БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ступившие ещё в предреволюц. годы (на впервые организов. в Уфе выставке, 1916): первый художник-башкир К. А. Давлеткильдеев (преим. портретист), М. Н. Елгаштина, мастер мону-ментально-эпич. пейзажа А. Э. Тюлькин, А. П. Лежнев, В. С. Сыромятников. В 1920 в Уфе открылся Художеств. музей (с 1954 - им. М. В. Нестерова), в 1926 -Художеств. уч-ще (ныне Уфимское уч-ще иск-в), в к-ром получили образование многие башк. художники. В кон. 30-40-х гг. в живописи Б. значит. место занимают историко-революц. темы (картины И. И. Урядова, посв. В. И. Чапаеву, А. П. Лежнева, посв. Салавату Юлаеву, и др.) и темы социалистич. строительства. Особенно успешно развивается иск-во Б. в 50-60-е гг., когда выступают художники - воспитанники художеств. ин-тов страны. Выделяются пейзажные работы В. П. Андреева, Н. А. Русских, тонкие, полные поэтич. очарования пейзажи Б. Ф. Домашникова, характерные высветленной гаммой, декоративные полотна А. Д. Бурзянцева, А. В. Пантелеева, П. П. Салмасова. Картины на

Образцы башкирской вышивки и ткачества 19 в.

БАШКИРСКАЯ АССР Башкирское народное искусство. 1. Обувь ("ката"), украшенная аппликацией. 2. Ковш ("ижау") из дерева. 3. Кожаная сумка с тиснёным узором. Все- 19 в. историч. и совр. темы, а также портреты пишут Р. М. Нурмухаметов, А. Ф. Лутфуллин, А. А. Кузнецов, А. Т. Платонов; красочный нац. быт находит отражение в жанровых картинах Ф. А. Кащеева, натюрмортах А. X. Ситдиковой. Как театр, художники работают М. Н. Арсланов, Г. Ш. Имашева. В 60-е гг. в скульптуре выделяются Т.П. Нечаева (портретные бюсты, мелкая пластика, декоративные керамич. панно) и Б. Д. Фузеев (преим. портрет). Развивается книжная и станковая графика (Р. Г. Гумеров, Б. Я. Палеха и др.).

Илл. см. на вклейке, табл. V.

Музыка. До Окт. революции башк. музыка была представлена только нар. творчеством. Башк. нар. песня одноголосна. Её разновидности: узун-кюй (долгий, протяжный напев, включающий широкораспевные метроритмически свободные песни или инструментальные мелодии импровизац. склада), уртасакюй (полупротяжный напев), кыска-кюй (короткий напев, включающий скорые, чёткие по структуре ритмич. моторные песни или изобразит. пьесы). К кыска-кюй примыкают различные виды инструментальных мелодий: марши, сопровождающие военные мужские танцы; кыланып-бейец - мелодии, связанные с изобразительными героич. танцами; бейец-кюй - лирич. и плясовые напевы; такмак - плясовая песня типа частушки, зародившаяся в кон. 19 в. Форму героич. эпоса представляют иртэки, кубаиры, байты - песни былинного характера. Элементы многоголосья встречаются в иск-ве узляу ("игра горлом"), при к-ром исполнителю удаётся одновременно извлекать выдержанный нижний звук и мелодию. Ладовой основой нар. музыки является своеобразная пентатоника, сочетающая пентатонно-диатонич. лады. Нар. башк. муз. инструменты - курай (тростниковая продольная флейта типа пастушеской свирели), гармонь, кубыз (род варгана металлич. или деревянного).

С установлением Сов. власти в Б. начала развиваться проф. муз. культура. Значит. часть творчества башк. композиторов в 20-е гг. составляли песни и хоры (X. К. Ибрагимов, М. М. Валеев, К. Ю. Рахимов, С. X. Габаши). В театре в Стерлитамаке (с 1922 в Уфе) ставились спектакли, музыку к к-рым писали X. К. Ибрагимов (муз. комедия "Башмачки"), М. Р. Калиновский, К. Ю. Рахимов, С. X. Габаши, М. М. Валеев. В 1919 в Уфе создана муз. школа, в 1922-техникум. С 1925 в Уфе устраиваются симфонич. концерты. В 1932 при Моск.
консерватории открылось башк. отделение (руководитель - нар. арт. Башк. АССР Б. Г. Альмухаметов), реорганизованное в 1936 в муз. студию. В 30-е гг. эту студию окончили X. Ф. Ахме-тов, X. ТП. Займов, З. Г. Исмагилов, Т. Ш. Каримов, Р. А. Муртазин. В 1938 в Уфе открыты муз. театр Б. (с 1941 -Башкирский театр оперы и балета) и Башк. филармония, организованы оркестр нар. инструментов, Башк. фольклорный кабинет. С 1962 при Уфимском уч-ще искусств работает заочное отделение Муз. педагогич. ин-та им. Гнесиных (учебно-консультационный пункт). В 1963 начало работать Салаватское муз. уч-ще. В 1968 в Уфе открыт Ин-т искусств с 6 факультетами, в 1969 начали работать муз. уч-ща в Октябрьском и Давлеканово.

На основе синтеза нар.-муз. традиций и принципов европ. и, прежде всего, рус. муз. классики складывается нац.-самобытный стиль башк. музыки. В 40-х гг. поставлены первые башк. оперы "Хак-мар" М. М. Валеева, "Мэргэн" ("Меткий стрелок") А. А. Эйхенвальда, "Карлугас" ("Ласточка") Н. К. Чемберджи, и др. В 1944 состоялась премьера первого башк. балета "Журавлиная песня" Л. Б. Степанова. В 50-60-е гг. поставлены: оперы "Салават Юлаев" (1955), "Шаура" (1963), муз. комедия "Кодаса" (1958) 3. Г. Исмагилова; балеты "Горная быль" А. С. Ключарёва (1951), "Буратино" (1960), "Гюльназира" (1963) Н. Г. Сабитова, "Горный орёл" Н. Г. Сабитова и X. Ф. Ахметова (1959), "Черноликие" X. Ш. Заимова и А. Г. Чугаева (1965). Развивается симфонич., камерно-инструментальное и вокальное творчество башк. композиторов. Популярность получили произв. X. Ф. Ахметова, X. Ш. Заимова, Р. А. Муртазина, Н. Г. Сабитова и др.

Среди башк. исполнителей: дирижёры - засл. деят. иск-в Башк. АССР Н. Г. Сабитов, Г. X. Муталов; певцы -нар. артисты РСФСР Б. Н. Валеева, Г. С. Хабибуллин, М. X. Хисматуллин, засл. артисты РСФСР М. А. Ахметзя-нова, М. Г. Салигаскарова, нар. арт. Башк. АССР Г. С. Альмухаметов, засл. арт. Башк. АССР С. К. Галимова и др.; солисты балета - нар. арт. СССР 3. А. Насретдинова, нар. артисты РСФСР X. Г. Сафиуллин, Г. Г. Сулейманова, засл. артисты РСФСР Т. Ш. Худайбердина, Ф. М. Саттаров, М. А. Тагирова и др. Я. Ш. Губайдуллин.

Драматический театр. Проф. башк. театр создан после Окт. революции. В 1919 в Стерлитамаке на базе кружков красноармейской самодеятельности открылся первый нац. театр, к-рый с 1922 работает в Уфе, ныне - Башк. академич. театр драмы. В 20-30-е гг. здесь были поставлены произв. башк. драматургов -"Башмачки" X. К. Ибрагимова, "Завод", "Урняк" А. М. Тагирова, "Красная звезда" Мажита Гафури, "Карагул" Д. И. Юлтыя, "Хакмар", "Дружба и любовь" С. М. Мифтахова, "Карлугас" Б. Г. Бикбая и др. Деятели театра ставили классич. русскую ("Ревизор" Н. В. Гоголя, "Без вины виноватые" А. Н. Островского) и зап.-европ. ("Разбойники" Ф. Шиллера, "Овечий источник" Лопе де Вега и др.) драматургию, лучшие пьесы сов. авторов ("Любовь Яровая" К. А. Тренёва, "Бронепоезд 14-69" В. В. Иванова). В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 в репертуар театров вошли патряотич. пьесы: "Война" Кирэя Мэргэна, "Жёнушка" А. К. Мубарякова, "На берегу Белой" Рашита Нигмати, "Нашествие" Л. М. Леонова и др. В 40-60-е гг. репертуар театров обогатился пьесами, посв. современности, героике Гражданской и Великой Отечеств. войн, историч. и революц. прошлому башк. народа: "Тальян-гармонь" Г. Г. Ахметшина, "Мы не расстанемся" И. А. Абдуллина, "Одинокая берёза", "В ночь лунного затмения", "Страна Айгуль" М. С. Карима, "Весенняя песнь" Н. Н. Наджми, "Раиса" Н. В. Асанбаева, "Он вернулся" и "Шонкар" А. К. Атна-баева, "Буре навстречу" Р. Ишмурата, "Сын солдата" А. М. Мирзагитова, "Неркес" И. X. Юмагулова, и др.

Сцены из спектаклей Башкирского театра драмы. Вверху - "Черноликие" по М. Гафури. 1938. Внизу - "Одинокая берёза" М. Карима. 1954.

Работают рус. театры в Уфе (осн. в 1931), в Стерлитамаке (осн. в 1938), дра-матич. театры в Сибае (осн. в 1931) и Са-лавате (осн. в 1933), Театр кукол в Уфе (осн. в 1932). Среди театр, деятелей Б.: нар. арт. СССР А. К. Мубаряков; нар. артисты РСФСР 3. И. Бикбулатова, Г. М. Мингажев, А. Ф. Зубаиров, Г. X. Карамышев, Г. М. Тукаев; засл. артисты РСФСР X. Г. Бухарский, Р. С. Янбулатова, Б. Г. Имашев; засл. деят. иск-в Башк. АССР и засл. артисты РСФСР Г.Ш.Имашева, Ш.М.Муртазина; нар. артисты Башк. АССР Г. Б. Абзгиль-дина, Л. Г. Ахтямова, Т. М. Бикташева, Д. Р. Даутова, X. И. Кудашев, М. А. Ма-гадеев, Т. Ф. Рашитова, А. Г. Сады-кова, Г. 3. Сулейманов, Г. А. Ушанов, Р. III. Файзуллин. Кадры для драматич. театров республики готовятся в ГИТИСе, Уфимском уч-ще иск-в, на театр, ф-те Уфимского ин-та иск-в (открыт в 1968).

Лит.: Тахаев X. Я., Башкирия, М., 1950; его же, Природные условия и ресурсы Башкирской АССР, Уфа, 1959; Xисматов М. Ф-, Очерки по географии Башкирии, Уфа, 1963; Маслов М. Д., Цветаев А. А., География Башкирии, Уфа, 1963; Тебе спасибо, Октябрь!, Уфа, 1967; История Башкирской АССР, 3 изд., Уфа, 1968; Очерки по истории Башкирской АССР, т. 1 (ч. 1-2)-2, Уфа, 1956-66; Усманов А. Н., Присоединение Башкирии к Русскому государству, Уфа, 1960; Усманов X. Ф., Столыпинская аграрная реформа в Башкирии, Уфа, 1958; Подготовка и проведение Великой Октябрьской социалистической революции в Башкирии. Сб. документов и материалов, Уфа, 1957; Образование Башкирской АССР. Сб. документов и материалов, Уфа, 1959; Амине в 3. А., Октябрьская социалистическая революция и гражданская война в Башкирии (1917 - 1919 гг.), Уфа, 1966; Узиков Ю. А., Подписано В. И. Лениным (По следам пяти ленинских телеграмм в Башкирию), Уфа, 1967; Башкирия за полвека, Уфа, 1969; Бурангулов И., Башкортостанди капитализмден Ycenie (1861 -1897 йылдар), Эфе, 1961; Гулиров F., Башкортостан тыныс тезолошкэ кусеу осорон-да (1919-1922 йылдар), вфе, 1958; его ж е, Баштсортостанда холтс хужалыгын аятстса бастырыу осоронда (1923-1928 йылдар), Офв, 1960; Комар И. В., География хозяйства Урала, М., 1964; Народное хозяйство Башкирской АССР. Статистический сборник, Уфа, 1967; Хисматов М. Ф., Башкирия. Экономико-географическая характеристика, Уфа, 1968; Наука в Советской Башкирии за 50 лет, Уфа, 1969; Писатели Советской Башкирии, Уфа, 1955; Молодая литература возрожденного народа, М., 1958; История башкирской советской литературы; Очерки, ч. 1 - 2, Уфа,1963-66; Баштсорт совет эзэбиэте тарихе, Эфе, 1967; Рэйнуллин М., Ьэм ХесэиновР., Бапгкорт совет языусылары, уфе, 1967; Хесэинов F., Баштсорт совет поэзияЬыньщ усеу юлдары, вфе, 1968; Тимергэлина Р. X., Бапгкортостан языусылары. (Библиогр. белешма), вфе, 1968; Сахаутдинова М., В Советской Башкирии, "Архитектура СССР", 1957, № 9; "Художник", 1959, № 6, с. 2 - 19; А в и-жанскаяС. А.,БикбулатовН. В., Кузеев Р. Г., Декоративно-прикладное искусство башкир, Уфа, 1964; Народное искусство башкир. [Альбом], Л., 1968; Пикунова Г., Песня о Башкирии, "Художник", 1969, № 4; Рыбаков С. Г., Музыка и песни уральских мусульман..., СПБ, 1897; Лебединский Л. Н., Композиторы Башкирии, М., 1955; его же, Башкирские народные песни и наигрыши, 2 изд., М., 1965; Шумская Н., Музыкальная культура Башкирской АССР, в кн.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957; Башкирские народные песни, Сб. сост. X. Ф. Ахметов, Л. Н. Лебединский, А. И. Харисов, Уфа, 1954; Гаскаров Ф. А., Башкирские танцы, Уфа, 1958; Хайруллин Р., Башкирский ансамбль народного танца, Уфа, 1966; Башкирский государственный театр оперы и балета, М., 1955; Башкирский академический театр драмы, Уфа, 1969.

БАШКИРСКАЯ ПОРОДА лошадей, местная порода лошадей, сложившаяся в далёком прошлом в Башкирии. Лошади мелкорослы, приземисты, крепкой конституции, хорошо приспособлены к круглогодовому содержанию в табунах на степных, лесостепных и лесных пастбищах в условиях резко континентального климата. Масти самые разнообразные, наиболее типичны саврасая и гнедая. В породе различают типы: упряжной - укрупнённые (высота в холке 140-142 см) равнинные лошади сев. районов республики; верхово-упряжной и верхово-вьючный - более мелкие (высота в холке 130-138 см) степные и горные лошади. Живая масса (распространён термин "живой вес") 370-420 кг. Кобылы высо-комолочны, дают 8-10 л молока в сутки (1600-2000 л в среднем за лактацию), идущего гл. обр. на изготовление кумыса.

Жеребец башкирской породы.

Используют неприхотливых и выносливых башкирских лошадей на различных с.-х., трансп. работах, для разъездов под седлом и перевозки грузов вьюком. Макс, грузоподъёмность в упряжи св. 3 т. Башк. лошади ценятся также и как мясные животные: убойный выход 50-54% . Племенная работа с породой ведётся в направлении развития рабочих, молочных и мясных качеств лошадей.

БАШКИРСКИЕ ВОССТАНИЯ 17 -18 вв. Восстание 1662-64. Началось после того, как царское правительство запретило башк. феодалам набеги на калмыков и потребовало возвратить захваченных ими пленных, что ущемляло экономич. интересы башк. знати. Восстание возглавили крупные феодалы (Иш-Мухаммед, Конкас и Девеней Девлетбае-вы, Сары-Мерген и др.), стремившиеся использовать в своих целях недовольство нар. масс захватом башк. земель царской администрацией, злоупотреблениями при сборе ясака и др. Политич. ориентация феодалов неоднократно менялась. Часть из них, отказавшись от рус. подданства, искала новых покровителей в лице калмыцких тайшей или сиб. царевича Кучу-ка. Движение охватило всю Башкирию и нек-рые соседние уезды. Особого размаха достигло летом 1662. Отряды восставших действовали в районе Уфы, взяли г. Кун-гур, осадили Долматов монастырь и разгромили ряд рус. поселений в Уфимском и Кунгурском уездах. На борьбу с восстанием царское пр-во направило значит. воинские силы. К лету 1664 восстание было подавлено. Пр-во пошло на частичное удовлетворение требований восставших: подтвердило запрещение захвата башк. земель, сменило уфимского воеводу, обещало разрешить старые зем. споры и наказать виновных в злоупотреблениях при сборе ясака и т. д.

Восстание 1681-83. Поводом послужили слухи о насильственной христианизации нерус. населения Поволжья и Приуралья. Во главе восстания стояли башк. феодалы Сеит Саафер (Садиир), Иш-Мухаммед Девлетбаев и др., объявившие "священную войну" против русских и обратившиеся за помощью к калмыкам. Восстание началось осенью 1681 и развернулось первоначально в районе Закамской линии. В 1682 оно распространилось на Сибирскую дорогу, особенно Зауральскую её часть. В Башкирию прибыли калм. отряды, к-рые под видом помощи восставшим пытались подчинить себе башк. население, разоряли кочевья, захватывали пленных, скот и т. д. В 1683 восставшие прекратили борьбу. Решающую роль сыграло разочарование широких башк. масс в движении и в помощи калмыков, а также заявление рус. пр-ва о том, что оно не давало никаких распоряжений о насильственном крещении башкир.

Восстание 1705 - 11. Было вызвано введением в 1704 новых налогов и требованием поставок башкирами лошадей для рус. армии, а также сопровождавшими эти мероприятия злоупотреблениями.

Восстание возглавили крупные башк. феодалы Алдар Исекеев и Кучук (Кусюм) Тюлекеев. Отказавшись от рус. подданства, башк. феод, верхушка сделала попытку создать башк. ханство, связанное вассальными отношениями с Турцией или Крымским ханством.

Движение, развернувшееся в 1705-06 в юж. и сев.-зап. частях края, было вскоре подавлено. В 1707-08 оно вспыхнуло вновь, охватив значит, часть Башкирии, особенно её зап. р-ны, откуда перекинулось в Казанский уезд. В 1709-11 центр восстания переместился на восток края, в район Сиб. и Ногайской дорог. В борьбе с восстанием царское пр-во использовало отряды калмыков, нанёсших повстанцам серьёзное поражение летом 1710. Вместе с тем царизм вынужден был пойти на нек-рые уступки: были понижены размеры оброчных платежей, освобождены от сдачи на оброк нек-рые угодья и т. д.

Восстание 1735 - 40. Явилось реакцией башк. населения на строительство царским правительством в Башкирии крепостей, сопровождавшееся отнятием земли у башкир. Толчком к восстанию послужило выступление из Уфы отряда Оренбургской экспедиции к устью р. Ори для постройки там города. Восставшие требовали прекращения строительства крепостей. В 1735-36 осн. очагом восстания явились Юго-Зап. и Юж. Башкирия. В 1737-39 центр движения переместился в вост. часть края, в пределы Сиб. дороги. Во главе восстания стояли крупные башк. феодалы - ахун Кнль-мяк Нурушев, Акай Кусюмов, батыри Юсуп Арыков и Тюлькучура Алдагулов, муллы Бепеня Трупбердин и Юлдаш Сюярымбетов и др. Отряды восставших вели борьбу с правительств. войсками, нападали на укреплённые пункты, уничтожали поселения рус. крестьян, а также нерус. населения, не примкнувшего к движению (мишари, татар, части башкир). Башк. феод. верхушка, рассчитывая на поддержку казах. хана Абулхаира, настаивала на отказе от рус. подданства. В 1740 движение снова вспыхнуло в пределах Сиб. дороги. Восставшие сгруппировались вокруг самозванного хана Карасакала (Минлигула Юлаева), по имени к-рого движение получило назв. восстания Карасакала. Оно было жестоко подавлено. Главные руководители были приговорены к смертной казни, рядовые участники - к уплате штрафа. Царское пр-во провело ряд адм. реформ, поставивших под контроль рус. администрации внутр. жизнь башк. общин.

Н. Ф. Демидова.

Восстание 1755, восстание Батырши. Было вызвано усилением феод, гнёта, земельными притеснениями и насильств. христианизацией, проводимыми царской администрацией. Определ. роль в подготовке восстания сыграло воззвание муллы Абдуллы Але-ева, по прозванию Батырша, к-рый призывал башкир, татар, казахов, узбеков к "священной войне". Однако фактически Батырша не руководил восстанием, и всё движение проходило не под его лозунгами. Восстание носило стихийный характер. Началось 15 мая в Бурзянской вол. Ногайской дороги (Юж. Башкирия) убийством начальника горноизыскательной партии, разорением Сапсальского почтового стана и прекращением обслуживания Исетского тракта. Под натиском правительств, войск наиболее активные повстанцы ушли в казах. степи. В авг. движение в этом районе возобновилось и захватило ряд соседних волостей. Были разгромлены нек-рые з-ды и почтовые ямы (станции), убито неск. местных старшин. К концу августа движение затихло. 3-я вспышка восстания произошла в районе Осинской дороги (Сев. Башкирия) 27-28 авг. Восставшие убили старшину и начали готовиться к более активным действиям. Однако против них выступили местные феодалы, и движение прекратилось. Большую роль в этом сыграла и политика царского пр-ва, направленная на раскол восставших (прощение всех добровольно сдавшихся участников восстания, натравливание татар, казахов на башкир и др. нерус. народы и т. п.). После восстания гнёт царизма в Башкирии был неск. ослаблен.

Лит.: Устюгов Н. В., Башкирское восстание 1662 - 1664 гг., в сб.: Исторические записки, т. 24, М., 1947; его же, Башкирское восстание 1737 -1739 гг., М.- Л., 1950; Очерки по истории Башкирской АССР, т. 1, ч. 1, Уфа, 1956; Материалы научной сесси