БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ая стилизация живописи кватроченто, характерная для Б., придаёт салонно-декадентские черты его символич. картинам на лирич. и легендарные темы. Произв.: "Любовь среди развалин" (1893, Галерея Тейт, Лондон), акварели (гл. обр. 1864-70), илл. ("Сочинения Джефри Чосера", 1896, совм. с У. Моррисом); картоны для витражей, гобеленов, мозаики (для мастерских Морриса).

Лит.: Bell M., Sir Edward Burne-Jones, L., 1901; Schleinintz O., Burne-Jones, Bielefeld, 1901.

БЁРНЕ (Borne) Людвиг (6.5.1786, Франкфурт-на-Майне,-12. 2. 1837, Париж), немецкий писатель, публицист. Род. в семье банкира-еврея. Изучал медицину и юридич. науки. Один из зачинателей жанра политич. фельетона-очерка, Б. в статьях 20-х гг. разоблачал нем. политич. реакцию. Узость взглядов Б., мелкобурж. радикала, сказалась в нек-рых эстетич. оценках (особенно в отношении И. В. Гёте). Но "Письма из Парижа" (1832-34) после Июльской революции 1830 прозвучали как "колокол революционной бури" (Г. Гейне). Публицистика Б. встретила восторженный отклик у писателей "Молодой Германии". Особую известность приобрёл памфлет "Менцель-французоед" (1837), разоблачавший реакц. нем. критика В. Менцеля. Памфлет получил одобрение Ф. Энгельса. В последние годы жизни Б. - один из глашатаев т. н. христианского социализма.

Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1 - 12, W., 1868; Werke, Bd 1 - 2, Weimar, 1959; в рус. пер.- Соч., т. 1 -2, СПБ, 1896; Парижские письма. Менцель-французоед, М., 1938.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.. Из ранних произведений, М., 1956, с. 318; Меп-ter L., L. Borne- Meister des Worts und Kampfer fur Recht und Freiheit, В., 1954.

E. М. Закс.

БЕРНЕКЕР (Berneker) Эрих (3.2.1874, Кенигсберг,-15.3.1937, Мюнхен), немецкий языковед-славист. Примыкал к младограмматизму. Проф. Мюнхенского ун-та. Один из первых занялся изучением древнейшего слав. синтаксиса (в частности, порядка слов). Осн. труд Б. "Этимологический словарь славянского языка" (в. 1-6, 1908-10) остался незавершённым (доведён до слова "мор"). Редактировал журн. младограмматиков "Archiv fur slavische Philologie".

С о ч.: Slavisches etymologisches Worter-buch. 2 Aufl., Bd 1 - 2, Hdlb-, 1924.

БЕРНЕС Марк Наумович [8(21).9.1911-16.8.1969, Москва], русский советский актёр кино, нар. арт. РСФСР (1965). Чл. КПСС с 1953. Первые значительные роли, сыгранные Б. в кино: Красовский ("Шахтёры", 1937), Костя Жигулёв ("Человек с ружьём", 1938), Сергей Ко-жухаров ("Истребители", 1939). Игра актёра отличалась простотой, обаянием, мягким юмором. Б. выступал и как эстрадный певец, исполнитель лирич. песен. Известность принесли Б. роли в фильмах, посвящённых Великой Отечеств, войне: Аркадий Дзюбин ("Два бойца", 1943), шофёр Минутка ("Великий перелом", 1945), матрос Чмыга ("Третий удар", 1948). В 50-60-е гг. создал сложные характеры людей с нелёгкой биографией. Лучшие работы этих лет: Умар Магомет ("Далеко от Москвы", 1950, по одноим. роману Ажаева), Косарев ("Тарас Шевченко", 1951), Чубук ("Школа мужества" по повести Гайдара "Школа", 1954), Родионов ("Они были первыми", 1956), Огонёк ("Ночной патруль", 1957), полковник ("Это случилось в милиции", 1963). Гос. пр. СССР (1951). Награждён 2 орденами, а также медалями.

А. Б е р н и. "Новый чикагский спортивный клуб". 1937. Музей современного искусства. Нью-Йорк.

БЁРНЕТ (Burnet) Фрэнк (р. 3.9.1899, Траралгон, Виктория), австралийский вирусолог. Окончил Мельбурнский ун-т (1923), проф. этого ун-та. Директор Ин-та мед. исследований (Уолтера и Элизы Холл). Осн. исследования посвящены экологии вирусов, взаимоотношениям вирусов и их "хозяев", механизму размножения вирусов, их изменчивости. Впервые изучил возбудителя ку-лихорад-ки, к-рому присвоено его имя (Rickettsia burneti). Вирусные болезни человека Б. рассматривает с эволюц. и экологич. точек зрения. Нобелевская пр. по физиологии и медицине (1960).

Соч.: Viruses and man, L., 1953; Principles of animal virology, N. Y., 1955; Integrity of the body, Camb. (Mass.), 1962; в рус. пер.-Вирус как организм, М., 1947.

БЁРНЕТТ (Burnett) Фрэнсис Элиза (24.11.1849, Манчестер, - 29.10.1924, Нью-Йорк), американская писательница. Англичанка по происхождению. Широко известны её произв. для детей. Более 20 изданий выдержала повесть Б. "Маленький лорд Фаунтлерой" (1886, рус. пер. 1889), где юный американец, носитель естеств. человечности, "перевоспитывает" своего чёрствого деда - англ. аристократа. К лучшим произв. Б. принадлежат повесть "Маленькая принцесса" (1905, рус. пер. 1911), в которой показано великое значение нравств. силы, помогающей героине оставаться победительницей в самых тяжёлых условиях, и рассказ "Два дня из жизни Пичино" (1894, рус. пер. 1900).

С о ч.: The dawn of a to-morrow, N. Y., 1906; White people, L., 1920; в рус- пер.-Таинственный сад, М., 1914; Свет во тьме, СПБ, 1915.

Лит.: Р a t t е е F. L., Burnett F. Е. Н., в кн-: Dictionary of American biography, v. 2, N. Y., [1958]. М. М. Полякова.

БЕРНИ (Berni) Антонио (р. 14.5.1905, Росарио), аргентинский живописец. В 1930-х гг.- один из основоположников "нового реализма" в Аргентине. Совм. с Д. Сикейросом (в 1934) и аргент. худ. X. К. Кастанъино, Л. Э. Спилимберго и др. выполнил ряд росписей в Буэнос-Айресе и Нью-Йорке, гл. обр. на темы жизни и истории аргент. народа. В картине "Полночь над миром" (кон. 30-х гг.) создал величеств, образ нар. мужества и скорби, навеянный гражд. войной в Испании. В сер. 20 в. испытал влияние модернизма.

Лит.: Pla R., Antonio Berni, В. Aires, 1945.

БЕРНИ (Berni) Франческо (ок. 1497, Лампореккьо, Валь-ди-Ньеволе,-26.5. 1535, Флоренция), итальянский поэт-сатирик. В своей переделке поэмы М. Боярдо "Влюблённый Роланд" Б. выступил против завоевателей Италии. Снижая героику, он высмеивал фанта-стич. образы рыцарских романов. Б. создал особый пародийный жанр - "бернеско". В своих сатирах, написанных терцинами (т. н. капитоли), Б. в возвышенном стиле говорил о предметах обыденных или низменных, нагромождал противоречивые образы в духе поэзии барокко. Б.- зачинатель жанра герои-ко-мич. поэмы, получившей развитие в лит-ре 17-18 вв. В сатирич. сонетах нападал на пап, тиранов, ханжей.

С о ч-: Poesie e prose, Gen.-Firenze, 1934; в рус. пер,-Хрестоматия по зарубежной литературе. Эпоха Возрождения, т. 1, составитель Б. И. Пуришев, М., 1959.

Лит.: Де С а н к т и с Ф., История итальянской литературы, т. 1 - 2, М., 1963-64. И. Н. Голенищев-Кутузов.

БЕРНИНА (Bernina), наиболее высокий, почти изолированный кристаллич. массив в Ретийских Альпах (Вост. Альпы), между верховьями pp. Инн и Адда, на границе Италии и Швейцарии. Выс. до 4049 м (пик Бернина). Покрыт вечными снегами и ледниками.

БЕРНИНА (Bernina), перевал в Вост. Альпах, к В. от массива Бернина, в Швейцарии. Выс. 2323 м. Через перевал проходит ж. д. из долины р. Бернина в Швейцарии (прав. приток р. Инн) в долину р. Поскьяво в Италии (прав. приток р. Адда).

БЕРНИНИ (Bernini) Джованни (Джап) Л оренцо (7.12. 1598, Неаполь,- 12.11. 1680, Рим), итальянский архитектор и скульптор. Учился у отца - скульптора Пьетро Б. В архитектуре и скульптуре Б., крупнейшего мастера рим. и всего итал. барокко, ярко воплотились гл. принципы этого стиля: повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религ. аффектации с подчёркнутой чувственностью. В широких масштабах и с высочайшим мастерством Б. решал проблему синтеза пластич. иск-в. Создавая интерьеры, пышно украшенные скульптурой (интерьеры собора св. Петра с кафедрой св. Петра, 1657-66, и др. церквей), а также самостоят. скульптурные произв., Б. живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко), использует раскраску, позолоту, световые эффекты. Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости. Под воздействием пространства скульпт. формы обретают живописную текучесть, а в иных случаях они обладают собственной утрированной динамикой, беспокойно вырываясь в пространство. Виртуозно обрабатывая и полируя мрамор, Б. добивался почти натуралистич. эффектов - имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани. Чувственность и одухотворённость в произв. Б. нередко сливаются, переходя в мистич. экзальтацию ("Экстаз св. Терезы", мрамор, 1644-52, капелла Корнаро церкви Сан-та-Мария делла Виттория, Рим).

Начав своё скульпт. творчество со статуй и двухфшурных композиций ("Давид", мрамор, 1623, "Аполлон и Дафна", мрамор, 1622-25,- в Музее и гал. Боргезе, Рим), Б. выступает в дальнейшем и как мастер скульпт. портрета, остро выявляющий индивидуальность модели, создающий психологически сложный образ в его изменчивости и становлении (бюст Шипионе Боргезе, мрамор, 1632, Музей и гал. Боргезе; бюст Констанцы Буонарелли, мрамор, ок. 1635, Нац. музей, Флоренция). Постепенно в портретах Б. усиливаются внеш. патетика, импозантность, что приводит к формированию законч. типа парадного портрета барокко с его бравурностью и пышностью (выполненный Б. в 1665 во время поездки во Францию портрет Людовика XIV, мрамор, Нац. музей Версаля). Б. создал также тип барочной гробницы с обилием аллегорич. фигур (надгробие папы Урбана VIII в соборе св. Петра в Риме, бронза и цветной мрамор, 1639-46).

Л. Б е р н и н и. Автопортрет. Терракота. Эрмитаж. Ленинград.

Свою архит. деятельность (строил только в Риме) Б. начал с создания балдахина с витыми колоннами в соборе св. Петра (бронза, 1624-33); полностью особенности его манеры проявились в 1650-60-х гг. Пластичность и динамизм, своеобразный иллюзионизм придают архитектуре Б. торжественность и величавость. Гл. творение Б.- грандиозный ансамбль площади св. Петра (1657-63). Овальная площадь с двумя фонтанами и обелиском охвачена мощными 4-ряд-ными колоннадами, властно организующими пространство, и превращена в огромный атрий перед собором, к к-рому ведёт торжеств. многоступенчатый подъём. Прямолинейные участки колоннад, примыкающие к собору под острым углом, создают эффект зрительного увеличения высоты фасада при взгляде на собор издали. Динамич. форма овала, непрерывная изменчивость кривизны являются гл. мотивом и в композиции церкви Сант-Андреа аль Квиринале (1653-58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм; их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архит. образа. Б. часто прибегает к приёмам искусств, перспективы (напр., постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663-66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верх. площадке). Б. сыграл важную роль в формировании архит. облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны - Тритона на Пьяцца Бар-берини, 1637, Четырёх рек на Пьяцца Навона, 1648-51, и др.). Творчество Б., поражавшее его современников грандиозностью замыслов и смелостью их осуществления, оказало большое влияние на всё европ. иск-во 17-18 вв.

Илл. см. на вклейке к стр. 209.

Лит.: Лившиц Н. А., Бернини, М., 1957; А р к и н Д., Бернини-скульптор, в его кн.: Образы скульптуры, М., 1961; Рапе R.. Bernini architetto, Venezia, 1953; Wittkower R., Gian Lorenzo Bernini, the sculptor of the Roman baroque, L,, 1955. О. В. Мамонтова.

БЕРНЛИ (Burnley), город в Великобритании, на С.-З. Англии, в графстве Ланкашир. 76,9 тыс. жит. (1968). Электро-технич., авиац. и др. отрасли машиностроения, хл.-бум., швейная пром-сть.

БЁРНС (Burns) Артур (р. 27.4.1904, Станислав,Галиция), американскийбурж. экономист. Окончил Колумбийский ун-т (1925), проф. этого ун-та (с 1933). Возглавлял Совет экономич. консультантов при президенте Эйзенхауэре (1953-56), президент амер. Экономич. ассоциации (1959), президент Академии политич. наук (1961), председатель Нац. бюро экономич. исследований (1967), советник президента Никсона по внутренним экономич. проблемам (с 1969). Б.- автор работ, в к-рых анализирует изменения в экономич. цикле США, наступившие после 2-й мировой войны под воздействием гос. вмешательства и структурных изменений в экономике. В области гос. регулирования экономики он выступает сторонником использования различных экономич. рычагов в зависимости от особенностей цикла.

С о ч.: Measuring business cycles, N. Y., 1946 (в соавт. с W. Mitchell); Economic research and the Keynesian thinking of our times, N. Y., 1946; Production trends in the U. S. since 1870, N. Y., 1950; The frontiers of economic knowledge, Princeton, 1954; Prosperity without inflation, N. Y., 1958; The management of prosperity, N. Y.- L., 1966.

Е. А. Лебедева.

БЁРНС (Burns) Джон (20.10.1858, Лондон,-24.1.1943, там же), деятель английского рабочего движения. По профессии механик. В 80-х гг. 19 в. участник крупных стачек. В 1892 был избран в парламент; встал на позиции реформизма и сотрудничества с буржуазией. Мин. местного самоуправления (1905-14) и мин. торговли (1914). В авг. 1914 вышел в отставку в знак несогласия с решением правительства о вступлении в 1-ю мировую войну. В дальнейшем отошёл от политич. жизни.

БЁРНС (Burns) Роберт (25.1.1759, дер. Аллоуэй, близ г. Эр, Шотландия,-21.7.1796, Дамфрис), шотландский поэт. Род. в бедной крест, семье. Всю жизнь боролся с крайней нуждой. Писать стихи начал с 15 лет. Поэтич. творчество Б. совмещал с работой на ферме, затем с должностью акцизного чиновника (с 1789). Сатирич. поэмы "Два пастуха" (1784) и "Молитва святоши Вилли" (1785) распространялись в рукописи и укрепили за Б. репутацию вольнодумца. Первая кн. "Стихотворения, написанные преимущественно на шотландском диалекте" (1786; 2 изд. 1787; 3 изд. в 2 тт., 1793) сразу принесла поэту широкую известность. Б. подготовил к печати шотл. песни для эдинбургского издания "Шотландский музыкальный музей" (изд. С. Джонсона) и "Избранное собрание оригинальных шотландских мелодий" (изд. Дж. Том-сона).

Р. Берне. "Босая девушка". Илл. В. А. Фаворского.

Б. приветствовал Вел. франц. революцию (стих. "Дерево свободы" и др.) и подъём революц.-демократич. движения в Шотландии и Англии. На основе фольклора и старой шотл. лит-ры (А. Рамзей и Р. Фергюсон) Б., усвоивший передовые идеи Просвещения, создавал самобытную и совр. по духу и содержанию поэзию. Творчество Б. ("Честная бедность" и др.) утверждает личное достоинство человека, к-рое поэт ставит выше титулов и богатства. Стихи во славу труда, творчества, веселья, свободы, бескорыстной и самоотверженной любви и дружбы соседствуют в его поэзии с сатирой, юмор, нежность и задушевность - с иронией и сарказмом. Стихам Б. свойственны простота выражения, эмоциональность, внутр. драматизм, проявляющийся нередко и в композиции ("Весёлые нищие" и др.)- Многочисл. песни Б. положены на музыку и живут г. устном исполнении. Стихи Б. переведены на мн. языки мира; в России в 19 в.- И. И. Козловым, М. Л. Михайловым; в СССР -Э. Г. Багрицким, Т. Л. Щепкиной-Куперник и др. Особенно популярны переводы С. Я. Маршака. Портрет стр. 251.

С о ч.: Poems and songs, ed. by J- Barke, L. - Glasgow, 1955; The letters, ed. by J. de Lancey Ferguson, v. 1 - 2, Oxf., 1931; в рус. пер.- Роберт Берне в переводах С. Маршака. Избранное, кн. 1-2, М., 1963.

Лит.: История английской литературы, т. 1, в. 2, М.- Л., 1945; Орлов С. А., Берне в русских переводах, "Уч. зап. Ленинградского педагогического ин-та им. А. И. Герцена", 1939, т. 26; Елистратова А., Р. Берне, М., 1957; Райт-Ковалёва Р., Роберт Берне, 3 изд., М., 1965; Венок Роберту Бернсу. [Сб. ст.], М., 1964; D a i-ches D., Robert Burns, L., 1966; L i n d-s а у М., The Burns encyclopaedia, L., 1959; Catalogue of Robert Burns. Collection in the Mitchell library Glasgow, Glasgow, 1959; Cuthbertson J., Complete glossary to the poetry and prose of Robert Burns, N. Y.- L., [1967];.E g ет er J. W., A bibliography or R. Burns, Carbondale (111.), [1965]. А. А. Елистратова.

БЁРНСАЙД (Burnside) Уильям (2.7.1852, Лондон,-21.8.1927, Уэст-Уикем), английский математик-алгебраист. Чл. Лондонского королев, об-ва, проф. (с 1885) Морского колледжа в Гринвиче. Известен работами по теории групп, теории представлений и характеров групп, указал критерий непростоты конечных групп. Ему принадлежит также ряд работ по теории вероятностей, по автоморфным функциям, по теории волн в жидкостях и др.

Соч.: Theory of groups of finite order, 2 ed., Camb., 1911.

БЕРНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ по авторскому праву, см. Конвенции международные по охране авторских прав.

БЕРНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РСДРП (1915), см. Конференция заграничных секций РСДРП.

БЕРНСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ЖЕНСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1915 (26-28 марта), состоялась в Берне (Швейцария), была созвана по инициативе жен. орг-ций при ЦК РСДРП. Присутствовало 25 делегатов, представителей с.-д. жен. организаций Великобритании, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, России, Франции и Швейцарии. В созыве конференции и в её работе принимала участие К. Цеткин, в состав делегации ЦК РСДРП входили Н. К. Крупская, И. Ф. Арманд и др. Делегацией ЦК РСДРП, занимавшей последовательно интернационалистскую позицию, был предложен проект резолюции, призывавший к организации борьбы против империалистич. войны и превращению её в войну гражданскую, к полному организац. размежеванию с социал-шовинизмом. Однако в связи с тем, что большинство на конференции принадлежало колеблющимся центристским элементам, проект не был принят. Конференция приняла пацифистскую резолюцию, к-рая осуждала империалистич. войну, но не указывала конкретных мер борьбы против войны и по существу отказывалась от разрыва с социал-шовинизмом.

П у б л.: Женская международная социалистическая конференция. Приложение к газ. "Социал-Демократ", 1915, 1 июня, № 42.

Лит.: Л е н и н В. И., О борьбе с социал-шовинизмом, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 26.

БЕРНСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЁЖИ 1915 (4-6 апр.), состоялась в Берне (Швейцария), была посвящена вопросу об отношении молодёжи к войне. В конференции участвовали представители социалистич. орг-ций молодёжи Болгарии, Германии, Дании, Италии, Нидерландов, Норвегии, Польши, России, Швейцарии и Швеции. Стремясь использовать конференцию в целях сплочения интернационалистов, представители ЦК РСДРП (И. Ф. Арманд, Н. К. Крупская и др.) предложили обсудить состав