БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

материнские школы (для детей от 3 до 5 лет) и детские сады (для детей от 5 до 7 лет). В 1967 в них воспитывалось ок. 166 тыс. детей. Гор. нач. школы имеют 2 цикла -4 года и 1 год (дополнит. курс). В сел. местностях нач. школы - 3-летние. В 1966 уч. г. в нач. школах обучалось 10 695 тыс. уч-ся. Ср. школы с 7-летним сроком обучения делятся на 2 ступени -4-летние гимназии и 3-летние коллегии. В коллегиях имеется 2 отделения - классическое и реальное. В ср. школах в основном учатся дети из обеспеченных слоев населения; в 1966 уч. г. в них обучалось 1805 тыс. уч-ся.

На базе 4 лет нач. школы работают 2-летние ремесл. школы; на базе 5-летней нач. школы - 6-7-летние проф. школы (коммерческие, пром., с.-х.), имеющие 2 цикла - 4 и 2-3 года обучения. В 1966 уч. г. в проф. уч. заведениях обучалось св. 412 тыс. чел.

Учителей нач. школ готовят 7-летние нормальные школы, работающие на базе 5-летней нач. школы. В 1966 уч. г. в нормальных школах училось св. 265 тыс. чел. Учителями ср. школ большей частью работают лица, окончившие ун-т.

В Б. 45 ун-тов, 3 технич. вуза, 2 высших муз. учтща. Более половины вузов частные. Наиболее крупные ун-ты: Бразильский в Рио-де-Жанейро (осн. в 1920) и ун-т в Сан-Паулу (осн. в 1934). В 1961 основан ун-т в новой столице - г. Бразилия. В 1968 уч. г. в вузах обучалось 258 тыс. студентов.

Крупнейшие библиотеки: Национальная (осн. в 1810; ок. 2 млн. единиц хранения), Португ. королев, читальный зал (1837; 1200 тыс. тт.), б-ка-Мин-ва иностр. дел (1906; св. 240 тыс. тт.) - все в Рио-де-Жанейро, Муниципальная б-ка в Сан-Паулу (1925; 400 тыс. тт.). Гл. музеи: Нац. музей (осн. в 1818), Нац. историч. музей (1922), Нац. музей изящных иск-в (1938) в Рио-де-Жанейро, Музей совр. иск-ва (1946) и Этнографич. музей (1934) в Сан-Паулу. Л. Я. Белова.

XI. Наука и научные учреждения

1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

До 18 в. исследования природных ресурсов Б. проводились иностр. учёными; так, первый труд с описанием флоры Б. был опубликован в 1648 голл. ботаником В. Писоном и нем.исследователем Я. Маркграфом. В 18 в. появляются первые учёные-бразильцы, получившие образование в Португалии и занимавшиеся преим. медициной, ботаникой и географией. Во 2-й пол. 18 в. проводились исследования географом Ф.Ласерда-э-Алмейда,ботаниками М. де Арруда Камара и Л. ду Сакрамен-ту. Иностр. исследователи Б. этого периода - путешественник и географ Кондамин, А. Гумбольдт, Э. Бонплан и др.

Оживление науч. деятельности началось после провозглашения независимости (1822). В нач. 19 в. в Рио-де-Жанейро создаётся Нац. ботанич. сад, в 1827 Нац. обсерватория, в 1829 Нац. мед. академия, в 1838 Ин-т истории и географии. Иностр. учёные снаряжали экспедиции для изучения флоры, фауны и полезных ископаемых Б. (Жоффруа Сент-Илер, Дж. Гарднер, А. Уоллес, А. Орбиньи, П. Лунд, Л. Агассис и др.). Большое значение имела рус. академич. экспедиция 1821-28, возглавлявшаяся членом Петерб. АН Г. И. Лангсдорфом.

Развитие производит, сил в Б. во 2-й пол. 19 в. усилило потребность в нац. кадрах исследователей, особенно в таких отраслях, как произ-во кофе, какао, хлопка, и в горнодоб. пром-сти. В 1887 создаётся с.-х. опытная станция в г. Кампинас, на базе к-рой затем возник с.-х. ин-т. В связи с распространением чумы в р-не г. Сантус был создан (1901) биологии, ин-т "Бутантан" в Сан-Паулу, получивший мировую известность работами в области тропич. медицины; в ин-те разработаны сыворотки против змеиного яда и вирусных заболеваний. В 1900 в Рио-де-Жанейро организован Ин-т микробиологии и эпидемиологии им. О. Круса, ставший в дальнейшем центром по произ-ву вакцин. В 1917 создан Инж. ин-т в Сан-Паулу.

До 1-й мировой войны науч. работа в Б. велась гл. обр. в области биологич. и с.-х. наук. Среди браз. учёных 2-й пол. 19 и нач. 20 вв.: ботаники Ф. Фрейре Алеман, Ж. Барбоза Родригис, Ж. Монтейру Каминоа, А. ди Силвейра, Ф. Хене, авторы фундаментального труда "Флора Бразилии" в 40 тт. (начиная с 1880); зоологи А. Коррея ди Ласерда, К. Морейра; биолог О. Крус; медик и натуралист ген. К. М. да Силва Рондон. В области физико-математических наук работали учёные, натурализовавшиеся в Б.: франц. учёный Э. Лие (геодезия и астрономия); его преемник белы, астроном Л.Крюльс; физик и астроном, один из основателей Браз. АН Э. Морис. Среди браз. математиков - Ж. Гомис ди Соза (математич. анализ) и О. ди Аленкар, алгебраист (занимавшийся также приложениями математики к физике и электротехнике).

Основывается Браз. науч. об-во. В 1916 оно было преобразовано в Браз. АН. В её составе 5 отделений: математич., физич., химич., геологич., биологич. наук; издаёт с 1929 науч. журн. "Anais". Браз. АН н.-и. ин-тов не имеет. Её осн. задача -содействие развитию науки в стране. В 20-30-х гг. большая часть исследований концентрируется в ин-тах. Возросшее значение науки в экономике и обороне страны после 2-й мировой войны поставило перед пр-вом Б. в 50-е гг. задачу интенсивного развития естеств.-технич. наук и подготовки науч. кадров. В 1951 был принят закон о создании подчинённого президенту Нац. совета по исследованиям. В его ведении: Нац. комиссия по атомной энергии и Нац. комиссия по космосу, Браз. центр физич. исследований, Нац. технологич. ин-т, Ин-т теоретич. и прикладной математики, Ин-т по исследованию Амазонки, Браз. ин-т библиографии и документации. Организованы исследования в новых направлениях: по математике в ин-тах математики при ун-тах Рио-де-Жанейро (ин-т осн. в 1952), Сеара (1957) и Ресифи (1952); по ядерной физике - гл. обр. в ин-те атомной энергии (с атомным реактором) при ун-те Сан-Паулу (ин-т осн. в 1956), исследоват. атомные реакторы имеются также в ун-тах Белу-Оризонти и Рио-де-Жанейро. В ун-те Сан-Паулу создан центр по изучению и использованию радиоактивных изотопов в медицине. Работы по теоретич. и прикладной физике ведутся в физич. ин-тах при ун-тах Риу-Гранди-ду-Сул и Рио-де-Жанейро.

Науч. исследования по химии ведутся гл. обр. в ун-тах штатов Баия и Рио-де-Жанейро, в области медицины - в специализир. ин-тах. В 1954 организована Нац. служба рака, в 1955 - ин-т микробиологии при ун-те Рио-де-Жанейро, в 1958 - ин-т тропич. медицины. Деятельность мед. науч. учреждений координируется Нац. академией мед. наук, к-рая своих ин-тов не имеет. Работают также ин-ты: Пастера, социальной и проф. медицины (в Сан-Паулу).

На ф-те общей биологии ун-та Сан-Паулу ведутся исследования по цитологии, а после 50-х гг. и по генетике.

По геологич. изучению страны большие работы проводят Управление Мин-ва горного дела и энергетики, ин-ты геологии при ун-тах Ресифи (ин-т осн. в 1958), Парана (1959), Баия (в г. Салвадор, 1958); по географии - центр географич. исследований в Рио-де-Жанейро (1951) и Браз. географич. об-во. При ун-тах Сан-Паулу и Ресифи имеются океанографич. ин-ты. В области прикладных наук исследования ведутся в ин-те технологич. исследований в Сан-Паулу, в ин-те пром. технологии в Белу-Оризонти, в Браз. ин-те нефти, ин-те гидравлики при ун-те Рио-де-Жанейро, ин-те мор. флота и др.

Среди браз. учёных 20 в., внёсших значит, вклад в науку,- математики М. Аморозу Коста и Т. Рамус, биологи Р. Нина Родригис, Э. Рибас, физиолог А. Озориу ди Алмейда, ботаники А. Нейве и Р. Пинту, орнитолог О. ди Оливейра Пинту, ихтиолог А. Мираида Рибейру, гигиенист Ж. ди Кастру.

Однако объём науч. работы недостаточен. В Б. ок. 3 тыс. науч. работников (в т. ч. учёные и инженеры, занятые науч.-организац. работой, и профессора ун-тов, не занимающиеся исследованиями); из них примерно половина специализируется в области биологич. наук. В 1968 вступил в действие 3-летний план науч.-технич. развития страны, к-рый предусматривает резкое увеличение ассигнований на н.-и. работы. Г. Я. Розен.

2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Философия. Браз. философия сложилась и развивалась под влиянием европейской (гл. обр. португальской) филос. мысли. Португальцы, открывшие (1500) и колонизовавшие Б., вместе с обществ. порядками утвердили и господствовавшую в метрополии феод.-абсолютистскую идеологию, схоластич. философию. В колон, период философия в Б. выступала как составная часть религ. идеологии. Философской (преим. этической) проблематикой занимался ряд церк. деятелей: А. Виейра, М. ду Дестерру, Д. Г. Карнейру, М. да Энкарнасан Пина, Н. М. Перейра, Г. да Мадри ди Деус и др. Изгнание иезуитов из Б. (1759) создало благоприятные условия для распространения материалистич. и просветительских идей европ. мыслителей -Дж. Локка, Э. Б. де Кондильяка, Вольтера, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и др. В 1827 в Б. были созданы первые светские высшие уч. заведения (юридич. ф-ты в Сан-Паулу и Олинде), сыгравшие большую роль в пропаганде передовых идей зап.-европ. философии.

Для монархич. периода истории Б. (1822-89) характерно возрождение схоластич. философии; её представителями были Ф. Монт Алверни, М. Морайс Вали, Э. Феррейра Франса, Д. Ж. Гонсалвис ди Магальяинс, Ж. Сориану ди Соза и др. Во 2-й пол. 19 в. получил распространение позитивизм, сыгравший известную положит, роль в борьбе против схоластики и спиритуализма (Л. П. Баррету, М. Лемус, Т. Мендис и др.). К кон. 19 в. передовые мыслители (Т. Баррету и др.) начали проявлять интерес к эволюционизму Ч. Дарвина и естеств.-науч. материализму Э. Геккеля. Под влиянием Т. Баррету сформировалась целая плеяда мыслителей (т. н. ресифская школа): С. Ромеру, Д. Г. Кабрал, Т. Л. ди Кастру, Ф. Кардозу, Ж- П. ди Граса Аранья, К. Бевилакуа и др., к-рые отстаивали материалистич. идеи в различных областях знания. Параллельно с материалистич. традицией в Б. продолжала развиваться идеалистич. философия; интерес к ней усилился в связи с распространением трудов франц. философа А. Бергсона и амер. философа У. Джемса, влияние к-рых отразилось в работах Ф. Бриту. С кон. 19 в. в Б. начинается пропаганда социалистич. и марксистских идей (Э. да Кунья и А. Э. ди Лима Баррету).

Первые десятилетия 20 в. характеризуются усилением борьбы между идеалистич. направлениями и материалистич. традицией. В идеалистич. лагере до 2-й мировой войны 1939-45 особое распространение получили неотомизм (Л. Франка, А. А. Лима, А. Коррея, Л. фон Аккер, А. В. Велозу, Г. Барбуи и др.), а также инструментализм, неокантианство, неопозитивизм и интуиционизм. В послевоен. годы к этим течениям присоединились экзистенциализм (В. Ф. да Силва), феноменология (Л. В. Вита), философия культуры (М. Реали). Эти направления подвергаются критике с позиций неопозитивизма (Джасир Менезис) и семантики (Э. Канабрава). Среди совр. бурж. философов, занимающих прогрессивную позицию, выделяются Ж. Крус Коста, Л. Пинту Феррейра, социологи Л. А. Коста Пинту и Кловис Мелу. Развитию марксистской философии в Б. содействовало создание Бразильской коммунистической партии (1922), выступавшей с критикой идеализма и защитой диалектич. материализма (Л. К. Престес, А. Перейра, А. Шмидт и др.).

В 30-х и 40-х гг. 20 в. был создан ряд филос. центров: Браз. ин-т философии (1949), филос. ф-ты в ряде ун-тов. С 1951 выходит филос. журнал "Revista brasileirа de filosofia".

Историческая наука. Развитие историч. науки началось в Б. в 30-х гг. 19 в. До 70-х гг. в историографии Б. господствовало монархич. направление (Ж. И. Абреу-и-Лима, Ж. да Силва Лисбоа, Ф. А. ди Варнажен и др.). Историки этого направления осн. внимание уделяли апологии португ. монархии и колон, режима. В последней трети 19 в. возникла историч. школа аболиционистов (А. Пердиган Мальейру, С. Ромеру, Ж. Набуку). Наиболее радикальным в историч. взглядах был С. Ромеру. Он выступал за отмену рабства и ликвидацию латифундий. На рубеже 19-20 вв. в историографии Б. сформировались различные школы и течения. Основоположник консервативно-эмпирического направления О. Лима и его последователи (О. Таркиниу ди Соза, А. Аринус ди Мелу Франку и др.) оправдывают существование любых бурж.-помещичьих режимов как "следствие естеств. развития историч. процесса". Родоначальник либерально-позитивистского направления Роша Помбу считал, что климат и почвы Б. породили плантац. х-во и рабство. Гл. внимание он уделял гражд. политич. истории, давая большой материал по истории нар. движений. Последователи Помбу в совр. историографии (А. ди Алмейда, Ж. О. Родригис и др.) признают классовую борьбу, но рассматривают её лишь как один из факторов эволюции бурж. общества, не видя её глубокого социального содержания. Положит, стороной их работ является защита принципов антиколониализма, нац. суверенитета, мирного сосуществования и культурного общения народов. Представителей реакц. биологич. школы (Ж. Капистрана ди Абреу, А. Тауанай, С. Буарки ди Оланда, П. Калмон) объединяет ненависть к революц. движению, клевета на рабочее и коммунистич. движение. В 40-50-х гг. 20 в. в историографии Б. получило развитие бурж.-националистич. направление с его различными оттенками (Л. Колор, У. Бальдесарини, С. Дантас, С. Магальяинс, Д. Рибейру), для к-poro характерны антиимпериализм (однако непоследовательный), защита экономич. интересов Б., признание роли народных масс в историч. процессе и вместе с тем скрытый или замаскированный антикоммунизм. Крупный историк и мыслитель Э. да Кунья положил начало радикально-демократич. направлению. В трудах Э. да Кунья и его последователей (Э. ди Морайс, Э. Карнейру, А. Кинтас, Э. Понтис) высоко оценена роль нар. масс в истории; революц. борьбу рабочего класса и крестьянства Э. да Кунья и его последователи считают движущей силой истории. В то же время для них характерны недооценка экономич. факторов в развитии общества и преувеличение роли просветительства и географич. среды. Марксистская историография в Б., возникнув в 30-х гг. 20 в., получила развитие после 2-й мировой войны 1939-45.

Темы рабочего движения 20 в., социальных движений 19-20 вв. и экономич. истории Б. нашли отражение в работах таких прогрессивных историков, как К. Праду Жуниор, Р. Факу, Н. Вернек Содре, Э. Диас, ф. Сегисмунду, А. Перейра, О. Брандан.

Осн. центрами исследований по истории и сосредоточения историч. документов являются: Браз. ин-т истории и географии (осн. в 1838), издаёт "Revista..."; Центр социальных исследований (осн. в 1957), изд. "America Latina"; Нац. архив (1938); Нац. б-ка (1810), издаёт "Anais da Biblioteca National" и "Documentos historicos. Boletim bibliografico"; Нац. историч. музей (1922; все в Рио-де-Жанейро). В. И. Ермолаев.

Экономическая наука. Браз. экономич. мысль, возникшая во 2-й пол. 18 в., находится под сильным влиянием европ. классич. и вульгарной бурж. политэкономии. Одна из ведущих экономич. школ в Б.- либеральная школа, основывающаяся на идее предоставления макс. свободы частному предпринимательству (Э. Гудин, О. Говея ди Бульоне, Г. ди Пайва, А. Балеейру, Б. Пинту, А. Кафка). Представители этого направления выступают против развития гос. капитализма, за всемерное поощрение частного капитала вне зависимости от его нац. происхождения, предлагают, основываясь на теории сравнительных издержек, углубить специализацию развивающихся стран на произ-ве агр.-сырьевых продуктов. После 2-й мировой войны 1939-45 в противовес либеральной школе окончательно оформилось зародившееся ещё в 30-е гг. течение дезенволвиментизма (от португ. desenvolvimento - развитие) (Р. Симонсен, Ж. П. ди Алмейда, С. Магальяинс, С. Фуртаду, Э. Р. Лима, И. Ранжел и др.). Дезенволвиментисты обращали гл. внимание на развитие производит, сил, считая, что этого достаточно для достижения экономич. независимости Б. В отличие от представителей либеральной школы, они придавали большое значение роли гос-ва, ускоренному росту гос. сектора, к-рый должен, по их мнению, обеспечить развитие тяжёлой пром-сти, инфраструктуры и тем самым способствовать достижению экономич. независимости страны. Эти положения распространялись на все развивающиеся страны. В нач. 60-х гг., с усилением националистич. движения, в Б. возникает школа "основных реформ", ещё дальше отошедшая от традиц. направлений бурж. политэкономии. Представители этого направления (О. Дуар-ти Перейра и быв. левые дезснволвиментисты С. Магальяинс и С. Фуртаду) выступают за ограничение привилегий, предоставляемых иностр. капиталу, за сокращение личного потребления правящей верхушки, увеличение потребления трудящихся, проведение агр. реформы. Они признают, что для ускорения развития страны одного только роста производит. сил недостаточно. Представители получившей распространение с кон. 19 в. марксистской экономич. мысли в Б. (Н. Вернек Содре, А. Пасус Гимараинс, Р. Факу и др.) осн. внимание уделяют анализу экономич. положения развивающихся стран и путей преодоления их экономич. отсталости.

Осн. экономич. н.-и. центры Б. и их периодич. издания: Браз. ин-т экономики, выпускает ежемесячник "Conjuntura economica" (с 1947) и "Revista brasileira de economia" (с 1947, выходит раз в 3 месяца); Нац. конфедерация пром-сти, выпускает ежемесячник "Desenvolvimento е Conjuntura" (с 1957); частное бюро экономич. исследований "Банас", выпускает еженедельник "Banas informa" и серию специализиров. ежегодников.

О. П. Цуканов.

Лит.: История философии, т. 2, М.( 1957, с. 551-69; Круз Коста Ж., Обзор истории философии Бразилии, пер. с португ., М., 1962; Историография нового времени стран Европы и Америки, М., 1967, с. 611 - 16; Борисов В. И., Экономические и политические проблемы в историографии и публицистике Бразилии (1960 -1966 гг.), "Новая и новейшая история", 1968, №2; Глинкин А. Н., Бразильская социально-политическая литература о современных проблемах, в сб.: Бразилия. Экономика. Политика. Культура, М., 1963; Лейте-Лопес X., Наука, экономическое развитие и третий мир, "Мир науки", 1968,№3, с. 24-31; Azevedo F. de, A cultura brasileira, Rio de Д., 1943; Francovich G., Filosofos brasileiros, Sao Paulo, 1947; R о Ь 1 e d о A. G., La fiiosofia en el Brasil, Mexico, 1946; Jaguaribe H., A fiiosofia no Brasil, Rio de J., 1957.

XII. Печать, радиовещание, телевидение

Первая газета в Б. вышла в 1809. В 1970 издавалось ок. 250 ежедневных газет. Крупнейшие из них: в Рио-де-Жанейро -"Глобу" ("О Globo"), осн. в 1925, тираж св. 100 тыс. экз.; "Жорнал ду Бразил" ("Jornal do Brasil"), осн. в 1891, тираж 85 тыс. экз.; "Коррею да маньян"("Соrrеio da Manha"), осн. в 1901, тираж ок. 70-100 тыс.экз.; "Диариу ди нотисиас"("О1а-rio de Noticias"), осн. в 1930, тираж 70 тыс. экз.; в Сан-Паулу-"Эст