БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

получил распространение нар. кукольный театр Батлейка, оказавший влияние на развитие белорус. театра и драматургии. В 16-17 вв. существовал школьный театр, ставивший пьесы Симеона Полоцкого и др. авторов. В 17 в. возникла нар. драма. Во 2-й пол. 18 в. создаются крепостные театры (графа С. Зорича в Шклове, князей Радзивиллов в Несвиже и др.), нек-рые из них работали и в нач. 19 в. Со 2-й четв. 19 в. начала развиваться проф. белорус. драматургия, первый видный представитель к-рой -В. И. Дунин-Марцинкевич. Все его пьесы были поставлены в театре, созданном драматургом в Минске, затем в его усадьбе Люцинке (под Минском). С кон. 19 в. начинается подъём белорус. культуры. С 1905 во мн. городах, местечках, деревнях получили распространение т. н. "белорус. вечеринки", во время к-рых исполнялись песни, танцы, разыгрывались пьесы. И. Т. Буйницкий создал театр (1907-13), называвшийся "Первая белорус. труппа". Деятельность этого театра заложила основы совр. профессионального театр, иск-ва в Б. В 1917 в Минске возник театр "Первое товарищество белорус. драмы и комедии" (мн. из актёров вошли затем в состав Театра им. Я. Купалы).

С установлением Сов. власти в Б. началось активное развитие белорус. театра и драматургии. В 1920 в Минске открылся Белорус. гос. театр (с 1926 Белорус. 1-й гос. театр, БГТ-1, с 1944 Театр им. Я. Купалы). Ставились пьесы Я. Купалы, Е. А. Мировича, М. Чарота и др., показывавшие нар. быт, борьбу белорус. народа против самодержавия. Наиболее значит. спектакли: "На купалье" М. Чарота, "Машека", "Кастусь Калинов-ский", "Коваль-воевода" Е. А. Мировича. В 1920 по инициативе В. И. Голубка создан Белорус. передвижной театр (с 1932 Белорус. 3-й гос. драм. театр), где ставились гл. обр. его пьесы. В 1926 в Витебске начал работу Белорус. 2-й гос. театр (БГТ-2, с 1944 Театр им. Я. Ко-ласа), в Минске - Гос. еврейский театр

БССР (работал до 1949). В кон. 20 -нач. 30-х гг. в репертуаре театров появились пьесы о современности: "Карьера товарища Брызгалина" Мировича, "Мост" Е. С. Романовича, "Гута" Г. Я. Ко-беца в БГТ-1; "Разлом" Б. А. Лавренёва, "Кочегары" И. Д. Гурского, "Напор" А. И. Александровича в БГТ-2.

В 30-е гг. значительно выросла сеть театров, возникли Гос. рус. драм. театр БССР (1932), Белорус. ТЮЗ (1931), областные и колхозно-совхозные театры. Этапные спектакли этих лет: "Отечество" К. Чорного, "Гибель волка" Э. Л. Самуй-лёнка, "Партизаны" и "Кто смеётся последним" К. Крапивы, "Последние" М. Горького в БГТ-1; "Война войне" и "В пущах Полесья" Я. Коласа в БГТ-2; "Сержант Дроб" Самуйлёнка в Белорус. 3-м гос. драм, театре. Впервые на белорус. сцене был воссоздан образ В. И. Ленина в спектаклях БГТ-2 "Человек с ружьём" (1938) и "Кремлёвские куранты" (1940) Н. Ф. Погодина.

С началом Великой Отечеств. войны театры были эвакуированы: БГТ-1 в Томск, БГТ-2 в Уральск, затем Орехово-Зуево. Среди спектаклей этого периода: "Русские люди" К. М. Симонова, "Фронт" А. Е. Корнейчука, "Нашествие" Л. М. Леонова, "Испытание огнём" К. Крапивы и др. С успехом ставились белорус. комедии: "Нестерка" В. Ф. Вольского (1941, БГТ-2) и "Павлинка" Я. Купалы (1944, БГТ-1), к-рые сохраняются в репертуаре театров.

В кон. 40-х и в 50-е гг. наиболее значит. спектакли были посв. Великой Отечеств. войне: "Константин Заслонов" А. Мов-зона, "С народом" и "Люди и дьяволы" К. Крапивы в Театре им. Я. Купалы, "Брестская крепость" К. Л. Губаревича в Брестском театре им. ЛКСМ Б. Успехом пользовались пьесы: "Поют жаворонки" К. Крапивы, "Извините, пожалуйста!" А. Е. Макаёнка и др. О прошлом белорус. народа рассказывали постановки "Разорённое гнездо" Я. Купалы, "Гроза будет" по трилогии Я. Коласа "На росстанях" (Театр им. Я. Коласа).

Великой Окт. революции и Гражд. войне, борьбе Коммунистич. партии под руководством В. И. Ленина за установление и укрепление Сов. власти поев, спектакли: "Кремлёвские куранты" и "Третья патетическая" Н. Ф. Погодина в Театре им. Я. Купалы, "Свет с Востока" П. Ф. Глебки в Театре им. Я. Коласа, "Главная ставка" К. Л. Губаревича в Рус. драматич. театре БССР и др. Театры продолжали обращаться к лучшим произведениям рус. и зарубежной классич. драматургии. Достижениями стали постановки "Гамлет", "Ромео и Джульетта" и "Король Лир" У. Шекспира, "Враги" М. Горького, "Доходное место" А. Н. Островского и др.

Лучшие спектакли 60-х гг.: "Левониха на орбите" А. Е. Макаёнка, "Люди на болоте" по роману И. П. Мележа, "Рудобельская республика" по повести С. И. Граховского в Театре им. Я. Купалы; "Левониха" П. А. Данилова, "Отечество" К. Чорного, "Криницы" по роману И. П. Шамякина, "Война под крышами" по роману А. М. Адамовича, "Шестое июля" М. Ф. Шатрова в Театре им. Я. Коласа.

В Б. работают (1970) 9 драматич. театров: Белорус. гос. академич. театр им. Я. Купалы, Белорус. республиканский ТЮЗ, Рус. драм. театр БССР им. М. Горького в Минске, Белорус. гос. театр им. Я. Коласа в Витебске, Брестский обл. драм. театр им. ЛКСМ Б., русские театры в Гомеле, Гродно, Могилёве, Бобруйске; 3 кукольных - Гос. театр кукол БССР в Минске, театры кукол в Бресте и Гомеле.

Большой вклад в развитие нац. иск-ва внесли режиссёры - нар. артисты БССР В. И. Голубок, Е. А. Мирович, К. Н. Санников, Ю. Б. Щербаков, нар. арт. СССР И. М. Раевский, засл. деятели иск-ва БССР Л. М. Литвинов, Н. Б. Лойтер, Н. А. Мицкевич, Л. И. Мозолевская, А. Б. Скибневский, засл. арт. БССР Н. А. Ковязин, режиссёры Ф. П. Жданович, Б. В. Эрин; актёры - нар. артисты СССР Г. П. Глебов, В. И. Владомирский, А. К. Ильинский, П. С. Молчанов, Б. В. Платонов, Л. Г. Рахленко, Л. И. Ржецкая, 3. Ф. Стомма; нар. артисты БССР М. С. Белинская, С. С. Бирилло, 3. И. Броварская, О. В. Галина, Г. Ю. Гри-гонис, В. И. Дедюшко, Н. Н. Еременко, И. Ф. Жданович, Н. П. Звездочётов, Р. Н. Кошельникова, Г. К. Макарова, В. Н. Полло, Е. П. Родзяловская, Т. Н. Сергейчик, С. М. Станюта, В. П. Тарасов, А. М. Трус, И. Б. Ша-тилло, А. Г. Шелег, Ф. И. Шмаков, засл. арт. БССР В. Н. Крылович; театр. художники - нар. художники БССР О. П. Марикс, Е. Д. Николаев, засл. деятели иск-в БССР А. Б. Григорьянц, И. М. Ушаков.

В 1945 в Минске открылся Белорус. театрально-художеств. ин-т, где готовятся нац. театр, кадры. В 1946 создано Белорус, театр, об-во.

Лит.: Рамановхч Я., Першы тэатр, Мшск, 1946; Бутаков А., Искусство жизненной правды, Минск, 1957; Мастацтва Са_вецкай Беларусь Зборшк артыкулау, Мшск, 1955; Няфед У., Беларусиi тэатр. Нарыс ricTopbii, Мшск, 1959; его же, Сучасны беларусш тэатр (1946 - 1959), Мшск, 1961; его же, Становление белорусского советского театра, Минск, 1965; Слова пра майстроу сцэны, Мiнск, 1967; История советского драматического театра, т. 1-5, М., 1966-69. В. И. Нефёд.

Цирк. С 17 в. формируется нац. белорус, цирк, создаются спец. школы (школа дрессировки медведей, т. н. "Сморгон-ская академия", 17 в.; школа фокусников в м. Семежеве, 1-я пол. 19 в., и др.). Начинают выступления белорус. цирковые труппы (фокусники и канатные плясуны Довгяло, 1-я пол. 19 в., и др.). С 1864 в Б. выступали рус. и иностр. цирковые труппы. В первые годы Сов. власти действовали товарищества, коллективы артистов цирка. В 30-40-х гг. работали зимние цирки в Могилёве, Минске, летние цирки в Бобруйске, Гомеле, Мозыре. В 1959 в Минске сооружено новое здание цирка (2 тыс. мест). Нац. цирковой коллектив использует мн. элементы белорус. иск-ва (напр., выступления ковёрного клоуна в образе героя белорус. фольклора Нестерки -артист В. Д. Колобов, сценич. имя -Колобок). Цирковой коллектив выступает в городах СССР, гастролирует за рубежом. В белорус. цирке в разные годы выступали: воздушные гимнасты Ржевские, дрессировщица И. Т. Сидоркина, жонглёры Хромовы, жонглёры-эксцентрики Отливанники, иллюзионист А. Н. Шаг-Новожилов, клоуны В. Г. Мозель и О. Г. Савич, силовой жонглёр А. И. Нелипович, эквилибристы Милаевы и др.

Илл. см. на вклейке, табл. XIV.

А. Я. Шнеер.

XIX. Кино

До установления Сов. власти в Б. не было собственного кинопроиз-ва. Существовали частные кинотеатры (в 1914 насчитывалось 56) по прокату рус. и зарубежных фильмов. Первые съёмки на repp. Б. проводились во время империа-листич. и Гражданской войн операторами-кинохроникёрами Петрограда и Москвы. Постановлением СНК БССР от 17 дек. 1924 было образовано Гос. управление по делам кинематографии и фотографии- "Белгоскино". Началось произ-во хроникальных, учебных и научно-популярных фильмов в Б. В 1928 в Ленинграде "Белгоскино" организовало студию художеств. фильмов "Советская Беларусь"; с 1939 работает в Минске (с 1946 наз. "Беларусьфильм").

В 1926 вышел первый белорус. художеств, фильм "Лесная быль" (реж. Ю. В. Тарич) о партиз. борьбе белорус. народа в годы Гражданской войны. Эта тема становится ведущей в белорус. кинематографии в 30-е гг.: "В огне рождённая" (1930) и "Первый взвод" (1933, оба реж. В. В. Корш-Саблина), "Отель „Савой"" (1930) и "Балтийцы" (1938, оба реж. А. М. Файнциммера), "Одиннадцатое июля" (1938, реж. Тарич). На историч. материале были созданы фильмы "Кастусь Калиновский" (1928, реж. В. Р. Гардин), "Поручик Киже" (1934, реж. Файнциммер). Значительными творческими достижениями стали фильмы о современности: "До завтра" (1929, реж. Тарич), "Дважды рождённый" (1935, реж. Э. Л. Аршанский), "Золотые огни" (1935) и "Искатели счастья" (1936, оба реж. Корш-Саблина); фильмы-экранизации: "Медведь" (1938, реж. И. М. Анненский), "Полесские робинзоны" (1935, реж. И. В. Бахар и Л. С. Молчанов). В годы Великой Отечеств. войны, кроме киножурнала "Советская Белоруссия" (выходил с 1942), фронтовой хроники, выпущены художеств. фильм "Белорусский киносборник" (1942, реж. Корш-Саблин, Тарич), фильм-концерт "Живи, родная Беларусь!" (1944) и документальный "Освобождение Советской Белоруссии" (1944, оба реж. Корщ-Саблина и Н. Ф. Садковича). После войны в 40-х - нач. 50-х гг. выпускались гл. обр. документальные фильмы, киножурналы "Советская Белоруссия" (регулярно с 1944), "Пионер Белоруссии" (с 1952). Среди первых художеств. фильмов- "Константин Заслонов" (о герое Отечеств. войны, 1949, реж. Корш-Саб-лин и Файнциммер), экранизации театр. постановок "Павлинка" (1952, реж. А. Г. Зархи), "Поют жаворонки" (1953, реж. Корш-Саблин, К. Н. Санников), "Кто смеётся последним" (1954, реж. Корш-Саблин). Наиболее значительные фильмы 50-60-х гг. посвящены Великой Отечеств. войне: "Часы остановились в полночь" (1959, реж. Н. Н. Фигуров-ский), "Третья ракета" (1963, реж. Р. Н. Викторов), "Через кладбище" (1965) и "Я родом из детства" (1967, оба реж. В. Т. Турова), "Альпийская баллада" (1966, реж. Б. М. Степанов). Поставлены историко-революц. фильмы: "Красные листья" (1958), "Запомним этот день" (1967, оба реж. Корш-Саблина), "Москва - Генуя" (1964, реж. А. В. Спешнев при участии Корш-Саблина и П. Н. Арманда), историч, фильм "Я, Франциск Скорина" (1970, реж. Степанов). Белорус. кинематографисты создали серию художеств. фильмов для детей и юношества: "Дети партизана" (1954, реж. Л. В. Голуб и Фигуровский), "Миколка-паровоз" (1957), "Девочка ищет отца" (1959), "Пущик едет в Прагу" (1965, с чехословацкими кинематографистами), "Анютина дорога" (1968, реж. всех фильмов Голуб), "Город мастеров" (1965, реж. В. С. Бычков), "Иван Макарович" (1968, реж. И. М. Добролюбов). Современности посвящены фильмы: "Наши соседи" (1957, реж. С. И. Сплошное), "Счастье надо беречь" (1958) и "Криницы" (1965, оба реж. И. А. Шульмана), "Последний хлеб" (1963, реж. Степанов), "Тысяча окон" (1968, реж. Спешнев), "Сотвори бой" (1969, реж. Н. А. Калинин) и др. Известность получили документальные фильмы: "Правда о сектантах-пятидесятниках" (1958, реж. В. М. Стрельцов), "Люди с чёрными душами" (1961, реж. П. П. Шамшур), "Орлиная криница" (1966, реж. В. Н. Сукманов), "Солдаты крепости" (1966, реж. М. К. Заслонова), "Генерал Пуща" (1967, реж. И. Н. Вейнерович), "Штрихи к портрету" (1968, реж. И. Ц. Пикман, В. П. Цеслюк, Р. 3. Ясинский), "В огне жизни" (1969, реж. Вейнерович), "Боль моя -Хатынь" (1970, реж. П. К. Олиференко).

В 1962 основан Союз кинематографистов Б. (оргбюро создано в 1957). На 1 янв. 1970 в Б. 12 889 киноустановок.

Лит.: История белорусского кино, ч. 1 -1924-45, ч. [2] - 1945-67, Минск, 1969-70; KpaciнскiA. В., Смаль В. I. i Тарасев!ч Г. _П., Беларускае кшо, Каротк! нарыс, Мшск, 1962; Лебедев Н. А., Очерк истории кино СССР, т. 1, М., 1947; Проблемы современного белорусского искусства, Минск, 1968. В. П. Смоляр.

Илл. см. на вклейке, табл. XIV.

БЕЛОРУССКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ГРОМАДА (БСГ), мелкобуржуазная националистич. партия. Создана в 1902 под названием Белорусской революционной громады. Окончательно оформилась на 1-м съезде в дек. 1903 в Вильно. В качестве своей программы позаимствовала программу Польской социалистич. партии (ППС) и выдвинула требование автономии для Белорусского края с местным сеймом в Вильно. На 2-м съезде в янв. 1906 в Минске БСГ дополнила программу требованиями муниципализации помещичьих, удельных и монастырских земель, национально-культурной автономии для всех народностей Сев.-Зап. края. Большинство членов БСГ выражало классовые интересы белорус, деревенской буржуазии. Нек-рые её члены выражали интересы трудового крестьянства (Тётка -поэтесса А. С. Пашкевич). В период Революции 1905-07 БСГ пыталась распространить своё влияние в массах, придерживаясь бурж.-реформистской тактики. По мере спада революции скатывалась на позиции бурж. либерализма. В начале 1907 БСГ формально объявила о своём роспуске. Громадовцы стали на путь легальной бурж.-националистич. деятельности, издавали легальную газ. "Наша нива" (1906-15). В период 1-й мировой войны 1914-18 громадовцы, оставшиеся на оккупированной нем. войсками территории, проповедовали "возрождение" Белоруссии под протекторатом Германии. После победы Февр. революции 1917 БСГ была восстановлена и поддерживала политику бурж. Врем, пр-ва. В июле 1917 правые лидеры БСГ вошли в контррево-люц. бурж.-националистич. Белорусскую раду. В 1918 БСГ распалась, т. к. часть её членов вела контрреволюц. деятельность, а часть перешла на сторону Советской власти.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 130-37, 313-15; т. 30, с. 89 - 90; История БССР, т. 1, Минск, 1961, с. 470, т. 2, Минск, 1961, с. 19.

Е. И. Корнейчик.

БЕЛОРУССКАЯ УПРЯЖНАЯ ЛОШАДЬ, порода лошадей, выведенная в кон. 19 в. в зап. областях России скрещиванием мелких лошадей северного лесного типа с более крупными жеребцами упряжных и тяжеловозных пород. Масти: гнедая, бурая, рыжая, вороная, буланая. Ср. промеры племенных жеребцов (в см): высота в холке 156, косая длина туловища 158, обхват груди 193, обхват пясти 22; кобыл соответственно 152, 156, 192 и 21. Живая масса жеребцов 600-700 кг, кобыл 500-600 кг. Лошади используются в упряжи на транспортных и полевых с.-х. работах. Разводят их в колхозах и совхозах Гродненской, Молодечненской и др. обл. БССР. На 1 янв. 1969 насчитывалось 132,7 тыс. Б. у. л. Г. Хитенков.

БЕЛОРУССКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД, выпускает большегрузные автосамосвалы. Находится в г. Жодино (близ Минска). Осн. в 1958. 5 нояб. с конвейера сошли первые самосвалы МАЗ-525 грузоподъёмностью 25 т. В 1961 выпущен автосамосвал БелАЗ-540 грузоподъёмностью 27 т (серийное производство с 1965). В 1962-68 на з-де созданы автомобиль-самосвал БелАЗ-548 грузоподъёмностью 40 да, автопоезд БелАЗ-5488 грузоподъёмностью 65 т, дизель-троллейвоз БелАЗ-524 грузоподъёмностью 65 т, одноосный тягач БелАЗ-531 с двигателем 265 кет (360 л. с.) и автомобиль-самосвал БелАЗ-549 грузоподъёмностью 75-80 т. В 1969 создан автопоезд грузоподъёмностью 120 т. С 1958 по 1968 выпуск ав-тосамосвалов увеличен в 8,2 раза. Б. а. з. награждён орденом Трудового Красного Знамени (1966). За высокие технико-экономические и эксплуатационные качества БелАЗ-540 на Лейпцигской 1965 и Плов-дивской 1966, а БелАЗ-548 на Лейпцигской 1967 и Пловдивской 1968 ярмарках удостоены золотых медалей.

В. Чечко.

БЕЛОРУССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ, основан в Минске в 1933 на базе минских химико-технологич., строительного, энергетич. торфяного, пищевого и Горецкого водно-мелиоративного ин-тов.

В 1969 в составе Б. п. и. было 12 факультетов: автотракторный, машиностроительный, механико-технологич., энергетический, строительный, гидротехнич. и дорожного стр-ва, инженерно-технологич., инженерно-экономич., инженерно-педагогич., торфяной, вечерний и заочный общетехнические; филиалы вечернего общетехнич. ф-та в гг. Витебске, Гомеле и Жодино; аспирантура; 10 н.-и. лабораторий; в б-ке 892 тыс. тт. В 1969 в ин-те обучалось св. 19 тыс. студентов, на 70 кафедрах работало 1,3 тыс. преподавателей, в т. ч. 32 профессора и доктора наук, ок. 350 доцентов и кандидатов наук. Ин-ту предоставлено право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации по техническим наукам.

За период существования ин-т подготовил св. 22 тыс. инженеров. На базе факультетов Б. п. и. созданы Могилёвский машиностроительный и Минский радио-технич. ин-ты. Б. п. и. издаёт "Сб. научных трудов" (с 1937), научную и учебную лит-ру. В 1967 ин-т награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Л. С. Ляхович.

БЕЛОРУССКИЙ ТЕАТР драматический им. Якуба Коласа, один из ведущих театров БССР. Создан в 1926 в Витебске из выпускников Белорусской студии (Москва, 1921-26) под назв. Белорусский 2-й гос. театр. Среди первых значительных работ театра - спектакли на совр. тему: "Разлом" Лавренёва (1928), "Кочегары" Гурского (1931), "Гибель эскадры" Корнейчука (1935). Утверждение реалистич. тенденций в творчестве коллектива связано с постановками произв. Я. Коласа ("Война войне" и "В пущах Полесья", 1937). В 1938 в спектакле "Человек с ружьём" впервые на белорус. сцене был воссоздан образ В. И. Ленина (исполнитель П. С. Молчанов). Затем поставлены спектакли: "Мещане" Горького (1938), "Лес" Островского (1940), "Привидения" Ибсена (1940), "Кремлёвские куранты" Погодина (1940). Осн. место в репертуаре театра занимают нац. драматургия и пьесы рус. сов. драматургов. Среди спектаклей: "Нестерка" Вольского (1941), "Нашествие" Леонова (1943), "Алазанская долина" Губаревича и Дорского (1949), "Гамлет" Шекспира (1946), "Разорённое гнездо" Купалы (1951), "Враги" Горького (1952), "Гроза будет" (по трилогии Коласа "На росстанях", 1958), "Левониха" Данилова (1960), "Криницы" по Шамя-кину (1961), "Отечество" Чорного (1966), "Шестое ию