БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

также право давать объяснения по существу дела и заявлять ходатайства. Дело может быть рассмотрено без участия нарушителя лишь в том случае, если нарушитель заблаговременно извещён о дне и месте заседания комиссии, но не явился на заседание без уважит, причины.

А. к. вправе требовать от предприятий, орг-ций и учреждений необходимые документы, вызывать свидетелей и представителей государственных и общественных орг-ций для получения необходимых сведений по вопросам, находящимся на их рассмотрении. При рассмотрении дел о проступках, совершённых должностными лицами предприятий, орг-ций или учреждений в связи с их служебной деятельностью, заседание А. к. может быть проведено непосредственно на предприятии, в организации и учреждении. О дне заседания комиссии всегда извещается прокурор данного р-на (города).

Постановление А. к. принимается простым большинством голосов и подписывается председателем и членами комиссии, участвовавшими в рассмотрении дела. Постановление о наложении взыскания должно быть вручено нарушителю под расписку не позднее чем в 5-дневный срок со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, установленном для обжалования адм. взысканий (см. Административная ответственность, Взыскание административное). Законодательство определяет виды проступков, за совершение к-рых штраф как адм. взыскание налагает не А. к., а соответств. органы гос. управления.

В. Н. Ершов.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ответственность гражданина или должностного лица перед гос-вом (в лице полномочного адм. органа) за правонарушение, обладающее меньшей степенью обществ, опасности по сравнению с преступлением (см. Административное правонарушение). При А. о. обычно отсутствуют отношения служебного подчинения между адм. органом, налагающим взыскание, и лицом, нарушившим правовую норму. Этим А. о. отличается от ответственности дисциплинарной.

В СССР привлечение к А. о. за определённые виды правонарушений, допускающие применение ареста и нек-рых др. мер адм. взыскания, осуществляются постановлением нар. судьи. Законодательство об адм. ответственности служит важным средством охраны социалистич. правопорядка, воспитания граждан в духе неуклонного соблюдения требований законности и правил социалистич. общежития. Цель А. о. не только в том, чтобы подвергнуть нарушителя адм. взысканию, но и воспитать в нём привычку к правомерному поведению, удержать других неустойчивых лиц от совершения правонарушений. Привлечены к А. о. могут быть граждане, достигшие 16 лет, только на основаниях и в порядке, предусмотренных законом или правовыми актами высших органов гос. власти и гос. управления Союза ССР и союзных республик: напр., указ Президиума Верх. Совета СССР от 21 июня 1961 ;О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке; (;Ведомости Верховного Совета СССР;, 1961, № 35, ст. 368) и изданные на его основе указы Президиумов Верх. Советов союзных республик, Положения об адм. комиссиях (см. Административная комиссия) и о порядке производства по делам об адм. нарушениях. В РСФСР такое Положение утверждено 30 марта 1962 (ч Be домости Верховного Совета РСФСР;, 1962, № 13, ст. 166). Ряд правил об А. о. содержится в нормативных актах, устанавливающих ответственность за конкретные виды адм. нарушений (напр., в указе Президиума Верх. Совета СССР от 26 июля 1966 ;Об усилении ответственности за хулиганство;, в Таможенном и Воздушном кодексах СССР, в Ветеринарном уставе СССР и др.).

Основанием для привлечения к А. о. является административное правонарушение (проступок). В ряде случаев повторное совершение адм. правонарушения, после применения к виновному за такое же деяние мер адм. воздействия, создаёт уже состав преступления, напр, уклонение военнообязанного от учебных сборов и воинского учёта (У К РСФСР, ст. 1981), незаконная охота (УК РСФСР, ст. 166), занятие запрещённым промыслом (УК РСФСР, ст. 162).

Установление А. о. за нарушение тех или иных правил отнесено к компетенции высших органов гос. власти СССР и союзных республик. Краевым, областным, районным, городским Советам депутатов трудящихся предоставлено право принимать решения, за нарушение к-рых предусматривается наложение штрафов в адм. порядке по ряду вопросов, в т. ч. по вопросам охраны общественного порядка; благоустройства и сохранения жилищного фонда; сан. состояния населённых пунктов; охраны лесов, водных ресурсов, рыболовства, охоты; борьбы с вредителями сельского и лесного х-ва и др. Решения местных Советов, предусматривающие наложение штрафов за их нарушение, издаются на срок не более 2 лет и вступают в силу не ранее чем через 15 дней со дня их опубликования.

Осн. видами адм. взысканий являются: предупреждение, штраф, арест, исправит, работы, временное лишение спец. прав, конфискация имущества, адм. выселение (см. Взыскание административное, а также статьи об отд. видах адм. взысканий: штраф, исправительные работы). О каждом административном проступке, кроме случаев, когда взыскание налагается на месте, должен быть составлен протокол (акт) с указанием личности нарушителя, характера, места и времени нарушения, а также свидетелей. Дела об адм. нарушениях рассматриваются адм. комиссиями. Право наложения штрафов без обращения в адм. комиссии сохранено за органами милиции, органами железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта, таможенными органами, должностными лицами ряда гос. инспекций и др.

Для исполнения постановлений о наложении адм. взысканий установлен 3-месячный срок давности. Лица, подвергнутые адм. взысканиям, имеют право в 10-дневный срок обжаловать постановление о наложении штрафа в нар. суд, а о наложении иного взыскания-в исполком районного (городского) Совета депутатов трудящихся (в соответствующий вышестоящий орган гос. управления).

Лит.: Лунёв А. Е., Административная ответственность за правонарушения, М., 1961; Власов В. А., Новое законодательство об административных штрафах, М., 1963. П. И. Романов.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ установленная правовыми нормами деятельность органов гос. управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных адм. дел и применению соответствующих юридич. санкций в адм. порядке. Юрисдикционные полномочия органов гос. управления в СССР и в др. социалистич. странах основываются на строжайшем соблюдении принципа законности и чётко урегулированы в соответствующих правовых актах (напр., указ Президиума Верх. Совета СССР от 12 апр. 1968 ;О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан;). В СССР нек-рые органы гос. управления и их должностные лица осуществляют А. ю. в пределах предоставленных им прав, напр, начальник отделения милиции вправе наложить штраф за совершение административного правонарушения (проступка), выразившегося в мелком хулиганстве. В СССР правом А. ю. наделены нар. судьи, административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и др.

Порядок деятельности гос. органов по осуществлению А. ю. регулируется административно-процессуальными правовыми нормами. Сев. право устанавливает, что А. ю. должна осуществляться в рамках законности, гласно, с соблюдением всех предусмотренных законом гарантий и прав личности. К числу таких гарантий относится право лица, дело к-рого разрешается в порядке А. ю., знакомиться со всеми материалами дела, представлять в свою защиту доказательства, требовать вызова свидетелей, назначения экспертизы, запроса документов и т. п.

В бурж. гос-вах А. ю. органов управления расширяется в ущерб судебной юрисдикции. В этих гос-вах деятельность адм. властей регулируется таким образом, что даёт им полную возможность свободного усмотрения (т. н. дискреционные полномочия) при применении мер адм. принуждения. Напр., в Англии по закону о трибуналах и расследованиях (1958) создан Совет адм. трибуналов, в к-ром рассматривается большое количество дел, изымаемых таким образом из судов общей юрисдикции. В ФРГ законом об адм. проступках (25 марта 1952) значительно расширена юрисдикция адм. органов. Н. Г. Салищева.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ особый порядок разрешения адм.-правовых споров, при к-ром судебные или другие гос. органы рассматривают жалобы на действия органов гос. управления и выносят обязывающие эти органы решения. В нек-рых бурж. гос-вах функции А. ю. осуществляют либо общие суды (США, Англия и др.), либо спец. адм. суды (Франция, Швейцария, ФРГ и др.). Во Франции, напр., имеется система адм. судов-адм. трибуналы, а высшим органом А. ю. является Гос. совет Франции, возглавляемый министром юстиции; адм. трибуналы рассматривают дела о превышении органами управления их компетенции, о нарушении установленных для них форм деятельности, о превышении власти должностными лицами, а также жалобы чиновников в связи с их перемещением по службе, увольнением и др.

Представители бурж. теории А. ю., провозглашая формальную независимость органов А. ю. от органов управления в качестве важнейшей гарантии прав и интересов граждан, особо подчёркивают ;объективность; решения адм. дел и обеспечение законности при помощи А. ю. Однако, поскольку объективность и независимость органов бурж. А. ю. является лишь юридич. фикцией, органы А. ю. всегда в конечном счёте защищают классовые интересы господств, класса, как и все иные органы бурж. гос-ва.

В социалистич. странах нет обособленной системы спец. органов А. ю., однако нек-рые наиболее целесообразные ин-ты и формы А. ю., имея новое классовое содержание, иные цели и задачи, успешно применяются в условиях социалистич. гос-в. Так, многие дела по жалобам на органы гос. управления разрешаются нар. судами, к-рые в установленном законом порядке обязаны рассматривать дела, возникающие из административно-правовых отношений. Напр., в СССР нар. суды рассматривают жалобы на незаконное наложение адм. штрафов, на противоправные действия нотариальных органов, на нек-рые решения исполкомов местных Советов депутатов трудящихся и на действия др. органов управления. В Польше наряду с судами, к-рые рассматривают жалобы на нек-рые адм. акты, действуют также спец. суды социального обеспечения, призванные рассматривать жалобы на действия органов управления в области социального обеспечения.

В СССР после принятия Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и авт. республик (1958), Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик (1958), Основ гражд. судопроизводства Союза ССР и союзных республик (1961) и на их основе-новых кодексов союзных республик, существенно расширена компетенция нар. судов по рассмотрению дел, вытекающих из адм.-правовых отношений; в ГПК союзных республик включены спец. главы о порядке судопроизводства по этим делам. Осуществление судебного контроля за деятельностью органов управления-одна из важнейших гарантий субъективных прав сов. граждан, один из способов дальнейшего укрепления социалистич. законности. Н. Г. Салищева.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО отрасль права, представляющая собой совокупность юридич. норм, к-рые регулируют обществ, отношения, складывающиеся при осуществлении исполнительно-рас-порядит. деятельности, т. е. в процессе гос. управления. Нормы А. п. определяют порядок организации и деятельности аппарата гос. управления, компетенцию центр, и местных органов управления, права и обязанности должностных лиц, взаимоотношения между органами управления и гражданами, а также регламентируют порядок издания актов управления, методы адм. деятельности, порядок применения мер адм. принуждения. В процессе применения норм А. п. возникают адм.-правовые отношения между органами гос. управления, с одной стороны, и соответствующими органами гос-ва, обществ, орг-циями и гражданами- с другой. Для этих отношений характерно следующее: одной из сторон в них всегда выступает гос. орган (орган управления) или его должностное лицо, наделённые определёнными гос. властными полномочиями и действующие от имени гос-ва; отношение может возникнуть помимо воли др. стороны; как правило, споры, возникающие по этим отношениям, разрешаются в адм. порядке, т. е. вышестоящим органом управления или специально созданным для этой цели гос. органом (см. также Административная юстиция).

А. п. как отрасль права отражает сущность экономии, и социального строя, сущность государства, принципы системы права данной общественно-экономич. формации. А. п. эксплуататорских гос-в регулирует отношения между гос-вом и подданными в целях охраны частной собственности, режима эксплуатации и обеспечения интересов господств, класса. Осн. часть норм бурж. А. п. составляют нормы, регламентирующие адм.-поли-тич. деятельность бурж. гос-ва, в т. ч. применение адм. принуждения в различных его формах. Эти нормы таковы, что дают возможность полиции и другим адм. властям действовать на основе свободного усмотрения (т. н. дискреционная власть), широко применяя репрессивные меры путём непосредств. принуждения в адм. порядке, без обращения в судебные органы.

В условиях всё большего сращивания гос. аппарата с аппаратом монополий и милитаризации экономики империа-листич. гос-во активно вмешивается в руководство экономикой в интересах финанс. олигархии. Это находит отражение и в действующем А. п. В частности, это выражается в значит, увеличении числа адм.-правовых норм по вопросам экономич. регулирования (регламентация гос. сектора х-ва и компетенции соответствующих органов управления, гос. регулирование нек-рых сторон хоз. деятельности монополий, установление гос. контроля над отд. отраслями х-ва и т. д.). Значительно расширяются также адм. полномочия отраслевых органов управления, осуществляющих централизов. руководство деятельностью публичных корпораций или гос. контроль за деятельностью частных предприятий и их объединений, а также органов, координирующих развитие капиталистич. х-ва (органов планирования, учёта и контроля, финанс. органов); большое развитие получило адм.-правовое регулирование т. н. социальных услуг.

В социалистич. гос-вах А. п.- самостоят, отрасль системы социалистич. права, в которой находят своё выражение принципы социалистич. демократизма, хозяйственно-организаторская, социально-культурная, воспитательная функции социалистич. гос-ва. Нормы А. п. В этой области обеспечивают реализацию гарантированных конституцией политич. и социально-экономич. прав граждан. Эти же цели преследует и правовое регулирование адм.-политич. деятельности гос. органов, призванное охранять социалистич. завоевания, обществ, порядок и гос. безопасность в интересах трудящихся. Регулируя обществ, отношения, складывающиеся в процессе исполни-тельно-распорядит. деятельности органов социалистич. гос-ва, А. п. оказывает активное воздействие на развитие экономич. отношений, в его нормах получают правовое закрепление осн. принципы гос. управления в социалистич. обществе (см. Управление государственное). Социалистич. А. п. закрепляет формы и методы организации управления нар. х-вом, способы обеспечения законности и гарантии прав граждан в области исполнительно-распорядит, деятельности. регулирует обществ, отношения, складывающиеся в ходе исполнительно-распорядит. деятельности органов Советского гос-ва, осуществляющих задачи коммунистич. строительства. Осн. часть сов. А. п. составляют нормы, регулирующие порядок руководства и управления отраслями нар. х-ва: организацию планирования и финансирования, учёта и контроля; подготовки, подбора и расстановки кадров; оперативное управление предприятиями и хоз. организациями. Особо важное значение имеют нормы А. п., отражающие мероприятия по проведению в СССР (с сер. 60-х гг.) экономич. реформы и определяющие правовое положение социалистич. производств, предприятий, права и обязанности хоз. министерств, ведомств и объединений. Важной задачей сов. А. п. является обеспечение дальнейшего развития учреждений культуры, нар. образования, здравоохранения, организация н.-и. деятельности, реализация гарантированных Советской конституцией прав и демократич. свобод граждан, защита этих прав и свобод, совершенствование правовых гарантий личности в области гос. управления. Нормы сов. А. п. направлены также на обеспечение функции гос-ва по обороне страны, охране обществ, порядка и гос. безопасности, на развитие внеш. сношений Сов. гос-ва.

Система сов. А. п. складывается из общей и особенной частей. Общая часть объединяет нормы, регламентирующие правовое положение и компетенцию органов управления, правовое положение граждан и обществ, орг-ций в сфере исполнительно-распорядит. деятельности, формы и методы этой деятельности (акты управления, меры убеждения и поощрения, меры принуждения, способы и формы обеспечения законности в адм. деятельности). К общей части относятся и адм.-процессуальные нормы, регулирующие порядок рассмотрения адм. споров и применения соответствующих мер воздействия. Особенная часть содержит нормы, к-рые регулируют организацию, методы и формы управления отд. отраслями нар. х-ва, социально-культурной и адм.-политич. деятельности.

Источниками сов. А. п. являются Конституция СССР, конституции союзных и авт. республик, законы и постановления Верх. Совета СССР, Верх. Советов союзных и авт. республик, Указы и постановления Президиума Верх. Совета СССР, Президиумов Верх. Советов союзных и авт. республик, постановления и распоряжения Совета Министров

СССР, Советов Министров союзных и авт. республик, приказы и инструкции министров, председателей гос. комитетов и ведомств, решения и распоряжения местных Советов депутатов трудящихся и их исполкомов.

Лит.: Административное право. Учебник под ред. А. Е. Лунёва, М., 1967; Козлов Ю. М., Предмет административного права, М., 1967. Н. Г. Салищева

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ противоправное виновное действие (или бездействие), нарушающее установленные полномочными органами гос-ва правила, охраняющие интересы гос-ва, обществ, орг-ций и граждан, нормальную работу органов гос-ва и обществ, орг-ций, обществ, порядок, гос. и обществ, безопасность и т. д., и влекущее административную ответственность.

А. п. отличается от преступления меньшей степенью обществ, опасности. Совершение А. п. служит основанием для применения мер общественного или адм. воздействия. Противоправность А. п. состоит в том, что лицо совершает действие, запрещённое правом, или не совершает того, что предписано правом, причём совершает умышленно или по неосторожности, т. е. при