|
121
314
Олово1, т
212
1581
1630
Вольфрам (WO3), т
940
847
548
Свинцовая руда1, тыс. m
2,9
10
16,1
Берилл, концентрат, тыс. т .
1,962
1,7
0,74
Золото, т
3,6
3,7
5,3
Алмазы (экспорт), тыс. кар
52
6
1 По содержанию металла. 2 1957.
Энергетика, несмотря на значит. развитие, всё ещё находится на низком уровне: потребление всех видов энергии на душу населения намного ниже среднемирового. В энергобалансе Б. в 1964 жидкое топливо составляло 43%, дрова и др. виды растит. топлива - 27%, гидроэнергия- 26%, кам. уголь и др. источники получения энергии 4%. Установленная мощность электростанций выросла с 3,4 млн. квт в 1957 до 10,2 млн. квт к 1969, из к-рых ок. 73% приходилось на долю ГЭС. По величине изученных гидро-энергоресурсов Б. занимает одно из первых мест в мире (по оценке 1968, гидро-энергетич. потенциал 72,2 млн. квт). Построены крупнейшие ГЭС Лат. Америки (мощность в млн. кет на конец 1969), Кубатан на р. Тиете (1,2), фурнас (0,9), Пейшоту (0,5) и Эстрейту (0,5) на р. Риу-Гранди, Трес-Мариас (0,4) и Паулу-Афонсу (0,6) на р. Сан-франснску, Нилу-Песанья на р. Лажис (0,5), строятся (1970) ГЭС на р. Парана (на водопаде Урубупунга) - Жупия (1,4) и Илья-Солтейра(3,2), на р. Риу-Гранди-Маримбонду (0,8), Жагуара (0,7) и др. Ок. 40% электроэнергии производится амер.-ка-над. капиталом, остальное - смешанными компаниями с участием гос., иностр. и браз. частного капитала.
В 1970 междунар. консорциум приступил к стр-ву первой АЭС в р-не Анградус-Рейс (шт. Рио-де-Жанейро) мощностью 0,5 млн. кет.
Обрабатывающая пром-сть за послевоен. период значительно изменилась по структуре (см. табл. 4). По офиц. данным (1968), абс. преобладание иностр. капитала имело место в наиболее динамичных отраслях: металлообработке, тяжёлом и лёгком машиностроении, автомобильной и тракторной пром-сти, судостроении, электротехнич. и электронной, химич. (особенно нефтехимпч.), фармацевтич., резин., цем., стек. пром-сти.
В чёрной металлургии существ, роль играет гос-во. Оно контролирует з-д в г. Волта-Редонда (шт. Рио-де-Жанейро, мощность 1,4 млн. т стали в год), з-д в г. Пиасагуэра (шт. Сан-Паулу, 0,5 млн. т] и з-д спец. сталей в г. Итабира (шт. Минас-Жерайс, 0,1 млн. то). Иностр. капитал представлен 2 з-дами компании "Белго-Минейра" (шт. Минас-Жерайс, общая мощность 250 тыс. то, белы.-франц.-люксембургская группа "АРБЕД"), з-дом Маннесмана (ФРГ) в г. Белу-Оризонти (350 тыс. т и крупнейший в Б. трубопрокатный стан) и з-дом в Ипатинга (шт. Минас-Жерайс, 500 тыс. то, контролируется япон. капиталом с участием гос-ва). Почти вся чёрная металлургия -на Ю.-В. страны. До 40% чугуна выплавляется на древесном угле. Произ-во чёрных металлов удовлетворяет потребности Б. на 90% . Потребности в тяжёлых цветных металлах покрываются почти полностью импортом. В 60-е гг. существ. значение (до 60% потребностей) получило произ-во алюминия, контролируемое капиталом США и Канады на з-дах близ г. Сорокаба (шт. Сан-Паулу) и г. Ору-Прету (шт. Минас-Жерайс). Самый крупный з-д (мощность 50 тыс. т алюминия в год) строится (1970) капиталом США (компании "Алюминум компани оф Америка" и "Ханна майнинг компани") в Посус-ди-Калдас.
Табл. 4. - Структура обрабатывающей промышленности
Отрасли пром-сти
Число занятых, %
Условно чистая стоимости продукции, %
1939
1959
1969'
1939
1959
1969*
Металлургия
8,0
10,0
11,5
6,3
10.0
11.6
Машиностроение и металлообработка
3,3
9,9
17,3
5,0
12.3
18.0
Химия., химико-фармацевтнч. и нефтеперерабатывающая
5,1
5,4
8,6
9,1
12,2
20.0
Произ-во стройматериалов
6,9
9,0
7,7
3,7
4.7
5.0
Деревообрабат. и мебельная
7,6
8,9
7,0
4,4
4,5
3.5
Текстильная
32.3
22,4
15,9
23,1
12.7
10.5
Швейная
6,1
6,2
5,4
4,7
3.7
3,1
Пищевкусовая
22,0
17,2
15,6
35,9
29 9
18. 1
Прочие
8,7
11,0
11.0
7,8
10.0
10,2
* Офиц. оценка.
1. Металлургический завод в г. Волта-Редонда. 2. ГЭС Фурнас на р. Риу-Гранди (штат Минас-Жерайс).
В машиностроении и металлообработке наибольшее значение имеет трансп. машиностроение, прежде всего автомобилестроение. Почти 2/з произ-ва автомобилей сосредоточено в руках зап.-герм, капитала (компаний "Фольксваген", "Мерседес-Бенц"), остальное принадлежит капиталу США, Японии, Италии, Швеции. Иностранный капитал господствует также в производстве подвижного состава и локомотивов для железных дорог (заводы в штатах Минас-Жерайс и Сан-Паулу). Судостроение насчитывает 3 крупные верфи (способные производить суда водоизмещением до 65 тыс. m дедвейт) с производительностью до 220 тыс. т дедвейт в год и неск. мелких. Все крупные верфи - в бухте Гуанабара; они контролируются япон., голл. и зап.-герм, капиталом. Произ-вом тракторов (с 1960; выпуск 12 тыс. шт. в 1968) занято 9 иностр. фирм. Электротехнич. пром-сть выпускает бытовые машины и приборы, радиоприёмники и телевизоры, электромоторы и кондиционеры. С 1964 начато произ-во тяжёлого электрооборудования (генераторы, трансформаторы, пром. двигатели) на з-де амер. компании "Дженерал электрик" в г. Кампинас (шт. Сан-Паулу) и з-де зап.-герм. компании "Сименс" в г. Рио-де-Жанейро. Электротехнич. пром-сть, особенно электроника, сильно зависит от импорта частей и материалов и полностью контролируется иностр. капиталом .
В 1969 начато стр-во первого в Б. авиац. з-да в Сан-Жозе-дус-Кампус (близ г. Сан-Паулу) компанией с участием гос. и итал. капитала. Завод рассчитан на произ-во (начиная с 1972) тренировочных реактивных самолётов, истребителей, а также с.-х. самолётов.
Химич. пром-сть производит каустич. соду, кислоты, красители, азотные и фосфорные удобрения, синтетич. волокна и пластмассы, лекарств, и взрывчатые вещества. В 1965 вступил в строй первый в Б. з-д синтетич. каучука на базе спирта (мощность 27,5 тыс. т в год) в шт. Пер-намбуку. Значит, развитие получила нефтепереработка в Рио-де-Жанейро и в г. Кубатан (шт. Сан-Паулу), крупнейшие з-ды принадлежат гос-ву.
Развивается также цементная (почти полностью удовлетворяет нужды страны), резиновая (произ-во автомоб. шин и камер сосредоточено в шт. Сан-Паулу), целлюлозно-бум. пром-сть (штаты Сан-Паулу и Парана) и др. Традиц. отрасли браз. пром-сти - текстильная и пищевкусовая, в к-рых преобладает нац. частный капитал, продолжают занимать значит, место по стоимости пром. продукции и числу занятых. Хл.-бум. пром-сть даёт до 2/3 текст, продукции, в т. ч. существенную часть на экспорт. Развивается произ-во тканей из искусств, волокна и трикотажа. Шерстяная пром-сть развита относительно слабо. Ок. 1/2 продукции текст. пром-сти дают предприятия г. Сан-Паулу, 1/4 - г. Рио-де-Жанейро и шт. Минас-Жерайс. Нек-рые отрасли пищевкусовой пром-сти также работают на экспорт, в т. ч. сахарная (произ-во достигает 4,5 млн. т в год, в т. ч. ок. 1 млн. т идёт на экспорт), мясная, маслоб., табачная. Произ-во пром. продукции см. в табл. 5.
Табл. 5. - Производство важнейших видов промышленной продукции
Виды продукции
1953
1960
19691
Электроэнергия , млрд. квт -ч
10,3
22,9
45,7
Чугун, тыс. т
894
1783
3712
Сталь, тыс. т
1016
2260
4950
Алюминий, тыс. m
1,2
18,2
48,43
Цемент, тыс. т
1655
4474
7710
Автомобили, тыс. шт.
-
133, 1
350
Бумага, тыс. т.
291
474
Ткани хл.-бум., млн. м
12732
12523
1 Оценка. 2 1958. 3 1968.
Сельское хозяйство характеризуется господством крупного помещичьего и капиталистич. (в т. ч. иностр.) землевладения и отсталостью агр. отношений. Структуру землевладения см. в табл. 6.
Табл. 6. - Структура землевладения (кадастр 1967)
Площадь наделов, га
Число х-в
Общая площадь
ТЫС.
%
млн. га
%
Менее 10 га
1324,2
36 4
6,0
1,7
10-100
1851,7
50 9
61,5
17, 1
100-1000
410,0
11 3
116,5
32,4
1000-10000
46,1
1 3
119,3
33, 1
10000 и более
2,0
0 1
56,8
15,7
По методу ведения х-ва кадастр 1967 отнёс 21,7% всех х-в к числу традиц. латифундий и только 2,4% - к числу капиталистич. х-в. Св. 1/3 "хозяйств" велось на чужой земле - арендаторами, издольщиками и т. п. Более 80% всех занятых в с. х-ве совсем не имеет земли. Сохранились пережитки докапиталистич. форм агр. отношений, особенно на Северо-Востоке, отработки, натуральная аренда, долговая кабала. В штатах Юго-Востока, с. х-во к-рых наиболее тесно связано с внутр. и внеш. рынком, капиталистич. отношения более развиты, но и здесь процветает издольщина. Х-ва фермерского типа преобладают лишь в сев. части шт. Риу-Гранди-ду-Сул.
Господство латифундий приводит к крайне экстенсивному использованию огромной части зем. фонда. Обрабатываемые земли занимают лишь 3,5% площади страны. На долю х-в размером св. 1000 га каждое (48,9% всей площади х-в) приходилось лишь 11,5% всей обрабатываемой площади. Агротехника очень отсталая: по переписи 1960, в 76,6% х-в применялся только ручной труд, с.-х. машины использовались лишь в 1,4% всех х-в. Урожайность чрезвычайно низка (кукурузы 13 ц/га, кофе 3,8 ц/га). Ввозится значит, количество продовольствия, в т. ч. до 80% потребляемой пшеницы,
На долю растениеводства приходится ок. 2/3 стоимости с.-х. продукции; осн. специализация - выращивание тропич. культур для внеш. рынка. Только на долю 5 гл. экспортных культур - кофе, какао, хлопчатника, сах. тростника и риса - приходится почти 45% посевных площадей и до 60% стоимости продукции земледелия. Важнейшая плантац. культура - кофе, по произ-ву к-рога Б. занимает 1-е место в мире, хотя доля её постепенно снижается (80% в нач. 20 в., 60% перед 2-й мировой войной, 43% в 1965-67), несмотря на значит. абс. рост продукции (с 1 млн. т в 1948-1950 до 1,4-1,8 млн. т в 1965-67). Гл. районы произ-ва (95% продукции) - сев. часть шт. Парана, сев.-зап. часть шт. Сан-Паулу, юж. часть шт. Минас-Жерайс, шт. Эспириту-Санту. По произ-ву какао Б. занимает 3-е место в мире (ок. 10% мирового сбора, после Ганы и Нигерии); почти все плантации расположены в р-не Ильеуса (шт. Баия). Хлопчатник и сах. тростник - старейшие плантац. культуры Б.- сопутствуют друг другу как в старом р-не выращивания (Северо-Восток), так и в относительно новом (Юго-Восток), где плантации начали быстро развиваться после кризиса 1929-33, и к-рый даёт (1969) до 60% сбора хлопка и сах. тростника. Рис - новая экспортная культура, его сеют в основном в штатах Риу-Гранди-ду-Сул (обеспечивает весь экспорт), Гояс, Минас-Жерайс, Сан-Паулу, Мараньян. Почти исключительно на экспорт производится сизаль (волокна агавы, 2-е место в мире после Танзании); плантации агавы (345 тыс. га, 328 тыс. т сизаля в 1968) сосредоточены в штатах Параиба, Риу-Гранди-ду-Норти и Баия. Экспортное значение имеет также выращивание апельсинов, бананов, ананасов и нек-рых др. тропич. фруктов. По сбору бананов Б. занимает 1-е место среди капиталистич. стран, по сбору апельсинов -2-е место (после США). На Ю. развиты: табаководство и виноградарство. Гл. прод. культуры, под к-рыми занято ок. 1/2 всех посевных площадей: кукуруза, коричневая фасоль и маниок; их сеют повсеместно. Из зерновых сеют также пшеницу (гл. обр. в шт. Риу-Гранди-ду-Сул), ячмень, овёс. Данные о площади и сборе с.-х. культур см. в табл. 7.
На долю животноводства приходится ок. 1/3 стоимости с.-х. продукции. Оно носит преим. мясной характер и развито гл. обр. на базе естеств. пастбищ в степях юж. части шт. Риу-Гранди-ду-Сул, саваннах и кампосах центр, части Браз. плоскогорья, а также откормочных хозяйств на Юге и Юго-Востоке. Поголовье (млн. голов, 1968): кр. рог. скота 92,3 (3-е место в капиталистич. мире), свиней 65,6 (1-е место), овец 24,6, коз 14,7, лошадей 9,2. Часть продуктов животноводства (мясо, шерсть, шкуры и кожи) экспортируется (в основном из шт. Риу-Гранди-ду-Сул). Рыболовство не играет существ. роли, нек-рое значение имеет ловля лангустов (на Северо-Востоке) для экспорта.
Табл. 7.-Площадь и сбор основных сельскохозяйственных кул ь т у р
Культуры
Площадь, тыс. га
Сбор, тыс. m
1950
1960
1968
1950
1960
1969
Кофе
2663
4420
2622
1071
1800
2758
Какао
276
471
432
153
163
172
Хлопчатник
2689
2930
3902
З95
536
564
Сах. тростник
828
1340
1687
32670
56927
78085
Рис
1964
2966
4459
3218
4795
6387
Кукуруза
4682
6681
9584
6023
8672
12828
Фасоль
1808
2560
3663
1248
1731
2377
Маниок
957
1342
1998
12532
17613
30014
Бананы
110
185
268
20842
5127
9112
Апельсины
77
112
173
1316
1918
2694
Табак
142
213
276
108
161
258
Лесное хозяйство. Огромные лесные богатства слабо используются. Наибольшее значение имеет сбор в лесах Амазонии каучука (30-35 тыс. га ежегодно), браз. орехов, карнаубского воска; сбор плодов (орехи бабасу) масличной пальмы и масличного дерева (ойтисика) на Северо-Востоке, сбор "парагвайского чая" - йерба-мате и заготовка строит. леса (гл. обр. араукарий) на Ю. Браз. плоскогорья; в 1968 заготовлено 163 млн. м3круглого леса. Значит, часть продукции лесного х-ва идёт на экспорт.
Транспорт. Большая часть терр. Б. лишена сухопутных дорог. В структуре внутр. грузооборота в 1967 приходилось (в % ): на автомоб. транспорт 74, на морской и речной 14, на ж.-д. 12. Официально зарегистрировано (1969) 1050 тыс. км автодорог, в т. ч. 43 тыс. км с твёрдым покрытием (из них 20 тыс. км федеральных). В 60-х гг. проложены крупные автодороги: Рио-де-Жанейро - Салвадор, Рио-де-Жанейро - Бразилия, Витория - Белу-Оризонти - Убераба (с покрытием), Бразилия - Белен, Бразилия - шт. Акри, Белен - Сан-Луис (грунтовые). Насчитывается 3,3 млн. автомобилей, в т. ч. ок. 0,8 млн. грузовых (1969). Общая протяжённость ж. д. ок. 32 тыс. км, в т. ч. 2,4 тыс. км электрифицированных (1968). Ж. д. не связаны в единую сеть, имеют 4 различных размера колеи, устаревшее оборудование. Трубопроводный транспорт не играет существ. роли. Крупнейший нефтепровод Рио-де-Жанейро - Белу-Оризонти; пропускная способность ок. 3 млн. т в год. Протяжённость рек, судоходных в любое время года, превышает 31 тыс. км, однако речной транспорт имеет гл. обр. местное значение, т. к. наиболее удобные водные пути (Амазонка с притоками, Сан-Франсиску, Парана, Парагвай) находятся вдали от осн. хоз. центров. Гораздо большее значение имеют каботажные перевозки вдоль Атлантич. побережья, в к-рых в 1968 было занято 172 судна (от 100 m и выше) общим тоннажем 722 тыс. т дедвейт (из них 54% тоннажа принадлежало гос-ву). Мор. флот дальнего плавания (75 судов тоннажем 940 тыс. т дедвейт, нач. 1969) принадлежал гос-ву на 78%. Крупнейшие мор. порты (грузооборот в млн. т, 1969; в сумме 90% грузооборота): Рио-де-Жанейро (21,9), Сантус (14,9), Тубаран (17,5), Витория (3,7) (2 последних - по вывозу жел. руды), Порту-Алегри (4,1), Нитерой (3,0), Ресифи (2,5), Риу-Гранди (2,4), Паранагуа (2,2, вывоз кофе), Аракажу (1,4), Белен (1,0), Форталеза (1,0), Имбитуба (1,0), Манаус (0,9, на Амазонке в устье р. Риу-Негру, доступен для мор. судов), Салвадор (0,7). Авиатранспорт играет чрезвычайно важную роль во внутр. пассажироперевозках. В 1968 крупнейшие 19 аэропортов Б. перевезли 2,6 млн. пассажиров.
Внешняя торговля имеет для страны особо важное значение. Б. стимулирует экспорт своей продукции, выручка от которого идёт на оплату импорта, покрытие переводов за границу прибылей иностр. монополий, действующих в Б., а также на выплаты по займам. Объём экспорта Б. обычно достигает 10-12% нац. дохода страны.
Крупные иностр. предприятия, действующие в Б., проявляют заинтересованность в проникновении в соседние страны через т. н. Латиноамериканский общий рынок. Однако уд. вес пром. изделий и полуфабрикатов в экспорте |