БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

аждён 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Портрет стр. 119.

Соч.: Практическое руководство по биохимии растений, М., 1951 (совм. с Н. И. Проскуряковым); Нуклеопротеиды и нуклеиновые кислоты растений и их биологическое значение, М., 1959; Состав нуклеиновых кислот и систематика, "Изв. АН СССР. Сер. биолога ческая", 1960, № 1 (совм. с А. С. Спириным); Конденсированные неорганические фосфаты в обмене веществ живых организмов, там же, 1962, № 3 и 4 (совм. с И. С. Кулаевым); Нуклеиновые кислоты и их связь с эволюцией, филогенией и систематикой организмов, Таш., 1969.

Лит.: А. Н. Белозерский, М., 1968 (Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Сер. биохимии, в. 7).

БЕЛОЗЁРСКОЕ, город (до 1966 посёлок гор. типа) в Донецкой обл. УССР, в 15 км от железнодорожной ст. Добро-полье. 20,6 тыс. жит. (1969). Добыча угля, обогатительная ф-ка, асфальтобетонный завод.

БЕЛОЗЕРСКОЕ КНЯЖЕСТВО, русское княжество (в 1238 выделилось из Владимиро-Суздалъского княжества), гл. город - Белоозеро (совр. Белозерск). Первым князем был Глеб Василькович (ок. 1238-78). При нём Б. к. охватывало басе. Белого оз., ниж. течение р. Шексны и Кубенское оз. Значит. развитие в Б. к. получило землевладение монастырей, захвативших мн. чёрные волости, а также дворцовые и почти все вотчинные земли. В 1-й пол. 14 в. Б. к. утратило независимость; в 1389 стало уделом Вел. княжества Московского; с 1486 уезд Рус. гос-ва.

Лит.: Копанев А. И., Землевладение Белозёрского края XV -XVI вв., М.- Л., 1951.

БЕЛОЗОР (Parnassia), род многолетних трав сем. камнеломковых. Часто (вместе с родом Le-puropetalon) выделяется в отдельное сем. Parnas-siaceae. Всего 55 видов в умеренной и субтропич. областях Сев. полушария. В СССР - 4 вида; из них наиболее распространён Б. болотный (P. palustris), растущий по сырым лугам, кустарникам и болотам; это -изящное растение высотой 15-40 см, с розеткой прикорневых листьев и одиночн. белыми цветками пятерного типа на вершинах стеблей. Остальные виды - в тундре и на альпийских и субальпийских горных лугах.

БЕЛОЗУБКИ (Crocidura), род млекопитающих сем. землероек отряда насекомоядных. Дл. 4-10 см. От близких к ним бурозубок и кутор Б. отличаются белой окраской зубов, сравнительно большими ушными раковинами и наличием на хвосте отдельных длинных волосков. Распространены главным образом в Африке (большинство видов), а также в Европе и Азии. В СССР - в степной зоне; иногда встречаются в домах. Питаются насекомыми.

БЕЛОКАНЫ, город, центр Белоканско-го р-на Азерб. ССР. Расположен в предгорьях Б. Кавказа, на р. Белоканчай (приток Алазани), на шоссе Евлах -Лагодехи, в 178 км к С.-З. от ж.-д. узла Евлах. 5,1 тыс. жит. (1968). Табачно-ферментационный и консервный з-ды, лесокомбинат. Политехнич. техникум. В районе Б.- Филизчайское полиметаллич. месторождение.

[0309-10.jpg]

Белозор болотный.

БЕЛОКОНСКИЙ Иван Петрович [25.5(6.6).1855, Чернигов,-7.2.1931, Харьков], русский обществ, деятель и историк земства, литератор. Род. в семье врача. Слушал лекции в Киевском и Новороссийском (Одесса) ун-тах. Сблизился в 1870-е гг. с народниками и вёл пропаганду в Киевской губ., работая сельским учителем. В 1879 арестован и в 1880 выслан в Вост. Сибирь. В 1886 вернулся в Европ. Россию, работал до 1901 в земствах (Житомир, Курск, Орёл, Харьков). Участвовал в организации "Союзаосвобождения" (1904), позже был чл. партии кадетов. Автор работ по истории земства и земского движения; ряда мемуарных и беллетристич. произв.; с 1875 выступал в периодич. печати.

Соч.: Земство и конституция, М., 1910 (2 изд. - Земское движение, М., 1914); Дань времени. Воспоминания, 2 изд., М., 1928; В годы бесправия (Дань времени, ч. 2), М., 1930.

БЕЛОКОПЫТНИК (Petasites), подбел, род многолетних трав сем. сложноцветных. Растения с нечётко выраженной двудомностью, часто цветущие до распускания листьев. Всего 5-6 видов в Сев. полушарии - в умеренных областях и до субарктики по песчаным берегам рек и озёр. В СССР 3 вида с ползучим корневищем и крупными прикорневыми листьями; стеблевые листья редуцированы. В молодом состоянии листья обычно с беловатым опушением, особенно снизу (отсюда назв.).

БЕЛОKОCКОВ Василий Евлампиевич [13(25).4.1898, с. Клапоузово Вологодской губ.,-21.10.1961, Москва], ген.-полковник (1944). Чл. КПСС с 1919. Род. в семье рабочего. Участник 1-й мировой войны. В 1917-18 работал в Череповецком губисполкоме. В авг. 1918 вступил в Красную Армию, участвовал в Гражд. войне. Окончил кав. курсы усовершенствования старшего начсостава (1926), командовал кав. дивизией (с 1935). В 1938-40 нач. снабжения, а в 1940-41 пом. командующего войсками Киевского воен. округа. Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 с марта 1942 зам. нач. тыла Красной Армии, в янв.- окт. 1943 нач. Автомобильного управления, в 1943-49 зам. нач. тыла Вооруж. Сил, в 1949-58 зам. министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск. Награждён 2 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, 1 иностр. орденом и медалями.

БЕЛОКРАИНЦЫ, этнография, группа словенцев.

БЕЛОКРИНИЦКАЯ ИЕРАРХИЯ (или так паз. Австрийска я), возглавляла в старообрядчестве течение, наз. поповщиной; поддерживалась гл. обр. бурж. элементами. Возникла в 40-х гг. 19 в. в Белокриницком монастыре (ок. Черновиц). Внутри Б. и. шла классовая борьба, к-рая особенно обострилась в момент крест, реформы и привела в 1862 к расколу. Наибольшего развития Б. и. достигла в 1905-17, когда она объединяла крупных промышленников и купцов; её вторым центром была церковь на Рогожском кладбище в Москве. Б. и. сохранилась до наст, времени. См. также Сектан тство.

БЕЛОКРОВИЕ, лейкемия, то же, что лейкоз.

БЕЛОКРЫЛАЯ МОРСКАЯ СВИНЬЯ (Phocaenoides dalli), млекопитающее сем. дельфинов. Дл. тела до 2 м. Зубы очень мелкие, до 24 пар в верхней и до 28 пар в нижней челюсти. Окраска тела тёмная, бока и брюхо белые, края хвостового и спинного плавников также белые; на боках тела по крупному белому полю -"крылу" (отсюда назв.). Способна передвигаться с очень большой скоростью, в связи с чем имеет резко увеличенное сердце и больший объём крови, а также высокие кили (верхний и нижний) на хвостовом стебле. Обитает в сев. половине Тихого ок., к С. от Калифорнии и Японии, в т. ч. в Охотском, Японском и Беринговом м.; заходит в Чукотское м. Основная пища - головоногие моллюски, а также рыба. Держится мелкими группами. Промыслового значения не имеет

Лит.: Т ом и л и н А. Г., Китообразные, М.. 1957 (Звери СССР и прилежащих стран, т. 9). А. В. Яблоков.

БЕЛОКРЫЛКИ, подотряд насекомых отряда равнокрылых, то же, что алейродиды.

БЕЛОКРЫЛЬНИК (Calla palustris), многолетнее болотное растение сем. ароидных. Цветки без околоцветника, обоеполые, собранные в початок, одетый белым покрывалом.
[0309-11.jpg]

Белокрыльник; а - цветок; б - плоды с кроющим листом.

Растёт в умеренных и суб-тропич. областях Евразии и Сев. Америки. Всё растение ядовито. Ползучее толстое корневище содержит значит, кол-во крахмала. Под назв. калла разводятся в теплицах нек-рые виды зантедесхии из Юж. Африки.

Лит.: Энциклопедический словарь лекарственных, эфирно-масличных и ядовитых растений, [ред.-сост. Г. С. Оголевец], М., 1951.

 






0311.htm
XV. Архитектура и изобразительное искусство

[0311-1.jpg]

Церковь-крепость в Сынковичах. 16 в. План.

Древнейшие памятники иск-ва на терр. Б. (кремнёвые фигурки, орнаментиров. керамика, остатки свайных построек и др.) восходят к кам. веку. В раннем жел. веке (примерно с 5 в. до н. э.) появляются изделия из бронзы и железа (бляхи, браслеты, подвески, застёжки, плетёные пояса и т. д.), распространяется глиняная мелкая пластика (фигурки животных), возводятся жилые постройки с дерев. стойками, поддерживавшими плетёные кровлю и стены. К 1-му тыс. н. э. относятся найденные на терр. Б. памятники иск-ва древних славян. В 10-13 вв. Б., ставшая частью Киевской Руси, сделалась одним из очагов развития др.-рус. искусства. История собственно белорус. иск-ва, своеобразно преломившего художеств. опыт и Киевской Руси и Зап. Европы, начинается в 14 в.

Ср.-век. белорус. архитектура носит в основном оборонный характер. Город обычно располагался вокруг или вблизи укрепл. замка и, кроме того, был окружён кольцом оборонит, сооружений. Сохранились замки в Лиде (14 в.), Но-вогрудке (14-16 вв.), Мире (16 в.), Несвиже (восходит к 16 в.). Кроме культовой выполняли оборонную роль и мощные, массивные здания православных церквей, католич. костёлов, "каль-винских зборов". К 16- нач. 17 вв. складываются особые типы церкви-крепости (Малое Можейково, Сынковичи) и дома-крепости (Гайтюнишки).

"Жатва". Титульный лист книги "Руфь". Гравюра на дереве. Из пражской Библии Ф. Скорины. 1517 - 19.

В 17-18 вв. в архитектуре Б. получают развитие тенденции барокко; проводниками этого стиля были различные католич. ордена. К лучшим памятникам барокко на терр. Б. принадлежат иезуитские костёлы в Несвиже (заложен в 1584, арх. Дж. М. Бернардони из Комо) и Гродно (освящён в 1667), костёл кармелитов в Глубоком (1735), Софийский собор в Полоцке (11 в., перестроен к 1750).

Уже на первых порах развития приобретает самобытные черты белорус. живопись. В отличие от идеального типа святого, характерного для живописи Византии и Киева, в белорус. иконе и книжной миниатюре святой наделён простонародными чертами, ему свойственна грубоватая характерность. Белорус. мастера охотно вводят в свою живопись орнаментальные элементы, украшая узорами нимбы и одежды святых, превращая фоны икон в резное золочёное поле, а в нек-рых случаях заменяя изображение одежды святого резной дерев. накладкой. Белорус. ср.-век. книги, как правило, украшены орнаментальными заставками. К лучшим памятникам белорус. миниатюры принадлежат Мстижское (14 в.) и Оршанское (14 в.) евангелия. Монументальная живопись ср.-век. периода в Б. почти не сохранилась.

М. А. Савицкий. "Партизанская мадонна". 1967. Третьяковская галерея. Москва.

К ст. Белорусская ССР.

К ст. Белорусская ССР. 1. Сторожевая башня в Каменце. Конец 13 в. 2. Церковь-крепость в Малом Можейкове. 16 в. 3. П. Нонхард. Дом-крепость в Гаитюнишках 1611-12.4. Костёл в Ишкольде. 16 в. 5. Замок в Мире. 16 в. 6. Церковь Николая в Могилеве. Начата в 1669. 7. Софийский собор в Полоцке. 2-я пол. 11 -середина 18 вв. 8. Замок Радзивиллов в Несвиже. Конец 16-18 вв. Внутренний двор. 9. Иезуитский костёл в Гродно. 1667.

"Параскева Пятница". Икона 16 в. Художественный музей БССР. Минск.

С 16 в. в белорус. живописи постепенно намечается поворот к реализму нового времени: на смену плоскостным иконописным ликам приходят объёмные изображения человеч. лиц (икона "Параскева Пятница", Художеств. музей БССР, Минск). В иконописи 17 в. появляются элементы бытового жанра, пространств. перспективы. В 17-18 вв. начинает развиваться портретная живопись.

В ср.-век. Б. высокого уровня достигло иск-во скульптуры, испытавшее нек-рое воздействие романской и готич. пластики Центр. Европы, а в дальнейшем - влияние барокко. Деревянные статуи, резные алтари играли важную роль в убранстве интерьеров белорус. храмов. Во время польско-рус. войны 1654-67 мн. белорус. скульпторы и резчики (старцы Ипполит и Арсений, Клим Михайлов, Герасим Окулов и др.) переселились в Рус. гос-во, где создали немало выразит. произведений (напр., работы старца Ипполита в

Анания. "Премудрость созда себе дом". Рельеф. Дерева. Кон. 15 - нач. 16 вв.

Моск. Кремле: "Никола Можайский" в церкви Николы Гостунского и "Распятие" в Теремном дворце). В стиле т. н. белорусской рези был выполнен иконостас Смоленского собора в Новодевичьем монастыре в Москве (Клим Михайлов и др.), украшен дворец в Коломенском.

В 16 в. с появлением зап.-рус. книгопечатания начала развиваться белорус. гравюра [ксилографии в изд. Франциска (Георгия) Скорины, Петра Мстиславца, Ивана Фёдорова], пережившая новый подъём на рубеже 17-18 вв. (ксилографии и гравюры на меди в изд. Максима Вощанки, где как гравёры выступали сам издатель, его сын Василий, Фёдор Ангилейко и др.).

Среди художеств. ремёсел, кроме резьбы по дереву, в Б. 14-18 вв. заметное место занимают керамика (в т. ч. керамич. скульптура - С. И. Полубес и др.), художеств. шитьё, ювелирное дело. Широкой известностью пользовались т. н. слуцкие пояса (18 в.), протканные золотыми и серебряными нитями.

С.И. Полубес. "Апостол Лука". Рельеф. Майолика. 2-я пол. 17 в. Музей "Коломенское". Москва.

После воссоединения Б. с Россией пути рус. и белорус. иск-ва в значит. степени сближаются. Мн. белорус. художники (портретист В. Ванькович, пейзажисты А. Г. и И. Г. Горавские и др.) проходят выучку в петерб. АХ. В 19-20 вв. творч. деятельность выходцев из Б.- живописцев С. К. Зарянко, И. Т. Хрупкого, В. К. Бялыницкого-Бирули, мозаичиста Н. Ю. Силивановича и др.- тесно связана с Петербургом и Москвой. В свою очередь, в Б. работают видные рус. архитекторы-классицисты Н. А. Львов, построивший собор Иосифа в Могилёве (1798, не сохранился), и А. И. Мельников - строитель здания духовной семинарии в Минске. Огромное значение для развития белорус. городов имела их перепланировка по чёткой регулярной системе, в соответствии с градостроит. принципами классицизма, проведённая в кон. 18-нач. 19 вв. рус. пр-вом. Во время перепланировки уничтожаются мешавшие росту городов старые гор. укрепления. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. в архитектуре Б. одновременно с прогрессом строит. техники отчётливо заметны черты эстетич. упадка, общего для зодчества капиталистич. стран того периода. Белорус. изобразит. иск-во, как и русское, вступило в это время на путь критич. реализма. Реалистич. произведения создавали Ю. М. Пэн (сцены из быта бедняков, портреты, пейзажи) и Я. М. Кругер (портреты демокра-тич. интеллигенции; картина "Погром", ок. 1905). Однако в условиях царизма и великодержавного гнёта развитие нац. белорус. культуры было в значит, степени затруднено.

В. М. Вощанка. "Положение во гроб Христа". Гравюра на дереве, напечатанная на холсте (антиминс). 1708.

Подлинный расцвет культуры и иск-ва белорус. народа наступает в годы Сов. власти. Индустриализация страны в период первых пятилеток повлекла за собой бурный рост городов. В связи с этим была предпринята реконструкция, существенно изменившая их облик. В городах прокладывались новые улицы, проводились мероприятия по благоустройству, совр. застройка стала вытеснять старую, преим. деревянную. В довоен. годы в белорус. городах был воздвигнут ряд зданий, значительных в архит.-художеств. отношении, в т. ч.: Б-ка им. В. И. Ленина (1930-32, арх. Г. Л. Лавров), Дом пр-ва БССР (1930-33, арх. И. Г. Лангбард), здание ЦК Коммунистич. партии Б. (1940-41, полностью закончено в 1947, арх. А. П. Воинов и В. Н. Варак-син) - в Минске; Дом Советов в Могилёве (1938-39, арх. И. Г. Лангбард).

Слуцкий пояс. 2-я пол. 18 в. Исторический музей.Москва.

В 20-30-е гг. добилось немалых успехов и вступившее на путь социалистич. реализма изобразит. иск-во Сов. Б. История борьбы белорус. народа за свободу и независимость, его сегодняшний геро-ич. труд - таковы осн. темы, к к-рым обращались и сейчас обращаются художники Б. В сов. время в Б. вырос ряд талантливых мастеров: живописцы -В. В. Волков (портретист, жанрист, ист. живописец), И. О. Ахремчик (портретист, пейзажист, ист. живописец, монументалист), Е. А. Зайцев (ист. живописец, пейзажист, портретист), К. М. Косма-чёв (ист. живописец); скульпторы -А. В. Грубе (создатель станковых композиций, рельефов, памятников), М. А. Керзии (видный художник-педагог), А. М. Бразер " (портретист), 3. И. Азгур (портретист и монументалист), А. О. Бембель (портретист и монументалист), А. К. Глебов (портретист, монументалист, автор станковых композиций); художники театра О. П. Ма-рикс, С. Ф. Николаев.

В годы Великой Отечеств. войны белорус. художники не прекратили творч. деятельность. Находясь в составе действующей армии, в партиз. отрядах, в эвакуации, они создали своеобразную художеств. летопись героич. борьбы народа.

В послевоен. годы белорус. архитекторы провели огромную работу по ликвидации разрушений, причинённых фашистами городам и сёлам Б. Были созданы новые ген. планы всех крупных насел. пунктов. В короткий срок города и сёла Б. были фактически отстроены заново. Преобразился Минск, жилой фонд к-ро-го был уничтожен в годы оккупации на 74% . В центре города создан ряд архит. комплексов (ансамбли площадей Ленина, Центральной, Победы, Якуба Коласа), чередующихся с рядовой застройкой и связанных между собой Ленинским проспектом. Благотворное влияние на развитие белорусской архитектуры оказали постановления ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР по вопросам строительства ("О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства" от 23 авг. 1955, "О мероприятиях по обеспечению развития производства строительных конструкций, деталей и материалов" от 24 авг. 1955, "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве" от 4 нояб. 1955 и др.). Во 2-й пол. 50-х гг. совершилась перестройка материально-технич. базы стр-ва, возросли его темпы, распространились индустр. методы, вступили в строй домостроит. комбинаты.

Г. Г. Поплавский. Иллюстрация к поэме Якуба Коласа "Новая земля". Офорт. 1967.

Л. М. Мягкова. "Хоровод". Цветное стекло (стеклозавод "Неман"), 1969. Художественный музей БССР. Минск.

С нач. 60-х гг. в Б. в широком масштабе ведётся стр-во крупнопанельных домов с улучш. планировкой квартир. Заметное место занимает стр-во жилых домов из объёмных элементов. Идут поиски эстетически-выразительных совр. архит. форм и планировочных принципов. В числе наиболее удачных архит. решений 60-х гг.: здание горисполкома (1964, арх. С. С. Мусинский, Г. В. Сысоев), Дворец спорта (1966, арх. С. Д. Филимонов, В. Н. Малышев), жилой массив на ул. Толбухина (1966, арх. Ю. В. Шпит), гостиница "Юбилейная" (1968, арх. Г. М. Бенедиктов), ансамбль Ленинского проспекта (Г. П. Баданов, М. О. Барщ, С. Б. Ботковский, А. П. Воинов, В. А.