БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

отделения при пед. уч-щах в гг. Сегед и Сомбатхей, библиотечные школы в Берлине и Лейпциге, в Лодзи и Вроцлаве, в Праге, Брно, Братиславе и др.

В капиталистич. странах, как правило, нет гос. системы Б.-б. о. Библиотечная подготовка даётся чаще всего на основе законченного высшего (для науч. библиотек) и среднего (для массовых библиотек) образования, напр. в Великобритании-в одногодичной школе библиотечного и архивного дела при Лондонском ун-те и 9 библиотечных школах, в Дании -в библиотечной школе в Копенгагене, во Франции - в одногодичной библиотечной школе и Ecole des chartes в Париже; в США кадры высшей квалификации для библиотек всех типов готовят на базе высшего образования ок. 40 библиотечных школ при университетах.

Лит.: Крупская Н. К., Библиотечная семинария, Педагогические сочинения, т. 8, М., I960; Оленева 3. П., Становление и развитие высшего библиотечного образования в СССР, "Тр. Ленинградского библиотечного ин-та имени Н. К. Крупской", 1961, т. 8; Казанцева Л. В., Развитие библиотечного образования в СССР, в сб.: 40 лет библиотечного строительства в СССР, М., 1958. Ю. Г. Григорьев.

БИБЛИОТЕЧНЫЕ ИНСТИТУТЫ, см. в статьях Библиотечно-библиографичес-кое образование, Культуры институты.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ КОЛЛЕКТОР, см. Коллектор библиотечный.

БИБЛИОТЕЧНЫХ АССОЦИАЦИЙ ФЕДЕРАЦИЯ международная (ИФЛА, англ. International federation of library associations - IFLA, франц. Federation Internationale des associations de bibliothecaires - FIAB), осн. в 1929. Объединяет (1970) 100 библиотечных организаций 65 стран и 5 междунар. библиотечных объединений. Деятельность федерации направлена на развитие и укрепление междунар. библиотечного сотрудничества. Федерация принимала участие в составлении единых правил каталогизации произв. печати, в подготовке конвенций по междунар. книгообмену и т. д. Каждый член федерации представлен в её Ген. совете, сессии к-рого проводятся ежегодно (36-я сессия - в Москве, 1970). Работой федерации руководит Исполнит. бюро во главе с президентом. СССР представлен в ИФЛА Советом по вопросам библиотечной работы Мин-ва культуры СССР (с 1959). Издания федерации: протоколы сессий Ген. совета, сообщения в журн. "Libri", бюллетень "Информационный листок ИФЛА" (изд. на рус. яз. с 1965 Всесоюзной гос. б-кой иностр. лит-ры, ротапринт).

Лит.: О ш а н и н а Е. А. (сост.), Международная федерация библиотечных ассоциа" ций. Справка, М., 1959. Б. П. Каневский.

БИБЛИОФИЛЬСТВО, библиофилия (от греч. biblion - книга и philia -любовь, букв. - любовь к книге), собирательство редких и ценных изданий. Помимо большого значения для умственного и духовного развития самого собирателя (библиофила), Б. выполняет немалую обществ, роль, способствуя образованию выдающихся собраний произведений печати, сбережению редких изданий и отд. экземпляров книг, замечательных по качеству печати, иллюстраций, переплётов, книг, имеющих автографы или записи их бывших владельцев и читателей, представляющие историч. и науч. интерес, и т. п. (см. Книга). Многие библиофильские собрания легли в основу крупных публичных б-к.

Собирательство произведений письменности возникло в глубокой древности на Востоке, затем в Др. Греции и Риме. В ср. века существовали примечательные частные собрания рукописных книг, напр. англ. епископа Р. де Бери, автора трактата о Б.- "Любокнижие" ("Philobib-lon", 1345). После изобретения и распространения книгопечатания (сер. 15 в.) печатные издания постепенно занимают всё большее место в коллекциях библиофилов, но и старинные рукописные книги остаются весьма ценными объектами собирательства .

По содержанию Б. носит различный характер в зависимости от интересов, вкусов и целей собирателя. Наибольшую историко-культурную ценность имеют собрания, содержащие старинные рукописи, инкунабулы и книги 16-17 вв., особенно издания таких мастеров печатного иск-ва, как Альд Мануций (Венеция), Этьенны (Париж), Плантен (Антверпен), Эльзевиры (Лейден, Амстердам), первопечатные слав, книги Ш. Фиоля (Краков), Франциска (Георгия) Скорины (Прага, Вильнюс), Ивана Фёдорова (Москва, Заблудово, Львов, Острог), первоизда-ния классиков мировой лит-ры, книги, запрещённые папскими индексами, цензурой, и т. д. Особую научную ценность представляют коллекции, составленные по отд. отраслям науки и иск-ва и охватывающие значит. периоды их развития.

Сведения о редких и ценных зап.-европ. книгах содержатся в библиографич. трудах: Ж. Т. Брюне, "Руководство книготорговца и любителя книг"-"Manuel du libraire et de 1'amateur de livres", 1810, 5 изд., 1860-65; И. Г. T. Грессе, "Сокровищница редких и ценных книг" - "Тresor de livres...", 1859-69; о рус. книгах -Каратаев И., "Описание славяно-русских книг, напечатанных кирилловскими буквами", т. 1, 1491-1652, П., 1883; "Книги кирилловской печати, изданные в Москве в 16-17 вв." (сост. А. С. Зернова), 1958; "Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII в. 1725-1800", 1962-67; "Библиотека Д. В. Ульянинского", 1912-15; Иваск У. Г., "Частные библиотеки в России", 1911; Смирнов-Сокольский Н. П., "Моя библиотека. Библиографическое описание", т. 1-2, 1969, и др.

Среди библиофилов прошлого славятся Ж. Гролье (1479-1565), Ж. де Ту (1553-1617), кардинал Дж.Мазарини (1602-61), библиотека к-рого содержала 45 тыс. печатных книг и 400 рукописей, польский епископ Юзеф Залуский (1702-74), собравший более 250 тыс. книг и рукописей, и др. С нач. 19 в. Б. в Зап. Европе, особенно во Франции и Англии, получает широкое развитие: возникают библиофильские об-ва и клубы, издаются спец. журналы, проводятся аукционы по продаже редких книг.

В России Б. возникло в 16 в. (известны частные собрания кн. А. М. Курбского и Иоанникия Строганова). В 17-1-й пол. 18 вв. славились как книголюбы: боярин А. С. Матвеев, Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Андрей Виниус, Стефан Яворский, Яков Брюс, завещавший свою науч. библиотеку Петерб. Академии наук, Д. М.Голицын, В. Н. Татищев и др. Крупнейшее собрание рус. книг и рукописей конца 18 в. А. И. Мусина-Пушкина, включавшее единственный экземпляр рукописи "Слова о полку Игоревен, погибло в 1812 при пожаре Москвы. Тогда же сгорела и замечательная б-ка иностранных книг гр. Д. П. Бутурлина, в к-рой одних только инкунабул было до 6 тыс. Собранная П. П. Дубровским во Франции в последние годы 18 в. богатейшая коллекция зап.-европ. рукописей, насчитывавшая до 11 тыс. единиц (в т. ч. рукописи 5-10 вв.), послужила началом рукописного отдела Публичной б-ки в Петербурге (ныне Гос. публичная б-ка им. Салтыкова-Щедрина). Среди рус. библиофилов 19 в.- А. С. Пушкин, С. А. Соболевский, гр.Н. П. Румянцев, составивший собрание из 28 тыс. печатных книг, 710 рукописей и 1500 географич. карт, положенное в основу б-ки Румянцевского музея в Москве (ныне Гос. библиотека СССР им. В. И. Ленина), А. Д. Чертков, собравший материалы по истории России и соседних с нею стран (ныне хранятся в Гос. публичной историч. б-ке в Москве), А. П. Бахрушин, П. А. Ефремов, Я. Ф. Бере-зин-Ширяев, в нач. 20 в.- Г. В. Юдин, А. Е. Бурцев, Д. В. Ульянинский, Н. П. Лихачёв и мн. др. Издавались описания частных б-к, каталоги "редкостей" антикварно-букинистич. магазинов П. П. Шибанова, В. И. Клочкова и др. Н. В. Соловьёв издавал в Петербурге журналы "Антиквар" (1902-03) и "Русский библиофил" (1911-16).

Многие сов. деятели науки и культуры известны также как собиратели ценных коллекций книг и авторы работ о книгах. Среди них М. Горький, В. А. Десницкий, В. Я. Адарюков, П. Н. Берков, Э. Ф. Гол-лербах, В. Г. Лидии, А. И. Маркуше-вич. И. Н. Розанов, А. А. Сидоров, Н. П. Смирнов-Сокольский и др. В 20-30-х гг. было 2 научно-библиофильских объединения: моск. Русское об-во друзей книги (1920-29) и ленинградское Об-во библиофилов (1923-31). В ряде городов СССР (Москва, Ленинград, Харьков, Одесса и др.) ныне созданы клубы, общества, секции книголюбов.

Лит.: Ульянинский Д. В., Среди книг и их друзей, М., 1903; Похвала книге. Сост. проф. И. А. Шляпкин, П., 1917; Альманах библиофила, Л., 1929; Мезьер А.В., Словарный указатель по книговедению, Л., 1924; Смирнов-Сокольский Н. П., Рассказы о книгах, 2 изд., М., 1960; Неизданные письма иностранных писателей XVIII - XIX веков. Из ленинградских рукописных собраний, под ред. М. П. Алексеева, М.- Л., 1960; Лидии В. Г., Друзья мои - книги. Заметки книголюба, 2 изд., М., 1966; Берков П. Н., О людях и книгах. (Из записок книголюба), М., 1965; его же, Русские книголюбы. Очерки, М.-Л., 1967; Ласунский О. Г., Власть книги. Рассказы о книгах и книжниках, [Воронеж, 1966]; Kirchner J., Lexikon des Buchwesens, Bd 1 - 4, Stuttg., 1952 - 56; Bogeng G. A. E., Die grossen Bibliophilen, Geschichte der Biichersammler und ihrer Sammlungen, v. 1-3, Lpz., 1922; Lonchamp F.-C., Manuel du Bibliophile francais. 1470 - 1920, v. 1 - 2, P.- Losanne, 1927. О. Г. Ласунский.

БИБЛИЯ (от греч. biblia, букв.- книги), сборник разновременных, разноязычных и разнохарактерных соч. (8 в. до н. э.-2 в. н. э.), к-рый лежит в основе богослужения и догматики иудаизма и христианства, признаётся ими священным. Б. состоит из Ветхого завета, признаваемого Священным писанием и иудейской и христ. религиями, и Нового завета, признаваемого лишь христианством.

Ветхий завет, написанный на др.-евр. и частично на арамейском яз. (в 39 книгах), завершён в 3-2 вв. до н. э. Здесь и нар. мифы, и легенды (кн. Бытие), частично восходящие к об-щесемитич. преданиям (миф о грехопадении первых людей, о потопе); ист. повествования (кн. Самуила, Царей), являющиеся важным источником по истории древней Палестины и соседних народов; запись этич. норм и ритуальных предписаний (кн. Второзаконие, куда входят Десять заповедей); публицистич. произведения (кн. Пророки); филос. размышления (кн. Иов, Екклесиаст); любовная лирика (кн. Песнь песней); религ. поэзия (псалмы, приписанные царю Давиду, в совокупности наз. Псалтырь); псевдоист. повести (кн. Есфирь). Согласно традиции, кн. Ветхого завета разделяются на три части: Закон (по-еврейски Тора), или Пятикнижие, составление к-рого приписывается Моисею, Пророки [куда, помимо книг т. н. пророков (Исайя, Иеремия, Иезекииль и 12 "малых пророков"), входят также кн. Иисуса Навина, Судей, 1-я и 2-я кн. Царей и др.] и Писания, или Агиографы. Эти произведения, создававшиеся на протяжении многих веков (нек-рые фрагменты, напр. Песнь Деборы, входящая в состав кн. Судей, восходят к 12 в. до н. э.), объединяются с 5 в. до н. э. в сборники, подвергаются редактированию иерусалимским жречеством, внедрявшим идею, будто у евреев изначально господствовал монотеизм (единобожие). Ветхозаветный канон вырабатывался между 90-100 н. э., а в 7-9 вв. богословы, называемые масоретами (от др.-евр. масо-ра - предание), создают унифицированный текст Ветхого завета. Древнейшие дошедшие до нас полные рукописи Ветхого завета (кон. 9-10 вв.) передают масоретскую редакцию. Только кумран-ские рукописи (найденные в 1947-65 в пещерах на побережье Мёртвого м.) позволили познакомиться в оригинале с отд. книгами и фрагментами Б. в домасорет-ской редакции и создали серьёзную базу для изучения складывания ветхозаветного текста.

В христ. богослужениях Ветхий завет используется в переводах на греч., лат., старослав. и новые яз. В основе многих из этих переводов - др.-греч. перевод (т. н. перевод 70 толковников, по-латински -Септуагинта), сделанный с домасорет-ского текста во 2 в. до н. э. (дошёл в рукописях, начиная с 4 в. н. э.), содержит разночтения по отношению к масорет-ской версии (соответствующие в нек-рых случаях кумранским рукописям). Септуагинта включает, кроме того, ряд произв., не вошедших в евр. канон Б. (см. в ст. Апокрифы). Лат. перевод (гл. обр. с древнеевр. текста, с использованием имевшегося лат. перевода с Септуагинты) выполнен богословом Иеронимом в 386 -406 (сохранились рукописи 6 в.) и положен в основу католич. Б., т. н. Вульгаты. На Руси Б. переводилась преим. с греческого, хотя возможно, что при переводе нек-рых книг пользовались и евр. оригиналом. Первая полная рус. Б. появилась в 1499, причём часть книг была переведена с лат. текста Иеронима. В период Реформации в Зап. Европе появляются переводы Б. на новые яз. (в том числе перевод М. Лютера).

Новый завет написан на др.-греч. яз. (дискуссионным остаётся вопрос, не было ли Евангелие от Матфея первоначально написано по-арамейски) и состоит из 4 Евангелий, Деяний апостольских, 21 послания и Откровения (Апокалипсиса) Иоанна Богослова. Согласно традиции, новозаветные произв. принадлежат ближайшим последователям Христа или их ученикам и датируются в основном сер. 1 в. н. э. На самом деле они созданы позднее, по-видимому, во 2-й пол. 1 - нач. 2 вв. (древнейшая дошедшая рукопись - фрагмент Евангелия от Иоанна - датируется приблизительно 125 н. э.). Новый завет сложился в результате компромисса между различными группировками ранних христиан, причём его канонич. состав не был утверждён до кон. 4 в.: существовал ряд Евангелий, посланий и откровений, не признанных церковью; из последних нек-рые (Откровение Иоанна, послания Иакова, Иуды и др.) впоследствии были включены в канон. Новый завет - важнейший источник по истории становления христианства.

Разнородная по своему происхождению, Б. отражала различные социальные, политич. и этические воззрения. Наряду с призывом к улучшению положения угнетённых (особенно в книгах Пророков) и к разрушению Римской империи (Апокалипсис) в Б. господствует апология монаршей власти, общественного неравенства, собственности; провозглашается, что "нет власти аще не от бога". Идеалом семейных отношений выступает патриархальная семья с подчинением женщины домовладыке, с включением в семью наложниц и домочадцев. Историч. процесс рассматривается как проявление "промысла божьего", земля - как средоточие Вселенной, мир - как имеющий начало и конец.

Признанная священной ("боговдохновенной") книгой христ. церкви, Б. на протяжении всего средневековья определяла форму выражения мысли в Европе. Библейская космогония, социальное учение, этика были признаны церковью непререкаемой нормой и использовались в интересах эксплуататорских классов. К Б. прибегали для оправдания привилегий феодалов, инквизиции, рабства, приниженного положения женщины. Еретические учения (в т. ч. павликианство и богомильство, отвергавшие боговдохновенность Ветхого завета) не столько оспаривали, сколько переосмысливали учение Б., находя в ней подчас обоснование идеи равенства ("Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был господином?"). Ссылками на Б. аргументированы крестьянские требования во время Великой крестьянской войны (1524-26) и программы Англ. бурж. революции. Библейские образы, сюжеты составили арсенал средневекового искусства, в первую очередь в иконописи и скульптуре церквей; и позднее Б. давала сюжеты для художников, писателей, композиторов (Рембрандта, Дж.

Мильтона, И. С. Баха, Дж. Байрона, Т. Манна и др.).

Изучение Б. началось ещё в древности и первоначально имело преим. богословский характер. В ср. века создаётся особая дисциплина - экзегетика, ставившая целью истолкование отд. мест Б. и, в частности, объяснение противоречий, к-рые и тогда уже бросались в глаза, однако трактовались как мнимые. Библейская критика начинается с 17-18 вв. (Б. Спиноза, Ж. Астрюк). Она показала, что Б. не есть исключительная, боговдохно-венная книга, но сложный лит. памятник, отражающий интересы различных общественных кругов, изобилующий противоречиями. Так, в кн. Бытие изложены два взаимоисключающих мифа о сотворении человека [в одной версии мужчина и женщина были созданы одновременно, в другой женщина (Ева) - позднее, из ребра мужчины (Адама)]; в одном мифе о потопе дождь, вызвавший потоп, шёл 40 дней, в другом -150 дней и т. п. В различных евангелиях по-разному определяются время рождения Христа, место, куда увезли младенца Иисуса, продолжительность проповеди Христа; в Б. имеются и теологич. противоречия: в одних посланиях говорится, что человек спасается верой, в других - делами. Противоречивы и социально-этические принципы Б. (осуждение богатства и примирение с богатством; призыв "принести меч" в этот мир и угроза, что поднявший меч от меча и погибнет; призыв не судить других людей и, напротив, подвергнуть их суду; призыв не расходиться с женой и, наоборот, оставить жену и т. п.). Противоречия вскрыты не только между Ветхим и Новым заветом, но и внутри отдельных книг. Вместе с тем были обнаружены повторы, стереотипы. Библейская критика показала, что мировоззрение Б. не уникально и имеет определённые корни и параллели в различных верованиях, обрядах, обычаях древних народов (особенно в вавилонской мифологии). Были вскрыты элементы политеизма и архаичных культов, противоречащих осн. тенденции Б. к монотеизму. Было установлено, что Пятикнижие не могло принадлежать Моисею: уже в нач. 19 в. было доказано, что одна из его книг -Второзаконие -создана в 621 до н. э., значительно позднее того времени, к которому традиция относит смерть Моисея; стилистически Пятикнижие составляет единое целое с кн. Иисуса Нави-на, где повествуется о событиях после смерти Моисея; был раскрыт ряд источников (т. н. "Элохист" и "Яхвист"), из которых почерпнуты нередко противоречивые версии одних и тех же преданий и т. д. Был раскрыт и характер жреческой переработки Б.: сличение кн. Хроник (Паралипомен) с кн. Самуила и Царей показало, что при редактировании были изменены даты, введены одни эпизоды, опущены другие с целью показать, что история Иудеи - история славы Яхве (так было опущено всё, что могло бросить тень на царя Давида, к-рого представили основоположником культа Яхве, а не отважным царьком-разбойником, каким изображало его раннее предание). Библейская критика, задевавшая интересы церкви, натолкнулась на упорное сопротивление конфессиональной науки, хотя нек-рые её выводы стали использоваться богословами (особенно протестантами) в целях очищения библейских повествований от явных нелепиц. Ряд утверждений
библейской критики в последние годы были пересмотрены в свете новых исследований (в частности, на основе данных т. н. библейской археологии). Некоторые библейские предания, считавшиеся мифом (например, возникновение христианства на территории Палестины), по-видимому, содержат историч. зерно.

Для пользования Б. имеются отдельно изданные алфавитные указатели всех встречающихся в Б. слов и собственных имён - т. н. симфонии, или конкорданции.

Лит