БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

т методом набрызга бетонной смеси сжатым воздухом, применяемым также для исправления дефектов бетонирования, при усилении и восстановлении бетонных и железобетонных конструкций (см. Торкретирование). В ряде случаев повышение прочности бетона и ускорение процесса его твердения в нач. периоде достигаются вакуумированием, т. е. отсосом из бетонной смеси избыточной воды и воздуха после укладки и уплотнения смеси в опалубке. Для этого забетонированную поверхность закрывают щитами с вакуум-полостями, покрытыми фильтрующим материалом. В результате разрежения, создаваемого в вакуум-полости вакуум-насосом, щиты прижимаются к поверхности бетона, из бетона в полость отсасывается вода, а частицы цемента задерживаются фильтром.

Спец. метод ведения Б. р., т. н. раздельное бетонирование, заключается в нагнетании цементно-пес-чаного раствора в заранее уложенный в опалубку щебень (гравий) через установленные в нём трубы или спец. инжекторы. Этот метод целесообразен при бетонировании густоармированных конструкций, в труднодоступных местах. Для возведения подводной части доков, шлюзов, опор мостов, глубоких фундаментов и др. сооружений без водоотлива применяют подводное бетонирование. Осн. методы его - метод вертикально перемещающейся трубы (ВПТ), состоящий в том, что бетонная смесь подаётся под воду по трубе (диаметр 200-300 мм), нижняя оконечность к-рой, во избежание размывания смеси водой, погружена в укладываемую массу бетона, и метод "восходящего раствора", представляющий собой разновидность раздельного бетонирования.

Рис. 2. Уплотнение бетонной смесн внутренним вибратором.

Рис. 3. Ботоноотделочная машина.

Контроль качества Б. р. включает изготовление бетонных образцов на месте работ, хранение их в условиях, близких к производственным, и испытание образцов на прочность. При спец. требованиях к бетону образцы испытывают на водонепроницаемость, морозостойкость и пр. Для контроля плотности и прочности бетона применяют "неразрушающие"- методы испытаний - склерометрические, ультразвуковые и радиоизотопные. Помимо этого, проводят регулярную проверку соответствия тех-нич. условиям качества составляющих бетон материалов, точности дозирования, подготовки конструкций к бетонированию, правильности ухода за бетоном, сроков снятия опалубки и т. д.

В СССР, в отличие от зарубежных стран, Б. р. широко ведутся не только в летних, но также и в зимних условиях. Методы зимнего бетонирования подразделяются на т. н. безобогревные (методы "термоса" и "термоса с противоморозными добавками"), применяемые преим. при бетонировании массивных конструкций, и методы с искусств. прогревом (электропрогрев, паропрогрев), используемые при возведении тонкостенных конструкций. Возможно также сочетание указанных методов. При методе "термоса" твердение бетона, приготовленного из подогретых материалов, происходит после укладки бетонной смеси в обычную или утеплённую опалубку за счёт тепла, выделяемого цементом при твердении. Требуемой прочности бетон достигает прежде, чем он охладится до 0°С. Для ускорения твердения и увеличения срока остывания бетона часто перед укладкой бетонную смесь дополнительно разогревают до 50-70°С, пропуская через неё электрич. ток. Про-тивоморозные добавки (хлористый кальций, поваренная соль, поташ, нитрит натрия и др.), снижая темп-ру замерзания бетона, позволяют в определённых условиях укладывать смесь и обеспечивать твердение бетона без последующего обогрева при темп-ре воздуха ниже 0°С. При искусств, прогреве до темп-ры 40 -90 °С ускоряются твердение бетона и достижение им требуемой прочности. При паровом прогреве бетона пар подаётся в окружающее бетон пространство или в каналы в опалубке. Электропрогрев может осуществляться пропусканием электрического тока через тело твердеющего бетона, для чего на поверхности или внутри бетона устанавливают спец. ме-таллич. электроды. Наряду с этим используются различные электронагреватели, в частности вмонтированные в опалубку, а также индукционные нагреватели, вызывающие нагрев стальной опалубки и арматурного каркаса.

В отд. случаях Б. р. ведут в местных отапливаемых тепляках: переставных (секционных), катучих (по горизонтали) или скользящих (по вертикали).

Лит.: С овал ов И. Г., Бетонные работы, 2 изд., М., 1952; Непоролений П. С., Возведение крупных бетонных и железобетонных гидротехнических сооружений, К., 1958; Миронов С. А., Теория и методы зимнего бетонирования, 2 изд., М., 1956; СНиП, ч. 3, разд. В, гл. 1 и 2. Бетонные и железобетонные конструкции монолитные. Правила производства и приёмки работ, М., 1967; Скрамтаев Б. Г., Лещинский М. Ю., Испытание прочности бетона в образцах, изделиях и сооружениях, М., 1964. И. Г. Совалов, Ю.Г. Хаютин.

БЕТОНОВОЗ, автомобиль, предназначенный для перевозки бетонной смеси. Б. имеет кузов ковшового (рис.) или бункерного типа. Кузов Б. иногда снабжён термоизоляцией или устройствами обогрева. Нек-рые Б. приспособлены для непрерывного перемешивания бетона во время перевозки. Ёмкость совр. Б. до 10 м3.
Лит.: Акимов А. Г., Закс М. Н., Мелик-Саркисьянц А. С., Саморазгружающийся автотранспорт, М., 1965.

БЕТОНОМЕШАЛКА, то же, что бетоносмеситель.

БЕТОНОНАСОС, строит, машина для нагнетания бетонной смеси к месту её укладки по бетоноводу. По конструкции различают Б. одно- и двухцилиндровые, по роду привода - кривошипно-шатунные и гидравлические. В Б. обоих типов поршень засасывает бетонную смесь из бункера насоса при закрытом нагнетательном клапане (задвижке) и открытом всасывающем, а обратным ходом выталкивает смесь в бетоновод. Б. с гидравлич. приводом, по сравнению с кривошипно-шатуиными, имеют большую длину хода поршня в рабочем цилиндре и постоянную скорость поршня, благодаря чему обеспечивается равномерное движение бетонной смеси, снижаются сопротивление движению смеси в бетоноводе и мощность электродвигателей. В СССР выпускают Б. производительностью 5, 10 и 40 м3/ч, подающие бетонную смесь по вертикали до 40 м и по горизонтали до 300 м. В комплект оборудования Б. входит бетоновод из отд. труб с быстроразъёмными соединениями.

Лит.: Липовецкий М. А., Бетоно-насосные и пневматические нагнетательные установки и производство работ с их применением, М., 1965.

И. Г. Совалов, Ю. Г. Хаютин.

БЕТОНОСМЕСИТЕЛЬ, строит. машина для приготовления бетонной смеси механич. перемешиванием её компонентов (вяжущего, заполнителей и воды). Осн. рабочий элемент Б.- смесительный барабан, вращаемый электродвигателем. Различают Б. стационарные, применяемые для оборудования бетонных заводов и установок (рис.), и передвижные, используемые для работ малых объёмов. По характеру работы Б. бывают цикличного действия (наиболее распространены), загружаемые материалами и выдающие готовую смесь отд. порциями, и непрерывного действия, осуществляющие непрерывное перемешивание компонентов и выгрузку готовой смеси.

Бетоносмеситель цикличного действия с объёмом готового замеса 800 л: 1 - опорная рама; 2 - клеммная коробка; 3 - редуктор; 4 - вал для опрокидывания барабана; 5 - разгрузочная горловина; 6 - качающаяся траверса; 7 - кожух зубчатого венца; 8 - смесительный барабан; 9 - упорные поддерживающие ролики; 10 - загрузочное устройство; 11 - электродвигатель; 12 - рычаг управления.

По способу приготовления смеси Б. подразделяются на гравитационные, в которых бетонная смесь перемешивается во вращающемся барабане укреплёнными на его внутр. поверхностях лопастями, и с принудительным перемешиванием, которое производит в неподвижном барабане лопастям перемещающимися относительно стены барабана. Объём готового замеса Б. ц. кличного действия, выпускаемых СССР, от 65 до 1600 л. Б., смонтированый на автомобильном шасси, наз. автобетоносмесителем.

Лит.: Строительные машины. Справочш под ред. В. А. Баумана, 3 изд., М., 1965. И. Г. Совалов, Ю. Г. Хаютг .

БЕТОНОУКЛАДЧИК, бетоноукладонная машина, строит. машина для приёма и распределения бетонной смеси при производстве бетонных железобетонных работ. Различают Б. д. устройства бетонных покрытий дорог аэродромов, бетонных фундаментов полов пром. зданий и пр. и Б. для изготовления сборных железобетонных изделий. В дорожном стр-ве широко используют Б., передвигающиеся по рельс-фомам (рельсовым путям, к-рые одновременно служат опалубкой для укладываемого бетона). Б. для строит. площадки (обычно самоходные на гусеничном ходу оснащаются устройствами для приёма бетонной смеси из бетоновозов. Подача бетонной смеси и распределение в опалубке производятся поворотным ленточными транспортёрами (рис.). При изготовлении сборных железобетонных изделий бетонная смесь распределяет по формам либо при перемещении вдоль формовочного поста, либо при движении форм под Б., установленым стационарно. Б. могут быть оснащены устройствами для разравнивания бетонной смеси, её уплотнения и заглаживания поверхности отформованнс изделия.

Лит.: Левицкий Е. Ф., П и н у с Э. Хмелевский В. Н., Современн средства механизации на строительстве бет( ных покрытий, М., 1961; Волков Л. . Бетоноукладочные машины для про: водства изделий из сборного железобето] М., 1968. И. Г. Совалов, Ю. Г. Хаюгт

БЕТПАК-ДАЛА, Бедпак-Дал (от тюрк. батпак - топкий или пербедбахт - злосчастный и тюрк, дала равнина), Северная Голодна степь, пустыня в Казах. ССР. Расположена между низовьем р. Сарыс р. Чу и оз. Балхаш. На С. у параллели 46°30' граничит с Казахским мелкосопником. Пл. ок. 75 тыс. км2. Б.-Д.- плоская и полого-волнистая равнина сосредними выс. 300-350 м и общим уклона к Ю.-З. На В. высоты значительнее, Ю.-В.- возв. Жельтау до 974 м (г.Джабул). Зап. часть Б.-Д. сложена собраными в складки мезозойскими и горизонтально залегающими палеогеновыми рыхлыми породами (пески, песчаники, глины, галечники), вост.- всхолмлённая часть, имеет складчатую структуру и сложена нижнепалеозойскими осадочно-метаморфич. толщами и гранитами. Климат резко континентальный. Осадков 100-150 мм в год (из них на лето приходится только 15% ). Лето сухое и жаркое, зима умеренно холодная, малоснежная. Ср. темп-pa янв. от -12 до -14°С; июля от 24 до 26°С. В Б.-Д. много мелких, обычно засоленных, озёр. Обильны подземные воды, местами восходящие. Господствуют пустынные серо-бурые солон-чаковатые и солонцеватые почвы. Зап. часть Б.-Д.- глинистая полынная пустыня; в солончаковых понижениях - биюргун, на скоплениях песка - терескен, карагана. На В. глинистая пустыня сочетается с каменистой с боялычем на щебнистых склонах возвышенностей. Б.-Д. используется как весеннее и осеннее пастбище. И. А. Гвоздецкий.

Самоходный бетоноукладчнк с ленточным транспортёром.

БЕТСКИЕ ГОРЫ, Бетская Кордильера, Кордильера-Бетика, горы на Ю. Пиренейского п-ова; см. Андалусские горы.

БETCОН Уильям, английский биолог; см. Бэтсон Уильям.

БЕТТИ ТЕОРЕМА, см. Взаимности работ принцип.

БЕТУЛИН (от лат. betula - берёза), белое смолистое вещество, заполняющее полости клеток пробковой ткани на стволах берёзы и придающее ей белую окраску.

БЕТХОВЕН (Beethoven) Людвиг ван (крещён 17.12.1770, Бонн,-26.3.1827, Вена), немецкий композитор. Родился в семье флам. происхождения. Дед Б. был руководителем придворной боннской капеллы, отец - придворным певцом. Б. рано научился играть на клавесине, органе, скрипке, альте, а также на флейте. С 1781 занятиями Б. руководил X. Г. Нефе - композитор, органист и видный эстетик. Вскоре Б. стал концертмейстером придворного театра и помощником органиста капеллы. В 1789 он слушал лекции по философии в Боннском ун-те. Взгляды Б. на явления политич. и социальной жизни отличались воинствующим демократизмом и свободолюбием. В формировании республиканских убеждений композитора огромную роль сыграли революционные события во Франции 1789 и антифеодальное движение в Рейнской обл. Увлечение Б. музыкой революционной Франции оставило значит. след в его творчестве.

Композиторская деятельность Б. началась в 1782 (вариации для клавира на тему марша комп. Э. К. Дреслера). 2 юношеские кантаты (1790) - первые вокалыго-симф. сочинения Б. В 1787 юный Б. посетил Вену и взял неск. уроков у В. А. Моцарта. В 1792 он навсегда покинул родину и переселился в Вену, где прожил почти безвыездно до конца жизни. Первоначальной целью Б. при переезде в Вену было совершенствование в композиции под руководством И. Гайдна. Однако занятия с Гайдном длились недолго. Среди учителей Б. были также И. Г. Альбрехтсбергер и А. Сальери. Б. быстро завоевал известность и признание - сначала как лучший в Вене пианист и вдохновенный импровизатор, а позже как композитор. Яркое новаторское творчество Б. вызывало ожесточённые споры. Игра Б. соединяла глубокий, бурный драматизм и широкую, певучую кантилену.

В расцвете творческих сил Б. проявлял колоссальную работоспособность. В 1801-12 появляются такие выдающиеся произв., как соната до диез минор (т. н. "Лунная", 1801), юношески жизнерадостная 2-я симфония (1802), "Крей-церова соната" (1803), "Героическая" (3-я) симфония, сонаты "Аврора" и "Аппассионата" (1804), опера "Фиделио" (1805), 4-я симфония (1806), выражающая романтич. восприятие природы. В 1808 Б. заканчивает одно из наиболее популярных симф. произв.-5-ю симфонию и одновременно "Пасторальную" (6-ю) симфонию, в 1810 - музыку к трагедии И. В. Гёте "Эгмонт", в 1812 - 7-ю ("апофеоз танца", по определению Р. Вагнера) и 8-ю ("юмористическую", по выражению Р. Роллана) симфонии.

С 27-летнего возраста Б. страдал глухотой, всё время прогрессировавшей. Тяжёлый для музыканта недуг ограничивал его общение с людьми, затруднял пианистические выступления и, наконец, заставил Б. совсем от них отказаться.

Годы 1813-17 отмечены понижением творческой деятельности. С 1818 начинается новый подъём творчества композитора; он создаёт последние 5 фп. сонат (1816-22) и 5 струнных квартетов (1823-26). Вершина творчества "позднего" Б.-9-я симфония (1824).

К концу жизни Б. испытывал тяжёлую материальную нужду и одиночество. Он не слышал даже самых громких звуков оркестра, для общения с собеседниками пользовался тетрадями. Композитор находил поддержку только среди небольшого круга друзей, разделявших его передовые взгляды.

Инструментальное и, прежде всего, симф. творчество Б. имеет ярко выраженный программный характер. Основное содержание героич. по замыслу произв. Б. можно выразить словами: "Через борьбу к победе". Диалектич. борьба противоречий жизни находит у Б. яркое художественное воплощение, особенно в произв. сонатной формы - симфониях, увертюрах, сонатах, квартетах и т. д. Б. широко разработал принцип сонатности, основанный на противопоставлении и развитии контрастирующих между собой тем, а также противоречивых элементов внутри отдельных тем. По сравнению с произв. непосредственных предшественников Б. по венской классической школе - В. А. Моцарта и И. Гайдна -бетховенские симфонии и сонаты выделяются большими масштабами построения, основной тематич. материал подвергается интенсивной протяжённой разработке, углубляется связь между разделами формы, обостряются противоречия между контрастирующими эпизодами, темами. Б. исходил из оркестрового состава, утверждённого Гайдном, и лишь немного его расширил, но при этом он добивался огромной мощи оркестрового звучания, ярких контрастов. Б. преобразил старинный менуэт, входивший в состав симфоний и сонат, в скерцо, придав этой "шутке" широкий выразительный диапазон - от могучего искрящегося веселья (в 3-й симфонии) до выражения тревоги, беспокойства (в 5-й симфонии). Особая роль отведена Б. финалам в симфониях и кодам (заключениям) в увертюрах, симфониях и сонатах; они призваны выразить победные чувства.

Б.- величайший композитор-симфонист. Он создал 9 симфоний, 11 увертюр, 5 концертов для фп. с оркестром, скрипичный концерт, 2 мессы и другие симф. сочинения. К высшим достижениям бетховенского симфонизма принадлежат 3-я ("Героическая") и 5-я симфонии; идея последней выражена композитором в словах: "Борьба с судьбой". Активным героич. характером отличается 5-й фп. концерт, созданный в одно время с 5-й симфонией. 6-я симфония, содержащая ряд реалистич. картин сельской жизни, отразила восторженную любовь Б. к природе.

Вершина всей творческой жизни композитора - 9-я симфония. Б. впервые в истории этого жанра ввёл хоровой финал ("К радости" на слова Ф. Шиллера). Развитие осн. образа симфонии идёт от грозной и неумолимой трагедийной темы первой части к теме светлой радости в финале. Близка к 9-й симфонии по своему замыслу "Торжественная месса" (1823) - величественное монументальное произв. философского характера, мало связанное с традициями культовой музыки.

Единственная опера Б. "Фиделио" (пост. 1805, Вена, 2-я ред.-1806, 3-я -1814) посвящена героическому поступку женщины, спасшей от смерти своего мужа - жертву мстительности и произвола губернатора - и разоблачившей тирана перед народом. Стилистически "Фиделио" примыкает к типу "оперы спасения", возникшему в период Великой французской революции, и вместе с тем открывает путь к симфонизации оперы. Героич. теме посвящён и балет Б. "Творения Прометея" (пост. С. Вигано, 1801).

Камерная музыка Б. включает 32 фп. сонаты (не считая 6 юношеских сонат, написанных в Бонне) и 10 сонат для скрипки и фп., 16 струнных квартетов, 7 фп. трио и много др. ансамблей (струнные трио, септет для смешанного состава). Лучшие камерные сочинения Б.- сонаты "Патетическая", "Аппассионата" для фп., "Крейцерова соната" для скрипки и фп., и др.- отличаются масштабностью замыслов, страстным, напряжённым драматизмом, смелым расширением выразительных средств инструментов. Среди квартетов Б. центр, место принадлежит 3 квартетам, опус 59 (написаны по заказу рус. посла в Вене А. К. Разумовского), сочетающим проникновенный лиризм с яркой народностью образов (в 2 из этих квартетов использованы мелодии рус. нар. песен). В последних камерных сочинениях Б.- сонатах для фп. №№ 28-32 и квартетах №№ 12-16, проявляются стремления к углублённой, сосредоточенной выразительности, а также к причудливости форм, субъективной созерцательности, предвосхитивших иск-во композиторов-романтиков.

Новизна и значительность содержания музыки Б. обусловили расширение рамок существующих музыкальных форм и глубокое преобразование всех видов музыкального творчества. Решающим этапом в историч. развитии концертного жанра явились 4-й и 5-й концер