БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

кробентос), средние (мезобентос) и мелкие (микробентос). Применяется также термин мейобентос -мелкий Б. без бактерий.

В морях зообентос представлен гл. обр. фораминиферами, губками, кишечнопо-лостными, немертинами, многощетинко-выми червями, сипункулидами, мшанками, плеченогими, моллюсками, ракообразными, иглокожими, асцидиями и рыбами. Осн. масса зообентоса приурочена к мелководным районам. На литорали и в верх. горизонте сублиторали масса животных организмов на площади в 1 м2 может достигать многих десятков килограммов (гл. обр. моллюски). На глубинах до 100-150 м биомасса Б. составляет сотни и десятки граммов; на глуб. 500-1000 м биомасса Б. также иногда исчисляется граммами, глубже -долями грамма, на больших глубинах (абиссаль) - миллиграммами. Наблюдается вертикальная зональность и в распределении Б.: в верх, горизонтах преобладают моллюски и ракообразные, в средних - моллюски, полихеты и иглокожие, в более глубоких - полихеты, ракообразные и иглокожие.

Из растит. организмов осн. массу Б. в морях составляют бактерии и водоросли (диатомовые, зелёные, бурые и красные). У побережий обычны и нек-рые цветковые растения: зостера, филлоспадикс, руппия и др. Наиболее богат и разнообразен фитобентос на скалистых и каменистых участках дна, к-рые служат прочным субстратом для прикрепления водорослей. У Мурманского, Беломорского и Дальневосточного побережий водоросли из ламинариевых и фукусовых (из бурых) дают нередко массу 15-30 кг на 1 м2 дна в литорали и верхнем горизонте сублиторали. Заросли красной водоросли филлофоры известны в сев.-зап. части Чёрного м. на глуб. 20-60 м, где масса её составляет в среднем 1,7 кг на 1 м2 дна, а в целом-миллионы тонн. На мягких грунтах фитобентос развивается только в б. или м. защищённых от действия волн мелководных участках. Здесь он состоит гл. обр. из цветковых растений (зостера и др.), корневая система к-рых позволяет им укорениться в песчаных и илистых грунтах.

Вертикальное распределение водорослей зависит от состава солнечного спектра, доходящего до различной глубины в связи с неодинаковой поглощаемостью лучей с разной длиной волны; в верх. горизонте обычно сосредоточены зелёные водоросли, ниже - бурые, а ещё ниже - преим. красные.

В пресных водоёмах количество зоо-бентоса значительно меньше, чем в морских, и состав его однообразнее; в него входят простейшие, губки, ресничные и малощетинковые черви, пиявки, мшанки, моллюски и личинки насекомых. Иногда он состоит в основном из личинок хирономид и олигохет, дающих на 1 м2 массу в неск. десятков граммов и представляющих очень большую кормовую ценность для рыб. В состав растит. Б. пресных водоёмов входят бактерии, диатомовые и зелёные (харовые и нитчатки) водоросли, а также многочисл. прибрежные растения, располагающиеся в направлении от берега ясно выраженными поясами. Первый пояс состоит из полупогружённых растений (тростника, камыша, рогоза, осок и др.); второй -из погружённых растений с плавающими на поверхности воды листьями (кувшинки, кубышки и др.); третий пояс - из погружённых растений, у к-рых обычно только цветки поднимаются над водой (б. ч. рдестов, элодеи и др.).

Значит. часть морского Б. употребляют в пищу или используют как технич. сырьё. Среди животных - моллюски (устрица, мидия и пр.) и ракообразные (крабы, креветки, лангусты и др.). Из 12 млн. ц добываемых ежегодно мор. беспозвоночных 62% составляют моллюски и 30% - ракообразные. Многие моллюски имеют кормовое значение для рыб и, кроме того, дают перламутр и жемчуг. Среди др. животных Б. важное промысловое значение имеют туалетные губки и благородный коралл.

Нек-рые донные животные приносят вред. В первую очередь это морские древоточцы (двустворчатые моллюски терединиды). Мн. мор. организмы в больших кол-вах поселяются на днище кораблей, снижая скорость судов. Из растений мор. Б. используются как пищевое и технич. сырьё: ламинарии, ульва, порфира, анфельция, филлофора и зостера. Нек-рые растения, входящие в состав пресноводного Б., напр, тростник, камыш и др., используют в пром-сти и с. х-ве. Увеличение кол-ва пресноводного фитобентрса иногда оказывается вредным, т. к. ведёт к зарастанию бассейна; средством борьбы служит скашивание.

Лит.: Жадин В. И., Фауна рек и водохранилищ, М.-Л., 1940; Жизнь пресных вод СССР, под ред. В. И. Жадина, т. 1 - 4, М.-Л., 1940-59; Воронихин Н. Н., Растительный мир океана, М.-Л., 1945; Зенкевич Л. А., Фауна и биологическая продуктивность моря, т. 1-2, М., 1947 - 51; его же, Биология морей СССР, М., 1963; Зернов С. А., Общая гидробиология, 2 изд., М. -Л., 1949; Константинов А. С., Общая гидробиология, М., 1967. Л. А. Зенкевич, Т. Ф. Щапова.

БЕНУА Александр Николаевич [21.4(3.5).1870, Петербург,-9.2.1960, Париж], рус. художник, историк искусства, художеств, критик. Сын арх. Н. Л.Бенуа.

Различные представители морского бентоса. Организмы, свободно передвигающиеся по дну: краб Carcinus (2); морская звезда Asterias (3). Организмы, то лежащие на дне, то плавающие: скат (4); камбала (5). Организмы малоподвижные: моллюски - хитон (Chiton) (6); гребешок (Pecten) (9); блюдечко (Patella) (//). Организмы, прикреплённые или лежащие на дне: устрицы (8). Организмы, закапывающиеся в грунт: ланцетник (15); моллюск Муа (16). Организмы, сверлящие скалы: моллюск Pholas (12). Организмы, неподвижно прикреплённые: кораллы, строящие рифы (1); ракообразное - морской жёлудь (Balanus) (7); асцидия Phallusia (10); стеклянная губка Euplectella (13); трубчатый червь Spi-rografis (14); гидроид Tabularia (17); морская лилия (18).

Искусству обучался самостоятельно. Жил в Петербурге. В 1896-98 и 1905-07 работал во Франции. Один из организаторов и идейный руководитель объединения "Мир искусства" и журнала того же наименования. В своей кн. "История русской живописи в 19 веке" (ч. 1-2, СПБ, 1901-02) и статьях нач. 1900-х гг. Б. подверг критике академич. иск-во, а также выступил с идеалистич. позиций против эстетики Н. Г. Чернышевского и гражданственности живописи передвижников, выдвинув главным критерием оценки произв. иск-ва их "художественность". От некоторых полемически заострённых оценок Б. впоследствии отказался. Страстный пропагандист классического наследия, в т. ч. рус. иск-ва
18 - 1-й четв. 19 вв., Б. был инициатором создания ряда искусствоведч. изданий и музеев (сборники "Художественные сокровища России", ред. в 1901-03; журн. "Старые годы"; Музей старого Петербурга и т. д.). В предреволюц. годы выступал против крайних формалистич. направлений. С 1917 Б. принимал активное участие в организации охраны памятников иск-ва и в перестройке музейного дела (особенно в реорганизации Эрмитажа, зав. картинной галереей к-рого он был в 1918-26).

Ощущение кризиса бурж. общества и неизбежности революц. потрясений приводит Б. к поискам "вечных", "устойчивых" духовных и эстетич. идеалов как антитезы противоречиям современности. Сочетаясь с увлечением иск-вом Франции 17-18 вв. и России 18 - 1-й четв. 19 вв., это придаёт его творчеству ретроспективную направленность. Б.- создатель особой разновидности историч. живописи, типичной для "Мира искусства", т. е. достоверного по характерности деталей, но одностороннего поэтич. отражения той области истории, к-рую в каждую эпоху составляют её быт и иск-во. Б. привлекают хрупкая красота и гротескная причудливость клонящейся к упадку дворянской культуры (серия "Последние прогулки Людовика XIV", 1897-98; "Версальская серия", 1905-03). Грустная ирония пронизывает его картины, в к-рых чинно шествующие или суетящиеся фигурки людей сопоставлены с непреходящей и величеств. красотой совершенных произв. иск-ва. В завитках старинного орнамента, в жестах и осанке людей прошлого Б. видел материальное выражение духа и поэзии минувшей эпохи. Но творчество Б. не сводится к искусной стилизации, оно связано и с общим развитием живописи своего времени. Б. принадлежит к числу реформаторов рус. театралыю-декорац. живописи на рубеже 20 в. (опера "Гибель богов" Р. Вагнера, 1903, и балет "Павильон Армиды" Н. Н. Черепнина, 1907, -Мариинский театр в Петербурге). С 1908 оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева в Париже (балет "Петрушка" И. Ф. Стравинского, 1911, театр Шатле) и до 1911 был её художественным руководителем. В 1913-15 зав. художеств. частью и режиссёр МХТ ("Молье-ровский спектакль", 1913, сорежиссёры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко). С 1919 режиссёр и художник Академич. театра оперы и балета ("Пиковая дама" П. И. Чайковского, 1921) и Большого драматич. театра ("Слуга двух господ" К. Гольдони, 1921)-в Петрограде. Работы Б. для театра отличаются художеств. цельностью, тщательной продуманностью декораций, костюмов и бутафории, тонким чувством стиля. Убедительны отмеченные графич. изяществом иллюстрации Б., в т. ч. илл. к "Медному всаднику" А. С. Пушкина (один из вариантов издан в 1923), созвучные то лиризму, то драматич. пафосу пушкинского стиха.

С 1926 Б. жил в Париже, работая гл. обр. над эскизами декораций и костюмов для спектаклей в театрах Франции, Италии и др. стран. Портрет стр. 199. Илл. см. на вклейке к стр. 208.

Соч.: Русская школа живописи, СПБ, 1904; Художественные письма, газета "Речь", ноябрь 1908 - февраль 1917; Царское село в царствование императрицы Елизаветы Петровны, СПБ, 1910; История живописи всех времен и народов, т. 1-4, СПБ, 1912-17 (не окончено); Возникновение "Мира искусства", Л., 1928; Жизнь художника. Воспоминания, т. 1 - 2, Ныо-Йорк, 1955; Александр Беиуа размышляет... Г статьи и письма 1917 - 1960 гг.], М., 1968; Memoirs, v. 1 - 2, L., 1960 - 64.

Лит.: Эрнст С., А. Бенуа, П., 1921; Э т к и н д М., А. Н. Бенуа, Л.- М., 1965.

В. М. Петюшенко.

БЕНУА Леонтий Николаевич [11(23). 8. 1856, Н. Петергоф, близ Петербурга,- 8.2.1928, Ленинград], русский архитектор, засл. деят. иск-в РСФСР (1927). Сын арх. Н. Л. Бенуа. В 1879 окончил петерб. АХ. Преподавал в петерб. Ин-те гражд. инженеров (1884-92, 1920-27). Проф. (1892-1927) и ректор (1903-06 и 1911-17) АХ. Почётный пред. Об-ва архитекторов-художников, ред. журн."Зодчий" (1892-95). Строил в Петербурге (Академич. капелла им. М. И. Глинки, 1885-89; корпус, ныне сов. отдел, Рус. музея, 1914-16), Москве, Киеве, Варшаве; создал проект преобразования Петербурга (1910-13, с арх. М. М. Пере-тятковичем и инж. Ф. Е. Енакиевым).

Лит.: Ружже В. Л., Градостроительные взгляды архитектора Л. Н. Бенуа, в сб.: Архитектурное наследство, Г в.] 7, Л.- М., 1955.

Л. Н. Б е н у а. Жилой дом на Кировском проспекте в Ленинграде. 1911-13.

А. Н. Бенуа. Иллюстрация к поэме А.С.Пушкина "Медный всадник". Тушь, акварел ь .белила. 1916-22. Собрание И. С. Зиль-берштейна. Москва.

БЕНУА Николай Леонтьевич [1(13). 7.1813, Петербург, -11(23).12.1898, там же], русский архитектор. В 1827-36 учился в петерб. АХ, с 1857 проф. АХ. В 1890-93 пред. Петерб. об-ва архитекторов. Работал в Петербурге и его окрестностях. Достраивал крупные ансамбли, напр. Петергоф (ныне Петродворец; 1848-59), мастерски подражая историч. стилям (фрейлинские дома, 1858) и тактично вписывая свои постройки в сложившийся ансамбль или парковый комплекс ("Швейцарский домик"- в Кускове, 1870). Построил также ряд ж.-д. вокзалов (напр., в Петергофе, 1855-57), в к-рых применял новые, металлич. конструкции, воспроизводя в металле готич. каркас.

БЕНУА (Benoit) Пьер (16.7.1886, Альби, деп. Тарн,-3.3.1962, Сибурн, близ Сен-Жан-де-Люз), французский писатель, чл. Франц. академии (1931). Детские годы провёл в Тунисе и Алжире. В 1914 опубликовал сб. стихов "Диадумен", посвящённый М. Барресу. Колониальные романы Б. построены на экзотич. материале, отличаются надуманным психологизмом, эротикой и нередко мистицизмом: "Кенигсмарк" (1918, рус. пер. 1923), "Атлантида" (1919, рус. пер. 1922), "Властительница Ливана" (1924, рус. пер. 1924), "Колодцы Иакова" (1925) и др. Позднее опубликовал романы "Затерянный город" (1954), "Фабриций" (1956) и др.

Лит.: История французской литературы, т. 4, М., 1963; Benoit P. et G u i-mard P., De "Koenigsmark" a "Montsalvat". Quarante annees - quarante romans, P., [1958]. Н.Н.Козюра.

БЕНУАР (франц. baignoire), ложи в театре, расположенные по обеим сторонам партера на уровне сцены или неск. ниже.

БЕНУЭ (на яз. банту - мать вод), река в Зап. Африке, большая часть течения в Нигерии, гл. лев. приток Нигера. Дл. 960 км. Исток - в Камеруне. Равнинная река, текущая в широкой долине по плодородным и густонаселённым районам зоны влажных саванн. Близ устья достигает шир. 1,5 км. Паводок с июня по сентябрь. Судоходна до г. Иби, в сезон дождей - до г. Гарва (ок. 900 км от устья). В устье - г. Локоджа.

БЕНФЕЙ (Benfey) Теодор (28.1.1809, г. Нёртен,-26.6.1881, Гёттинген), немецкий филолог. Автор исследований по классич. языкам, сравнит. языкознанию и инд. филологии. Опубликовал древне-инд. тексты, в т. ч. "Гимны Самаведы" (1848), санскритскую грамматику и знаменитый сб. рассказов "Панчатантра" ("Пятикнижие"), вышедший в 1859 с обширным предисловием, к-рое является программной работой по теории заимствования (см. Миграционная теория). Инд. литература, по Б.,- единств. источник сказочных сюжетов народов мира. Б. указал периоды особенного культурного влияния Востока на европ. Запад и пути странствования сюжетов. Характерное для теории заимствования игнорирование нац. и социальных факторов развития фольклора и литературы, оперирование сюжетными схемами взамен конкретных текстов присущи и этому ТРУДУ Б. Из последователей Б. известны: Гастон Парис и Э. Коскен (Франция), А. Клоустон (Англия), М. Ландау (Германия). Б.- автор " Санскритско-англий-ского словаря" (1866) и работы "История языкознания и восточной филологии в Германии" (1869).

Соч.: Geschichte der Sprachwissenschaft und orientalischen Philologie in Deutschland, seit dem Anfange des 19 Jahrhunderts..., Munch., 1869.

Лит.: Савченко С. В., Русская народная сказка (История собирания и изучения), К., 1914. Э. В. Померанцева.

БЕНХА, город в ОАР, в Ниж. Египте, адм. ц. мухафазы Кальюбия. 63,8 тыс. жит. (1966). Крупный ж.-д. узел. Торг. центр с.-х. р-на (зерновые, хлопчатник, масличные). Хлопкоочистка. Маслоб. предприятия.

БЕНЧ (геол.), то же, что абразионная терраса.

БЕНЬКОВ Павел Петрович [8(20).12. 1879, Казань, -16.1.1949, Самарканд], советский живописец, засл. деят. иск-в Узб. ССР (1939). Учился в петерб. АХ (1901-06) у Д. Н. Кардовского и в академии Жюлиана в Париже (1906). Чл. АХРР (с 1922). Преподавал в художеств. уч. заведениях Казани (1909-29) и Самаркандском художеств, уч-ще (с 1930).

П. П. Беньков. "Письмо с фронта". 1945. Музей искусств Узбекской ССР. Ташкент.

Сыграл большую роль в становлении сов. иск-ва и воспитании нац. художников в Тат. АССР и Узб. ССР. В своих произв., отмеченных чертами пленэризма (жанровые и историч. композиции, портреты, пейзажи), отразил красочный нац. быт, архитектуру городов, природу, облик новых людей Узбекистана ("Базар в Бухаре", 1929, Музей иск-в Узб. ССР, Ташкент; "Девушка - хивинка", 1931, Третьяковская гал.; "Портрет колхозника-ударника", 1940, Музей иск-ва народов Востока, Москва).

Лит.: П. П. Беньков. 1879 - 1949. Каталог, М., 1961; Никифоров Б. М., Павел Петрович Беньков, М., 1967.

БЕНЬЯМИН (Benjamin) Вальтер (15.7. 1892, Берлин,-27. 9.1940), немецкий философ, социолог, литературный критик. До 1933 жил в Берлине, затем в эмиграции в Париже. При попытке бежать из оккупированной Франции был задержан на испанской границе и покончил с собой. Характерные для Б.отказ от абстрактной систематики и обращение к исторической конкретности индивидуального и особенного проявились в его философско-историч. соч. "Происхождение немецкой трагедии" (1928), многочисл. эссе ("Париж, столица 19 века" и др.) и статьях. Одним из первых дал социологич. анализ изменений обществ. функции и смысла художеств. произведения, связанных с его массовым технич. воспроизведением и исчезновением его "ауры" - ореола уникальности и неповторимости. Оказал большое влияние на Т. Адорно и его школу.

Соч.: Schriften, Bd 1-2, [Fr./M.], 1955; Ausgewahlte Schriften, Bd 1-2, [Fr./M., 1961-66].

Лит.: Tiedemann R., Studien zur Philosophic W. ..Benjamins, [Fr./M., 1965] (имеется библ.); Uber W. Benjamin, [Fr./M., 1968]. А. В. Михайлов.

БЕНЬЯМИН (Benjamin) Ласло (р. 15.12.1915, Будапешт), венгерский поэт. Начал печататься во 2-й пол. 30-х гг. В 1931-40 работал печатником, металлистом, участвовал в рабочем движении, в 1940-45 работал на заводе. Исполненная глубокого драматизма поэзия Б. (сб-ки "После сотворения мира", 1948; "Вечно жить", 1949; "Пятое время года", 1962, и др.) насыщена социалистич. гражданственностью, глубокими раздумьями о месте человека в обществе. Б. дважды лауреат пр. Кошута.

Лит.: Кланицаи Т.,Саудер И., Сабольчи М., Краткая история венгерской литературы XI -XX в., [Будапешт], 1962. О. К. Россиянов.

БЕНЬЯН, Баньян (Bunyan) Джон (11.1628, Элстоу,-31.8.1688, Лондон), английский писатель. Сын сел. лудильщика, был медником. Во время Англ. революции 17 в. стал религ. проповедником пуритан. В период реставрации Стюартов 12 лет пробыл в заключении, где написал ал-легорич. роман "Путь паломника" (ч. 1 -2, 1678-84, в рус. пер. "Путешествие пилигрима", 1878). Религ. морализаторство в романе Б. сочетается с изобличением аристократии и буржуазии. В "Жизни и смерти мистера Бэдмана" (1680) Б. впервые в англ, лит-ре сатирически изобразил бурж. стяжателя. Аллегорич. образом "ярмарки тщеславия", встречающимся в произв. Б., воспользовался У. Теккерей в одноим романе.

С о ч.: The entire works, v. 1-4, [L., 1859-60]; в рус. пер.- Буньян Иоан, Сочинения, 3 изд., ч. 1 - 4, М., 1819.

Лит.: История английской литературы, т. 1, в. 2, М. - Л., 1945; LindsayJ., J. Bunyan, maker of myths, L., 1937; Talon H. A., John Bunyan, L. [a. o.], 1956.

БEHЮK (Beniuc) Михай (р. 20.11.1907, с. Себиш, уезд Арад), румынский поэт, акад. (1955). Первый революционно-романтич. период творчества Б. связан с извечной мечтой рум. крестьянства о свободе и земле. После освобождения страны от фашизма (1944) в сб-ках "Человек ждёт восхода солнца" (1946), "Яблоня при дороге" (1954), "Жизнеспособность" (1955), "Сердце старого Везувия" (1957), "Другие пути" (1967), "Мозаика" (1968) Б. выступает к