БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

Король, С. С. Мусинский, М. П. Парусников, Г. В. Сысоев, Н. Е. Трах-тенберг, Н.-А. Э. Шпигельман) - в Минске; мемориальные комплексы Курган Славы на 21-м км Московского шоссе около Минска (1969; скульптор А. О. Бембель, архитектор О. А. Стахович) и Хатынь (1968-69; архитекторы Ю. М. Градов, В. П. Занкович, Л. М. Левин; скульптор С. И. Селиханов). В условиях интенсивного развития пром-сти и быстрого научно-технич. прогресса 60-х гг. в республике возникли новые города - Светлогорск, Жодино, Новополоцк, Солигорск.

Изобразит. иск-во Б. послевоен. периода и особенно 2-й пол. 50-60-х гг. характеризуется многообразием творч. тенденций. Сосредоточенность художников на самых существ. сторонах истории и совр. жизни белорус. народа, стремление к лапидарности и глубине образа, к ритмически выразительной, с элементом энергичного декоративизма, композиции - таковы гл. особенности иск-ва Б. последних лет. В ряду ведущих художников республики появились новые имена: живописцы - В. К. Цвирко (пейзажист, ист. живописец), В. П. Сухо-верхов (ист. живописец и портретист), А. Д. Шибнёв (ист. живописец), Р. В. Кудревич (жанристка), Н. М. Воронов (ист. живописец), М. А. Савицкий (жанрист и ист. живописец), М. В. Данциг (пейзажист и ист. живописец); графики-А. М. Кашкуревич (мастер эстампа), Г. Г. и Н. Н. Поплавские (мастера эстампа и книжной иллюстрации), Е. Г. Лось (мастер эстампа и книжной иллюстрации); скульпторы - С. И. Селиханов (монументалист), Л. Н. Гумилев-ский (автор станковых композиций), П. К. Белоусов (портретист), Г. И. Муромцев (автор станковых композиций), А. М. Заспицкий (автор станковых композиций); художники театра - Е. Г. Че-модуров, П. В. Маслеников. Активные и плодотворные поиски совр. форм ведутся в декоративном иск-ве Б. (особенно в области художеств. стекла).

В 1935 в Минске был основан Союз архитекторов Б., в 1938- Союз художников Б. (оргкомитет создан в 1932).

Лит.: Сидорова А. А., Древнерусская книжная гравюра, М., 1951; Егоров Ю. А., Градостроительство Белоруссии, М., 1954; [Герасимович П. Н. и Никифоров П. П.], Изобразительное искусство Белорусской ССР, М., 1957; Кацер М. С., Макаревич В. М., Искусство Белоруссии 14-17 веков, в кн.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 1, М., 1960; Орлова М-, Искусство Советской Белоруссии, М., 1960: Прокофьев О. С., Искусство Белоруссии [18 в.], в кн.: Всеобщая история искусств, т. 4, М., 1963; Всесоюзная юбилейная художественная выставка "50 лет Советской власти". Украинская ССР, Белорусская ССР, Молдавская ССР. [Каталог], [М., 1967]; Архитектура России,Украины и Белоруссии. XIV- первая половина XIX вв., М-, 1968 (Всеобщая история архитектуры,т.6); Паньшина И.Н., Искусство Советской Белоруссии, Минск, 1968; Елатомцева И., Художественная керамика Советской Белоруссии, Минск, 1966; её же, Монументальная летопись эпохи, Минск, 1969; Чантурия В. А., История архитектуры Белоруссии. Дооктябрьский период. Минск, 1969; Чантурия В. А., Элентух И. Б., Памятники зодчества Белоруссии. Краткий путеводитель, Минск, 1969; Шчакацixiн M., Гравюры i кн1жныя аздобы у выданьнях Франщшка Скарыны, в сб.: Чатырох-сотлецьце беларускага друку. 1525 -1925, Менск, 1926; [Барышау Г. I.], Тэатральн дэкарацыйнае мастацтва Савецкай Беларусi, [Мiнск], 1958: Кацар М. С., Нарысы па псторьп выяуленчага мастацтва Савецкай Беларусь Мшск, 1960; Якунiна Л. 1., Слущая паясы, Мшск, 1960.

Илл. см. на вклейках - к стр. 152-153 и табл. XI-XIII.

XVI. Музыка

В нар. муз. иск-ве Б. обнаруживаются тесные взаимосвязи с нар. музыкой русских, украинцев, зап. и юж. славян. Среди старинных песен центр. место занимают песни календарно-обрядовые (колядки, щедровки, веснянки, волочебные, юрьевские, троицкие, купальские, жнивные, косарские, осенние) и семейно-обрядовые (свадебные, крестинные, колыбельные, причитания). Широко представлены хороводные, игровые, плясовые, шуточные песни. Лирич. песни подразделяются на множество жанрово-тематич. групп: любовные, балладные, казацкие, рекрутские, солдатские, песни крестьянской вольницы.

Старинные нар. песни в своей основе одноголосны. Они отличаются сжатым мелодич. диапазоном, развитой орнаментикой, гибкостью ритмики, богатством и разнообразием исполнительских приёмов. Многоголосие в белорус. нар. песне интенсивно развивается с последней трети 19 в. Распространено пение с "подводкой" -верхним солирующим голосом, контрапунктирующим основному напеву в нижнем голосе. Определённое влияние на мелодику белорус. нар. песен оказала рус. революц. рабочая песня нач. 20 в. При Сов. власти появились новые нар. песни, развивающие и обновляющие традиции и черпающие своё содержание из совр. жизни. Песни в быту исполняются без сопровождения, за исключением шуточных и частушек, к-рые поются под аккомпанемент гармоники (баяна).

Белорус. нар. танц. мелодии преим. двудольны и развёртываются в быстром темпе. Они отражают трудовые процессы ("Ленок", "Вульба"), отношение человека к окружающей природе ("Метелица", "Чарот"); значит. место занимают сюжетные танцы ("Юрочка", "Лявониха", "Полька-Янка"). Среди белорус. нар. инструментов, используемых обычно для сопровождения танцев,- гармоника, баян, скрипка, цимбалы, бубен и небольшой барабан, бытуют также дудка и жалейка. Распространены нар. инструм. ансамбли, состоящие обычно из цимбал, гармоники и бубна или скрипки, гармоники и бубна. К этим инструментам часто присоединяются дудка или кларнет. Традиц. инструментом в нар. ансамблях была нар. виолончель басетля, теперь почти исчезнувшая из исполнительской практики. Уже с кон. 19 в. постепенно выходят из употребления исключительно популярные в прошлом дуда (волынка) и лира. В спектакли дореволюционного белорусского театра постоянно вводились песни, танцы и инструментальные наигрыши.

Окт. революция и образование БССР создали условия для развития профессионального нац. муз. иск-ва. В 1924 в Минске открылся Белорус. муз. техникум, в 1932 - Белорус. консерватория, в 1933 - Белорус. театр оперы и балета (на базе основанной в 1930 Гос. студии оперы и балета), в 1937-Белорус. филармония, объединившая симф. оркестр, оркестр белорус. нар. инструментов, хоровую капеллу, ансамбль белорус. нар. песни и пляски, вокальный и смычковый квартеты, группу солистов. В 1940 создан Белорус. ансамбль песни и танца под рук. Г. Р. Ширмы, реорганизованный в 1955 в Гос. хоровую капеллу.

Первые образцы белорус. профессионального муз. творчества относятся к 20-м гг. Основу его заложили композиторы: Н. Н. Чуркин (опера "Освобождение труда", 1922; симфониетта, 1925; песни и романсы), Н. И. Аладов (комич. опера "Тарас на Парнасе", 1927; кантата чДесять лет", 1927; фп. квинтет, 1925; циклы романсов), Е. К. Тикоцкий (1-я симфония, 1929; муз. комедия "Кухня святости", 1931), Г. К. Пукст, А. Е. Туренков (массовые песни).

В 30-е гг. появляются симф. произведения Н. И. Аладова (его симфониетта -яркий образец белорус. жанрового симфонизма), А. Е. Туренкова и работавшего в Минске рус. композитора В. А. Золотарёва. Из вокально-симф. произведений тех лет значительна кантата "Сказ о Медведихе" А. В. Богатырёва, из камерно-инструм.-фп. и скрипичные пьесы А. К. Клумова. В песенном жанре плодотворно работали С. В. Полонский, В. А. Ефимов, Н. Ф. Соколовский, И. И. Любан, чья песня "Будьте здоровы" завоевала всесоюзную популярность. Выдающимся событием в культурной жизни республики стала постановка на сцене Белорус. театра оперы и балета опер "Михась Подгорный" Е. К. Ти-коцкого (1939), "В пущах Полесья" А. В. Богатырёва (1939), "Цветок счастья" А. Е. Туренкова (1940), первого белорус. балета "Соловей" М. Е. Крош-нера (1939), положивших начало нац. репертуару. Все эти спектакли были с успехом показаны в Москве во время 1-й декады белорус. иск-ва и лит-ры (1940).

В годы Великой Отечеств. войны гл. темой творчества белорус. композиторов становится героич. борьба сов. народа против фашистских захватчиков. Кроме многочисл. песен, ей посвящены кантаты А. В. Богатырёва "Ленинградцы" и "Белорусским партизанам", симфония-баллада Н. И. Аладова "В суровые дни", опера Е. К. Тикоцкого "Алеся" (пост. 1944). В годы оккупации Б. артисты Белорус. т-ра оперы и балета участвовали во фронтовых бригадах, выступали в городах братских республик, в сезон 1943-44 театр работал в Коврове, осенью 1944 вернулся в освобождённый Минск. Гастролировал по стране Белорус. ансамбль песни и танца.

В послевоен. годы возобновилась деятельность всех муз. коллективов и учреждений. Оперное творчество этих лет тесно связано с героико-патриотич. темой ("Кастусь Калиновский" Д. А. Лукаса, пост. 1947; "Андрей Костеня" Н. И. Аладова, 1948, пост. 1970; "Девушка из Полесья" Е. К. Тикоцкого, на материале оперы "Алеся", пост. 1952; первая опера для детей "Маринка" Г. К. Пукста, пост. 1955; "Надежда Дурова" А. В. Богатырёва, пост. 1956; "Ясный рассвет" А. Е. Туренкова, пост. 1958). Балетный репертуар пополнили В. А. Золотарёв ("Князь-озеро", пост. 1949) и Г. М. Вагнер ("Подставная невеста", пост. 1958). Общественно-значимую тематику раскрывают многие вокально-симф. и программные симф. произведения: кантаты ч Сорок лет" Н. И. Аладова, "Беларусь" А. В. Богатырёва, "Поля степные" И. И. Кузнецова, вокально-симф. поэма "Вечно живые" Г. М. Вагнера, симф. поэма "Партизанская быль" В. В. Оловникова и др. Большое развитие получают ранее слабо представленные в белорус. музыке жанры симфонии (Н. И. Аладов, А. В. Богатырёв, П. П. Подковыров, Г. К. Пукст, Е. К. Тикоцкий; в кон. 50-х гг.- также молодые композиторы Е. А. Глебов и В. И. Чередниченко) и инструм. концерта (Д. Р. Каминский, к-рый наряду с фп., скрипкой и виолончелью впервые использовал в качестве концертирующего инструмента цимбалы; П. П. Подковыров, Э. М. Тырманд). В области камерной инструм. и вок. музыки работают Л. М. Абелиович, А. В. Богатырёв, Д. А. Лукас, П. П. Подковыров, Г. К. Пукст, в области песни -Д. А. Лукас, В. В. Оловников, П. П. Подковыров, Ю. В. Семеняко, Н. Ф. Соколовский (автор музыки гимна БССР) и др.

В 60-е гг. на сцене Белорус. театра оперы и балета поставлены комич. оперы "Колючая роза" и "Когда опадают листья" Ю. В. Семеняко, балеты "Мечта", "Альпийская баллада" и "Избранница" Е. А. Глебова, "Свет и тени" Г. М. Вагнера; большинство этих произведений современно по тематике. Первый опыт создания телеоперы принадлежит Г. М. Вагнеру ("Утро", 1967). Во всех жанрах белорус. музыки, за исключением муз.-сценических, активно проявляет себя новое поколение композиторов (Р. П. Бут-виловский, С. А. Кортес, И. М. Луче-нок, Д. Б. Смольский, К. Д. Тесаков, О. Г. Янченко). Содержательностью и жанровым разнообразием отмечена вокально-симф. музыка этого периода (кантата "Белорусские песни" и монологи о В. И. Ленине для баса и оркестра А. В. Богатырёва, оратория "Колокола" и концерт для голоса с оркестром Е. А. Глебова, вокально-симф. поэма "Пепел" С. А. Кортеса и др.). Стремление раскрыть актуальные темы в обобщённо-филос. плане характерно для симфоний Л. М. Абелиовича, Н. И. Аладова, Е. А. Глебова. Широко представлен в этот период жанр инструм. концерта (А. В. Богатырёв, Р. П. Бутвилов-ский, Г. М. Вагнер, Д. Р. Каминский, С. А. Кортес, О. Г. Янченко). Среди камерных произведений выделяются инструм. ансамбли Н. И. Аладова, Д. Р. Каминского, вокальные циклы Э. М. Тырманд, Д. Б. Смольского. Мастера хоровой музыки - А. В. Богатырёв, Э. М. Тырманд. Популярность в республике и за её пределами завоевали песни И. М. Лученка. Усилился интерес белорус. композиторов к эстрадной и киномузыке. Среди белорус. музыковедов и фольклористов; Т. А. Дубкова, В. И. Елатов, А. Б. Ладыгина, Л. С. Мухаринская, И. Г. и С. Г. Нисневи-чи, Б. С. Смольский, Г. И. Цитович, Г. Р. Ширма, Т. А. Щербакова и др. Среди белорус. певцов - нар. артисты СССР Л. П. Александровская и Т. Н. Нижникова, нар. артисты БССР Л. Ф. Алексеева, А. Д. Арсенко, 3. И. Бабий, И. М. Болотин, Л. Ф. Бражник, В. Ф. Волчанецкая, Л. И. Галушкина, А. М. Генералов, В. И. Глу-шаков, М. И. Денисов, С. Ю. Дру-кер, М. А. Зюванов, В. М. Маль-кова, Р. В. Млодек, И. П. Сайков, Н. Н. Сердобов, И. Д. Сорокин, В. М. Чернобаев, Т. И. Шимко; дирижёров - нар. артисты БССР Т. М. Коломийцева, Л. В. Любимов, засл. деятели иск-в БССР И. С. Абра-мис, И. А. Гитгарц, М. Э. Шнейдерман; цимбалистов - засл. артисты БССР В. А. Буркович, С. М. Новицкий, А. А. Остромецкий, X. И. Шмелькин. В Б. функционируют: Гос. симф. оркестр (гл. дирижёр - засл. арт. БССР В. В. Катаев), Гос. оркестр нар. инструментов (худ. рук. нар. арт. СССР И. И. Жинович), Гос. академич. хоровая капелла (худ. рук. нар. арт. СССР Г. Р. Ширма), Гос. нар. хор (с 1952, худ. рук. нар. арт. СССР Г. И. Цитович), Ансамбль песни и танца Белорус, воен. округа (с 1938), камерный оркестр Белорус. филармонии (с 1968), концертно-эстрадный оркестр (с 1958) и хор (с 1946) Белорус. радио и телевидения, 10 муз. уч-щ, сеть муз. школ, в т. ч. средняя спец. муз. школа при Консерватории. В НИИ искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР (образован в 1957) имеется сектор музыки. В 1938 основан Союз композиторов Б. (в 1932-38 существовала композиторская секция при Союзе писателей Б.).

Лит.: Беляев В., Белорусская народная музыка. Л., 1941; Елатов В. И., Ладовые основы белорусской народной музыки, Минск, 1964; его же. Ритмические основы белорусской народной музыки, Минск, 1966; Цитович Г. и НисневичИ.. Белорусская ССР, М., 1958 (Музыкальная культура союзных республик); Нисневич С. Г., Белорусская симфоническая музыка, Минск, 1959; Смольский Б. С., Белорусский музыкальный театр, Минск, 1963; Журавлев Д. Н., Композиторы Советской Белоруссии, Минск, 1966; Нисневич И., Нисневич С., Очерки по истории советской белорусской музыкальной культуры, 2 изд., Л., 1969; Кулешова Г. Г., Белорусская советская опера. Минск, 1967. И. Г. Нисневич.

Илл. см. на вклейке, табл. XIV.

XVII. Танец. Балет

Истоки белорус. танца восходят к др.-слав. игрищам, из элементов к-рых в период формирования белорус. народности образовались различные нар. пляски (многие танцы до сих пор исполняются в синтезе с игрой и песней). Белорус. танцы разнообразны по тематич. содержанию и формам. Они насчитывают ок. сотни названий и отражают многие стороны жизни народа, богаты по композиционному рисунку и танц. ритмам, жизнерадостны по настроению. Преобладающий муз. размер - двудольный, построение танцующих - парно-массовое, сольные танцы встречаются сравнительно редко. Основу белорус. танц. лексики составляют мелкие партерные движения (перем. шаг, па-де-баск, галоп, притоп и др.); женский танец существенно не отличается от мужского, исключение составляют лишь присядки и большие прыжки, исполняющиеся только мужчинами. Наиболее популярные белорус. танцы: "Лявониха", "Метелица", "Юрочка", "Крыжачок", "Микита", "Толкачики", хоровод "Подушечка", местные варианты польки, кадрили и др.

Впервые белорус. нар. танец был выведен на сцену в белорус. комич. опере С. Монюшко "Селянка" (либр. В. И. Дунина-Марцинкевича, пост. 1852). В нач. 20 в. белорус. нар. танцы исполнялись в спектаклях труппы И. Т. Буйницкого. Проф. танц. коллективы были созданы только в сов. время: Ансамбль белорус. нар. песни и пляски в Минске (1937), Белорус. ансамбль песни и танца в Белостоке (1940). В Б. работают (на 1970): Гос. ансамбль танца БССР (создан в 1959) и Гос. нар. хор БССР (организован в 1952), а также неск. самодеятельных нар. ансамблей танца.

Первыми проф. исполнителями нар. танцев были скоморохи (12 в.). В 18 -1-й пол. 19 вв. в поместьях и нек-рых городах функционировали крепостные театры (Несвижский, Гродненский, Слонимский, Шкловский), где выступали белорус. танцовщики.

Проф. балетный театр возник в Б. после Окт. революции. В 1920 в Минске открылся 1-й Белорус. драматич. театр (ныне Белорус. театр им. Янки Купалы), к-рый имел небольшую балетную труппу (балетм. К. А. Алексютович). В 1930 была создана в Минске Гос. студия оперы и балета, реорганизованная в 1933 в Белорус. театр оперы и балета. Были поставлены балеты: "Красный мак" Р. М. Глиэоа (1933), "Коппелия" Л. Делиба (1935), "Лебединое озеро" П. И. Чайковского (1938) и др. В 1939 балетм. А. Н. Ермолаев поставил первый нац. балет "Соловей" М. Е. Крошнера; в новаторской хореографии этого балета выразительно прозвучала тема борьбы белорус. крестьян за свободу. В лексике "Соловья" слились в единое целое классич. танец и нар. хореография.

Белорус. хореографич. фольклор широко использовался в одном из лучших нац. балетов "Князь-озеро" В. А. Золотарёва (1949), а также в балете "Подставная невеста" Г. М. Вагнера (1958) и в др. В 1961 поставлен белорус. балет на совр. тему "Мечта" Е. А. Глебова, в 1963 -"Свет и тени" Г. М. Вагнера, в 1967 - одноактный балет Е. А. Глебова "Альпийская баллада", в 1969 -его же балет "Избранница".

В репертуаре театра балеты: "Жизель" А. Адана (1953), "Лебединое озеро" (1948, 1967), "Спящая красавица" (1954), "Щелкунчик" (1956) П. И. Чайковского, "Тропою грома" К. Караева (1960), "Дон Кихот" Л. Ф. Минкуса (1962), "Спартак" А. И. Хачатуряна (1964), "Золушка" (1965) и "Ромео и Джульетта" (1968) С. С. Прокофьева и др.

В балетной труппе театра работали: нар. артисты БССР А. В. Николаева, 3. А. Васильева, С. В. Дречин, Л. М. Ряженова, В. И. Крикова, В. П. Миронов, Н. К. Шехов; засл. артисты БССР Н. Ф. Млодзинская, Б. 3. Кар-пилова, Е. М. Глинских и др.; балетмейстеры нар. артист СССР и БССР А. Н. Ермолаев, нар. артист РСФСР Ф. В. Лопухов, засл. деят. иск-в БССР К. А. Муллер и А. Л. Андреев. В республике ставили спектакли балетмейстеры: засл. арт. БССР и засл. деят. иск-в Ли-тов. ССР К. Я. Голейзовский, засл. арт. РСФСР В. И. Вайнонен, нар. арт. СССР Р. В. Захаров. В балетной труппе театра (1970): артисты балета -нар. артисты БССР Н. С. Давыденко, А. А. Корзенкова, И. Н. Савельева, В. К. Давыдов, засл. арт. РСФСР К. Н. Малышева, засл. артисты БССР И. Д. Дидиченко, Р. Е. Красовская, Л. С. Чеховский и др.; балетмейстер засл. арт. РСФСР О. М. Дадишкилиани и др. Среди ведущих балетоведов республики - Ю. М. Чурко. Нац. кадры артистов балета готовит Белорус, хореографич. уч-ще (осн. в 1944).

Лит.: Чурко Ю., Белорусский балет, Минск, 1966; её же, Белорусский сценический танец, Минск, 1969.Ю, М. Чурко.

Илл. см. на вклейке, табл. XIV.

XVIII. Драматический театр.

Истоки театр, иск-ва Б.- древние обряды и игры, творчество скоморохов. С 16 в.