БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

6. Надгробие с изображением всадника. 1 в. н. э.

Во 2 в. до н. э. Б. г. переживало острый социально-экономич. кризис, обострённый усилившимся давлением со стороны Скифского гос-ва в Крыму и сарматов в Прикубанье. В 107 до н. э. на Боспоре вспыхнуло восстание зависимых скифов и рабов под руководством Савмака. Восставшие убили царя Перисада V, но были разбиты войсками Митридата VI Евпатора, царя Понта, к-рому Перисад V ещё до этого передал власть над Боспором. Попав под власть Понтийского царя, Б. г. было втянуто в длительную борьбу Митридата VI с Римом и после гибели Митридата в этой борьбе в 63 до н. э. попало в зависимость от Рима. Зависимость эта была по большей части номинальной - боспорские цари, происходившие из местной сарматской знати и генеалогически связанные с Митридатом VI, считали римских императоров своими покровителями, носили римские династич. имена Тибериев-Юлиев и т. п. Но они вели самостоят, политику, чеканили монету и пр. В 1-2 вв. н. э. Б. г. вновь достигло расцвета. Его владения в это время распространились на Херсонес и на 6. ч. Крыма. Но общий кризис рабовладельч. системы привёл к новому ослаблению Боспора. В 3 в. н. э. Б. г. становится объектом нападений варварских племён, среди к-рых наиболее сильными были готы, гелуры, бораны. Варвары даже захватывают временно власть на Боспоре. Последний удар Боспору нанесло нашествие гуннов, разрушивших в конце 4 в. боспорские города и уничтоживших Б-. г.

Лит. .-Гайдукевич В. ф., Боспорское царство, М.- Л., 1949; Жебелев С. А., Северное Причерноморье, М.-Л., 1953; Античные города Северного Причерноморья, М.- Л., 1955; Ш е л о в Д. Б., Античный мир в Северном Причерноморье, М., 1956; Блаватский В. Д., Античная археология Северн ого Причерноморья, М., 1961; его же, Пантикапей, М., 1964; его ж е, Искусство Северного Причерноморья античной эпохи, М., 1947; Иванова А. П., Искусство античных городов Северного Причерноморья, Л., 1953; её же, Скульптура и живопись Боспора. Очерки, К., 1961.

Д. Б. Шелов, В. А. Лебедев.

БОСРА, Буера (антич. Востра), город в Юж. Сирии. В древности город Набатейского царства, со 106 п. э. -гл. центр рим. провинции Аравия. В 7 в. завоёван арабами. Сохранились частично памятники рим. времени: колоннады центр, улицы, трёхпролётная арка, термы, руины дворцов, ипподрома, театр (лучший из антич. театров Сирии). Остатки христ. собора (513) - одного из первых образцов центрич. постройки с куполом. К 11-12 вв. относятся цитадель, неск. мечетей, древнейшее в Сирии медресе.

Босра. Собор. 513. План.

Бостон. Общий вид города.

Лит.: Ouechek E., MougdadS., Bosra, Damas, 1954. Н. А. Сидорова.

БОСС (Boss) Льюис (26.10.1846, Провиденс,-5.10.1912, Олбани), американский астроном, директор обсерватории в Олбани (с 1876), где наблюдал звёзды на меридианном круге. Создал фундаментальную систему звёздных положений и издал каталог (1910), содержащий точные положения 6188 звёзд.

БОСС (англ, boss), 1) хозяин, предприниматель. 2) В США также назв. лиц, возглавляющих аппарат Респ. и Демократич. партий в штатах и городах. Действуя в интересах монополий, Б. во время избират. кампаний нередко прибегают к подкупам, угрозам, шантажу, чтобы обеспечить победу угодных им кандидатов.

БОССЮЭ (Bossuet) Жак Бенинь (27.9. 1627, Дижон,-12.4.1704, Париж), франц. писатель, церк. деятель, епископ. В соч. на историч. и политич. темы ("Рассуждение о всеобщей истории", 1681, "Политика, извлечённая из священного писания", изд. 1709) Б. рассматривал историч. развитие как осуществление божеств. провидения и отстаивал идею божеств. происхождения абс. власти монарха. Абсолютизм как форму правления, подчинённую разумному началу, отличал от деспотизма и говорил об обязанностях монарха. Был идеологом галликанства ("Декларация французского духовенства", 1682). Историч. труды Б. подверглись критике просветителей 18 в. (Ш. Л. Монтескье, Вольтер). Церк. проповеди и "Надгробные речи" (1669) сохранились гл. обр. в черновых набросках и конспектах. Соч. Б. отличают рационалистич. строгость стиля, точность метафор.

Соч.: GEuvres completes, v. 1 - 31, P., 1862-66.

Лит.: Л а н с о н Г., История французской литературы, пер. с франц., т. 1 - 17 век, СПБ, 1899; История французской литературы, т. 1. М.- Л., 1946, с. 459 -461; Brunetiere F., Bossuet, P., 1913; R u f A. H., Bossuet und Fenelon, Wurzburg -Aumuhle, 1940. В. Я. Бахмутский.

БОСТОН (Boston), город на С.-В. США в шт. Массачусетс, на побережье Атлантического ок. Осн. экономия, центр Новой Англии и один из ведущих пром.-финанс. и культ, центров США. Ок. 630 тыс. жит. (1969, оценка), а с пригородной зоной 2,7 млн. (7-е место в США). Самодеят. нас. 1,2 млн. чел. (1969), в т. ч. (в %): в пром-сти 25 (из них в самом городе 8), в торговле и обслуживании ок. 50, в строительстве 4,6, на транспорте и в коммунальном х-ве 5,8%.

Историческая справка. Б. осн. в 1630. В 60-70-е гг. 18 в. выступал в авангарде борьбы против англ, господства. Восстание бостонцев против гербового сбора в 1765, их вооруж. столкновение с англ. войсками в 1770, т. н. "Бостонское чаепитие" 1773 явились прологом Войны за независимость в Северной Америке 1775-83. В сер. 19 в. Б. был одним из центров аболиционизма. В 1921-27 в Б. происходили массовые демонстрации в защиту Сакко и Ванцетти, в 1929-33-стачки и голодные походы безработных, после 2-й мировой войны - забастовки докеров.

Экономика. Б.-главный порт Новой Англии (грузооборот ок. 20 млн. т; ввоз в 4 раза больше вывоза, важнейший продукт-нефть) и база рыболовного флота. Крупный узел жел. и шосс. дорог. В обрабат. пром-сти занято ок. 300 тыс. чел. Преобладает разнообразное машиностроение (гл. обр. сложные и трудоёмкие отрасли): радиоэлектроника и приборостроение, произ-во авиадвигателей, частей к самолётам и ракетам, электромашиностроение, станкостроение, произ-во пром. (особенно для текст, и обув, пром-сти) и бытового оборудования; крупное судостроение (в т. ч. воен. верфь). Развиты химич., резиновая (произ-во резиновой обуви и промтехнич. изделий), полиграф., пищ. пром-сть. Лёгкая пром-сть (особенно обувная и производство шерстяных тканей) утратила былое значение, предприятия её размещаются главным образом в пригородах .

Архитектура. В Б. сохранились: здания колониального периода (Дом собраний, 1729-30; Старый дом штата, 1713, перестроен в 1748; Фанейль-холл, 1742, восстановлен в 1762-63), связанные с событиями амер. революции; постройки Ч. Булфинча в стиле классицизма-Дом штата (1795-98), госпиталь (1818-20) и др.; Публичная б-ка (1888-95, арх. Ч. Ф. Мак-Ким, У. Мид, С. Уайт); постройки Г. X. Ричардсона в духе романского зодчества - церковь Тринитичёрч (1873-77) и др. С 1960 реконструируется ряд р-нов Б., построены правительств, центр (арх. И. М. Пей) с ратушей (1969), крупные конторские здания (Гос. банк, 1966, арх. Ф. Стал), комплекс Бостонского ун-та.

Бостон. Старый дом штата (здание законодательного собрания штата). 1713, перестроен в 1748.

Научные учреждения и культура.

Б 1780 в Б. создана Амер. академия иск-в и наук, в 1869 Бостонский ун-т, в 1898 Сев.-Вост. ун-т, в 1881 Бостонский симф. оркестр. Бостонский музей изящных искусств, музей Изабеллы Стюарт Гарднер (классич. иск-во Европы и Вост. Азии), Ин-т современного иск-ва.

БOCTОH (франц. boston, от назв. города Бостон), чистошерстяная ткань саржевого переплетения, вырабатываемая из гребенной мериносовой пряжи средних и высоких номеров (тонкой), скрученной в 2 и более нитей. Б. выпускается гл. обр. гладкоокрашенным в тёмные цвета (синий, чёрный, коричневый). Предназначен для шитья костюмов.

БОСТОНСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ГРУППА, одна из старейших коалиций моно-полистич. капитала США, объединяющая крупных финансистов и промышленников г. Бостона. Контролирует огромные ресурсы ссудного капитала. В этом отношении превосходила любую из 17 провинциальных финанс. групп США в 60-х гг. 20 в. и занимала 3-е место после групп Рокфеллера и Моргана. Группа сложилась в кон. 19 в. как союз капиталистов-рантье. Активно участвовала во внеш. торговле и внешнеэкономич. экспансии амер. монополий через гигантский трест "Юнайтед фрут компани", подчинивший себе экономику ряда латиноамер. стран. В состав Б. ф. г. входят коммерч. банки, страховые компании, инвестиционные банки и компании, общая сумма активов к-рых в 1967 превысила 25 млрд. долл. Во главе группы стоит "Фёрст нэшонал банк оф Бостон", к-рый располагал в 1968 активами на сумму 3,8 млрд. долл. и занимал 17-е место среди 50 крупнейших коммерч. банков страны. В Б. ф. г. входят компания по страхованию жизни "Джон Хэнкок мючюэл лайф иншуренс" с активами 9,3 млрд. долл. и группа инвестиционных компаний, управляемая "Вэнс, Сандерс" с активами св. 3,8 млрд. долл. В пром-сти Б. ф. г. контролирует гл. обр. текстильную и произ-во оборудования для лёгкой пром-сти Новой Англии и Массачусетса. Капиталы и интересы бостонских финансистов представлены также в таких гигантских корпорациях, как "Американ телефон энд телеграф", "Юнайтед Стейтс стил", где доминирующее положение занимают финансовые группы Нью-Йорка. Б. ф. г. осуществляет внешнеэкономическую экспансию, создавая в странах Европы, Лат. Америки и в Канаде отделения и филиалы своих предприятий. Б. ф. г.- крупная коалиция монополистич. капитала Вост. Побережья США, к-рая контролирует коммерч. учреждения с общей суммой активов св. 32 млрд. долл. (1969). До 2-й мировой войны 1939-45 Б. ф. г. была одной из осн. финанс. групп, однако в после-воен. годы она была оттеснена на второй план и утратила прежние позиции. В 60-е гг. наметилась тенденция к усилению роли группы в связи с быстрым развитием контролируемой ею военно-электронной пром-сти в Новой Англии.

Е. ф. Жуков.

БОСТОНСКИЙ МУЗЕЙ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ, один из крупнейших художественных музеев США. Осн. в Бостоне в 1870. Хранит выдающиеся образцы скульптуры Др. Египта (бюст Анххафа, 3-е тыс. до н. э.), Греции и Рима, коптских тканей, ср.-век. иск-ва Китая и Японии (скульптура, живопись, керамика), Индии и стран Передней Азии; широко представлены европ. и амер. изобразит, и декоративные иск-ва (в т. ч. англ, серебро, картины франц. импрессионистов, амер. живопись 18-20 вв. - портрет Дж. Вашингтона работы Г. Стюарта, 1796, и т. д.).

Лит.: Christensen Е. О., A guide to art museums in the United States, N. Y., 1968.

"БОСТОНСКОЕ ЧАЕПИТИЕ" 1773 (Boston Tea Party), эпизод из истории борьбы сев.-амер. колоний Англии за независимость. Решение англ, правительства предоставить Ост-Индской компании право беспошлинного ввоза чая в сев.-амер. колонии (1773), направленное на подрыв экономики колоний, вызвало негодование колонистов, особенно купцов, занимавшихся продажей контрабандного чая. В дек. 1773 группа членов орг-ции "Сыны свободы" проникла на прибывшие в Бостонский порт англ, корабли и выбросила в море большую партию чая. Последовавшее закрытие Бостонского порта, запрещение собраний горожан и расквартирование в городе англ, солдат ещё больше обострили конфликт между метрополией и колониями.

БОСТРЁМ (Bostrom) Кристофер Якоб (1.1.1797, Питео,-22.3.1866, Упсала), шведский философ-идеалист, проф. Упсальскогоун-та. Свою систему "персонального" идеализма разработал под влиянием И. Канта и Г. Гегеля. Исходным пунктом по Б., является самосознание, поэтому философия есть наука о личности ("Афоризмы о душе и восприятии", 1939). Миру феноменов, или пространственно-временных объектов, данных в опыте, противостоит мир "вещей самих по себе", или идей (в платоновском их понимании), завершающихся богом и познаваемых лишь рационально. Разрыв двух форм познания преодолевает понятие "двойств, существования", по к-рому идеи могут иметь и "пространственно-временное" бытие. Б. отвергает понятие развития. Общество, согласно Б., существует в двух формах: частной (семья) и общей (народ); оно противостоит интересам частных лиц и оберегает свои интересы через гос-во, идеальной формой к-рого объявляется конституционная наследств, монархия. Философия Б. имела значит, влияние в Швеции во 2-й пол. 19 в.

Соч.: Skrifter, del 1-3, Uppsala, 1883-1901.

Лит.: История философии, т. 3, М., 1959, с. 573 - 76; Ljunghotf J., Christopher Bostrom, Sveriges Platon, Uppsala, 1916; Wedberg A., Den logiska strukturen, hos Bostrom filosofi, Uppsala, 1937,

Ц. Г. Арзаканьян.

БОСФОР (тур. Karadeniz Bogazi, греч. Bosporos), пролив между Европой и п-овом М. Азия, соединяет Чёрное и Мраморное моря. Дл. ок. 30 км, шир. от 750 м до 3,7 км. Представляет собой древнюю речную долину, затопленную морем в антропогене. Берега высокие, крутые. Имеются удобные естеств. гавани, из к-рых лучшая - Золотой Рог у европ. берега, близ выхода в Мраморное м. Здесь и на противоположном азиатском берегу расположен г. Стамбул. Наименьшая глуб. на фарватере 33 м, наибольшая-до 80 м. Поверхностное течение в Б., направленное с С. на Ю., несёт в среднем за год ок. 325 км3 распреснённой (18°/оо) черноморской воды; в глубинном течении, направленном с Ю. на С., поступает ок. 175 км3 солёной воды (38°/оо) из Мраморного м. в Чёрное. Водообмен через Б. впервые был изучен рус. океанографом С. О. Макаровым в 1881-82.

О международно-правовом и политич. значении Б. см. в ст. Черноморские проливы.

БОСХ, Бос (Bosch) Хиеронимус (собств. Хиеронимус в а н А к е н, Hieronymus van Aeken) (род. около 1450-60, Хертогенбос, - ум. 1516, там же), нидерландский живописец. Писал религ., аллегорич. и жанровые картины ("Искушение св. Антония", Нац. музей старинного иск-ва, Лисабон; "Операция головы", триптихи "Воз сена", "Сад наслаждений" и "Поклонение волхвов" - в Прадо, Мадрид; "Корабль дураков", Лувр, Париж; "Блудный сын", Музей Бойманса - ван Бёнингена, Роттердам). Творчество Б., сложившееся в пору кризиса нидерл. живописи, сложно и противоречиво, отмечено смелым расширением круга тем и образов, их необычностью и зачастую причудливостью. Изощрённую ср.-век. фантастику, мрачные демонич. образы Б. сочетал с фольклорными сатирич. и нравоучит. тенденциями; источником его фантазии были нар. пословицы, поговорки, притчи, суеверия. Новаторские тенденции иск-ва Б., яркость его нар. типов и бытовых мотивов, поражающие жизненной свежестью пейзажные фоны его картин подготовили почву для формирования нидерл. бытового жанра и пейзажа.

Лит.: Tolnay К., Hieronimus Bosch, Baden-Baden, 1965.

К ст. Больница. 1. Больница Санто-Спирито в Риме. 1480-е гг. Архитектор Б. Понтелли. 2. Голицьшская (ныне 1-я городская) больница в Москве. 1796-1801. Архитектор М. Ф. Казаков. 3. Странноприимный дом (ныне Институт им. Склифосовского) в Москве. 1794-1807, Архитекторы Е. С. Назаров, Дж. Кваренги и др. 4. Госпиталь в Челси. Великобритания. 1694. Архитектор К. Рен. 5. Городская клиническая больница в Вильнюсе. 1967. Архитекторы 3. Ляндсбергис, Э. Хломаускас. 6. Городская больница Тримли в Цюрихе. Швейцария. 1960-е гг.

К ст. Большой театр СССР. 1. Здание театра. 1821-24. Архитекторы О. И. Бове, А. А. Михайлов. Перестроен в 1855-56 А. К. Кавосом. 2. Фойе театра. 3-9. Сцены из опер: 3. "Иван Сусанин" М. И. Глинки. 4. "Садко" Н. А. Римского-Корсакова. 5. "Князь Игорь" А. П. Бородина. 6. "Борис Годунов" М. П. Мусоргского. 7. "Тихий Дон" И. И. Дзержинского. 8. "Война и мир" С. С. Прокофьева. 9. "Евгений Онегин" П. И. Чайковского.

К ст. Большой театр СССР. 1 - 3. Сцены из опер: 1. "Мать" Т. Н. Хренникова. 2. "Октябрь" В. И. Мурадели. 3. "Семён Котко" С. С. Прокофьева. 4-9. Сцены из балетов: 4. "Ромео и Джульетта" С. С. Прокофьева. 5. "Лебединое озеро" П. И. Чайковского. 6. "Бахчисарайский фонтан" Б. В. Асафьева. 7. "Каменный цветок" С. С. Прокофьева. 8. "Щелкунчик" П. И. Чайковского. 9. "Спартак" А. И. Хачатуряна.

К ст. Еоспорское государство. 1. Акротерий в виде женской фигуры. Первые века н. э. 2. Надгробие Майи, жены Каллия. Греческая работа. 4-3 вв. до н. э. 3. Голова Деметры. Фресковая роспись в склепе Деметры в Пантикапее. 1 в. н. э. 4. Статуя Неокла, правителя Горгиппии. Мрамор. 2 в. н. э. 5. Голова Афродиты (из Пантикапея). Мрамор. Малоазийская работа. 1 в. н. э. (тип восходит к греческим образцам 2-й пол. 5 в. до н. э.). 6. Фрагмент стелы из Пантикапея с изображением юноши. Мрамор. Ионийская работа. 1-я пол. 5 в. до н. э. Эрмитаж. Ленинград. 7. Остатки общественного здания в Пантикапее. 2 в. до н. э. (1,2 - Керченский историко-археологический музей; 4, 5 - Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.)

К ст. Бразилия. 1. Влажноэкваториальный лес на берегах р. Амазонка. 2. Северо-восточная часть Бразильского плоскогорья. 3. На кофейной плантации в штате Сан-Паулу. 4. Нефтеперерабатывающий завод в Салвадоре. 5. Рио-де-Жанейро. Общий вид города. Справа - гора Пан-ди-Асукар ("Сахарная голова"). Слева, на переднем плане - холм Корковаду со статуей Христа (1931, французский скульптор П. Ландовски).

К ст. Бразилия. 1. Алейжадинью. Церковь Сан-Франсиску в Ору-Прету. 1766-94. 2. Ж. В е и г а. Фонтан "Дус Коитус" в Ору-Прету. 1745. 3. М. д и Куаресмаи др. Монастырь Сан-Франсиску в Салвадоре. 1-я пол. 18 в. Интерьер церкви. 4. Л. К о с т а, О. Н и м е и е р, А. Э. Р е и д и и др. Министерство просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро. 1937-43. 5. Район Морру-да-Виува в Рио-де-Жанейро. Застройка сер. 20 в. 6. Л. К о с т а. Жилое здание "Нова Синтра" в Рио-де-Жанейро. 1948. 7. А. Э. Р е и д и. Ансамбль зданий на холме Педрегулью в Рио-де-Жанейро. 1950-52. 8. О. Н и м е и е р. Дворец президента ("Паласиу ди алварада") в г. Бразилия. 1958-59.

К ст. Бразилия. 1. А л е и ж а д и и ь ю. Статуя пророка на лестнице церкви Бон-Жезус-ди-Матозиньюс в Конгоньясе. До 1805. 2. Резная кафедра. Дерево. 1-я пол. 18 в. Монастырь Сан-Франсиску. Салвадор. 3. Э. В и с к о н т и. Портрет Н. ди Асис. 1904. 4. К. П о р т и н а р и. "Тирадентис". Фрагмент росписи в колледже г. Катагуазис. 1948-49. 5. Ж. Ф. д и Алмейда Ж у н и 6 р. "Гитарист". 2-я пол. 19 в. Художественный музей Сан-Паулу. 6. М. Грубер К о р р е я. "Полицейское насилие". Гравюра на дереве. 1953. 7. К. С к л и а р. "Шахтёр". Гравюра на линолеуме. 1952. 8. Э. ди Кавальканти. "Отдых". Сер. 20 в. 9. Б. Джорджи. Мужской портрет. Бронза. 1944.

К ст. Браманте. 1 - 2. Церковь Санта-Мария делле Грацие ь Милане. 1492-97 (1-средокрестие и х