БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

тич. общество как строй всеобщего равенства ,-для этого произв. характерны реформистские и технократич. иллюзии. В США роман содействовал возникновению "Клубов Беллами", стремившихся воплотить в жизнь планы писателя. В период спада этого движения Б. написал кн. "Равенство" (1897; рус. пер. 1907), в к-рой развивал и уточнял идеи своего романа.

Лит.: Янжул И., В поисках лучшего-будущего, 2 изд., СПБ, 1908; Крупская Н. К., Педагогические сочинения, т. 4, М.. 1959, с. 410-11: Нортон А.. Английская утопия, М., 1956; Паррингтон В. Л-, Основные течения американской мысли, т. 3, М., 1963, с. 375-90; Воwman S. Е., Е. Bellamy abroad. An American prophet's influence, N. Y., 1962.

Б. А. Гиленсон.

БЕЛЛАТАМИНАЛ (чехосл. белласпон), лекарственный препарат из группы холинолитических средств; содержит фенобарбитал, эрготамин тартрат (препарат спорыньи) и алкалоиды белладонны. Оказывает успокаивающее действие на центр, нервную систему. Б. применяют при повышенной раздражительности, бессоннице, нейродермитах и т. п. Противопоказан при беременности и во время родов, при спазмах сосудов сердца, глаукоме.

БЕЛЛАТРИКС, Y Ориона, звезда 1,6 визуальной звёздной величины, светимость в 1270 раз больше солнечной, расстояние от Солнца 77 парсек.

БЕЛЛЕРОФОНТ, в др.-греч. мифологии герой, совершивший на укрощённом им крылатом коне Пегасе неск. подвигов (победил трёхглавое чудовище Химеру, одолел амазонок и др.). Пытался взлететь на Олимп, но был сброшен Зевсом на землю, где, став хромым и слепым, скитался до смерти. Мифы о Б. послужили сюжетами для несохранившихся трагедий Софокла ("Иобат") и Еврипида ("Беллерофонт", "Сфенебея").

БЕЛЛЕРС (Sellers) Джон (1654-8.2. 1725), английский экономист, один из ранних социалистов-утопистов, по характеристике К. Маркса "...истинный феномен в истории политической экономии..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 499, прим.). Утверждением, что рабочие создают трудом больше продуктов, чем это необходимо для их существования, Б. приблизился к теории прибавочной стоимости. Критикуя меркантилистов, видел источник богатства не в деньгах, а в труде. Б. неоднократно выдвигал проекты социальных реформ с целью избавления общества от имущественного неравенства и нищеты.

Соч.: John Sellers. 1654-1725. Quaker economist and social reformer. His writings reprinted with a memoir by A. Ruth Fry, L., 1935.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 499 - 500; Б е е р М., История социализма в Англии, ч. 1 - 2, пер. с нем., М.- П., 1923 - 24. Г.К.Головко.

БЕЛЛЕТРИСТИКА (от франц. belles lettres - изящная словесность), в широком смысле - художеств. литература вообще. В более узком и более употребительном смысле - художеств. проза, в отличие от поэзии и драматургии. Иногда под Б. подразумевают идейно и художественно несовершенную лит-ру. Широко распространено понятие беллетризация, к-рым обозначают стремление мн. авторов науч. и науч.-художеств. книг в целях занимательности соединять документальный материал с элементами художеств, повествования.

БЕЛЛИ Владимир Александрович [р. 11(23).7.1887, Петербург], советский военно-морской деятель, контр-адмирал (1940), проф. (1945), канд. воен.-мор. наук (1940). Окончил Морской корпус (1906) и Минный офицерский класс (1913). Участник 1-й мировой войны, капитан 2-го ранга (1917). После Окт. революции перешёл на сторону Сов. власти. Во время Гражд. войны командовал эсминцем, затем был флагманским минёром в Штабе командующего мор. силами. После войны пом. нач. Оперативного управления штаба РККФ и воен.-мор. атташе в Китае. С 1926 на препода-ват. работе в Воен.-мор. академии, в 1937-49 нач. кафедры стратегии и оперативного искусства. С 1949 в отставке. Автор мн. науч. работ по оперативному искусству ВМФ, мор. междунар. праву и истории воен.-мор. искусства, в т. ч. Блокадные операции" ("Морской сборник", 1937, № 1), "Военно-морской международно-правовой справочник"(кн.1 -2, 1940) и др. Участвовал в создании ряда фундаментальных коллективных работ: "Морской атлас" (т. 3, ч. 1-2, 1958-63), "Флот в первой мировой войне" (т. 1-2, 1964), "Блокада и контрблокада" (1967), "Боевые действия в Атлантике и на Средиземном море 1939-1945" (1967). Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечеств, войны 1-й степени и медалями.

БЕЛЛИ (Belli) Джузеппе Джоакино (7.9.1791, Рим,-21.12.1863, там же), итальянский поэт. Гл. произв.- "Римские сонеты" (изд. 1886-89, посмертно), поэтич. цикл, состоящий из 2000 сонетов на рим. диалекте, к-рые, по его замыслу, должны были стать "памятником римскому простонародью". Написанные от лица людей из народа, сонеты проникнуты ненавистью к духовенству и продажным судьям, презрением к высшим классам, уважением к бедным труженикам. Н. В. Гоголь назвал Б. настоящим*народным поэтом. Б. принадлежат также любовная лирика и стихи религ. характера, написанные после Революции 1848-49.

Соч.: Sonetti romaneschi... Sonetti ordinati..., t. 1-2, Roma, [1944-45].

Лит.: Горленко В., Гоголь и иностранцы. Поэт, открытый Гоголем, в его кн.: Отблески, 2 изд., СПБ, 1908: Storia della letteratura italiana, v. 7, Mil., 1969.

Н. Г. Елина.

БЕЛЛИНИ (Bellini) Винченцо (3.11.1801, Катания, Сицилия,-23.9.1835, Пюто, близ Парижа), итальянский композитор. Происходил из семьи музыкантов (отец -дирижёр, дед - органист и композитор). Учился в Неаполитанской консерватории. Написал 11 опер, из к-рых большим успехом пользовались "Капулетти и Монтекки" (1830, театр "Фениче", Венеция), "Сомнамбула" (1831, театр "Кар-кано", Милан), "Пуритане" (1835, "Театр Итальен", Париж). Наиболее значит. произв.- опера "Норма" (1831, театр "Ла Скала", Милан). Постановки опер Б. часто сопровождались патриотич. демонстрациями: в условиях роста нац.-освободит. движения в Италии зрители находили в его операх актуальное политич. содержание. Б. - крупнейший мастер итал. стиля бельканто. Основу его музыки составляет яркая вокальная мелодика, гибкая, пластичная, отличающаяся непрерывностью развития. На произв. Б. совершенствовали своё иск-во выдающиеся итал. певцы.

Лит..: Серов А., Беллини, его деятельность и значение, "Пантеон", 1854, № 5; Конен В., История зарубежной музыки, 2 изд., в. 3, М., 1965, с. 372 - 75; Pougin A., Bellini, sa vie et ses oeuvres, P., 1868; Pizzetti J., VincentoBellini, 2 ed.. Mil., 1936.

БЕЛЛИНИ (Bellini), семья итальянских живописцев - основоположников искусства Возрождения в Венеции. Живопись главы семьи Якопо Б. (ок. 1400 -1470/71) при мягкой лиричности образов во многом сохраняет связь с готич. традициями ("Мадонна с младенцем", 1448, Пинакотека Брера, Милан). В полных живых наблюдений рисунках Якопо Б. (зарисовки антич. памятников, архит. фантазии, многофигурные сцены в альбомах рисунков - Брит. музей, Лондон, и Лувр, Париж) отражаются интерес к проблеме перспективы, влияние Андреа Мантенъи и Паоло Уччелло. С. Джентиле Б. (ок. 1429 - похоронен 23.2.1507), сыном Якопо Б., связано зарождение венецианской жанрово-ист. картины.

В. Беллини.

Ф. Ф. Беллинсгаузен.

Его монументальные многофигурные композиции с несколько сухим тщательным рисунком и светлым праздничным колоритом увлечённо повествуют об уличной жизни Венеции ("Процессия на площади Сан-Марко", 1496, "Чудо святого креста", 1500,-в Гал. Академии, Венеция). В своих портретах Джентиле Б. педантически точно воспроизводит облик модели. Крупнейшим венецианским мастером кватроченто был второй сын Якопо - Джованни Б. (ок. 1430-29.11.1516), творчество к-рого заложило основы иск-ва Высокого Возрождения в Венеции. Драматически острые, холодные по цвету ранние работы Джованни Б., отражающие влияние Ман-теньи ("Оплакивание Христа", ок. 1470, Пинакотека Брера, Милан), сменяются к кон. 1470-х гг. под воздействием Пьеро делла Франческа и Антонелло да Мессина гармонически ясными, жизнеутверждающими произведениями, в к-рых величавым человеческим образам созвучен широкий одухотворённый пейзаж ("Преображение", 1480-85, Нац. музей и гал. Каподимонте, Неаполь; "Аллегория", т. н. "Озёрная мадонна", 1490-е гг., Гал. Уффици, Флоренция; "Пиршество богов", 1514, Нац. гал., Вашингтон).

Джованни Беллини.

"Мадонна с деревцами". 1487. Галерея Академии. Венеция.

В этих работах мягкая гармония звучных, словно пропитанных солнцем, насыщенных цветов и тонкость светотеневых градаций создают ощущение воздушной среды. Многочисл. "мадоннам" Джованни Б. ("Мадонна с деревцами", 1487, Гал. Академии, Венеция; "Мадонна", 1488, Академия Каррара, Бергамо) присущи то ясная, спокойная торжественность, то лирически-интимная созерцательность. В творчестве Джованни Б. сформировались классически упорядоченная ренессансная композиция алтарной картины ("Мадонна на троне в окружении святых", 1505, церковъ Сан-Дзаккария, Венеция) и полный интереса к яркой человеческой личности гуманистич. портрет (портрет дожа Л. Лоредана, ок. 1502, Нац. гал., Лондон). Из достижений Джованни Б. исходили в своём творчестве его ученики - Джорджоне и Тициан.

Лит.: Гращенков В. Н., Портреты Джованни Беллини, в сб.: От эпохи Возрождения к двадцатому веку, М., 1963; Grоnau G., Die Kunstlerfamilie Bellini, Bielefeld - Lpz., 1909; Pallucchini R., Giovanni Bellini, Mil., 1959; Bqttari S., Tutta la pittura di Giovanni Bellini, v. 1 - 2, Mil., 1963.

Илл. см. на вклейке, табл. VIII.

БЕЛЛИНСГАУЗЕН Фаддей Фаддеевич [9(20).9.1778, о. Эзель, ныне о. Сарема, Эст. ССР,-13(25).!.1852, Кронштадт], русский мореплаватель, адмирал. Учился в Морском кадетском корпусе в Кронштадте. В 1803-06 участвовал в 1-м рус. кругосветном плавании на корабле"Надежда" под командой И. Ф. Крузенштерна. По возвращении из экспедиции командовал различными кораблями на Балтийском и Чёрном морях. В 1819-21 возглавлял кругосветную экспедицию на шлюпах "Восток" (командир Б.) и "Мирный" (командир М. П. Лазарев), посланную в Антарктику с целью макс. проникновения к юж. приполярной зоне и открытия неизвестных земель. В 1819 открыто неск. островов в антарктич. части Атлантич. ок. 16(28) янв. 1820 экспедиция открыла Антарктиду; приблизившись к ней в точке 69°21' ю. ш. и 2°14' з. д. (район совр. шельфового ледника Беллинсгаузена), 21 янв. (2 февр.) Б. вторично увидел ледяные берега.

5 и 6 (17 и 18) февр. экспедиция подошла почти вплотную к ледяному массиву. Это позволило Б. и Лазареву сделать вывод, что перед ними находится "льдинный материк". В 1821 открыты остров, названный именем Петра I, и берег, названный именем Александра I. Экспедиция открыла также ряд островов в тропич. части Тихого ок. 24 июля (5 авг.) 1821 суда после 751-дневного похода вернулись в Кронштадт. В 1828-29 Б. участвовал в рус.-тур. войне. С 1839 воен. губернатор Кронштадта.

Именем Б. названы море в Тихом ок., мыс на Юж. Сахалине и остров в архипелаге Туамоту. Плавания Б. описаны в его книге „Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819-21, совершенные на шлюпах "Восток" и "Мирный"..." (1931; 3 изд., 1960). Портрет стр. 115.

Лит.: Болотников Н. Я., Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев, в кн.; Русские мореплаватели, М., 1953.

БЕЛЛИНСГАУЗЕН, науч. станция на о. Кинг-Джордж (Ватерлоо) в группе Юж. Шетлендских о-вов, первая сов. станция у берегов Зап. Антарктиды. Создана 13-й Советской антарктич. экспедицией. Открыта 22 февр. 1968 на юго-зап. оконечности острова - мысе файдлс (62°12' ю. ш., 58°56' з. д.). На станции ведутся регулярные аэрометеорологич., гляциологич., геомагнитные наблюдения, геоморфологич., биологич. и мед. исследования. Назв. в честь Ф. Ф. Беллинсгаузена.

БЕЛЛИНСГАУЗЕНА КОТЛОВИНА, понижение дна на Ю.-В. Тихого ок., между материковым склоном Антарктиды, Юж. Америки и Южно-Тихоокеанским, Вост.-Тихоокеанским и Зап.-Чилийским поднятиями. Протяжение с В. на 3. ок. 8 тыс. км. Наибольшая глуб. 5290 м. Грунт - красные глубоководные глины и диатомовые илы. Назв. в честь Ф. Ф. Беллинсгаузена.

БЕЛЛИНСГАУЗЕНА МОРЕ, окраинное море Южного ок. у берегов Антарктиды, между п-овами Антарктическим и Терстон. Глуб. от 410 л до 4470 м в открытой части моря. Берега гористые, окаймлены шельфовьши ледниками. Крупные острова - Петра I и Земля Александра I. Темп-pa воды на С. ок. 0°С, на Ю.-ниже -1°С. Солёность летом ок. 33,5°/оо. Течения образуют круговорот по часовой стрелке. В течение всего года большая часть поверхности занята плавучими мор. льдами и айсбергами, к-рые в зимне-весенние месяцы покрывают всю поверхность моря. Открыто русской экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева в 1821.

БЕЛЛИНСГАУЗЕНА ШЕЛЬФОВЫЙ ЛЕДНИК, в вост. части Берега Принцессы Марты (Вост. Антарктида). Узким языком выдаётся почти на 100 км а Южный ок. Конец ледника по мере выдвижения в море периодически обламывается. На Ю. примыкает к шельфовому леднику Фимбулисен. Назван в честь Ф. Ф. Беллинсгаузена.

БЕЛЛ-ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА взаимного обучения, система организации и методов обучения в нач. школе, при к-рой старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учащимися. Назв. получила по именам англ, педагогов А. Белла (A. Bell; 1753 -1832) и Дж. Ланкастера (J. Lancaster; 1776 или 1778-1838), независимо друг от друга выдвинувших сходный метод обучения. Первоначально применялась в Индии, где в это время находился Белл. В нач. 19 в. получила широкое распространение в ряде стран (США, Франция, Бельгия и др.), как дешёвый и быстрый способ распространения грамоты. В школах взаимного обучения учили чтению религиозных книг, письму и счёту. В них не было классов и учителей в современном смысле слова. Учащиеся, разделённые на десятки (отделения), учились у мониторов, к-рые учились сами, а для обучения товарищей получали от учителя инструкцию, чему и как надо учить в предстоящий день. Учебников не было. Вместо них пользовались различным дидактическим материалом. При Б.-Л. с. учащиеся не приобретали систематических знаний. Против Б.-Л. с. выступили И. Г. Песталоцци и его последователи.

В России школы,работавшие по Б.-Л.с., стали открываться с 1818, но широкого распространения не получили. Систему взаимного обучения использовали декабристы в целях распространения грамотности среди солдат и крестьян. Декабристы М. Ф. Орлов, В. Ф. Раевский и др. в организованных ими школах (ок. 800 чел. уч-ся) расширили содержание образования, ввели историю, лит-ру, математику. Пользуясь возможностью учить по рукописным материалам, они составляли таблицы с антикрепостнич. содержанием, старались пробудить самостоят. мысль учащихся и дать им политич. воспитание. Декабристская орг-ция "Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения", создававшая такие школы, была уничтожена царским пр-вом незадолго до восстания декабристов.

Лит.: Дружинин Н. М., Декабрист И. Д. Якушкин и его ланкастерская школа, "Уч. зап. Московского городского педагогического ин-та", 1941, т. 2, в. 1; Салимова К. И., Из истории школы и педагогической мысли в Англии в период промышленной революции (1760 - 1830), "Изв. Академии педагогических наук РСФСР", 1959, № 105; Паина С. Б., Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения (1818 -1825 гг.), в кн.: Новые исследования в педагогических науках, [М., 1968, в. 12].

М. Ф. Шабаева.

БЕЛЛОВАКИ (лат. Bellovaci), одно из самых значит. племён белгов на территории Сев. Галлии.

БЕЛЛОК (Belloc) Хилери (27.7.1870, Сен-Клу, Франция,-16.7.1953, Гилфорд), английский писатель. Автор романов ("Мистер Барден", 1904), очерков ("Ни о чём", 1908; "Обо всём", 1909; "Кой о чём", 1910), рассказов, путевых заметок, стихов, а также ист. работ. В лит. произв. Б. сильна сатирич. сторона, однако его критика капиталистич. индустриализации и коррупции сопровождается нападками и на социализм, а в поисках идеала обществ, устройства он обращается к средневековью.

Соч.: Hilaire Belloc's stories, essays and poems, L., 1957; Mr Clutterbuck's election, L., 1908; Danton, L., 1928.

Лит.: Collins A. S., English literature of the twentieth century, L., 1965.

Н. П. Михальская.

БЕЛЛОНА, в др.-рим. мифологии богиня войны. Супруга, в др. вариантах мифов -сестра или кормилица Марса. В Риме на Марсовом поле в нач. 3 в. до н. э. был сооружён храм Б., перед к-рым стояла "колонна войны" - символич. граница между Римом и др. странами.

С 1 в. до н. э. с Б. отождествлялась малоазийская богиня Ма. Изображалась Б. со змеями вместо волос, со времени имп. Августа (кон. 1 в. до н. э.) - с мечом или бичом, часто в центре битвы, на колеснице.

БЕЛЛОТТО (Bellotto) Бернардо (30.1. 1720, Венеция, - 17.11.1780, Варшава), итальянский живописец и офортист. Племянник и ученик А. Каналетто, унаследовал его прозвище. В 1747-67 работал в Дрездене, Вене и Мюнхене, с 1767 в Варшаве. Мастер ведуты - документально точного архит. пейзажа. Выполнил серебристые по гамме, несколько сухие по рисунку виды Венеции, Дрездена, Варшавы и др. городов.

Б. Беллотто. "Вид замка Кёнигштейн". 1764. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва.

Лит.: Фомичева Т. Д., Виды Дрездена и Пирны. Архитектурные пейзажи Беллотто, Л., 1959; Fritzsche H. A., Bernardo Belotto genannt Canaletto, Burg, [19361; Kozakiewicz S., Canaletto, 2 wyd., Warsz., 1955.

БЕЛЛОУ (Bellow) Сол (р.10.7.1915, Ла-шин, Квебек), американский писатель. Сын петербургского коммерсанта, в 1913 эмигрировавшего в Канаду. Учился в Чикагском и Северо-Западном ун-тах; получил степень бакалавра антропологич. и социологич. наук. Был профессором в ун-тах США. Первый рассказ Б. "Два утренних монолога" (1941) остался незамеченным. Известность принёс ему роман "Праздношатающийся" (1944), основная проблема к-рого - сохранение человеком своего "я" в хаосе социальных, нац. и моральных обязательств, возложенных на него обществом. Эта тема стала доминирующей в творчестве Б. Роман "Приключения Оги Марча" (1953) удостоен Нац. премии как лучшая книга года. Роман Б. "Герцог" (1964; удостоен той же премии, 1965) посвящён трагедии интеллигента, не находящего себе места в чуждом ему бурж. мире.

Соч.: The victim, N. Y., 1956; Henderson the Rain King, N. Y., 1959; Seize the day, N. Y., 1963; Mos