. В 18 в. в районе добычи золота и алмазов, являвшемся важным центром нац.-освободит, движения (ныне шт. Минас-Жерайс),- в гг. Ору-Прету, Конгоньясду-Кампу, Сан-Жуан-дел-Рей-сформировалась самобытная архитектура браз. барокко, строились церкви, отличающиеся особой пластичностью объёмов, богатством цвета, пышностью лепного и резного декора (арх. М. Ф. ди Лисбоа, его сын, прозв. Алейжадинью, и др.). В городах побережья церкви имели сравнительно строгие фасады, но интерьеры подчас сплошь покрывались росписью и золочёной резьбой. Развитие получили декоративная живопись и скульптура (остро характерны статуи и группы Алейжадинью, отразившего нац.-освободит, устремления), резьба по камню и дереву. 2-3-этажные гор. дома (из адооы, дерева и камня) часто облицовывались расписными изразцами или раскрашивались.

В нач. 19 в., а особенно с провозглашением независимости (1822), в культуре Б. усилились светские начала; под франц. влиянием в архитектуре утвердились принципы классицизма (О. Гранжан де Монтиньи), сочетавшиеся с традициями барокко, к-рые сохранялись преим. в индивидуальных домах. Живопись (историч., батальная, портрет, пейзаж) также формировалась под влиянием франц. классицизма и романтизма (Н. А. Тоне и его сын Ф. Э. Тоне). Во 2-й пол. 19 -нач. 20 вв. разрастаются города с пышными постройками в духе европ. эклектики, а позднее также в стиле "людерн". В живописи утверждаются нац. образы (историч. живописцы В. Мейрелис ди Лима и П. Америку ди фигейреду-н-Мелу), а затем и проникновенное реалистич. восприятие нар. жизни (жанрист Ж. Ф. ди Алмейда Жуниор, портретист Э. Висконти).

В 20 в. первой попыткой найти самостоят, путь в архитектуре стал "неоколониальный стиль", основанный на подражании нац. традиции. В коп. 20 - нач. 30-х гг. в Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро стали появляться особняки в строгих, лаконичных формах. С кон. 30-х гг. складывается самобытная браз. школа совр. архитектуры (здание Мин-ва просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро, 1937-43, арх. Л. Коста, О. Нимейер, А. Э. Рейди и др.); обеспечение сквозного проветривания стало одним из принципов планировки, а пластика фасада начала определяться солнцезащитными устройствами типа жалюзи и решёток. В сооружениях на оз. Пампулья близ Белу-Оризонти (1942-43, арх. О. Нимейер) появились характерные для новой архитектуры Б. экспрессивная пластичность и живописные криволинейные формы, нередко следующие рельефу местности (дом в р-не Педрегулью в Рио-де-Жанейро, 1950-52, арх. А. Э. Рейди). Наряду с реконструкцией старых ведётся стр-во новых городов - Белу-Оризонти, Гоянии и оригинальной по замыслу новой столицы - Бразилии (арх. Л. Коста, О. Нимейер и др.), с её контрастами подчёркнуто регулярной жилой застройки и необычных пластич. форм обществ. зданий. Используются принципы рациональной планировки зданий, зонированной застройки, типизации; широко применяются монолитный железобетон, алюминий, своды-оболочки разной формы, обусловленные жарким климатом ажурные и раздвижные стены, балконы и лоджии, защитные и декоративные покрытия (мозаика, изразцы, стеклянные плитки). Совр. формы часто сочетаются с элементами традиц. и нар. зодчества. Уникальные здания и богатые особняки связываются с многоцветными садами (арх. Р. Бурле Маркс), украшаются скульптурой и монумептальной живописью. Но наряду с эффектными, подчас нарочито причудливыми новыми зданиями (в т. ч. высотными) в городах растут районы трущоб ("фавелы" в Рио-де-Жанейро, "кортисус" в Сан-Паулу); обостряется жилищный кризис в связи с незначительностью массового стр-ва для трудящихся.

А. Э. Ре иди, Р. Бурле Маркс. Музей современного искусства в Рио-де-Жанейро. 1958.

Т. ду Амарал. "Бразилия". 20 в.

В 20-е гг. сложилось новое изобразит, иск-во Б. (один из его источников - движение "Неделя современного искусства", Сан-Паулу, 1922), в к-ром искания в духе социального реализма переплетаются с субъективистскими экспериментами. В живописи рядом с величеств, нар. образами К. Портинари и Э. ди Кавальканти, народностью и яркой декоративностью картин Тарсилы ду Амарал и художницы-самоучки Джаниры получили развитие экспрессионизм (Л. Сегал), абстракционизм и новейшие модернистич. течения. Одухотворённой выразительностью отличается демократии, графика Б. (О. Гоэлди, К. Склиар, Р. Кац). Для скульптуры (Б. Джорджи, В. Брешере) характерны колебания между жизненными нац. образами и абстрактными фантазиями. В декоративном иск-ве выделяются керамика и роспись тканей.

Расписная керамика индейцев каража. Этнографический музей. Лейпциг.

Разнообразны виды нар. иск-ва Б.-негритянского (статуэтки, многоцветная одежда, домашняя утварь в традициях афр. иск-ва) и особенно индейского (фигурная керамика индейцев каража, деревянные статуэтки индейцев кадиувео, полихромная роспись хижин индейцев тукано, резные зооморфные скамейки карибов, узорное ткачество, изделия из перьев, плетение из листьев пальмы и мн. др.). Распространённые виды нар. жилища (в т. ч. индейского) - землянки, хижины (во влажных местностях свайные), навесы из пальмовых листьев.

Лит.: Выставка современной графики Бразилии. Каталог, М., 1958; Столицы стран мира, [М., 1966]; Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967 (библ.); R e i s [Junior! J. М. dоs, Historia da pintura no Brasil, Sao Paulo, 1944; Good win P. L., Brazil builds..., 3 ed., N. Y., 1946; Costa L., Arquitetura brasileira, Rio de J., 1952; The arts in Brazil, Mil.. 1956; Charles G., L'art baroque au Bresil, P., 1956; M i n d 1 i n H. E., Modern architecture in Brazil, N. Y., 1956. В. Л. Хайт.

XV. Музыка

Браз. музыка представляет собой своеобразный сплав элементов европ. (гл. обр. португальской), афр., индейской музыки. В 1-й пол. 16 в., после завоевания Б. португальцами, муз. иск-во коренного населения - индейцев, стало вытесняться португ. музыкой. Фольклор негров-рабов, ввезённых в Б. из Африки, сливался с музыкой португальцев, заселявших страну. О связях с негритянской музыкой говорят синкопированные ритмы, бытование ряда ударно-шумовых муз. инструментов негритянского происхождения, а также таких песенно-танц. форм, как "лунду", "самба".

В Б. популярны нар. танцы и песни. Они звучат в повседневном быту, в традиц. представлениях и особенно во время ежегодных карнавалов, в к-рых участвует значит, часть населения Б. Один из первых крупнейших браз. композиторов - Ж. Н. Гарсиа. Его ученик Ф. М. да Силва - автор нац. гимна (1831). Среди композиторов 2-й пол. 19 в.: К. Гомис - создатель нац. оперы; А. Непомусену - один из основоположников нац. муз. школы (впервые в симф. музыке обратился к фольклору); А. Леви, Ф. Брага и др.

В 20 в. в браз. музыке усиливаются нац. тенденции; композиторы шире используют муз. фольклор. Одновременно проявляются влияния новых течений европ. музыки. Крупнейший вклад в развитие нац. браз. музыки внёс Э. Вила Лобос - выдающийся композитор, дирижёр, фольклорист, муз.-обществ. деятель. Среди композиторов, отстаивающих нац. направление в браз. музыке,-О. Л. Фернандис, Ф. Миньоне, М. К. Гуарньери, дирижёр и композитор Ж. Си-кейра и др. Из исполнителей популярны пианисты Ж. Клайн, А. Эстрела, скрипач О. Боргета, исполнительница нар. песен В. Орика и др. Муз. жизнь Б. концентрируется в основном в двух городах - Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. В 1813 в Рио-де-Жанейро был открыт Королев, театр Сан-Жуана, где выступали итал. труппы. В 1830-е гг. в театре были созданы собственные оркестр и хор, в спектаклях начали участвовать браз. певцы. В 1857 в Рио-де-Жанейро был организован Театр нац. оперы. С 1950-х гг. в Б. проводятся ежегодные "нац. циклы", во время к-рых демонстрируется нац. оперное иск-во.

В Б. существуют симф. оркестры, в т. ч. Браз. симф. оркестр Рио-де-Жанейро, Нац. симф. оркестр (первый и единственный оркестр, финансируемый гос-вом), оркестры муниципальных театров Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, студенческие оркестры и др. Среди хоровых коллективов - два хора в Рио-де-Жанейро, хоровой ансамбль в Порту-Алегри, ансамбль "Мадригал Возрождения" в Белу-Ори-зонти и др. Муз. уч. и науч. заведения: Нац. школа музыки Браз. ун-та (с 1937; основанная в 1841 Консерватория музыки в 1890 преобразована в Нац. муз. ин-т, к-рый в 1931 вошёл в состав ун-та), Муз. академия (осн. в 1945), Нац. консерватория хорового пения в Рио-де-Жанейро (осн. в 1942), а также муз. уч. за