БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ндшафты. Значительно совр. оледенение (пл. 1780 км2). См. также Кавказ.

БОЛЬШОЙ КАМЕНЬ, посёлок гор. типа, центр Шкотовского р-на Приморского края РСФСР, на берегу Уссурийского зал. Японского м., в 8 км от ж.-д. ст. Петровка (на линии Смоляниново - Дунай). 30,4 тыс. жит. (1968). 3-д строит, деталей. Рыболовство.

БОЛЬШОЙ КАНЬОН (Grand Canyon), Большой Каньон Колорадо, каньон в шт. Аризона (США), в ср. течении р. Колорадо, на плато Колорадо. Один из глубочайших каньонов мира. Протягивается на 320 км вниз по течению от впадения Литл-Колорадо. Глуб. до 1800 м, шир. на уровне поверхности плато (выс. 2100-2400 м) 8-25 км, у уреза воды в реке - менее 1 км (на отд. участках-до 120 м). Отвесные, местами сильно расчленённые склоны изобилуют выступами, имеющими формы бастионов, колонн и пирамид. Река Колорадо прорезает горизонтально залегающие пласты пород от архейских кристаллич. до верхнепалеозойских осадочных - известняков, песчаников, сланцев и др., имеющих различную окраску. Образовался в кайнозое в результате эрозии р. Колорадо, усилившейся постепенным поднятием плато. Река Колорадо в Б. К. имеет падение в ср. 1,5 м на 1 км и течёт со скоростью до 25 км/ч. Б. К. живописен, привлекает большое число туристов и является национальным парком.

БОЛЬШОЙ КАРАМАН, река в Саратовской обл. РСФСР, лев. приток Волги. Дл. 198 км (весной до 220 км, т. к. летом верховья пересыхают), пл. басс. 4260 км2. Берёт начало на отрогах Общего Сырта, впадает в Волгоградское водохранилище. Питание гл. обр. снеговое и грунтовое. Весной судоходна.

БОЛЬШИЙ КИЗИЛ, река в Башк. АССР, низовье в Челябинской обл. РСФСР, прав, приток р. Урал. Дл. 155 км, пл. басс. 1870 км2. Берёт начало с хр. Уралтау. Сплавная.

БОЛЬШИЙ КИНЕЛЬ, река в Оренбургской и Куйбышевской обл. РСФСР, прав, приток Самары (басс. Волги). Дл. 437 км, пл. басс. 15 200 км2. Берёт начало на зап. склоне Общего Сырта. Питание гл. обр. снеговое. Летом сильно мелеет. В низовье судоходна. На реке - гг. Бугуруслан, Похвистнево.

БОЛЬШОЙ КОЧМЕС, река в Коми АССР, лев. приток р. Уса (басс. Печоры). Дл. 198 км, пл. басс. 1890 км2. Берёт начало среди болот у подножия Приполярного Урала. Очень извилиста. Питание смешанное.

БОЛЬШОЙ КРЕМЛЁВСКИЙ ДВОРЕЦ, дворец в Моск. Кремле. Построен в 1839-49 арх. К. А. Тоном при участии арх. Ф. Ф. Рихтера, Н. И. Чичагова, П. А. Герасимова, В. А. Бакарёва и др. Парадные залы дворца имеют названия рус. дореволюц. орденов (Георгиевский, Владимирский, Екатерининский), что отразилось в их архитектурном декоре. Георгиевский зал (назван в честь воен. ордена Георгия Победоносца) украшен статуями (работы И. П. Витали), олицетворяющими области, вошедшие в состав России, барельефами с изображением Георгия Победоносца, поражающего дракона (скульптор П. К. Клодт), мраморными досками с именами Георгиевских кавалеров и названиями отличившихся в сражениях воинских частей. До 1917

Б. К. д. был моек, резиденцией рус. императоров и служил для парадных приёмов.

После Великой Окт. революции и перенесения столицы Сов. государства в Москву (март 1918) в б. Андреевском зале Б. К. д. проводились заседания высших сов. и парт. органов, конгрессы Коминтерна. Здесь многократно выступали В. И. Ленин, выдающиеся деятели Коммунистич. партии и Сов. государства, междунар. коммунистич. и рабочего движения. В 1933-34 из Андреевского и соседнего Александровского залов по проекту арх. И. А. Иванова-Шипа был создан самый большой во дворце Зал заседаний, рассчитанный на 2500 мест. Центром архит. композиции зала является монументальная статуя В. И. Ленина (работы скульптора С. Д. Меркурова). 5 дек. 1936 на Чрезвычайном 8-м съезде Советов СССР здесь была принята Конституция СССР. В Зале заседаний происходят сессии Верх. Совета СССР и Верх. Совета РСФСР, всесоюзные совещания работников пром-сти и с. х-ва, съезды творческих союзов; проводятся дипломатич. и правительств.-приёмы. В Б. К. д. состоялись 14-й, 15-й, 17-21-й съезды Ком-мунистич. партии.

Лит.: Художественные памятники Московского Кремля, М., 1956.

БОЛЬШОЙ КРУГ (матем.), всякий круг, получающийся при сечении шара плоскостью, проходящей через его центр. Окружность, проходящую через две диаметрально противоположные точки сферы, часто также паз. Б. к.

БОЛЬШОЙ КУНДЫШ, река в Кировской обл. РСФСР и Map. АССР, прав, пряток Б. Кокшаги (басс. Волги). Дл. 173 км, пл. басс. 1710 км2. Течёт среди болот Волго-Ветлужского полесья. Питание преим. снеговое. Ср. годовой расход в 25 км выше устья 5,5 м3/сек.

БОЛЬШОЙ КУЯЛЬНИК, река в Одесской обл. УССР. Дл. 150 км, пл. басс. 1860 км2. Берёт начало на юго-вост. склонах Подольской возв. Впадает в Куяльницкий лиман, отделённый от Чёрного м. пересыпью. Питание преим. снеговое. Летом пересыхает, зимой иногда перемерзает. На Куяльницком лимане - Куяль-ницкий курорт.

БОЛЬШОЙ ЛУГ, посёлок гор. типа в Иркутской обл. РСФСР. Расположен на р. Олха (басс. Ангары). Ж.-д. станция в 38 км к Ю. от Иркутска. 11,1 тыс. жит. (1968). Леспромхоз. Часть населения работает на предприятиях гг. Иркутска и Шелехова.

БОЛЬШОЙ ЛЮЦЕРНОВЫЙ ДОЛГОНОСИК, люцерновый скосарь (Otiorrhynchus ligustici), насекомое сем. долгоносиков. Жук дл. 9-12 мм, чёрный; личинка жёлто-белая. Распространён в Сев. и ср. Европе, в степной зоне Европ. части СССР, на Кавказе и в М. Азии. Жуки повреждают листья, личинки - корни многих культур, но преим. люцерны, клевера, эспарцета. Меры борьбы: ловчие канавки, обработка посевов инсектицидами.

Большой Кремлёвский дворец. Внешний вид.

Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца

Большой люцерновый долгоносик: 1-жук; 2 - личинка; 3 - корень люцерны, повреждённый большим люцерновым долгоносиком.

БОЛЬШОЙ МЕНДЕРЕС, Бююк-Мендерес (Buyuk Menderes), в древности - Меандр, река на 3. Турции. Дл. 380 км. Берёт начало на Анатолийском плоскогорье, впадает в Эгейское м., образуя дельту. В ниж. течении русло реки очень извилисто; древнее назв. Б. М. стало нарицательным для обозначения речных излучин - меандр.

БОЛЬШОЙ НЕФУД, пустыня на С. Аравийского п-ова; см. Нефуд.

БОЛЬШИЙ ОЮ, река в Архангельской обл. РСФСР. Дл. 175 км, пл. басс. 3070 км2. Берёт начало на сев.-зап. склонах хр. Пай-Хой, впадает в прол. Югорский Шар. Питание снеговое и дождевое.

БОЛЬШОЙ ПАТОМ, река в Иркутской обл. РСФСР, прав, приток Лены. Дл. 460 км, пл. басс. 26 900 км2. Течёт в глубоком ущелье по Патомскому нагорью. Порожистая. Питание смешанное, с преобладанием снегового и дождевого. Замерзает в октябре, вскрывается в мае. В низовье сплавная.

БОЛЬШОЙ ПЁС (лат. Canis Major), созвездие Юж. полушария неба, самая яркая звезда - Сириус, имеет блеск -1,4 визуальной звёздной величины. Наилучшие условия видимости в декабре -январе. Видно в центр, и юж. районах СССР. См. Звёздное небо.

БОЛЬШОЙ ПИТ, река в Красноярском крае РСФСР, прав, приток Енисея. Дл. 415 км, пл. басс. ок. 21 700 км2. Берёт начало и протекает в пределах Енисейского кряжа. Питание преим. снеговое со значит, долей дождевого. Замерзает в середине ноября, вскрывается в середине мая. Сплавная. Судоходна до пристани Брянка.

БОЛЬШОЙ САЯН, Пограничный, название вост. части водораздельного хр. Восточный Саян.

БОЛЬШбЙ СЕН-БЕРНАР (франц. Grand-Saint-Bernard, итал. Gran San Bernardo), перевал в зап. части Пеннинских Альп, на границе Швейцарии и Италии. выс. 2469 м. Через перевал проходит шоссе из долины р. Дора-Бальтеа (г. Аоста в Италии) в долину р. Рона (г. Мартиньи-Виль в Швейцарии).

БОЛЬШОЙ СОВЕТСКИЙ АТЛАС МИРА, см. Атлас географический.

БОЛЬШОЙ ТАП, река на Ю.-З. Ханты-Мансийского нац. окр. Тюменской обл. РСФСР, лев. приток р. Конда (басс. Иртыша). Дл. 504 км, пл. басс. 6700 км2. Берёт начало из оз. Тап-То, течёт среди болот и озёр на Ю. Питание снеговое и дождевое.

БОЛЬШОЙ ТЕАТР СССР, Государственный академический Большой театр Союза С С Р (ГАБТ), ведущий советский театр оперы и балета, крупнейший центр русской, советской и мировой муз.-театральной культуры. Создание Б. т. тесно связано с расцветом рус. нац. культуры в конце 18 в., с появлением проф. актёров, с зарождением рус. оперной музыки. Б. т. сыграл выдающуюся роль в становлении рус. музыкально-театрального иск-ва, в формировании нац. музыкально-сценической исполнительской школы.

В 1776 моск. губернский прокурор князь П. В. Урусов и антрепренёр М. Г. Медокс сформировали постоянную труппу Моск. российского театра, в которую вошли театральные труппы Н. С. Титова и Моск. ун-та, а также крепостные актёры П. В. Урусова и др. С 1776 спектакли ставились в доме графа Р. И. Воронцова на Знаменке (здесь в 1779 была поставлена комич. опера М. М. Соколовского "Мельник - колдун, обманщик и сват"). В 1780 театр перешёл в здание, построенное на углу Петровки (на месте совр. Б. т.), и стал именоваться Петровским. Это был первый в Москве постоянный театр. Участие певцов в драматич. спектаклях способствовало развитию реалистич. иск-ва рус. оперной сцены. Среди первых актёров: И. И. и Н. Ф. Калиграф, Г. В. Базилевич, М. С. Синявская, И. М. Соколовская, А. Г. Ожогйн, П. В. Злое, позже Е. С. Сандунова и др. В репертуаре театра были оперы первых рус. композиторов: В. А. Пашкевича, М. М. Соколовского, Е. И. Фомина и др., а также популярные произведения крупнейших иностр. композиторов: В. Моцарта, Дж. Перголези, Д. Чимарозы, А. Гретри и др. В балетную труппу театра вошли воспитанники Московского воспитат. дома и крепостные актёры. В 1806 театр стал государственным (перешёл в ведение Дирекции московских императорских театров).

В 1805 здание театра сгорело, и до 1825 спектакли шли на различных театр, площадках. Построенный (на старом месте) в 1824 новый театр (арх. О. И. Бове, с использованием проекта А. А. Михайлова) получил название Б. Петровский. Монументальное здание с мощным 8-колонным портиком и медной квадригой Аполлона над фронтоном (скульптор П. К. Клодт) - выдающийся по красоте и внутр. устройству памятник рус. ампира. Театр был открыт 6(18) января 1825 прологом "Торжество муз" Верстовского и Алябьева. В эти годы в репертуаре театра всё большее место занимают произв. рус. авторов: сначала оперы-водевили ("Деревенский философ" Алябьева, "Хлопотун", "Забавы калифа" Верстовского и др.) и балеты-дивертисменты ("Семик, или Гулянье в Марьиной роще", "Праздник жатвы" на музыку С. Давыдова и др.), позднее оперы Верстовского: "Пан Твардовский" (1828), "Вадим" (1832), "Тоска по родине" (1839) и др., лучшей из к-рых была "Аскольдова могила" (1835). Ведущее место на моск. сцене занимали певцы: П. П. Булахов, А. О. Бантышев, Н. В. Лавров, Н. В. Репина и др.

Среди балетов были популярны спектакли-дивертисменты с нац. сюжетами. Успехи балета связаны с приходом в 1812 в театр танцовщика и балетм. А. П. Глуш-ковского. В балетной труппе выделялись: Т. И. Иванова, Д. С. Лопухина, А. И. Воронина-Иванова и др. С расцветом рус. романтич. оперы утверждается и романтич. балет; был поставлен балет "Жизель" Адана (1843). Среди артистов балета: Е. А. Санковская, Е. И. Андреянова, К. Ф. Богданов и др.

Историч. этапом в развитии театра и формировании реалистич. принципов вокального сценич. иск-ва явились пост, опер М. И. Глинки "Иван Сусанин" (1842) и "Руслан и Людмила" (1846) и оперы А. С. Даргомыжского "Русалка" (1859).

В 1853 театр сгорел. Открывшееся в 1856 здание было значительно перестроено (проект арх. А. К. Кавоса), исправлены акустич. и оптич. недостатки. Зал разделён на 5 ярусов вместимостью св. 2000 чел.

В 60-70-е гг. 19 в. Дирекция имп. театров в угоду аристократич. зрителю сдала Б. т. в аренду итал. оперной труппе, к-рая стала играть поочерёдно с труппой Б. т. Привилегированное положение итальянцев мешало рус. опере завоевать внимание публики. Прогрессивные деятели рус. муз. культуры В. Ф. Одоевский, П. И. Чайковский и др. возглавили борьбу с итальяноманией, призывая к нац. самобытности иск-ва. В Б. т. ставятся новые оперы рус. авторов: "Юдифь" (1865) и "Рогнеда" (1868) Серова, первая опера Чайковского - "Воевода" (1869), "Демон" Рубинштейна (1879) и др.

Значительных успехов достигает балет Б. т. Известность получили артисты балета: П. П. Лебедева, С. П. Соколов, В. Ф. Гельцер, позже Л. А. Рославлева, А. А. Джури, И. Н. Хлюстин, Н. П. До-машев и др. В театре работали балетмейстеры Ж. Перро, М. И. Петипа и др. Были поставлены: "Конёк-горбунок" Пуни (1864), "Дон Кихот" Минкуса (1869) и др.

В конце 70-х гг. начинается новый этап в истории Б. т. Постановки произведений П. И. Чайковского - "Лебединое озеро" (1877), "Евгений Онегин" (1881), "Мазепа" (1884), "Черевички" (1887), "Пиковая дама" (1891), "Иоланта" (1893), "Спящая красавица" (1899) - ознаменовали расцвет рус. оперы и балета. Впервые были исполнены оперы: М. П. Мусоргского "Борис Годунов" (1888), Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка" (1893) и "Ночь перед Рождеством" (1898). В 1898 состоялась премьера оперы А. П. Бородина "Князь Игорь". Высокая художественность и новаторство этих произв., сложность и глубина их замысла способствовали развитию исполнительского иск-ва. Во 2-й пол. 19 в. в Б. т. пели выдающиеся певцы: Е. А. Семёнова, А. Д. Александрова-Кочетова, М. А. Дейша-Сионицкая, Е. А. Лавровская, Б. Б. Корсов, П. А. Хохлов, Л. Д. Донской и др.

Одновременно с расширением рус. репертуара Б. т. осуществлял постановки лучших произв. зап.-европ. композиторов. Кроме ранее шедших опер В. Моцарта, Дж. Россини, К. Вебера и др., были поставлены: "Риголетто", "Аида", "Травиата" Верди; "Фауст", "Ромео и Джульетта" Гуно; "Кармен" Визе; "Лоэнгрин" Вагнера и др.

Мировое признание рус. вокальной школы относится к нач. 20 в., когда в спектаклях Б. т. выступали Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова. Вместе с ними на сцене Б. т. пели М. Г. Гукова, И. В. Грызунов, Г. А. Бакланов, В. Р. Петров, Г. С. Пирогов, И. А. Алчевский, А. П. Боначич и др.

Традиции рус. нац. балета были продолжены выдающимися танцовщиками: Е. В. Гельцер, С. В. Фёдоровой, В. Д. Тихомировым, М. М. Мордкиным, В. А. Каралли и др. В эти годы в Б. т. работал балетмейстер А. А. Горский, вписавший одну из самых значит, страниц в историю рус. балета.

В создании оперных и балетных спектаклей участвовали дирижёры: И. К. Альтани, В. И. Сук, А. Ф. Аренде, Э. А. Купер, С. В. Рахманинов, способствовавшие высокой муз. культуре спектаклей; хормейстер У. И. Авранек, художники А. Я. Головин, К. А. Коровин и др.

Преодолевая рутину постановочной практики имп. сцены, передовые деятели театра в нач. 20 в. создали спектакли: "Псковитянка" (1901), "Моцарт и Сальери" (1901), "Пан воевода" (1905), "Садко" (1906), "Кащей Бессмертный" (1917) Римского-Корсакова, "Франческа да Римини" и "Скупой рыцарь" Рахманинова (1906), "Хованщина" Мусоргского (1912, в пост. Ф. И. Шаляпина), "Раймонда" Глазунова (1900) и др.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру в развитии искусства Б. т. В трудные годы Гражд. войны была полностью сохранена труппа Б. т. В условиях жестокого топливного кризиса В. И. Ленин отверг предложение временно закрыть Б. т. Артистическому коллективу были созданы условия для творческой работы. В 1919 театру присвоено звание академического. В 1924 открылся филиал Б. т. (в помещении 6. Частной оперы Зимина). В первые же годы Сов. власти встал вопрос о создании нового, сов. репертуара. С сер. 20-х гг. на сцене театра появляются оперы сов. композиторов: "Декабристы" Золотарёва (1925), "Степан Разин" Триодина (1925), "Загмук" Крейна (1930), "Прорыв" Потоцкого (1930). Тогда же были поставлены: "Любовь к трём апельсинам" Прокофьева (1927), "Алмаст" Спендиарова (1930) и др. Одной из важнейших задач Б. т. в эти годы явилось новое прочтение оперной классики и прежде всего русской. В 1927 театр осуществил пост, оперы М. П. Мусоргского "Борис Годунов" со сценой "У Василия Блаженного", в 1925 - оперу "Сорочин-ская ярмарка". Новое муз.-сценич. решение получили оперы "Царская невеста" (1918), "Сказка о царе Салтане" (1920) Римского-Корсакова, "Евгений Онегин" (1933), "Мазепа" (1934) Чайковского и др. Театр ставил и произв. западной классики. В 1921 исполнена драматич. легенда (оратория) Г. Берлиоза "Осуждение Фауста". Возобновляются пост, опер Р. Вагнера: "Золото Рейна" (1918), "Лоэнгрин" (1923), "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1929) и др.

Первые успехи сов. балета связаны с исканиями в области героико-революц. тематики. В 1918 в Б. т. поставлен балет на музыку А. К. Глазунова "Стенька Разин-". Большим событием в творческой истории Б. т. была пост, в 1927 первого сов. балета "Красный мак" Глиэра, воплотившего на сцене революц. романтику. Одновременно театр работал над классикой. В 1919 впервые в Б. т. поставлен балет "Щелкунчик" Чайковского, заново были поставлены" Лебединое озеро","Спящая красавица", "Раймонда", "Жизель", "Дон Кихот". В 1921 театр поставил "Петрушку" Стравинского. Значит, вехой в работе над сов. репертуаром в 30-е гг. явилась пост, опер "Тихий Дон" (1936) и "Поднятая целина" (1937) Дзержинского. В 1938 была поставлена опера "Броненосец „Потёмкин" "Чишко. Возобновлённые на советской сцене оперы М. И. Глинки "Иван Сусанин" (1939) и "Руслан и Людмила" (1937) раскрыли народно-героическую сущность этих произв., особое значение приобрели массово-хоровые сцены.

Идя по пути создания революц. балета, Б. т. в 1933 поставил "Пламя Парижа" Асафьева. Другой его балет -"Бахчисарайский фонтан" (пост, в 1936) стал одним из первых образцов сов. психологич. хореографич. драмы.

В труппе Б. т. в эти годы выступали выдающиеся мастера: певцы - нар. арт. Республики В. Р. Петров, Л. В. Собинов; нар. арт. СССР А.В.Нежданова, Н.А.Обухова, К. Г. Держинская, Е. А. Степанова, Е. К. Катульская, В. В. Барсова, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, Н. С. Ханаев, А. С. Пирогов, М. Д. Михайлов, М. О. Рейзен; нар. арт. РСФСР Е. Д. Кругликова, Н. Д. Шпиллер, М. П. Максакова. В. А. Давыдова, А. И. Батурин, П. М. Норцов, Л. Ф. Савранский, Н. Н. Озеров; засл. арт. РСФСР В. Р. С ливийский и др.; артисты балета-нар. арт. Республики Е. В. Гельцер, В. Д. Тихомиров; нар. арт. СССР А. Н. Ермолаев; нар. арт. РСФСР М. Т. Семёнова, М. М. Габович, А. М. Мессерер; засл. деят. иск-в В. В. Кригер и др. Дирижёры - нар. арт. Республики В. И. Сук, М.М