БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

наличии вины; противоправное действие (бездействие) должно находиться в причинной связи с наступившими вредными последствиями. Т. о., противоправность, виновность и причинная связь действия с наступившими вредными последствиями и образуют А. п.

А. Е. Лунёв.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО отрасль права, совокупность правовых норм, регулирую-ших обществ, отношения, возникающие и складывающиеся при рассмотрении и разрешении индивидуальных адм. дел в сфере гос. управления (см. Административный процесс). Нормы А.-п. п. определяют порядок приёма и рассмотрения в аппарате управления заявлений и жалоб граждан, порядок издания ряда адм. актов (в т. ч. актов о применении мер адм. принуждения), порядок разрешения споров между сторонами адм.-правовых отношений, устанавливают процессуальные гарантии прав граждан и др. участников адм. процесса, порядок расследования, рассмотрения и исполнения дел об адм. проступках и др. Различают след, виды норм А.-п. п.: устанавливающие и закрепляющие общие принципы адм. процесса; определяющие конкретные права и обязанности участников адм. процесса; регулирующие компетенцию органов, разрешающих адм. дела, и порядок рассмотрения этих дел; устанавливающие процессуальные сроки на всех стадиях адм. процесса; регулирующие порядок обжалования и опротестования принятых решений.

В СССР нормы А.-п. п. закреплены в ряде законодат. актов Союза ССР и союзных республик (законодательство о применении адм. штрафов и др. мер адм. воздействия, положения об административных комиссиях, положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и др.).

Лит.: Сорокин В. Д., Проблемы административного процесса в СССР, М., 1968; Салищева Н. Г., Административный процесс в СССР, М., 1964.

Н. Г. Салищева.

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО деление территории государства на части: области, провинции, губернии, департаменты и т. п. А.-т. у. любого гос-ва обусловлено его классовой природой, задачами и функциями; цель его-в наиболее эффективной организации и функционировании всего гос. механизма, в особенности системы местных органов гос. власти (местного самоуправления).

В бурж. странах А.-т. у. основывается преим. на соображениях адм. ;удобства; и фискально-полицейских интересах.

Сов. А.-т. у. строится с учётом естест-венно-историч. и экономич. условий (природные ресурсы, характер и уровень развития х-ва, направление и развитие путей сообщения, количество и плотность населения и т. д.), нац. моментов (нац. состав населения, бытовые особенности), необходимости макс, приближения гос. аппарата к населению в целях предоставления трудящимся возможностей для участия в осуществлении гос. власти.

В СССР основными адм.-территориальными единицами являются область, район, город, село (станица, деревня, хутор, кишлак, аул), посёлок (рабочий, дачный, курортный); в РСФСР имеются, кроме того, края. Конституции союзных республик, имеющих областное (краевое) деление, содержат перечень областей (краев), входящих в их состав. Конституции союзных республик, не имеющих областного деления, содержат перечень городов респ. подчинения и р-нов. Изменение областного (краевого) деления производится высшими органами гос. власти союзных республик в порядке, установленном для внесения изменений в конституции союзных республик. Изменения во внутриобластном (краевом) делении (упразднение р-нов, разукрупнение и образование новых р-нов и т. д.) в союзных республиках, имеющих обл. деление, и изменения в районном делении республик, не имеющих областей, производятся Президиумом Верх. Совета союзной республики. Вопросы об образовании, упразднении, передаче в другой р-н сёл и посёлков решаются краевыми (областными) Советами депутатов трудящихся, а в союзных и авт. республиках, не имеющих областного деления,- Президиумом соответствующего Верх. Совета.

А.-т. у. других социалистич. стран строится с учётом своих конкретных особенностей, регулируется конституциями, законами и указами по вопросам А.-т. у., законами о местных органах гос. власти.

Лит.: Барахатян В. А., Павловский Р. С., Создание и развитие советского административно-территориального устройства, ;Уч. зап. Харьковского юридического института;, 1957, т. 11, в. 1; Рус и нова С. И., Государственное устройство социалистических стран Европы, Л., 1966, гл. III, с. 90-112.

Н. П. Фарберов.

АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РАСХОДЫ расходы на содержание аппарата управления и его обслуживание. Включают в себя затраты на содержание органов гос. власти и гос. управления, аппарата общехоз. управления (министерств, ведомств, гл. управлений, объединений, комбинатов, трестов, строек) и аппарата по управлению произ-вом непосредственно на предприятиях. А.-у. р. гос. предприятий, находящихся на хозрасчёте, покрываются доходами предприятий и включаются в себестоимость продукции.

Величина А.-у. р. определяется гл. обр. численностью адм.-управленч. персонала. Для органов гос. управления, учреждений культуры, просвещения, здравоохранения и др. орг-ций численность адм.-управленч. персонала устанавливают министры и руководители ведомств СССР, Советов Министров союзных республик. Структура и штаты предприятий утверждаются директором предприятия и наряду со сметой А.-у. р. регистрации в финанс. органах не подлежат.

Средства на содержание аппарата управления расходуются по смете А.-у. р., к-рая включает: фонд заработной платы адм.-управленч. персонала; расходы на служебные командировки и перемещения; прочие А.-у. р. (отчисления на социальное страхование адм.-управленч. персонала, расходы на служебные разъезды и содержание легкового транспорта, канцелярские, типографские, почтово-теле-фонные и телеграфные расходы, содержание и текущий ремонт зданий и инвентаря адм.-управленч. назначения, содержание телефонных станций, коммутаторов, диспетчерской связи, машинно-счётных станций и бюро, охраны). В общей сумме А.-у. р. фонд заработной платы составляет примерно три четверти всех расходов.

23-й съезд КПСС указал на необходимость дальнейшего сокращения и удешевления аппарата управления. Проведение экономич. реформы позволяет сократить и упростить адм.-управленч. аппарат. В среднем за год экономия от сокращения штатов и др. адм.-управленч. расходов составляет ок. 2,5-3% их общей суммы. Дальнейшее сокращение адм.-управленч. аппарата будет происходить на базе рационализации его работы, упрощения документации, внедрения вычислит, техники и др. средств механизации инженерно-технич. труда.

И. А. Кантор.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СОЮЗЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ, международные унии, до сер. 20 в. название специальных целевых объединений гос-в, возникших во 2-й пол. 19 в. Создавались с целью междунар. регулирования почтовых сношений, ж.-д. транспорта, телеграфа, радио, междунар. охраны авторских прав в области науки, техники, лит-ры и иск-ва, здравоохранения и др. Одним из первых А. с. м. явился образованный на основе многосторонней 1-й телеграфной конвенции 1865 Международный телеграфный союз, впоследствии преобразованный в Международный союз электросвязи. В 1874 в Берне был основан Всеобщий почтовый союз (в 1878 заменён Всемирным почтовым союзом); в 1875 в Париже был учреждён Междунар. союз мер и весов; Бернская конвенция 1886, установившая единообразные начала в отношении ширины ж.-д. колеи и свойств подвижного состава, явилась основой создания Международного союза железнодорожного транспорта. В 1883 в Берне основан Междунар. союз для защиты пром. собственности, к-рый в 1886 объединился с Междунар. союзом для защиты произведений лит-ры и иск-ва; в 1890 в Брюсселе учреждён Международный союз для публикации таможенных тарифов и т. д. Все А. с. м. имели нек-рые общие черты: в их основе лежали многосторонние конвенции, договоры или соглашения обычно бессрочного характера, т. е. рассчитанные на продолжит, период действия, все они имели постоянные органы (бюро или комиссии). Функции бюро, как правило, были ограничены чисто информац. задачами - собирать и публиковать соот-ветств. материалы, давать справки, а также служить посредниками между гос-ва-ми-участниками (исключение составляло бюро Междунар. союза ж.-д. транспорта, к-рое по желанию сторон могло разрешать недоразумения между национальными ж.-д. управлениями).


В 20 в. число А. с. м. резко возросло. После создания Лиги Наций империалистич. круги, занимавшие руководящее положение в ней, попытались использовать А. с. м. как инструмент влияния на междунар. отношения. Однако эти попытки встретили сопротивление со стороны многих участников А. с. м., поскольку далеко не все они входили в состав членов Лиги. В своём большинстве А. с. м. оставались в этот период самостоят, образованиями и лишь обменивались информацией с Секретариатом Лиги.


Название А. с. м. в сер. 20 в. вышло из употребления. Существующие ныне межправительств, opг-ции с аналогичными целями (их более 200) квалифицируются как междунар. орг-ции по спец. вопросам, нек-рые из них являются специализированными учреждениями ООН. См. также Международные организации.


Е. С. Пчелинцев.


АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОДЕКС, законодательный акт, содержащий в си-стематич. изложении нормы права, относящиеся к определённому кругу вопросов адм. законодательства. В СССР первый А. к., имевший большое значение для развития адм. права, был принят в УССР 12 окт. 1927 (СУ УССР, 1927, № 63-65, ст. 240). Он включал 15 разделов: общие положения; адм. акты; меры адм. воздействия; иные адм. меры принудит, характера; трудовая повинность по предупреждению стихийных бедствий и по борьбе с ними; обязанности населения по охране обществ, порядка; гражданство УССР, порядок его приобретения и утраты; регистрация и учёт движения населения; общества и союзы, клубы, съезды и собрания; правила о культах; публичные зрелища, увеселения и игры; пользование гос. флагом СССР и печатями; надзор адм. органов в области пром-сти; надзор адм. органов в области торговли; порядок обжалования действий адм. органов. Принятию А. к. УССР предшествовала разработка в РСФСР в 1924 проекта адм. устава, переименованного в 1925 в А. к. (проект не был утверждён).

По вопросу об объёме и содержании А. к. существуют две точки зрения: а) система А. к. должна соответствовать системе действующего адм. права (предлагается именовать его Кодексом советского управления); б) А. к. призван регулировать в процессе управления отношения между органами гос-ва и гражданами, включать нормы, устанавливающие общие принципы сов. гос. управления и адм. производства, а также нормы, регулирующие порядок применения адм. взысканий.

В социалистич. странах нет А. к., хотя кодификация адм. законодательства была проведена и выразилась в принятии спец. кодексов по узкому кругу вопросов. Так, в Польше 14 июля 1960 утверждён Кодекс административного производства, в Чехословакии 12 июля 1950 приняты адм.-уголовный закон, содержащий подробную регламентацию и квалификацию адм. проступков во всех отраслях гос. управления, и уголовно-процессуальный кодекс, определяющий порядок адм. производства при расследовании и рассмотрении адм. проступков, в Венгрии 9 июня 1957 принят закон об общих постановлениях адм. процесса.

В капиталистич. гос-вах также не имеется А. к. (за исключением Португалии, где существует Свод законов под названием А. к., к-рый не содержит системы законодат. норм адм. права и хотя бы существенных отраслей законодательства в области внутр. управления). Во Франции под наименованием А. к. действует составленный частным издательством сборник разнородных и в разное время изданных нормативных актов, регулирующих деятельность органов центр, администрации, гос. служб, префектов, муниципалитетов, а также вопросы рыночной торговли и правил дорожного движения. в. А. Власов.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР, см. Надзор.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОСТУПОК, см. Административное правонарушение.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС 1) в широком смысле - деятельность по применению адм.-правовых норм и разрешению индивидуальных дел исполнит, и распорядит. органами гос. власти.

2) В узком смысле - урегулированная правовыми нормами деятельность гос. органов по разрешению адм.-правовых споров, возникающих между участниками (сторонами) спора, а также по применению мер адм. принуждения.

Задача сов. А. п.- обеспечение социалистич. законности в гос. управлении, охрана прав и законных интересов сов. граждан. Адм.-процессуальные нормы определяют порядок приёма и рассмотрения жалоб на действия гос. органов и их должностных лиц, порядок привлечения к ответственности за совершение адм. проступков, применения мер адм. воздействия (личное задержание, санитарные, адм.-технич., адм.-медицинские и др. меры). Участниками А. п. могут быть граждане, обществ, орг-ции, гос. органы и их должностные лица. Каждый из участников процесса имеет определённые законодательством процессуальные права и обязанности. Напр., гражданин имеет право требовать рассмотрения его жалобы в установленный законом срок и в компетентном органе, давать личные объяснения по существу дела, требовать вызова свидетелей и т. д. Обществ, орг-циям предоставлено право возбуждения дел об адм. нарушениях, участия в рассмотрении и разрешении жалоб, в деятельности административных комиссий и др. органов, полномочных применять меры адм. принуждения, и т. п.

А. п. представляет собой совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, к-рые могут быть разделены на след, стадии:

Возбуждение адм. дела по инициативе гос. органов, обществ, орг-ции или граждан, а затем направление его по подведомственности. Сроки возбуждения дела зависят от характера и содержания дела (напр., жалобы на незаконное наложение адм. штрафов подаются в суд в 10-дневный срок со дня получения постановления о наложении штрафа).

Рассмотрение и разрешение дела по существу. Это важнейшая стадия А. п. Законодательство (напр., Положение об административных комиссиях) чётко определяет порядок производства по адм. делам. Некоторые дела, возникающие из адм.-правовых отношений, законом отнесены к компетенции нар. судов (жалобы на неправильность в списках избирателей, иски об исключении из описи имущества, об отмене незаконно наложенных дисциплинарных взысканий и др.).

Исполнение решения (постановления) по делу возлагается либо на орган, вынесший решение, либо на иные органы управления (милицию, администрацию предприятия, учреждения и т. д.). По нек-рым категориям дел предусмотрены ограничит, сроки исполнения принятых решений (напр., постановление о наложении штрафа, не исполненное в течение 3 месяцев со дня его вынесения, исполнению не подлежит).

На всех стадиях А. п. должны соблюдаться предусмотренные законом процессуальные сроки. Сторонам А. п. предоставляется возможность ознакомления со всеми материалами дела, а в случае необходимости - истребования дополнит, материалов, вызова свидетелей и очевидцев. Решение должно быть принято в установленном законом порядке и в надлежащей форме.

Решения, принятые в порядке А. п., могут быть обжалованы сторонами в вышестоящий орган, а в случаях, установл. законом,- в суд, или опротестованы прокурором в порядке общего надзора.

Развитие и совершенствование А. п. в СССР неразрывно связано с дальнейшей демократизацией гос. аппарата: повышается роль законодат. регулирования адм. процесса, всё более широкое распространение получает принцип коллегиальности и др. демократич. формы деятельности гос. органов, решающих адм. дела, расширяется участие общественности на всех стадиях А. п., совершенствуются адм.-процессуальные гарантии прав сов. граждан.

Лит.: Салищева Н. Г., Административный процесс в СССР, М., 1964.

Н. Г. Салищева.

АДМИНИСТРАЦИЯ (от лат. administratio - управление), 1) в широком смысле - вся деятельность государства по управлению, к-рую К. Маркс определял как...организующую деятельность государства; (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 440). В СССР общегосударственную А. образуют исполнит, и распорядит. гос. органы, осуществляющие функции управления, т. е. повседневное управление экономия., социально-культурным и адм.-политич. строительством в Советском социалистич. гос-ве. 2) В узком смысле - лица, к-рые руководят учреждением или предприятием. Напр., директор предприятия и его заместители, ректор высшего учебного заведения и его заместители образуют соответственно А. данного предприятия, вуза.

В основе деятельности сов. А. лежит принцип законности, общие же правовые основы деятельности общегос. А. установлены Конституцией СССР, а также конституциями союзных и автономных республик. Правовое положение А. предприятий и учреждений, их компетенция определяются Уставом (Положением) этого учреждения. Партийные организации КПСС предприятий, в соответствии с Уставом КПСС, пользуются правом контроля деятельности администрации (ст. 59). Большую помощь в работе А. оказывают профсоюзные орг-ции предприятий и учреждений, постоянно действующие производственные совещания и др. Взаимоотношения вышестоящей и нижестоящей А. строятся на основе принципа демократического централизма.

А. наделяется определёнными правами, необходимыми для реализации возложенных на неё обязанностей (напр., правом на издание актов управления, найма и увольнения рабочих и служащих, поощрения и дисциплинарного наказания подчинённых). Вовне А. представляет интересы учреждения или предприятия, от его имени заключает договоры, выступает в судебных, арбитражных и др. гос. органах, а также в общественных орг-циях. А. Е. Лунёв.

АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЕННАЯ, Двоенное управление территорией, занятой в ходе воен. действий. 2) Воен. управление территорией, оккупированной в результате войны. 3) Учебная дисциплина. В дореволюц. России была особым предметом курса Академии Генштаба и рассматривала вопросы воен. законодательства, определявшие устройство и быт рус. армии. В сов. воен.-уч. заведениях А. в. как уч. дисциплина изучается в воен. уч-щах и нек-рых командных воен. академиях; включает изучение основ строительства Вооруж. Сил СССР, их комплектования, организацию соединений и частей, их мобилизацию, развёртывание, организацию работы в штабах и др.

АДМИНИСТРАЦИЯ ПОМОЩИ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ Объединённых Нац